Родовые понятия примеры. Видовое понятие

Называется родом, а тот, что содержится,- видом. Родовидовое частично упорядочивает классификац. системы. Класс, который содержит все др. классы этой системы, называется высшим родом (sumrnum ) , или макс. классом родо-видового порядка. Класс, который содержится во всех классах, лежащих на одном пути к высшему роду, наз. низшим видом (infima ) , или миним. классом родовидового порядка. И и вид, как правило, определяются признаками - соответственно родовыми и видовыми, причём каждая видовая характеристика объекта классификации влечёт его родовую характеристику, но не наоборот. В отношении В. и р. выделяются два аспекта - понятийный (интенсиональный) и объёмный (экстенсиональный) . Классифицируя, можно обращать или на связи понятий (признаков) , или на связи объёмов (родо-видовые отношения) этих понятий, но при этом действует обратного отношения - чем шире объём понятия, тем уже, беднее его .

Ч е л п а н о в Г. И., Учебник логики, М., 1946 ; В о й ш в и л л о Е. К., Понятие, М., 1967.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


Смотреть что такое "ВИД И РОД" в других словарях:

    Вид и род - категории, выражающие в теории познания (точнее в ее разделе систематике науке, помогающей оперировать большими объемами информации) отношения между классами (объемами понятий). Вид и род абстракции, имеющие большее отношение к живой природе, чем … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    ВИД И РОД - – классификационные единицы в систематике. В. – разряд предметов, явлений и т. п. с одинаковыми признаками. В. входит в состав более общего разряда – Р. – наряду с др. В. Понятия В. и Р. используются в классификации конфликтов. Напр.: В. –… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Микококки кокковые формы микроорганизмов, родственпые актиномицетам; занимают промежуточное положение между микобактериями и микрококками, отличаются от микобактерии отсутствием палочковидной стадии развития, а от микрококков… … Биологическая энциклопедия

    Небольшой род цистодерма имеет около 15 видов. Очень близок к нему род лепиота, отличаясь только тем, что у цистодермы в зрелом состоянии ножки и шляпки плодовых тел покрыты особым кроющим слоем, состоящим из вздутых клеток, часто… … Биологическая энциклопедия

    - (Genus) вторая главная категория, следующая за категорией вид (см.). Род обнимает сумму видов наиболее близких между собой, и в наиболее употребительной двойной номенклатуре каждое растение и животное означается названиями родовым и видовым; так … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    РОД - группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (полат. сиз) включает различные виды: волк, лиса и собственно собака. Для Аристотеля понятие рода не основано на… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    РОД - группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (по лат. canis) включает различные виды: волк, лиса и собственно собака. Для Аристотеля понятие рода не основано на… … Философский словарь

    ВИД - 1. В биологии – раздел классификации, идущий непосредственно перед родом (1). Это самая меньшая категория, которая часто используется и обычно идентифицируется на основаниях общности или взаимного сходства организмов. Когда это, возможно,… … Толковый словарь по психологии

    Латинское название Equisetum впервые употребил для одного хвоща древнеримский естествоиспытатель Плиний Старший, имея в виду, очевидно, сходство ветвистых побегов хвоща с хвостом лошади (от лат. equius лошадь и saeta, seta щетина, жесткие … Биологическая энциклопедия

Книги

  • Определители по фауне СССР , Г.У. Линдберг. Книга является продолжением определителя, вышедшего в 1959 г. Во второй части рассмотрены представители 17 отрядов класса Teleostomi. эти отряды представленыв Японском море 59 семействами.…

Мы уже знаем, что как в процессе ограничения, так и в процессе обобщения получается ряд понятий, из которых одни являются менее общими, а другие более общими. Более общие понятия называются родовыми понятиями, менее общие – видовыми понятиями .

Возьмём ряд понятий: «город» – «столица» – «Москва». Понятие «город» будет родовым по отношению к понятию «столица», а понятие «столица» будет родовым по отношению к понятию «Москва». Но эти же понятия находятся и в другом отношении: понятие «Москва» является видовым по отношению к понятию «столица», а понятие «столица» является видовым по отношению к понятию «город».

Таким образом, одно и то же понятие в одно и то же время может быть и видовым, и родовым, но только в разных отношениях: по отношению к менее общему – оно родовое, а по отношению к более общему – видовое. В приведённом выше примере понятие «столица» является видовым по отношению к понятию «город» и родовым по отношению к понятию «Москва».

Родовое понятие (или род) не может существовать отдельно от видовых понятий, а видовые понятия (или виды) не могут существовать отдельно от рода. Род и вид всегда взаимно связаны.

Эта взаимная связь рода и вида отражает существующую в предметах связь общего и отдельного, а именно: каждый предмет объективного мира содержит в себе и общие свойства, которые объединяют его с однородными предметами, и свои, особые свойства.

Например, яблоко есть плод (общее свойство, присущее яблокам и другим плодам), но яблоко имеет также свои, особые свойства, которых нет у других плодов; сосна есть дерево (общее свойство), но сосна имеет и свои, особые свойства, присущие только сосне и отличающие её от других деревьев.

Общие свойства существуют только в отдельных предметах. Тем самым общие свойства являются признаком отдельных предметов.

Так как всякое яблоко есть плод, то «плод» есть признак яблока; «дерево» есть признак сосны и т д. Причём эти общие свойства (плод, дерево) являются существенными признаками, так как они выражают коренные свойства предметов.

Точно так же родовые понятия, отражая объективную связь предметов и явлений действительности, являются признаками своих видов.

Когда мы говорим «химия есть наука», то мы указываем, к какому роду относится «химия» (к роду «наука»), и в то же время указываем существенный признак «химии», её родовой признак («наука»).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Логика мышления и наука логика

Логика учебник для средней школы издание восьмое утвержд н министерством просвещения рсфср..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Логика мышления и наука логика
В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении – везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротивореч

Логические законы и формы
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ. Определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность являются обязательными качествами правильного мышления. Эти качества имеют

О материалистическом понимании мышления
Начиная с древнейших времён люди интересовались вопросом об отношении мышления к бытию. В зависимости от решения этого вопроса различаются в философии два направлени

Мышление и язык
Мышление развивалось вместе с языком, с которым оно неразрывно связано. Только язык делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе. «Язык, – говорит

Значение логики
Можно логично рассуждать и не зная науки логики, так же, например, как можно практически владеть языком, не изучив грамматики. Но как изучение грамматики повышает ку

Логические приемы
§ 1. Мышление – опосредствованное и обобщённое познание действительности Процесс познания начинается с ощущений, возникающи

Сравнение
Познание вещей начинается с того, что мы их чувственно воспринимаем, сравниваем друг с другом. В процессе сравнения устанавливается отличие данной вещи от других и с

Анализ и синтез
Уже много тысячелетий тому назад человек заметил, что любой предмет состоит из отдельных частей, каждая из которых отличается своими особенностями. Так, дер

Абстрагирование и обобщение
Много тысячелетий тому назад человек в процессе трудовой деятельности заметил, что из камня можно сделать прочное орудие, что шкуры животных хорошо защищают от холод

Сущность понятия
Из предыдущей главы мы знаем, что мышление есть отображение в мозгу человека общих существенных свойств вещей, явлений внешнего мира. Те вещи, явления окруж

Понятие и представление
Понятия существенно отличаются от представлений. Представления – это наглядные образы предметов, явлений. Поэтому нельзя, например, иметь представления о скорости дв

Понятие и слово
Понятие, как и всякая мысль, возникает и существует на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. «Реальность мысли, – говорит И. В. Сталин, – прояв

Ограничение и обобщение понятия
В практике мышления мы нередко пользуемся логическими приёмами, которые называются обобщением понятия и ограничением понятия. Обобщить понятие – это

Отношения между понятиями
Все вещи, явления объективного мира находятся во всеобщей связи и взаимозависимости. И наши понятия являясь отражением объективного мира, находятся во взаимной связи

Вопросы для повторения
1. Что называется понятием? 2. Что такое существенные признаки? (Приведите примеры.) 3. Чем отличается понятие от представления? 4. Что та

Правила определения
Чтобы определить понятие, необходимо, конечно, прежде всего иметь знание о существенных признаках тех предметов, на которые это понятие распространяется. Человек, ко

Определение должно быть соразмерным
Это значит, что определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объёму. Возьмём для примера определение понятия «квадрат»: «квадрат есть равносторонний прямоугольник». Эт

Определение не должно делать круга
Нарушение этого правила состоит в том, что в качестве определяющего берётся такое понятие, которое само можно понять только посредством определяемого. Например: «Что такое противоречие в рассуждени

Определение не должно быть отрицательным
Определение должно указывать на то, что представляет собой предмет, а не на то, чем не является предмет. Поэтому такое определение, как «свет есть отсутствие темноты», не может дать никакого знания

Определение должно быть ясным, четким, не допускающим двусмысленных или метафорических выражений
К числу последних выражений относятся: «архитектура есть окаменевшая музыка», «лев есть царь зверей» и т. д. Иногда определение не получает необходимой ясности и чёткости, становится громо

Генетическое определение
Слово «генезис» означает «происхождение». Генетическое определение – это такой вид определения, который указывает на происхождение определяемого пре

Номинальное определение
От определения понятия следует отличать так называемое номинальное определение, т. е. разъяснение смысла слова, имени, выражающего данное понятие.

Значение определений
Определить понятие – значит вскрыть его содержание, т. е. указать существенные признаки, которые являются отражением коренных свойств предметов. Однако в определении

Сущность деления понятия
Деление понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается объём понятия. Раскрыть объём понятия – это значит указать видовые понятия,

Деление должно быть соразмерным
Это значит, что члены деления должны в совокупности равняться объёму делимого понятия. При правильном делении не может быть такого положения, чтобы сумма членов деления была больше или меньше объём

Деление должно производиться по одному основанию и притом существенному
Чтобы произвести деление понятий, можно взять в качестве основания любой признак из числа тех, которые входят в содержание делимого понятия. Так, объём понятия «река» можно разделить следу

Дихотомическое, т. е. двучленное, деление состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два противоречащих понятия
Например: «Все книги могут быть или учебниками, или не учебниками». Это деление отвечает всем правилам деления: оно соразмерно, имеет одно основание, члены деления исключают друг друга, скачка в де

Вопросы для повторения
1. Что такое определение понятия? 2. Укажите составные части определения. 3. Назовите правила определения. (Дайте примеры на каждое правило.)

Сущность суждения
Познавая окружающую действительность, мы выделяем предметы, их признаки. Так, например, исследовав какой‑либо металлический предмет, мы высказываем такую мысль

Состав суждения
В каждом суждении имеются три части: подлежащее, сказуемое и связка. Возьмём для примера такое суждение: «Новатор есть передовик социалистического

Суждение и предложение
Каждое суждение всегда выражается грамматическим предложением. Предложение – это материальная оболочка суждения. Суждение, как и понятие, может возникнуть и

Виды суждений
Суждения могут отличаться и отличаются друг от друга рядом особенностей. Объясняется это тем, что в суждениях отображаются различное количество предметов и различные

Утвердительным суждением называется такое суждение, в котором отображается связь предмета и признака
Например: Город Горький находится на берегу Волги. Язык есть орудие борьбы и развития общества. И. В. Мичурин – гениальный преобразователь природы.

Единичным суждением называется такое суждение, в котором утверждается (или отрицается) связь признака с единичным предметом
Например: Московский метрополитен имени Л. М Кагановича – лучший метрополитен в мире. Эдисон не является изобретателем лампочки накаливания.

Соединение делений суждений по количеству и по качеству
Мы знаем, что каждое суждение имеет признак качества, т. е. всегда является или утвердительным, или отрицательным. Вместе с тем, каждое суждение имеет также признак

Суждения возможности, действительности и необходимости
В суждении отображается объективная связь предмета и его свойств, отношений и связи между предметами, явлениями внешнего мира. Но к осознанию связи того или иного пр

В общеутвердительных суждениях подлежащее распределено
Это видно из самой формулы суждения: «Все S суть P», ибо в ней говорится относительно всех представителей того или другого класса. Например, в суждении «Все автомобили имеют двигатели» подлежащее в

В частноутвердительных суждениях подлежащее не распределено
То, что подлежащее в таком суждении не распределено, очевидно из самой формулы данного суждения: «Некоторые S суть Р». В суждении речь идёт не о всех, а о некоторых предметах, не о всём объёме данн

В общеотрицательных суждениях и подлежащее, и сказуемое распределены
Возьмём, например, суждение: «Ни один металл не есть органическое тело». Подлежащее в этом суждении распределено, так как мы утверждаем обо всех металлах, что они не являются орга

В частноотрицательных суждениях подлежащее не распределено
Это ясно видно из самой формулы этого суждения: «Некоторые S не суть Р». В нём речь идёт о части предметов данного класса. Например, в суждении «Некоторые спортсмены не являются студентами

Отношения между суждениями
Материальный мир – это связное, единое целое, где предметы и явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга. Ес

Из истинности частного суждения не следует необходимо истинность соответствующего общего суждения
Так, например, из истинности суждения «Некоторые ученики нашей школы знают стенографию» вовсе не вытекает истинность соответствующего общего суждения «Все ученики нашей школы знают стенографию».

Вопросы для повторения
1. Что такое суждение? 2. Из каких частей состоит суждение? 3. В каком отношении находятся части логического суждения к членам грамматического пред

Уточнение логического смысла суждений
Суждение может иметь различное словесное выражение. Одно и то же суждение может быть выражено разными предложениями. Возьмём следующие предложения: «Пионер

А. Категорические суждения
ПРОСТАЯ ФОРМА СУЖДЕНИЯ. В суждении, как мы знаем, имеются три части (подлежащее, сказуемое, связка), но в предложении может быть и меньше, и больше трёх слов. Безличное предложение «Светает» состои

Б. Условные суждения
Одним из признаков условных суждений являются слова «если... то». Однако наличие этого признака не является обязательным. Например: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «Любишь кататься – люби и

Превращение
Превращение суждений есть такой логический приём, посредством которого утвердительное суждение преобразуется в отрицательное или отрицательное в утвердительн

Обращение
Обращение есть такой логический приём, посредством которого подлежащее суждения превращается в сказуемое, а сказуемое в подлежащее. В резул

Понятие о логическом законе
Как мы уже знаем, вне и независимо от нашего сознания существует материальный мир, а наше мышление есть отражение в мозгу человека предметов и явлений материального

Закон тождества
Всё в окружающем нас мире, в природе и обществе, находится в вечном и неустанном движении и изменении. Движение – это существенное и неотъемлемое свойство материи. О

В данном рассуждении, споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле
Это самое элементарное условие, которое должно выполняться каждым писателем и докладчиком, каждым выступающим в прениях и в собеседованиях, в дискуссиях, спорах и т. п. Соблюдение этого непременног

Закон противоречия
В логическом законе тождества отобразилось такое свойство предметов материального мира, как их относительная устойчивость, определённость. В процессе многов

Два противоположных высказывания не могут быть оба истинными в одно и то же время, в одном и том же отношении
Закон противоречия распространяется на оба вида противоположных мыслей: 1) не могут быть одновременно истинными два противных суждения (например, «Все планеты имеют атмосферу» и «Ни одна п

Из двух противоречащих суждений всегда одно истинное, другое ложное, а третьего быть не может
Закон этот соблюдается в правильном мышлении. В силу этого закона мы с полной уверенностью можем сказать о двух противоречащих суждениях, что одно из них обязательно будет истинным, а другое – ложн

Закон достаточного основания
Всякое явление в материальном мире имеет свою причину, своё реальное основание. Вызванное причиной явление называется действием. Нет действия без причины, а всякая п

Всякая истинная мысль должна быть обоснованной
Этот закон является необходимым условием правильного мышления. Как в природе всё имеет своё реальное основание, так и наши мысли, отражающие действительность, должны быть обоснованными. За

Значение логических законов
Рассмотренные нами четыре закона (закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания) выражают коренные черты правильного

Вопросы для повторения
1. Что такое логический закон? 2. В чём сущность закона тождества. Укажите, какие стороны действительности он отражает. 3. Дайте примеры нарушения

Понятие об умозаключении
Знание об окружающей нас действительности мы получаем в форме суждений, понятий, а также в форме умозаключений. Умозаключение, как и другие формы мышления, является

Определение силлогизма
Дедуктивные умозаключения имеют форму силлогизма. Силлогизм, или дедуктивное умозаключение, – это такое умозаключение, в котором из двух данных сужд

Терминами называются понятия, которые входят в состав посылок и заключения
Терминов всего три: меньший термин (S) , больший термин (Р) и средний термин (М). Меньший термин – это подлежащее заключения. Больший термин – это сказуемо

Аксиома силлогизма
Умозаключение в форме силлогизма, хотя бы в сокращённой его форме, является для нас привычной, естественной формой мышления. Эта естественность силлогизма объясняетс

Правила силлогизма
Заключение силлогизма будет истинным только при соблюдении двух условий: 1) если наши посылки являются истинными и 2) если мы правильно применяем законы мышления.

Понятие о фигурах силлогизма
Средний термин может занимать в силлогизме различные положения: он может быть в обеих посылках подлежащим и сказуемым и может быть в одной посылке подлежащим, а в др

Разновидности силлогизма
В состав силлогизма входят суждения, разные по количеству и качеству: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. В зависимост

Характеристика фигур
Состав модусов каждой фигуры определяет её особые правила, а именно: 1‑я фигура. Большая посылка должна быть обязательно общей, а меньшая – ут

Познавательное значение силлогизма
Фигуры и модусы силлогизма правильны постольку, поскольку они отражают реально существующие отношения вещей. Всякое отклонение от правильных форм именно потому и ста

Энтимема
В практике нашего мышления мы редко употребляем силлогизм в полной его форме. Полный силлогизм применяется в математических рассуждениях и доказательствах, которые т

О сложных силлогизмах
В практике нашего мышления мы пользуемся не только сокращёнными, но и сложными формами умозаключений. Рассмотрим одну из таких форм, которая схематически мо

Вопросы для повторения
1. Что такое умозаключение? 2. Дайте определение силлогизма. 3. Что входит в состав силлогизма? 4. Назовите термины силлогизма. Укажите ро

Сущность индукции
В предыдущей главе мы рассмотрели дедуктивные умозаключения, т. е. такие умозаключения, с помощью которых мы получаем знание об единичных или частных случаях, исходя

Полная индукция
Полная индукция – это такой вид индуктивного умозаключения, посредством которого мы получаем общий вывод из посылок, исчерпывающих все случаи данного явления

Неполная индукция
Неполная индукция – это такой вид индуктивного умозаключения, посредством которого общий вывод получается из посылок, не охватывающих всех случаев изучаемого

Научная индукция
Научная индукция тесным образом связана с анализом и синтезом. В процессе научной индукции всесторонне исследуют наблюдаемый факт, анализируют его, отбрасывают всё с

О причинной связи явлений
Все предметы, явления в мире связаны между собой, зависят друг от друга, обусловливают друг друга. Нет в мире изолированных предметов, явлений. Эта всеобщая

Методы исследования причинной связи явлений
В науке и технике, в политической и общественной жизни всегда бывает важно найти причину интересующего нас явления. Найти причину – это значит во многих случаях подч

Метод сходства
Рассмотрим этот метод на следующем примере. При прохождении солнечного луча через призму появляются цвета радуги. Это же явление наблюдается при прохождении белого света сквозь неко

Метод различия
Поясним этот метод на таком примере: под воздушным колоколом производится звук; если под колоколом есть воздух, то звук слышен, если воздуха нет, то звук не слышен. Отсюда

Метод остатков
Примером применения этого метода является открытие планеты Нептун. Ещё до открытия этой планеты астрономами было замечено, что планета Уран (которая считалась тогда последн

Если возникновение одного явления всякий раз вызывает возникновение другого, то первое из них есть причина второго
Метод сопутствующих изменений применяется в тех случаях, когда интересующее нас явление по самой своей природе не может быть отделено от сопутствующего ему явления. Нельзя, например, отдел

Условия применения методов индукции
Индуктивные методы применяются обычно не в отдельности, не изолированно друг от друга, а в сочетании друг с другом, во взаимном дополнении. Рассмотрим такой

Вопросы для повторения
1. Что такое умозаключение? Дайте его определение. 2. Назовите три основные формы умозаключения. 3. Что такое индуктивное умозаключение? 4

Аналогия
Мы видели, что дедукция есть умозаключение от общего к частному, индукция есть умозаключение от частного к общему. Но, кроме этих двух форм умозаключения, возможна т

Определение гипотезы
Мы считаем то или иное явление объяснённым, когда нам удалось найти причину, которая вызвала данное явление, или отыскать тот общий закон, которому эти явления подчи

Проверка гипотезы
Конечно, не всякая гипотеза может иметь научное значение. Чтобы гипотеза получила научное значение, она должна подвергнуться проверке. Что значит проверить

Гипотеза и теория
Гипотеза, которая не только не противоречит наблюдаемым фактам, но и подтверждается в практике людей, становится теорией. Примером превращения гипотезы в те

Определение логического доказательства
В любом школьном сочинении, в научном исследовании, в докладе и лекции, в беседе и дискуссии нам приходится не только высказывать различные суждения, но и обосновыва

Состав доказательства
Во всяком доказательстве безотносительно к тому частному и конкретному, что в нём обосновывается, всегда должны быть налицо следующие три составные части: тезис, осн

Доказательства прямые и косвенные
По способу ведения все доказательства делятся на прямые и косвенные. Допустим, нам требуется доказать такой тезис: «Выборы депутатов в верховный ор

Доказательство, в котором доводы непосредственно обосновывают истинность тезиса, называется прямым доказательством
Но нередко приходится встречаться с таким положением, когда доводов, которые прямо доказывали бы истинность тезиса, в данный момент не имеется. Как же поступать в таком случае? На

Правила доказательства
Для того чтобы доказательство действительно обосновывало тезис, надо соблюсти ряд совершенно необходимых правил. ПЕРВОЕ ПРАВИЛО. На занятии кружка или на со

Доводы, приводимые в подтверждение тезиса, должны быть истинными, не подлежащими сомнению
Самым серьёзным нарушением третьего правила доказательства является логическая ошибка, которая называется основным заблуждением. Существо её состоит в том, что тезис обос

Доводы должны являться достаточным основанием для тезиса
Одним из серьёзнейших нарушений этого правила является логическая ошибка, которая в логике носит такое название: от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно. Существо

Доводы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса
Нарушением этого правила является логическая ошибка, которая издавна называется в логике порочным кругом. Существо ошибки заключается в следующем: тезис обосновывается доводами, а доводы о

Опровержение
Опровержением называется доказательство ложности или несостоятельности какого‑либо тезиса. Опровержение тезиса достигается такими пят

Вопросы для повторения
1. Что значит обосновать суждение? 2. Какие суждения не нуждаются в логическом обосновании? 3. Какие три значения имеет слово «доказательство»?

Понятие
1. Назовите существенные признаки понятий: «социализм», «комсомольцы», «колхозники», «театр», «пионер», «стенгазета», «кооперация», «яблоко», «скульптура», «школа», «учебник».

Суждение
1. Дайте полный логический анализ следующих суждений: а) «Когда человек весь отдаётся лжи, его оставляют ум и талант» (Белинский). б) «Если враг не сдаётся, – его

На сегодняшний день существует много позиций понимания родовых связей между людьми. Модель, которая будет приведена ниже, призвана не заменить, а дополнить видение посетителей форума по данному вопросу.

Давайте обозначим основные используемые понятия в теме.

Род — группа людей, объединенных общими наследственными признаками и относящих свое происхождение к одному предку.

Родоначальник (эол, хайк, праотец, прародитель, пращур, зачинатель) — предок, от которого ведёт своё начало род.

Архитип — первоначальная модель рода, основывающаяся на личности родоначальника.

Патриарх (Матриарх) — наделенный властью внутри своего рода человек.

Родовая программа — это проецируемый родом на человека набор предрасположенностей, естественных реакций и внутренних задач для данного человека, которые обусловлены его статусом в иерархии рода.

Родовые каналы — каналы, связывающие родичей со структурами в роду и между собой.

Что такое род?

Принято считать, что род состоит из родственников. А родственниками для человека являются все люди, с которыми он связан кровными узами. Для нас это мама, папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, тети, дяди и так далее.

Давайте по-иному взглянем на род, и будем понимать под этим словом прямых родственников, объединенных общими наследственными признаками и относящих свое происхождение к одному предку. А называть таких людей станем: Родичами.

Принципы наследования.

У человека есть две линии наследования: личностная (преемственность качеств, привязанностей, кармы, проклятий, благословений и прочих характеристик от воплощения к воплощению) и родовая (все то же самое, только в рамках того рода, в котором он на данный момент воплощен).

У каждого рода своя история, следовательно, и качества, которые он может воспитать в человеке, отличаются. Человек может быть связан сразу с несколькими родами. От какого рода какое наследие возьмет человек зависит от множества разных факторов, но в первую очередь от самого человека.

Актуальным становится еще одно понятие, которое мы введем применительно к родовым связям — это прямая линия наследования . Под этим термином подразумевается цепочка, соединяющая всех предков одного конкретного человека, передавших ему больше всего качеств. По ней переходят основные особенности рода, его предрасположенности и прочие атрибуты.

Структура рода.

Нам нужно рассмотреть род, как образование, в котором есть своя иерархия и строение, выявить основные закономерности и понять, как он устроен.

Давайте выделим основные составляющие рода: ядро, Сила рода, родовая программа, родовые каналы и сам человек.

Ядро — это главное структурное образование рода. В нем содержится вся информация о роде, его особенностях и наследственных признаках, которые передаются родичам. Ядро формируется согласно личности родоначальника и развивается по принципам, заложенным в архитипе, а также при участии всех родичей.

Силу, которая исходит из Ядра и питает родичей, мы назовем Силой рода. Чем больше и сложнее ядро, тем активнее оно может питать родичей. Сила рода — это энергия, которая пронизывает весь род и струится по всем его каналам. По аналогии с кровью у человека, она питает каждую «клеточку», в зависимости от ее значимости для самого рода. Более полезные родичи, или люди, стоящие высоко в иерархии рода, получают больше этой силы, рядовые члены — меньше.

Сила рода растет пропорционально количеству родичей и «качеству» их вложений в его формирование и поддержку (яркие личности, крепкие хозяева, добившиеся признания люди и так далее). Сильный род может претендовать на более теплое «место под солнцем» в общей системе мира и увереннее противостоять внешним воздействиям.

Информация, идущая от Ядра к ныне живущему потомку рода, называется Родовой программой. Она проецирует на человека набор предрасположенностей, естественных реакций и внутренних задач, которые обусловлены его положением и статусом в иерархии рода. В ней отражены основные направления развития человека в рамках рода, особенности взаимодействия внутри семьи и с другими людьми, ближайшие цели и задачи (также в рамках рода) и многое другое. Родовая программа проявляется у человека в виде подсознательных желаний и внутренних стремлений.

Можно сказать, что это ожидания рода в отношении конкретного родича. Для разных родичей родовая программа может различаться. На пересечении разных родовых программ часто возникают конфликты.

Сила рода поступает к родичам из ядра по Каналам рода. Самая ближайшая аналогия - это пуповина, кровеносный сосуд. Они служат для сообщения родичей с разными структурами рода и между собой. Подобных каналов в роду много, поэтому мы разделим их на две группы:
родовые каналы — по ним проходит прямая линия наследования человека. Также к родовым каналам отнесем связи с ближайшими родственниками;
все же остальные будем называть структурными каналами рода .

Взаимосвязи и взаимодействие внутри рода и между ними.

Для полного понимания нам остается связать эти части воедино и посмотреть, как они работают в единой системе. С данной позиции род можно рассмотреть как самостоятельный организм, который взаимодействует с людьми.

Основной функцией рода всегда было стимулировать родича на появление потомков и создание им условий для благоприятного роста. Второй, но не менее важной, задачей можно считать выживание.

Ядро контролирует количество родичей, исходя из особенностей архитипа. Без новых членов род зачахнет, если сильно разрастется, то не сможет питать всех в достаточной мере. Можно сказать, что оно занимается внутренней селекцией внутри рода и поддерживает систему в равновесии. Во внешней сфере ядро реагирует на опасности для рода с позиции выживания.

Через каналы рода распространяется влияние конкретного рода на родичей и тех людей, с которыми они состоят в семье. Это происходит опять же согласно субъективной позиции архитипа. Например: если он сформировался на основе личности воинственной и авторитарной, то и влияние будет распространяться подобными методами. Такой род не потерпит излишнего вмешательства со стороны другого, а сам будет «жать до конца».

Стоит напомнить, что в одной семье (мама, папа, дети) пересекаются сферы влияния как минимум двух родов. Нередко так бывает, что рода конфликтуют. Чаще всего это проявляется в «необоснованной» нелюбви свекровей, тещей и других, более старших родственников, одного из супружеской пары.

С детьми дело обстоит порой куда сложнее. Бывает так, что ребенок не нужен ни одному из родов. Тогда ребенок не получает достаточной подпитки, а его личность формируется самостоятельно. Более того, он часто получает «пинки» от родов, потому как в их модели является иждивенцем. Какими такие дети вырастают можно себе представить. Бывает и так, что конкретное дитя оба рода хотят приписать к себе. Тогда начинается соперничество, а иногда и полномасштабная война...

Внешняя политика рода формируется не только из реакций, заложенных в архитипе, но и на основе отношения живущих родственников. Не редки случаи, когда личное отношение одного или нескольких родичей может спровоцировать весь род на агрессию или, наоборот, поддержку конкретного человека.

Как появляется новый род?

Можно выделить два основных фактора, которые на него влияют: желание рода и личность отдельного родича, которому предстоит стать родоначальником. Перечислю некоторые из причин возникновения новых родов из наиболее частых вариантов развития событий:

1). Сам род является инициатором зарождения нового образования:

Изначальный род стремиться распространить свое влияние через дочерние структуры. Это характерно для сильных династий;

Род вынужден сформировать самостоятельную структуру, чтобы сохранить свое наследие, при условии, что нет поражений, не допускающих таких действий.

2). Инициатором зарождения нового рода выступает кто-то из родичей или другие внешние силы:

Один или несколько родичей территориально отделяется от основной группы, например, переезжает жить в другую страну;

Один из родичей имеет сильное желание основать новый Род. При условии, что есть необходимые навыки и ресурсы, нужные для этого;

Внешние силы создают условия, когда человек переходит в другую структуру, аналогичную роду, или основывает свой отдельный род. В данном случае они же обеспечивают человека ресурсами для перехода, даже если род не в состоянии этого сделать;

И другие причины.

Теперь рассмотрим сам процесс в его естественном варианте.

Род подключает дополнительный родовой канал к родичу и запускает процесс формирования нового ядра. Оно растет и усложняется на протяжении всей жизни человека. Пока родоначальник жив, вся строящаяся структура принадлежит к базовому роду. После его смерти связи разрываются, и новая ветвь обретает полную автономию.

Дополнительно род укрепляет новое ядро другими родичами, с которыми он был связан. Чаще всего, это находящиеся с будущим родоначальником в прямом родстве или уже умершие люди. «Качество» подключаемых родичей остается на усмотрение рода. Это делается не просто так. Согласитесь, что дерево легче вырастить из ветки, чем из отдельного листка.

Если отделение происходит под патронажем или с подачи высших сил, то они тоже участвуют в формировании ветви. Также это может сделать и маг, если он отделяет человека от старого рода.

Так происходит в здоровом крепком роду.

Если же он был поврежден или ослаблен, то самостоятельного отделения не случается, а чаще всего, даже и не начинается. В таком случае человеку приходится обращаться к внешним силам (богам, магам и прочим), чтобы те сделали желаемое возможным. В нашей практике было большое количество прямо парадоксальных случаев, связанных с прениями родича и рода в целом. Вплоть до того, что сам родич хочет выйти, род хочет его отпустить, но не может аппаратно. Вот и выходит, что человек подвергается постоянному давлению и негативным воздействиям со стороны рода. Защищаясь, он наносит еще большие повреждения структурам, чем усугубляет и свое положение...

Какое влияние оказал род, как структура социальной организации, на взаимодействие с другими силами?

Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос и для этого вернемся в прошлое. Во времена, когда родовые структуры как элементы социальной организации людей только появлялись, в эпоху родовых общин. Эти группы людей имели ряд особенностей, которые способствовали установлению родственных связей и объединению их в одну структуру:

Все родичи верили, что ведут свое существование от одного предка, чаще всего от тотемита — тотемного животного или другого объекта преклонения данной общины. Что, соответственно, делало всех членов общины в их понимании братьями и сестрами. Их родственные узы скреплялись как общими биологическими предками, так и специально проводимыми ритуалами. Особенно актуально это было для новых членов. Например, женщин, которых привели из другой общины. Только после церемоний, такие люди переставали считаться чужаками.

Опять же в зависимости от тотемита (животного-родоначальника и покровителя рода) в молодых родичах из поколения в поколение культивировались характерные качества и способности. Например, поклоняющиеся оленю ценили скорость, у детей рыси развивалась ловкость и хитрость, медведя — физическая силу и прямолинейность. Ярко выраженные «особенности» тотема использовались также в качестве идеологии общины.

Жизнью общины руководил самый старый (мудрый), добытчиков на охоту водил самый опытный или ловкий и выносливый, во время войны мужчин возглавлял самый сильный и воинственный. Иерархическая система была смазанной либо вообще не привязывалась к конкретным личностям. Одно оставалось незыблемыми — превосходство и власть божественного предка. Все родичи, вне зависимости от статуса в общине, были его детьми. Ему возносились молитвы и жертвы, с его «молчаливого согласия» провозглашались браки, под его «надзором» приводились в жизнь важные решения.

Во главе рода в те времена стояло тотемное животное, которое было архетипом для живущих в общине людей. Тотемит креп вместе со своим родом, вера и поклонение которого питали его силой. Иногда он мог наделять своих «родичей» возможностями, выходящими за рамки человеческих. Следы этих взаимоотношений можно найти в некоторых шаманских практиках и у малых народностей, сохранивших свою изначальную культуру.

Время шло, рода умножались, делились и дробились. Внимание живущих смещалось на деяния отдельных людей, в основном сильных воинов или мудрых вождей. Их слава приписывалась к достоинствам рода сначала наравне с тотемитами, а потом и вовсе вытеснила память о них. Родство все чаще сверяли по общим предкам, которые ставились во главе рода. Место родоначальников заняли сильные личности из родов.

Часто имело место присваивание родоначальнику, по старой памяти, божественных корней либо другого «родства» с действующими пантеонами.

Тотемиты же потеряли свое влияние и со временем вовсе вышли из структур рода, заняв нишу индивидуального покровительства людям. Они снова стали тотемами (тотемными животными).

Личности в роду.

Основой рода в его современном виде является родоначальник — человек, который по тем или иным причинам положил начало новому роду. Он задает основное направление развития, способы принятия решений внутри рода и за его пределами, специфику взаимоотношений в роду. На основе личности родоначальника формируется архетип.

Ни что не стоит на месте, все движется и развивается. Как в свое время тотемит уступил правление человеку-родоначальнику, так и последний постепенно освобождает место для новой формы управления в роду. Назовем таких людей матриархами и патриархами.

По сути — это переходящая правящая должность и для каждой ветки она отдельная. Матриарх либо патриарх, в зависимости от направленности рода, осуществляет власть на местах (корректирует родовую программу, распределяет ресурсы, оказывает влияние и т.д.). Также на его отношение ориентируется и сам род. Например, если м/патриарх не доволен живущим родичем, то со стороны рода на него могут накладываться ограничения в получении Силы или другие меры. Эту должность могут занимать как ныне воплощенные (живущие) члены рода, так и недавно умершие.

Давайте подведем итог.

Мы с вами рассмотрели модель понимания рода, а где-то и взаимодействия с ним, узнали, из чего он состоит и как устроен. В статье были описаны основные процессы в роду и тенденции его развития. Нужно отметить, что все выше написанное относится к роду, не несущему на себе поражений или другого негатива. Можно сказать, что мы увидели, как устроен здоровый организм.

«Болезни» рода и трудности, с которыми человек может столкнуться в таком роду, а также проблемы на пересечении интересов человека и рода или нескольких родов заслуживают подробного рассмотрения в отдельной статье.

Класс: 5

Цели урока:

образовательная: совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова; дать представление о родовых и видовых понятиях и формировать умение использовать родовые понятия для толкования значения слов;

развивающая: развивать познавательные (интеллект), коммуникативные, регулятивные (воли) универсальные учебные действия;

воспитательная: формировать личностные УУД через содержание учебного материала.

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Слово учителя:

Прозвенел уже звонок.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (хором – 5!)

Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости, и мы, радушные хозяева, должны принимать и угощать гостей, то есть показывать всё, что знаем и умеем.

А какое у вас сегодня настроение, ребята? (Учащиеся выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение).

Ой, как много улыбок засветилось! Спасибо!

А это моё настроение (большой смайлик!). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи всем!

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель: Обратимся к д/з (упр.116):

– Ребята, кто испытал затруднение при выполнении домашней работы?

– Какие знания и умения следовало применить, чтобы выполнить это упражнение? (Умение объяснять лексическое значение слова разными способами).

– А каким способом вы не воспользовались? (рисунок или фото).

Учитель: Молодцы! В листах самоконтроля поставьте заслуженный один балл за правильно выполненное домашнее задание.

Сегодня мы продолжаем работу по Лексикологии. Запишите в тетрадях число и оставьте строчку для записи темы урока, её вы позже сами сформулируете и запишете.

А теперь обратимся к Презентации “Тематические группы слов”. На первом слайде внимательно прочитайте задание.

Итак, запишите через запятую слова, увиденные на слайде (3 слайда). Поставив тире, назовите их одним словом.

Работа в парах: сверьте записанные слова с эталоном, поставьте 1балл в Листе самоконтроля, если нет ошибок. При наличии хоть одной ошибки вы лишаетесь балла (слайд № 6).

Учитель: Прочитайте параграф 12 в учебнике на стр.53-54 и, обсудив в группах, сформулируйте тему урока (“Родовые и видовые понятия”). Запишите тему урока.

А каковы задачи нашего урока? (ответы учащихся).

Вернитесь к своим записям и, обсудив в группах, определите, что является родовым понятием, а что видовым. Сверьте с образцом ответа и поставьте 1 балл в ЛСК.

3. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала; проведение коррекции.

Учитель: Приступаем к закреплению.

– Упр.118 (разобрать 1 предложение, остальные – по вариантам по 2 предложения).

Проверка в п а р а х! (Балл в ЛСК).

– Прослушайте стихотворение Александра Шибаева “Кто кем становится”, заполняя паузы. Выпишите слова одной тематической группы (к а к о й?), выделите в этих словах суффиксы. Работа в группах.

Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая… (собака).
Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал… (конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был … (телёнком).
Толстый увалень баран –
Тоненьким… (ягнёнком).
Этот важный кот Пушок
Маленьким … (котёнком),
А отважный петушок –
Кро-о-хотным… (цыплёнком).
А из маленьких утят
Вырастают … (утки) –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.

– Заслушиваем группу, которая записала 7 слов и указала родовое понятие.

– Сверьтесь с образцом ответа (слайд № 10). Поставьте балл в ЛСК.

4. Динамическая пауза:

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью).
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова! (Вращение головой).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (садятся).

5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков:

– Упр.120 (1 ряд – из учебника математики;

2 ряд – из учебника литературы;

3 ряд – из учебника истории);

Докажите, что видовое понятие разъясняется через родовое (обобщение);

– Тест (по вариантам);

– Озвучить результаты. Баллы в Лист самоконтроля выставить.

6. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Исследование какой темы вели на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каковы результаты по Листам самоконтроля? Поставьте себе оценку (смотри слайд № 12).

Учитель: Урок удался, потому что у нас хорошие результаты: “5” – 8, “4” – 8, “3” – 5.

7. Выберите смайлик своего настроения.

8. Домашнее задание разноуровневое:

Учитель: Всем СПАСИБО за урок!

Определение через род и видовое отличие, правила определения.

Поняие -ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S).

Одна из основных форм науч. познания

Лог. опер. над понятиями наз. действие над этой формой мышления, в некоторой степени измен. её, с целью достижения какой-либо цели, результата.

Определение - лог. опирация, раскрывающая содержание понятия.

Дифиниция - суждение. раскрывающее содержание понятия.

Дифенируемое (опред.) понятие- то, кот. определяем.

Дифенирующие - понят., кот. опред. соредж. определяемого понятия, в нём содержится краткая, «сжатая» информация об определяемом понятие.

В лог. рассужд. частно возникает такая необходимость. Эта опирация позваляет раскрыть главное в предмете, отл. его отдругих предметов, идентифицировать. В этом её огромная ценность. Бывают реальные - опред. (право…) иноменальные- тоже самое, но наобарот.

По способу выявления содержания понятия опред. дел. на:

явные - рыскрыв. сущ. признаки предмета, и

неявные - опред. через отношения придмета к своей противоположности,контекстуальное, остенсивное и др виды опред..

Наиболее распространены: явное опред. через род и видовое отл. - сост. из двух понятий- опред-мого и опред-щего, операц. включ. в себя два приёма: подвидение опред-мого понят под родовое понят. с более широким V и указание видового отл., признака, отл. данный предмет от других видов рода (чек-ценная бумага (род), обязывающая банк уплат. по перидьяв. чека указ. сумму (видовое отл.)). Признак не всегда один. Это опред. наз. классическим. По больше от себя определений!!!

Генетическое определение - разновидоность последнего, указывает на происождение предмета, способ его образования (мураейник- постройка муравьёв).

Опред. должно быть ист. по содерж. им правильным по строению.

Правила определения :

1. Опред. должно быть соразмарным, т.е. V опред-мого понят. был равен V опред-щего понят., они должны быть равнообьёмны, ни один V не должен привышать другой. (рецедивист- преступник, с множеством ходок, если просто прест, то это наруш, соразмерности, ошибка слишком широкого определения)

2. Опред. не должно заключ. в себе круга. Т.е. мы не должны прибегать к опред. через. понят., определяемое понят., кот нам нужно пределить (Вращение опред. как движение вокруг оси, ось.- прямая, вокруг кот. происходит вращ.). Разнавидность- тофталогия , определение через определяемое (идеалист- чел. с идеалистич. убеждениями).

3. Опред. должно быть ясным. Т.е. должно указывать на известные признаки, не нужд. в опред., ен содерж. двусмысленности. Ошибка определение X через Y (Индеменденты- противник левелеров)



Статьи по теме: