Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу…

«Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

Про это короткая притча…

Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее незлобие попросил:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это все? – недоуменно спросил человек.

— Нет, – ответил старец. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Тогда человек пришёл к старцу и сказал:

– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но старец ответил:

– То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем.

Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки.

Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Отложить Отложено

Главное — быть хорошим человеком, — повторяют некоторые, пытаясь объяснить, почему они не исполняют заповеди иудаизма. Авторитеты Торы выражают ту же мысль, добавляя к этому важный вопрос: «Как стать тем самым “хорошим человеком?” Ведь хорошими людьми не рождаются, ими становятся».

Конечно же, прежде всего мы должны знать, «что такое хорошо, а что такое плохо». Однако одних знаний недостаточно, ибо нравоучения могут остаться только словами и никак не повлиять на характер. Как же может человек изменить свою природу? Английский мыслитель Сэмюэль Смайлс (1812—1914) в своей книге «Self-help» («Помощь себе») дает на этот вопрос «еврейский» ответ:

«Посей мысль и пожнешь поступок ,

Посей поступок и пожнешь привычку ,

Посей привычку и пожнешь характер ,

Посей характер и пожнешь судьбу» .

Несмотря на фразу Пушкина «привычка свыше нам дана…», смею утверждать, что привычки не даны нам свыше, они являются следствием свободы выбора. Наша природа, наклонности действительно дарованы свыше, однако мы свободны выбирать, как их направлять. И каждый раз, делая свой выбор, творя добро или зло, мы, по сути, творим себя. Ибо повторяемые нами поступки превращаются в привычки, влияя на характер и судьбу.

Наши привычки действительно во многом правят нами: даже не замечая, мы зачастую ведем себя «по привычке». Однако, даже тот, кто, выработал плохие привычки, не должен отчаиваться, так как человек сильнее своих привычек. Осознав великую созидательную силу поступка, мы можем справиться с ними. Потому так важно не только «учиться, учиться и учиться», но и «исполнять, исполнять и исполнять» заповеди.

Не случайно во время праздничной трапезы в Рош Хашана евреи желают друг другу удостоиться добрых дел: «чтобы у нас было так же много заслуг, как косточек в гранате»…

Как, например, воспитать щедрость в детях?

Предоставлять им возможность помогать людям, давать монетки, которые они могут положить в копилку для синагоги или для бедных. Конечно, важно, чтобы ребенок изучал Тору, видел в своих родителях пример для подражания, но так же важно, чтобы и он сам с детства учился творить добро…

Как воспитать чувство благодарности?

Выражать благодарность, а не воспринимать все, что у нас есть, как само собой разумеющееся. Так, например, еврей должен был принести в Храм первые плоды своего урожая и произнести слова благодарности Всевышнему за Землю Израиля.

Но разве недостаточно просто ощутить благодарность в сердце? Зачем приносить плоды и выражать благодарность словами? Наши добрые поступки и слова влияют на наши мысли и чувства, воспитывая в нас добрые черты характера…

У разведчиков отговаривавших евреев войти в Землю Израиля, казалось, был возвышенный повод. Они хотели, чтобы евреи не тратили времени на обработку земли, а продолжали изучать Тору в пустыне, питаясь падающей с Небес манной. Однако Всевышний указал евреям «войти в страну Израиля», чтобы они могли, изучая Тору, обрабатывать землю и исполнять заповеди, привнося духовность в материальный мир. Однако лишь изменив свой внутренний мир, мы сможем изменить мир вокруг себя.

«В чем смысл слов “Земля Израиля”? — спрашивал Ребе из Коцка, рав Менахем Мендл Моргенштерн (1787—1859). — Это символ того, что человек может взять “землю” своей души и превратить, трансформировать ее в Израиль!» Каждый из нас может освятить заповедями свою «землю», свою человеческую природу и, изменив свой характер, сделать из себя «Израиль». Ибо евреями не рождаются, евреями становятся.

Занимательная философия [Учебное пособие] Балашов Лев Евдокимович

Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу

Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу

Эта поговорка - весьма древнего происхождения. Известна такая притча:

«Конфуций любовался в Люйляне водопадом; струи спадают с высоты в три тысячи жэней, пена бурлит на сорок ли. Его не могут преодолеть ни кайманы, ни рыбы, ни черепахи - морские или речные. Заметив там пловца, Конфуций подумал, что тот с горя ищет смерти, и отправил своих учеников вниз, чтобы его вытащить. Но тот через несколько сот шагов вышел из воды с распущенными волосами, запел, и стал прогуливаться у дамбы.

Конфуций последовал за ним и ему сказал:

– Я принял тебя за душу утопленника, но вгляделся: ты - человек. Дозволь задать вопрос: владеешь ли секретом, как ходить по воде?

– Нет, - ответил пловец. - У меня нет секрета. От рождения - это у меня привычка, при возмужании - характер, в зрелости - это судьба. Вместе с волной погружаюсь, вместе с пеной всплываю, следую за течением воды, не навязывая ей ничего от себя. Вот почему я и хожу по воде.

– Что означает «от рождения - это привычка, при возмужании - характер, в зрелости - судьба?» - спросил Конфуций.

– Я родился среди холмов и удовлетворен жизнью среди холмов - такова привычка; вырос на воде и удовлетворен жизнью на воде - таков характер; это происходит само по себе, и я не знаю почему - такова судьба».

Поговорка предупреждает: всё, что ты делаешь в жизни - имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка - послужить основой для формирования характера, а характер - оказать решающее влияние на жизнь в целом.

Кроме того, поговорка указывает на то, что всё в жизни взаимосвязано: одно вытекает из другого, а другое из третьего... Одним словом, жизнь - это цепь причин и следствий. Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то должен выстроить эту цепь причин и следствий. Например, если хочешь быть здоровым и выносливым, бегать на длинные дистанции и непременно с комфортом, то должен следовать такому правилу: «Если хочешь бегать с комфортом пять километров - бегай десять; если хочешь бегать с комфортом десять километров - бегай двадцать; если хочешь бегать с комфортом двадцать километров - бегай марафон (42 км); если хочешь бегать с комфортом марафон- бегай сто километров.»

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Б. ХАРАКТЕР 1) Динамическая концепция характераЧерты характера считались и считаются в среде бихевиористски ориентированных психологов синонимами свойств поведения. С этой точки зрения характер определяется как «модель поведения, характерная для данного индивида, в

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

245. ХАРАКТЕР Тот, кто не грешит среди грешников, лучше гого, кто не грешит среди праведников.Сефер ХасидимПричина того, что развелось так много плохих ученых отнюдь не в редкости таланта. Талантов немало, мало характеров.Фрейд - Из статьи, 1940 г.Есть три типа «делателей»;

Из книги Том 17 автора Энгельс Фридрих

Из книги Метаморфозы Душевной жизни. Путь внутреннего опыта. Часть 1 автора Штайнер Рудольф

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР Мюнхен, 14 марта 1910Глубокое впечатление производят строки, родившиеся у Гете при созерцании черепа Шиллера. Эта возможность предоставилась ему во время перенесения останков Шиллера из места временного захоронения в веймарский княжеский склеп.Гете

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

В. Характер

Из книги Здоровое общество. Догмат о Христе автора Фромм Эрих Зелигманн

Социальный характер Обсуждение психического здоровья не может быть исчерпывающим, если мы будем рассматривать его как абстрактное качество абстрактных людей. Если мы собираемся обсудить здесь состояние психического здоровья современного человека западного мира, если

Из книги Истоки тоталитаризма автора Арендт Ханна

7.3 Империалистический характер Что касается двух главных политических инструментов империалистического правления, то расизм был изобретен в Южной Африке, а бюрократия - в Алжире, Египте и Индии; первый был почти бессознательной реакцией на племена, чьей принадлежности

Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

Некрофильский характер Выражение «некрофильский» было употреблено первоначально не для обозначения черты характера, а как характеристика извращенных действий… Слово это произнес впервые испанский философ Мигель де Унамуно в 1936 г. по поводу националистической

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

3. Характер. - Что я такое, - об этом я спрашиваю в отношении к себе, который в явлении меня самого есмь лежащее в основании бытие для меня, или в себе и для меня. Ибо, хотя я и дан себе в своих явлениях, но то, что дано мне в них, я есмь в себе самом (an mir selbst). Правда, я поэтому

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

б. Характер

Из книги Теория Фрейда (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Характер Выдвинутая Фрейдом концепция характера имеет не меньшее значение, чем понятия бессознательного, подавления и сопротивления. Здесь Фрейд рассматривал человека как целое, а не только отдельные «комплексы» и механизмы, такие как Эдипов комплекс, страх кастрации,

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Характер и судьба 1. Испытания Жизнь преподносит нам целый ряд тайных испытаний, зачастую намного более значительных и намного сильнее проливающих свет на то, каковы мы в глубине души и на что мы действительно способны, чем все официальные и публичные экзамены, которые

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

11. Характер Только не думай, что истинно рыцарское отношение к противоположному полу простое дело. Этот образ мыслей, ориентированный на защиту и поддержку не зря называется «рыцарством». Нужно действительно вооружиться, надеть железные доспехи, чтобы быть рыцарем. Что

Из книги автора

Профессия и характер 1. Что такое профессиональное образование? Слово «профессиональное образование» означает для большинства людей только техническое и научное обучение, подготовку к будущей профессиональной жизни. К сожалению, мало кто думает о том, что для

Из книги автора

Характер (Caract?re) Первое значение этого слова – отпечаток (от греческого kharakter – чеканщик монеты), т. е. неотделимый признак, постоянный и отчетливый знак. Соответственно, под характером мы понимаем совокупность постоянных или привычных для того или иного индивидуума черт

«Посеешь поступок — пожнёшь привычку»

Цель: способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка, его индивидуальных качеств; формировать у учащихся нравственные нормы жизни.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход занятия

I. Сообщение темы и цели занятия.

У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален: со своими особенностями, странностями, причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? Сегодня у нас будет такая возможность.

Тема нашего занятия «Посеешь поступок – пожнёшь привычку».

II. Игра «Имя и эпитет»

Ребята, мы знакомы с вами полтора года, но каждый день открываем в себе и в своих одноклассниках что – то новое. Вот и опять я приоткрыла занавес вашей души, прочитав ваши анкеты «Что я могу сказать о себе». Из них я узнала, что …

Каждый из вас, ребята, подберет по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и характеризовать человека, например: «Любознательная Людмила, гениальный Геннадий». Если вам не нравится качество характера, начинающегося с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.

Спасибо! Итак, сделан ещё один шаг, чтобы загадка «Какой Я? И какие мы вместе?» была разгадана.

III. «Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу» – так гласит народная мудрость.

В процессе роста и развития у каждого человека формируется множество различных привычек – полезных и вредных. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» сам в себе. Только «выращивание» полезных привычек – дело долгое и кропотливое изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни, стоит лишь дать им небольшую поблажку. Один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя. Человек и сам не замечает, как быстро он становится их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других – в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями – в труса. И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами: трудолюбием, смелостью, милосердием. А есть привычки очень опасные. Даже одна единственная встреча с ними грозит большой бедой.

Приведите примеры полезных (зарядка, правильное питание, уважение к окружающим), вредных (неправильное питание, лень, проявление грубости)

и опасных (алкоголь, курение, наркомания) привычек.

Как же можно «вырастить» привычку?

Послушайте отрывок из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.

Есть такое твёрдое правило, – сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.

Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.

Если им когда-нибудь придётся путешествовать, – сказал он, – это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика… – Расскажите о замечательной привычке, которую Маленький принц «вырастил» в себе.

Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день?

Можно ли эти баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе? Почему?

Какие «баобабы» приходится вычеркивать каждый день вам?

Это и есть та вредная привычка, от которой с сегодняшнего дня вы будете стараться избавиться.

Почему человека называют хозяином полезных привычек и рабом вредных?

IV. Физминутка.

V. Один итальянский писатель говорил: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала их великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной».

Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя любят и уважают, ценят и понимают. Именно в семье ты получаешь воспитание, формируешь свое «Я».

Ситуация 1

Мама каждый день говорит Наташе:

Доченька, милая, как только закончатся уроки в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.

Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли,- отвечает Наташа.

— Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой,- говорит мать.

Что вы посоветуете Наташе и маме?

Ситуация 2

Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.

— Мама, купи мне Деда Мороза.

Не могу, сынок, осталось мало денег.

— Какая же ты недобрая, мама,- сказал Саша маме и очень сильно обиделся.

Как вы оцениваете поступки мамы и Саши? Как им нужно поступить?

Ситуация 3

Ваня и Алан – друзья. Они вместе ходят в школу и обратно. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Ваня учится хорошо. Алан – не очень. Ваня по – доброму относится к Алану, регулярно даёт ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта.

Как вы думаете, ребята?

Чем отличается «добрый» человек от «добренького»?

Ситуация 4

Максату подарили щенка. Щенок был чёрный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.

— Совсем невоспитан,- подумал Максат, глядя, как щенок грызёт ножку стула.

Максат занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его верёвкой… Время шло… Щенок превратился в большую злую собаку. Максат смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал. Почему собака выросла злой?

Игра – проблема «Да — нет – может быть» (На доске написаны слова «Да», «Нет», «Может быть». Учитель читает ситуацию. Ребята должны подойти к тому слову, которое является решением ситуации.)

Можете ли вы взять чужую ценную вещь, которую вам очень хочется иметь, при условии, что об этом никто не узнает?

Вы идете по парку и едите из пакета жареный картофель. Пакет опустел. Вы его бросаете тут же.

В школьном коридоре разговаривали учителя. Среди них Анечка заметила своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказала: «Здравствуйте, Татьяна Михайловна!» Права ли Аня?

Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

Вам подарили две одинаковых игрушки. Вы недовольны.

VI. Работа в парах.

Постарайтесь определить достоинства и недостатки человека. Вычеркните те качества, которые, на ваш взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми людьми (задание на листах).

Справедливость, эгоизм, злость, милосердие, болтливость, правдивость, бестактность, искренность, уважительность, хвастливость, жадность, выдержка, честность, жестокость, мужество, скромность, хитрость, тактичность, застенчивость, зависть, трусость.

Какие качества человека отнесли к недостаткам?

Ответьте пословицами.

Гнев – враг человеку, а разум его друг.

Зависть – это худший из людских пороков.

Пчела жалит жалом, а человек – словом.

Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – себя и другого.

Человек – хозяин своих настроений.

От сабельной раны поправишься, а от раны, нанесенной ложью, – никогда.

Недоброе слово больней огня жжет.

Сочувствовать – значит чувствовать вместе с другими.

Какие качества вы оставили? Почему? Есть ли они у вас?

VII. Волшебный стул (учитель проводит игру с целью обучения детей видеть положительные качества в других)

Волшебный стул помогает узнать людям о своих положительных качествах, достойных уважения.

Предлагаю назвать качества одноклассника, достойные уважения. На лучиках солнца записывает называемые учениками качества. После этого ребёнку дарится солнышко с лучами.

Упражнение. Учащимся предлагается написать на лепестках цветка те качества, которые они уважают в себе.

VIII. Итог занятия.

У каждой группы написано начало фраз, с которых они должны начать свой ответ.

Нам понравилось…

Нас удивило…

Нас поразило…

Нас расстроило…

Мы восхищены…

Нам интересно…

Нам не удалось…



Статьи по теме: