Проблема воспитания ребенка в психологических учениях античности, средневековья и эпохи возрождения. Историческое становление возрастной психологии Закономерности психического развития человека и возрастная периодизация

После изучения главы 3 бакалавр должен:

знать

Закономерности физиологического и психического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды;

уметь

  • учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;
  • проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

владеть

Способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

Закономерности психического развития человека и возрастная периодизация

Возникновение возрастной психологии и психологии развития. Факторы и движущие силы развития. Проблема возрастной периодизации.

Возникновение возрастной психологии и психологии развития

Во многих учениях прошлых эпох (в период Античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены важнейшие вопросы психического развития детей .

В трудах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля обсуждались вопросы и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, способностей. Именно в их произведениях впервые была сформулирована идея гармоничного развития человека.

В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на ребенка.

В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Я. А. Коменский) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, учет индивидуальных особенностей детей и их интересов.

В исследованиях историков и философов эпохи Просвещения Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо обсуждалась проблема факторов наследственности и среды и их влияния на развитие ребенка. Именно в этот период наметились две крайние позиции в понимании движущих сил развития человека. Эти идеи, конечно, в значительно преображенном виде, можно встретить в трудах психологов в последующие годы и даже в трудах современных авторов. Это нативизм понимание развития ребенка как обусловленное природой, наследственностью и внутренними силами,– представленный в работах Ж.-Ж. Руссо, – и эмпиризм , где провозглашалось решающее значение обучения, опыта, внешних факторов в развитии ребенка. Основатель этого направления – Дж. Локк.

С течением времени знания накапливались, однако в большинстве трудов ребенок описывался как некое лишенное активности и собственного мнения существо, которое при правильном и умелом руководстве может быть в значительной степени сформировано по желанию взрослого.

Только во второй половине XIX в. постепенно начинают складываться предпосылки для появления психологии детства как отдельной науки. Период возникновения возрастной психологии (конец XIX – начало XX в.) это интереснейший, во многом переломный этап в истории человечества: активно развивается промышленность, изменяется вся общественная жизнь, серьезные преобразования происходят в различных науках. По большому счету, именно в этот период закладываются новые направления в развитии многих наук, особенно наук о человеке.

Предпосылками для возникновения возрастной психологии стали следующие.

  • 1. Развитие общества и производства, которые требовали новой организации образования. Постепенно осуществляется переход от обучения индивидуального к обучению всеобщему массовому, без которого не может развиваться промышленное производство, а значит, возникает острая необходимость в разработке новых методик работы с группами детей.
  • 2. Научные идеи и открытия, поменявшие в этот период взгляд на человека в целом, а также на задачи детства как жизненного этапа. Одним из центральных научных открытий в этой связи можно назвать открытие Ч. Дарвина, эволюционная биологическая теория которого привнесла идею развития, генезиса психики, идеи о прохождении психикой ряда закономерных этапов.
  • 3. Появляются новые объективные методы исследования и эксперимента в психологии. Метод интроспекции (самонаблюдения), применяемый ранее, не мог быть использован для исследования психики детей. Поэтому появление объективных методов в психологии было столь важным этапом ее развития.

Отправной точкой становления возрастной психологии как науки многие исследователи считают вышедшую в 1882 г. книгу немецкого биолога В. Прейера "Душа ребенка". В своей работе он описывает результаты наблюдений за собственным ребенком от 1 года до 3 лет, обращая внимание на развитие его органов чувств, воли, рассудка, языка. Несмотря на то что наблюдения за развитием детей велись и до появления книги В. Прейера, его главная заслуга – введение в психологию метода объективного наблюдения за ребенком, подобный метод применялся ранее только в естественных науках. Именно с этого момента исследования детства становятся систематическими.

Возрастная психология и психология развития – исторически две тесно взаимосвязанные науки. Психологию развития можно назвать "наследницей" генетической психологии. Генетическую психологию, или психологию развития интересует в первую очередь возникновение и развитие психических процессов. Эта наука анализирует становление психических процессов, опираясь на результаты различных исследований, в том числе проведенных с участием детей, но сами дети не являются предметом изучения психологии развития.

Возрастная психология это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому , а также общих закономерностях и тенденциях этих переходов. То есть дети и детское развитие на различных возрастных этапах являются предметом возрастной психологии. В то же время объект изучения у них один это психическое развитие человека.

Во многом разграничение психологии развития и возрастной психологии говорит о том, что сам предмет детской психологии с течением времени менялся.

Возрастная психология тесно связана со многими отраслями психологии. Так, с общей психологией ее объединяют основные представления о психике, методы, используемые в исследованиях, а также система основных понятий.

Много общего у возрастной психологии с педагогической психологией, особенно тесное переплетение этих двух наук мы можем встретить в отечественной истории, отраженное в работах Π. П. Блонского, Π. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева, впоследствии Л. С. Выготского и других мыслителей начала XX в. Это идеи организации научного подхода к обучению и воспитанию, учитывавшего особенности детского развития. Тесная связь этих наук объясняется общим объектом исследования, в то время как предмет педагогической психологии – это обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей – семьи, групп сверстников, организованных коллективов и т.д. Как субъект общения и взаимодействия развивающийся индивид интересен социальной психологии.

Общие поля для рассмотрения возрастная психология имеет с такими отраслями психологии, как клиническая психология, патопсихология. В этих науках также присутствует развивающийся индивид, но развитие его рассматривается с точки зрения возникающих нарушений.

Цель возрастной психологии – это изучение развития здорового человека в процессе онтогенеза.

Возрастная психология имеет множество точек пересечения с различными науками: медициной, педагогикой, этнографией, культурологией и т.д.

  • Марцинковская Т. Д. История детской психологии. М., 1998. С. 3-59.

История психологии - Учебное пособие (Морозов А.В.)

Глава 3. психологическое знание эпохи возрождения

Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название «эпоха Возрождения». Его главной особенностью стало возрождение античных ценностей, без которых едва ли смогли бы существовать и арабоязычная, и латиноязычная культуры (в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь).

Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от «средневековых варваров». Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата, хотя их восприятие, разумеется, было созвучно новому образу жизни, обусловленной им интеллектуальной ориентации.

Возникновение мануфактурного производства, усложнение и совершенствование орудий труда, великие географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточенной политической борьбе, - все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а, следовательно - и его представления о мире и самом себе.

Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который теперь из идола скованной церковными Догмами схоластики превращается в символ свободомыслия, спасения от этих догм. В главном очаге Возрождения - Италии - разгораются споры между спасшимися от инквизиции сторонниками Ибн Рушда (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами - сторонниками Александра Афродисийского.

Проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли в какой-то степени старые, возникшие в период VII -VI вв. до н. э. Эта эпоха актуализировала ценности античного мира, черпала и утверждала новые, прогрессивные идеи непреходящего учения великого Аристотеля. Таким образом, это время возвращения (возрождения) важнейших принципов античной науки.

Эпоху Возрождения часто называют периодом гуманизма, поскольку она связана с пробуждением общего интереса к человеку и его жизнедеятельности. Это - стремление вернуть человека с божественных высот на землю, отказ от религиозных схоластических построений о душе, призыв к правдивому и опытному изучению душевного мира людей.

Вместе с тем, в психологических взглядах мыслителей этого времени не были полностью преодолены средневековые предрассудки.

В это время зародился новый предмет психологической науки, как науки о сознании, окончательно сформулированный в Новое время.

Характерной чертой психологии этого периода является противоречивое сплетение старого миропонимания с новыми обозначающимися тенденциями.

Раньше всего проблески научного мировоззрения появляются в Италии. Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся выступить против традиций средневековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Валла (1407- 1457 гг.).

Свои основные взгляды Л. Балла изложил в трактате «О наслаждении как истинном благе». Уже само название его труда говорит о близости его взглядов с учением Эпикура и Лукреция. Л.Валла утверждал, что в основе всего лежит природа, и человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его - проявление природы.

Ведущими признаками, отличающими всю живую природу, Лоренцо Балла считал потребности и стремления. Они свойственны и человеку в виде тенденции к самосохранению и связанным с этим стремлением к чувствам удовольствия и физического наслаждения. Стремления и удовольствия - это голос и требования природы и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять.

С утверждением природной детерминации души человека выступал другой представитель итальянской мысли XV столетия Пьетро Помпонацци (1462-1525 гг.). В книге «О бессмертии души» Помпонацци, критикуя схоластику, указывал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа - это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма. Психические явления являются продуктом работы нервной системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души.

В равной мере это касается и мышления. Оно, подобно другим силам и свойствам души, является функцией мозга, возникает и умирает вместе с рождением и смертью человека. Психическое развивается от ощущений через память и представления к мышлению. Мышление предназначено для познания общих истин, устанавливаемых на основе частных, которые, в свою очередь, даны в чувственных формах познания - ощущениях, восприятиях и представлениях.

Выступление против церкви и богословия проявлялось не только в критических трактатах, но также в учреждении научно-учебных центров или академий, которые были призваны кардинально изменить подход к изучению человека.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал итальянский ученый Бернардино Телезио (1509 - 1588 гг.). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он первым организовал в Неаполе общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой.

Собственную систему взглядов Б.Телезио развивал, ориентируясь на учения Парменида и, особенно, стоиков. По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе материя пассивна. Для того, чтобы она могла проявиться в многообразии своих качеств, в своем учении о движущих силах, являющихся источником энергии, в качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению и т. д. Эти силы находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Они являются источником всякого развития.

Б.Телезио также считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, сохраняющая и удлиняющая жизнь, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения.

Проводя в целом передовые, для того времени, взгляды и утверждая естественно-научный и опытный подход к изучению человека и его психики, Телезио, тем не менее, допускал некоторые уступки идеализму и теологии. Им все-таки признавалось существование Бога и высшей бессмертной души.

Наряду с Италией возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь достигло высокого уровня в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике.

Намеченные в общих чертах во взглядах П.Помпонацци и Б.Телезио принципы эмпиризма и сенсуализма с наибольшей отчетливостью выступают в концепции Хуана Луиса Вивеса (1492-1540 гг.). В своей книге «О душе и жизни». Л.Вивес полагал, что природа существует сама по себе и познавать ее необходимо путем опыта и эксперимента. Познание души должно строиться не на умозрительных рассуждениях о душе как особой духовной сущности, оно должно идти по линии изучения ее конкретных проявлении и свойств. Первичными формами психического являются ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры. Таким образом, он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. Хотя этот способ был детально разработан позднее английским философом, лорд-канцлером при короле Якове I Фрэнсисом Бэконом (1561-1626 гг.), Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему.

Аналогичные изменения происходят и в области побудительных сил. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является, по убеждению Л.Вивеса, внутренний опыт или самонаблюдение. Именно опираясь на самонаблюдение, он выделил некоторые основные и важнейшие характеристики побуждений и эмоциональных состояний:

1) различную степень интенсивности, то есть силу или слабость эмоциональных переживаний - легкие, средние и сильные;

2) длительность эмоциональных состояний от кратковременных до более продолжительных;

3) качественное содержание эмоциональных реакций, разделение их по этому признаку на приятные (положительные) и неприятные (отрицательные) .

Л.Вивес одним из первых пришел выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.

По Л.Вивесу, именно практика, опираясь на теорию, позволяет правильно воспитывать ребенка. Вивес решительно выступал против схоластики в защиту опытного познания. Педагогические идеи Вивеса повлияли на Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.) - чешского мыслителя-гуманиста, педагога, разработавшего педагогическую систему, в основу которой были положены принципы материалистического сенсуализма; а также на основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолу (1491-1556 гг.), выработавшего организационные и моральные принципы ордена.

Другой испанский врач и психолог Хуан Уарте (1530-1592 гг.), также отвергая умозрение и схоластику, в своей работе «Исследования способностей к наукам», особенности души ставит в зависимость от телесных особенностей человека, климатических условий и пищи; требовал применить индуктивный метод. Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям с целью профессионального отбора.

В книге Уарте, которую можно назвать первым исследованием по дифференциальной психологии, в качестве основных было поставлено четыре вопроса:

1. Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой?

2. Какие виды дарования имеются в человеческом роде?

3. Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности?

4. По каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т. д.), требующих соответствующих дарований.

Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, то есть пропорцией, в которой смешаны главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, Х.Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и т. д. Зависимость таланта от природы не означает бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются большие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности, характер питания.

X. Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. И хотя его собственные наблюдения о соответствиях между телесными признаками и способностями очень наивны (например, он выделял в качестве таких признаков жесткость волос, особенности смеха и т. п.), сама идея о корреляции между внутренним и внешним была вполне рациональной.

Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе, потому что считал важным, чтобы никто не ошибся в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию.

Еще одним замечательным испанским мыслителем XVI-гo века был врач Гомес Перейра (1500-1560 гг.). Двадцать лет своей жизни он посвятил работе над книгой «Антониана Маргарита» (1554 г.). Ее главным выводом было отрицание чувствующей души у животных.

Впервые в истории науки животные были представлены как «апсихические» тела, управляемые не душой, а прямыми воздействиями внешних объектов и следами этих воздействий (по терминологии Перейры - «фантазмами»). Номиналистская традиция перешла у Г.Перейры из области познания в область поведения.

Если Оккам и его последователи учили, что не только понятие, но и чувственный образ - знак вещи, то, согласно взглядам Перейры, животные ничего не слышат, не видят, вообще не чувствуют. Не чувственные образы, а знаки движут их поведением.

Вывод Перейры противоречил учению католической Церкви о животных, как низших душах. От инквизиции его спасло резкое противопоставление животных человеку как богоподобному существу с бессмертной душой.

Значительную роль в увеличении опытных знаний о деятельности организма сыграли анатомические опыты бельгийского ученого Андреаса Везалия (1514-1564 гг.), который в книге «О строении человеческого тела» выдвинул учение о «животных духах» как реальном материальном субстрате психических явлений.

На характер трактовки объяснения телесных механизмов психики существенное влияние оказывали общие условия развития производительных сил. Рост мануфактурного производства, возрастание роли техники, создание и широкое распространение различных механизмов не могло не повлечь за собой изменений в объяснительных принципах психической деятельности.

Тенденция описывать психику в сравнении с работой механизмов и машин все более усиливается. Начало механистического подхода в психологии было положено арабскими учеными, провозгласившими так называемый «оптический детерминизм». Научные взгляды А.Везалия в значительной мере способствовали преобразованию оптического детерминизма в механистический.

В укреплении механистического подхода в интерпретации психики и поведения людей и животных видную роль сыграл итальянский ученый Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) - величайший представитель эпохи Возрождения, соединивший в одном лице непревзойденного художника, философа, естествоиспытателя и изобретателя. Он известен и как блестящий анатом, длительное время занимавшийся вскрытием трупов животных и людей. При изучении анатомии он преследовал научные цели. В анатомических исследованиях он видел путь проникновения в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. К числу общечеловеческих страстей Леонардо да Винчи относил радость, печаль и физические усилия. Только в связи с этими состояниями, считал Леонардо, может быть понято основное жизненное значение различных частей организма (мышц, костей, сухожилий и т. д.), движениями и изменениями которых сопровождаются человеческие страсти (печаль, страх, жестокость и т. д.).

Высшей ценностью в этот период развития науки становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо да Винчи, - «божественная наука живописи». При этом под живописью понималось не только искусство отражения мира в художественных образах.

Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне духовных сил, которые воплощаются в реальные, чувственные ценности; он желал подражать природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практическими деяниями.

Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, то есть строения и работы двигательных систем организма, причем деятельность живых существ он стремился описывать в категориях механики.

Сосредоточив большое внимание на работе различных мышечных систем, ему удалось установить не только подчиненность их законам механики, но также зависимость двигательных систем от деятельности нервов, спинного и головного мозга. В известных опытах на лягушках им было показано, что, в случае удаления головного мозга, у лягушки остается сохранной часть мышечных движений, тогда как при проколе или разрушении спинномозгового ствола исчезают и эти движения. Важность этого открытия состояла в двух моментах, а именно в том, что мышечные реакции определяются нервной системой и что разные ее отделы отвечают за различные функции.

Особый интерес вызывают представления Леонардо да Винчи относительно глаза, который рассматривался им как властелин над всеми другими органами чувств. Характеризуя деятельность глаза, он показывает, что работа глаза управляется не особой способностью души, а является ответной реакцией на световые воздействия. В приводимом им описании механизма зрения, по существу, давалась схема зрачкового рефлекса, и, таким образом, Леонардо довольно близко подошел к рефлекторному принципу.

Несколько в стороне от общей тенденции развития психологии в эпоху Возрождения стоят работы немецких мыслителей Меланхтона и Гоклениуса. Своеобразие их взглядов проявляется в двух отношениях.

Первое, что отличает их представления, это большая зависимость от теологии и богословия.

Во-вторых, их трактаты представляют собой переложение и комментарии к учению Аристотеля.

Меланхтон Филипп (1497 - 1560 гг.) известен своей книгой «Комментарии о душе». В ней немецкий неосхоласт пытается, исходя из уровня современных ему знаний, модернизировать учение Аристотеля.

Подобно Аристотелю, Меланхтоном выделялись в душе три вида способностей - растительные, животные и разумные.

Растительные и животные способности души являются страдательными силами в том смысле, что они зависят от строения и деятельности частей тела и организма в целом, а также от воздействия внешних физических факторов.

Телесная обусловленность низших способностей души трактовалась в духе представлений Галена. Носителями растительных способностей являются, по мнению Меланхтона, печень и венозная кровь. Поступая в область сердца, венозная кровь очищается, и в виде парообразований направляется по артериям в желудочки головного мозга. Эта очищенная кровь называлась им «животными духами». Движение животных духов в нервах и к головному мозгу служит материальным носителем ощущений и восприятий.

Что касается высших процессов - деятельности души по осознанию восприятий и установлению в них сходств и различий, то эти акты относились Ф. Меланхтоном к уровню разумных способностей или разумной душе, которая лишь временно связывается с животными способностями. Разумная душа, поскольку она божественной природы, вечна и бессмертна.

С комментарием к идеям Аристотеля выступил и другой немецкий ученый - Родольф Гоклениус (1547 - 1628 гг.) - представитель поздней протестантской неосхоластики. С его именем связывают появление термина «психология», которым и была названа его основная работа «Психология», вышедшая в 1590 г.

В своих психологических воззрениях Гоклениус различал внешнее причинение (affectio externa), которое испытывается субъектом в силу внешней причины, и внутреннее причинение (affectio interim), проистекающее из начал, лежащих в самой душе.

Ранее, уже было отмечено, что мыслителям эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиций средневековой схоластики и богословия. Вместе с тем для большинства ученых была характерна одна общая идея. Существо этой идеи выражалось в требовании обратиться к самой природе, к реальному миру, к опытному их изучению. Это требование распространялось и на область психического.

Выступая против схоластики и теологии, мыслители эпохи Гуманизма пытались выяснить, прежде всего, реальные телесные основания различных проявлений души. Гуманистическое движение резко обострило интерес к человеческой личности как таковой. Несмотря на ограниченность первоначальных результатов, общая направленность этого движения соответствовала идеологической позиции восходящего класса - буржуазии и способствовала развитию новых общественных отношений.

Эпоха Возрождения (Ренессанса - термин ввел в XVI веке Д. Вазари) – переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. Характеризуется возникновением машинного производства, совершенствованием орудий труда, продолжающимся разделением мануфактурного труда, распространением книгопечатания, географическими открытиями. В гуманистическом мировоззрении людей утверждается жизнерадостное свободомыслие. В науках преобладает интерес к судьбе и возможностям человека, в этических концепциях обосновывается его право на счастье. Человек начинает осознавать, что он создан не для Бога, что в своих деяниях он свободен и велик, что для его разума нет преград.

Ученые этого периода считали своей главной задачей восстановление античных ценностей. Однако «возрождалось» только то и таким образом, что было созвучно новому укладу жизни и обусловленной им интеллектуальной атмосфере. В этой связи утверждался идеал «универсального человека», в который верили не только мыслители, но и многие правители Европы, собиравшие под свои знамена выдающиеся умы эпохи (например, во Флоренции при дворе Медичи творили скульптор и живописец Микеланджело и архитектор Альберти).

Приведем еще две истории передающие атмосферу того времени. Так император Карл Y вызвал Тициана (1476 – 1576) к себе, окружил его почетом и уважением и не раз говорил:

Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана?

Следующая история, так же повествует о Карле Y, испанском короле и Тициане, итальянском живописце. Однажды художник работал в его присутствии, и у него упала кисть.

Король поднял ее и сказал:

Услужить Тициану почетно даже императору.

Новое мироощущение отразилось в стремлении по-новому взглянуть на душу - центральное звено любой научной системы о личности. В университетах на первых лекциях студенты просили преподавателей: «Скажи о душе»,- что являлось своего рода лакмусовой бумагой, характеристикой мировоззренческих, научных и педагогических потенций учителя.

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о природе личности и ее психическом мире. В их утверждении проявили себя выдающиеся представители Ренессанса. Ф. Энгельсом справедливо подмечено, что эпоха, которая нуждалась в титанах, «породила титанов по силе мысли, страсти и характеру».

Выдающимся деятелем эпохи является Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.). Николай Кузанский оставил после себя обширное литературное наследие, среди его работ есть такие как: «Об ученом незнании», «Простец» «Об охоте за мудростью», «О квадратуре круга». Большое, просто огромное влияние на Николая оказал каталонец Раймонд Луллий. Чтобы сделать выписки из сочинений Лулия, Николай в 1248 году специально ездил в Париж, где имел доступ к оригиналам произведений философа. В произведениях Николая много ссылок на Платона, Сократа, Августина, ведется речь об Анаксагоре, Пифагоре, Демокрите, Аристотеле, Плотине, Апрокле, Фоме Аквинском и др. Николай Кузанский сделал блестящую теологическую карьеру. По распоряжению кардинала Николая Кузанского была сделана на меди первая карта Германии.

В полном блеске воззрения Николая открылись лишь после того, как немецкий исследователь Шарпф в 1862 году, издал основные его произведения в немецком переводе и пересказе. В последующие десятилетия появились многочисленные переиздания творений Николая Кузанского в оригинале и переводах. В 1960 году в ФРГ основано межнациональное и меконфессиональное «Общество Кузанского».

«Любое изучение, стремящееся рассматривать философию Ренессанса как систематическое единство, должно брать за исходный пункт учение Николая Кузанского», - писал немецкий философ Эрнст Кассирер (1874 – 1945), автор многочисленных исследований по истории философии.

Николай Кузанский за сто лет до Коперника высказал мысли о геометро - механистической картине мира, что предопределило его мировоззренческие взгляды. Выдающийся проповедник становится одним из первых в эпоху Возрождения защитником механистического понимания природы и ее явлений.

Процесс познания означает для Николая Кузанского бесконечное совершенствование человеческих знаний. В нем выделяются четыре ступени: чувственное познание, рассудочное познание, синтетическое познание интел­лекта-разума, интуитивное (мистическое) познание. Новым словом ученого является определение присутствия рассудка как высшей ступени познания в ощущении-чувстве (как деятельность внимания и различения). Более высокой по отношению к рассудку познавательной способностью Николаем Кузанским признавался разум. По причине того, что «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях», рассудок мыслит их в соответствии с законом противоречия. Разум же способен мыслить бесконечно.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.), один из титанов Возрождения представлял новую науку, которая зародилась не в стенах университетов, где по-прежнему комментировались тексты древних, а в мастерских художников и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и стиль научного мышления. В своей научно-творческой практике они были «преобразователями мира». Высшая ценность придавалась не божественному разуму, а, говоря языком Леонардо, «божественной науке живописи». При этом под живописью понималось не только искусство изображения мира в художественных образах. «Живопись, - писал великий ваятель, - распространяется на философию природы».

Смысл научной деятельности ученый видел в практической пользе человечеству. «Пусты и полны заблуждений те науки, - утверждал Леонардо да Винчи, - которые не порождены опытом». Вместе с тем он обосновал глубокую идею о необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысления как главного пути открытия истин. «Влюбленный в практическую науку, - писал он, - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет... Наука - полководец, и практика – солдаты». Математику он считал наиболее достоверной наукой, необходимой для осмысления и обобщения опыта.

Как ученый, Леонардо удивляется «мудрости» законов природы, а как художник, он восхищается ее красотой, совершенством и уникальностью тела человека и его души. Пропорции человеческого тела он изображает как великолепный анатом, а неповторимость человеческой души - как непревзойденный психолог и живописец.

Пьетро Помпонацци (1462 – 1525 гг.) - итальянский ученый, крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В трактате «О бессмертии души», исходя из теории двойственной истины, отвергал возможность рационального объяснения бессмертия души. «Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом, она не может каким-либо образом действовать или существовать без тела». В сочинении «О причинах естественных явлений, или о волшебстве» мыслитель предлагал объяснять все явления не верой в таинства природы, а естественными причинами.

Труды и психологические взгляды Пьетро Помпонацци вызвали в Европе движение александристов. Данное течение было связано с именем греческого перипатетика конца II - начала III веков Александра Афродийского, который в своих комментариях Аристотеля истолковывал его учение в смысле уничтожимости вместе с телом не только животной - чувствующей, но и разумной души.

Хуан Луис Вивес (1492 – 1540 гг.) - известный испанский гуманист, педагог. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, во многом предвосхитил опытный метод Фрэнси­са Бэкона. Вивес проложил новые пути в психологии и педагогике, считая главной задачей определение не сущности души («что есть душа?»), а индуктивное исследование ее проявлений. Так, в знаменитой в эпоху Ренессанса книге «О душе и жизни» (1538) мыслитель доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно организовывать процесс воспитания. Не абстрактная «сущность» души, а ее реальные проявления должны быть главным предметом научного анализа.

В основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как фактор постепенного формирования личности. Вивес подчеркивает, что знание имеет смысл только тогда, когда оно применяется. Соответственно им намечаются пути усовершенствования памяти, приемы воспроизведения, правила мнемоники. Описательно-эмпирический подход (вместо традиционного, схоластически -умозрительного) характерен и для его трактовки эмоциональных и мыслительных процессов. Нельзя останавливаться на том, что утверждали древние мыслители, необходимы собственные наблюдения и эмпирическое исследование фактов душевной жизни – такова позиция Вивеса как «пионера эмпирической психологии».

Другой мыслитель средневековой Испании, последователь X.Л. Вивеса,- врач Хуан Уарте (1530 – 1592 гг.) также, отвергая схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследования способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача, изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к конкретным профессиям. Поэтому X. Уарте можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: «Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой... какие виды дарования имеются в человеческом роде... какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности... по каким признакам можно узнать соответствующее дарование».

Испанский врач Гомес Перейра (1500 - 1560 гг.), предвосхитив на целый век взгляды Рене Декарта, в книге «Антониана Маргарита» предложил считать организм животного «апсихическим» телом - своего рода машиной, управляемой внешними воздействиями и не нуждающейся для своей работы в участии души.

Бернардино Телезио (1509 – 1588 гг.) известный мыслитель эпохи Ренессанса. Популярность приобрел опубликовав работу «О природе вещей в соответствии с ее началами». Эти «начала» были положены в основу деятельности созданного им около Неаполя естественнонаучного общества. Необузданная фантазия («вариации на тему Эмпедокла»), характерная для всей науки этого периода, проявилась в концепции души Б. Телезио. Весь мир, согласно его взглядам, наполнен страдательно-пассивной материей – «полем битвы» противоположных начал, «тепла» и «холода». В этих двух началах осуществляются восприятия людей - бестелесные и одушевленные «первостихии». Поэтому и душевные явления рассматриваются ученым как функции тепла и холода. Сама же душа человека признается в двух сосуществующих разновидностях - телесно-смертной и духовно-бессмертной.

Опираясь на материалистические традиции, Б. Телезио разрабатывает теорию аффектов. Следуя всеобщей природной целесообразности сохранения достигнутого состояния, в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к сохранению души, а в отрицательных (испуг, страх, печаль и т.д.) - ее слабость. Познание, согласно его взглядам, основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Разум складывается из сравнения и связи чувственных впечатлений.

Джордано Бруно (1550 – 1600 гг.) в своем учении развивает материалисти­чески - пантеистические взгляды Николая Кузанского и Николая Коперника. Среди его сочинений наиболее значимыми для психологического знания явились трактаты: «О бесконечном», «О сочетании образов и представлений», «Изгнание торжествующего животного», «О монаде, числе и фигуре». В них Дж. Бруно рассуждает о Вселенной как об огромном животном. Бог в его системе окончательно «переселяется» в творящую природу, которая сама по себе есть «бог в вещах». Ученый убежден во всеобщей одушевленности природы. Д. Бруно пишет: «Мир одушевлен вместе с его членами».

«Материя, - подчеркивает ученый, - есть начало, необходимое, вечное и божественное... В самом теле природы, следует отличать материю от души, и в последней отличать... разум, от его видов». Подчеркивая деятельный характер духовного начала, Дж. Бруно, нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существовании. Человек, по его взгляду, представляет собой микрокосмос, отражение мира. Люди обладают многими средствами познания реальности. Среди них чувственное восприятие - малонадежный источник познания, так как горизонт его весьма ограничен. Чувственному началу противопоставляется разум.

Заслуживают пристального внимания мысли ученого о причине выделения человека из животного мира. «Природа души, - рассуждает в Оксфордском университете Дж. Бруно, - одинакова у всех организованных существ, и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми она располагает в каждом случае. (...) Подумайте, в самом деле, что было бы с человеком, будь у него хоть вдвое больше ума, если бы его руки (Бруно называет их «органом из всех органов» - прим. автора) превратились в пару ног». Другими отличительными признаками личности он называет «понятливость» и память.

В своем учении Дж. Бруно утверждает идею всеобщего развития, которому подчинены все душевные проявления человека. Его мысль о развивающихся бесконечных монадах, из которых посредством соединения и разъединения образуется природный мир и душа как его компонент, была позднее развита Г. Лейбницем.

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.) - выдающийся мыслитель эпохи по своим психологическим воззрениям является сторонником сенсуалистического учения Б. Телезио. Теория Т. Кампанеллы направлена против представлений о «формах», способностях и потенциальных сущностях. Всякое познание, утверждает ученый, имеет своим источником опыт и чувства.

Мыслителем в своих трудах описывается система психологических понятий, включающая память, понимание, умозаключение, желание, влечение и т.д. Все определения выводятся из ощущений, которые «есть чувствование возбуждения, сопровождаемое умозаключением относительно действительно существующего предмета, а не представление о чистой потенции». Поэтому остановиться на чувственном познании невозможно, оно нуждается в дополнении рассудком: «Ощущение есть не только возбуждение, но и сознание возбуждения и суждение о предмете, вызывающем возбуждение». Рассудок, основанный на понятии и воображении, объединяет чувственные восприятия и опыт. Общие понятия присущи нашему мышлению и являются достоверными принципами наук.

Вместе с познанием ученым утверждается существование веры. Противоречий между верой и познанием нет: мир есть вторая Библия, живой кодекс природы, отражение Бога. Следуя Августину, Т. Кампанелла устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую. Всякое познание сводится к познанию самого себя.

К выдающейся плеяде мыслителей эпохи Возрождения, также относятся: создатель новой теории о природе человеческого организма и методах лечения болезней - Филипп фон Гогенгейм - Парацельс (1493 – 1541 гг.); автор гениального сочинения «О строении человеческого тела» - Андреас Везалия (1514 – 1564 гг.); родоначальник учения о малом круге кровообращения -Мигеля Сервета (1509/1511 – 1553 гг.) и мн. других.

Психологические теории эпохи Возрождения утвердили зависимость -детерминацию психики человека от его тела и окружающей среды, формируя так называемую «психологию жизни». Тем самым они подготовили интеллекту­альный прорыв в психологических учениях Нового времени, являющихся общенаучной основой современной психологической науки.

Важными особенностями психологических взглядов эпохи Возрождения явились утверждение идей гуманизма и стремление практического использо­вания результатов научных поисков в интересах человека.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

1.История возникновения возрастной психологии

2.Зарождение возрастной психологии в России

3. Основные направления

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей.

В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и

личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.

В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.

В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе

гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.

В исследованиях философов и психологов Нового времени Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Д. Гартли, Ж.Ж. Руссо обсуждалась проблема взаимодействия факторов наследственности и среды и их влияния на психическое развитие. Наметились две крайние позиции в понимании детерминации развития человека, которые обнаруживаются (в той или иной форме) и в работах современных психологов: нативизм (обусловленность природой, наследственностью, внутренними силами), представленный идеями Руссо; эмпиризм (решающее влияние обучения, жизненного опыта, внешних факторов), берущий начало в работах Локка.

Постепенно знания об этапах становления психики ребенка, о возрастных характеристиках расширялись, но ребенок по-прежнему рассматривался как довольно пассивное существо, податливый материал, который при умелом руководстве и обучении взрослого мог быть трансформирован в любом желательном направлении.

Во второй половине XIX в. сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.

Среди важнейших факторов — потребности общества в новой организации системы образования; прогресс идеи развития в эволюционной биологии; разработка объективных методов исследования в психологии.

Требования педагогической практики были осознаны в связи с развитием всеобщего обучения, которое стало потребностью общественного развития в новых условиях промышленного производства. Педагогам-практикам понадобились обоснованные рекомендации относительно содержания и темпа обучения больших групп детей, оказались нужны методики обучения в группе. Были поставлены вопросы об этапах психического развития, его движущих силах и механизмах, т.е. о тех закономерностях, которые нужно учитывать при организации педагогического процесса.

Внедрение идеи развития. Эволюционная биологическая теория Ч. Дарвина привнесла в область психологии новые постулаты — об адаптации как главной детерминанте психического развития, о генезисе психики, о прохождении ею в своем развитии определенных, закономерных этапов.

Появление новых объективных и экспериментальных методов исследования в психологии. Метод интроспекции (самонаблюдения) был неприменим для

исследования психики маленьких детей. Немецкий ученый, дарвинист В. Прейер в книге «Душа ребенка» (1882) представил результаты своих ежедневных систематических наблюдений за развитием дочери от рождения до трех лет; он пытался тщательно проследить и описать моменты возникновения познавательных способностей, моторики, воли, эмоций и речи. Прейер наметил последовательность этапов развития некоторых сторон психики, сделал вывод о значимости наследственного фактора. Им был

предложен примерный образец ведения дневника наблюдений, намечены планы исследований, обозначены новые проблемы (например, проблема

взаимосвязи различных сторон психического развития).

Заслуга Прейера, который считается основателем детской психологии, состоит во введении метода объективного научного наблюдения в научную практику изучения самых ранних этапов развития ребенка.

Метод эксперимента, разработанный В. Вундтом для изучения ощущений и простейших чувств, оказался чрезвычайно важным для детской психологии. Вскоре была открыта доступность для экспериментального исследования и других, гораздо более сложных областей психического, таких, как мышление, воля, речь.

Идеи исследования «психологии народов» с помощью анализа продуктов творческой деятельности (изучения сказок, мифов, религии, языка), выдвинутые Вундтом позже, также обогатили основной фонд методов возрастной психологии и открыли ранее недоступные возможности исследования детской психики.

2. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Зарождение возрастной психологии относится ко второй половине XIX столетия и связано с проникновением генетических идей в психологическую науку. Значительный вклад в развивающуюся психолого-педагогическую мысль внесли труды выдающегося русского педагога

К.Д. Ушинского, и прежде всего его работа «Человек как предмет воспитания». Считая, что педагог, стремящийся всесторонне воспитать человека, должен прежде узнать его во всех отношениях.

Значение психической деятельности для понимания рефлекторной сущности фактов, изучаемых психологией, подчеркивал и выдающийся русский ученый И.М. Сеченов. Физиолог и психолог Сеченов развивал идею перехода внешних действий во внутренний план, где они в преобразованном виде становятся психическими качествами и способностями человека, — идею интериоризации психических процессов. Сеченов писал, что для общей психологии важным, даже единственным, методом объективного исследования является именно метод генетического наблюдения.

Наряду с накоплением и обобщением эмпирического материала наблюдений за развитием психики ребенка и процессом его обучения, в детскую психологию начинают проникать экспериментальные исследования.

В 1906 г. в Петербурге был созван I съезд по психологии. Представители психологии А.П. Нечаев и Н.Е. Румянцев выступали с резкой критикой современной литературы. С точки зрения А.П. Нечаева, все спорные вопросы дидактики и методики составляют область, доступную экспериментально-психологическому исследованию, т.е. такому исследованию, которое допускает точную регистрацию явлений и математическую обработку результатов. Однако на поверку эта точная регистрация явлений сводилась к умению пользоваться тахистоскопом и проводить ассоциативный эксперимент, т.е. к попыткам опереться на некоторые методы общей психологии.

Важнейший вывод, который мог быть сделан в результате первых опытов построения возрастной психологии, заключался в том, что сближение психологии с педагогической практикой (а постановка этой задачи была безусловной заслугой А.П. Нечаева) возможно только на пути экспериментального исследования в самом процессе обучения и воспитания. Экспериментальные данные должны быть получены в самом психолого-педагогическом исследовании, а не привнесены в него извне. Для этой цели необходимо было найти правильные решения важнейших теоретических и методологических задач возрастной и педагогической психологии. Здесь на первый план выступила проблема источников психического развития в его отношении к процессу обучения.

Проблема психического развития детей, источников и закономерностей этого развития всегда центральная для возрастной психологии. От ее решения зависит определение путей обучения и воспитания, их важнейшие приемы, подход к ребенку и понимание его специфических особенностей в сравнении с взрослым человеком.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В начале XX века в области возрастной психологии выявляются два течения, по-разному трактующие источники (факторы) психического развития детей. Эти направления отличались друг от друга тем, какой из факторов брался за основу развития ребенка: биологический или социальный. Конечно, это не значит, что представители одного направления полностью отрицали социальные влияния на ребенка, а представители другого - биологические предпосылки развития. Говоря о биогенетическом и социогенетическом направлениях, нельзя рассматривать данную классификацию как абсолютную: она лишь приблизительно выявляет преобладающие тенденции при построении концепции психического развития ребенка. Оба эти направления стали объектом критики в советской психологии в начале 30-х гг.

Биогенетическое направление в трактовке психического развития ребенка ориентировано на «врожденные особенности», тенденции к упрощенно-механистическому пониманию поведения и развития ребенка. Для биологов биологические и социальные факторы развития стоят как будто бы рядом, однако определяющим фактором является биологический, и, прежде всего наследственность. А среда, по их мнению, только «регулятор», «проявитель», некий неизменный фактор, с которым взаимодействует наследственность.

Переоценка наследственных факторов психического развития выявляет следование так называемому биогенетическому закону в психологии. Биогенетический закон в психологии - это попытка перенести известный закон эволюции, сформулированный в XIX в. Геккелем (онтогенез есть краткое повторение филогенеза), в сферу возрастной психологии.

В основу биологического закона в психологии положена идея спонтанности психического развития ребенка, независимости от воспитания, выступавшего лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления неких природных, наследственно обусловленных психических качеств. Из биогенетического закона были сделаны реакционные педагогические выводы. Вмешательство в естественный ход развития ребенка рассматривалось как недопустимый произвол. Биогенетизм становился психологическим обоснованием педагогической теории «свободного воспитания».

Не менее ошибочным было и социогенетическое направление в возрастной психологии. При кажущемся различии эти теории во многом близки друг другу. По мнению сторонников этого направления, среда выступает в качестве фатального фактора развития ребенка, и поэтому, чтобы изучить человека, достаточно проанализировать структуру его среды: какова окружающая среда, такова и личность человека. Подобно тому, как биогенетизм отрицал активность личности, сводя поведение и развитие к реализации генетической предрасположенности, социогенетики также отказывали личности в активности, сводя все к влияниям социальной среды. В результате оставалось неясным, каким образом в условиях одной и той же социальной среде формируются совершенно различные по множеству показателей личности. Непонятно было, почему очень сходные по внутреннему миру, содержанию и формам поведения люди складываются в различном окружении.

Педология, возникшая в конце XIX - начале XX в. (С. Холл, Э. Мейман, В. Прейер - на Западе; В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, Г.И.Россолимо - в России) и обусловленная проникновением эволюционных идей в психологию, в 1920-х - начале 1930-х гг. начинает претендовать на роль единственной науки о детях. Она монополизирует право на изучение ребенка, оттесняя педагогику и физиологию детского возраста. Педология возникла как комплексная наука, охватывающая результаты исследований отдельных научных дисциплин изучающих развивающегося человека и, прежде всего педагогики, психологии и физиологии.

Однако научного синтеза не получилось. Педология не смогла произвести предварительный анализ данных психологии, анатомии, физиологии и педагогики, так как основу синтеза она видела в механистически понимаемом учете действия «двух факторов» (среда и наследственность), якобы непосредственно определяющих собой процесс развития. Механистические установки педологии, ее антипсихологизм, увлечение необоснованными тестами, при помощи которых определялся так называемый «коэффициент умственной одаренности» учащихся, отрицательно сказались на психологии и много вреда причинили школе. В этой связи еще в начале 30-х гг. началась принципиальная критика многих положений педологии и получила завершение в правительственных постановлениях.

Однако критика педологии привела и к отрицанию того положительного, что было сделано советскими учеными, так или иначе связанными с педологией, но вместе с тем ориентированными на творчески развивающийся потенциал возрастной психологи. В 1920-е и 1930-е гг. в области возрастной психологии было выполнено огромное количество научных работ, содержащих богатейший исследовательский материал, который вошел органической частью в состав современной психологии. В этот же период сложились многие психолого-педагогические концепции, не утратившие своего значения и в настоящее время. В этой связи должна быть названа система взглядов на личность ребенка и детский коллектив, сформулированная А.С. Макаренко. Она впоследствии становится отправной точкой для развертывания целого ряда психологических исследований, посвященных проблемам развития личности и коллектива.

В работах А.С. Макаренко перед отечественными психологами едва ли не впервые раскрылись возможности анализа цельной человеческой личности в процессе ее формирования в труде и общественной деятельности. Наиболее ценная черта А.С.Макаренко как психолога - преодоленная им пассивная созерцательность психологического исследования личности. «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания»

В 20 - 30-е гг. получает распространение теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Основываясь на идеях Ф. Энгельса о роли труда в приспособлении человека к природе и преобразовании природных сил с помощью орудий в процессе производства, Л.С. Выготский выдвигает мысль о том, что труд, орудийная деятельность человека ведут к изменению типа поведения человека. Это отличие человека состоит в опосредствованном характере его деятельности. Опосредствование становится возможным благодаря тому, что человек в своей внутренней психической деятельности пользуется знаками (словом, цифрой и т.д.), подобно тому, как во внешней, практической деятельности он использует орудие. Сходство между орудием и знаком в том, что они позволяют осуществить опосредствованную деятельность. Овладение природой и овладение поведением взаимно связаны, так как изменение природы человеком изменяет природу самого человека. Применение знаков, т.е. переход к опосредствованной деятельности, перестраивает всю психическую деятельность человека наподобие того, как применение орудий видоизменяет естественную деятельность органов и безмерно усиливает и расширяет возможности психической активности.

Развитие человека происходит в процессе овладения всеми этими средствами (как орудиями, так и знаками) путем обучения. Именно поэтому обучение занимает центральное место во всей системе организации жизни ребенка, определяя его психическое развитие. Следовательно, развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, позволяющих овладеть опытом предшествующих поколений.

Отечественными психологами (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.М.Матюшкин, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.) установлено, что психическое развитие человека осуществляется в процессе усвоения социального опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. Это усвоение предполагает непрерывное взаимодействие человека с окружающей действительностью - учение, общение, труд. В этих условиях у индивида формируется и развивается прижизненный механизм психического отражения реального мира, социальные ориентировки, утверждающие жизненную позицию его «Я», что делает личность самостоятельной и активной в решении актуальных вопросов жизни и деятельности.

Проблемы возрастной психологии успешно разрабатывали и разрабатывают видные ученые-психологи, обогатившие науку фундаментальными трудами: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов. А. В. Запорожец, Л. В. Занков, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев,

Н. А. Менчинская, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн и многие другие.

В основе важнейших концепции современной отечественной психологии лежит мысль, связанная с идеями Л. С. Выготского о том, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672с.

Искателем новых путей в науке, предтечей эпохи Возрождения был Роджер Бэкон (1214- 1292). В спорах со схоластами он провозгласил значение опытов и наблюдения в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый род вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие. У Бэкона дается большой материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет из общих законов распространения, преломления и отражения света. Естественно-научное направление, развиваемое Роджером Бэконом и некоторыми другими учеными, было важной линией развития материалистических идей средневековой философии.

В XIV в. в Италии начинается новая эпоха - эпоха Возрождения, ознаменовавшая в дальнейшем великий расцвет цивилизации во всей Европе. При переходе средневекового феодального общества в новую фазу его развития, для которой характерно появление элементов новых для того времени отношений - раннекапиталистических, вновь проявилось влияние Античности. К XIV в. относится деятельность величайших гуманистов - А. Данте (1265 - 1321), Ф. Петрарки (1304 - 1374), Д. Боккаччо (1313 - 1375). Большой интерес к человеку, к его переживаниям и проблемам существования отличает все их произведения. По словам историка культуры Я. Буркхардта (1818 - 1897), в эту эпоху происходит «открытие человека». Колюччо Салютати (1331 - 1406) и Леонардо Бруни (1369 - 1444), последователи Петрарки, пустили в ход слово humanitas (человечность) как свойство человека, которое определяет его человеческое достоинство и влечет к знанию.

В их совершенных творениях искусство еще не освобождается от религиозного содержания: мирское и церковное сливаются в единство. По существу, это поэтическое изображение идей. Данте в «Божественной комедии», Боккаччо в новеллах, Петрарка в сонетах и канцонах обрушиваются с сокрушительной критикой на алхимию, астрологию, магию, мистику и аскетизм. Важнейшее изобретение XV в.- книгопечатание (1436 г., И. Гутенберг, Германия) - сделало реальной выполнение гуманизмом своей просветительской задачи. Гуманисты занимаются изданием классической античной литературы. Гуманизм стал важнейшим явлением духовной жизни западноевропейских стран, в том числе в Нидерландах и Германии. Выдающимся гуманистом был Эразм, родившийся в Роттердаме, и потому известный как Эразм Роттердамский (1469 - 1536). Автор известной сатиры «Похвала глупости» в своих философских произведениях изложил систему правил по укреплению духа. Недостаточно одного только желания освободиться от того или иного порока. «...Следует постоянно и всегда помнить, что человеческая жизнь...не что иное, как непрерывная борьба...с великой армией пороков...». В борьбе с ними дух должен быть вооружен. Есть два вида оружия: молитва и знание, прежде всего Священного Писания и мудрости древних. Чем богаче эти орудия, тем более человек вооружен. «Начало... мудрости в познании самого себя». Оружием человека - христианского воина, по терминологии Эразма, являются средства, направленные на овладение собственными движениями души. Эти мысли перекликаются с идеями Л.С. Выготского об опосредствованной природе психических процессов человека.

В трудах деятелей эпохи Возрождения складывается гуманистическая концепция человека. Ее основы заложил великий Данте. Воплощением высоких представлений о человеке является образ Улисса (Одиссея) - смелого первооткрывателя, героя, человека доблестного, умного. Его устами Данте провозгласил новый взгляд на человека.

«О братья...
Тот малый срок, пока еще не спят
Земные чувства - их остаток скудный
Отдайте постиженью новизны...
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены».

Свобода и личная ответственность, благородство, способность к подвигу, к исполнению земного предназначения, которым является деятельность,- важнейшие черты человека. В концепции гуманистов содержится новое понимание соотношения божественного и природного начал: они должны находиться в единстве. Человек - существо творческое. Его достоинство заключается в возможности возвышаться над животным состоянием: истинно человеческое в нем - от культуры. Гуманистический взгляд на человека порывает с аскетизмом, провозглашает право человека на полноту физического и духовного бытия, максимальное развитие лучших человеческих качеств.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519) раскрыл противоречивость человека. Человек - это великолепное орудие природы, земной бог, но он и жесток и часто ничтожен в своих помыслах и поступках.

Новый аспект в понимании человека раскрывается в творчестве выдающегося итальянского государственного деятеля и политического философа Николо Макиавелли (1487 - 1527). Согласно Макиавелли, политическое действие требует от человека прежде всего учета объективных обстоятельств, воли, энергии и силы политика - доблести (virtu). Во имя достижения поставленной цели политик не должен считаться с моральными и религиозными оценками. Политика и мораль автономны. Моральные соображения подчинены целям политики. Только государственный интерес, т. е. интерес национальный, интерес отечества, движет поступками государственного деятеля. Итогом этих рассуждений стал вывод: цель оправдывает средства. В современной психологии существует понятие «макиавеллизм». Им обозначается склонность человека манипулировать другими людьми. Разработана методика выявления макиавеллизма как характеристики личности.

Глубокий психологический анализ человека содержится в произведении французского философа М. Монтеня (1533 - 1592) «Опыты». Большое внимание уделяется самопознанию. Человек, по Монтеню, не центр вселенной, а ее часть. «Когда я играю с кошкой, кто знает, не забавляется ли скорее она со мною, нежели я ею?» - вопрошает он. Скептицизм Монтеня, его мысли о достоинствах простого человека, критика нравов и лицемерия высшего света получили продолжение в науке Нового времени.

Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественно-научного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии (Дж. Бруно, Б. Телезио, П. Помпонацци). В этот период наука рождается не в стенах университетов, а в мастерских художников, скульптуров, граверов, архитекторов, которые были также инженерами, математиками, техниками. Эти мастерские стали настоящими экспериментальными лабораториями. Здесь соединялись теоретическая работа и опыт. Именно деятельность художников положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии и других наук. В условиях социальных требований к художникам того времени они должны были знать все эти отрасли искусства, должны иметь знания по сооружению больших конструкций. Для осуществления задачи реалистического изображения было необходимо установление правил перспективы и колорита в живописи. Возникла необходимость в научном объяснении, а не только в наблюдательности, опытности и одаренности, в привлечении на помощь искусству оптики и механики, математики, анатомии. Эта необходимость отыскания правил для художника перерастает в работу по открытию законов природы.

XVI в. - время великих открытий в области механики, астрономии, математики. Н. Коперник (1473 - 1543), И. Кеплер (1571 - 1630), Дж. Бруно (1548 - 1600), Г. Галилей (1564 - 1642) стоят у истоков классической науки Нового времени. Их значение состоит в том, что они доказали: необходимо анализировать действительные явления, процессы и вскрывать законы, руководствуясь предположением, что природа повинуется самым простым правилам. Необходимо изгнать анимистические представления из понятий о движении и силе. Начинается систематическая работа теоретического научного мышления. Великие географические открытия XV - XVI вв. (открытие Америки Х. Колумбом, первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана и др.) расширяли представления о мире, утверждали примат опытного знания над книжным.

Постепенно складывается новая научная методология. Средневековая методология имела преимущественно дедуктивно-силлогистический характер: она была приспособлена лишь к отысканию внутренних взаимоотношений между готовыми положениями и аргументами и не могла служить для отыскания новых истин, не вытекавших из старых авторитетов (Священного Писания, творений отцов церкви, трудов Аристотеля и др.). Гениальные замечания Леонардо да Винчи, тщетные попытки создать новую методологию трагически погибшего в Варфоломеевскую ночь Петра Рамуса (1515 - 1572), позже Кеплер и Галилей протрубили миру о новой методологии. Вместе с Ф. Бэконом прояснялись некоторые стороны нового научного метода. Период, охватывающий XVI и XVII вв. (со времени публикации «Об обращении небесных сфер» Коперника - 1543, и до выхода в свет «Математических начал натуральной философии» Ньютона - 1687), означал решающий поворотный этап в мышлении западной цивилизации, подорвавший авторитет средневековой науки. Он вошел в историю под названием «научной революции». В то же время выдающийся историк естествознания П. Дюгем в начале XX в. «открыл» средневековых предшественников галилеевской физики. Это наводит на мысль, что рождение современной науки произошло в XIII в. Исследователь склоняется к идее непрерывности перехода от схоластического мышления Средних веков к науке XVII в.

Из всех областей естественно-научного направления в связи с их значением для психологии следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. Т. Парацельс (1493 - 1541) выступил с новой теорией о природе человеческого организма, причинах и методах лечения болезней. В анатомии Андрей Везалий (1514 - 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много ошибок, ибо он судил о строении тела человека на основании данных, которые черпал при анатомировании обезьян и собак. Непрерывно росло число вновь открываемых частей тела. Итальянские современники Везалия - Г. Фаллопий, Б. Евстахий, И. Фабриций из Аквапенденте и др. - делают ряд открытий, которые навсегда вошли в анатомию под их именами.

Важное значение имели работы врача и мыслителя Мигеля Сервета (1509/1511 - 1553), его идеи о малом круге кровообращения (1553). Новая эпоха в анатомии, физиологии и эмбриологии началась работами М. Мальпиги (1628 - 1694) и исследованиями по экспериментальной физиологии. В. Гарвей в 1628 г. решил проблему кровообращения.

Так постепенно складывалось познание путем опыта, которое приходило на смену догмам и схоластике.

Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин « » (1590). До этого Филипп Меланхтон (1497 - 1560) - немецкий гуманист, друг Лютера, воспитанный под влиянием Эразма, в своем «Комментарии о душе» отвел ей почетное место. Он почитался авторитетом в области преподавания психологии и господствовал в некоторых немецких университетах до середины XVIII в. Испанский гуманист, друг Эразма Роттердамского Хуан Луис Вивес (1492 - 1542) в книге «О душе и жизни» (1538) утверждал: главный вопрос не в том, что такое душа, а в том, каковы ее проявления и их связь. Это указывает на возросший интерес к психологическим вопросам и позволяет понять успехи психологического анализа в XVII в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта.

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www..
Статья подготовлена специально для сайта www.. От Античности до наших дней». А. Н. Ждан



Статьи по теме: