Писатели фронтового поколения. "поэты белгородской области"

В издании представлены материалы о творчестве членов Союза писателей России, ныне живущих на Белгородчине ; ушедших из жизни писателей, которые сыграли видную роль в деятельности областной писательской организации; о писателях, выехавших из области, но внесших определенный вклад в развитие литературного дела; членов литературных объединений.

Пособие не является исчерпывающим, так как носит рекомендательный характер. Его цель - познакомить читателей с творчеством белгородских поэтов и прозаиков.

Материал в указателе расположен в алфавите имен писателей. Автор, имеющий псевдоним, помещен под именем, наиболее известным широкому кругу читателей.

Сведения о каждом писателе включают автобиографию или биографию. Затем перечисляются произведения писателя и литература о его творчестве. В перечень произведений писателя включаются книги, публикации в коллективных сборниках и центральной периодической печати, а также в местных газетах. Сведения о переизданиях книг помещаются вслед за первым изданием.

Указатель может быть использован преподавателями, учащимися и студентами, критиками, журналистами, библиотечными работниками, учителями, краеведами, а также всеми, кто интере¬ суется литературной жизнью родного края.

Писатели Белогорья. Биобиблиографический справочник. Редакторы-составители: Г. Н. Бондарева Т. Н. Кублова, Т. Н. Мозговая, В. Е. Молчанов. Художник: В. В. Колесник. Тех. редактор: Д. А. Куликов. Корректор: Р. И. Никитина

© Белгородское региональное отделение Союза писателей России, 2004
© Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2004
© Колесник В. В., худ. оформл., 2004
© «Крестьянское дело», 2004

Последние статьи

Конорев Л. Ф. 1933

Я из того поколения, которое принято называть «детьми войны», хотя и родился раньше - в предвоенные тридцатые годы. Когда началась война, мне уже шел восьмой год, потому события той далекой-далёкой поры запечатлелись в памяти неизгладимо. И сегодня, спустя более полувека, вижу, как наяву, живые, с отчетливыми подробностями картины.

К. В. Петровна 1958.

Кобзарь Вера Петровна родилась 23 апреля 1958 года в селе Красноталовка Еланского района Волгоградской области в крестьянской семье. Отец - механизатор, мама - разнорабочая. Село Красноталовка - место живописное, утопающее в вишневых и яблоневых садах. Небольшая речка Бузулук была излюбленным местом детворы и взрослых.

Колесник В. В. 1949.

Родился я в селе Новая Ивановка Ровеньского района Белгородской области в 1949 году. 27 ноября. Вскоре после моего рождения отец мой, демобилизованный из Германии солдат, завербовался в Чечено-Ингушетию. Там, в городе Грозном, был я крещен в православной церкви. Но через три года семья наша вынуждена была вернуться на родину

. 1

Дедяева Н.А. (, МБОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»)

1. Брагин В.А. Степная музыка: Рассказы для детей/В.Брагин. – Белгород: Книжное издательство, 1963 г. – 31 с.

2. Брагин В.А. Синь-синица: Стихи/В.Брагин. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1974 г. – 20 с.

3. Брагин В.А. Эхо весны: Стихи/В.Брагин. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1979 г. – 20 с.

4. Брагин В.А. Капелька солнца: Стихи/В.Брагин. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1989 г. – 48 с.

5. Брагин В.А. Зимняя травка: Рассказы натуралиста/В.Брагин. – Белгород: Книжное издательство, 1993 г. – 32 с.

6. Брагин В.А. В гостях у зайца: Стихи/В.Брагин. – Белгород: Книжное издательство, 2000 г. – 100 с.

7. Брагин В.А. Флейта иволги: Стихи и рассказы/В.Брагин. – Белгород: «Константа», 2004 г. – 96 с.

8. Брагин В.А. Солнышко в росинке: Стихи и рассказы/В.Брагин. – Белгород: «Константа», 2008 г. – 110 с.

Одни книги заставляют нас мечтать, другие - погружают в действительность,
но все они проникнуты самым главным для автора - искренностью.

Пауло Коэльо

Белгородская литература занимает в современной отечественной литературе видное место. Доказательством этому стала научная конференция «Современная литература Белгородчины», организованная с 2008 года в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке по инициативе управления культуры Белгородской области, регионального отделения Союза писателей России. В форуме принимают участие белгородские писатели, ученые - филологи, преподаватели и студенты вузов Белгорода, ведущие специалисты библиотек области. Научная конференция стала завершающим этапом в проведении традиционных Дней литературы на Белгородчине, цель которых - популяризация чтения и привлечение внимания к творчеству белгородских писателей. Устойчивые, многоаспектные связи человека и литературы, рожденной на родной земле, позволили актуализировать роль литературы Белгородчины в развитии культуры региона и России в целом, выявить её типические и специфические черты.

Актуальность: Мы считаем, что сейчас особую значимость приобретает литература провинции, и уверены: в культурно-образовательном пространстве Белгородчины местный литературный процесс, жизнь и творчество выдающихся писателей-земляков находятся в центре внимания ученых, педагогов-практиков, музейных сотрудников, краеведов.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе рассматривается творчество поэта, малоизвестного читателям даже на территории Белгородской области. В прессе за последние несколько лет обнаружены преимущественно небольшие заметки в местных газетах и журналах. Не найдено ни одного исследования, в котором рассматриваются особенности поэтического языка В.Брагина с точки зрения лексических, словообразовательных особенностей. Исследований, посвященных творческой биографии Брагина, нами не обнаружено.

Цель работы: исследовать творческую биографию Владимира Антоновича Брагина, определить значение его творчества на современном этапе.

Объект исследования: жизнь и творчество В.А.Брагина.

Предмет исследования: личностные качества и жизненные позиции В.Брагина, особенности его поэзии, актуальность его поэтического наследия.

1) отразить основные моменты жизненного и творческого пути поэта;

2) определить основные темы творчества В.А.Брагина;

3) подготовить материал о жизни и творчестве В.Брагина для использования в учебном процессе.

Методы исследования:

Теоретические - изучение биографических сведений, анализ литературных источников; изучение и анализ особенностей творческой биографии поэта, его поэтического наследия.

Эмпирические - анкетирование, наблюдение, описание, сравнение.

Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе проводилось изучение и анализ литературы по теме исследования. На втором этапе - статистическая обработка, анализ результатов исследования, обобщение и формулирование выводов.

Исследовательская работа имеет практическую значимость и будет использоваться в учебном процессе при изучении темы «Поэзия родного края» на уроках литературы, истории, географии, на краеведческих и литературных праздниках.

Гипотеза:

Так как Владимир Антонович Брагин, наш земляк, человек, творческий и талантливый, издал восемь сборников стихов и рассказов о природе родного края, то его можно по праву назвать самобытным поэтом Белгородчины, достойным звания замечательного и славного сына земли пятницкой.

Биография В.А.Брагина

Мы неоднократно задумывались о роли наших писателей-земляков в жизни каждого белгородца и в литературе России. А в преддверии 60-летия образования Белгородской области, нам особенно хочется уделить внимания писателю Владимиру Брагину, нашему земляку. Чем же интересен для нас и нашего поколения этот поэт, входивший в Белгородскую областную организацию Союза писателей России?

За короткой информацией в «Календаре знаменательных и памятных дат» за 2009 год к 80-летию со дня рождения Брагина Владимира Антоновича стоит судьба целого поколения, в том числе и белгородцев.

Свое знакомство с этим замечательным пятничаниным мы начали со строк, которые попались на глаза случайно:

Поэтом стать мечтал я с детства.

Сказал отец: - Стихи пиши,

Когда слова идут от сердца,

А мысли льются от души.

Они подкупили нас такой искренностью, которую в наше время встретишь нечасто. Нам посчастливилось узнать об этом человеке и из книг, и от него самого.

Родился Владимир Антонович 15 августа 1929 года в поселке Пятницкое. Отец пострадал во время коллективизации, был осужден. Рос Брагин полусиротой. Зимой будущий поэт учился в школе, а летом пас корову, работал по хозяйству. Любовь к поэзии привила сыну его мать, она знала много народных песен, которые напевала ему вечерами после работы.

В школе на перемене Владимир бежал в детдомовскую библиотеку, там еще с царских времен сохранилось обширное книгохранилище. Книги переплетались у него с народной жизнью. Рассказывая сюжеты книг своим сверстникам, Брагин частенько добавлял к ним свои выдумки. Так рождались его первые стихи и рассказы. Долгое время будущий поэт прятал их от брата, а потом стал посылать сои произведения в «Пионерскую правду». «Учись у классиков», - следовал ответ. И он упорно учился, подражая Пушкину, Лермонтову, Некрасову, позже полюбил стихи Есенина.

Во время Великой Отечественной войны Владимиру Антоновичу было 12 лет. Вместе со стариками и женщинами он работал в колхозе, помогал фронту, копал окопы, строил запасной аэродром накануне Курской битвы. Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1950-х годах напечатаны его первые стихи. В это время Брагин строил канал Волга-Дон, сахарный завод и молочно-консервный комбинат в Пятницком, убирал целинный урожай в Казахстане. За ударный труд награжден почетной грамотой ЦК ЛКСМ Казахстана. До 1966 года работал журналистом «Звезды» (Валуйский район) и «Красного Октября» (Волоконовский район). До 1986 года писатель преподавал в вечерней школе русский язык и литературу. Перед пенсией Брагину пришлось работать на сахарном заводе, но ни тяжелая работа, ни смена обстановки не заставила Владимира Антоновича забыть о стихах. Именно в это время он написал лучшие стихи, прочитал массу художественных книг.

Так произошло рождение и становление поэта В.А.Брагина.

Творческий путь поэта и анализ сборников

Всю свою жизнь Владимир Антонович занимался творчеством: писал стихи, рассказы, юморески, зарисовки, повести. Писал везде: дома и на работе, в лесу и в поле, в палатке и на току. Свой целинный подвиг он описал в записках «Хлеб целины», в 1962 году вышла его первая книга о родной природе «Степная музыка». Именно по этому сборнику Брагина приняли в литературный институт имени М.Горького. По рекомендации известного в то время поэта В.Гордейчева в Центрально-черноземном книжном издательстве вторая книга белгородского поэта «Синь-синица» вышла 100-тысячным тиражом.

Владимир Антонович Брагин - автор восьми поэтических и прозаических сборников: «В гостях у зайца», «Зимняя травка: Рассказы натуралиста», «Капелька солнца: Стихи», «Синь-синица: Стихи», «Степная музыка: Рассказы для детей», «Флейта иволги: Стихи и рассказы», «Эхо весны: Стихи», «Солнышко в росинке: Стихи и рассказы». Все они о родной природе для своих земляков, для детей, для тех, кто любит и ценит поэзию, красоту родного края. Написаны они с такой искренностью, душевностью, что проникают в самую глубину человеческого сердца. Мы думаем, что именно этим книги Брагина затронули душу и стали любимыми у читателей нашей эпохи. В стихах о природе столько добра, души, каждый образ как живой, как будто поэт умеет поговорить с ними на их языке и рассказать нам, не умеющим слышать и слушать их тайны и желания:

Ай, морозец - морозец! -

Ветру зимнему родня!

Рисовать ты молодец

На окошке у меня.

На окошко смотрит кошка,

Видит чудо из чудес:

Было чистое окошко,

А теперь здесь вырос лес!

Возле леса моет кошка

Лапки белые свои,

Не видать ей из окошка -

Где же делись воробьи?

Произведения В.А.Брагина богаты на образность:

Росинка весело смеется:

Невероятное случилось -

Большое утреннее солнце

В ее окошко закатилось,

Глядит оно - не наглядится…

В этом стихотворении (им открывается сборник поэта «Солнышко в росинке») каждая строчка звучит музыкой, той, что привлекает и долго не отпускает.

Хлынули тучи

Чернее чернил,

Дождик гремучий

Меня промочил.

Тучи умчались,

Громами гремя.

Солнце лучами

Согрело меня.

Ярким нарядам

И солнцу я рад.

Сотнею радуг

Равнины горят.

Прочитаешь это стихотворение, и перед глазами сразу возникает картина летней грозы, освежающей и бодрящей природу и человека. Простыми словами сказано, а как выпукло и живописно. В этом-то и заключается загадка настоящего таланта.

Во многих стихах Владимира Антоновича явления природы одушевлены:

Дождинки тихо надо мной

С железной крыши капали.

И как по матери родной

Они о туче плакали.

И в результате возникает образ дождя, происходит усиление эмоционального воздействия на читателя. Особенно на детского.

Несмотря на то, что в литературный институт Брагина принимали как прозаика, в Союз писателей его приняли в 1993 году как поэта. Он и в прозе остается поэтом. Его наблюдения точны и грамотны, обоснованны и выверены. Его рассказы о природе расширяют круг знаний, учат быть наблюдательными и внимательными к природе. Подзаголовок одной из его книг так и обозначен: «Рассказы натуралиста». Эти бесхитростные рассказы насыщены звуками, красками, запахами окружающего нас мира.

Вот как объяснял Владимир Антонович появление замечательных строк: «Прежде, чем написать прозаическую литературу, я ищу сначала звуки строк, дорожу звуком столько же, как и словом. Вот первое предложение из маленького рассказа «Мать». «Я гнал коров на водопой» - что это - стихи или проза? Отвечу сам: ритмическая проза. Не думал и не гадал я стать детским писателем. Писать их не так легко. Писать для них надо коротко и сжато. При такой работе происходит большая работа над формой и сюжетом того или иного произведения. Особенно трудно писать о природе. Здесь не должно быть ошибок, иначе маленький читатель не будет верить писателю. Детский писатель - это и педагог, он учит подрастающее поколение».

Хотя Брагина и называют детским писателем, стихи его с удовольствием читают и взрослые, потому что произведения этого поэта «многоуровневые»: каждый читатель находит в них свое, независимо от возраста и образования. Каждое из произведений - маленький шедевр: емкий, краткий, легко запоминающийся и доступный пониманию. Это скорее можно назвать одаренностью, талантом. А.С.Пушкин говорил: «Если написанное мною - вычурно, сложно и витиевато, значит - бездарно, а то, что просто и понятно каждому, - талантливо!»

«Я песни звонкие слагаю, душевной силы не тая, и в этих песнях постигаю свое лирическое «я», - писал Владимир Антонович. [ 8,2]

Член союза писателей России Владимир Шаповалов в аннотации к одной из его книг написал: «По призванию Владимир Антонович - прирожденный поэт. И в прозе он тоже остается поэтом. Иные строки рифмованы и созвучны со стихами. Его глаз меток и свеж на каждую деталь. Стиль лаконичен, слог ясен и прост, близок народной речи, что очень важно не только детям, но и нам, взрослым. Это азы усвоения родного языка».

Писателю, родившемуся в самой гуще «простонародья», то есть в деревенской глубинке, язык дается от природы. Ему не надо заниматься изучением языка. Чистый русский язык он получил от своих предков, передающих речевые самоцветы из поколения в поколение. Все это в полной мере относится к богатому творческому наследию Владимира Антоновича Брагина.

Сами названия стихов и рассказов говорят за себя: «Мелодия в бронзе», «Зимняя травка», «Башмачок Дюймовочки», «Угрюмка», «Ивовые дожди», «Царевич-ландыш», «Оранжевый ветер», «Синь-синица», «Осенний ледоход», «Сорочье узорочье», «Петушиная заря», «Улыбка леса», «Эхо весны», «Конь под радугой», «В гостях у зайца», «Солнце в арбузе», «Дождик в корзинках». В своих книгах автор ведет в страну Познания главных героев, мальчиков Диму и Гену, лесника Корнея, которые повсюду встречаются с тайнами мира Флоры и Фауны, а с помощью собственной наблюдательности, мудрости и подсказок взрослых - постигают эти чудеса, делая необыкновенные открытия и приобретая опыт, знания.

Выступая со своими произведениями перед школьниками, перед гостями района и поселка Владимир Антонович говорил: «Я родился и вырос среди степных полей Белгородчины. И поэтому хотел бы, чтобы читатели смогли общаться с моим краем и также полюбить нашу Землю, как люблю ее я». [ 6,3]

Основные темы творчества Владимира Брагина - это Родина, природа, духовный мир человека, его нравственные ценности. Эти темы трудно разграничить. Красоту природы поэт передаёт через описание родного края, родного поселка. Родину он не отделяет от природы. Ведущим мотивом лирики является мотив привязанности и любви к родному краю.

Практическое исследование

Изучив творчество В.А.Брагина, мы решили предложить анкету ученикам 5 классов. Было опрошено 42 ученика. И вот, что у нас получилось:

1. Любите ли вы поэзию? (да - 64%)

2. Читаете ли вы в свободное время стихи? (да - 35%)

3. Знаете ли вы поэтов-земляков? (да - 52%)

4. Какие темы в стихах вас привлекают больше всего?

А) тема природы (47%);

Б) тема малой родины (46%);

В) другие темы (17%).

На вопрос: «Что вы черпаете из лирики поэтов-земляков» - большинство, не задумываясь, отвечают: «Нам нравится, что о нашем поселке узнают больше», «Мы другими глазами увидели красоту родной природы, обратили внимание на то, что раньше не замечали», «Поэты-земляки заставляют нас бережнее относиться к природе и любить свою малую родину».

Таким образом, проведенное исследование показало, что ценностные ориентиры В. Брагина не потеряли актуальности, его творчество могло бы помочь молодежи в развитии личностных качеств, в выработке нравственного характера.

Заключение

Обращение к данной теме для нас не просто интерес к истории своего народа, это попытка понять творчество своего земляка через призму истории, культуры, природы. Это и интерес к жизни отдельного человека, обогатившего историю своего края.

В.А.Брагин с женой Марией и внучкой Марией

Творчество местного поэта Владимира Антоновича Брагина актуально, так как в своих стихах он затрагивает темы, близкие и понятные каждому. Произведения Брагина в значительной мере позволяют читателям расширить и углубить свои знания о природе и животном мире нашего края, учат быть наблюдательными и более внимательными к живой природе, осмыслить ее удивительное разнообразие и беспредельную мудрость, а также терпеливо воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и любви к своему Отечеству и малой родине.

1956 год. В Казахстане на уборке урожая

В.А.Брагину 65 лет

Таким образом, перед нами действительно самобытный поэт, талантливый, интересный взрослым и детям нашего времени.

В.Брагин с женой Марией и братом Иваном

К сожалению, в 2011 году Владимира Антоновича не стало, но его хорошо знают и помнят в нашем поселке. Мы разговаривали с людьми, знавшими его лично, смотрели альбомы с его фотографиями, анализировали его творчество - все это помогло нам увидеть своими глазами яркую и насыщенную жизнь поэта, представить себе не только то, что он говорил и делал, но так же и то, что он думал и чувствовал. Для себя мы поняли: этот человек, поэт в жизни и душе, нашел свое место среди людей и успел сделать очень многое, приобрел свою аудиторию, небезразличную к родине, к живой природе, к маленьким читателям. И его книги заставляют нас и мечтать, и погружают в окружающую действительность, а самое главное - проникнуты искренностью. Вот поэтому творчество белгородских поэтов и писателей, в том числе и Брагина, занимает очень важное место в литературе России. А мы, потомки этих прекрасных авторов, должны ценить, почитать и любить их, бережно относиться к своему культурному наследию.

В приложении к моей работе можно познакомиться с фотографиями из личного архива поэта. Со своей работой мы выступили на уроке литературы, а учащиеся школы могут познакомиться с данными исследованиями на школьном сайте.

Библиографическая ссылка

Коваленко К.С. ВЛАДИМИР АНТОНОВИЧ БРАГИН – САМОБЫТНЫЙ ПОЭТ БЕЛГОРОДЧИНЫ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 4. – С. 62-66;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=313 (дата обращения: 20.03.2019).

Урок литературы «Поэтическая Белгородчина»

(учебная встреча в литературной гостиной), 7 класс

Цель:

Познакомить учащихся с творчеством поэтов Белгородчины,

Вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности,

Воспитывать патриотические качества у учащихся.

Оборудование: выставка книг поэтов Белгородской области, фотовыставка «Мой край родной», портрет Д. С. Лихачёва, выставка его книг.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Основной этап урока

Вступительное слово учителя

Дорогие друзья, в очередной раз мы собрались в нашей литературной гостиной. По уже сложившейся традиции мы познакомимся с памятным литературным событием.

28 ноября необычный день. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. 2006 год был объявлен годом Д. С. Лихачёва.

Об этом замечательном человеке нам расскажет наш библиотекарь.

Слово библиотекаря

Слово учителя

Определение темы урока и целеполагание.

Тема нашей встречи: «Поэтическая Белгородчина». Мы познакомимся с биографией поэтов Белгородской области, почитаем их стихотворения, понаблюдаем за тем, что же объединяет их.

У нас в гостях выпускник Хотмыжской школы, поэт, автор гимна Международного фестиваля славянской культуры «Хотмыжская осень», лауреат Всероссийского конкурса патриотической песни в Санкт-Петербурге Александр Фёдорович Кофанов.

Александр Фёдорович, расскажите, пожалуйста, о себе, о том, как Вы начали писать стихи, почитайте свои стихотворения.

Выступление гостя.

Слово учителя

Мой край – родная Белгородчина,

Железорудный,

Хлебный край,-

проникновенно звучат слова поэта-земляка Владимира Михалёва.

И любят самозабвенно эту землю жители городов и деревень, и возвеличивают её своим героическим трудом, а славят в богатом и ярком поэтическом творчестве.

Сейчас ребята познакомят нас с творчеством поэтов Белгородской области.

Слово ученикам 7 класса.

1 ученик

Жанна Николаевна Бондаренко родилась 7 сентября 1973 года в селе Ивановская Лисица Грайворонского района.

Училась в специализированной школе-интернате для детей-инвалидов, а старшие классы средней школы окончила, занимаясь на дому.

Училась заочно на факультете журналистики Воронежского государственного университета.

Стихи пишет с детства.

Жанна Николаевна член союза писателей с 2001 года.

В 2003 году вышел её сборник стихов «Спасибо за то, что ты есть…»

2 ученик

Стихотворение Ж. Н. Бондаренко «Мой край и я…»

Мой край и я – неразделимы,

Здесь родилась я и росла,

И льются в душу мне незримо

Потоки света и тепла.

Судьбой изменчивой ведома,

Жила я в разных городах,

Но улыбались только дома

Мне звёзды в ясных небесах.

Здесь солнце ярче и добрее

И звонче музыка дождей.

Здесь сердцу любится вольнее

И в счастье верится сильней.

Мой край и я - неразделимы.

Пускай мечту не скроет мгла

И льются в душу мне незримо

Потоки света и тепла.

3 ученик

Дмитрий Акимович Маматов родился 22 апреля 1931 года в селе Призначном Прохоровского района Курской (ныне Белгородской) области в семье крестьянина. Много трудностей выпало на его долю. Голод, потом коллективизация, которая лишила Дмитрия Акимовича почти всех родных. Великая Отечественная война, опять голод. Служба в армии.

По демобилизации работал на нескольких предприятиях, в ряде газет.

Публиковался в периодической печати, альманахах и журналах.

Дмитрий Акимович выпустил в свет шесть стихотворных сборников.

4ученик

Стихотворение Д. Маматова «Седой мой край»

Там, где разлукой пахнет клевер скошенный,

Хрустальный ключ волнуется на дне.

Седой мой край- любимый и заброшенный,

Дай Бог побыть с тобой наедине!

Любуюсь вновь твоей крестьянской новиной

Перед бессмертным знаменем зари.

Отчизна-Русь, в тиши нерасколдованной

Ты мне молитвой душу озари!

Чтоб воссияла гранью светлой вечности

Весна любви без мрака и погонь,

И на закате радужной беспечности

Не гас во мне лирический огонь!

5 ученик

Стихотворение «Тепло»

Ничего мне не надо от Родины

Только б видеть лесов её цепь,

Да простор с меловыми отрогами,

Уходящий в туманную степь.

Синь ржаную с дорогами длинными,

С одинокой церквушкой вдали,

Где холмами седыми былинными

Облака отдохнуть прилегли.

Там заря загрустила над явором,

Словно юность на зыбком краю,

Что ушла за кочующим табором

Тихой болью сквозь душу мою.

Прокатилась виденьями давними,

Связь порвав золотую со мной

И от вязов, склонённых над ставнями,

Свет небесный в избушке земной.

Льётся он одиноко и ласково

Сквозь ненастья и звоны оков.

Пусть тепло его чисто славянское

Не остынет во веки веков!

Слово ученикам 6 класса

1 ученик

Анатолий Павлович Форов родился в 1956 году в деревне Раисовка Прохоровского района Белгородской области. С 1961 года проживал в селе Дорогобужино Белгородского района, где прошли детство и юность.

Закончил Разуменскую среднюю школу. Служил в Германии. После службы работал на предприятиях города Белгорода. С 1982 года проживает в поселке Разумное Белгородского района.

Печатался в армейских, районных и областных газетах, в журнале «Звонница», коллективном сборнике поэтов Черноземья «Первый взгляд».

Автор книг «Перепаханные дороги», «Боль», «Пропахну лесом и дождем», книга памяти «Горячий август у Таврово». Все книги вышли в «Издательском Доме В.Шаповалова», а также детские книги «Гололед», «Гости», «Про крутого пацана».

2 ученик

Стихотворение «Доброе утро!»

Доброе утро, мой край Черноземный!

Низкий поклон и лугам, и полям,

Речкам, оврагам, лесам многозвонным,

И городам твоим, и деревням.

Кланяюсь в пояс здесь людям живущим

Тем, кто войну, задыхаясь, глотнул.

Кто засевает зерно в день грядущий

С верою в жизнь и в родную страну.

Милые дали, живите спокойно,

Музыка жизни пусть льется без слез.

Доброе утро, мой край Черноземный,-

Песен раздольных и чистых берез!

3 ученик

Владимир Ефимович Молчанов родился 9 февраля 1947 года в станице Ильской на Кубани. Детство и школьные годы прошли на Белгородчине, в селе Новая Таволжанка Шебекинского района. Окончил Белгородское музыкальное училище и Воронежский государственный университет. Автор 7 книг, стихотворений, поэм и переводов. Стихи переводились на немецкий, польский, болгарский, украинский и азербайджанский языки.

Член Союза писателей с 1990 года, член Союза журналистов России, лауреат премии Белгородского комсомола, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Шебекино и Шебекинского района.

4 ученик

Стихотворение «Белогорье»

Белогорье…

Поле отчее.

По-над лугом светлый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Змейка вьющегося вереска

Розовеет под горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

Над песчаной зыбкой кручею

Пролетел стрелою стриж.

Юрких ласточек певучее

Щебетанье из-под крыш.

Звезд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье…

Поле отчее-

Что зову своей судьбой.

Слово ученикам 8 класса

1 ученик

Сообщение об Игоре Чернухине

2 ученик

Стихотворение «За Ворсклой»

Ты о чем там,

Сорока-воровка,

Как тебя в этот край занесло?

Где за дымкой годов-

Томаровка,

Вечно белое наше село.

Со времен, утверждают, петровских

По пути на Полтаву

Царем

Где-то здесь, за туманною Ворсклой,

Срублен был незатейливый дом.

С той поры по округе деревни

И пошли с легкой царской руки

Вдоль задумчивой, тихой и древней,

Затерявшейся в вербах реки.

Томаровка, Борисовка…

Кровный

Край мой детства - земля и зенит,

Где на месте подворья Петрова

Лес столетний за Ворсклой стоит.

Дух таинственный прячут дубравы,

Поднимает туманы река,

И до самой зеленой Полтавы

Заревые плывут облака.

И ничто не тревожит покоя.

Только громко поют соловьи,

Как и после полтавского боя,

Сочиняя кантаты свои.

3 ученик

Сообщение о Викторе Белове

4 ученик

Стихотворение «О, край лучезарный и синий»

О, край лучезарный и синий,

Где крепость на склоне крутом

Служила опорой России,

Надежным и грозным щитом.

Лихие ветра здесь летели

И столько осилить пришлось!

А сколько свинцовых метелей

И огненных бурь пронеслось?!

Белые горы,

Рябинки с березками,

Руда под холмами,

Под солнцем - хлеба.

Славься вовеки,

Земля белгородская.

Храни тебя Бог!

Да святится судьба!

Из пепла смогла возродиться,

Дворцы твои как кружева,

России тобою гордиться,

Пока она будет жива.

Летят колокольные звоны.

Надежда в тех звонах и грусть.

И Белгород, в даль устремленный,

Зовет к единению Русь.

Слово учителя:

Ученики нашего класса тоже пробуют писать стихи. Сейчас они их нам почитают.

Ученики читают стихи собственного сочинения.

Слово учителя:

Заканчивается наша встреча.

Что интересного вы узнали?

Что объединяет прослушанные стихотворения?

Всем известно, что Родина начинается с тех дорогих мест, где мы родились, учились, росли. На всей земле это место – самое дорогое для человека. И чем больше пройдёт человек по земле, тем дороже ему и люди, и стихи, и все приметы родного края.

Эту встречу предлагаю закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека».


- этот портал создан для того, чтобы любой, вошедший на него, был в курсе самых интересных и важных событий, произошедших в культурном пространстве Белгородской области.
Культурная жизнь России неотрывно связана с культурной и духовной жизнью её регионов. На этом портале Вы сможете ознакомиться с объектами культурного наследия области, творческими коллективами, музыкантами, писателями, художниками нашего края. А край наш всегда был щедр на таланты. В области динамично развивается фестивальное движение, молодые поэты и прозаики всё увереннее заявляют о себе. Они хотят отстаивать своё право нести свой литературный дар в окружающий мир. И задача проекта «Литературная Белгородчина» - помочь им в этом.
Русская литература прошлого века, русская современная литература, события в мире культуры, современные российские писатели и творчество литераторов ушедших от нас - вот что ждёт Вас на этом портале. Но всё же мы решили не замыкаться только на литературе, хотя проблемам и радостям русской литературы здесь будет уделяться огромное внимание. Но культурная жизнь плотно связана с жизнью общественной, поэтому было бы нелепо говорить об одном и умалчивать о другом.

Здесь можно узнать о самых последних значимых событиях в области, а также найти информацию о культурном наследии края.
который был задуман, прежде всего, для молодых поэтов и прозаиков. Мы рассчитываем, что эти публикации станут для начинающих авторов первой ступенькой на лестнице, ведущей к вершинам мастерства.
- здесь современный автор приходит на виртуальную встречу с собратьями по перу и предлагает вниманию участников свои произведения. С его творчеством внимательно знакомятся и высказывают своё мнение.
- здесь можно найти новую белгородскую литературу и публицистику, прочесть и обсудить данные произведения.
- рубрика посвящена культурному наследию области. Российские писатели и поэты Белгородской области, которых, к сожалению, уже нет с нами, выставляются здесь в первую очередь, тем самым, восполняя пробел практического их отсутствия в Интернете. Белгородские авторы имеют право на то, чтобы существовать в Сети и быть доступными вниманию множества читателей
Также на портале работает , куда может прийти любой и найти себе тему по интересам. А новые авторы, которые хотят участвовать в работе студии «Современник», могут представить там свои произведения самостоятельно.

Добро пожаловать на портал о культурной жизни Белгородчины!!!


Цель:

  • способствовать восприятию детьми информации о значимых событиях в истории Белгородчины;
  • воспитывать любовь к своей малой родине, родному краю, чувство гордости за его героическое прошлое и настоящее, уважение к людям труда и стремление внести свой вклад в жизнь родного села, края;
  • развивать логическое мышление, творческое воображение.

Оборудование: карта Белгородской области, символы Белгородской области, района и г.Белгорода, запись песни “Белый город”, компьютер, проектор, диск “Добро пожаловать на Белгородчину”, рисунки детей, портреты известных людей Белгородчины.

Ход праздника

1. Организационный момент

Дети читают стихотворение И.Чернухина “Мы славим тебя, Белогорье!”

Наш край порубежный, державный
С далеких и грозных времен
Надежда России и слава,
И щит пограничный ее

Мы славим тебя, Белогорье:
Хлеба золотые, жнивье
И рудные клады, и Белый твой город,
И ратное поле твое.

Топтали враги это поле,
И танки жгли нивы твои,
Но пели о жизни и воле,
О счастье твои соловьи.

Мы славим тебя, Белогорье,
Твой Родины первый салют,
Твое возрождение из пепла и горя.
Мы славим твой подвиг и труд

Шумят твои нивы, дубравы,
И радуют песни в полях,
И дети – надежда державы,
И храмы на белых холмах.

Мы славим тебя, Белогорье,
Хлеба и огни рудников…
Так славься, так славься, земля белгородская,
Славься вовеки веков!

Над моею землей Белгородской,
Занялась, заалела заря,
Улыбаются доброму солнцу
С золотыми хлебами поля.
Перелески, холмы и пригорки,
И старинные села кругом
Журавлевка, Орловка, Петровка-
Это наш Белгородский район.
Белгородской земле поклонимся,
На просторах её мы живем.
Белгородским районом гордимся,
Свои песни слагаем о нем!

На доске появляются карточки со словами

Россия, Белгородчина, Белгород, Белогорье,

– Назовите похожие слова? Чем они сходны?

– Почему так называется наша маленькая родина?

– Наш праздник мы посвящаем…

– Кто догадается, чему? (55-летию Белгородчины )

  1. Милая Родина! Тихая Родина!
    Выгон да клен у плетня,
    Все ль еще вьется за огородами
    Тайная тропка моя?
  1. В желтом ли платье, в шелках ли березовых
    Видится мне наяву поле родное и небо со звездами-
    Все, чем на свете живу.
  1. Как люблю я родное село,
    Когда небо едва рассвело,
    Когда солнце у всех на виду
    Утопает в вечернем пруду.
    Село моё, мои края –
    БЕЛГОРОДЧИНА МОЯ!

2. Путешествие по Белгородчине

1 ученик: Давайте сегодня совершим путешествие по нашему родному краю. Вы согласны?

Выберите вид транспорта, на котором будем путешествовать (на доске картинки автобуса, машины, троллейбуса, самолета, поезда)

– Что нам нужно будет взять в дорогу, чтобы наше путешествие не стало беспорядочным и бесполезным? (Карту)

Карта вывешивается на доску, на ней отмечены станции: “Белогорье”, “Историческая”, “Промышленная”, “Известные люди”, “Экологическая”)

– Итак, садимся удобнее и поехали…

Мы на станции “Белогорье” (звучит музыка)

(Дети читают стихотворение П.Карпенко “Отчий край”)

Вот и вновь я с тобой, край задумчивый мой,
Край овеянной славой отваги.
Где на тысячи лет свой оставили след
Меловые морщины – овраги.

Мне с тобой сердце общее подарил счастливый май,
Дорогая Белгородчина, незабвенный отчий край!

Где такое найдешь, чтобы буйная рожь
Колосилася рядом с гречихой.
Где, как звезды манят, хороводы девчат,
Где гармони играют так лихо.
За высоким плетнем мой родительский дом
Спрятал крышу под старую грушу.
Можно все пережить, только вас не забыть,
Вы корнями вросли в мою душу.

2 ученик. – Белогорье! Милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие. Эту землю завещали нам деды и прадеды.

3 ученик: Черноземные поля, меловые холмы, спокойные речки, сосновые боры и дубравы Белгородской области расположены на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности.

4 ученик: На севере наша область граничит с Курской областью, на востоке – с Воронежской, с юга и запада примыкают Луганская, Харьковская и Сумская области Украины.

5 ученик: Чтобы пересечь нашу область с запада на восток, через Белгород, нужно преодолеть 260км, а если с юга на север – 95км

6 ученик: Территория Белгородской области чуть больше 27 тыс. кв.км. Это почти столько же, сколько занимает европейское государство Бельгия

– О чем пойдет разговор на этой станции?

– Что вы знаете о прошлом нашего края?

7 ученик: У белгородской земли суровая история. Здесь, возле векового леса и прозрачной речной воды, издавна жили люди, называющие себя славянами. В Х в. по территории нашего края пролегала граница Киевской Руси, позже – южный рубеж Московского, а затем Русского государства.

8 ученик: Чтобы защитить землю русскую от хищных набегов врагов, в 1593 году поставили города – крепости Белгород, Оскол, Валуйки. Позже появились Усерд, Яблоново, Болховец, Новый Оскол – и вокруг них рвы, земляные валы и другие укрепления.

9 ученик: В 1712г. Белгород получил свой герб. Это щит, где на голубом фоне изображен желтый лев, лежащий на зеленой земле, а над ним черный орел (показывает на доске)

10 ученик: С 24 октября 1941г. по 5 августа 1943 года Белгород был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. 4 раза города и села переходили из рук в руки. За период оккупации было уничтожено 3.5 тыс. жителей: 1500 погибли в застенках гестапо; 2000 заживо сожжено в сараях камышитового завода; 20 000 угнано в Германию. После освобождения в городе осталось 150 из 35 тыс. жителей.

11 ученик: 12 июля 1943г. произошло Прохоровское танковое сражение. В нём участвовало 1200 танков.

12 ученик: 5 августа 1943 года В Москве состоялся Салют в честь освобождения Белгорода из 120 орудий 12 залпами.

13 ученик: 6 января 1954г. образована Белгородская область с областным центром город Белгород.

14 ученик: В мае 2007г. городу Белгороду присвоено звание Города Воинской Славы.

15 ученик: В настоящее время в Белгородской области развита промышленность и сельское хозяйство.

1 ученик: – Какие предприятия города вам известны?

– Какую продукцию выпускают предприятия Белгородчины?

16 ученик: Завод “Энергомаш” – крупнейшее предприятие города Белгорода. Завод выпускает оборудование для электростанций, металлургической промышленности.

17 ученик: На карте нашей области 21 район. Мы с вами побывали в соседних районах с Белгородским: Шебекинском, Корочанском, Чернянском, Борисовском и Яковлевском – на местах посещённых экскурсий к карте прикреплены флажки)

1ученик: Следующая Станция “Известные люди”

Белгородчина славится своими людьми.

– Кого из них вы знаете?

18 ученик. Н.Ф.Ватутин. (Рассказ об известном полководце)

19 ученик. М.С.Щепкин. Мы с вами побывали на экскурсии в селе Красном Яковлевского района –

Артисты: В.Подмогильный, Н.Черныш, Е.Ярцева – актеры Белгородского государственного драматического театра

20 ученик: Поэты В.Молчанов, И.Чернухин (рассказы о поэтах)

21 ученик: Художники Косенков, Гридчин. (Рассказ о художниках, сопровождаемый демонстрацией репродукций).

Светлана Хоркина – двукратная олимпийская чемпионка, 3-кратная абсолютная чемпионка мира, 4-кратная абсолютная чемпионка Европы, заслуженный мастер спорта России по спортивной гимнастике, Почётный гражданин Белгородской области

В нашем Белгородском районе руководит колхозом им.Фрунзе дважды Герой Социалистического Труда Горин Василий Яковлевич;

Пономарёв Алексей Филиппович – первый секретарь Белгородского обкома партии.

Заслужили почетную славу
Земляки – белгородцы за труд.

1 ученик: Приехали. Выходим. Станция “Экологическая”

22 ученик: Для защиты природы создаются заповедники – участки земли, где вся природа неприкосновенна.

Есть заповедники и на территории Белгородской области.

Заповедник “Ямская степь”- в нем сохранены 12 видов исчезающих растений.

Заповедник “Лес на Ворскле”. В лесу много дубов, которым 250–300 лет. Мы там были. Расскажите, что видели.

(Под мелодию песни “Белый город”.)

5. Подведение итогов. Рефлексия

Дети читают стихи О. Костиной "Хороша ты, земля Белгородская".

Хороша ты, земля Белгородская.
И куда бы ни кинул свой взгляд,
Всюду стройки, раздолье широкое,
Колосистые нивы шумят.
Но припомним мы время суровое-
Скрежет танков и пушечный гром,
Полыхавшее небо багровое,
Мать – земля, твой мучительный стон.
Поднимались на бой сыновья твои
И со славой громили врага.
Никогда не сотрется из памяти
Легендарная наша дуга.
Славься, славься, моя Белгородчина,
Героический светлый мой край.
Ты цвети, расцветай, словно сад весной,
И в труде, как в бою, побеждай.



Статьи по теме: