План(сложный) на стихотворение "Железная дорога" Некрасова. Железная дорога цитатный план

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема - стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Жанр - гражданская лирика.

Стихотворный размер - стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

Сравнения - “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Гиперболы “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

Метонимия “А по бокам-то всё косточки русские” .

Олицетворение “Свисток оглушительный взвизгнул” .

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения : “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию : “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул” .

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Тезисный план представляет собой план из тезисов глагольного строя. Наиболее традиционная форма подготовки текста. При подготовке тезисного плана необходимо, помимо основных тезисов, записывать иллюстрации, статистические данные, необходимые для иллюстрирования тезисов. Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии) . Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Например, тезисный план стихотворения.

1. Тематика произведения

2. Композиция стихотворения

3. Жанр стихотворения

4. Настроение стихотворения.

5. Мое отношение и чувства, которые вызывает стихотворение.

Можно добавить столько своих тезизов, на сколько Вы готовы информировать окружающих о предмете рассказа.

Мегамозг

Тезисный план представляет собой план из тезисов глагольного строя. Наиболее традиционная форма подготовки текста. При подготовке тезисного плана необходимо, помимо основных тезисов, записывать иллюстрации, статистические данные, необходимые для иллюстрирования тезисов. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Например, тезисный план стихотворения. 1. Тематика произведения 2. Композиция стихотворения 3. Жанр стихотворения 4. Настроение стихотворения. 5. Мое отношение и чувства, которые вызывает стихотворение. Можно добавить столько своих тезизов, на сколько Вы готовы информировать окружающих о предмете рассказа.

Стихотворение Некрасова под названием Железная дорога — это жизненное произведение, открывающее нам всю правду появления первой железной дороги. Сама дорога и ее строительство сделали большой переворот в жизни нашей страны, открыв большие возможности для передвижения на большие расстояния и превратив Россию из отсталой в развитую державу. Вот только какой была цена таких преобразований? Как известно, Николаевская дорога, соединяющая Москву и Петербург, строилась по проекту самого царя десять лет. Проект же представлял собой прочерченную под линейку прямую, что пролегала через леса, болота, цена же этому проекту — человеческие жизни. Именно об этом и писал Некрасов, а нам предстоит сделать .

Некрасов: Железная дорога

Некрасов — замечательный писатель, который писал произведения гражданской направленности, без приукрашивания. Он описывал реалистичные события и его работа Железная дорога не стала исключением. Данное произведение, где освещена народная тематика, является жизненным стихом, которое знакомит нас с далекими временами при Николае Первом. С временами, когда строилось железнодорожное сообщение.

Само стихотворение было написано в 1864 году. Когда читаешь его, то сразу же ощущаешь ноты драматизма, видна несправедливость по отношению к рабочим людям и об этом не мог молчать писатель, поэтому автор раскрывает нам всю правду.

Работа состоит из четырех частей и напоминает небольшую пьесу, где в главных ролях генерал, его сын Ваня и лирический герой. Они едут в поезде и между пассажирами завязывается разговор, во время которого нам открываются все ужасы строительства под руководством Клейнмихеля.

Часть 1

Сразу в первой части автор описывает виды, что открываются из окна вагона. Это природа русского края и она прекрасна. Лирический герой любуется необыкновенными красотами. Даже болота прекрасны и пни под лунным сиянием. Как же это замечательно лететь по рельсам чугунным и думать думы свои. Но дальше герой стиха слышит разговор своих соседей по вагону и не может не вмешаться.

Часть 2

Делая краткий анализ второй части, мы узнаем всю правду о строительстве дороги, которую автор рисует не только мальчику Ване, но и читателям.
Здесь мы понимаем, что дорогу строит не Клейнмихель, как утверждает генерал. Ее строит народ, которому ничего не оставалось, как идти в рабство, жертвуя своими жизнями, ведь всюду царствовал голод. Нужно было как-то жить, поэтому народ и нанимается на строительство. И вот, сегодня это красивая дорога с узкими насыпями, рельсами, мостиками, вот только лежит она на костях русского народа.

Применяя прием сна, автор пишет о мертвецах, что поднялись из земли и теперь рассказывают о нечеловеческих условиях своей работы, о том, как они погибали, боролись с голодом, замерзали, болели и умирали. Страшные картины рисует воображение мальчика. Сам же автор в подробностях описывает кошмары, особенно подробно он остановился на изображении мертвого белоруса, что изможден лихорадкой с колтуном в волосах. Он продолжает долбить мерзлую землю. Описывая труд людей, лирический герой говорит, что и нам было бы не плохо перенять привычку к труду, не плохо было бы уважать работу народную, уважать мужика.

Часть 3

В третьей части мертвецы исчезают. Ваня рассказывает о странном сне. Генерал же продолжил разговор, выступая защитником эстетических ценностей. Его речь обвинительная, в людях, в славянах, он видит невежественную толпу, которую называет варварами и скопищем пьяниц. Далее генерал просит героя рассказать сыну и о другой стороне правды. А какая это правда?

Часть 4

И тут мы приступаем к анализу четвертой части, которая и покажет светлую сторону. А она такова, что во время завершения строительства люди получили лишь бочку вина и некое списание долгов, которые по непонятным причинам появились у рабочих во время возведения дороги. Другими словами, народ обманут, а их заслуги присвоены хозяевами жизни. Вот такая награда была присвоена простому народу, который полег костями, возводя железную дорогу. Вот такая она светлая сторона вопроса.



Статьи по теме: