С кем ехал ленин в опломбированном вагоне. Ленин, запломбированный вагон и немецкое золото

9 апреля 1917 года В.И. Ленин (который тогда был известен под псевдонимом Н. Ленин) и его соратники по партии выехали из Швейцарии в Петроград.

Как известно приблизительно последние лет тридцать, чтобы вырвать у России верную победу в Первой мировой, Германия набрала в эмиграции толпу русскоязычных революционеров. Усадила их в секретный запечатанный вагон и отправила в Петербург. Вырвавшись на волю, снабжённые немецкими миллионами большевики совершили переворот и заключили «похабный мир».

Чтобы понять, насколько эта версия соответствует действительности - представим, что сегодняшний Запад отловит лучших российских оппозиционеров, от А. Навального до М. Касьянова, запечатает их, даст им много денег на интернет и отправит в Россию выступать. Рухнет ли от этого власть? Да, кстати, все эти граждане уже в России, и с деньгами у них вроде как всё отлично.

Штука вся в том, что объяснимая историческая неприязнь многих наших сограждан к В.И. Ленину не является оправданием безудержному фантазированию. Сегодня, когда мы отмечаем 99-ю годовщину отправления Ленина в Россию, об этом стоит поговорить.

Почему через Германию

С 1908 года Ленин находится в эмиграции. С самого начала Первой мировой войны он был решительным и публичным её противником. На момент отречения Николая II и Февральской революции - находился в Швейцарии. Россия в это время участвовала в войне: в союзе со странами Антанты против Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария).

Возможность выезда из Швейцарии для него была закрыта.

1. Через страны Антанты ехать нельзя - большевики требуют немедленного заключения мира, а потому считаются там нежелательными элементами;

2. В Германии же, в соответствии с законами военного времени, Ленин и его соратники могут быть интернированы как граждане враждебного государства.

Тем не менее, прорабатывались все маршруты. Так, фантастическая по логистике возможность проезда из Швейцарии через Англию безуспешно зондировалась И. Арманд. Франция отказала большевикам в выдаче паспортов. Более того, власти Англии и Франции по собственной инициативе, а также по просьбе Временного правительства задержали ряд российских социал-демократов: Л. Троцкий, например, около месяца провёл в британском концлагере. Поэтому после длительных дискуссий и сомнений был выбран единственно возможный маршрут: Германия - Швеция - Финляндия - Россия.

Часто возвращение Ленина в Россию связывают с авантюристом (и, предположительно, агентом немецкой разведки) Парвусом — на том основании, что именно он первым предложил немецким властям содействовать Ленину и прочим лидерам большевиков. После чего обычно забывают упомянуть, что от помощи Парвуса Ленин отказался - об этом свидетельствует его переписка с революционером Я. Ганецким, который и контактировал с Парвусом:

«...Берлинское разрешение для меня неприемлемо. Или швейцарское правительство получит вагон до Копенгагена, или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев... Пользоваться услугами людей, имеющих касательство к издателю „Колокола“ (т.е. Парвусу - авт.) я, конечно, не могу».

Проезд в результате согласовали при посредничестве швейцарской социал-демократической партии.

Вагон

Тот самый вагон.

Байка об опломбированном вагоне прижилась с лёгкой руки У. Черчилля («...немцы ввезли Ленина в Россию в изолированном вагоне, как чумную бациллу»). На самом деле опломбированы были только 3 из 4 дверей вагона - чтобы сопровождавшие вагон офицеры могли контролировать соблюдение соглашения о проезде. В частности, право общения с немецкими властями по пути следования имел только швейцарский социал-демократ Ф. Платтен. Он же выступал посредником в переговорах между Лениным и руководством Германии - общения напрямую не было.

Условия проезда русских эмигрантов через Германию:

«1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.

2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.

3. За вагоном признаётся право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.

4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.

5. Платтен берёт на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.

6. По возможности, проезд должен быть совершён без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.

7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.

8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.

9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.

(Подписал) Фриц Платтен

Секретарь Швейцарской Социалистической Партии» .

Помимо Ленина, в Россию тем же маршрутом вернулись ещё более 200 человек: члены РСДРП (в т.ч. меньшевики), Бунда, эсеры, анархисты-коммунисты, беспартийные.

Надежда Крупская в своих изданных при советской власти воспоминаниях писала о «тайном списке пассажиров» без всякой секретности:

«…Ехали мы, Зиновьевы, Усиевичи, Инесса Арманд, Сафаровы, Ольга Равич, Абрамович из Шо-де-Фон, Гребельская, Харитонов, Линде, Розенблюм, Бойцов, Миха Цхакая, Мариенгофы, Сокольников. Под видом россиянина ехал Радек. Всего ехало 30 человек, если не считать четырёхлетнего сынишки бундовки, ехавшей с нами,— кудрявого Роберта. Сопровождал нас Фриц Платтен» .

Кто кого использовал

Характеристику участия в проезде немецких властей и немецкого же Генштаба дал Л. Троцкий: «...позволить группе русских революционеров проезд через Германию - это была "авантюра" Людендорфа, обусловленная тяжелым военным положением Германии. Ленин воспользовался расчётами Людендорфа, имея при этом свой расчёт. Людендорф говорил себе: Ленин опрокинет патриотов, а потом я задушу Ленина и его друзей. Ленин говорил себе: я проеду в вагоне Людендорфа, а за услугу расплачусь с ним по-своему».

«Расплатой Ленина» стала революция в самой Германии.

Деньги

Средства на оплату проезда поступили из разных источников: касса РСДРП (б), помощь швейцарских социал-демократов (в основном кредит). От предложенной немецкими агентами финансовой помощи Ленин отказался ещё раньше, чем от организационной, примерно 24-26 марта.

После возвращения в Россию Ленин выступил с Апрельскими тезисами (17 апреля, опубликованы 20-го, к концу апреля приняты партией большевиков в качестве программы), которые стали теоретическим обоснованием Октября.

Таким образом, мы видим простые факты:

Для «завоеваний Февральской революции» приезд Ленина действительно оказался фатальным;

Германскую империю он не спас;

Заключённый годом позже «похабный» Брестский мир Германию тоже не спас, а спас власть большевиков.

Что до России — то существует, конечно, точка зрения, что она была погублена большевиками полностью и совсем, и сейчас мы живём не в ней. Однако тем, кто продолжает упорно жить именно в России, такая точка зрения вряд ли интересна.

Кто, как и зачем в 1917 году переправил в Россию Ленина через воюющую Европу

Когда в России грянула революция, Ленин уже 9 лет жил в Швейцарии, в уютном Цюрихе. Крушение монархии застало его врасплох – всего за месяц до февраля на встрече со швейцарскими политическими деятелями левого толка он заявил, что вряд ли доживет до революции, и таковую «увидит уже молодежь». О происшедшем в Петрограде он узнал из газет и сразу засобирался в Россию.

Но как это сделать? Ведь Европа охвачена пламенем войны. Впрочем, сделать это оказалось не трудно – у немцев была серьезная заинтересованность в возвращении революционеров в Россию. Начальник штаба Восточного фронта генерал Макс Гофман впоследствии вспоминал: «Разложение, внесённое в русскую армию революцией, мы естественно стремились усилить средствами пропаганды. В тылу кому-то, поддерживавшему отношения с жившими в Швейцарии в ссылке русскими, пришла в голову мысль использовать некоторых из этих русских, чтобы ещё скорее уничтожить дух русской армии и отравить её ядом». По словам М. Гофмана, через депутата М. Эрцбергера этот «кто-то» сделал соответственное предложение министерству иностранных дел; в результате появился знаменитый «пломбированный вагон», доставивший Ленина и других эмигрантов через Германию в Россию.

Позднее стало известно имя инициатора: это был известный международный авантюрист Александр Парвус (Израиль Лазаревич Гельфанд), действовавший через германского посла в Копенгагене Ульриха фон Брокдорф-Ранцау.

По словам У. Брокдорфа-Ранцау, идея Парвуса нашла поддержку в МИДе у барона Гельмута фон Мальцана и у депутата рейхстага М. Эрцбергера, руководителя военной пропаганды. Они убедили канцлера Т. Бетман-Гольвега, который и предложил Ставке (то есть Вильгельму II, П. Гинденбургу и Э. Людендорфу) осуществить «гениальный манёвр». Эти сведения нашли подтверждение с опубликованием документов германского МИДа. В меморандуме, составленном по итогам бесед с Парвусом, Брокдорф-Ранцау писал: «Я считаю, что, с нашей точки зрения, предпочтительнее поддержать экстремистов, так как именно это быстрее всего приведёт к определённым результатам. Со всей вероятностью, месяца через три можно рассчитывать на то, что дезинтеграция достигнет стадии, когда мы сможем сломить Россию военной силой».

В результате канцлер уполномочил германского посла в Берне фон Ромберга войти в контакт с русскими эмигрантами и предложить им проезд в Россию через Германию. Одновременно МИД запросил у казначейства 3 млн марок на пропаганду в России, каковые и были выделены.

31 марта Ленин от имени партии телеграфирует швейцарскому социал-демократу Роберту Гримму, первоначально выступавшему посредником в переговорах между большевиками и немцами (затем эту роль стал играть Фридрих Платтен) решение «безоговорочно принять» предложение о проезде через Германию и «тотчас же организовать эту поездку». На следующий день Владимир Ильич требует от своего «кассира» Якуба Ганецкого (Якова Фюрстенбеерга) денег на поездку: «Выделите две тысячи, лучше три тысячи крон для нашей поездки».

Условия проезда были подписаны 4 апреля. В понедельник, 9 апреля 1917 года путешественники собрались в отеле «Церингер-Хоф» в Цюрихе с сумками и чемоданами, одеялами и продуктами. Ленин отправлялся в путь с Крупской, своей женой и соратницей. Но вместе с ними была также и Инесса Арманд, которую почитал Ильич. Однако тайна отъезда уже была раскрыта.

На вокзале в Цюрихе собралась группа российских эмигрантов, которая провожала Ленина и компанию гневными криками: «Предатели! Немецкие агенты!».

В ответ на это при отходе поезда его пассажиры исполнили хором «Интернационал», а потом и другие песни революционного репертуара.

На самом деле Ленин, конечно, никаким германским агентом не был. Он попросту цинично воспользовался заинтересованностью немцев в переправке революционеров в Россию. В этом их цели на тот момент совпадали: ослабить Россию и сокрушить царскую империю. С той только разницей, что Ленин потом собирался устроить революцию и в самой Германии.

Эмигранты выехали из Цюриха по направлению к германской границе и городку Готтмадинген, где их ожидали вагон и двое немецких офицеров-сопровождающих. Один из них, лейтенант фон Буринг, был остзейским немцем и говорил по-русски. Условия проезда по территории Германии выглядели следующим образом. Во-первых, полная экстерриториальность – ни при въезде во Второй Рейх, ни при выезде не должно быть никаких проверок документов, никаких штампов в паспортах, экстерриториальный вагон покидать запрещено. Также немецкие власти обещали никого не выводить из вагона силой (гарантия от возможного ареста).

Из четырех его дверей действительно опломбированы были три, одну, возле тамбура кондуктора, оставили открытой – через нее, под контролем немецких офицеров и Фридриха Платтена (он был посредником между эмигрантами и немцами), на станциях покупались свежие газеты и продукты у лоточников. Таким образом, легенда о полной изоляции пассажиров и глухой «опломбированности» преувеличивает. В коридоре вагона Ленин провел мелом черту – символическую границу экстерриториальности, отделявшую «немецкое» купе от всех остальных.

Из Засница эмигранты переправились на корабле «Королева Виктория» в Треллеборг, откуда приехали в Стокгольм, где их встретили журналисты. Ленин купил там себе приличное пальто и ставшую потом знаменитой кепку, которую ошибочно принимали за фуражку русского рабочего.

Из Стокгольма был тысячекилометровый перегон на север обычным пассажирский поездом – до станции Хапаранда на границе Швеции и Великого княжества Финляндского, все еще входящего в состав России. Границу пересекли на санях, где на русской станции Торнио ожидал поезд до Петрограда...

Ленин старался воздерживаться от всяких компрометирующих контактов; в Стокгольме он категорически отказался от встречи даже с Парвусом. Однако с Парвусом почти целый день провел Радек, ведя с ним переговоры с санкции Ленина. «Это была решающая и совершенно секретная встреча» – пишут в своей книге «Кредит на революцию. План Парвуса» Земан и Шарлау. Существуют предположения, что именно на ней было обговорено финансирование большевиков. При этом Ленин старался создать впечатление отсутствия денежных средств: он обращался за помощью, брал деньги у российского консула и т. д.; по возвращении даже предъявил расписки. Однако, по впечатлению шведских социал-демократов, прося о помощи, Ленин явно «переигрывал», так как шведы точно знали, что деньги у большевиков были. Парвус же после отъезда Ленина направился в Берлин и имел там продолжительную аудиенцию у статс-секретаря Циммермана.

Приехав в Россию, Ленин сразу же выступил со знаменитыми «Апрельскими тезисами», требуя перехода власти в руки Советов.

На следующий день после публикации «Тезисов» в «Правде», один из руководителей немецкой разведки в Стокгольме телеграфировал в МИД в Берлин: «Приезд Ленина в Россию успешен. Он работает совершенно так, как мы этого хотели бы».

Впоследствии генерал Людендорф писал в своих мемуарах: «Посылая Ленина в Россию, наше правительство принимало на себя особую ответственность. С военной точки зрения это предприятие было оправдано, Россию нужно было повалить». Что и было с успехом сделано.

Подпишитесь на нас

Наш паровоз вперёд лети,
В коммуне остановка.

Революционная песня

Аргументировано разрушая легенду о так называемой "русской революции", эмигрировавший на Запад бывший советский диссидент М. С. Бернштам справедливо отмечал: "Наверное, народ ни одной страны, ни в одной революции в истории не дал так мало своих представителей на осуществление революции и так много на сопротивление ей. Понятие "русская революция", на наш взгляд, вообще должно быть исключено из научного обихода. Также должны быть исключены понятия "рабочей" и "крестьянской" революции в России" (см. "Вестник русского христианского движения" (Париж), 1979, № 128, с. 291).

Неопровержимым доказательством ложности термина "русская революция" является поимённый список "пролетарских революционеров" во главе с Лениным, прибывших в 1917 году в Россию из Швейцарии через территорию кайзеровской Германии.

Как известно, после начала Первой мировой войны Ленин постоянно заявлял, что "победа России влечёт за собой усиление мировой реакции", и "в силу этого поражение России при всех условиях представляется наименьшим злом" (см. Ленин В.И. ПСС, т. 26, с. 166). Понятно, что такого рода ленинские проповеди находили должный отклик у руководства Германии, которое и постаралось переправить кратчайшим путём Ленина и К° в Россию. Как указывал высокопоставленный немецкий генерал Э. Людендорф: "Посылая Ленина в Россию, наше правительство принимало на себя особую ответственность. С военной точки зрения, это предприятие было оправданно, Россию нужно было повалить".

В марте 1917 года германский министр иностранных дел доложил в Главную Квартиру армии о желании "руководящих русских революционеров возвратиться в Россию через Германию, поскольку они опасаются ехать через Францию из боязни подводных лодок". От верховного командования пришёл следующий ответ: "Возражений против проезда русских революционеров в специальном поезде и под надлежащим конвоем не встречается".

Вскоре при посредничестве швейцарских социал-демократов Р. Гримма и Ф.Платтена немецкие власти предоставили Ленину и следовавшей с ним группе революционных "пролетариев" отдельный вагон для переезда в Россию. Три двери вагона после посадки "русских революционеров" были запломбированы, а четвёртая, задняя, оставалась открытой. Вот полный список пассажиров этого вагона (см. "Общее Дело" (П.), 1917, 14.Х.):

1.Абрамович Мая Зеликовна.
2.Айзенбунд Меер Кивович.
3.Арманд (урождённая Стефен) Елизавета- Инесса-Рене Фёдоровна.
4.Бриллиант (Сокольников) Гирш Янкелевич.
5.Гоберман Михаил Вульфович.
6.Гребельская Фаня.
7.Кон Елена Феликсовна.
8.Константинович Анна Евгениевна.
9.Линде Иоган-Арнольд Иоганович.
10.Мирингоф Илья Давидович.
11.Мирингоф Мария Ефимовна.
12.Морточкина Валентина Сергеевна.
13.Пейнесон Семён Гершович.
14.Платтен Фридрих.
15.Погонская Буня Хемовна (с сыном Рувимом).
16.Равич Сарра Нехемьевна.
17.Радомысльская Злата Эвновна.
18.Радомысльский (Зиновьев) Овсей-Гершон Аронович.
19.Радомысльский Стефан Овсеевич.
20.Ривкин Залман-Бэрк Осерович.
21.Розенблюм Давид Мордухович.
22.Сафаров Георгий Иванович.
23.Сковно Абрам Анчилович (с женой Р.А.Сковно).
24.Слюсарева Надежда Михайловна.
25.Собельсон (Радек) Карл Бернгардович.
26.Сулиашвили Давид Сократович.
27.Ульянов (Ленин) Владимир Ильич.
28.Ульянова (урождённая Крупская) Надежда Константиновна.
29.Усиевич Григорий Александрович.
30.Харитонов Моисей Мотькович.
31.Цхакая Михаил Григорьевич.

Нет необходимости напоминать, что принесли России эти "углубители революции". Но хотелось бы остановиться на судьбе наиболее одиозных пассажиров германского запломбированного вагона.

Так, вместе с Лениным находилась не только законная жена - Н.К.Крупская, но и его любовница - И.Ф.Арманд. О ней в полицейском досье сообщалось:
"... Хотя и говорит хорошо по-русски, но, должно думать, по национальности еврейка... ее приметы: ... среднего роста, худощавая, продолговатое, чистое и белое лицо; темно-русая с рыжеватым оттенком; очень пышная растительность на голове, хотя коса и производит впечатление привязной..." (см. Большевики. Документы по истории большевизма с 1903 по 1916 год бывшего Московского Охранного Отделения. Изд.3-е. М., 1990. с. 132).

Сия любвеобильная матрона скрашивала унылое эмигрантское житие "Ильича" в Цюрихе: "Бросившая двух мужей и пятерых детей во имя мировой революции, она вовлекает Ленина в стихию свободной любви и на глазах у Надюши уводит время от времени своего славного товарища в дальние спальные хижины, когда они втроём гуляют в зёренбергском лесу. Раскрепощённая Инесса притягательнее пресной и преданной Надюши..." (см. "Кубань", 1990, № 1, с. 3).

Исчерпывающую аттестацию "Надюше" дал в конфиденциальном письме в 1924 году не кто иной, как "любимец большевистской партии" Николай Иванович Бухарин: "Крупская - нуль и просто - дура, которой мы, для очередного удовольствия "низов" и для пущего бума да шума, разрешили геростратничать, сжигая библиотеки и упраздняя школы..." (см. "Наш Современник", 1990, № 8, с. 154).

В запломбированном вагоне попал в Россию и один из главных организаторов зверского убийства Государя Императора Николая II и всей Царской Семьи Г. И. Сафаров, курировавший по партийной линии это чудовищное преступление.

Среди прибывших с Лениным палачей России следует назвать и Сокольникова-Бриллианта, который, осуществляя в 1919 году политику "расказачивания" на Дону, выдвинул идею использовать казаков для каторжных работ в угольных районах, для постройки железных дорог, разработки сланца и торфа. Для этой цели он телеграфно приказывал немедленно "приступить [к] постройке оборудования концентрационных лагерей" (см. "Правда", 1990, № 138).

Злейшим врагом русского народа был и Зиновьев - Радомысльский, постоянно требовавший "калёным железом прижечь всюду, где есть хотя бы намёк на великодержавный шовинизм". Именно Зиновьев провозгласил: "Мы должны увлечь за собой 90 миллионов из ста, населяющих Советскую Россию. С остальными нельзя говорить - их надо уничтожить..." (см. "Северная Коммуна" (П.), 1918, 19.IХ.).

Но вот пришло время, и палач Зиновьев сам разделил судьбу своих жертв. По свидетельству современников, этот вчерашний вершитель судеб миллионов вел себя перед казнью предельно малодушно и "в последний момент поднял руки и обратился с молитвой к еврейскому богу: "Услышь, Израиль, наш бог есть бог единый!" (см. Конквест Р. Большой Террор. Флоренция, 1974, с. 311).

Впрочем, Зиновьев был не единственным представителем "железной ленинской гвардии", который весьма быстро "перестроился" в чекистском подвале: "во время следствия по делу "ленинградской контрреволюционной зиновьевской группы", а также находясь в ссылке и затем в заключении, Г. И. Сафаров выступал с провокационными, ложными показаниями против многих людей, приписывал им участие в антисоветской деятельности. По постановлению Особого Совещания при НКВД от 27 июня 1942 г. Г. И. Сафаров был расстрелян" (см. "Известия ЦК КПСС", 1990, № 1, с. 47).

Попутно репрессировали и близких родственников сих самозваных "борцов за народное счастье", также бывших в числе пассажиров пресловутого запломбированного вагона: жену Сафарова - В. И. Морточкину и сына Зиновьева - Стефана.

Закончила в ГУЛАГе длинный революционный маршрут из Швейцарии вторая жена Зиновьева - С.Н. Равич, ставшая членом Коллегии НКВД РСФСР. Кстати, ко всему прочему эта "пламенная революционерка" оказалась замешанной и в явной уголовщине: в декабре 1907 года её арестовала германская полиция при обмене кредитных билетов 500-рублёвого достоинства, захваченных в результате бандитского "экса" в Тифлисе шайкой небезызвестного налётчика Камо (Симона Аршаковича Тер-Петросяна). Раздосадованный "Ильич" тогда сильно расстроился, узнав, что "три русских товарища, члены Российской социал-демократической рабочей партии, Сара Равич, Ходжамирян, Богдасарян, арестованные... в Мюнхене", находятся в "чрезвычайных условиях" и "что они протестовали голодовкой" (см. Ленин В. И. ПСС, т. 47, с. 163). Интересно, объявляла ли Равич голодовки протеста, оказавшись в лагере некогда родного ей НКВД?..

В ГУЛАГе же сгинул непосредственный связник между Лениным и немецкими спецслужбами швейцарский марксист Фриц Платтен, обоснованно осуждённый в 1937 году за шпионаж в пользу Германии (о чём в послесталинскую эпоху советские историки стыдливо умалчивали, дабы не дискредитировать "Ильича").

Превратился в "лагерную пыль" (выражение Л. П. Берии) и троцкист М. М. Харитонов.

В 1938 году расстреляли А. А. Сковно (парткличка - "Абрам").

В 1939 году в тюремной камере был убит переодетыми под заключённых чекистами "пролетарский интернационалист" К. Б. Радек. Сей ярый поборник "русской революции" родом из австрийских евреев имел большие проблемы с русским языком, в связи, с чем Ленин сочувственно его спрашивал: "Не трудно ли Вам читать по-русски? Всё ли понимаете?" (см. Ленин В.И. ПСС, т. 49, с. 96).

Купеческий сынок Г. А. Усиевич избежал бесславной участи своих сотоварищей из запломбированного вагона лишь потому, что погиб в 1918 году в Сибири, куда он отправился из Москвы отбирать хлеб у крестьян.

По каким-то причинам Сталин не тронул своих соплеменников - Д. С. Сулиашвили и М. Г. Цхакая. Имя Михи Цхакая даже получил посёлок в Грузии.

И ещё. В конце XIX века знаменитый германский канцлер О. Бисмарк очень метко сказал по адресу "немецкого социалиста" - сына банкира Мендельсона, что "он ни по национальности, ни по профессии не имеет ничего общего с немецким пролетариатом". Если прилагательное "немецкий" здесь заменить на "русский", то эти слова Бисмарка как нельзя лучше подойдут для характеристики прибывших в кайзеровском запломбированном вагоне творцов "великих потрясений" 1917 года в России.

/который Данилкин характеризует и как Троянского коня, и как советский «Мэйфлауэр»/ в книге Данилкина изложена без ожидаемых новых деталей.

Есть фильм Би-Би-Си "Поезд Цюрих-революция" -- и там тоже упор именно на пломбированный вагон и события о проезде вагона по Германии.

Есть проект RT, в котором, казалось бы, прослеживается каждый шаг

В этой легендарной поездке есть детали, про которые многие не имеют представления.

Например, один дипломированный историк мне недавно сказал, что думал, что Ленин один (максимум с семьёй) возвращался из Швейцарии на родину.

Очень многие представляют себе путешествие в пломбированном вагоне как исключительно операцию германской разведки -- Ленина поместили в пломбированный вагон и он как-то в нём промчался через воюющую Европу и вскочил на броневик на Финляндском вокзале.

Большинство /из тех, знающих Историю, кого мне удалось расспросить/ не знает, что бОльшая часть пути Ленина проходила не по Германии и не в пломбированном вагоне.

Данилкин: "еще в 1917 году, сразу после выступления на броневике, «пломбированный вагон» превратился в факт поп-истории и вечнозеленый хит поп-культуры, генератор мыльных пузырей, в каждом из которых отражается радужно-пенный образ Ленина; навязанный Ленину «атрибут», символ и метафору его чужеродности. Это словосочетание - ключевой элемент для концепции Октября как «диверсии против России» и большевиков как «группы заговорщиков», вроде тех, что убили Распутина. Как попало к большевикам «немецкое золото»? Да понятно как: в «пломбированном вагоне».

При попытке сколотить экипаж выяснилось, однако, что желание вернуться в Россию за компанию с Лениным возникало далеко не у всех. Мартов побоялся, и поэтому костяк отряда составили большевики - которых было в Швейцарии не так уж и много: вся женевская ячейка - человек восемь, цюрихская - десять, включая Ленина и Крупскую. Не удалось договориться с идейно близкими «впередовцами» - вроде Луначарского; тот поехал следующим рейсом, с Мартовым. Швейцария, к счастью, кишела политэмигрантами неопределенной партийной принадлежности, и почти любой имел шанс в течение недели наслаждаться ворчанием Ленина и смехом Радека. О количестве тех, кто, в принципе, хотел бы поучаствовать в строительстве новой России и увидеть родные могилы, можно судить по списку зарегистрировавшихся в комитете для возвращения политических эмигрантов в Россию: в марте 1917-го - 730 человек.

В 2013 году была продана - за 50 тысяч фунтов - мартовская телеграмма Ленина, в которой упоминается Ромен Роллан: его, оказывается, Ленин также хотел видеть в числе своих соседей по купе.

[Ленин] путешествует с Надеждой Константиновной и Инессой Федоровной - похоже, в одном купе; на этот счет есть разные свидетельства. (Точно известно, что после Стокгольма вместе с ВИ и НК в купе ехали ИФ и грузинский большевик Сулиашвили.)
Зиновьев наслаждался обществом двух своих жен - бывшей и нынешней.
Среди пассажиров были двое маленьких детей (со своими сложными судьбами), которых ВИ полагал себя обязанным развлекать - и устраивал с ними свою фирменную кутерьму.
Двое немцев - офицеров сопровождения - присоединились к эмигрантам на границе; они делали вид, что не понимают по-русски.
Ленин, увидев этих джентльменов, тут же извлек из кармана кусок мела, провел жирную черту и готов был свистеть при малейших признаках совершения заступа. В вагоне был и «нулевой пассажир», несостоявшийся: некий Оскар Блюм, который не прошел процедуру утверждения на общем голосовании в связи с подозрениями в сотрудничестве с полицией, однако пробрался в вагон.

«Проводы» революционеров... включали в себя два этапа - торжественный прощальный обед в ресторане «Цернигергорф» на Мюлегассе, 17 (сейчас там трехзвездочный отель Scheuble , здание явно старое, со скошенным углом), и вечеринку в «Eintracht» с участием партфункционеров-аборигенов, студенток и рабочих, вздыхающих по родине; один 60-летний русский допровожался до того, что пустился на сцене вприсядку. Выезжающие подписывали обязательство, что осознают: проезд платный, по стандартному немецкому тарифу, - и немецкое правительство не спонсирует проезд революционеров.

Условия поездки были жестко регламентированы: соблюдай или до свидания; следующая группа, которая поедет в Россию через месяц, будет чувствовать себя много свободнее - революционеры даже совершат по дороге экскурсию к очаровательному Рейнскому водопаду; Ленин, насупленный и нахохленный, подозревающий весь мир в намерении истолковать его поведение негативным образом, не позволял своим товарищам сделать ни шага в сторону.

Немцы гарантировали, что в поездке не будет технических перерывов больше дня.
Всех, кто изъявил желание войти в вагон, пропустят в Германию, не досматривая; на границе пассажиры обретают анонимность - но через КПП проходят, разделившись на женщин и мужчин и демонстрируя вместо паспорта бумажку с номером - «чтобы по дороге кто-нибудь из нас не улетучился или, подменив русского большевика немецкой барышней, не оставил в Германии зародыш революции», - острит Радек, у которого как раз следовало бы проверить паспорт - и снять его с пробега: он был австрийцем, то есть пробирался в Россию «зайцем» (именно поэтому его иногда помещали в багажное купе).

9 апреля 1917 года, Цюрихский вокзал, три часа пополудни. Короткий митинг прямо на платформе (омраченный стычкой с социал-патриотами; сходка в Женеве за несколько дней до того закончилась свалкой, в которой несколько большевиков получили серьезные ушибы), товарищеское рукопожатие Ленина с Луначарским, дружеское похлопывание по плечам будущих коллег по Коминтерну Радека и Мюнценберга («Либо мы через три месяца станем министрами, либо нас повесят»), ритуальное исполнение «Интернационала» - на четырех языках одновременно и под свист меньшевиков, красный флаг-платок из окна вагона, «Fertig!» кондуктора, эпизод с обнаружением Блюма (Ленину приходится буквально схватить его за воротник и без лишних проволочек - это запомнилось провожающим - вышвырнуть на перрон), «Fertig, fertig!» - готово, и вот в 15.10 осыпанный проклятиями и угрозами поезд отделяется от перрона и катится к немецкой границе: романтическое путешествие сквозь бурю начинается"

Социалисты отправились в путешествие на обыкновенном швейцарском поезде -- по расписанию в 15:10 из Цюриха 9 апреля /1917/.

Платтен: "В Тайнгене происходил швейцарский таможенный досмотр, причем паспорта не проверялись. Ввиду того что взятые с нами съестные припасы — главным образом шоколад, сахар и пр. — превышали дозволенную властями норму, излишки были отобраны, а пострадавшим было предоставлено право переслать конфискованные съестные припасы родственникам и знакомым в Швейцарии.На вокзале в Готмадингене нас временно изолировали в зале III кл. Потом мы сели в пломбированный пассажирский вагон II-III класса. Дети и женщины заняли мягкие места, мужчины разместились в III классе".
Потом социалисты ночь простояли в Зингене - ждали нужного поезда.
Немцы не формировали для "ленинской группы" отдельный состав -- спеиальный вагон цепляли к попутным поездам).

Т.е. в первый день Ленин сотоварищи проехали 70 км

Второй день: через Штуттгарт, Маннгейм, Карлсруэ, Франкфурт - в Берлин.

Такое ощущение, что по кругу их возили).
Поезда в Германии /сейчас/ так не ходят /видимо, всё-таки не все хрестоматийные пункты точны)/

Автомобилем -- 1100 км

День и ночь простояли в Берлине, выехали в Зассниц, на паромную переправу.

От Берлина до Зассница 320 км.
Т.е. по территории Германии Ленин проделал не более 1500 км, 2 с хвостиком дня.
Из 7-ми

Платтен:
" Во Франкфурте разыгрался инцидент с Радеком, вызванный его «братанием с солдатами».
Я, сознаюсь, виноват в том, что допустил немецких солдат войти в вагон.
Три наших вагонных двери были запломбированы, четвертая, задняя вагонная дверь, открывалась свободно, так как мне и офицерам было предоставлено право выходить из вагона. Ближайшее к этой свободной двери купе было предоставлено двум сопровождавшим нас офицерам.
Проведенная мелом черта на полу коридора отделяла, без нейтральной зоны, территорию, занятую немцами, — с одной стороны, от русской территории — с другой.
Г-н фон Планиц строжайше соблюдал инструкции, преподанные ему г-ном Шюлером, атташе немецкого посольства, передавшим в Готмадингене нашу партию для дальнейшего следования обоим офицерам, эти инструкции требовали, чтобы экстерриториальность не была нарушена.
Предполагая, что в Франкфурте я не выйду из вагона, оба офицера покинули его.
Я последовал их примеру, так как условился встретиться на франкфуртском вокзале с одной своей знакомой.
Я купил в буфете пива, газет и попросил нескольких солдат за вознаграждение отнести пиво в вагон, предложив служащему, стоявшему у контроля, пропустить солдат.

Привожу здесь эти подробности только для объяснения инцидента.

Сильнейшим образом взволновала многих ехавших следующая картина.
Франкфуртские рабочие и работницы спешили сесть в вагоны дачного поезда.
Мимо нашего вагона проходил длинный ряд измученных, усталых людей с потухшим взором, на их лицах не видно было ни малейшей улыбки.
Это траурное шествие, как молния, осветило нам положение в Германии и пробудило в сердцах ехавших эмигрантов надежду на то, что уже недалек тот час, когда народные массы в Германии восстанут против господствующих классов.

И действительно, в ноябре 1918 года разразилась революция в Германии, — она пришла поздно, но все- таки пришла.

Я должен напомнить еще об одном обстоятельстве, имевшем важное политическое значение.
Оно показывает самым очевидным образом, какого рода отношения существовали между Генеральной комиссией немецких профессиональных союзов и немецким правительством.

Из письма моего к д-ру Клёти от 8 апреля 1917 года видно, что вопрос о «поездке Ленина» был решен немецким правительством и высшим военным командованием не без ведома и, нет сомнения, при поддержке Генеральной комиссии немецких профессиональных союзов. В Штутгарте г-н Янсон сел в наш поезд и просил через ротмистра фон Планица (наш проводник — офицер) разрешения переговорить со мною.
Г-н Янсон заявил мне, что он по поручению Генеральной комиссии немецких профессиональных союзов приветствует едущих эмигрантов и желал бы лично переговорить с товарищами. Я был вынужден заявить ему, что едущие эмигранты желают соблюсти экстерриториальность и отказываются принять кого бы то ни было на немецкой территории.

Мое сообщение вызвало среди едущих взрыв веселья. После краткого совещания было решено не принимать г-на Янсона и не отвечать на его приветствие. Мне было предложено уклониться от назойливых попыток и в случае их повторения было решено ограждать себя силой.

В отличие от Франкфурта изоляция перрона и охра на вагона в Берлине, носили очень строгий характер. Мне тоже не было разрешено без конвоя уходить с перрона.
Немцы опасались, что мы вступим в сношения с немецкими единомышленниками.

В Заснице мы оставили немецкую территорию; перед этим было проверено число едущих, сняты пломбы с багажного вагона, и состоялась передача багажа. Пассажирский пароход «Треллеборг» доставил нас в Швецию.
Море было неспокойно.
Из 32 путешественников не страдали от качки только 5 человек, в том числе Ленин, Зиновьев и Радек; стоя возле главной мачты, они вели горячий спор.
На берегу нас встретил Ганецкий и шведская депутация".

Основная часть маршрута Ленина никак не была связана с Германией, "пломбированными вагонами" /запломбирован был багажный вагон да 3 из 4 дверей пассажирского вагона.


В Зассниц социалисты выгрузились из "пломбированого вагона", сели на шведский паром "Королева Виктория" [Платтен почему-то пишет о пароходе «Треллеборг»] и приплыли в Треллеборг....

Это уже совсем другая история -- на мой взгляд, более интересная часть началась позже -- в оставшиеся 4-ре дня путешествия).

/надеюсь позже изложу/

"Ленинский вагон" -- кстати, насколько я понимаю, нет единой версии, как он выглядел







Условное название мифа:

Большевиков привезли немцы в опломбированном вагоне

Развёрнутое описание:

Обвинение используется как одно из «доказательств» связи Ленина с немцами.

Примеры использования:

Действительность:

С начала перестройки, при происходившей тогда переоценке событий истории, вспомнили о старом обвинении против большевиков. Обвинение затрагивает вопрос проезда Лениным и его группой из Швейцарии в Россию через воюющие в тот момент страны.

Оставив моральную оценку данного факта за кадром, рассмотрим смежный вопрос: только ли большевики ездили в опломбированных вагонах? Посмотрим же списки проехавших во время войны .

Как можно видеть есть два списка. Первый список - это люди ехавшие непосредственно с Лениным. Второй список - это люди ехавшие в следующих поездах. О них есть четкая информация о партийной принадлежности. В данных списках отмечены люди активно занимающиеся политикой. Члены их семей только упоминаются. Можно смело предположить, что члены семей, которые имели самостоятельный политический «вес»,выделены отдельно. Подтверждением этому служит то, что В.И. Ленин и Н.К. Крупская идут отдельными строчками.

Сведя эти данные получаем:

Партия Человек Включая членов семей % к общему числу
РСДРП 64 95 38.3
БУНД 33 48 19.8
Социал-демократия Королевства Польского и Литвы 1 1 0.6
Латышская социал-демократическая рабочая партия 2 6 1.2
Литовская социал-демократическая партия 1 1 0.6
Польская социалистическая партия 3 5 1.8
Партия социалистов-революционеров 17 32 10.2
Анархисты-коммунисты 24 34 14.4
ПОАЛЕЙ ЦИОН 3 3 1.8
Сионистско-социалистическая рабочая партия 1 1 0.6
Беспартийные 18 22 10.8
Всего 167 248 100

О чем же можно судить на основе этой таблице?

1. Через Германию проехали далеко не только одни большевики. В поездах находились представители всего левого крыла революционеров.

2. РСДРП действительно является самой крупной фракцией в этих поездах. Однако, нет разделения на большевики - меньшевики, а в списках мы видим ряд широко известных фамилий меньшевиков. Получаем, что большевиков несколько более четверти.

Таким образом накладывать данное обвинение только на большевиков является крайне не верно и предвзято.



Статьи по теме: