Пословицы как жанр фольклора. Отличие пословиц от поговорок

1.1. Пословицы как жанр фольклора. Отличие пословиц от поговорок.

Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества, бесценное наследие народа. Они появились задолго до появления письменности и устно передавались из поколения в поколение.


А.Н. Толстой очень ярко и точно отразил особенности этого бессмертного жанра фольклора: «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа.

Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов».

Пословицы - это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные как предложения, нередко оформленные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный характер.

Поговорка – это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. Поговорка является малым жанром фольклора, часто носит юмористический характер.

Согласно определению Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей.

Даль также отмечает, что поговорка – это такое ходячее выражение, которое не смогло доразвиться до полной пословицы и по сути представляет собой новый образ, который заменяет какое-то обычное слово.

Например, вместо "пьян" – "лыка не вяжет", вместо "дурак" - "пороха не выдумал" и так далее.

В отличие от пословицы, поговорка не содержит никакого поучительного обобщающего смысла. Это просто образ, который замещает обычное слово или определяет какое-либо явление: "яйца курицу не учат"; "слово не воробей".

Также следует отметить, что зачастую поговорки являются какой-либо частью уже соответствующей пословицы: «Два сапога – пара, да оба на левую ногу надеты ».

Тюкпиекова Алина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноключинская основная общеобразовательная школа»

КОД_______________________

Секция

Русский язык

Выполнила: Тюкпиекова Алина,

Ученица 8 класса.

Руководитель: Байкалова М.Г., учитель русского языка и литературы.

Аал Красный Ключ, 2017 год.

КОД_______________________

Наименование секции

Русский язык.

Малые жанры фольклора. Русские и хакасские пословицы

2017

Введение ………………………………………………………………….…....4
Основная часть………………………………………………………………...5-7
Исследовательская часть………………………………………………… 8

Хакасский фольклор. Общее в русских и хакасских пословицах . 8-9

Заключение…………………………………………………………………….10
Источники информации………………………………………………………11

Введение :
Меня всегда интересуют малые жанры фольклора как пословицы, потому что чем больше знаешь о русских пословицах, тем больше хочется понять их значение и на хакасском языке, сопоставить - в чем они схожи, а чем отличаются. Поэтому я выбрала для исследования пословицы. Знание пословиц обогащает речь, свидетельствует о внутренней духовной культуре человека. Если вы метко и вовремя научитесь применять пословицы в своей речи при беседе с окружающими людьми, то это произведет на собеседника благотворительное влияние, и он тоже постарается последовать твоему примеру
Тема: « Малые жанры фольклора. Пословицы».
Цель работы : Выяснить роль пословиц в речи современных детей.
Задачи:
- Углубить знания о пословицах;

Изучить материалы словарей.

Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей.

Узнать мнение о пословицах. Узнать какую роль они имеют в жизни школьников.

Продумать и провести опрос школьников 2-4 классов.
Объект исследования: Речь учащихся наших школьников.
Предмет исследования : знание и использование пословиц в речи школьников.
Гипотеза:
Я считаю, что современные дети редко используют пословицы в речи.

Пословица играет большую роль в современной жизни каждого человека.

Такие пословицы как - « Семь раз отмерь, один раз отрежь», учат нас не торопиться с решением, высказыванием и прежде чем, что либо сделать подумать.

Актуальность исследования:

Изучение малых жанров фольклора за последние несколько лет вызывают большой интерес. Пословицы обогащают нашу речь, помогают красочно выразить свои мысли.
К труду приучает и следующее высказывание,- «Любишь кататься, люби и саночки возить» Я думаю что, каждый ребёнок должен использовать пословицы в своей жизни и брать, только самое хорошее для себя, и становиться от этого умнее, добрее и мудрее.

Основная часть
Пословицы – древний жанр народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, литературное, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других русских писателей в качестве пословиц и поговорок.
Что же такое пословица?
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.
Насколько велико значение пословиц в самом сознании народном мы видим по количеству пословиц о пословице! Вот некоторые из них:
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Классификация малых жанров фольклора

Малые жанры фольклора - это небольшие по размеру фольклорные произведения. Существуют разные классификации малых фольклорных жанров. К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки. Автор словаря пословиц и поговорок В.И. Даль так определял этот жанр: "Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особе" . Поговорку же он видел как "окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения" . .Пословица не на ветер молвится" . Большинство ученых относят к малым жанрам фольклора пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Пословица - короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. [Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество, 2005, с. 120] Например: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Пустая бочка громче гремит. Не зная броду, не суйся в воду. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Краткость - сестра таланта. Мал золотник, да дорог. Друг за дружку держаться, ничего не бояться. Согласную семью и горе не берет. Ученье свет, а не ученье тьма. Без муки нет и науки.. Трус собственной тени боится. Всякому мила своя сторона. Мир не без добрых людей. Раз солгал, век лгуном стал. На чужое горе не радуйся. От знаний уйдешь – в хвосте пойдешь. Как аукнется, так и откликнется. Честный правды не боится. Вся семья вместе, так и душа на месте. На воре шапка горит. Без муки нет и науки. Материнская ласка конца не знает.. По верхам хватать, свой ум потерять. Жить – родине служить. Один за всех, все за одного. Терпение и труд – все перетрут

Пословицы – это краткие, ритмически организованные и синтаксически завершенные изречения, сложившиеся в течение веков и выражающие отношение народа к различным явлениям. Содержание суждения из области морали, философии, житейской мудрости. Пословицы являются речевым жанром фольклора, так как употребляются в разговорной речи. О своем назначении пословицы говорят сами: «Пословица к слову молвится», «Красна речь пословицей», «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится», «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз».

В пословицах отражен многовековой опыт народа по осмыслению различных жизненных явлений в их противоположностях. Одним из первых предпринял попытку классифицировать русские пословицы В. И. Даль, в его сборнике они содержатся по разделам противопоставления, как например, «Богатство – убожество», «Прямота – лукавство», «Воля – неволя», «Друг – недруг», «Смирение – гордость», «Много – мало», «Начало – конец», «Хорошо – худо», «Далеко – близко» и другие.

Первые пословицы возникли в трудовой деятельности людей и имели практическое значение: «Глубже копать – больше хлеба жевать», «Клади навоз густо – в амбаре не будет пусто», «Увидал грача – весну встречай

Поскольку происхождение пословиц связывают обычно с трудом, то тема труда, работы и отношение к ним занимают одно из важных мест в устном народном творчестве любого народа. Например:

- «Не спеши языком, торопись делом». (Человек, который много говорит, болтает на рабочем месте, мало приносит пользы обществу).

- «Куй железо, пока горячо». (Человек должен выполнять свою работу вовремя, не откладывая надолго, пока для этого есть силы и не ушло время, а для нас учиться уму – разуму, набирать знания с детства).

-«Под лежащий камень и вода не течет». (Пословица про ленивого человека, который не способен совершить ничего полезного).

- «Берись дружно – не будет грузно». (Люди должны работать дружно, в согласии, чтобы в одиночку не было тяжело).

- «Не топор тешет, а плотник». (Про мастера – человека).

- «Дело мастера боится». (Трудолюбивому - все работы хороши).

- «Труд человека кормит, а лень портит». (Трудолюбивый – всегда в почете, его уважают, почитают, живет в достатке, а ленивого осуждают).

- «Терпенье и труд все перетрут». (Это про человека, который всего добивается своим трудом).

- «Без дела жить – только небо коптить». (Про ленивого человека). В этих пословицах говорится о трудолюбии и лени, об усердии и коллективной работе. Выражены народные идеалы и представления, которые полно раскрывают их мировоззрение.

Основное назначение этих пословиц дать объективную оценку явлению о труде кратко, ясно и четко выразить ее смысл. Пословицы имеют прямой смысл, как «Берись дружно – не будет грузно», «Не топор тешет, а плотник» и переносный – «Не спеши языком, торопись делом», дают нравственную оценку труду, учит быть трудолюбивыми.

Своеобразие построения пословиц - употребление языковых средства, как синонимы, антитеза (противопоставление).

Во многих пословицах встречается рифма, чаще всего рифмуются одни и те же части речи «Труд человека кормит, а лень портит».

В большинстве пословиц ударение падает на слова, находящиеся в конце частей: «Без дела жить – только небо коптить», «Дело мастера боится», после каждого слова делаются паузы, которые придают звучанию пословицы особую выразительность, значительность и делает ее благозвучным.

Особенности языка пословиц. Они могут быть простыми предложениями, состоящими из двух, иногда из трех или четырех частей.: «Что посеешь, то и пожнешь», «Земля любит навоз, лошадь – овес, а воевода – принос», «Хоромы кривые, сени лубяные, слуги босые, собаки борзые». Пословицы выразительны простыми, понятными словами, четкостью речи и интонацией.

Исследовательская часть.
Я провела анкетирование среди учащихся 5-6 классов и выяснила, что большинство учеников школы знают пословицы, ноне применяют их в жизни.
В данной таблице, я представила результаты своих исследований:


класс


Используют ли

пословицы в речи


Понимают смысл пословиц


Преобладающий тип пословиц


Нужно ли использовать пословицы в речи


5 кл


5% используют


60%


2,3 тип


60%


6 кл


10% используют


70%


2,3 тип


80%

На вопрос какую роль играют пословицы в нашей жизни, были получены следующие ответы;
- пословицы украшают речь;

Они учат нас быть умнее;

Передают мысли, чувства народа;
Вывод по исследованию :
В результате исследования я выяснила, что в речи современных детей редко используются пословицы, хотя все показали знания пословиц на различные темы. Прослеживается, что ученики 5-6 классов не отличаются в знаниях пословиц от более старших, но не всегда понимают смысл высказываний. Некоторые осмысленно применяют пословицы в речи на хакасском языке.
Выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась.

Хакасский фольклор. Общее в русских и хакасских пословицах.

В хакасском фольклоре также бытует немало пословиц, их своеобразие проявляется в том, что они в большей мере, чем русские пословицы, связаны с другими фольклорными жанрами. При рассмотрении мифа – былички «Как муравей к лягушке в гости ходил» можно отметить, что ее мораль – запас в дороге не тяжел» стала народной пословицей. Другие пословицы, например: «Нет горы, где бы кабарга не пробегала, нет мужчины, который вырос бы без муки» (о воспитании хозяина семьи с малых лет).

Хакасские пословицы, как и русские, характеризуют жизнь своего народа во всех его проявлениях: труд, человеческие взаимоотношения, нормы поведения в обществе, культуре и т д. Многие из них имеют древнее происхождение: «Нет человека без рода» - эта пословица говорит о родовом устройстве общества предков хакасов. Среди хакасских пословиц есть и такие, к которым легко отыскать аналогичные в русском фольклоре: «Если не робеть, то и скалу можно разрушить», «Не задирайся, если могуч, не дури, если силен», «Разум шире моря, знания выше гор», «Сила уму уступает», «У слова правда хороша, у кости навар хорош», «Медведь корове - не родня» и другие.

На основании русских пословиц можно выделить хакасские пословицы о труде и об отношении к нему: «Бревно, поднятое с товарищем, легкое, работа, сделанная с товарищем, легкая». «Лоб потеть будет – живот сытым будет».«Руки будут шевелиться – одежда целой будет». «Старательная нога сыта бывает». «Пустомеля ходит на босу ногу»

«От постного мяса жира нет, а от ленивого – работы».«Не будешь учиться – знать ничего не будешь» .

Своеобразие хакасских пословиц, так же как и русские пословицы имеют конкретность, связанную с окружающим бытом хакасского народа, его практическими потребностями.

Традиционные приемы устного народного творчества - выразительность придает им прием параллелизма, метафоричность, рифмующиеся слова. («Бревно, поднятое с товарищем, легкое, работа, сделанная с товарищем, легкая», «Лоб потеть будет – живот сытым будет».)

Русские и хакасские пословицы сближает – отношение к труду, который и тот и другой народ считает основой жизни, возвеличивает его.

Пословицы о труде русского и хакасского народов имеют характерные особенности. Мысли, заключенные в них, выражены в законченной форме. Многие пословицы имеют рифмующиеся слова и звучат как стихи и тахпахи (хакасские). Назначение пословиц в том, чтобы дать нравственную оценку труду. Кроме того, многие пословицы имеют не только прямой смысл, но и переносный. Так, например, «Куй железо, пока горячо» или

«Под лежащий камень и вода не бежит» имеют и прямой смысл, который может быть применим и в другой ситуации. Именно переносный смысл пословицы, его метафоричность, делают ее яркой, образной. Недаром в народе говорится: «Поговорка цветок – а пословица – ягодка».

Заключение.

Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом всё происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.

Ёмкость народной пословицы, в каждой из которых скрыт потенциальный сюжет для целой драмы, использовал А. Н. Островский, поместивший фольклорные изречения в заглавия своих пьес: « Не было ни гроша, да вдруг алтын», « Бедность не порок», « Свои люди – сочтёмся»…

Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Ребята, давайте научимся употреблять пословицы в своей речи, потому что ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме, так что - («Что посеешь, то и пожнешь»).

Литература.

1. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

13. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51.

4. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.

5. «Взаимосвязанное изучение русского и хакасского фольклора в 5-6 классах национальных школ»/ Абакан, 1995.

6. Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество, 2005, с. 120]

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Чтобы записать пословицы и поговорки, следует внимательно при­слушиваться к речи исполнителей. Зачастую пословицы и поговорки можно услышать в рассказах о каких-то событиях из жизни рассказчика. Пословицы и поговорки необходимо записывать от руки в контексте речи исполнителя, так как часто беседы подобного рода принимают «общий» и «затяжной» характер, можно записывать необходимые фрагменты разговора. Чтобы понять значение пословиц и поговорок по оконча­нии разговора надо обязательно поинтересоваться, что означает та или иная пословица или поговорка. Ответ зафиксировать. Одновременно с по­словицами и поговорками надо записывать народные приметы на раз­личные дни года (месяцеслов), а также присловья, прибаутки, по­верья, суеверья, бытовавшие когда-то или бытующие в настоящее время.

Какие приметы существуют на лето, зиму (то есть на различ­ные времена года), на дождь, засуху и так далее?

Жеребьевки (исполняются, когда в игре участвуют две команды);

Молчанки;

Загадки и другие.
Записывая эти жанры нужно спросить, как испол­няется произведение (хором, сольно, напевно, скоро­говоркой), в какой момент и какие действия производятся.

Надо расспросить детей о том, какие дразнилки они знают, какие про­звища дают и почему, какие поддевки используют («Скажи, аркан. – Аркан. –

Твой отец таракан»), какие издевки-заманки знают («Я пой­ду в лес. – Я тоже. – Свиньи будут есть. – Я тоже»).

В детском фольклоре звучат и те произведения, которые относились когда-то сугубо к жанрам календарной поэзии, например, заклички – обращения к дождю, солнцу, животным, птицам. В связи с этим надо узнать:

Когда, почему и для чего произносят дети эти слова , какие действия при этом они производят?

Как называют животных, как их дразнят? Почему?

Какие сказки дети рассказывают в своей среде?

Есть ли в детской среде особые приветствия и формулы , свя­занные с прощанием?

Известны ли детям клятвы?

Какие переделки современных песен бытуют в детской среде?
Следует узнать, что помнят дети из того, что им когда-то говорили взрослые (прибаутки, загадки, сказки, былички, колыбельные песни, приговоры).

У взрослых надо спрашивать о том, какие песни они пели маленьким детям, как отвлекали детей, когда они болели или плакали, что говорили в тот момент, когда играли с ребенком (потешки, пестушки), какие прибаутки помнят.


Каковы местные названия жанров детского фольклора (колы­бельных, прибауток)?

Известны ли колыбельные песни с образами кота, солнца, месяца, дремы, бабая и так далее?


МЕЛОДИИ-КЛИЧИ
На востоке Новгородской области в качестве ауканья или па­стушеских голосовых сигналов (первое чаще, второе – значительно реже) употреблялись напевы, поющиеся на слоги «у», «у – ху», «ой», «эй». Мелодии эти могут быть совсем короткими, состоящи­ми всего из двух-трех звуков. Неопытному уху бывает трудно от­личить их от обычных немузыкальных возгласов. Но в других слу­чаях мелодии достигали значительной протяженности.

Сигналы на «у» исполнялись тонким , пронзительным голосом женщинами и детьми; сигналы на «ой» или «эй» – мужчинами-пастухами и женщинами, певшими на этот раз низким, грубым голосом в грудном регистре. Местные названия подобных мело­дий-кличей – «уканье» («укать «отукиваться», «сукиваться» и проч.), «гойканье» («гойкать»), «гейканье» («гейкаты», «эйкать»). Были глаголы «ухать», «гукать», «гокать», известные на неболь­шой территории каждый.

Мелодии-кличи применялись не только в ситуациях, указанных выше, но также использовались для определения погоды (сущест­вовала примета, что гулкое эхо либо его отсутствие предвещали ведро или дождь), входили в комплекс обрядовых средств велико­го (страстного, страшного, чистого) четверга – одного из дней предпасхальной недели. Они возглашались женщинами в лесу просто так, для себя, в одиночестве, и часто вслед за этими воз­гласами начинались причитания «по своим горям», непременно с обращения к кукушке:

«Не кукуй-ко ты, серая кукушечка…»

Подобным же образом мелодии-кличи предваряли каждую из частушек , распевавшихся в лесу:

«Лето красное прошло –

Мне поукать не дошло.

Пойдем, подружка, во лесок,

Под осень укнем хоть разок».
Поскольку музыкальную интонацию в мелодиях-сигналах бы­вает распознать довольно трудно, то лучше записать на пленку все голосовые сигналы, которые будут предложены к исполнению. При этом необходимо попросить исполнителя повторить свой сиг­нал три-пять раз. По этим повторениям мы и определим, имеем ли дело с устойчивой мелодией, либо со случайными, музыкальноподобными интонациями голоса. На магнитную ленту следует запи­сать все виды сигналов, в том числе в соединении их с частушка­ми и причитаниями.

Мелодии-кличи еще живут в местной традиции. Они много­кратно записывались в Боровичском, Мошенском, Любытинском, Пестовском, Хвойнинском районах.

Вопросы для беседы

Как раньше аукали: так же, как сейчас, выкрикивая «ау», или протяжно, «с растягом»?

Как называлось ауканье по-местному («укать», «ухать» и др.)?

Виды сигналов-ауканий: различали протяжное и короткое уканье, или был принят только один вид мелодий-кличей. Извест­ны ли названия: «жалобное» уканье, уканье «с протягом», с одной стороны, и «короткое» уканье – с другой?

Были поводы ходить в лес до начала сбора ягод? Ходили в лес, как только прилетала кукушка?

Если получен утвердительный ответ на предыдущий вопрос, то надо поинтересоваться, принято ли было в это время укать?

Как раньше устанавливалось начало сбора ягод – сельским сходом, приметами?

Было ли в обычае укать сразу, как войдешь в лес? Если этот обычай известен, то сколько раз возглашали , поворачивались ли при этом лицом к разным сторонам света?

Если в лес шли компанией, то когда подобным образом воз­глашали: когда пришедшие еще не разошлись или когда каждый из них оставался в лесу один?

Перекличка ауканьями происходила в определенные момен­ты сбора ягод (перед тем, как собраться вместе и перекусить, пе­ред уходом из леса и проч.) или же укали в любой момент?

Какие ауканья – короткие, протяжные – использовались в вышеназванных ситуациях (конкретно в каждой), или различе­ния сигналов не было?

Было ли специальное причитание по поводу прилета куку­шек? Если было, то в какой ситуации оно исполнялось?

Какие пастухи пасли скот, свои, местные, или пришедшие из других сел? Из каких сел приходили раньше пастухи?

Нанимали одного пастуха для всего скота или был отдель­но коровий пастух, отдельно – овечий?

Были ли при пастухе подпаски? Кто нанимался в подпаски, местные или пришедшие из других деревень? Делились ли под­паски на старших и младших? При каком пастухе состояли под­паски: при коровьем, при овечьем?

Существовал ли обычай обходить пастуху с гойканьем ста­до, когда скот пасся или отдыхал на луговине?

Виды сигналов-гойканий. Различались ли протяжное и ко­роткое гойканья или был принят только один вид сигнала?

Какая разновидность гойканья – короткое, протяжное – использовалась в вышеуказанных ситуациях?

Считалось ли, что гойканье отпугивает от стада диких зве­рей, успокаивает коров, и те лучше пасутся , удой повышается?

Гойканье применялось в тех же ситуациях, что и игра на пастушеском рожке, или были моменты, когда обязательно долж­но было быть либо то, либо другое? Какие именно эти ситуации?

Было ли принято петь на пастбище частушки (местное: ко­роткие песни, коротеньки), а между ними гойкать, петь частушки в лесу, а между ними укать?

Известно ли было поверье, что мелодия-сигнал, слышав­шийся в лесу, но неизвестно кому принадлежащий, мог приписы­ваться «хозяину леса», «лесовому», «лешему»? Кому еще?

Было ли принято укать утром в великий четверг? С какой целью подавали мелодию-сигнал в этот момент?

Были ли запреты на уканье в этот день и по какой при­чине?

Кто подавал мелодии-сигналы в великий четверг – женщи­ны, девушки, мужчины?

Какое, уканье употреблялось в великий четверг – длинное, короткое?

Существовала ли примета определять погоду, по уканью? К чему хорошее эхо: к погоде иди к ненастью?

В какое время дня лучше всего укать для звонкого эха?


Сведения, на основе которых составлен список вопросов , не обязательно полностью известны в каждой деревне, поэтому очень важно в каждом из обследуемых населенных пунктов задать все вопросы о вокальных мелодиях-сигналах, чтобы установить, что было характерно для местной традиции, а что не было принято.

ЧАСТУШКИ

В некоторых районах Новгородской области частушками называются «короткие песни», напев их бывает медленный, исполняются они, как правило, под аккомпанемент музыкальных инструментов, но далеко не всегда частушки связаны с аккомпанементом и пляской. Хотя частушки – жанр, который чаще всего исполняется под плясовые наигрыши. Под частушками же народные исполнители Новгородской области принимают как раз именно то, что поется под плясовые наигрыши «русского», «барыня», и не путают их с «короткими песнями», имеющими в основе своей собственный мелодический тип. Плясовые частушки поются к тому; же только с сопровождением инструментов.

Следует записывать и позднейшие по времени со­здания частушечные песни. Надо обязательно узнать и записать местное название частушек.

Если частушечный репертуар записывается от руки , то в таком случае удобнее работать вдвоем – один записывает две первых строчки, другой – две последних.

При записи частушек надо учитывать своеобра­зие жанра, близкого лирической песне. Нужно выяснить условий бытования жанра: в каких ситуациях обычно исполнялась или исполня­ется частушка – на посиделках, на гуляньях, на масленицу, на свадьбе (в какой момент свадебного обряда), во время семейных праздников, в перерывах между работой, дуэтом при возвраще­нии со жнива;


  • где исполнялись частушки – в доме, на деревенской улице, за пределами села, в доме невесты или жениха, если частушки пелись на свадьбе , на месте работы;

  • кем исполнялась частушка – одним человеком, дуэтом, молодежью, взрослыми, старика­ми, только женщинами, только мужчинами (например, частушки «под драку»);был ли обязателен аккомпанемент при исполнении ча­стушек, какой музыкальный ин­струмент использовался (гармонь, баян, балалайка) или частушки исполнялись «под язык», использовались ли для аккомпанемента предметы крестьянского быта и какие;

  • есть ли в селе люди, известные как хорошие исполни­тели и сочинители частушки, давно ли они поют частушки, давно ли сочиняют, о чем сочиняемые частушки , чем определяется выбор темы?

  • как относятся к исполнению и созданию частушки близкие, друзья, односельчане? Как сочинитель сам относится к своим сочинениям, записывает ли их? Приходилось ли исполнителю встречаться с частушечниками из других мест?
Для записи частушек можно собрать вместе несколько исполнителей, аккомпаниатора и слушателей. В процессе записи обратить внимание на начало исполнения (предшествует ли наигрыш, существуют ли «ритуальные» ча­стушки, открывающие их исполнение к кому они обращены: к гармонисту, к подруге, к самой себе. Надо замечать и то, каков характер исполнения частушки: сопровождается ли исполнение жести­куляцией, движением, пляской. Кому адресуется частушка (гармонисту, подруге, «залетке», «дроле»).

При исполнении частушек дуэтом надо фиксировать, как при ручной записи , так и при магнитофонной, переход в исполнении от одного человека к другому. Как происходит сме­на разных тематических групп частушек (от любовных к семейным и т. д.)? Как кончается исполнение частушек? Есть ли какое-то особое окончание исполнения частушек?


Основные тематические группы частушек следующие:

О любви, счастливой и неразделенной;

О разлуке;

Об измене;

О сватовстве;

О замужней жизни, о неравном браке;

Эротические частушки;

О Великой Отечественной войне: о письмах с фронта, о проводах на фронт, об ожидании любимого , о наказах при разлуке, о ранении и смерти солдат и другие;

О современной службе в армии: проводы в армию, на­казы при разлуке, служба в армии, о солдатских письмах, об изменах, о возвращении солдата;

Сатирические частушки, в которых высмеиваются: «залетка», соперница, родители , деревенские бабы, парни или девушки села или соседних сел;

Сатирические частушки общественного характера, о недостатках в жизни колхоза, в поведении руководителей и членов колхоза, о пьяницах;

О местных событиях, о случаях из частной жизни.

Дата публикации: 2016-09-13

Краткое описание: ...

6 класс.

Урок № 3. Тема урока: Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

Цели урока:

    повторить малые жанры фольклора;

    показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;

    показать сходство и различие двух жанровых форм;

    развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц;

    воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

выражать положительное отношение к процессу познания:

Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

Регулятивные:

п ринимать и сохранять учебную задачу,

п ланировать необходимые действия, действовать по плану ,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Коммуникативные :

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Предметные:

знание понятия фольклор, обрядовый фольклор, основные особенности фольклора в жизни народа, заинтересовать старинной русской обрядовой поэзией, учить сопоставлять фольклорные и литературные произведения, выразительно читать фольклорные произведения.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица

    Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.

    Проверка домашнего задания.

    Объявление темы урока и постановка учебных целей. Работа с эпиграфом.

    Изучение нового материала.

    Слово учителя

Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок.
– Cкажите, какие пословицы и поговорки вы знаете?
(Ответы учащихся)
– Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам. Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет). Кроме сборника «Пословицы и поговорки», В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.

    Работа с учебником

А теперь прочитаем статью учебника «Пословицы и поговорки» стр. 11-13.

3. Словарная работа.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

    Сравнительный анализ

Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Недаром говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу урока).

    Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Семь пятниц на неделе.

    Цени по заслугам, а не по услугам.

    Семеро по лавкам.

    Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Седьмая вода на киселе.

    Работа по учебникам, стр. 13-14

Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок?

    X. Подведение итогов урока . Игра «Отгадай-ка». «Малые жанры фольклора»

1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю.
Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! (Скороговорка).

2) Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)

3) Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшкой,
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц, загадка)

4) Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей! (Закличка)

5) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (Небылица)

6. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забодает. (Потешка)

7) Сенька-везенька,
Вези меня на палке,
А сам иди пешком,
Пере-вёр-тыш-ком! (Прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!
Роток – говорунюшка,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки . (Пестушка)

9) Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (Приговорка)

10) На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Считалка)

11) Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться. (Дразнилка)

12) Семь пятниц на неделе . (Поговорка)

13) Ласковое слово слаще мёда. (Пословица)

Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?
– Что нового вы для себя узнали?
– Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

XI. Оценки

XII. Домашнее задание: стр. 13-16 (читать, ответить устно на 1 вопрос), записать определения пословиц и поговорок в тетради или напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок. –

Билет №1

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни. Какими они бывают? Чему посвящены?

Обрядовые песни - это вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно -обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом - солнцестояниями и равноденствиями.

Фолькло́р - это устное народное творчество ; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов. Важнейшей особенностью фольклора является ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители

Обряд - это церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

Можно выделить 4 цикла календарно - обрядовой поэзии : зима, весна, лето, осень.

Колядки

Среди зимних календарно - обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен - колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд.

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

Ты нас будешь дарить -
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить -
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Масленичные календарно - обрядовые песни

Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом. Отмечается семь дней. Заканчивается сжиганием чучела Масленицы. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица Зиму замыкает,
Весну Красну приглашает!

Ой, Зимушка-Зима!
Иди спать, отдыхать!
Весна Красна!
К нам приди опять!

Становись в круг, весь народ!
Гармонист, грянь хоровод!

С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!

Весенние календарно - обрядовые песни

Приблизить приход весны было призвано исполнение обрядовых песен Веснянок. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Один из самых больших весенних праздников славян - Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами.

Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!»

Юрий, добрый вечер!
Юрий, подай ключи,
Юрий, отомкни землю,
Юрий, пусти траву!
- Юрий, на что трава?
- Трава для коников!
- Юрий, на что роса?
- Роса для воликов!

Летние обрядовые песни

Самые известные летние обряды связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали березками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. Обычаи давних времен основаны на обновлении жизни – это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы.

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) - народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

Песня оповещала о наступлении праздника Ивана Купалы.

Сегодня, девочки, Купала,
Сегодня, девочки, Купала!
А кто сделал что - пропало,
А кто сделал что - пропало!

В песне заклинался богатый урожай.

Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
- Пойдем, Иван,
Пойдем, Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро,
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!

Во время косьбы говорят:

Коси коса,
Пока роса,
Роса долой –
Коса домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка – песок,
Косец – пирожок,
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки на Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост!

Осенние обрядовые песни

Это календарно - обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:

Солнышко красное,
Садись поскорей,
Нас, сирот, пожалей!

После ржаного жнитва катаются по пожне и говорят:

Жнива, жнива,
Дай мне силушку
Еще на яровую жнивушку!

Билет №2

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.

Пословица - это краткое народное изречение, имеющее поучительный характер. Пословица всегда выражает законченную мысль.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Волков бояться - в лес не ходить.

Поговорка - это краткое народное изречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление. Поговорки не выражают законченной мысли.

Нет дыма без огня.

Говорят, что кур доят.

Первый блин комом.

Повторение мать ученья.

Дуракам закон не писан.

Пословицы и поговорки появились очень давно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились к конкретному случаю. Кто-то пытался перейти реку, попадал на глубокое место и начинал тонуть.

«Не зная броду, не суйся в воду». Со временем так стали говорить, когда надо действовать осторожно.

Можно как угодно красочно что-то описывать - всё равно полное представление человек об этом получит, когда увидит сам. Вот и получается: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В пословице самое главное - это её смысл. Пословицы учат, как надо и как не надо поступать. Главное - понять, о чём говорит пословица. И тогда можно избежать многих неприятностей.

Не буди лихо, пока оно тихо.

Бесплатный сыр только в мышеловке.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Всё тайное становится явным.

В поговорке же главным является её красота, меткость, складность. Поговорка украшает речь, делает её красочной, оживлённой, весёлой.

После дождичка в четверг.

Не в бровь, а в глаз.

Бумага всё стерпит.

Нет дыма без огня.

Пословиц в языке очень много. Начало изучению этого пласта народного творчества в русском языке положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.

Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.

Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом всё происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.

Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например:

« Гол как сокол», « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень».

Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры».

Пословицы и поговорки способны так ёмко обозначать явления окружающего мира потому, что они применимы не к одному случаю, а ко всем подобным событиям.

« Яблоко от яблони недалеко падает» ,- говорят и про конкретного человека, подражающего своим родителям или наставникам, и про всех людей, чей характер схож с родительским.

Ёмкость народной пословицы, в каждой из которых скрыт потенциальный сюжет для целой драмы, использовал А. Н. Островский, поместивший фольклорные изречения в заглавия своих пьес: « Не было ни гроша, да вдруг алтын», « Бедность не порок», « Свои люди – сочтёмся»…

Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.



Статьи по теме: