Презентация на тему: "«Не» с глаголами. Отрицание не с глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно: не брать, не был, не зная, не спеша."

НЕ с глаголами

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

ЦЕЛИ УРОКА

  • формировать навык правописания НЕ с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями;
  • обосновывать раздельное и слитное написание НЕ с глаголами;
  • закрепить сведения о глаголе, умение отличать глагол от других частей речи.
Добрый день! Прозвенел звонок весёлый, Он позвал нас на урок, Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок!

1. Глагол - это.............часть речи:

а) самостоятельная; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и........................ .

ПОВТОРЕНИЕ «Рассказ-сообщение о глаголе».

5. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью.........

8. В предложении чаще всего глагол бывает........... и образует с подлежащим.............

Орфоэпическая пятиминутка.

Библиотека, километр, нажил, поняла, процент, начал, позвонишь, тефтели, широко, старо, положил, договоры, понял, началась, звонишь, создала.

Отгадайте загадку.

Все предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Работа со словарём:

Недоумевать -

сомневаться, удивляться, не понимать.

Негодовать - возмущаться, выражать крайнее неудовольствие.

Неволить - принуждать, заставлять делать что-то против воли.

Недомогать – чувствовать себя не совсем хорошо.

ВЫВОД

1)Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

2)Некоторые глаголы без НЕ не употребляются, поэтому пишутся слитно.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.Слово не воробей, вылетит – (не) поймаешь. 2.(Не) будет хлеба – (не) будет и обеда. 3.(Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь. 4.(Не) посеешь – урожай (не) соберешь. 5.Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.

6.(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

7.В чужом доме (не) указывают.

8.(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

ПРОВЕРЬ!

1.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 2.Не будет хлеба – не будет и обеда. 3.Не смажешь колеса – быстро не поедешь. 4.Не посеешь – урожай не соберешь. 5.Лентяю все неможется да нездоровится.

6.Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

7.В чужом доме не указывают.

8.Не хвали сам себя, есть лучше тебя.

Творческая работа.

Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

В чужом доме указывают.

Лодырю всегда здоровится.

Здоровье за деньги купишь.

Ложь человека красит.

Творческая работа.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

В чужом доме не указывают.

Лодырю всегда нездоровится.

Здоровье за деньги не купишь.

Ложь человека не красит.

Игра «Будь Внимателен!»

(Не) торопиться, (не) годовать, (не) знать, (не) досыпать,

(не)доумевать, (не) говорить, (не) навидеть, (не) смеяться, (не) взлюбить, (не) прощаться.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек не обманет, не украдет, не предаст.

  • Он не оставит без помощи и внимания старых родителей, не обидит слабого, не унизит себя лицемерием и лестью.
  • 5. На работе не схалтурит.

    2.Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Восстанови пословицы». ЗАКРЕПЛЕНИЕ

НЕ с глаголами

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(не)говорить с человеком, (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть, (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1 вариант.

Недоумевать, не прекращать работы, не разоряйте гнёзд, не привлекать внимания, не купили книгу, не знакомиться с автором, негодовать на недруга, не верить в рассказ.

2 вариант.

Не говорить с человеком, не ответил на вопрос, мне нездоровится, не решиться, ненавидеть, не знать погоды, не боялся соперника, не терять ни секунды.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 108, стр.242.(выучить правило);

Составьте и напишите памятку:

1.Правила поведения на улице.

2.В общественном транспорте.

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо, но есть вопросы

многое непонятно

Урок русского языка в 5 классе.

Правописание НЕ с глаголами.

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п.Бытошь Дятьковского района Брянской области

Курсакова Людмила Ивановна .


Цели урока:

Узнать правило написания Не с глаголами;

Уметь раздельно писать Не с глаголами,

слитно – те глаголы, которые без Не не употребляются;

Учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами.


Лигвистическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях,действительно,жить без неё не может.

(По Ф. Кривину)


Сформулируйте правило, которому подчиняется написание не с глаголом.

Не с глаголами отдельно пиши.

Например: Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил - не делай,

Не знаешь - не спеши.

С глаголами отдельно частицу не пиши.

  • Но не забывай о глаголах-исключениях, которые без Не не употребляются и поэтому пишутся слитно.

Словарная работа. Что же это за слова и каково их значение?

1.Недомогать-болеть.

2.Ненавидеть - испытывать ненависть.

3.Неволить - принуждать что-то сделать против желания.

4.Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

5.Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.

6.Неистовствовать - безудержно буйствовать.

Кстати, слова, к которым присоединилось Не, исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотреть.


Замените развернутые определения понятий синонимичными, состоящими из одного слова .

  • Сомневаться, удивляться, не понимать

(Недоумевать).

2.Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие

(Негодовать).

3. Испытывать к кому-нибудь чувство сильной вражды

(Ненавидеть).

4. Принуждать, заставлять делать что-нибудь против воли

(Неволить).


ПраКтикум. Слитно или раздельно?

1. (Не)долюбливать, (не) решил, (не) смог, (не)сдобровать, (не)доумевать, (не) знает, (не) любит, (не) верит, (не)навидел, (не)взлюбил, (не) спится, (не) дремлется, (не)здоровилось,

(не)годовал, (не)истовствовал, (не)хотел, (не) стану, (не) стал, (не) мог, (не) был, (не) подумал, (не)доумевал, (не)дописал.


Проверим!

Недолюбливать, не решил, не смог, несдобровать, недоумевать, не знает, не любит, не верит, ненавидел, невзлюбил, не спится, не дремлется, нездоровилось, негодовал, неистовствовал, не хотел, не стану, не стал, не мог, не был, не подумал, недоумевал, недописал.


Распределите глаголы в два столбика: а) глаголы с не пишутся слитно; б) глаголы с не пишутся раздельно .

(Не)долюбливать хозяйку, (не)домогать давно, (не) добился славы, мне (не)здоровилось, (не)взлюбил соседа, (не)навидел врага, (не) мог решить задачу, (не) спится, (не) стал учить стихотворение, (не)доумевать втайне, (не) ходил к другу, (не) разбирается в математике, (не) знал правила, (не)дослышать слова.


Проверим!

Недолюбливать хозяйку, недомогать давно, не добился славы, мне нездоровилось, невзлюбил соседа, ненавидел врага, не мог решить задачу, не спится, не стал учить стихотворение, недоумевать втайне, не ходил к другу, не разбирается в математике, не знал правила, недослышать слова.


Физкультминутка

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем и опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней,

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.


Устно объясните написание не с глаголами

1.Одна ласточка (не) делает весны.

2. Одной рукой узла (не) за вяжешь.

3. Авось да как-нибудь до добра (не) до ведут.

4. Волков бояться - в лес (не) ходить.

5. Пролитую воду (не) соберёшь.

6. Под лежачий камень и вода (не) течёт.


Найдите в тексте глаголы, добавьте к ним частицу не .

Вы видели лес осенью? Погуляйте там во время листопада! Как иногда приятно пройтись по лесу, разгребая ногой золотые листья. Они разлетаются под ногами, кружатся в осеннем вальсе. Но скоро всю эту красоту запорошит снегом и начнется белая, снежная зима.


Итоги урока. Рефлексия .

Над какой темой мы сегодня работали?

Не с глаголами пишется раздельно и входит в состав глагола-сказуемого.

Запомни:

Не с глаголом

Пиши раздельно,

Например: не хотел, не знал.

Только помни об исключеньях:

не навидел, не годовал.


Итоги урока. Рефлексия .

Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются?

Частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно.

Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.

Чем же будет Не в словах ненавидеть, негодовать, недоумевать?


Домашнее задание:

Параграф.

Выполнить упражнение

Спасибо за урок!


Интернет – ресурсы:

Девочка с книгой и котом:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/355/109355719_1.jpg

Картинка для создания фона:

http :// www . hqoboi . com / img / nature / field - photo -141. jpg

Шаблон сделан в программе Adobe Photoshop

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по русскому языку Учитель: Ступченко И.Н. МБОУ СОШ №19, г.Краснодар

ЧИСТОПИСАНИЕ н е нн ее ннн еее не

И, НА, ЗА, ОТ, В,ИЛИ, ПОД, К, ПРО, НО, НЕ Служебные части

«Развитие умения писать частицу не с глаголами» Цель: развивать умение писать частицу не с глаголами.

Стыдно знать, стыдно учиться

НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ

Лексическое значение частицы не Ударить в грязь лицом Вешать носа Зуб на зуб попадает Даже бровью повёл Не ударить в грязь лицом Не вешать носа Зуб на зуб не попадает Даже бровью не повёл

Здоровье за деньги купишь. Кашу маслом испортишь. Ложь человека красит.

Здоровье за деньги НЕ купишь. Кашу маслом НЕ испортишь. Ложь человека НЕ красит.

Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно!

ФИЗМИНУТКА.

Прочитайте предложение Дети (не)навидят уколы и (не)годуют, когда им (не)здоровится. ненавидят негодуют нездоровится

Девочек __ дёргать за косички. __ драться на переменах. На уроках __ говорить с соседом. __ приходить вовремя на занятия. … …

Игра «ВЫБЕРИ» Слезь со стула! Не _ хочу! Упадёшь! Не _ упаду! Отойди! Не _ отойду! Приедешь? Нет, не _ приеду! Придёшь? Нет, не _ приду! Услышишь? Не _ услышу! Найдёшь? Нет, не _ найду! Слезаешь? Не _ слезаю! Решаешь? Не _ решу! Мечтаешь? Не _ мечтаю! Молчишь? Нет, не _ молчу! Конфетку, может, хочешь? Нет! Да, хочу, хочу, хочу!

Домашнее задание. упр. 367 Записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не.








«Не» с глаголами Различается раздельное написание «не доставать» в значении «не дотягиваться» и слитное написание недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным»: не достает рукой до форточки; в кассе недостает двух рублей, недостает терпения, только этого недоставало.


«Не» с глаголами Различается раздельное написание не взирая и слитное написание невзирая. В первом случае налицо форма деепричастия от устарелого глагола взирать: критиковать не взирая на лица. Во втором случае - предложное сочетание невзирая на со значением «несмотря на», «вопреки чему-либо»: продолжать борьбу невзирая на потери, гулять невзирая на плохую погоду.


Приставка «недо» Пишутся слитно глаголы с составной приставкой «недо»-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-: недосолить - пересолить, недооценить свои возможности –переоценить свои возможности).


«Недо» и «до» Следует различать глаголы с приставкой недо-, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до-, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца: недосмотреть за ребенком(допустить упущение при надзоре) - не досмотреть спектакль до конца (не закончить смотреть);



краткое содержание других презентаций

«Правописание приставок 5 класс» - Вывод №1. Алгоритм решения лингвистической задачи. Если сомневаешься в правописании, обращайся к орфографическому словарю. Не имеющий жалости, душевной теплоты – жестокий,…,… . Чтобы не ошибиться в правописании, нужно видеть строение слова. Вывод №2. Лишенный порядка, системы – хаотический, …, … . Вдруг мать и…чезла.

«Урок Омонимы» - На виду честного люда Трусит с горки ехать Люда. А у Сани, а у Сани С горки сами мчатся сани. У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос? Девочка с длинною косой В полях, не скошенных косой. На траве лежит роса,- Косит травушку коса. Скоро встречу я в лесу настоящую лису. Простые люди мира взяли дело защиты мира в свои руки. Пока на лавке посидел,я от снега поседел. Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла сережку Поля. Ох, скосит розовую кашку, Своим козлятам “сварит” кашку.

«Сложное предложение 5 класс» - Чем отличается от простого? Город "Сложное предложение". Карточка №1. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №19 Гулевская И.В. Кемерово-2009г. Пунктум- « точка») - собрание правил постановки знаков препинания. Заданиe. Как соединены между собой части сложного предложения? Какие бывают сложные предложения? Чем разделяются? Синтаксис. Путешествие в страну «Синтаксис». (Учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта «Русский язык. 5 класс.»). А теперь можете потянуться вверх и в стороны. Тема: " Сложное предложение". Расставить знаки препинания в стихотворной шутке, отделив одно предложение от другого.

«Урок русского языка Виды глагола» - Формирование знаний о глагольном виде, о способах определения вида глагола. Параграф 112, прочитать теоретический материал, выучить правило. Задачи урока: Цифровой диктант. С. 255 упр. 648 письменно. 1,2, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 1. Цели урока: Фронтальный опрос. Запомни! Проверочная работа. Домашнее задание. Проверь себя!

«Прямая речь в предложении» - Спросил. Кто больше? Сказал. Где могут стоять слова автора по отношению к прямой речи. Составим схему предложения. План Что такое «прямая речь». Из чего состоят предложения с прямой речью. П! Писа?л. – А. «Здравствуй, Пятачок!» – сказал Винни-Пух своему другу. Что такое «прямая речь»? Как на письме отделяются слова автора от прямой речи? Из каких частей состоят предложения с прямой речью? А. Притворившись маленькой тучкой, я залезу в дупло и наберу мёда!». Придумайте как можно больше слов автора, вводящих прямую речь. Что такое слова автора.

«Урок русского языка 5 класс» - О каком предмете говорится в стихотворении Э.Мошковской? Какую воду и в решете можно носить? 2 задание. “Как лучше?”. Голь на выдумки хитра. Назвать особенности кратких прилагательных. ??? Яьсолокосуки. Мал золотник да дорог. На какое дерево садится ворона во время дождя? Урок-игра в 5-м классе: "Путешествие по стране Русский язык". Мы были на экскурсии в (старый /древний/ давний) городе. 2. Основная часть урока.



Статьи по теме: