Скарабей священный. Символика и значение талисмана

Считалось, что этот маленький жук повторяет путь Солнца. В Египетской мифологии скарабей почитался, как священное насекомое богов Солнца и считался символом созидательной силы , возрождения в загробной жизни.

По сути, жук скарабей – это один из видов знакомого всем нам навозного жука.

Священный жук скарабей

Кого-то может удивить тот факт, что в Древнем Египте обычный навозный жук считался настоящим идолом. Более того, даже в настоящее время некоторые египтяне до сих пор верят в то, что жук скарабей приносит счастье и .

В данной статье мы подобрали для вас самые интересные факты о жуке скарабее, а также об амулетах и украшениях с этим насекомым.

Как правило, скарабеи живут в регионах с теплым климатом. Они достигают длины от 2 до 4 см, а их тела покрыты черными панцирями. Отыскав кучу навоза, эти жуки тут же принимаются лепить из него шарики.

Сначала скарабей делает небольшой навозный ком, а затем начинает катить его вперед, пока не образуется большой круглый шар. Очень часто, изготовленный жуком шар превышает его собственные габариты.

Бывают случаи, когда скарабеи, не желая трудиться, силой отбирают у своих сородичей уже готовые шарики. Интересен факт, что жуки скарабеи катят навозные шары строго с востока на запад, всегда ориентируясь только на Солнце.

В поисках наиболее подходящего для себя места, они способны прокатить свой ком на расстояние 20-40 метров. После этого, они откладывают в шар яйца, а затем зарывают его в почву на 4 недели.

По истечении срока, скарабеи выкапывают свои шарики и погружают их в жидкость. Через какой-то промежуток времени, из них начинают появляться мелкие жучки.

Жук скарабей и Египет

Из-за чего же египтяне почитали скарабея как божество? Дело в том, что они считали символичным тот факт, что жуки катят свои шары с востока на запад, то есть в том же направлении в каком движется Солнце.

Согласно мифам, Солнце приходит из мрака, после чего воскресает днем. Скарабей также повторяет Солнечный маршрут, воскресая из навозного кома.

По преданию богом, знающим секреты Солнца, являлся Хепри. Его изображали с головой скарабея, перекатывающего Солнце по небосклону.

Таким образом, жук скарабей представлял собой рождение новой жизни. Древние египтяне были уверенными в том, что Хепри-скарабей защищал их не только во время жизни на земле, но и в потустороннем мире.

Они полагали, что даже в человеческих останках сохраняется душа. Сразу после того, как человек умирает, она поднимается в небо и продолжает там жить.

Именно по этой причине, когда тело подвергалось мумификации, из него заранее извлекалось сердце, а вместо него ставилась фигурка скарабея.

Помимо этого, на грудь покойника клали драгоценные изделия с изображением скарабея, держащего солнечный диск.

Этих жуков рисовали на многих вещах: на украшениях, шкатулках, талисманах и прочих предметах. Египтяне полагали, что данные насекомые могли наделять людей большой силой и помогали людям справляться с их жизненными трудностями.

Часто фигуры скарабеев изготавливали из зеленых камней, так как считали, что этот цвет символизирует возрождение. Искусные мастера писали на украшениях слова о таинстве воскрешения.

Рисунки с жуками скарабеями находят при археологических раскопках гробниц, а также на древних папирусах. Некоторые находки датируются 3-4 тыс. лет до н. э.

Одна из самых известных и почитаемых статуй скарабея находится в храме Карнак, построенного неподалеку от Луксора. Большой популярностью в Египте пользовались татуировки на теле, поскольку египтяне были уверенны в том, что жизнь в потустороннем мире, значительно важнее земной.

Так, татуировка со скарабеем, представляла собой что-то вроде входа в загробную жизнь.

В конце следует сказать, что древние египтяне чрезвычайно серьезно относились к обыденным вещам, прибегая к анимизму (вера в одушевленность природы) и зоолатрии (почитанию ).

Фото жука скарабея

Фото жука скарабея нередко отличаются. И дело тут не в ошибке, а в том, что их действительно существует несколько видов. Ниже расположены фото жука скарабея.


Татуировка с изображением скарабея

Систематическое положение
Жесткокрылые (жуки) - Coleoptera
Семейство пластинчатоусые - Scarabaeidae.
- Scarabaeus sacer Linnaeus, 1758

Статус. 1Б «Находящийся под угрозой исчезновения» - 1Б, УИ.

Категория угрозы исчезновения глобальной популяции в Красном Списке МСОП

В Красный Список МСОП не включен.

Категория согласно критериям Красного Списка МСОП

Региональная популяция относится к категории «Находящиеся в критическом состоянии» - Critically Endangered, CR A3de; B2ab(ii,iii,iv,v) с (ii,iii,iv). А. Г. Коваль, А. С. Замотайлов. Согласно современным представлениям о систематике рода Gymnodus Kirby, 1827 (=Osmoderma Serville, 1828), в Европе встречается по крайней мере 2 его представителя, при этом преимущественно в Восточной Европе (включая Россию) обитает только «Osmoderma» lassallei Baraud et Tauzin, 1991 . Приводимый ранее для России вид «Osmoderma» eremita (Scopoli) распространен исключительно в Западной Европе, и в Краснодарском крае не встречается.

В соответствии с номенклатурными преобразованиями, предложенными в последней ревизии , обитающий в России (в том числе и в Краснодарском крае) вид должен называться Gymnodus coriarius (DeGeer), однако это видовое название, вероятно, также не является старшим синонимом и впоследствии может быть заменено на другое (личное сообщение А. А. Гусакова). В настоящей работе условно принято, тем не менее, именно оно, что соответствует последней публикации по таксономии группы и имеет целью подчеркнуть факт отсутствия в региональной фауне «Osmoderma» eremita. - Прим. сост.

Osmoderma eremita ошибочно включен в Красную книгу РФ, где он отнесен к категории «2 - Сокращающиеся в численности» , и в Красную книгу СССР, где отнесен к категории «II. Редкие виды» . Внесен также в Красную книгу РА c категорией «III - Редкий вид» . Все вышеприведенные упоминания в действительности относятся к Gymnodus coriarius. - Прим. отв. ред.

Принадлежность к объектам действия международных соглашений и конвенций, ратифицированных Российской Федерацией

Не принадлежит.

Краткое морфологическое описание

Крупный жук с широкоовальным, слабовыпуклым телом, голова и передние ноги приспособлены для рытья. Длина тела 20-41 мм. Черный, почти матовый (старые потертые жуки становятся блестящими). Внутренний край передних голеней с двумя сильными зубцами. Глаза большие и широко разделены на верхние и нижние доли. Голова с одним невысоким лобным килем, в середине широко прерванным и имеющим два резких конических бугорка.

Переднеспинка простая, сильнопоперечная, в неравномерной пунктировке из редких зернышек и точек с гладкими поперечными участками перед основанием. Надкрылья в основании не окаймлены, по бокам с двумя сближенными килями, крылья всегда есть. Все голени с одной вершинной шпорой, средние и задние - удлинены и саблевидно изогнуты.

Задние голени без зубцевидных выступов на внешнем крае, их вершинный край сильно скошен и сужен до основания ножевидной вершинной шпоры. Лапки на передних голенях отсутствуют, а на средних и задних - с двумя коготками. Половой диморфизм слабый, ♂ отличаются наличием бахромы из густых золотисто-рыжих волосков на внутреннем крае задних голеней. Пигидий более выпуклый, чем .

Распространение

Глобальный ареал охватывает крайний юг степей Украины, степной Крым, Закавказье (Сухуми, Гагра), а также Болгарию, Грецию, все Средиземноморье от Северной Африки, Израиля и Сирии до Испании, Южной Франции, Средней Италии, Южной Хорватии, Албании, Турции и Северного Ирана (южное побережье Каспийского моря).

Отмечен в Саудовской Аравии, Судане и Эфиопии . В РФ помимо КК известен с юга Дагестана (Дербент) и СК (Пятигорск) . Региональный ареал занимает в основном Черноморское побережье (Анапа, Геленджик, Адлер), хотя имеются указания и для Красной Поляны (коллекция ЗИН РАН) .

Особенности биологии и экологии

На Черноморском побережье Кавказа вид приурочен преимущественно к песчаным почвам речных долин и морских побережий, не избегает и засоленных участков. Лёт и катание шаров навоза наблюдаются с середины марта до конца июля, преимущественно ночью. Питается навозом крупного рогатого скота и лошадей .

Встречается также на остепненных участках и песчаных холмах с разреженным степным разнотравьем . Высоко в горы не поднимается (не выше 1000 м над ур. моря) . Для выведения потомства выкапывает специальную норку, помещая в нее слепленный в виде груши комок навоза , в котором идет развитие личинки скарабея и происходит окукливание .

Прославленный еще древними египтянами (в катаемом шарике они видели символ мира с его суточным вращением, поклонялись жуку, делали его фигурки из ценных камней), этот вид замечателен своими оригинальными повадками, выделяющими его среди других насекомых со сложными инстинктами.

Жуки живут не менее двух лет и зимуют на глубине около 2 м. Скарабеи устраивают норки трех типов: 1) норка-«столовая», в которой жук поедает свой шар; 2) «детская», где изготавливается груша для откладки яйца; 3) зимняя. Кроме того, жуки могут прятаться прямо в поверхностном слое почвы.

Четыре этапа деятельности скарабея - изготовление шара, катание, зарывание и поедание его - следуют в стереотипном порядке, но внешние вмешательства могут сильно разнообразить его деятельность, то усложняя ее, то упрощая до крайнего предела. Обитая на сухих песчаных почвах, скарабеи играют важную роль в обогащении скудных почв органи-ческими веществами .

Численность и ее тенденции

Широко распространенный стенобионтный, немногочисленный вид, обитающий в зоне активной рекреации. В регионе вид представлен отдельными изолированными небольшими популяциями в характерных местах обитания - на песчаных почвах.

Численность и ареал вида в РФ неуклонно сокращаются, так как вид обитает преимущественно в зоне рекреации (пляжи, места интенсивной застройки на Черноморском побережье, речные долины и пр.) где, как правило, нет корма скарабея - навоза. Данные о современной численности отсутствуют, но сведений о находках скарабея в последние годы мы не имеем. Включен в Красную книгу Украины .

Лимитирующие факторы

Освоение мест с песчаными почвами, чрезмерная рекреационная нагрузка на Черноморское побережье, а также долины рек. Прямое уничтожение мест обитания (вывоз песка, застройка и др.) и резкое сокращение численности или полное отсутствие крупного рогатого скота и лошадей в местах обитания скарабея.

Необходимые и дополнительные меры охраны

Организация специализированных энтомологических ООПТ с условиями, соответствующими потребностям вида.

Источники информации. 1. Горностаев, 1970; 2. Кабаков, 1980; 3. Кабаков, 2006; 4. Красная книга Украины, 1994; 5. Пузанова-Малышева, 1956; 6. Cambefort et al., 1979; 7. Lengerken, 1951; 8. Неопубликованные данные А. Г. Коваля. .

Составители. А. Г. Коваль, А. С. Замотайлов. Такие же данные, свидетельствующие об отсутствии скарабея в соседнем регионе на протяжении последнего десятилетия, получены, например, для Днепропетровской области (см. Бригадиренко, 2005). - Прим. отв. ред.

September 30th, 2013

Самый, наверное, известный из скарабеев – скарабей священный (Scarabaeus sacer), жук, обожествленный древними египтянами. В шариках, которые катают жуки, они увидели образ солнца с его суточным движением по небу, а в зубцах на голове и лапах жука – подобие солнечных лучей. Изображениями священного скарабея украшали гробницы, его рисовали на папирусах, запечатлевали в камне. Жуку воздавали почести и считали его символом счастья.

В храмовом комплексе Карнак недалеко от г. Луксора (территория древних Фив) сохранилась колонна, которую венчает каменный скарабей. Согласно легенде, тот, кто семь раз обойдет колонну и прикоснется к жуку, может загадывать желание – оно сбудется. И ходит вокруг жука бесконечный хоровод приехавших взглянуть на Карнакские храмы туристов. Сбываются ли их желания – неизвестно, но владельцам многочисленных окрестных лавочек есть за что благодарить священного скарабея.

Сослужили древние легенды пользу и науке – в определенной степени из-за них известный энтомолог прошлого века Жан-Анри Фабр заинтересовался скарабеем и раскрыл многие его тайны. Благодаря наблюдениям этого ученого мы узнали множество интересных фактов и из жизни родственников священного жука – испанского копра, копра Изиды, лунного копра и некоторых других. Именно Фабр обнаружил, что большая часть шаров, которые катают скарабеи, – это их пищевые запасы. Жуки, как самцы, так и самки, не только сами лепят шары, но и воруют и отнимают их друг у друга. Заполучив тем или иным образом шар, жук старается откатить его подальше, зарыть в землю и там, в уюте и спокойствии, предаться трапезе. Скарабей очень прожорлив, и вскоре ему приходится выбираться на поверхность за новой добычей.

Когда наступает пора откладывать яйца, самки священного скарабея делают особые шары, как правило, из более нежного – овечьего – навоза, и поодиночке (жуки ряда других видов выполняют свои родительские обязанности вместе) зарывают их в землю. Потом в шар откладывается яичко, и на этом забота самки о потомстве заканчивается. Когда запас еды подходит к концу, личинка в шаре окукливается, а примерно через месяц из куколки выходит взрослый жук.

Куда интереснее семейные взаимоотношения многих других видов скарабеев. Например, у испанского копра, лунного копра (С.lunaris), самцы которого носят на голове слегка изогнутый рог, и некоторых других копров, или калоедов, самец и самка бок о бок трудятся, выкапывая под подходящей кучей навоза довольно большую галерею, заканчивающуюся расширяющейся камерой. Туда жуки перетаскивают большое количество навоза и формируют из него особый «пирог» удлиненной или сферической формы. В таком «пироге» происходят специфические процессы анаэробной ферментации, в результате чего будущая еда для личинок становится более гомогенной и легкоусвояемой.

И только когда «пирог» готов, самка начинает лепить из него питательные шары для будущего потомства. А потом продолжает заботиться о личинках – если шар начинает трескаться и грозит высохнуть, самка заделывает трещины, если на нем появляется плесень – счищает ее. И так происходит до тех пор, пока из своих колыбелек не выйдут молодые жуки или пока мать не умрет. Последнее случается чаще – большинство скарабеев размножается один раз в жизни и не доживает до появления потомства из куколок.

Сложны и удивительны родительские заботы и австралийских скарабеев из рода цефалодесмис (Cephalodesmius). Взрослые жуки появляются на поверхности в конце лета и тут же роют себе кормовые норки, в которые стаскивают запасы еды. Осенью происходит встреча самца и самки. И хотя до сезона размножения еще далеко, они больше не расстаются, а заводят общую норку, где запасают корм на зиму. Пора размножения наступает весной. Теперь оба родителя постоянно снуют туда и обратно, притаскивая в нору огромное количество самых разнообразных кормов – в отличие от большинства скарабеев представители этого рода питаются в основном растительным материалом.

Среди их запасов можно найти и прелые листья, и маленькие цветочки, и небольшие плоды, и семена, и помет животных. По мере накопления запасов добыча корма становится в основном заботой самца, а самка начинает «обрабатывать» доставленную провизию. Она добавляет в общую массу свой собственный помет и помет самца и начинает формировать из всего этого шары, в которых проходит специфический процесс брожения. Когда питательная масса «созревает», самка делает из нее своеобразные чашечки, откладывает в них по яичку и закрывает крышечками – так что в итоге опять-таки получаются шары.

С этой поры самка цефалодесмиса уже никогда не покидает гнезда – все ее силы уходят на заботу о своих будущих детях. Как только в колыбельке выводится личинка и начинает питаться содержимым своего шара, забот у матери прибавляется. Она добавляет к шару новые порции корма, которым продолжает снабжать ее самец.

Пока личинка маленькая, мать добавляет к ее шару только перебродившую массу, но потом переходит на не полностью «созревший» и даже свежий, только что принесенный самцом корм. Развивающаяся личинка в это время начинает издавать в своем шаре звуки, возникающие за счет трения маленьких бугорков на внутренней поверхности последнего брюшного сегмента и особых гребешков на голове. Функция этих звуковых сигналов неизвестна, но ученые предполагают, что таким образом личинка может сообщать матери о своем состоянии и потребности в пище. Взрослые же цефалодесмисы никаких звуков не издают.

Когда развитие личинки завершается и она готова к окукливанию, мать заштукатуривает поверхность шара специальной смесью из своего помета, помета самца и личинок (последний выделяется из шара через стенки). После того как смесь высыхает, шар становится особенно прочным и крепким. «Запечатав» одну колыбель, самка продолжает ухаживать за другими, но к тому моменту, когда молодые жуки должны появиться на свет, родители уже погибают.

Однако навозные жуки Австралии поражают не только удивительными семейными взаимоотношениями. Например, в Австралии живет единственный представитель подсемейства, не способный летать. Обнаружили этого жука совершенно случайно, и не в природе, а в музейных коллекциях. В 1972 г. австралийский исследователь Эрик Маттьюз, работавший в Парижском музее, обратил внимание на необычный экземпляр с этикеткой «Квинсленд, из коллекции Генри Бейтса».

Каким образом австралийский жук попал к одному из величайших натуралистов прошлого века, который работал в основном на Амазонке, а в Австралии никогда не был? Оказалось, что Бейтс купил этот экземпляр у коллекционера Франциска Дю Булай, который действительно бывал в Квинсленде, в районе, расположенном примерно в 150 км от того места, где бескрылые жуки обнаружены ныне.

Бескрылость их обнаружили тоже случайно – когда непонятный экземпляр из старой коллекции размягчили и приподняли выпуклые надкрылья жука. Точнее, крылья у него есть, но маленькие, неспособные обеспечить полет тяжелого насекомого.

Вновь открытый жук получил латинское название Onthophagus apterus, которое отражало его «бескрылость». Однако экземпляр из коллекции Бейтса продолжал оставаться единственным известным ученым.

Живых жуков нашли только через 24 года – в 1996 г., когда несколько насекомых этого вида попали в энтомологические ловушки, расставленные учеными на западе Квинсленда. Оказалось, что бескрылые навозные жуки обитают в небольших горах, в местах отдыха валлаби, и питаются пометом этих сумчатых. Позже еще одна колония была обнаружена в другом районе, также в местах отдыха валлаби.

Такая приверженность жуков к одному месту, в течение многих веков изобилующему кормом, может, по мнению ученых, объяснить их неспособность к полету. Однако это лишь предположение – ведь в таком случае популяция навозников оказывается очень уязвимой. Стоит произойти изменениям в ландшафте, валлаби сменят место отдыха – и тогда жуки исчезнут…

Интересно, что хотя в Австралии встречается около 400 видов навозных жуков, все они достаточно специализированы и приспособлены к своеобразным условиям «пятого континента». И когда вслед за европейскими переселенцами здесь появились стада овец и коров, оказалось, что их помет некому перерабатывать! В 60-е гг. нашего века проблема приняла угрожающие масштабы – огромные площади были покрыты подсыхающим и засохшим навозом.

В результате пришлось привозить и акклиматизировать здесь африканских навозников, которые приспособились отлично справляться с богатым «урожаем», оставляемым стадами копытных. После многочисленных экспериментов на должность «ассенизаторов» были назначены представители вида Onthophagus gazella, которых, кстати, уже использовали в этой должности в Техасе и Калифорнии. Эти жуки очень трудолюбивы и спокойно относятся друг к другу – от 10 до 50 пар могут одновременно «работать» над одной лепешкой навоза, не вступая в конфликты.

Этот вид, наверное, и самый продуктивный среди навозников. Личинка в шаре развивается в течении 2,5 недели, а куколка – 2 недели. Половое созревание наступает у жуков уже через 4–5 дней после выхода из гнездовой норки. Каждая самка лепит от 10 до 12 шаров и откладывает туда по яичку, а самец помогает ей создавать запасы пищи для будущих детей….

К навозникам относят три подсемейства жуков семейства пластинчатоусых (Scarabaeidae)1; афодии (Afodiinae, около 2500 видов); настоящие навозники, или геотрупы, (Geotrupinae, около 900 видов), и скарабеи (Scarabaeinae, около 4500 видов).

Экологически все три подсемейства весьма сходны – их представители перерабатывают органическое вещество помета и переносят его в почву, где дальнейшее разложение осуществляется различными микроорганизмами.

Навозные жуки, и в частности скарабеи, – отличные летуны. Обычно они добираются к источнику корма по воздуху, а куда лететь – им подсказывает прекрасно развитое обоняние.

Хотя скарабеи, как уже сказано, не любят сухости и потому обычно избегают пустынь, среди них есть ряд видов, которые все-таки приспособились жить в регионах с засушливым климатом. Для выживания у них выработались своеобразные формы поведения. Например, в сухих степях и пустынях Туркмении весьма крупный (до 5 см) навозный жук тмол (Synapsis tmolus) и более мелкий (до 3 см) испанский копр (Copris hispanus) сохраняют влагу корма, сначала быстро зарывая свою пищу прямо на месте, а потом перенося ее в более глубокие норы, в которых воздух остается влажным.

Австралийский жук Coproecus hemiphaericus закапывает сухие экскременты совсем глубоко, около водоносных слоев, и там они отсыревают и размягчаются до нужной кондиции. Многие виды скарабеев, обитающие в пустынях Северной Америки и в горных пустынях, зачастую вообще не выходят из нор грызунов, где для них есть и пища, и благоприятный микроклимат.

А некоторые австралийские навозники, питающиеся пометом сумчатых, поступают иначе. Влаги в экскрементах пустынных млекопитающих и так не много, а попадая на сухую почву, они моментально превращаются в твердые камешки. Чтобы не дать пище высохнуть, жуки хватаются своими цепкими лапками за шерсть около анального отверстия зверя и так путешествуют, ожидая вожделенную добычу. Затем они спрыгивают и быстро утаскивают свой трофей под землю.

Особенно интересен тот факт, что в природе, скарабей является африканским ассенизатором. Обитающие на равнинах Африки стада слонов, съедающие в день 250 кг еды, большую часть её возвращают обратно земле, в виде больших навозных куч. Возможно, Африка погрязла бы в огромном слое навоза, если бы её не спасали каждый день тысячи жуков - скарабеев живущих там. Именно они способствуют утилизации навоза.

Кто бы мог подумать, что один из видов жуков-навозников станет священным животным. В Древнем Египте скарабею поклонялись как божеству. Египтяне усмотрели в его катании больших шаров символ движения солнца по небосводу.


Священный скарабей (лат. Scarabaeus sacer) (англ. Dung Beetle). Photo by Manuel Schulz

И то, что этот шарик состоит из навоза, нисколько не портило статус его божественности, а даже наоборот. Ведь использование этого переработанного продукта жизнедеятельности животных является одним из основных залогов хорошего урожая.

Встречаются эти священные жуки не только в Древнем Египте, но и в других теплых и песчаных районах: в степях Украины, в Предкавказье, Крыму, на юге Дагестана и в прочих странах, расположенных на юге Западной Европы.

Это крупные черные жуки, достигающие 3-4 сантиметров в длину и весившие около 2 граммов. У самцов внутренняя поверхность задних голеней покрыта золотисто-рыжими волосками, что для египтян стало еще одним знаком «солнечности» этого жука.


Мало того, что скарабеи достаточно большие жуки, так еще и очень сильные. Не каждое насекомое, помимо и еще некоторых видов членистоногих, способно передвигать груз, в десятки раз превосходящий их собственный вес. А ведь масса навозных шаров, которые они постоянно катают, может достигать 40 граммов!


Photo by Ridfa

Для чего создаются эти шары? Ну, во-первых, для запасов пропитания, а, во-вторых, в них самки скарабея откладывают личинок. Сами жуки кормятся шарами из, так сказать, низкосортного навоза, а вот для своих деток стараются отыскать самый лучший – овечий.


Photo byGerenuk

Период начала катания шаров наступает в середине марта и продолжается до конца июля. Весной они «работают» днем, а летом, когда наступает жаркая пора, переходят на ночной образ жизни. При поисках подходящего материала, строительстве и совместном катании шаров чаще всего и происходит знакомство будущей «семейной» пары.


Photo by Josef Mikuška

Самец и самка накатывают несколько шаров и для каждого из них выкапывают специальные норки, куда будет свален навозный шарик и присыпан сверху землей. В будущем одни из них послужат колыбелью для личинок скарабеев, а другие – кормом для взрослых особей.

После образования пары самец и самка приступают к созданию «семейного гнездышка». Они выкапывают норку глубиной в 10-30 сантиметров, которая оканчивается гнездовой камерой, где и происходит спаривание. Затем самец оправляется на все 4 стороны, а самка через некоторое время откладывает крупное яйцо в один из закопанных шаров. На каждое отложенное яйцо приходится свой навозный шарик.


Photo by Tarkhnishvili

Через 1-1,5 недели из яйца вылупляется личинка, обладающая отменным аппетитом. Она постоянно ест и в результате очень быстро вырастает. Через месяц с хвостиком она превращается в куколку, а еще через 2 недели – во взрослую особь. Но выбираться на свет она пока не спешат. И только весной или осенью, когда начинаются дожди, этот «ложный кокон» размягчается, и взрослые особи могут вылезти на поверхность.


Photo by Fernando Cartagena

Скарабей очень важное место занимает в мифологии Древнего Египта. Помимо того, что он является символом Солнца, его изображение можно наблюдать на различных фресках и скульптурах в качестве лица египетского бога Хепри – творца мира и человека.

Египетский бог Хепри с головой в форме скарабея

Также священный скарабей является символом возрождения в загробной жизни, поэтому его изображения часто можно увидеть на росписях в гробницах.

Туристы, посетившие Карнакский храм, расположенный неподалеку от Луксора, могут лицезреть и даже обойти пару кругов вокруг колонны Священного скарабея.


Наматываю круги вокруг Священного скарабея 🙂

P.S. Я не могла упустить такую возможность. Говорят, что обойдя вокруг него 3 круга нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Ну а незамужним девушкам советуют обойти его 7 раз, и тогда она в скором времени выйдет замуж. 🙂 Поэтому ежегодно огромные толпы людей наворачивают круги вокруг этой колонны, словно пчелы вокруг цветка.

Сакральное пространство для древнего египтянина не ограничивалось только храмовой территорией и священными рощами. Для него каждая мелочь повседневной жизни, вся окружающая природа могли преподать массу ценных уроков и предстать в ореоле священности. Благодаря такому миросозерцанию появился символ, который наравне с пирамидами и анкхом ассоциируется у нас с Египтом - скарабей. Египетский мистицизм наделил его божественностью и святостью, а мифы сделали популярным и узнаваемым.

Истоки символики скарабея

Чтобы понять, почему скарабей - священный символ, нужно для начала сказать несколько слов о его природе. Итак, скарабей - это цвета с металлическим оттенком, который питается навозом. Но делает он это настолько необычно, что действительно способен произвести впечатление. Дело в том, что сначала жук собирает навоз и скатывает из него идеальную в геометрическом отношении сферу. Этот шарик откатывается в норку, где проводит следующие несколько дней скарабей.

Фото как раз показывает процесс транспортировки такой сферы. Шарик такой зачастую весит больше самого жука. Когда запас оказывается съеден, священный скарабей выходит на поверхность за новой порцией припасов. И это еще не все. Такие же шарики служат для размножения: укрытый в норку шарик священный жук скарабей переделывает в подобие груши, в узкую часть которой откладывает личинки. Последние, развиваясь, питаются внутренней частью шарика, но не проедают его стенки. Когда приходит время, а это случается весной, из шарика выходит новый жук.

Плюс ко всему прочему, священный скарабей катит сферу всегда только с востока на запад и никак иначе. А летает это насекомое всегда в самый разгар дня.

Скарабей и его связь с солнцем

Разумеется, египтяне, которые столько внимания уделяли солярным божествам, не могли не усмотреть во всем этом определенного сходства. Как солнце проходит свой дневной путь от востока до запада, а затем исчезает во тьме и снова появляется на востоке, так и скарабей катит сферу под землю, чтобы потом вернуться обратно за новым шариком.

К тому же солнце, по представлениям египтян, - священное божество, несущее всему жизнь, а после смерти - воскресение. Подобно этому и цикл развития нового насекомого внутри навозной сферы, и его появление на свет соотносились со смертью и воскресением солнца.

Отсюда проистекает связь скарабея с одним из древних божеств египетского пантеона - Хепри. Сам по себе этот бог олицетворяет утреннее восходящее солнце. В теологическом осмыслении он является одной из трех ипостасей наравне с Ра - богом дневного светила, и Атумом, который заведовал солнечными делами от заката до рассвета.

В иероглифической письменности Хепри изображался в виде человека с головой скарабея. Его связь с этим насекомым глубока и даже отражена в самом имени, которое буквально означает «Возникший сам из себя». В этом ясно просматривается аллюзия на скарабея, вылупляющегося из навозной сферы в весенний период.

Солярная теология и скарабей

Хепри в мифологии Египта отводилась определенная роль в сотворении мира. Миф гласил, что все видимое мироздание явилось на свет тогда, когда восходящий Хепри произнес свое имя. Эту роль творца Вселенной бог разделяет со всеми солярными божествами египетского пантеона.

Предания о Хепри часто соотносят его с Атумом. Считалось, что Атум - бог ночного солнца, олицетворяющий собой тайное божественное знание, проявляет свою силу через утреннее восходящее солнце - Хепри. Атум-Хепри иногда также отождествляется с Амоном - сокровенным духом солнца, рождающим Ра - видимое солнце и дневной свет.

Всю эту мифологическую нагрузку и символику воспринял на себя скарабей. Египет и его мистерии наделили последнего свойствами связанного с ним божества. Так, считалось, что Осирис возрождается в виде скарабея и в таком образе выходит из ноздрей собственной головы, которая захоронена в Абидосе.

Существовали также сакральные поэтические тексты, которые называли скарабея богом, обитающим в сердце и охраняющим внутренний свет. Отсюда этот символ выступал связующим звеном между человеческой индивидуальной душой и богом, провозглашал их единство.

Роль священного скарабея в жизни древних египтян

Священный скарабей, этот важный религиозный символ, сопутствовал египтянам на протяжении всей жизни. С этим же талисманом они и погребались. Египетская религия провозглашала бессмертие души, которая после смерти тела переходила в иной мир, где продолжала свое странствие. При жизни человека амулет в виде жука призван был принести удачу, процветание, долгую жизнь, защитить жилище, охранить от бед и демонов, принести богатый урожай, а также помочь снискать благорасположение бога и его покровительство.

Скарабей и традиции погребения

После смерти фигурка жука как символ воскресения в ином мире и трансформации души сопровождала душу и сообщала ей божественный импульс к новой жизни. Когда умирал египтянин аристократического происхождения, тело которого полагалось мумифицировать, то вместо сердца в мумию вкладывали изображение скарабея. Последний был призван воскресить умершего за порогом смерти. Египтяне верили, что центр и средоточие человеческого сознания, а значит, и место обитания высшей части души находится в области сердца. Поэтому скарабей, расположенный там, представлял собой семя новой жизни, зачаток возрождения. Обычай этот не был статичным и, как и свойственно традициям, в разные эпохи видоизменялся. Однако его семантическая нагрузка не менялась с течением времени. Например, иногда вместо самой фигурки жука изготавливалось керамическое сердце, а символ скарабея с именами божеств изображался на его поверхности.

Роль скарабея в загробной участи души

Есть еще одна роль, которую исполнял вложенный в сердце мумии скарабей. Фото выше изображает сцену посмертного суда человеческой души, как его представляли Их мифы описывают этот процесс через образ взвешивания на весах сердца умершего. Чтобы наследовать лучшую часть в ином мире, сердце почившего не должно оказаться тяжелее пера богини Маат - богини мудрости и справедливости. Таким сердцем может обладать только чистый, непорочный человек, чья совесть не отягчена злодеяниями и преступлениями земной жизни. В противном случае душа отправлялась получать возмездие. Скарабей, таким образом, призывал бога в качестве свидетеля души и справедливого судьи совести и человеческого сердца. Вероятно, он также считался символом упования на божественное милосердие и надежды на снисхождение к умершему.

Скарабей как символ образования

Кроме всего прочего, священный скарабей - это также символ обучения и ученика. Жук, превращающий вязкую массу навоза в совершенный шар, который впоследствии дает жизнь и ему самому, и его потомству, преобразует ученика, воспитывающего в себе добрый нрав и созидающего совершенного человека, чья добродетель, знания и мудрость в дальнейшем обустроят его жизнь и обеспечат жизнь потомков.

Заключение

Скарабей глубоко укоренился в культурном пространстве Древнего Египта, стал важным и повсеместно распространенным символом. Изображения скарабея находят по всей территории Египта в самых различных вариантах исполнения. Его делали из камней, глины, металла, керамики, но особенно ценились изделия, выточенные из солнечного камня - гелиотропа. Таким амулетам приписывалась особенная магическая мощь и сила.

Готовые фигурки покрывали глазурью и раскрашивали красками. Скарабей служил культовым предметом и элементом декора на утвари и украшениях. На скарабеях рисовались и гравировались иероглифы, имена богов и священные символы. Значение его было так велико, что до сих пор, спустя тысячелетия после угасания древнеегипетской культуры, скарабей остается узнаваемым и популярным символом Египта.



Статьи по теме: