Площадь янтарной комнаты. Где сейчас находится Янтарная комната

Янтарная комната является огромной ценностью, не только для России, но считается шедевром мирового ювелирного искусства.

После пропажи Янтарной комнаты во время Второй мировой войны, многие ученые искали ее, но тайн стало еще больше, чем вначале поиска.

Напомним. Сам Янтарный кабинет был задуман талантливым немецким скульптором и архитектором Андресом Шлютером по заказу прусского монарха Фридриха I. Король решил превзойти роскошь Версаля и планировал украсить янтарем свой кабинет и галерею загородной резиденции в Потсдаме. Работы по созданию Янтарного кабинета были завершены в 1709 году. Но произошел несчастный случай: плохо закрепленные янтарные панно неожиданно обрушились. В гневе король выгнал А. Шлютера из страны. При жизни Фридриха I работа над янтарной галереей и кабинетом так и не была закончена. Его приемник Вильгельм I, осуждавший любовь отца к роскоши, приказал остановить работы. Но уже готовые фрагменты, представляли собой настоящие ювелирные шедевры: панно удивительной красоты с уникальными орнаментами, цветочные гирлянды, выполненные из многочисленных, со вкусом подобранных, кусочков солнечного камня, картины и гербы, в изготовлении которых использовался янтарь разных оттенков. Уникальность работы немецких мастеров в том, что они впервые использовали янтарь для создания картин – раньше этот камень применялся только при изготовлении украшений, шкатулок, инкрустации мебели. Янтарные панно состояли из тысяч полированных пластинок: лучистые и прозрачные они создавали непередаваемый эффект солнечного света.

Спустя несколько лет, Вильгельм I обменял это янтарное сокровище на 55 русских солдат, рост которых был более двух метров. Так янтарная комната оказалась в России, в сокровищнице русского царя Петра I. Эти ценности не заинтересовали русского монарха, поэтому длительное время находились в подсобных помещений Летнего дворца. Только в 1743 году дочь Петра I, Елизавета Петровна решила украсить покои Зимнего дворца Янтарным кабинетом.

Поручили создать кабинет из солнечного камня гениальному архитектору Варфоломею Растрелли. В подсобке находились панно площадью около 55 кв.м, но планируемый Янтарный кабинет, был в шесть раз больше размером, чем кабинет Фридриха I. Растрелли блестяще справился с этой проблемой: он использовал для дополнительной отделки деревянную позолоченную резьбу, картины из яшмы и агата, зеркала, золотые бра. Комната получилась удивительной и изысканной красоты.

200 лет Янтарная комната не подвергалась никаким переделкам. В сентябре 1941, оставшаяся охрана Царского Села была выведена на Пулковские высоты, Янтарную комнату никто не демонтировал, поэтому вовремя вывезти ее не удалось.

Только после снятия блокады с Ленинграда удалось подсчитать невозвратные потери сокровищ города. Фашисты ограбили до нитки Екатерининский дворец. Вывезено было все: от шелковых обоев и паркетных полов до всех дверей. Янтарная комната также была вывезена гитлеровцами в конце 1941 года в Кенигсберг – столицу Восточной Пруссии. С тех пор следы ее теряются.

Существует множество версий, где же может находиться Янтарная комната. У каждой версии есть свои противники и сторонники. И хотя найдено достаточно много документов, сопровождающий любой поиск, всемирно известный шедевр так и не нашли. Создается впечатление, что кто-то, очень влиятельный, не хочет, чтобы эта тайна была раскрыта. Многие утверждают, что как только исследования подходят к какой-то результирующей точке, так что-то случается: либо внезапно пропадают документы, либо умирает важный свидетель и т.д. Если это действительно так, то поиски Янтарной комнаты могут продолжаться вечность.

Но остановимся на самых интересных версиях. Иосиф Сталин никогда особо не интересовался Янтарной комнатой, занимаясь более важными государственными делами. Однажды, после подписания с Германией в 1939 году «пакта о ненападении», Сталин разговаривал с графом Алексеем Николаевичем Толстым. Вопрос представителю культуры был задан конкретный – как можно укрепить наметившуюся «хрупкую дружбу» с Германией? Поскольку А. Толстой длительное время проживал в Пушкине, он предложил в подарок немцам преподнести… Янтарную комнату. Сталин не ожидал такого предложения и был возмущен. Но граф объяснил, что якобы эта комната находится в плачевном состоянии, денег на реставрацию потребуется много, а тем более, ее, в свое время русским подарил монарх Фридрих I и ничего плохого не будет, если этот шедевр вернется в Германию. Но Сталин решил этот вопрос по-своему: был найден талантливый резчик по камню Анатолий Осипович Барановский, ему были предоставлены все необходимые материалы. От реставратора требовалось изготовить копию Янтарной комнаты. Барановский предупредил вождя всех народов, что детально повторить этот шедевр ювелирного искусства за такие короткие сроки, как желает Сталин, невозможно. Но Сталина это не смутило, ему нужно было срочно «укрепить дружбу» с Гитлером.

Вместе с учениками, Барановский работал над правительственным заказом днем и ночью. А надзирающим, за работой, был назначен А. Толстой. Работе очень мешали многочисленные высокие чиновники, которые узнав о талантливом мастере, досаждали ему просьбами сделать на заказ кулоны, браслеты, броши и иные украшения из янтаря. После вмешательства Сталина поток просителей сразу прекратился. Барановский перенес инфаркт, но продолжал работу. Создавалось две копии Янтарной комнаты: копию делал сам мастер, а макетом комнаты в масштабе 1:1 занимались его ученики. Спустя два года обе копии Янтарной комнаты были готовы! Конечно, при внимательном рассмотрении копия оказалась не совсем точной: другие цветовые соотношения, вместо зеркальных пилястров, были изготовлены пилястры из янтаря и т.д.

За два дня до начала войны, подлинник Янтарной комнаты заменили на копию Барановского. Затем ее тщательно сфотографировали, разобрали и отправили на хранение в подвал Екатерининского дворца. А вот макет, который создали ученики мастера, собрали в том зале, где ранее находилась подлинная Янтарная комната. Вот только вручить немцам подарок не успели – ранним утром 22 июня немцы бомбили советские города.

Итак в Пушкино оказалось три Янтарные комнаты: подлинник, копия Барановского и, установленный в зале дворца, макет. Только Алексей Толстой и директор музея Павловского дворца знали, что подлинник, тщательно упакованный, был 6 июля 1941 года отправлен в Москву. Сопровождали этот груз два ученика Барановского. Но о судьбе этих людей долгое время было ничего не известно.

Очень странно выглядит тот факт, что об этой перевозке Янтарной комнаты Алексей Толстой ничего не сказал, когда после войны создавали комиссию по ее розыску, хотя входил в состав этой комиссии.

Один из исследователей, посвятивший себя поиску Янтарной комнаты — Александр Кучумов, в последствие, с горечью говорил: «Даже если она жива, то искать ее не имеет смысла!».

Только чудом можно считать то, что в восьмидесятых годах прошлого столетия нашелся один из учеников Барановского – Андрей Николаевич Воробьев. Именно он якобы сопровождал перевозку подлинника Янтарной комнаты в 1941 году. Из его рассказа следует, что в Москве подлинник Янтарной комнаты был помещен в запасники Третьяковской галереи. В то время весь персонал этой галереи был уже отправлен за Урал, а помещения Третьяковки были в полном распоряжении НКВД. В одной из комнат галереи Янтарная комнаты была установлена – ее тщательно сфотографировали и измерены. Сталин вроде тоже приезжал посмотреть на этот шедевр ювелирного искусства.

В тоже время, сенсацией стало событие, произошедшее в декабре 1994 года на лондонском аукционе антиквариата. Там была выставлена на торги гемма с изображением римского воина, которая, по уверениям экспертов, являлась частью подлинной Янтарной комнаты. Еще одна часть, утерянного шедевра, появилась в 1997 году. Полиция Потсдама обнаружила четыре мозаичных картины, относившихся к Янтарной комнате. Подлинность находки подтвердили сотрудники Царскосельского музея. Там же в Германии были найдены два комода, входившие в состав Янтарной комнаты.

Возможно, эти факты подтверждают версию, что подлинник Янтарной комнаты все же был вывезен гитлеровцами при грабеже музеев Санкт-Петербурга во времена Второй мировой войны.

Активный поиск Янтарной комнаты начался с 1949 года, после того как Молотов, позвонив секретарю калининградского обкома, спросил: «Товарищ Сталин интересуется, где Янтарная комната?». К поиску были подключены практически все спецслужбы и специалисты-музейщики. Поисковики выяснили, что именно в Кенигсберг немцы свозили все предметы искусства, награбленные в странах Европы, поскольку гитлеровцы считали его самым спокойным местом: военные действия шли далеко, американские и английские бомбардировщики туда не долетали. Только в середине 1944 года город бомбили американцы. В результате налета в городе возникли пожары, пострадал и замок, где, предположительно, могла находиться Янтарная комната.

Также, для хранения ценностей, немцы строили большое количество бункеров. Возможно, Янтарная комната находилась в одном этих многочисленных подземных хранилищ. Так, из протоколов допроса сотрудников СД, в обязанности которых входила охрана ценностей, выяснилось, что они укладывали в одном из бункеров ящики с особо ценными экспонатами. Сегодня уже многие бункеры гитлеровцев исследованы, там, действительно нашли оружие, деньги, произведения искусств, но следов Янтарной комнаты не найдено.

Существует еще и некая «морская версия», суть которой в следующем: Янтарная комната была погружена на транспорт «Вельгельм Густлоф» для перевозки на Земланский полуостров, но корабль был потоплен русской подводной лодкой. Пока этот транспорт не удалось поднять из морских глубин, но подготовительные работы уже ведутся.

Начиная с 1979 года, в Петербурге приступили к восстановлению знаменитой Янтарной комнаты. Планировалось открыть ее для посещений к празднованию 300-летия города. Реставраторам понадобилось более 6 тонн янтаря и 7,754 миллиона долларов и еще $3,5 млн, были переданы в фонд восстановления немецкой фирмой ‘Рургаз АГ’.

Сегодня восстановленную Янтарную комнату можно увидеть в Царкосельском музее. Она является жемчужиной Екатерининского дворца и, несомненно, одним из чудес света.

Подпишитесь на нас

И все-таки судьба Янтарной Комнаты - великолепного подарка прусских королей продолжает порождать легенды. Вот некоторые версии ее судьбы:

Некоторым ученым спокойнее считать, что комната погибла в пожаре, который охватил Кенигсбергский дворец, в котором она хранилась во время Второй Мировой войны. Однако эта версия весьма сомнительна, особенно учитывая свидетельства очевидцев, утверждающих, что задолго до пожара янтарный кабинет был демонтирован и спрятан в хранилищах дворца.

Более правдоподобной кажется версия о том, что Янтарная Комната была сохранена и до сих пор находится где-то в Кенигсберге. По непроверенным сведениям немецких изданий остатки комнаты могут быть захоронены под останками Королевского замка, который был разрушен в 1969 году. Есть очевидцы, утверждающие, что видели, как ящики с янтарными панелями опускались в подвалы одного из флигелей дворца. Если версия правдива, то комнату, к сожалению, можно считать утерянной навсегда. Дело в том, что янтарь, как настоящий солнечный камень, не подлежит хранению в темноте и сырости, а ведь именно такие условия в подвальных помещениях. Увы, темные подвалы - это не комфортабельная гостиница в Санкт-Петербурге . Вероятнее всего, янтарь уже полностью разложился за прошедшие десятилетия.

- Еще некоторые исследователи полагают, что янтарный кабинет все-таки успели вывезти из Кенигсберга и спрятать в тайном месте на территории одной из Западных стран (Австрии, Польши, Чехии или Германии). Даже если это и так, что опять же, без необходимых условий хранения, янтарь, скорее всего уже погиб.

Есть вероятность, что демонтированная Янтарная Комната попала на территорию союзников (американцев, англичан или французов) после войны. Можно предположить, что после обнаружения тайника, комната попала на территорию США и осела в частных коллекциях. Эта версия кажется фантастической, однако сравнительно недавно, в конце прошлого века были обнаружены некоторые элементы, которые признаны экспертами оригинальными деталями знаменитой Янтарной Комнаты.

Еще одна фантастическая версия заключается в предположении, что янтарный кабинет был вывезен некоторыми нацистскими лидерами в Южную Америку и до сих пор им владеют потомки руководителей Третьего рейха. Эта версия также, как и предыдущая косвенно подтверждается обнаружением оригинальных фрагментов комнаты.

Однако можно предположить, что немногочисленные элементы янтарного кабинета просто случайно оказались в руках рядовых немецких военных, которые оказались на месте разрушенного Кенигсбергского дворца. И, как это ни печально, основная часть сокровища погибла безвозвратно.

В прессе мелькали сведения о том, что современные кладоискатели обнаружили золото, которым, якобы, была оформлена Янтарная Комната, но подтверждений правдоподобности этих данных нет.

Янтарная Комната была полностью воссоздана российскими мастерами, знатоками янтаря, и подарена петербуржцам ко дню 300-летия основания Санкт-Петербурга. В своей работы они использовали фотографии и зарисовки, сделанные карандашом и акварельными красками с оригинальной комнаты, а также старинные методы обработки солнечного камня, которыми, по их мнению, пользовались создатели утраченной Янтарной Комнаты. Каждый современный отель в Санкт-Петербурге дает возможность своим посетителям посетить город Пушкин и увидеть янтарное великолепие. Царскосельская янтарная мастерская не закрылась после окончания работ по восстановлению Янтарной Комнаты и сегодня изготавливает уникальные изделия и украшения из янтаря.

Янтарная комната Екатерининского дворца – одно из самых грандиозных творений, созданных из янтаря. Ее судьба связанна с огромным количеством легенд, тайн и загадок. Она была утрачена в годы Второй мировой войны и заново воссоздана, благодаря непревзойденному искусству русских мастеров, к 300-летию Санкт-Петербурга.

История возникновения Янтарной комнаты

Создание Янтарной комнаты связывают с началом XVIII века и именем прусского короля Фридриха I. В России же она появилась благодаря Петру I и изначально хранилась в его летнем дворце. Во времена правления императрицы Елизаветы Янтарную комнату перенесли в ее парадные покои в Зимнем дворце.


Дальнейшее передвижение Янтарной комнаты связано с летней резиденцией в Царском селе. Именно в Большом Екатерининском дворце, в зале, площадь которого составляет 96 кв.м, и разместили это выдающееся творение. Окончательно же завершилось создание Янтарной комнаты при Екатерине II, которая специально приглашала лучших иностранных мастеров для изготовления дополнительных панелей и мелких деталей, на которые ушло 450 кг янтаря. Так, именно в это время появились великолепный столик, неимоверной красоты наборные комоды и потрясающая флорентийская мозаика, которая аллегорически изображала пять человеческих чувств:

  • вкус;
  • осязание;
  • обоняние;
  • зрение;
  • слух.

Исчезновение и воссоздание

К огромному сожалению во время трагических событий Второй мировой войны все великолепное убранство Янтарной комнаты было похищено немцами и перемещено в Кенигсбергский замок в музей янтаря. А когда в 1944 году немцы отступали, комнату, в очередной раз, разобрали и увезли в абсолютно неизвестном направлении.

Только в 1979 г. было принято окончательное решение о восстановлении Янтарной комнаты. А сами работы по проекту А. Кедринского начались лишь спустя 4 года - в 1983 г. Над воссозданием интерьера трудились скульпторы, художники, паркетчики, резчики по дереву. Приятным моментом стало возвращение в 2000 году великолепного наборного комода и флорентийской мозаики «Осязание и обоняние», которые были обнаружены в Германии. Восстановление Янтарной комнаты продолжалось 24 года и закончилось в 2003 году, в 300-летний юбилей Санкт-Петербурга.

Сегодня, овеянная множеством мифов и легенд, Янтарная комната находится в Екатерининском дворце и радует своим великолепием посетителей. Любители легенд и роскоши оценят ее по достоинству. С другими местами, связанными с правлением династии Романовых, которые стоит увидеть и посетить в Санкт–Петербурге, можно ознакомиться на нашем ресурсе.


- одна из известнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Роскошный зал в Большом Екатерининском дворце, украшенный от пола до потолка янтарем, золотом и драгоценными камнями, привлекает туристов со всего мира. Однако не все знают, что эта комната - копия той, что когда-то была создана прусскими мастерами, но после пропала в годы Второй мировой войны.




Замысел янтарной комнаты появился у немцев, это должна была быть зимняя резиденция Фредриха I, короля Пруссии. Комната была спроектирована немецким скульпторам Андреасом Шлютером. Когда комнату увидел Петр I в 1716 году, Фредрих Уильям I отдал ее российскому императору в дар, чтобы упрочить прусско-российский альянс против Швеции.



Вначале янтарнй кабинет был установлен в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а после дочь Петра Елизавета решила перенести его в Екатерининский дворец в 1755 году.



В 1941 году после нацистского вторжения, начался массовый вывоз культурных ценностей из СССР. Эвакуировать янтарную комнату не представлялось возможным, материал был слишком хрупким. Чтобы
уберечь ее от грабежа, музейные работники попытались спрятать драгоценные украшения под обои. Для сохранности янтарь оклеили бумагой, а сверху проложили марлю и вату. Правда, такие меры не спасли произведения искусства: немцы смогли демонтировать драгоценное панно всего за 36 часов и отправить в Кёнигсберг.



С 1942 по 1944 год панно экспонировалось в одном из музеев Кёнигсберга. Из-за того, что зал по размерам был меньше питерского, часть панно хранилась отдельно. Этот замок-музей был захвачен советскими воинами, но из-за бомбежек там произошел пожар, и, согласно одной из версий, янтарная комната была утрачена.



Однако существуют и другие версии: по некоторым из них янтарная комната до сих пор хранится в тайных подземельях Калининграда (бывший Кёнигсберг), по другим данным ее вывезли тайно в одну из ближайших европейских стран (Германию, Австрию или Чехию). есть и более фантастические версии, что якобы она была передана в США или Южную Америку.



Большинство из этих версий историки опровергают, главный аргумент - без специального температурного режима в подземельях янтарь попросту не может храниться долго. В Санкт-Петербурге воссоздание янтарной комнаты начали в 1981 году. Десятки мастеров трудились над амбициозным проектом, и к 2003 году восстановительные работы наконец были завершены.



Янтарная комната - одно из .

По материалам сайта amusingplanet.com

Особое место в искусстве занимает знаменитая Янтарная комната. Это шедевр янтарной мозаики, которая находилась до войны в Екатерининском дворце-музее под Санкт-Петербургом.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

Решение о восстановлении Янтарной комнаты было принято Советом Министров РСФСР в конце 1970-х годов. Восстановительные работы начались в 1983 году под руководством Александра Журавлева, привлечено к этим работам было 40 специалистов, и к ноябрю 1996 года, в условиях крайне нерегулярного финансирования, было выполнено около 40% объемов работ. За это время было потрачено чуть более 7 млн долларов из федерального бюджета.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «РургазАГ» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками, и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Обоняние и осязание».

Официальное открытие возрожденной Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300-летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер, а также все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петербурге.

Высота Янтарной комнаты - 7, 8 метра, площадь пола - 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем - 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

  • 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ».
  • 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%.
  • Для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря.
  • Самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.








На фото, естественно, реконструкция, так как России Германией были переданы только фрагменты Янтарной комнаты.

Янтарную комнату называют восьмым чудом света.

Это действительно весьма незаурядная вещь, достойная восхищения. Но свой нынешний вид она получила после многочисленных изменений и архитектурных изысков, выполненных русскими мастерами под руководством архитектора Варфоломея Растрелли.

Фридрих Вильгельм I сплавил янтарный кабинет Петру Первому, потому что тот его просто утомил. Эта окаменевшая смола весьма капризная вещь, ее могут повредить прямые лучи света или температура чуть выше обычной. Янтарные изделия очень хрупкие, одно неловкое движение – и нет статуэтки или шкатулки, над которой долго корпел какой-нибудь немецкий мастер. Содержание кабинета влетало Фридриху в копеечку, поэтому при первом удобном случае он от него избавился, передав его своему названному брату «херру Питеру».

Петр I планировал установить Янтарный кабинет в Кунсткамере, но не успел. Его преемница, дочь Елизавета, решила использовать Янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции.

Тогда кабинет смотрелся весьма скромно, к тому же часть деталей оказалась утерянной. 22 панели, включая детали верхнего, нижнего и цокольного яруса, не могли покрыть все пространство стен. Недостающие фрагменты обер-архитектор Варфоломей Растрелли восполнил зеркальными пилястрами (узкие полоски стекла в полную высоту), с роскошными золочеными рамами с растительным орнаментом, и панно с росписью «под янтарь».

В 1745 году прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха, из числа утерянных элементов. С 1746 года комната стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села.

Зал Екатерининского дворца, где предполагалось установить Янтарную комнату, был выше, да и по площади превышал зал Зимнего дворца, поэтому работа предстояла непростая.

Выходом из положения стало увеличение числа пилястр, размещенных попарно у каждой панели с золочеными светильниками в центре каждой пилястры. Верх и низ пилястр украшен растительным орнаментом, верхний орнамент плавно переходил в изящные девичьи головки. Верхний ярус был заполнен, ввиду нехватки времени, живописью «под янтарь», впоследствии замененной золоченной резьбой по дереву в виде Амуров, поддерживающих вазы и образующих рамы, в центре которых были помещены золоченые канделябры.

В центре четырех наиболее крупных янтарных панелей в прекрасных, янтарных же рамах, были установлены мозаичные картины. Рамы, изготовленные из более темного по тону янтаря, четко выделялись на общем фоне.



Статьи по теме: