Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слов.

Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Цели:

  • Образовательные:
    • расширить представление об оглушении парных согласных в середине слов – перед глухими согласными;
    • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
    • повторить правописание парных согласных на конце слова; систематизировать изученный материал;
    • научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.
  • Развивающие:
    • развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод;
    • развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения;
    • обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
    • развивать положительное отношение к учебе;
    • заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.
  • Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (Приложение . Слайд 1)

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы продолжим путешествие по океану орфографических знаний, займемся исследованием и сделаем новое открытие по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, писать красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях.
– Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г1, Б4, А2, В3, А4. (Приложение . Слайд 2)

– Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами. (Приложение . Слайд 3)

– Перед отплытием надо пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто и аккуратно. (Открыли тетради, записали число, классная работа).
– В путь!

III. Минутка чистописания

– Но вот первое препятствие: коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, надо правильно выполнить задание. (Приложение . Слайд 4)

– Посмотрите внимательно на изображение:

– Какие буквы вы здесь увидели?
– Перед вами цель увидеть и правильно назвать буквы.
– Молодцы, вы очень внимательные и хорошо знаете название букв.
– А теперь покажите, как красиво вы можете писать парные согласные.
– Давайте вспомним эти пары.
– Сколько пар таких звуков имеется в русском языке? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш) (Дети хором читают пары). (Приложение . Слайд 5)
– Запишите строчные парные согласные.
– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных, которым руководит Господин Гласный.

IV. Словарная работа.

– Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? (Приложение . Слайд 6.)
– Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита.
Слова: м…двед…, г…род, м…роз, к…р…ндаш.
Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. (Приложение . Слайд 7.)
– Какие сходства и различия вы видите в данных словах? (Слово «медведь» отвечает на вопрос Кто? все остальные на вопрос Что?; в слове «карандаш» 3 слога, у всех остальных – 2 слога)
– Запишите эти слова в алфавитном порядке. (г…род к…р…ндаш м…дведь, м…роз) Проверьте. (Приложение . Слайд 8.)
– Молодцы!
– Посмотрите внимательно на эти слова, где можно еще допустить ошибку.

V. Проверка знания орфографии

– А вот перед нами мыс Безграмотландия. (Приложение . Слайд 9.) Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии.
Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова. (Приложение . Слайд 10.)

Игра-соревнование «Не подведи свой ряд»

Физкультминутка

Вдох и выдох! Раз – присели!
Два – привстали, чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.
Быстро встали, тихо сели.
Головою повертели.
Сладко, сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок
Продолжается урок!

Гимнастика для глаз

– Смотрим вдаль – близко (имитация движений) . Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров? (В разных углах класса развешены фигурки морских обитателей. Дети по описанию находят их местоположение).

VI. Открытие нового знания

– Мы приближаемся к озеру Грамотеев. (Приложение . Слайд 11.) Перед жителями острова возникла проблема, они просят у вас помощи. За помощь обещают вам сундук с золотом.
На доске слово: рыб/пка – рыбёшка – рыбный.
– Исследуем это слово и поможем жителям острова решить орфографическую задачу.
– Давайте вспомним, что такое орфограмма? (Буква, которая обозначает звук в слабой позиции, называется орфограммой)
– Что помогает нам решить орфографическую задачу? (Приложение . Слайд 12.)
– Так как же быть, чтобы правильно обозначить на письме парный согласный в середине слова? (Слово нужно изменить)
– Сформулируйте правило.
– Итак, наше исследование завершилось.
– Вы только что сделали новое открытие. Какое? (Парные звонкие и глухие согласные в середине слова надо проверять).
– Молодцы, вы сами вывели правило. Давайте прочитаем его стр. 110.

VII. Первичное закрепление

– Сейчас вам предстоит поработать со своим другом – учебником и закрепить это знание.
С. 110 упр. 3
– И вот последняя остановка. Надо правильно сделать запись в бортовом журнале.

VIII. Выполнение теста по теме урока

Фамилия, имя______________________________

Тест «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

1. Как проверить парный согласный звук в корне слова?

а) Нужно подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного идет звонкий согласный.
б) Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного шел гласный или звонкий согласный Н, Л, Р, М, Й.

2. В каких случаях проверка выполнена неверно?

а) ду…ки – дубок
б) ло…ка – лодочка
в) площа…ка – площадки
г) моро… – морозный

3. Какие буквы ты вставишь?

Тра…ка, бере…ка, гря…ка, кру…ка

IX. Итог урока

– Наш урок подошел к концу. Поделимся впечатлениями о нашем уроке.
– С каким открытием в области орфографии мы познакомились?
– Я скажу стихами, а вы расскажите правило.

Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.

Глухие звуки – это непоседы
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.

X. Домашняя работа

Упражнение № 6 страница 111.

XI. Рефлексия

– Зачем нам был нужен этот урок?
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Какие задания показались вам наиболее интересными?
– У меня на слайде изображены три человечка с разной мимикой: оцените свою работу на уроке. (Приложение . Слайд 13.)

  • Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справились уверенно, нарисуйте на полях веселого человечка.
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя не уверенно, нарисуйте второго человечка.
  • Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, нарисуйте грустного человечка.

– Вот мы и добрались до острова парных согласных. (Приложение . Слайд 14.) Господин Гласный благодарит вас за проделанную работу. Вы показали, что многое знаете и умеете. Вы – единая команда, и в вашем единстве – сила. Вот вам сундук с золотом, шоколадные монеты. (Приложение . Слайд 15.)

Задачи:

  • Актуализировать знания детей о парных звонких и глухих согласных;
  • Формировать знания детей о способах проверки парных звонких и глухих согласных;
  • Формировать умение находить проверочное слово к слову с парной согласной в корне слова;
  • Обогащать словарь детей словом сторож;
  • Воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ.

Оборудование: доска, карточки (парные согласные, карточки к заданиям), картинка «Сторож».

Ход урока 1. Организационный момент.

Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Формирование новых знаний.

1.Минутка чистописания.

На доске написаны строки.

Слон, лев, шакал и бегемот

С утра отправились в поход

Прочитайте вслух, написанные строки. Какой звук в них повторяется 4 раза. В каких словах он присутствует?

Бегемот, утра, отправились, поход.

Давайте охарактеризуем звук т, который встречается в этих словах. Для этого используйте подсказки.

Т - согласный, глухой, парный, твёрдый

А какая пара есть звонкая к этому звуку? Звук д. Правильно. Давайте вспомним все парные согласные и запишем их.

Б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.

Так а теперь давайте проверим, правильно ли мы сказали или нет, откройте стр. 67, и прочитайте.

2.Введение в тему.

Как вы думаете какая тема урока у нас с вами будет.

Парные звонкие и глухие.

Правильно.

А теперь откройте свои учебники на странице 67. Упр. 137. Давайте прочитаем стихотворение. Как произносятся звуки в конце выделенных слов: глухо или звонко?

Глухо. Правильно. А пишется какая буква? Буква Г. Это звонкий или глухой? Звонкий? А слышим мы глухой. Значит в наших словах есть опасное место. Что бы написать эти слова правильно нужно их изменить так что бы опасный звук мы хорошо услышали.

Затем слова выписываются на доске вместе с проверочными.

Луг –луга

Молодцы! А теперь откройте свои учебники на стр. 68. Прочитайте правило.

Физминутка

«Найти картинки»

3.Закрепление материала.

Задание на карточке.

Посмотрите на слова. Вставьте пропущенные буквы и скажите каким словом можно проверить слова. Это то слово где опасный звук слышится хорошо.

Ду…ок, ду…ки, ду…;

Зу..ки, зу…, зу..ок;

Коло…, коло..ки, коло…лк;

Сторо…, сторо…ит, сторо..ка;

Голу…, голу..ок, голу..ка.

Молодцы! А теперь откройте учебники на стр.68, упр.139

Прочитайте слова, измените их, чтобы после согласной стояла гласная. Запишите пары слов.

А теперь посмотрите на слово сторож. Что оно обозначает?

Какие опасные места есть в этом слове, давайте его произнесем? Поставьте ударение. {стораш] Какие буквы нужно проверить? Ж и вторую о. Ж мы проверили каким словом? (сторожа). А какое мы знаем правило? (сочетание оро оло, или проверочное слово)

Работа у доски.

Физминутка

Зрительная гимнастика.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»(у детей на столах карточки)

Где растёт морковь?

На грядках.

Буквы пишут где?

В тетрадках.

Чистим что мы?

Чистим зубки.

Одеваем в холод?

Любим все?

Коньки, салазки?

А читаем часто?

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего?

Нет грядок.

А тетрадка? Нет – тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки. Проверяем шубы.

Ждём снежинок и салазок

И побольше чудных сказок.

А теперь ребята, я хочу попросить вас помочь мне один неграмотный мальчик писал диктант и наделал много ошибок. Я вам это диктант сейчас покажу, а вы исправьте ошибки и подберите проверочные слова.

Самостоятельная работа детей.

Выпал первый снех. На улице сильный морос. В зимний холот, всякий молот.

4.Подведение итогов.

Что мы сегодня с вами делали?

Чему вы сегодня научились?

Какие вы знаете парные согласные?

Как не ошибиться при написании этих согласных в слове?

5. Домашнее задание.

Задание на карточке

Записать предложения вставить буквы, рядом в скобках написать проверочное слово. Например, Енот (еноты) – красавец смотрит вниз,

Ено. – красавец смотрит вниз,
Там сладко потянулась ры.ь.
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над репою ревёт,
И белый голу.ь там летает,

6. Рефлексия и оценка деятельности детей.

Ду…ок, ду…ки, ду…;

Зу..ки, зу…, зу..ок;

Коло…, коло..ки, коло…лк;

Сторо…, сторо…ит, сторо..ка;

Голу…, голу..ок, голу..ка.


Выпал первый снех. На улице сильный
морос. В зимний холот, всякий молот.

Где растёт морковь?
- На гря___ках.
- Буквы пишут где?
- В тетра___ках.
- Чистим что мы?
- Чистим зу___ки.
- Одеваем в холод?
- Шу___ки.
- Любим все?
- Коньки, сала___ки?
- А читаем часто?
- Ска___ки.
- Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего?
Нет гря___ок.
А тетрадка? Нет – тетра___ок.
Зубки! Изменили – зу___ы.
Шубки. Проверяем шу___ы.
Ждём снежинок и сала__ок
И побольше чудных ска___ок.

Записать предложения вставить буквы, рядом в скобках написать проверочное слово. Например, Енот (еноты) – красавец смотрит вниз,

Ено__ – красавец смотрит вниз,
Там сладко потянулась ры_ь.
Плывёт могучий бегемо__,
Медве__ь над репою ревёт,
И белый гол__.ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

стол[б]ы - стол[п]

дро[в]а - дро[ф]

доро[г]а - доро[к]

боро[д]а - боро[т]ка

бла[ж]ить - бла[ш]

моро[з]ный - моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] - бобы - боб;
  • бро[т] - брода - брод;
  • бро[ф"] - брови - бровь;
  • гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
  • огоро[т] - огороды - огород;
  • дро[ш] - дрожи - дрожь;
  • поло[с]ка - полосонька - полоска;
  • ко[з"]ба - косить - косьба;
  • ре[з"]ба - резать - резьба;
  • горо[д"]ба - городить - городьба;
  • кро[в"] - кровный - кровь;
  • стра[ш] - стражник - страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ - (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) - (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
  • (букет) роз - (мальчик) рос;
  • (новый) дом - (толстый) том.

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.

КГУ «Школа-гимназия имени академика Е.А. Букетова» района Шал акына Северо-Казахстанской области

Урок русского языка во 2 классе

по теме

«Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Учитель начальных классов

Шадрина Любовь Владимировна

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Цель : развитие орфографической зоркости: умения находить в слове парные согласные, требующие проверки, и подбор прове-рочных слов; активизировать познавательную деятельность через игровую форму проведения урока; привитие интереса к предмету.

Оборудование урока: интерактивная доска, картинки, тетради, учебник русского языка.

Ход урока

    Психологический настрой на урок

В гости к нам на урок пришли герои известной вам сказки .Кто же это?

Бабушка девочку очень любила,

Новую шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Как же звали ее? (Красная Шапочка из сказки Шарля Перро)

Мама попросила Красную Шапочку сходить к бабушке и отнести ей пирожки и горшочек масла. А идти надо было через лес. Бежит девочка, песенку поет, цветочки нюхает, с жителями леса знакомится. А навстречу ей Волк.

Вы хотите помочь Красной Шапочке быстрее попасть к бабушке и не пустить Волка?

    Реализация

1.Минутка чистописания

б в г д н ж з — найдите «лишнюю» букву, объясните свой выбор. Остальные? (парные звонкие согласные)

Напишите буквы, обозначающие парные согласные звуки глухие и звонкие.

Мы начали урок со сказки . Как напишите это слово? Объясните.

Как сказать ласково? (сказочка ) Герои какие? (сказочные )

Что за слова получились? Почему? Обозначьте корень. Разбор по составу.

Молодцы. Справились с заданием. Красная Шапочка пока впереди волка.

2. Вставить пропущенные орфограммы (Двое работают у доски, остальные дети работают с учителем.)

д.брота ска.ка

ш.лун сне.

б.гун шу.ка

зв.риный дру.

Кто любил Красную Шапочку больше: мама или бабушка? В слове-отгадке есть глухие согласные.

Проверка самостоятельной работы на доске. На какое правил встретились слова? Лишнее слово? Почему? (1 столбик- звериный, это прилагательное,

2 столбик-друг, одушевленное имя существительное)

Хорошо помогаете Красной Шапочке.

3. Письмо по памяти

А теперь напишите слова с парной согласной в корне по памяти через запятую.

Из какого столбика писали слова? Проверка.

Отгадайте загадку.

Развалился вдоль и вширь

Этот снежный богатырь. (Сугроб.)

Допишите это слово. Подумайте и составьте рассказ с данными словами.

(Пришла зима. Выпал снег. Мы надели шубки и побежали на улицу.А на улице сугробы, как в сказке!)

4.Пятистишие

Сугроб

Большой, рыхлый

Лежит, развалился,тает

Ветер намел огромный сугроб.

Куча (вата, гора)

Запись предложения с комментированием. Разбор по членам предложения.

Здорово! Вот что значит ваша помощь. Красная Шапочка бежит впереди волка.

    Физминутка

Дети танцуют под песенку Красной Шапочки

Развитие оперативной памяти

(Читают хором орфографически-проговаривая слова)

Под со сною у до рож ки

Ежи к шь ет ли се са пож ки.

Запоминаем, пишем по памяти. Проверка. Оценки за грамотность.

Обозначим орфограммы. (Работают «цепочкой»)

Самостоятельно:

дорожки- по составу,

ежик и шьет- звуковые платьица,по вариантам

Проверка самостоятельной работы. Оценки.

    Работа в парах по карточкам.

Лебе. ь-царь в. дяной птицы. Он белый, как сне.. Он прекрасен, когда плывет по гла. кой в.де.

Прверка. (Дети объясняют орфограммы, на интерактивной доске они выделяются)

У кого ни одной ошибки? Молодцы-5! У кого одна ошибка? Две?-4…

    Рефлексия

Красная Шапочка первой прибежала к бабушке и спасла ее. Волк им не страшен.

Какую тему закрепляли?

Оценки. Учитывать оценки за каждый вид работы (а их четыре)

    Домашнее задание

В русском языке разделяются глухие и звонкие согласные. Правила написания букв, обозначающих их, начинают изучать уже в первом классе. Но даже по окончании школы многие так и не могут без ошибок писать слова, где встречаются глухие и звонкие согласные. И это печально.

Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке

Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»

На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.

Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.

Например, слова "пруд" - "прут", "кот" - "код", "рог" - "рок" как раз входят в этот список.

Позорный проигрыш

Школьникам на уроке русского языка можно рассказать смешной эпизод из жизни. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки.

А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.

Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили.

Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано.

Правило написания сомнительных парных по глухости-звонкости согласных

На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный.

Кружка - кружечка, снег - снега, хлеб - хлеба; резь - резной, пот - потный.

Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным»

Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна.

Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.

Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик . Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.

Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут .

Таблица согласных по звонкости-глухости

Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам. Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] - согласный, твёрдый, звонкий. А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой. Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости.

Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми.

Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Например, таковыми являются

  • й, л, м, н, р;
  • х, ц, ч, щ.

Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго - глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный.

Проверки требуют только парные согласные - звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент. Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п». То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап].

В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с». Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок - мягкий [м’ахк’ий], лёгок - лёгкий [л’охк’ий].

Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные»

Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками.

Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками.

По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим.

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих.

Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов.

Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам:

Составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»;

Придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту;

Написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.

Чередование согласных в русском языке

Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне - «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с».

Однако следует заметить, что это - не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару. Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка.

Чередуются такие согласные звуки:

  • з - ж - г (пример: друзья - дружить - друг);
  • т - ч (пример: летать - лечу);
  • ц - ч - к (пример: лицо - личный - лик);
  • с - ш - х (примеры: лесник - леший, пашня - пахать);
  • ж - д - жд (пример: вожак - водитель - вождение);
  • з - ст (пример: фантазия - фантастический);
  • щ - ск (пример: лощеный - лоск);
  • щ - ст (пример: мощеный - мостить).

Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю - любить», «кормлю - кормить», «куплю - купить», «графлю - графить», «ловлю - ловить», «гублю - губить».

Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.



Статьи по теме: