Понятие о природном территориальном комплексе.


Природа состоит из разных элементов – горных пород и форм рельефа, тепла и влаги, растений и животных. Все эти элементы, или природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а находятся в сложной взаимосвязи.природные компоненты Взаимодействуя, они формируют в каждой точке земного шара свой, неповторимый природный комплекс (от лат. complexus – «связь, сочетание»), или ландшафт.природный комплекс




Природный комплекс (ландшафт – от нем. Landschaft – «вид местности») – относительно однородный участок земной поверхности, отличающийся закономерным сочетанием её компонентов (рельефа, климата, растительности и др.) и морфологических частей (местностей).


Ландшафты Земли изучает специальная наука ландшафтоведение.ландшафтоведение В его основе – учение о ландшафтах, созданное русским учёным Львом Семёновичем Бергом (). Во многих ВУЗах России существуют кафедры ландшафтоведения. Элементы этой науки присутствуют и в школьной географии. Л. С. Берг




Внутри материков также выделяются разные по масштабу природные комплексы, например Восточно-Европейская равнина, Кавказские горы, Западно-Сибирская низменность, пустыня Атакама. Восточно-Европейская равнина Кавказские горы Западно-Сибирская низменность Пустыня Атакама






Природные зоны крупные природные комплексы на земной поверхности, которые закономерно сменяют друг друга от экватора к полюсам и от океанов вглубь континентов в зависимости от особенностей соотношения тепла и влаги. В пределах этих зон преобладают общие почвы, растительность и другие компоненты природы. Природные зоны выражены и на суше, и в океане, однако на суше они проявляются более чётко.



Природный комплекс - территория, однородная по происхождению, истории геологического развития и современному составу специфических природных компонентов. Он имеет единый геологический фундамент, однотипный характер и количество поверхностных и подземных вод, однородный почвенно-растительный покров и единый биоценоз.

Природные комплексы могут быть разных размеров. Самый крупный природный комплекс - географическая оболочка Земли. Материки и океаны - природные комплексы следующего ранга. Внутри материков выделяются физико-географические страны - природные комплексы третьего уровня. Наименьшие по размерам природные комплексы (местности, урочища, фауны) занимают ограниченные территории. Это холмистые гряды, отдельные холмы, их склоны; или низменная долина реки и ее отдельные участки: русло, пойма, надпойменные террасы. Чем меньше по размерам природный комплекс, тем однороднее его природные условия. Природный территориальный комплекс (ПТК) – пространственно- временная система природных компонентов, обладающая высоким уровнем организации, развивающаяся как единое целое и подчиняющаяся общим географическим закономерностям.

ПТК обладают определённой устойчивостью, они имеют тенденцию восстанавливаться после их нарушения внешними агентами. ПТК относятся к разным уровням (рангам): планетарному (географическая оболочка), региональному (ландшафтная зона, провинция, отдельный ландшафт), топологическому (местность, урочище, фация). ПТК регионального и топологического уровней - структурные части географической оболочки.

Среди природных систем в окружающей человека среде особую роль играют географические системы или геосистемы - это понятие ввел А. Г. Исаченко.

Геосистема – это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической оболочки) до элементарной геосистемы (физико- географической фации).

Геосистемы весьма разномаштабны, поэтому совершенно естественно их разделение по размерности: длине, площади, объему, массе, времени.

Три ранга геосистем:1)планетарная геосистема – высшее природное единство; 2)основная геосистема, наиболее дробное подразделение географической оболочки. 3)элементарные геосистемы, недолговечные, быстро трансформирующиеся комплексы, внутри которых природные условия практически однородны. Н.А. Солнцеву: «Ландшафт – это генетически однородный природный территориальный комплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и состоящий из свойственного только данному ландшафту набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся в пространстве основных и второстепенных урочищ»

2.Определение и трактовка термина «ландшафт»

Термин «ландшафт» происходит от немецкого означает «вид», «пейзаж». В русской географии этот термин утвердился благодаря работам Л.С.Берга и Г.Ф. Морозова как синоним природного территориального комплекса. Именно в таком значении существует ряд определений ландшафта, одно из наиболее полных принадлежит Н.А. Солнцеву: «Ландшафт – это генетически однородный природный территориальный комплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и состоящий из свойственного только данному ландшафту набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся в пространстве основных и второстепенных урочищ». В этом определении учтены основные особенности ландшафта: а) это территория, обладающая генетическим единством. б) в его границах геологическое строение, рельеф и климат характеризуются относительной однородностью.в) каждый ландшафт отличается от другого своей структурой, т.е. набором более мелких ПТК, выступающих его структурными элементами. Последние связаны между собой генетически и динамически и образуют единую природную территориальную систему.

Однородность ландшафта обеспечивается его генезисом, в котором отражается однородность зональных (климатических) и азональных (рельефа, геологических отложений) факторов. Существует три трактовки термина «ландшафт»: региональная, типологическая, общая.

В соответствии с региональной трактовкой ландшафт понимается как конкретный индивидуальный ПТК, как неповторимый комплекс, имеющий географическое название и точное положение на карте. Такая точка зрения высказана Л.С. Бергом, А.А. Григорьевым, С.В.Калесником, поддержана Н.А.Солнцевым, А.Г. Исаченко. Региональный подход к изучению ландшафтов оказался весьма плодотворным. Благодаря ему получили развитие следующие разделы ландшафтоведения: морфология ландшафта, динамика ландшафта, методика ландшафтного картографирования, систематика ландшафтов, прикладное ландшафтоведение.

По типологической трактовке (Л.С. Берг, Н.А. Гвоздецкий, В.А. Дементьев) ландшафт – это тип или вид природного терри­ториального комплекса. Типологический подход необходим при средне- и мелкомасштабном картографировании ПТК значительных по площади регионов. Он ускорил разработку классификации ландшафтов.

Общая трактовка термина "ландшафт" содержится в трудах Д.Л. Арманда и Ф.Н. Милькова. В их понимании синонимами ландшафта выступают природный территориальный комплекс, географический комплекс. Можно говорить: ландшафт Русской равнины, ландшафт Кавказа, ландшафт Полесья, болотный ландшафт. Такая точка зрения широко распространена в научно-популярной географической литературе.

Географическая оболочка не везде утроена одинаково, она имеет «мозаичное» строение и состоит из отдельных природных комплексов (ландшафтов). Природный комплекс – это часть земной поверхности с относительно однородными природными условиями: климатом, рельефом, почвами, водами, растительным и животным миром.

Каждый природный комплекс состоит из компонентов, между которыми существуют тесные, исторически сложившиеся взаимосвязи, при этом изменение одного из компонентов рано или поздно приводит к изменению других.

Наиболее крупным, общепланетарным природным комплексом является географическая оболочка, она подразделяется на природные комплексы более мелкого ранга. Разделение географический оболочки на природные комплексы обусловлено двумя причинами: с одной стороны, различиями в строении земной коры и неоднородностью земной поверхности, а с другой – неодинаковым количеством солнечного тепла, получаемого её различными участками. В соответствии с этим выделяются зональные и азональные природные комплексы.

Наиболее крупными азональными природными комплексами являются материки и океаны. Более мелкими – горные и равнинные территории в пределах материков (Западно-Сибирская равнина, Кавказ, Анды, Амазонская низменность). Последние подразделяются на ещё более мелкие природные комплексы (Северные, Центральные, Южные Анды). К природным комплексам низшего ранга относятся отдельные холмы, речные долины, их склоны и т.д.

Самые крупные из зональных природных комплексов – географические пояса. Они совпадают с климатическими поясами и имеют те же названия (экваториальный, тропический и т.д.). В свою очередь географические пояса состоят из природных зон, которые выделяются по соотношению тепла и влаги.

Природной зоной называется крупный участок суши со сходными природными компонентами – почвами, растительностью, животным миром, которые формируются в зависимости от сочетания тепла и влаги.

Главным компонентом природной зоны является климат, поскольку от него зависят все остальные компоненты. Растительность оказывает большое влияние на формирование почв и животного мира и сама зависит от почв. Называются природные зоны по характеру растительности, поскольку она наиболее очевидно отражает и другие особенности природы.

Климат закономерно изменяется при движении от экватора к полюсам. Почва, растительность и животный мир определяются климатом. Значит, эти компоненты должны изменятся широтно, следуя за изменением климата. Закономерная смена природных зон при движении от экватора к полюсам называется широтной зональностью. В районе экватора расположены влажные экваториальные леса, у полюсов – ледяные арктические пустыни. Между ними находятся другие виды лесов, саванны, пустыни, тундра. Лесные зоны, как правило, располагаются на территориях, где соотношение тепла и влаги сбалансировано (экваториальный и большая часть умеренного пояса, восточные побережья материков в тропическом и субтропическом поясе). Безлесные зоны формируются там, где имеется недостаток тепла (тундры) или влаги (степи, пустыни). Это континентальные районы тропического и умеренного поясов, а также субарктический климатический пояс.

Климат меняется не только широтно, но и вследствие изменения высоты. С поднятием в горы температура понижается. До высоты 2000-3000 м увеличивается количество осадков. Изменение соотношения тепла и влаги вызывает изменение почвенно – растительного покрова. Таким образом, в горах на различной высоте расположены неодинаковые природные зоны. Эта закономерность называется высотной поясностью.


Смена высотных поясов в горах происходит примерно в той же последовательности, что и на равнинах, при движении от экватора к полюсам. У подножия гор расположена природная зона, в которой они находятся. Количество высотных поясов определяется высотой гор и их географическим положением. Чем выше горы, и чем ближе они расположены к экватору, тем разнообразнее набор высотных поясов. Наиболее полно вертикальная поясность выражена в Северных Андах. В предгорьях растут влажные экваториальные леса, затем идёт пояс горных лесов, а ещё выше – заросли бамбуков и древовидных папоротников. С увеличением высоты и понижением среднегодовых температур появляются хвойные леса, которые сменяются горными лугами, нередко переходящими, в свою очередь, в каменистые россыпи, покрытые мхом и лишайниками. Вершины гор венчают снега и ледники.

Остались вопросы? Хотите знать больше о природных зонах?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Они могут охватывать как огромные территории, так и совершенно небольшие участки Земли. Какие природные комплексы бывают? Чем они отличаются? Чем характеризуются? Давайте выясним это.

Географическая оболочка

Рассказывая, что такое природные комплексы, невозможно не упомянуть о географической оболочке. Это условное понятие, объединяющее сразу несколько сфер Земли, которые пересекаются и взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему. По сути, она является самым большим на планете природным комплексом.

Границы географической оболочки почти повторяют края биосферы. В неё входит гидросфера, биосфера, антропосфера, верхняя часть литосферы (земная кора) и нижние слои атмосферы (тропосфера и стратосфера).

Оболочка является цельной и непрерывной. Каждый из ее компонентов (земных сфер) имеет свои закономерности развития и особенности, но вместе с тем испытывает влияние других сфер и оказывает влияние на них. Они постоянно участвуют в круговоротах веществ в природе, обмениваясь энергией, водой, кислородом, фосфором, серой и т. д.

Природный комплекс и его виды

Географическая оболочка является наибольшим, но не единственным природным комплексом. Их на земном шаре существует очень много. Что такое природные комплексы? Это определенные участки планеты, которые обладают однородной геологической растительностью, животным миром, климатическими условиями и одинаковым характером вод.

Природные комплексы также называют ландшафтами или геосистемами. Они отличаются в вертикальном и горизонтальном направлениях. Исходя из этого, комплексы делят на зональные и азональные. Главной причиной их разнообразия является неоднородность географической оболочки.

Прежде всего различия природных условий обеспечивают неравномерное распределение солнечного тепла на Земле. Это связано с эллиптической формой планеты, неодинаковым соотношением суши и воды, расположением гор (которые задерживают воздушные массы) и т. д.

комплексы

Комплексы представляют преимущественно горизонтальное деление планеты. Крупнейшими из них являются Их расположение последовательно и закономерно. Возникновение этих комплексов напрямую связано с климатическими условиями местности.

Характер географических поясов изменяется от экватора к полюсам. В пределах каждого из них наблюдаются свои температурные и погодные условия, а также характер почв, подземных и поверхностных вод. Выделяют такие пояса:

  • арктический;
  • субарктический;
  • антарктический;
  • субантарктический;
  • северный и южный умеренный;
  • северный и южный субтропический;
  • северный и южный субэкваториальный;
  • экваториальный.

Следующими по размеру зональными комплексами являются природные зоны, которые делятся по характеру увлажнения, то есть количеству и частоте осадков. Они не всегда имеют чисто широтное распределение. И зависят от высоты местности, а также близости к океану. Выделяют арктическую пустыню, степь, тундру, тайгу, саванну и другие природные зоны.

Азональные природные комплексы

Азональные комплексы не связаны с широтным делением планеты. Их образование связано в первую очередь с рельефом и формированием земной коры. Наиболее крупными азональными природными комплексами являются океаны и материки, которые значительно отличаются геологической историей и структурой.

Материки и океаны делятся на меньшие комплексы - природные страны. Они состоят из крупных горных и равнинных образований. Так, например, природные комплексы Дальнего Востока включают Центрально-Камчатскую равнину, горы Сихоте-Алинь и Хингано-Буреинские горы и др.

К природным странам планеты относится пустыня Сахара, Уральские горы, Восточно-Европейская равнина. Они могут разделяться на более узкие и однородные участки. Например, галерейные леса, располагающиеся по окраинам степей и саванн, мангровые леса, расположенные вдоль побережья морей и в устьях рек. К наименьшим природным комплексам относятся поймы рек, холмы, гряды, уремы, болота и т. д.

Компоненты природных комплексов

Основными составляющими частями любого географического ландшафта являются рельеф, воды, почвы, флора и фауна, климат. Взаимосвязь компонентов природного комплекса очень тесная. Каждый из них создает определенные условия для существования остальных. Реки влияют на состояние и климат - на появление определенных растений, а растения привлекают определенных животных.

Изменение даже одного компонента может привести к полному изменению всего комплекса. Иссушение реки приведет к исчезновению характерной для речной местности растительности, к изменению качества почвы. Это непременно повлияет на животных, которые покинут геосистему в поисках привычных для них условий.

Чрезмерное размножение какого-либо вида животных может привести к истреблению растений, которые они употребляют в пищу. Известны случаи, когда огромные стаи саранчи полностью уничтожали луга или поля. Такое развитие событий не остается незаметным для природного комплекса и провоцирует изменения почвы, водного, а затем и климатического режима.

Заключение

Так что такое природные комплексы? Это природно-территориальная система, компоненты которой однородны по своему происхождению и составу. Комплексы разделяются на две основные группы: азональные и зональные. Внутри каждой группы существует разделение от крупных до более маленьких участков.

Самым большим природным комплексом является географическая оболочка, которая включает часть литосферы и атмосферы, биосферу и гидросферу Земли. Наименьшими комплексами являются отдельные холмы, небольшие леса, устья рек, болота.

Информационная карта урока.

Класс 6.
Модуль (тема) Взаимосвязь оболочек
Тема урока “ __Природный комплекс____________________”
Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать , что уметь после урока) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.)
1. Знать определение “ПК”, “компонент”, “Географическая оболочка”.

2. Знать классификацию ПК “от кочки до оболочки” (локальный, региональный, глобальный уровень ПК).

3. Уметь объяснять связи компонентов “ПК”.

1. Предметные цели:
– научить объяснять, описывать признаки географических объектов и явлений;
– научить применять знания, полученные на уроках географии в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

2. Цели, отражающие развитие ОУУН:
– научить самостоятельно приобретать новые знания;
– научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор, преобразование информации.

Опорные понятия, учебные действия Формируемые понятия, учебные действия.
Взаимосвязь земных оболочек, и их взаимодействие на примере ПК. Природный комплекс, природный компонент, географическая оболочка.
Диагностическое задание (как результат деятельности ученика)

Экспресс-диагностика в форме заданий:

  1. Убери лишнее/ Добавь недостающее
  2. Установи последовательность
  1. Знать определение “Природный комплекс”, “Природные компоненты”, “Географическая оболочка”.
  2. Научиться объяснять взаимосвязь компонентов “ПК”.
  3. Знать классификацию ПК.

Результат обучения:

  1. Личностный (образовательный):
    а) овладение на уровне общего образования закономерной системой географических знаний и умений, навыков их применения в различных жизненных ситуациях. ПК – единая система, в которой все его компоненты, взаимодействуя, влияют друг на друга, а именно: климат, рельеф, воды, почва, горные породы, растительный и животный мир.
    б) применение знаний, полученных на уроке, в личностном опыте, например на отдыхе.
  2. Метапредметный:
    способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
  3. Предметный:
    А) умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
    Б) умение обобщать знания о земных оболочках.

Ход урока

1. Организационный момент.

“Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам изучение природы!”
И.В.Гете.

На уроках географии нам выпадает такая радость и сегодня мы рассмотрим ПРИРОДУ, как единый комплекс.

ПК – это тема нашего сегодняшнего урока. Какие объекты природы нас окружают (растения, животные…) – ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ (ЭТАП ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ!!) А можем ли мы сказать, что же такое ПК? Нет, так давайте попробуем сформулировать цели, которых мы должны достичь по итогам урока.

1. Что такое “ПК”. (Это комплекс, значит он должен состоять из каких-либо частей, как мы их назовем?
2. Компоненты.
3. Какие бывают ПК?
4. “От кочки до оболочки”.

2. Изучение нового материала.

Сейчас вы увидите примеры ПК, да-да, я заранее предупреждаю о том, что это ПК, объекты вам хорошо знакомы, и в результате просмотра попытайтесь сформулировать определение ПК.

Рис. 1: Африка.
Рис. 2: Евразия.
Рис. 3: Австралия.
Рис. 4: Южная Америка.
Рис. 5: Северная Америка.

Какие версии? Точнее нас интересует пТк, т.к. мы видим определенную территорию. Обратим внимание на слово ПРИРОДНЫЙ!!! Когда мы говорим ПРИРОДА, что же мы имеем в виду и что мы видим на изображении? Деревья, животные, вода, рельеф. Значит, мы можем самостоятельно составить определение ПК – территория, в пределах которой существует определенное закономерное сочетание компонентов природы.

Рис. 6: подтвердим определение, данное нами. Все верно. А теперь давайте посмотрим, какие же компоненты входят. Учитель записывает в виде цветка-схемы.

ЭТАП 2 и 3: моделирование и проектирование нового способа действия (в данном случае, ученики знакомы с оболочками Земли, элементами которых и является компоненты). В центре ПК, вокруг лепестки – компоненты: РМ, ЖМ (биосфера), рельеф, гор пор, п/и, почва (литосфера), вода (гидросфера), воздух (атмосфера).

Подтверждаем взаимосвязь компонентов.

Докажем, что компоненты действительно находятся во взаимосвязи. Учитель закрывает по очереди один из компонентов и ученики доказывает, что при изъятии из комплекса хотя бы одного компонентов, то комплекс нарушается.

Рис. 8: А теперь давайте посмотрим, какие еще примеры ПК мы можем назвать. ПК: лес, роща, поле, болото.
Рис. 9: тайга (природная зона).
Рис. 10: степь (пр зона).
Рис. 11: пустыня.
Рис. 12: высотная поясность.
Рис. 13: пруд.
Рис. 14: море.
Рис. 15: саванна.
Рис. 16: арктические пустыни.
Рис. 17: океан.

А теперь давайте вернемся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока и докажем, что оболочки действительно могут быть “от кочки до оболочки”.

Какие из рассмотренных примеров ПК были самыми маленькими.

А какое же место в ПК занимает человек?

ПК + человек = ПХК (природно-хозяйственный комплекс)

А теперь нам предстоит путешествие в один ПК.

ЭТАП 4: РЕАЛИЗАЦИЯ.

Работая в парах, но с общим заданием в ряд. Вам необходимо составить схему взаимодействия компонентов в ПК (склона, поймы, реки).

Проверка и коррекция, путем защиты работ учащихся.

Влияние человека на ПК “+” и “-”

Закрепление (контроль):

Убери лишнее и подумай, о каком ПК идет речь, а также определи его ранг:

  1. Торф, лягушка, подсолнух, вода, клюква, ил, воздух.
  2. Олень, карликовая береза, пингвин, мох, воздух, многолетняя мерзлота.

Добавь недостающее звено:

  1. Воздух, дельфин, кораллы, вода.
  2. Березы, ели, лоси, воздух.

Установи последовательность, начиная с наименьшего объекта:
Шельф, скважина, море, океан, гидросфера.

Установи последовательность, в порядке убывания:
Оазис, зона пустынь, барханы, Африка.

Домашнее задание: пар. 50, вопр. 2 (устно), 4 (письм).



Статьи по теме: