Развитие глазомера. Глазомер художника: «обыкновенное чудо»

Для формирования этих навыков рекомендуется отрабатывать следующие упражнения.
1. Маятник между ограничителями. Водитель с заданного расстояния (между ограничителями) начинает движение, разгоняет автомобиль и останавливает его, стараясь коснуться стойки передним или задним бампером, но не сбить ее. Начинают упражнение с расстояния 5 м между стойками, затем их раздвигают на 10, 15 м. При этом высоту стойки постепенно снижают от 1,5 м в начале упражнения до 0,5 м в конце, чтобы водитель не видел ограничителя в момент касания его.
Это упражнение (с постепенным увеличением темпа) хорошо развивает чувство расстояния до ограничителя. Упражнение считается усвоенным, когда расстояние от переднего бампера автомобиля до стойки не превышает 10 м, от заднего - 20 см.
2. Подъезд к ограничителю средней стойкой кузова. При выполнении данного упражнения водитель должен ехать, выбрав такие скорости и режимы торможения, чтобы остановиться правой средней стойкой кабины автомобиля напротив переносной стойки. Упражнение выполняют с постепенным увеличением скорости, при этом высоту стойки уменьшают с 1,5 до 0,5 м. Если обеспечивается устойчивая точность подъезда (±5 см), то данный навык считается усвоенным.
3. Габаритные коридоры. Выполняют передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости проезда и сдвиганием стоек друг к другу, оставляя зазор в конце упражнения не более 20 см с каждой стороны автомобиля. Затем упражнение усложняют, подавая автомобиль задним ходом, предварительно расположив его вне линии габаритного коридора (10–15 м влево или вправо).
4. «Змейки» полезно отрабатывать также передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости и уменьшением шага «змейки». Вначале тренируются, вращая рулевое колесо двумя руками, затем одной (правой, левой). Причем выполняют сначала «змейку» с постоянным, затем с переменным шагом.
5. Заезд в бокс. Выполняется сначала передним ходом из положения прямо, затем задним ходом с разворота. На первом этапе автомобиль можно подавать задним ходом с поворотом корпуса, наблюдая выполнение маневра через правое плечо, затем в зеркала заднего вида.
6. Движение по доске и эстакаде позволяет выработать чувство габарита. Вначале упражнение отрабатывается передним ходом из положения прямо, затем задним ходом, передним ходом с поворотом, задним ходом с поворотом.
7. Упражнение по установке автомобиля на стоянку развивает одновременно статический глазомер и умение маневрировать задним ходом. Задача состоит в том, чтобы из исходного положения за одну попытку установить автомобиль между ограничителями параллельно тротуару. Для развития динамического глазомера рекомендуется выполнять на автодроме групповые упражнения. В этих случаях используют ради опереговорные устройства, которыми оснащены участвующие в упражнении автомобили (6–8 машин).
Руководитель упражнений с радиостанцией находится на автодроме и имеет возможность наблюдать за ходом тренировки. На каждой машине крепится ее порядковый номер (например, от 1 до 6), и руководитель по радио может давать участникам как групповые указания, так и индивидуальные каждому участнику, называя его порядковый номер. Все действия выполняются строго по радиокомандам руководителя. Начальная скорость 10–15 км/ч, в конце упражнения - 25–30 км/ч.
Основная задача - выдерживать задаваемые руководителем дистанции и интервалы, не прибегая к включению тормозной системы, а только дросселированием.

Рекомендуются следующие упражнения:
· движение в колонне с переменной дистанцией. Начинают со скорости 10 км/ч и дистанции 10 м, доводя в конце упражнения скорость до 30 км/ч, а дистанцию - до 20 м;
· движение с перестроением. Из колонны по одному по команде руководителя с задаваемым интервалом участники перестраиваются в колонну по два, по три.
По мере приобретения чувства оценки дистанции в движении данные упражнения можно усложнить, например двигаться «змейкой» в потоке, перестраиваться на поворотах и т.п.
Если нет возможности проводить групповые занятия, динамический глазомер можно совершенствовать с помощью технических приспособлений. Водитель должен так рассчитать скорость и маневр при подъезде к препятствиям, чтобы проехать, не задев их. Препятствия (подвешенные резиновые шланги или подвижные картонные кубы) передвигаются в меняющемся режиме и направлении, задаваемых с пульта управления.

Упражнения для развития глазомера: Для того чтобы правильно изображать на бумаге видимые предметы окружающего мира, необходимо развивать «глазомер», отвечающий за чувство пропорции. Процесс этот может быть довольно скучным и длительным, но в дальнейшем гораздо упростит Вам жизнь. Итак, для начала нужно научиться рисовать ровные параллельные линии (отрезки). Возьмите лист бумаги и просто рисуйте одну линию под другой. Сначала они будут немного неровными (иногда очень кривыми), но это не страшно. С опытом Вы набьете руку, и у Вас это станет получаться все лучше. Стоит отметить, что первоначально необходимо наметить на листе точки, обозначающие начало отрезка и его конец. И только после этого быстрым движением проводите линию. То, что Вы видите перед собой точку, обозначающую конец отрезка, очень важно - так Вы мысленно намечаете для себя путь, который проделает Ваша рука. Упражняемся в этом столько, сколько потребуется. Руководствуйтесь внутренними ощущениями - как только Вас устроит результат, переходите к следующему упражнению. Дальше нужно делить нарисованный Вами отрезок на различное количество частей. Для начала - на две, четыре, восемь. Когда нужно разделить отрезок на восемь частей - то, по сути, нужно всегда делить пополам: сначала на 2 части, затем каждую часть еще на 2 и т.д. После этого делаем более сложное упражнение - делим отрезок на нечетное количество частей: 3, 5, 7. При этом руководствуемся следующим: Для деления на 3: сначала делим отрезок пополам, затем с обеих сторон от середины отделяем по такой части, чтобы в итоге все 3 части были равными, и середина средней части совпадала с серединой всего отрезка. Звучит немного сложно, но нужно пробовать. Для деления на 5: делим отрезок на 4 части, затем уменьшаем каждую часть ровно настолько, чтобы в итоге получилось 5 равных частей, И середина всего отрезка совпадала с серединой третьей части. Для деления На 7: сначала делим отрезок на 6 частей (это мы уже умеем) и потом действуем согласно принципу, описанному Выше. Делить отрезок На 5 7 и сложно, но после даже небольшой практики Вы увидите прогресс. Главное - не бояться и начать тренироваться. После этого можно приступать к рисованию геометрических фигур и делению их на части. Квадрат делим пополам разными способами: либо по диагонали, либо путем соединения середин противоположных сторон. Все прямоугольники и косоугольники делим на заданное количество частей путем деления противолежащих сторон на заданное число и соединением их линиями. Таким образом, можно раскладывать абсолютно любые геометрические фигуры. Далее все зависит только от Ваших стараний: чем больше будет у вас практики, тем легче вам будут даваться все более сложные упражнения.

Вопрос «с помощью какого полушария вы рисуете?» только на первый взгляд звучит странно. Дело в том, что сравнительно недавно появился специальный термин «правополушарное рисование». Методика, которая завоевала признание, позволяет раскрыть творческий потенциал каждого человека, заложенный в нём природой. За короткое время даже тот, кто держал в руках кисть лишь в детстве, открывает в себе художника, начинает не просто делать робкие наброски, а рисовать настоящие картины, работать гуашью и маслом. И всё это - правое полушарие.

История - обратимся к Леонардо да Винчи

Многие из великих людей искусства, в частности, художников, а также научных деятелей, смогли реализовать свой талант именно благодаря правому полушарию. Один из самых ярких примеров - Леонардо да Винчи, который шагнул далеко вперёд по сравнению со своими современниками.

В середине 20-го века методика полушарного рисования получила научное подтверждение, благодаря наблюдениям, опытам и выводам биолога и психиатра Роджера Уолкотта Сперри. За свою большую исследовательскую работу в области головного мозга, он был награждён высшей наградой - Нобелевской премией в 1981 году.

Открытие Сперри позволило учёным успешно изучать внутренний мир человека, дало ответы на многие вопросы. Он доказал, что работа правого и левого полушарий мозга разительно отличается друг от друга. Левое полушарие (линейное) отвечает за логическое мышление и речь. Благодаря ему, человека осознаёт информацию, которая передаётся ему устным или письменным способом. Правое же полушарие - это творческая деятельность и интуиция. Не случайно, именно такой способ мышления демонстрируют маленькие дети, которые ещё не способны выстраивать логические связи.

По мере того, как ребёнок учится говорить и читать, а затем идёт в школу, где ему требуется усваивать огромное количество информации, у него развивается левое полушарие. Но оно же со временем и загоняет его в рамки логических стереотипов. Если говорить об искусстве, наиболее распространены такие шаблоны: «чтобы чему-то научиться в этой сфере - нужно иметь врождённый талант», «раз я не учился рисовать с детства, то теперь уже поздно», «раньше у меня ничего особенного не получалось, если я теперь возьму кисть - преподавателей ждёт разочарование».

Что даёт новая методика

Между тем практика доказывает - если пробудить потенциал правого полушария, любой человек может рисовать прекрасные картины. Преимуществ у занятий под руководством опытных наставников много. В результате уроков правополушарного рисования для новичков:

  • Активизируется деятельность правого полушария головного мозга. В ходе тренинга пробуждается подсознание, а вместе с ним - творческое мышление, интуиция и чувства.
  • Вы словно возвращаетесь в детство. Отступают стереотипы, вы больше не испытываете страха перед неудачей, не ограничиваете себя рамками. Хотите творить - и у вас это получается! Правополушарное рисование для новичков пробуждает веру в собственные силы.
  • Благодаря тому, что творческая часть мозга получает толчок к развитию - вы чувствуете себя более уверенно и в других областях жизни. Перестаёте бояться сложных задач, находите нестандартные способы их решения. Во многих случаях - дети после тренинга начинают лучше учиться, в них просыпается интерес к определённым предметам.
  • Курсы правополушарного рисования позволяют расслабиться, получить положительные эмоции. Не случайно о рисовании говорят, что это «антистрессовое занятие».

Тренинг даёт удивительные результаты. Причём ограничений по возрасту нет. На занятия могут приходить и дети, и взрослые. Единственное пожелание: ребёнок должен уметь сосредотачиваться. А это, как правило, достигается годам к семи. Правополушарное рисование для взрослых тем более не представляет труда.

Методика, апробированная в странах Европы и Америки, была усовершенствована в России. Теперь на уроках правополушарного рисования используют гуашь и масляные краски. Это позволяет с самого начала увидеть результат, реализовать своё чувство цвета. Чувства и эмоции, за которые отвечает правое полушарие головного мозга, проявляют себя в полной мере.

Сначала участники тренинга под руководством преподавателя рисуют гуашью несколько небольших работ. Это даёт веру в свои силы, позволяет снять психологические барьеры, рисование начинает восприниматься как увлекательнейшее занятие.

В следующий раз за 3 часа предстоит нарисовать картину масляными красками. Это уже самостоятельная работа, когда учащийся сам выбирает сюжет, смешивает краски, наносит их на холст. При этом он применяет полученные ранее знания.

Приносить с собой ничего не надо, стоимость всех расходных материалов входит в общую цену курса, и преподаватель заранее подбирает оптимальные для занятий краски, кисти, холсты.

Многие предпочитают записываться на тренинг в школу правополушарного рисования вместе с друзьями или членами семьи. Это способствует тому, что занятия проходят в непринуждённой дружеской обстановке. Можно задавать вопросы, смотреть на работы других учащихся, устраивать небольшие перерывы. А итогом тренинга становятся первые работы, которыми вы сможете гордиться.

По окончании занятий можно посещать мастер классы правополушарного рисования, чтобы приобретать новые навыки и знания в этой области.

Как развить глазомер, как находить пропорции- разбираем, учимся выполняя простые упражнения. Итак, представте, что вы рисуете натюрморт. Все вроде- бы хорошо, да вот размеры, да и форму предметов вы никак уловить правильно не можете, все получается не так, как есть в натуре. То ниже, чем должно быть, то толще, чем в реальной форме. Или предметы вообще искажаются до неузнаваемости. Это к примеру, что- бы понять, чем мы будем сегодня заниматься.
Сегодня мы будем с вами учиться находить пропорциональные соотношения на анализе простых форм. И для этого нам понадобятся самые простые, самые обычные предметы из домашнего обихода. Можете брать любые предметы, которые захотите, с одним условием- они не должны быть сложны по своей структуре, форме.

Например, достаточно взять несколько бутылок, различных по размеру и по форме, можно взять обычные стеклянные банки- они также различны по размеру. Прибегать к свето- теневой передаче здесь не нужно. Сейчас мы не рисуем натюрморт, мы работаем с объемами и учимся находить их пропорции. Предметы размещаем на предметной плоскости на одной (или практически на одной) линии. Посмотрите как делаю:

Например, берем самые обычные банки из- под краски, ставим их рядом, одну из них я размещаю сверху второй.

Теперь нужно передать только их объемы, учитывая существующие размеры, которые находим на анализе соотношения их размеров между собой.

1. Компонуем предметы в плоскости листа. Находим крайние точки- ширину и высоту всей композиции. Замечание: моя композиция имеет горизонтальное расположение, так- что, понятно, что и планшет я располагаю горизонтально. У вас может быть по- другому.

2. Находим место каждого предмета в композиции, находим основные пропорциональные соотношения. Посмотрите как это достигается:
Форма предметов находится по трем точкам, которые условно образуют определенный угол. Вот как раз и нужно развивать умение находить основные конструктивные моменты в любой композиции, прибегая к анализу форм при помощи условных трех точек, которые образуют условные углы. Так находятся пропорциональные соотношения предметов в композиции, так образуем конструкцию каждого предмета, и уже только в последствии, когда нашли основное, находим детали.

Два предмета в этой композиции практически одинаковы- это тоже нужно попытаться передать, что может оказаться не так просто по- началу. Пробуйте.


Как развить глазомер- рисуем еще. Берем стеклянные банки различных размеров, я ставлю еще один произвольный предмет- рисуем. Так- же точно, находим характер композиции- опять горизонтальная. Не забываем о предметной плоскости- ее можно, а то и нужно показать, ведь все наши предметы не висят сейчас в пространстве, а располагаются на четкой горизонтальной плоскости.

Дальше находим размеры композиции в пространстве листа. Если по простому- находим общий объем, который занимают наши предметы в листе- определяем высоту и ширину всей композиции- для этого прибегаем к нахождению этих пропорциональных соотношений.

Дальше дробим общий объем на боее частные- предметы композиции. Ищем- сколько и где отведено место каждому предмету в листе. Находим конструкцию- форму каждого предмета. Все это достигается за счет применения навыков нахождения пропорциональных соотношений, за счет инструмента- трех характерных точек, которые образуются имеющимися условными углами. Их наши глаза должны учиться замечать- таким образом развивается глазомер.

То, что начерчено в рисунке- не обязательно изображать, здесь только показан ход работы, какие условные углы, что способствовали передаче формы на листе, находились, использовались в построении. У вас могут быть совсем другие предметы в композиции, просто поймите принцип работы нашего глазомера при поиске пропорций предметов. Если вы это усвоите, сможете очень просто понимать как научиться рисовать правильно абсолютно любые предметы.

Прибегать к помощи сподручных средств- линейке, карандашу для поиска пропорций нельзя. Таким образом можно себя только проверять, и только после того, как поработает глазомер- ваша наблюдательная перспектива.

Как развить глазомер. Наблюдательная перспектива


Как развить глазомер- работаем еще. Здесь показано, как выбраны предметы, практически равные по размерам, но несколько отличающиеся по форме. Ход работы тот- же. Найдете правильно пропорциональные отношения в композиции- найдете и объемы, и характерные особенности этих объемов.

Учимся вести поиск пропорциональных соотношений при помощи условных конструктивных трех точек.

Выполнять это задание можно любым матералом. Сначала можно использовать уголь, сангину, при этом, в работе не "заморачиваться" деталями, просто ищите основные объемы в листе.

Дальше переходите на графитный карандаш. Когда найдете основные объемы, поработайте и над конструктивным началом имеющихся форм в композиции. Можете немного заштриховывать теневую часть предметов, дабы рисунок казался более живой, объемный. Выделяйте ближние к нам части. На изломах или пересечениях форм делайте акценты. В этих несложных заданиях можно и немного уделить внимание линейной перспективе . Где например: разбирая конструкцию предмета мы замечаем, что в его основе лежит цилиндр. А цилиндр, как геометрическая фигура может быть запросто помещена в среду, которая называется- перспектива. Берем и рисуем конструктивное начало предмета с учетом перспективы.

Но главная задача этих упражнений- понять метод поиска пропорциональных соотношений в любой композиции и развитие глазомера- нашей, имеющейся практически у любого человека, наблюдательной перспективе. Все люди без исключения ею обладают, разве- что не в одинаковой степени у них она развита.

Прежде, чем объявить викторину для мастеров перманентного макияжа, я хочу дать вам один очень интересный и необходимый материал- упражнения для развития глазомера. Это важно для тренировки видения мастера и постановки руки, от точности движений которой зависит результат перманентного макияжа.
Итак..

Развитие глазомера для специалиста перманентного макияжа.

Впервые приступающим к рисунку людям необходимо развить координацию глаза, руки, мозга, а также выработать основные умения использования принадлежностей для рисования. Для этого составлен комплекс простых упражнений, основной принцип которых – «рисовать линиями через 2 точки».

Не стоит бояться ошибок при рисовании. Гораздо важнее – вовремя их заметить и исправить. Поэтому первоначальные наброски нужно делать тонкими линиями твердым карандашом. Впоследствии, после исправления положения точек и линий, эти более слабые линии станут незаметными по сравнению с контрастными жирными основными линиями. И будет казаться, что они исчезли.


Такой прием я использую при закреплении легким движением наметочного контура эскиза, а после усиливаю его закрепляющим возвратно-поступательным движением мелким шагом, что усиливает плотность линии и насыщенность цветом.

Стоит отметить, что гораздо проще научиться координации на простых упражнениях. Учащийся должен научиться грамотно использовать точки и линии для решения конкретных задач. Умение правильно использовать линии и точки облегчает контроль за рисунком.

Необходимо приучить свой глаз видеть всю линию целиком. Для этого ее начало и конец следует наметить точками и затем провести сплошную линию, не отрывая руки от листа. При этом следует смотреть не накончик карандаша, а на конечную точку.

Например, дана прямая, которую нужно изобразить. Осуществим это в 4 стадии.

1. Помечаем двумя точками начало и конец линии.

2. Уточняем положение точек путем нанесения более сильных точек.

3. Легким движением проводим линию через намеченные точки.

4. Сравниваем полученную линию, уточняем ее положение и проводим основную более толстую линию.

Ниже приведены основные упражнения для развития глазомера, от простого у сложному. Каждое из них рекомендуется выполнить минимум по 3 раза. После чего правильность выполнения контролируется линейкой или сравнивается на глаз.


Так мы научимся точно попадать в линию, которые используются для контура ПМ губ или при рисовании волосков на бровях.

Что касается передачи светотени, то для этого учащийся должен овладеть тушевкой. Для приучения руки к правильной аккуратной тушевке, следует проделать простые упражнения, позволяющие покрывать бумагу тоном определенной силы. Такое упражнение проделывает мастер при заполнении, например, перманентного макияжа губ с передачей объема.

Кроме этого, важное значение придается умению развития чувства относительной силы тона. Все штриховки на начальном уровне следует наносить короткими штрихами, в обоих направлениях, не отрывая кончик карандаша от бумаги. Штрихи должны быть расположены как можно ближе друг к другу.

Во время выполнения всех упражнений нельзя поворачивать лист бумаги. Он должен находиться в одном и том же положении.

Совершенствуйте свои навыки! Развивайтесь и результат не заставит себя ждать!
Статья создана на основе материала из книги С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Подрезков – Рисунок



Статьи по теме: