Самостоятельная деятельность в уголке природы старшая группа. Проведение занятия по трудовой деятельности в старшей группе детского сада

Ференци Лилия Николаевна,

воспитатель ДОУ № 4 «Журавленок»

Г.Шахтерск

Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающий мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский

Формы организации труда в природе в старшей группе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Индивидуальные поручения - применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Коллективный труд в природе - дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как:

а) труд общий; б) труд совместный.

Дежурства - предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.

Инвентарь для дежурства в уголке природы: фартуки, лейки, тазы для воды, тряпочки, палочки для рыхления, пульверизатор, клеенки, ложки для корма, сачок для ловли рыб, баночки с кормом, ножницы для обрезания растений. Вместе с детьми можно сделать таблички с названиями комнатных цветов и условиями их содержания.

Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы. В старшей и подготовительной группе это может быть комбинированный шкаф любой конструкции с закрытыми и открытыми полками.

Воспитанники старшего дошкольного возраста под руководством педагога ухаживают за комнатными растениями. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Эти растения имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге. Поэтому важно научить детей правильному уходу за каждым растением: поливу, рыхлению земли и т.д.

В уголке природы, в огороде и цветнике дети совместно с воспитателем выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай.

Для этой цели в детском саду можно обустроить "зимний сад", «живой уголок», «огород на окошке», где дети смогут трудиться круглый год.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

    Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.

    Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.

    Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

"Цветы поливаем - листья протираем

В старшей группе дети ведут календари природы, где самостоятельно фиксируют рост и развитие определенного растения или овощной культуры.

С наступлением весны наблюдения и труд в природе чаще переносятся на улицу. Дети вместе с воспитателем разбивают грядки, цветники, перекапывают землю и постепенно высаживают рассаду и семена.

Формирование представлений детей о природе успешно происходит в ходе осуществления продуманной поисково-исследовательской работы.

Воспитателям, учитывая познавательные особенности детей, при проведении опытов необходимо обеспечить:

наглядную агитацию;

организовать активную исследовательско - поисковую деятельность;

поэтапное усложнение задач;

Основные методы:

эксперимент;

наблюдение (эпизодические, длительные)

непосредственный контакт с природой;

труд в природе;

опытно-поисковая работа;

поэтапная фиксация результатов;

дидактические игры, игры - медитации, игры-путешествия;

технические средства обучения;

демонстрации картин, иллюстраций, фотографий;

беседы;

словесно-логические задачи, проблемные задания, вопросы, ситуации.

Оборудование исследовательско-поисковой лаборатории в дошкольном образовательном учреждении

лупа, детский микроскоп, песочные часы, линейка, карандаш и т.д.

2. Семена для посадки и проращивания растений

3. Земля, глина, песок.

4. Карточки схемы для фиксации опытов.

5. Халаты или спецодежда для работы в огороде.

Этапы проведения опыта

выявление знаний, заинтересованность

выдвижение предположения

проведение опыта

обсуждение результатов

Дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». В ходе такой деятельности дети сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство. Старшие дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Доступная самостоятельная поисковая деятельность дошкольников под руководством воспитателей или родителей создает широкие возможности для воспитания у детей интереса к природе и понимания ее значения. При этом дети учатся сравнивать, анализировать, исправлять ошибки. У них развивается самостоятельность, инициатива, так необходимые для формирования бережного отношения к природе.

Опыт с пшеницей

Тема: «Проращивание пшеницы в земле и в песке»

Цель: выявить, где прорастет пшеница в земле или в песке и при каких условиях.

Предположение: пшеница прорастет в различных условиях, как в песке, так и в земле.

Оборудование: емкость разделена пополам в одной половине земля, а во второй – песок, пшеница, лейки с водой, палочки.

Ход опыта

Увлажняем землю и песок, палочкой делаем луночки и сеем пшеницу.

Присыпаем сверху немножко землей и песком, затем поливаем и ставим в светлое, но прохладное место.

Через две недели переставим в светлое, но теплое место. Постоянно поливаем, как землю, так и песок.

Вывод: пшеница проросла при холодных условиях очень слабо и только в земле.

А вот в теплом месте пшеница проросла быстрее, но тоже только в земле, а в песке пшеница не проросла совсем.

Опыт с луком

Тема: «Проращивание лука в земле и в песке».

Цель: определить, с детьми, где лучше и быстрее прорастет лук.

Оборудование: 2 стаканчика, земля, песок, лук, вода, салфетки, лопаточка.

Предположение: лук вырастет только в земле, а в песке – нет.

Ход опыта

Рассмотреть с детьми почву и песок. Выявить их свойства.

Взять 1 пустой стакан и насыпать земли, увлажнить

землю и посадить в нее лук.

Затем взять второй пустой стакан и насыпать в него песка,

увлажнить его и посадить в него лук.

Наблюдать несколько дней, при этом увлажнять как почву,

так и песок.

Вывод:

Лук пророс в обоих стаканчиках. Но в земле лук вырос быстрее, чем в песке. Потому что земля имеет больше питательных веществ для роста растений, чем песок.

Результаты опытнической деятельности можно фиксировать в дневниках наблюдений, а по результатам наблюдений составлять детские «научные работы».

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:

1. со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;

2. усваивают способы установки этих свойств.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности дети шестого года жизни под руководством воспитателя овладевают рядом умений, научаются сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, понимают некоторые зависимости между ними.

Литература:

1.Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.

2.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

3.Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. – 319 с.

4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

5.Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. 6.Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.

7. Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с.

8. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду- М., Мозаика-Синтез, 2007-230с.

Всем хорошо известно, что именно благодаря активной трудовой деятельности человек превратился в социальное существо, способное создавать сложные механизмы.

Поговорим о том, какое значение имеет привитие практических навыков в дошкольном и школьном возрасте.

Теоретические вопросы

Что собой представляет труд в природе в старшей группе детского сада? Для начала отметим, что педагог должен учитывать индивидуальные особенности физиологического развития детей в данном возрасте, составляя план своей педагогической деятельности. Чем можно занять малышей, чтобы в процессе практической деятельности у них формировались определенные навыки?

Учитывая актуальность и важность вопроса, в новых федеральных образовательных стандартах, введенных для развития дошкольников, отдельно рассматривается планирование труда в природе в старшей и подготовительной группе.

Педагог указывает цель мероприятий, включаемых в планирование, вписывает предполагаемые результаты работы. Для каждого воспитанника выстраивается индивидуальная образовательная технология, по которой и происходит формирование у него трудовых навыков.

Особенности планирования

Как правильно организовать труд в природе? Занятие в старшей группе воспитатели связывают с уходом за растениями и животными, обитающими в живом уголке. Все этапы своей деятельности учитель указывает в методическом плане деятельности, определяет сроки по отдельным разделам, касающимся изучения представителей живой природы, особенностям ухода за цветами. Помимо плана можно создавать специальную карту или журнал, заполнять который воспитатель будет вместе со своими подопечными.

Особенности организации работы в живом уголке

Каким может быть труд в уголке природы? Старшая группа детского сада способна не только поливать растения, кормить животных, но и вместе с воспитателем осуществлять пересадку и посадку растений.

Но прежде чем начнется практическая деятельность, педагог проводит теоретические занятия, на которых знакомит дошкольников с существующими способами пересадки растений, правилами ухода за пересаженными цветами. После завершения цикла занятий вместе с воспитателем ребятами создается специальная картотека: «Труд в природе». Старшая группа ребят может рассказывать о том, что они узнали про растения, их пересадку, малышам.

Работа в живом уголке

Имея багаж научных знаний, юные защитники живого мира приступают к практическим действиям. Труд в природе в старшей группе направлен на привлечение каждого ребенка к активным действиям. Воспитатель распределяет обязанности между своими воспитанниками так, чтобы не было пассивных наблюдателей.

Далее дети следят за ростом посаженных растений, формированием на них дополнительных листочков. Чтобы сделать труд в природе в старшей группе творческим процессом, воспитатели предлагают ребятам зарисовывать наблюдаемые изменения. Получаемые индивидуальные альбомы можно использовать для проведения занятий о комнатных растениях, демонстрировать родителям во время собраний.

Те растения, которые выращены самими ребятами, могут стать отличным подарком для домашнего живого уголка. При правильной организации труд в природе в старшей группе позволяет формировать у подрастающего поколения определенные навыки.

Значение занятий в живом уголке

В современном дошкольном образовании произошли серьезные реформы. Если в классической воспитательной системе главная задача состояла в получении дошкольником теоретических знаний, то по новым образовательным стандартам второго поколения предполагается формирование всесторонне развитой личности.

Этому в полной мере способствует организация труда в природе. Старшая группа может привлекаться и к уходу за растениями, посаженными на территории детского сада. В нашей стране в настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях в качестве приоритетного направления развития выбрано именно трудовое и экологическое образование.

Педагоги стараются сформировать у своих воспитанников любовь к природе, родному краю. Именно во время ухода за растениями и животными у ребят формируется бережное отношение к живым существам.

Требования к труду в дошкольных учреждениях

Первым правилом, согласно которому организуется практическая деятельность дошкольников, является обеспечение ее безопасности. Для того чтобы избежать несчастных случаев, все задания, предлагаемые детям, выполняются ими под пристальным контролем со стороны воспитателя.

Примеры

Рассмотрим вариант, как может быть организован труд в природе осенью. Старшая группа может стать активным участником уборки участка у детского сада от опавших листьев, пожелтевшей травы. В старшем дошкольном возрасте у детей уже сформированы определенные теоретические знания, касающиеся животного и растительного мира, поэтому будет уместен активный труд в природе. Летом старшая группа привлекается к поливу цветов, осенью и весной ребята занимаются пересадкой цветов.

Требования к содержанию растений в живом уголке

В первую очередь животные, которые будут находиться в живом уголке, должны содержаться в тех условиях, которые являются для них благоприятными для жизни.

До того как в уголке появится новый обитатель, необходимо подготовить ему дом, запастись специальными кормами, изучить повадки.

Воспитатель должен подобрать и специальный инвентарь, благодаря которому дети смогут осуществлять правильный уход за живыми питомцами.

Малыши должны понимать, что от того, как они будут относиться к животным, зависит их жизнь и здоровье. Ежедневные кормления, уборка клетки проводятся по графику, составленному воспитателем. В группе назначаются дежурные, в обязанности которых входит подобная деятельность.

Во всех живых уголках в детских садах есть аквариум с декоративными рыбками. При нарушении правил его эксплуатации рыбки могут погибнуть. Выбирают для аквариума в основном неприхотливых золотых рыбок, небольших карпов. Дети не просто ухаживают за обитателями водной стихии, но и наблюдают за их ростом и развитием. Вместе с воспитателем они проводят кормление рыбок, используя специальный сухой корм.

Во время зимней прогулки ребята также активно привлекаются к трудовой деятельности. Например, они убирают снег с кормушек для птиц, насыпают туда крошки хлеба, крупинки зерна. Если на кормушку сядет птица, педагог рассказывает о ней, затем осуществляется наблюдение за ее поведением.

Значение труда в живом уголке

Дежурные, которые ухаживают за растениями и животными, обитающими в живом уголке под наблюдением учителя, помимо практических навыков развивают и такие качества, как исполнительность, аккуратность, трудолюбие.

График дежурства воспитатель составляет в начале каждого нового учебного года. Несмотря на монотонность обязанностей, во время работы в живом уголке детям постоянно приходится проявлять свои творческие способности, практические навыки, использовать теоретические знания.

Основной задачей организации живого уголка является возможность проявления дошкольниками своих индивидуальных способностей, творческой фантазии. Подобные задачи в полной мере соответствуют тем требованиям к выпускнику дошкольного учреждения, которые установлены новыми государственными образовательными стандартами.

Заключение

Занятия, связанные с практической деятельностью, имеют особую важность для дошкольных образовательных учреждений. Именно поэтому в воспитательном плане каждого педагогического работника детского сада обязательно указаны все занятия, которые связаны с трудовым обучением. В зависимости от возраста при организации занятий, связанных с уходом за растениями и животными, находящимися в уголке природы, предполагаются существенные отличия. По мере взросления дошкольников воспитатель предлагает им более сложные действия, которые предполагают проработку предварительного плана действий, анализа получаемых результатов.

Дети учатся мыть, поливать, пересаживать растения, удалять с них сухие листья, осваивают правила их пересадки. Данные навыки пригодятся им в повседневной жизни. Благодаря непосредственной близости комнатных растений ребята знакомятся с их важностью для жизни человека.

Кроме того, трудовая деятельность, связанная с растениями, помогает детям организовывать свое рабочее время. Почему именно цветы используются воспитателем в качестве основного объекта для формирования трудовых навыков? Причина заключается в их доступности, возможности проведения с ними длительных наблюдений.

Педагог получает возможность создавать систему занятий, касающихся изучения и ухода за цветами, преследуя при этом сразу несколько воспитательных и образовательных задач. В младшем дошкольном возрасте малыши выступают в качестве наблюдателей, вместе с педагогом пытаются выполнять определенные действия.

Среди основных вариантов их связи с живым миром, формирования трудовых навыков детские психологи отмечают отношение взрослых к представителям живого мира. Ребенок копирует действия своего наставника.

Если он видит, как бережно относится его воспитатель к растениям, разговаривает с ними, малыш постарается перенять этот тип поведения. Равнодушное отношение старших к природе провоцирует аналогичное отношение к растениям и животным и у детей, в таком случае трудно будет говорить о формировании бережного отношения, трудолюбия, патриотизма. Именно в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные трудовые навыки, отношение к природе, взрослым, которые ребенок будет развивать во время обучения в начальной общеобразовательной школе.

Конспект коллективного труда в уголке природы для разновозрастной группы

Описание работы: Данный материал будет полезен воспитателям детского сада работающих в разновозрастных группах, данный конспект разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста, конспект применяется в течении учебного года.
Автор: Карпизенкова Ирина Владимировна, воспитатель,
Место работы: МБ ДОУ Детский сад № 102 г.Новокузнецк

Конспект коллективного труда в уголке природы для разновозрастной группы.

Цели: : сформировать и закрепить с детьми нравственно-волевые качества, взаимоотношения, умение сотрудничать, работать в коллективе, учить быть сдержанными и доброжелательными, воспитывать желание трудиться.
Задачи:
1. Организовать совместную деятельность детей разного возраста, заранее выделить в ходе её для старших одни стороны, соответствующие их уровню развития, характерным предпочтениям, для младших другие, сообразно их интересам и возможностям.
2. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа звеньями, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
3. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
4. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
5. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
6. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Предварительная работа: подготовка необходимого оборудования, беседа о труде, разделение на звенья: 1-е звено (дети пяти и шести лет) – мытье горшков и поддонов, 2-е звено (дети четырех и пяти лет) – работают с растениями, 3-е звено (дети шести лет) – ухаживают за животными.
Ход образовательной деятельности
1 часть: Перед началом работы педагог собирает вокруг себя воспитанников и проводит беседу о труде.
Неожиданно воспитатель вспоминает, что в детский сад еще утром почтальон принес почтовую посылку, предназначенную для нашей группы. Просит младшего воспитателя принести ее и предлагает рассмотреть.
Воспитатель: Прочитайте, дети, откуда к нам пришла посылка? (дети шести лет читают и узнают, что посылка из города Чистиграда.
Воспитатель: Интересно, что там лежит. А вам, ребята, интересно? (открывают посылку и достают оттуда: письмо с заданиями и фартуки, тряпочки, мыло, веревки, прищепки, лейки, палочки.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего это все нам нужно? (дети отвечают, что в фартуках наводят порядок, убираются, мыло, чтобы постирать, веревка и прищепки, чтобы повесить тряпочки, чтобы вытирать пыль.)
Воспитатель: Но это еще не все, здесь письмо. (Предлагает прочитать от кого письмо, воспитатель читает и выясняют, что письмо от жителя Чистиграда он просит у детей помощи научить его как ухаживать за растениями и животными и как нужно мыть горшки с комнатными растениями и прислать инструкцию по уходу за растениями и животными?)
Воспитатель предлагает разделиться детям на звенья. Распределяет их по звеньям (если звенья постоянные, то напоминает, кто в каком звене), назначает звеньевого, рассказывает, что дети будут делать сегодня. Затем все надевают фартуки (взрослый помогает).
Воспитатель подходит к каждому звену по очереди и помогает детям организовать работу. Например, занимающимся растениями помогает расставить в одну линию несколько столов и накрыть их клеенками, приготовить тазы с водой, тряпочки, мыло, лейки, палочки для рыхления земли; тем кто будет убирать у животных, - подготовить специальные тряпочки, таз с водой. Все необходимые предметы дети приносят, выполняя поручения педагога. Однако более старшим можно предложить подумать самим, что им надо для работы, и принести эти предметы. Затем воспитатель проверяет наличие материалов и добавляет необходимое. Если нужно, он помогает детям включиться в общее дело.
2 часть: Практическая работа. В начале педагог помогает организовать работу детям пяти и шести лет, которым поручается вымыть горшки и поддоны. Он напоминает, что горшки с растениями надо поставить в тазик на решетку, чтобы мыльная вода не попала через отверстие внизу горшка к корням растений. Горшок моют тряпочкой, смоченной в мыльной воде. После мытья его аккуратно ополаскивают водой из лейки. Если это такие растения, как традесканция, фуксия, бегония, то после мытья горшков дети аккуратно обмывают из лейки листья.
Чистое растение они ставят на отдельный стол и начинают мыть следующие. Этим заняты 3-4 ребенка шести лет. Двое детей пяти лет моют в отдельном тазу поддоны и протирают полочки для цветов. Затем они аккуратно, с помощью взрослого, ставят растения на место.
Дети четырех и пяти лет занимаются растениями. Воспитатель должен напомнить им, как мыть крупные листья: надо намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если он большой, то на всю руку до локтя, и осторожно протирать.
Дети пяти лет сухой щеточкой очищают от пыли листья герани, бегонии рекс, которые ни мыть, ни опрыскивать нельзя. Затем они аккуратно рыхлят землю в горшочках палочками и поливают из лейки. Педагог внимательно следит за тем, чтобы все работали аккуратно, доводили дело до конца. Если он замечает, что ребенок не владеет необходимыми трудовыми навыками, то помогает ему. Иногда достаточно словесного напоминания: «Рыхлить землю надо не спеша. Палочку втыкайте не глубоко, чтобы не повредить корни растения».
Детям шести лет поручается промыть кормушку и поилки, налить чистой воды, вымыть корнеплоды, зелень, сменить подстилку в клетке. Несмотря на то, что дошкольники этого возраста уже вполне подготовлены к такой работе и имеют определенные трудовые навыки, им все-таки в процессе деятельности требуется постоянное внимание педагога. Он может организовать процесс труда «по цепочке», если раньше дети так трудились, выполняя коллективные поручения. Воспитатель сам распределяет задания: одни моют поилку и кормушки, другие меняют подстилку в клетке, третьи готовят корм и т.д. Поскольку такая форма организации труда не очень привычна детям, взрослый должен следить, чтобы не возникали конфликты, чтобы звеньевые не превратились в «неработающих командиров», которые только распоряжаются. Педагогу нужно постоянно находиться среди детей, подмечать ошибки, поправлять показывать. Периодически воспитатель подходит к тем, кто занимается с растениями, и оказывает им необходимую помощь. Как обычно, детям, закончившим свою работу, воспитатель предлагает помочь отстающим.
Воспитатель напоминает о том, что по завершении работы надо привести в порядок рабочее место: прополоскать тряпочки и повесить их сушить, вытереть разлитую воду, протереть и убрать клеенки.
Дети шести лет с помощью воспитателя составляют инструкцию по уходу за растениями и животными в домашних условиях. Инструкцию отправляют в Чистоград.
3 часть: Подведение итогов работы
Когда все дела будут окончены, воспитатель вновь собирает детей, чтобы подвести итоги, отметить тех, кто работал особенно хорошо, помогал младшим и сверстникам. Педагог выслушивает звеньевых, но обязательно приводит и свои примеры, стараясь никого не забыть. Очень важно обратить внимание детей на то, что труд был коллективный, что трудились все вместе и каждый добросовестно делал свое дело, поэтому удалось выполнить так много.

Введение 1

Труд детей в уголке природы в младших группах 2

Труд детей в уголке природы в средних группах 3

Труд детей в уголке природы в старших группах 5

Труд детей в уголке природы в подготовительных группах 10

Заключение 23

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, - именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу за растениями и животными: с помощью воспитателя дети кормят рыб, птиц, поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.

Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти вплотную).

Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая, рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем вдавливает ее в землю- луковица должна плотно сидеть в земле.

В конце апреля в начале мая проводится посев крупных семян бобов, фасоли, настурции.

В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки, составляя из них букеты.

Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей.

Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.

В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть, как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок. Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят, сколько корма можно давать рыбкам.

Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.

В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.

Комнатные растения- постоянные обитатели уголка природы во всех группах детского сада. Это дает возможность учить детей ухаживать за растениями.

Уход за растениями в начале года осуществляется в присутствие детей. Постепенно привлекая их к посильной помощи, показывая, как наливать воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей класть все на свои места.

Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с небольшими подгруппами детей.

Поручается двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть, объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с растениями ставятся на скамеечки или на пол, если растения высокие.

В начале предлагается посмотреть, как обтирать листья, показывая, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их. Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с теплой водой.

После работы вытирают пол, ополаскивают тряпочки,выжимают их и развешивают для просушки, затем растения ставят на место

Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?» Подвести детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.

Продолжается знакомство детей с рыбками, птицами,мелкими животными уголка природы.

Ребенок пятого года жизни может оказать помощь в уходе за птицами: помыть поилку, налить воду, насыпать корм. Поставить поилку и кормушку на определенное место. В процессе этого труда дети наблюдают, как клюют птицы, как пьют, купаются, разбрызгивая воду, ставят лакомства-всходы овса в горшочке, которые сами для них вырастили.

Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого отношения к живым существам, умения внимательно за ними наблюдать, узнавать(мелкие птицы даже взрослым часто кажутся очень похожими).

В уголке природы средней группы можно содержать морскую свинку или кролика (если есть соответствующие условия). Теперь наблюдения за этими животными могут быть не только кротковременными на занятиях, но и во время ухода за ними. (Кролика нельзя держать в групповой комнате.)

Следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе.

В течении зимы дети сеют овес для кроликов и птиц (им необходим зеленый корм), как и малыши сажают лук, следят за его ростом, осторожно поливают (не заливая луковицы).

Весной уголок, да и всю групповую комнату, украшают первые весенние цветы: мать-и-мачеха, голубая и белая перелески, сон-трава, хохлатка, гусиный лук или др.

Летом в уголок природы дети приносят растения поля, луга и леса.

Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием растений и животных. Организация труда и наблюдений здесь тоже иная, так как дети уже имеют представления о растениях и животных и навыки ухода за ними. Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют уже дежурные под руководством воспитателя.

В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за ростом и развитием растений и животных. В этом большую роль играет систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в уголке природы.

Как и во всех группах детского сада, постоянными и обязательными растениями уголка природы являются комнатные растения.

Уход за растениями в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя (дежурства организуются в начале года). Они поливают растения.Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение несколько раз в день. Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем воспитателя. Привлекая все ребят поочередно к поливке, необходимо учить каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая ее носик к краю горшка), приучать лить воду понемногу, не торопясь, лить воду нужно до тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется вода.

СТАРШАЯ ГРУППА

Содержание труда и методика руководства им в старшей и подготовительной к школе группах. Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделки грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Продолжительность труда в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

Овладение трудовой деятельностью в старшей и подготовительной к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умение принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длинными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили, и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств – до двух дней, а можно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и умении по уходу за животными и растениями организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том кто, что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т.д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них животными, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и в поведении животных. При оценке дежурств, следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждение о качестве, об отношениях к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

По сравнению с предыдущим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный. При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий.

Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т.д.

Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

В связи с общим развитием детей становится возможным трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют наиболее сложные операции.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотнести свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества труда: «Посадит правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенностью руководства трудом, в старшей и подготовительной к школе группе, является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Время года Содержание труда Задачи трудового воспитания детей Перечень трудовых умений и навыков Формы организации детей Основные приемы руководства деятельностью детей
ОСЕНЬ Дежурство по уголку природы Вызвать у детей интерес к дежурствам по уголку природы, желание ухаживать за объектами уголка природы. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. Осуществление дежурства в течение 2-3 дней. дежурство Закрепление знаний о правилах (способах и приемах) ухода за растениями, о последовательности работы. Уточнение обязанностей дежурных. Определение значимости труда дежурных для хорошего состояния растений. Оценка выполненной работы детьми.
Учить детей под руководством педагога ухаживать за комнатными растениями: Знакомить детей со способами размножения, оказывать помощь в пересадке растения. Поливка; Рыхление земли в горшках; Удаление пыли; Закрепление знаний детей моделей растения. Показ воспитателем правильности выполнения трудового действия.
Уборка уголка природы (ежемесячно) Учить детей поддерживать согласованность в работе, правильные взаимоотношения Подгрупповая Распределение поручений.
Уход за срезанными цветами Воспитывать бережное отношение к растениям. Смена воды; Подрезка стебля. Индивидуальные поручения
Пересадка цветущих растений из грунта Закрепить умение различать и правильно называть цветы (астра, георгина и т.д.). Познакомить детей с корнем как частью растения, объяснить связь между похолоданием и состоянием растения. Формировать навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). Навык пересадки растений; Коллективный труд (подгруппами)
Сбор семян растений Учить заготавливать семена растений для подкормки птиц зимой.
Работа в цветнике Учить детей участвовать в перекопке земли в клумбе с однолетними растениями Учить рыхлить землю в клумбе с многолетними цветами. Укрывать многолетники на зиму собранной опавшей листвой. Перекопка земли; Коллективный труд
ЗИМА Способы ухода за комнатными растениями. Научить детей определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений. Умение определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения. Устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Умение ставить самостоятельно цель предстоящей деятельности и планировать деятельность. Дежурство Индивидуальные поручения Обсуждение структуры трудового процесса. Закрепление правильности выполнения трудового действия. Выполнение детьми трудовых действий. Рефлексия.
Уход за растениями в группе Обучать поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму и в соответствии с биологическими особенностями растений. Закрепить умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивания из пульверизатора Умения ухаживать за растением, учитывая его особенности. Умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому. Осуществлять «избирательный подход» к растениям при поливе. Дежурство Индивидуальные поручения Обсуждение структуры трудового процесса. Закрепление правильности и необходимости выполнения трудового действия. Выполнение детьми трудовых действий. Рефлексия.
Посев семян петрушки, кресс-салата и укропа в уголке природы. Закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян. Умение размножать растения семенами Коллективный труд Беседа о времени года, о посеве семян. Уточнение, напоминание, указания. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности.
Уход за посевами Обучать детей уходу за посевами Полив Прополка
Работа в цветнике. Учить укрывать посадки в цветнике снегом. Воспитывать бережное отношение к природе Коллективная. Индивидуальные поручения
Уход за деревьями Учить детей бережному отношению к деревьям. Развивать умение ухаживать за ними, заботиться. Подгребание снега под деревья и кусты. Коллективная Индивидуальные поручения. Объяснение, пояснения, указания, помощь при распределении труда.
Осмотр и подкормка комнатных растений. Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними Полив Рыхление Обрезка Подкормка Совместная деятельность с педагогом. Беседа-сообщение, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их нужно подкармливать.
ВЕСНА Черенкование комнатных растений. Познакомить детей с черенкованием растений, со структурой этого трудового процесса. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями. Навык черенкования комнатных растений Совместная деятельность с педагогом. Обсуждение структуры трудового процесса по черенкованию растений: цель труда, материал, инструменты, трудовые действия, результат.
Пересадка комнатных растений Активизировать знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними. Навык пересадки растений Структура процесса пересадки растения.
Посев семян цветов в уголке природы для рассады Закрепить знания детей о цветочных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян. Умение размножать растения семенами; Уход за посадками; Рыхление; Полив; Подготовка к пикировке; Коллективная Беседа о времени года, о посеве семян для рассады. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности.
Уход за рассадой Длительные, систематические поручения Распределение детей по подгруппам, учет индивидуальных особенностей детей.
Пикировка рассады. Закрепить знания детей о цветочных культурах. Формировать навыки пикировки рассады. Продолжать учить приемам ухода за рассадой. Развивать интерес к труду в природе. Пикировка Уход за посадками Рыхление Полив Подготовка к высадке в клумбу. Коллективная Показ правильных действий при пикировке рассады.
Уход за комнатными растениями Закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые -теневыносливые) Удаление сухих листьев; Подкормка растений; Размножение растений; Пересадка растений; Модель способов поливки и отношения растений к солнечному свету
Устройство клумб, цветника Учить детей готовить почву в цветнике для посевов. Учить детей выращивать растения: участвовать в перекопке земли и разделке рабаток и клумб, Навык перекопки земли (вторая перекопка после взрослых) Коллективная Объяснение и показ, как вскапывать и рыхлить землю. Установление правил работы лопатой и граблями. Показ правильных действий Предложение отдельным детям продемонстрировать приемы работы.
Высадка рассады в грунт. Посев семян растений в цветник. Учить детей выращивать растения: сеять семена, высаживать рассаду, часть которой они выращивают в уголке природы. Пересадка. Полив. Коллективная Наметить места высадки рассады в клумбу с учетом высоты взрослого растения и цветовой гаммы.
Труд детей на клумбе, в цветнике. Учить детей выращивать растения: полив, прополка, рыхление земли, сбор семян. Закрепить умение ухаживать за растениями Полив Прополка. Рыхление Дежурство. Индивидуальные поручения. Объяснить детям, что сорную траву следует вытаскивать с корнем и уносить в мусорный контейнер. Попросить ответить, почему нужно делать так. Обратить внимание детей на особенности полива большого пространства. Сравнить с поливом комнатных растений.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Статьи по теме: