События стран в 60 70. Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях

1. Советское общество в период правления Брежнева

После смещения Н.С.Хрущева первым секретарем ЦК партии был избран Л.И.Брежнев. Именно он был одним из инициаторов партийного заговора и смещения Хрущева.

В период пребывания Брежнева у власти роль партии была максимально возвышена над государством. Партийные органы получили широкие права контроля над деятельностью администрации самого разного уровня, начиная от первичных и, кончая отраслевыми и республиканскими. XXIII съезде КПСС, проходившем в 1966 году, был
восстановлен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, который был сразу же занят Брежневым

В этот же период был проведен ряд важных преобразований, которые дали определенный импульс в развитие советской экономики. Эти экономические реформы 60-х годов были связаны с именем А.Н.Косыгина, занимавшего в то время пост Председателя Совета Министров СССР. Будучи сторонником радикальных мер в экономике, он стремился развивать некоторые элементы рыночного механизма. Прежде всего, он считал необходимым совершенствовать мотивационный механизм, в котором результаты труда были бы теснее увязаны с заработной платой. Стержнем косыгинской реформы стал хозяйственный расчет, на который переводились предприятия промышленности. Согласно нововведению, они имели право часть своих доходов оставлять у себя, а затем распределять их внутри коллектива на материальное поощрение, социокультурные и бытовые нужды работников. Эта была попытка осуществления ленинской идеи, что «социализм – это работа на себя». Подлежали ликвидации совнархозы, введенные при Хрущеве, и была восстановлена отраслевая система управления в виде министерств. Хозяйственная реформа началась с января 1966 г. В первые годы восьмой пятилетки были достигнуты положительные результаты. Объем промышленного производства вырос за этот период в полтора раза. К концу 60-х годов экономическая реформа пошла на убыль. Главным препятствием на ее пути стояла командно-административная система, тотальное планирование и отраслевой монополизм.

Реформы середины 60-х годов затронули и сельское хозяйство. Сельским жителям были возвращены приусадебные подсобные хозяйства, отобранные или сильно урезанные в хрущевский период. С колхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлены надбавки за сдачу сверхплановой продукции государству. Однако гигантские суммы денег, вложенные в сельское хозяйство, и неэффективно расходовавшиеся, дали, в конечном счете, весьма невысокий прирост производительности труда в аграрном секторе советской экономики. И СССР был вынужден, как и раньше, закупать значительную часть продовольственной продукции за рубежом.

Если говорить о приросте продукции во всех сферах народного хозяйства, то он имел, прежде всего, экстенсивную природу. В брежневский период страна столкнулась с непреодолимыми трудностями. Почти во всех отраслях экономики показатели прироста производительности труда, продукции приближались к нулевой отметке.

Советский Союз резко отставал от ведущих стран мира по внедрению в производство научно-технических достижений. Не обновлялся производственный фонд предприятий. Нарастали затраты на ремонт. Даже в оборонных отраслях можно было наблюдать тенденцию старения и износа оборудования. Как пример, – даже в авиационной промышленности, на многих предприятий отрасли до сих пор не обновлено оборудование и до сих пор используются станки и агрегаты, которые были поставлены из Германии после войны по репарациям.

Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада. При этом весьма обыденным явлением стал тотальный дефицит товаров и услуг. Очередь стала привычным пейзажем советского социума.

В период 70 -х – начала 80-х годов в стране сложился механизм торможения, стали резко нарастать застойные явления, которые при этом все шире сопровождались застольными мероприятиями. Страна объективно нуждалась в серьезных и кардинальных реформах.

В годы брежневского правления советская внешняя политика была довольно активной. Несмотря на продолжавшуюся гонку вооружений и усиление международной напряженности в 70-х годах СССР выступил с рядом миротворческих инициатив. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы. В 1972 г. СССР и США подписали Договор гонку об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а в 1978 г. заключили Договор по ограничению ракет средней дальности. Был подписан еще ряд важных соглашений с ведущими мировыми державами. Кульминацией разрядки стало общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и Канады. Оно начало работу в 1972 г. в городе Хельсинки (Финляндия), затем два года работало в Женеве (Швейцария) и завершилось вновь в Хельсинки в 1975 г., где и был подписан Заключительный акт. И в заключение необходимо отметить наиболее серьезный внешнеполитический просчет брежневского руководства – введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

2. Нарастание застойных явлений и горбачевская «перестройка»

Ярким проявлением системного кризиса, охватившего советское общества, стала частая смена стареющих и больных партийных лидеров, которые на протяжении трех лет сменяли друг друга. В 1982 г., после смерти Брежнева, пост Генерального секретаря
занял бывший глава КГБ Ю.В.Андропов, который первым поставил перед партией и страной сакраментальный вопрос: «Какое общество построено в СССР». После его смерти в 1984 г. пост Генерального секретаря занял престарелый и больной К.У.Черненко. После его смерти в марте 1985 г. на политический олимп советской партийной номенклатуры взошел молодой и энергичный М.С.Горбачев. Однако новый лидер явно не мог представить всю глубину и сложность, тех проблем, которые стояли перед обществом и руководством страны. Заранее подготовленной программы реформ у него не было. Причем сами преобразования, которые начались в стране с марта 1985 г., их направленность и характер, не выходили из рамок привычной парадигмы. Сами качественные преобразования мыслились как социалистические и направлены были на совершенствование социализма, устранение негативных факторов в развитии общества и создании механизма ускорения, который способствовал бы быстрому продвижению страны по путям дальнейшего развития социализма.

В этой связи характерны решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. На нем был намечен курс на ускорение социально- экономического развития СССР, который предполагал при этом активное использование достижений науки и техники, осуществление децентрализации в управлении народных хозяйством, расширение прав предприятий, введение хозяйственного расчета, укрепление порядка и дисциплины на предприятиях и учреждениях. Особый акцент был сделан на усилении роли человеческого фактора. Это означало создание условий для повышения творческой активности людей в производственном процессе и ее использования в целях ускорения общественного развития и преодоления застоя. Однако пойти на серьезное совершенствование всего мотивационного механизма партийное руководство не решилось. Как и раньше ведущая роль в обновлении общества отводилась партии. На XXVII съезде КПСС, проходившем в 1986 г., был подтвержден курс на ускорение общественного развития, на съезде был поставлен вопрос о расширении гласности и более глубоком изучении опыта КПСС и извлечении из него уроков. Главное значение съезда состояло в том, что Горбачев объявил о новых подходах во внешней и внутренней политике – и о новом политическом мышлении. Когда стало ясно, что курс на ускорение сам по себе еще недостаточен, и что ускорение можно осуществить лишь произведя кардинальные перемены в общественном строе. С этого момента была принята концепция перестройки, выдвинутая Горбачевым на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Под
перестройкой понималось коренное реформирование всех сторон тоталитарного советского общества с сохранением главных параметров системы и ее идеологии.

Однако введя в стране гласность, плюрализм мнений, элементы демократии, партийное руководство, не желая того, открыло «ящик пандоры». Процесс преобразований, при нерешительности и запаздывании принимаемых решений, пошел совсем не в том направлении, как того желали сами «архитекторы перестройки». Вместо нарастания тенденций созидательного, с точки зрения реформаторов, стремительно выкристаллизовывались оппозиционные течения и настроения. Шел тотальный пересмотр прошлого, всей истории XX века, менялось его содержание, оценки и выводы.

Новым этапом столкновения мнений о прошлом и будущем страны стала XIX партийная конференция КПСС в 1988 г. Здесь впервые была затронута стержневая проблема перестройки – необходимость политической реформы в стране. На конференции был утвержден курс на создание социалистического правового государства, что подразумевало разделение властей и создание «советского парламентаризма». По инициативе Горбачева было выдвинуто предложение о создании нового высшего органа власти Съезда народных депутатов, а Верховный Совет СССР должен был стать парламентов – постоянно действующим органом законодательной власти. Менялась практика выборов, они должны были проводиться на альтернативной основе. Решения конференции были выполнены. В политический лексикон вошел термин «демократизация».

После проведения на новой демократической основе выборов был создан Съезд народных депутатов СССР. На съезде из числа его депутатов был избран Верховный Совет СССР – постоянно действовавший законодательный орган власти. Всего состоялось пять Съездов народных депутатов. На первом съезде (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С.Горбачев. На этом же съезде выявился ряд разногласий и оформилась оппозиция. Ею стала Межрегиональная депутатская группа, которую возглавил академик А.Д.Сахаров и Б.Н.Ельцин. В эту группу вошло 256 депутатов.

На третьем (внеочередном) съезде в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР. Самым важным решением этого съезда стала отмена статьи 6 Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС». Это означало ликвидацию однопартийной системы в стране. Именно с этого времени можно
говорить о начале процесса зарождения новых политических групп, партий и течений.

Попытки преобразований не вели к улучшению социально- экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления перестройки, в стране нарастал хаос, резко снизилась производительность труда, стремительно нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. В целях преодоления этих негативных тенденций советскими экономистами был предложен проект реформы, предполагавший расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета, возрождение частного сектора в экономике, сокращение числа отраслевых министерств, отказ от монополии внешней торговли, признание в аграрном секторе кооперативов и фермерских хозяйств наряду с колхозами и совхозами. Проект реформы было одобрен и реализован на практике. С этого момента в стране заговорили о необходимости развития т.н. «социалистического рынка». Одной из таких программ перехода к рынку была программа «500 дней», разработанная С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским. Однако эта программа не была поддержана руководством. Тем не менее, многие ее положения, например, приватизация предприятий и либерализация цен, нашли применение на практике, в частности в ходе реформ Е.Т.Гайдара и А.Б. Чубайса. С этого периода в стране свободно стала продаваться иностранная валюта. С этого периода в стране начинает развиваться предпринимательство.

В период горбачевской перестройки были сформулированы принципы нового политического мышления, в основе которого был приоритет общечеловеческих ценностей. На его основе стала строиться новая внешняя политика страны. Стали оформляться новые отношения между СССР и США, странами Европы и Азии. Была подписана декларация между США и СССР о прекращении «холодной войны». Состоялись многочисленные встречи М.С.Горбачева с лидерами западных стран. Все эти процессы привели к необратимым переменам в сфере международных отношений. Курс на обновление социализма, на деле привел к усилению конфронтации оппозиционных сил в странах социализма с местным руководством и осенью 1989 г. в этих странах прошли массовые выступления против существующих режимов. Власть перешла в руки оппозиции. Благодаря новому политическому мышлению в 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана, который был завершен в феврале 1989 г.

В целом новое политическое мышление ознаменовало переход от конфронтации к сотрудничеству между государствами и отказ от идеи мировой социалистической революции.

3. Распад СССР и крах перестройки

Перестройка оказала неоднозначное воздействие на общественные процессы внутри СССР. Вопреки партийным выводам, о том, что в СССР национальный вопрос решен полностью и окончательно, в СССР начал стремительно набирать процесс обострения межнациональных отношений, перераставших в отдельных регионах в этнические войны. В основе этих процессов лежали как политические, так и экономические причины. Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переход власти на местах в руки местных национальных элит, межконфессиональные и этнокультурные противоречия – все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР. Одним из острейших конфликта такого характера стал конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в состав Азербайджана. На почве этого конфликта начались военные действия между Арменией и Азербайджаном.

Кульминацией межнациональных конфликтов стал «парад суверенитетов». Его инициаторами стали прибалтийские республики. 12 июня 1990 г. к нему присоединилась РСФСР. Декларация о суверенитете поставила под вопрос дальнейшее существование СССР. Летом и осенью 1990 г. стали провозглашать себя суверенными республики, края и области России. Развернулся «парад суверенитетов». Объявлялось верховенство собственных законов на своей территории и приостановка действия союзных, что получило название «войны законов». В марте 1991 г. на территории СССР был проведен референдум, который показал что большинство населения желает жить в едином государстве. Однако мнение народа демократы на местах и в регионах проигнорировали.

Распад единого хозяйственного комплекса, стремление разорвать единое государственное пространства вынудило руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор. Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарево. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 г. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в которых вошли бы девять бывших республик СССР. Намечсались также перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.

Однако противники подписания такого договора – представители старого партийного аппарата, – решили воспрепятствовать его подписанию. В августе 1991 г. они предприняли попытку переворота. В историю нашей страны эти события вошли под названием «Августовского путча». События 19-22 августа 1991 г. ускорили распад СССР.

В декабре 1991 г., собравшиеся в Беловежской Пуще лидеры трех суверенных государств – России (Б.Н.Ельцин), Белоруссии (С.С.Шушкевич) и Украины (Л.М.Кравчук) – подписали соглашение, по которому СССР, как субъект международного права, прекратил свое существование. Было также заявлено о создании Содружества независимых государств (СНГ).

Распад СССР и заключение Беловежских соглашений не получили единодушного одобрения в России. С распадом СССР и образованием СССР перестройка потерпела крах.

Глоссарий:

Интенсификация - получение определенных результатов с помощью предельно малого использования ресурсов, рабочей силы или площадей.

Экстенсификация - получение результатов при игнорировании затрат. Результаты любой ценой.

Застой - характеристика общественной системы, в которой отсутствует социальная эволюция.

Гласность - под этим термином понимается открытость, доступность информации, отсутствие цензуры и т.п.

Плюрализм – разнообразие мнений, свобода суждений и выражений мысли.

Вопросы:

1. Назовите наиболее важные положения косыгинской реформы в промышленности СССР?

2. Какие меры были приняты в период правления Брежнева в сельском хозяйстве? Какие результаты были получены?

3. Что означает понятие «командно-административная экономика»?

4. Какой смысл вкладывало партийное руководство в термин «ускорение».

Какие причины лежали в распаде Советского Союза?

Легендарные 60-е прошлого столетия – самый яркий период в истории мировой моды. Не удивительно, что элементы, характерные этой эпохе, вновь появляются на современных подиумах. Смелые мини-юбки, радужные сочетания цветов, чёткая геометрия, крупные аксессуары и искусственные ткани в своё время сформировали абсолютно новое представление о моде.

Возникновение новых тенденций

К шестидесятым годам ХХ века взрослеют дети, рожденные в послевоенное время. Несмотря на ужасные потери, Европа быстрыми темпами восстанавливается, экономический рост стремительно набирает темп. Умные и энергичные молодые люди очень востребованы.

У молодёжи появляются великолепные перспективы, парни и девушки способны неплохо зарабатывать и вести самостоятельную взрослую жизнь. Они хотят доказать, что отличаются от старшего поколения, слушают другую музыку и демонстрируют свою манеру одеваться.

Финансовая независимость огромного количества парней и девушек, желающих демонстрировать особенный стиль в одежде, приводит к изменению концепции деятельности кутюрье. Массовое потребление заставило их работать не только на индивидуальных клиентов. Начинается становление модной инфраструктуры, и юридически регулируется продажа определенных моделей одежды. С этого и началось увлечение популярными брендами.

Иконами стиля того периода стали женщины, которые по сей день считаются образцом женственности и красоты: Мерлин Монро, Одри Хепберн, Катрин Денев, Софи Лорен, Брижит Бардо, Жаклин Кеннеди. Тогда же на подиуме появляется девушка Твигги, ставшая первой всемирно известной моделью. Именно она сформировала понятия о том, как должны выглядеть манекенщицы.

Характерные особенности

«Концепция осознания тела»

Она появляется и широко распространяется в шестидесятых годах прошлого столетия. Знаменитые кутюрье разрабатывают одежду, которая максимально открывает и подчеркивает красоту женской фигуры. Широкие брюки и мужеподобный стиль, который так был популярен в послевоенные годы, становится обычным повседневным делом. Юбки укорачиваются до невероятных размеров, получив название «мини».

Геометрия

В 60-е годы мода характеризовалась контрастными сочетаниями цветов и фактур. Если это зауженные тёмные брюки, то сверху обязательно была широкая светлая блуза. Вместе с облегающими нарядами сочетались широкополые шляпы. Платья имели форму А-силуэта. Очень популярными были модели с облегающим топом и пышной юбкой.

Яркие цвета

Популярными были модели из тканей с контрастным принтом. Это могла быть клетка, полоска, горох или другие геометрические фигуры. Цвета подбирались на любой вкус, главное – это контрастность. А для платьев и деловых нарядов больше подходили пастельные тона. Также на пике популярности оказались абстрактные рисунки «психоделических» оттенков.

Искусственные материалы

В женские гардеробы массово проникает синтетика. На модницах можно было увидеть одежду из винила или платья с вставками из пластика. Наряды дополнялись пластмассовыми колье из крупных бусин и браслетами. Шиньоны, жгучие накладные ресницы, пышные парики, пластмассовая бижутерия и прочая «ненатуральность» была очень даже приемлема.

Как воссоздать образ в стиле ретро?

Молодые женщины 60-х годов прошлого столетия отличались великолепным чувством вкуса. Это была интеллигентная молодёжь, которая хотела одеваться изысканно. Поэтому любой внешний вид должен сочетаться с утончёнными манерами и культурным поведением, иначе образ рискует казаться нелепым.

Девушки 1960-х обожали мини-юбки, сарафаны с А-силуэтом или прямого покроя, водолазки, облегающие свитера. В прохладную погоду отлично подойдет твидовый жакет тёмно-голубого, коричневого или розового оттенка с рукавами в три четверти.

В магазинах теперь несложно отыскать одежду в стиле ретро. Например, это может быть платье с облегающим верхом на широких бретелях, вырезом-лодочкой или оголёнными плечами. Юбка у такого платья, наоборот, должна быть пышной. Еще один характерный крой для платья из прошлого столетия – это трапеция.

Для причесок было характерно два кардинально разных стилях:

  1. Высокие начёсы «бабетты». Стали популярны благодаря Брижит Бардо. Это взбитая пышная причёска на основе начёса стала символом 60-х.
  2. Короткие геометрические стрижки. Обрели популярность вместе с выходом на подиум модели Твигги.

Большинство модниц любило именно «бабетты», несмотря на то, что делать начёсы гораздо сложнее, чем укладывать волосы с простой геометрической стрижкой. Также девушкам нравилось делать прически с завитыми кверху концами, а на голову надевать широкие ленты в тон к платьям.

Свой наряд в стиле ретро можно дополнить крупными аксессуарами. На шею – недлинные бусы или платок, на запястье – крупный браслет из пластика. Очень модными тогда были очки с круглыми линзами или в форме кошачьего глаза с толстой оправой. Изюминкой наряда могут стать белые перчатки.

Дополнит образ макияж с глазами, подчёркнутыми стрелками-ласточками и сильно накрашенными ресницами. Губы достаточно покрыть помадой нейтрального оттенка или блеском.

Альтернативные стили

Первый полёт в космос и другие достижения в данной сфере воодушевили общество 60-х годов ХХ века, положив начало «космическому стилю», элементы которого так любят поклонники диско.

Знаменитый кутюрье Андре Курреж на один из показов нарядил своих моделей в одежду из синтетической ткани серебристых оттенков. Шляпки, напоминающие шлемы, виниловые полусапожки делали моделей похожими на астронавтов или инопланетян. Этот стиль подхватывают и другие знаменитые кутюрье, такие как Пако Рабан и Пьер Карден.

Со второй половины шестидесятых годов получают распространение этнический и стиль хиппи. Они не были популярны среди широкого круга молодёжи. Однако цветастое бесформенное платье в сочетании с длинными распущенными волосами и аксессуарами из натуральных материалов вполне подойдёт для воссоздания образа 1960-х, пусть даже и нетрадиционного.

Цели урока: в ходе урока помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, жилищно - бытовой повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР.

Опережающее задание:

  • Взять интервью у своих родственников, живших в 60-х годах, в домашних архивах найти фотографии, журналы мод, магнитофонные записи, виниловые пластинки тех лет.
  • Разбивка учащихся на группы.

Оборудование: презентация, таблица, СМИ, фотографии, фрагменты фильмов, магнитафонных записей, журналы, денежные банкноты образца 1961 года.

Ход урока

Во время ответа учащиеся используют фотографии, журналы, записи воспоминаний своих родственников.

I группа: Дома.

Проблемные вопросы: Как была обустроена жизнь людей в коммунальной квартире? В чем состояла жилищная проблема в конце 50-х годов? Кто стал инициатором решения жилищной проблемы? Почему был выбран именно такой вариант застройки? В чем были недостатки такого жилья? Какие изменения произошли в жизни людей с началом осуществления жилищной программы?

Вариант ответа учащихся: Коммунальная квартира. В ней живут несколько семей. Коридор это ничейная территория, и поэтому из недр девяти комнат исторгнуто все то, что может мешать и действительно мешает в квартире. К потолку подвешен велосипед. На стене старый абажур и проволочная клетка, над головой детская ванночка и жестяное корыто для стирки белья, а на полу два сундука и старая детская кроватка. Вся остальная площадь занята индивидуальными семейными вешалками с тряпичным старьем. Тусклые засиженные мухами лампочки в недосягаемой высоте. И еще моль - царица коммунальной квартиры. Новые веяния Величественная программа строительства коммунизма предусматривает ускоренное развитие народного хозяйства в СССР. Миллионы советских граждан получают квартиры во вновь отстраиваемых домах.

II группа: Быт.

Проблемные вопросы: Какие новые предметы появились в быту в 60-е годы? Какие выводы о жизни людей можно сделать? Почему советским гражданам приходилось испытывать постоянный дефицит товаров народного потребления? Какие изменения произошли в психологии людей в связи с постепенным ростом уровня жизни?

Вариант ответа учащихся: Бытовых приборов и машин промышленность выпускает приборы и машины, предназначенные для использования в быту, облегчения и сокращения домашнего труда, создания бытовых удобств. В СССР создана и постоянно расширяется индустрия бытовых приборов и машин. Налажено массовое производство швейных машин, различного рода электроприборов. С середины 60-х гг. создаются специализированные предприятия домашних холодильников, стиральных машин и других бытовых приборов. Их производством заняты также цехи крупных машиностроительных и приборостроительных заводов.

III группа: Мода.

Проблемные вопросы: В 60-е годы велись жаркие споры о моде, что для предыдущего времени было нехарактерно. Почему модная тема стала актуальной? Какие новые силуэты появляются в одежде 60-х годов? Какое влияние на советскую моду оказывала мода на Западе? Какой образ советской женщины предстает перед нами? Почему использование косметики породило такие споры? Каково было отношение общества к женщинам, использующим яркий макияж?

Вариант ответа учащихся: Актуальные модные направления можно было найти в журналах "Работница" и "Крестьянка" на последней странице обложки. Здесь необходимо уточнить: "моды с самого начала оказались вовлечены в два совершенно разных пространства - в пространство домашнего хозяйства и семейной жизни и в пространство светское. В первом - моды соседствуют с шитьем, вышиванием, рукоделием и даже мебелью.

Советский канон моды как минимум до середины 60-х базировался на двух основных понятиях: "просто" и "скромно", которые вместе составляли базу советского канона красоты.

Большое внимание уделяли прическам. К середине 60-х в некоторых парикмахерских существовал столик с надписью "Консультант", где можно было получить совет по выбору прически, с учетом особенностей лица, формы головы, а также рекомендации по уходу за волосами.

В большинстве случаев обладательница длинных волос - девочка или совсем молодая девушка. Поскольку девочка-школьница ещё не являлась совершеннолетней, чтобы самостоятельно выбирать прическу, в основном носила косу по старинке, по настоянию матери. Короткие волосы являлись окном во взрослый мир, воплощали собой самостоятельность, решительность и жизненную активность в противовес длинным волосам, которые олицетворяют зависимость от близких, привязанность к матери, подчиненность в семейных отношениях, некая патриархальность. Короткая стрижка всегда молодит женщину. Журнал "Работница" начала 60-х предлагает всевозможные варианты модных коротких причесок, укладки и ухода за волосами.

Тенденции советской моды. Резко подведенные глаза, накрашенные брови и ресницы, резкий яркий цвет помады - все это создает вульгарное лицо, строгое черное платье с ниткой жемчуга свидетельствует о большом вкусе их обладательницы. Женщины после тридцати пяти лучше не надевать пышные и короткие юбки и не обтягивать талию. Женщинам не рекомендуется надевать брюки на работу, улицу или в кино. Платья без рукавов лучше не надевать, должен быть хотя бы короткий рукав, "осиная талия" - не критерий красоты. Не следует сильно затягиваться, в театр летом полагается надевать "пыльник" - легкий плащ: Как относиться к западной моде? Разумная оценка и понимание течений зарубежной моды помогут избежать двух прямо противоположных, но одинаково ошибочных тенденций: полного отрицания зарубежного опыта и слепого копирования буржуазной моды.

IV группа: Досуг.

Проблемные вопросы: На экранах страны в это время вышли фильмы "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука". Чем отличалось кино 60-х от фильмов более раннего периода? Устарели эти фильмы для нашего времени? Что нового появилось в литературной жизни страны? Как это было связано с политическими процессами, происходящими в нашей стране? Модными танцами были "рок-н-ролл" и "твист". Видели ли вы когда-нибудь их исполнение? Почему их называют скандальными? Какие увлечения были характерны для того времени? Кому пытались подражать ваши бабушки? Какие темы звучат в популярных песнях тех лет? Какое настроение они вызывают?

Вариант ответа учащихся: После тяжелого трудового дня, бесконечно текущих серых будней, каждый человек стремится заполнить разнообразными занятиями свое свободное время. Каждый находит их себе по душе.

Кино. Этот вид досуга пользовался большой популярностью. В начале 60-х годов появляются молодежные кафе . Там нет тяжелых бархатных занавесок и там можно послушать музыку, потанцевать, а в иных и посмотреть картины молодых художников.

Литература. К 1965 году в каждой семье есть своя, пускай небольшая, но библиотека, поскольку любой человек должен был идти в ногу с современностью, много знать и уметь поддержать беседу о прочитанном. Тысячи людей, и, прежде всего молодежь, были захвачены этой новой поэтической волной.

В 60-х годах мало ещё кто мог позволить себе иметь собственный автомобиль . Он пока является знаком определенного статуса, а не средством передвижения. Рядовой работник получал к концу 60-х годов 130-150 рублей, элита, партийная номенклатура до 1000 рублей, низшие слои населения от 70 рублей в месяц. Сделайте выводы об уровни их жизни. Средняя стоимость продуктов и промтоваров. Хлеб - 13-28 коп., молоко (0,5 л) 16-25 коп., картошка (1 кг) - 10 коп., мясо (1 кг) - от 1 руб. 80 коп. до 2 руб. 20 коп., рыба (1 кг) - от 50 коп. до 1 руб. колбаса, сыр (1кг) - от 1 руб. 70 коп. до 3 руб., колготки - 3 руб., обувь - 10-30 руб.

Человек 60-х-годов: Будучи нарциссом, человек 60-х - прекрасен прежде всего для самого себя. Но он желает быть прекрасным и для других. Поэтому человек 60-х - личность, он - творец, демиург, он - титан Возрождения. Это в 70-е появятся и расцветут шестерки, люди иерархии, заполнявшие многочисленные артистические кружки со строгой вертикалью власти. Здесь стоит указать на разницу между теми, кто действительно были людьми 60-х, и неточно поименованными в "шестидесятники" деятелями 50-х - этими евтушенками-ахмадулиными - избранниками первой поры молодежности - детьми ХХ съезда; хотя в "шестидесятники", действительно, попадают все, кто в этом десятилетии реализовался или сформировался. Он мог родиться и в 1933-м, и в 1943-м.

Шестидесятнику - все по плечу, за что бы он ни взялся - во всем гениален: в живописи, скульптуре, литературе, философии. В то время как восьмидесятнику все не по плечу; этого он не умеет, того не умеет, за это боится браться, а к этому малоспособен: он не умеет рисовать и писать, вообще неодарен визуально и пластически. Шестидесятник - белая ворона, он дерзко высовывается из толпы, куда уютно встроился, спрятался человек следующей формации.

Заключительное слово учителя.

В ходе структурированной дискуссии сделать вывод о периоде "оттепели" опираясь на информацию учащихся.

(заслушиваются варианты ответов учеников.)

Вывод: Итак, за период "оттепели" было сделано многое. Выделим самое главное.

Во-первых, был остановлен чудовищный маховик репрессий, созданный сталинизмом и перемоловший несколько миллионов советских людей. Миллионы людей вышли из тюрем, вернулись из лагерей. Точных данных о количестве жертв сталинизма до сих пор нет.

Во-вторых, под влиянием "оттепели" советское общество существенно изменилось. Наметилась общественно-политическая дифференциация, которая способствовала оформлению нескольких направлений, хотя они не были еще четко определенными и разграниченными. Глотнув глоток свободы, общество "разродилось" "самиздатом" и диссидентством.

В-третьих, внешняя политика СССР стала менее конфронтационной, хотя некоторые агрессивные элементы все еще сохранялись, в целом был сделан шаг к мирному сосуществованию СССР и других государств.

Хотя политика властей в период "оттепели" и не была достаточно продуманной, была во многом волюнтаристской, основанной на субъективном убеждении в правильности принимаемых решений, в целом, тоталитарная система пошатнулась.

С другой стороны, все преобразования, сделанные в период "оттепели" вроде и были закономерны и, вроде, не всегда инициатива принимаемых решений исходила непосредственно от Хрущева, но его роль как исторической личности не стоит принижать. Хрущев останется в истории как человек, сделавший первый шаг к слому коммунистической административно- командной системы в СССР.

Выставление оценок всем учащимся в зависимости от проделанной работы (презентация, доклады, сообщения, выступления).

Домашнее задание: Напишите эссе о советской семье в 60-е годы XX века.

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал:
  • было интересно:
  • было трудно:
  • я выполнял задания:
  • я понял, что:
  • теперь я могу:
  • я почувствовал, что:
  • я приобрел:
  • я научился:
  • у меня получилось:
  • я смог:
  • я попробую:
  • меня удивило:
  • урок дал мне для жизни:
  • мне захотелось:

Список литературы:

  1. Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе (1988). //Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. Тула: Пересвет, 1995.
  2. Верт Н. История советского государства 1900-1991 (пер. с франц.). 2-е изд. М.: Прогресс-Академия, 1994.
  3. Журнал "Крестьянка" № 28 12 1965 год, № 29 1 1966 год, № 30 2 1966 год.
  4. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории 20 века. Москва. ЦГО,2000 г.
  5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва. Владос-пресс, 2003 г.
  6. Луцкий Е.А.. История СССР (1861-1917). М.: Учпедгиз, 1956.
  7. Ю. Кушнерева, Т. Черникова. Уроки Клио. Иллюзии и разочарования. Мир и СССР в 60-е годы. Москва 1999 г.

«Свингующие шестидесятые» были самым важным десятилетием 20 века. Доказательством служит тот факт, что об этой эпохе до сих пор не сложилось единого мнения. Одни считают ее золотым веком новых свобод, а другие - мрачным десятилетием, которое принесло с собой крушение морали, авторитета и дисциплины.

Период 1960-х гг. связан с надеждой на большие перемены в советском обществе, обуслоленные хрущевской оттепелью. Технический прогресс в стране, ее постоянная конкуренция с США характерна для этой эпохи. Первые полеты Юрия Гагарина и Валентины Терешковой в космос изменяют представления о возможности человека. Но дальнейшие изменения в мировой политике, карибский кризис, а так же строительство берлинской стены и усиление холодной войны становятся новыми вехами в этой напряженной эпохе шпиономании.

Все, что пришло в движение в 60-е годы, до сих пор оказывает общественное, политическое и культурное влияние на нашу жизнь.

Исходный импульс всему этому дала молодежь, которая всегда была главным носителем надежды в обществе. В результате послевоенного «бэби-бума» процент молодежи среди населения резко возрос, молодежное влияние было сильно как никогда. Тинэйджеры, ставшие в 50-х годах потребителями благосклонность которых стремились снискать производители превратились в двадцатилетних бунтовщиков, подвергавших сомнению все святыни своих родителей. Одной из причин этого явления было экономическое чудо. Хотя оно свершилось уже в 50-х во всей полноте его плоды можно было пожинать лишь теперь, спустя десять лет, когда они стали доступны практически каждому. Однако многие молодые люди не хотели платить за это положенную цену - приспосабливаться, подчиняться, отказываться от себя. Они восставали против авторитета родителей, церкви и государства, начали поиск новых ценностей, развенчали общепринятую двойную мораль, которая заставляла людей делать одно, публично проповедуя совсем другое.

Подобные конфликты между поколениями происходили всегда. Новым было то, что молодежь не только протестовала, но и создала собственную культуру, вынеся ее на рынок в таких масштабах, что эта культура уже не бурлила где-то в подполье, а стала воистину вездесущей. Некоторое время казалось, что представления о лучшем мире, в котором будет больше честности и человечности, даже удастся претворить в жизнь. Так или иначе, это желание объединяло всех молодых людей: и тех, кто мыслил в политических категориях, и тех, кто занимался поп-культурой, и тех, кто просто наивно мечтал о мирной жизни, полной радости.

Послевоенного поколения, создавших экономическое чудо. За фразой «... ты должен чего-то достичь в жизни» обычно следовала угроза: «Пока ты садишься за мой стол, будешь делать то, что я скажу». Нередко это приводило к отказу от любых достижений и отторжению семьи и всего, что с ней связано: брака, верности, традиционного распределения ролей между мужем и женой. Принуждение представлялось корнем всех зол. А что, если не позволять собой командовать, если выбирать сексуальных партнеров так же свободно и спонтанно, как одежду, в которой больше не хочется видеть символ социального статуса? Сказано - сделано, и молодежь радостно предалась райской свободе. Уши Обермайер описывает это так: «Все было абсолютно новым: мода, музыка, философия, образ жизни. Живя в коммуне, мы находились в семье, которую сами себе выбрали. В жизни мы следовали принципу удовольствия, старались все перепробовать».

В этих экспериментах молодежи помогло изобретение противозачаточных таблеток. Появившись на рынке в 1961 году, они впервые позволили надежно и легко предохраняться от беременности. Без этих маленьких круглых пилюль сексуальная революция была бы невозможна. Насколько они помогли эмансипации женщины - это еще вопрос. Появление «пилюли» привело в первую очередь к тому, что мужчины полностью освободились от чувства ответственности. А женщины вскоре ощутили принуждение иного рода - необходимость постоянной готовности к сексу. Лишь немногие могли сказать о себе, как Уши Обермайер: «Я всегда делала только то, что хотела, и никогда не рассматривала себя как феминистку». На баррикады феминизма в конце 60-х многих женщин привели именно неожиданные последствия приема противозачаточных таблеток и сексуальной революции.

Условием свободы такой женщины, как Уши Обермайер, была в том числе и финансовая независимость. Как топ-модель Уши могла позволить себе все. Она была не единственной, кто с неожиданной быстротой нажил состояние в молодые годы. Экономическое чудо все еще было в расцвете; бум приносил прибыли молодым предпринимателям, которые обрели самостоятельность, занимаясь клубами, дискотеками, порнографией, андеграундными журналами и бутиками, и прежде всего - музыкальной индустрией. Молодежный рынок сбыта обслуживали в первую очередь молодые люди, которые разбогатели, продавая то, что нравилось им самим. А молодые вовсе не были противниками идеи потребления. Молодежь тратила деньги на индивидуальную моду, путешествия, наркотики, рок-н-ролл.

Музыка была стихией, которая объединял всю западную молодежь, невзирая на государственные границы, классовые, расовые и половые различия. Предтечами были Билл Хэйли и Элвис Пресли, потом возник спрос на «Битлз» и «Роллинг Стоунз», «Ху», «Кинкс», Джими Хендрикса и Эрика Бердона. Их музыка выражала все, что не вмещалось в слова, и люди следовали ей, как могли. В качестве шикарных девушек-«групи», которые повсюду ездили за буйными музыкантами, выступали в основном модели и красивые дочери богачей. Они немало способствовали тому, что 60-е остались в памяти как время «секса, наркотиков и рок-н-ролла». Этому имиджу не вредило даже то, что некоторые рокеры вполне по-мещански вели своих избранниц к алтарю, как Мик Джаггер - Бьянку. Главное, что распутная жизнь продолжалась.

В отличие от «Роллинг Стоунз» «Битлз» не остановились на «личном удовлетворении». Помимо этого они стремились обрести и внутреннее просветление. В 1967 году, избрав своим гуру Махариши Махеш Йоги, они стали застрельщиками движения, которое в поисках смысла бытия ориентировалось главным образом на далекий Восток. А ультрасовременные «стиляги» с прическами в форме гриба, которые следовали в моде вполне определенным, хотя и новым, законам, очень быстро превратились в хиппи (по крайней мере, по мнению средств массовой информации, для которых все «патлатые» были мазаны одним миром).

В искусстве десятилетия царствовали такие направления, как поп-арт и оп-арт.

Поп-арт. В других странах эпоха шестидесятых прошла под знаком других имен, одним из которых стал культовый (уже тогда) авангардный художник Энди Уорхол (настоящее имя - Андрей Вархола, 1928-1987). В 1960-е будущая звезда поп-арта «только начал рисовать свои полотна». О том, как все начиналось, Уорхол в соавторстве со своим личным секретарем Пэт Хэкетт поведал в книге "ПОПизм", без ложной скромности сопроводив ее подзаголовком "уорхоловские 60-е": "Когда к 1960 году в Нью-Йорке появился поп-арт, все им так прониклись, что даже занудным европейским умникам пришлось признать его частью мировой культуры… Поп-арт работал с образами, которые любой прохожий с Бродвея узнавал на раз - комиксы, столики для пикника, мужские брюки, знаменитости, занавески для ванной, холодильники, бутылки колы - в общем, со всеми теми классными современными вещами, которых так усердно не хотело замечать современное искусство" (Рис. 1-4).

Однако тех, кто уже приготовился к подробным, хронологически последовательным воспоминаниям на тему "моя жизнь в искусстве", предупредим сразу: такого "кина" не будет. Будет другое - обрывочный, случайный, поверхностный даже взгляд в прошлое. Субъективность и непоследовательность присущи большинству мемуаристов, претендующим, однако, как раз на объективность и последовательность. У Энди Уорхола все иначе: обрывочность и несостыковки - не досадная оплошность, а принцип. Как подмечено в предисловии переводчика книги Людмилы Речной, «это просто еще одно проявление ПОПизма - заполнять поверхность деталями, но не концентрироваться на них. Собирать пазл, не интересуясь каждой отдельной составляющей"...

В 1962 году Уорхол создал сенсационную серию полотен, на которых были изображены, зачастую в кричащих цветах, банки кока-колы и консервов, в том числе -- знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл», ставшие визитной карточкой Энди Уорхола. Радикальные арт-критики сразу обратили на них внимание, заявив, что произведения молодого художника искусно вскрывают пошлость, пустоту и безликость западной культуры массового потребления. Впоследствии Уорхол стал создавать более эпатажные произведения, такие как выполненные в «кислотной» манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна. Поговаривали, что в качестве «последнего штриха» Уорхол просил своих любовников помочиться на подобное произведение. Скандальная репутация Уорхола способствовала росту цен на работы из этой серии. В настоящее время рыночная стоимость картин Уорхола нередко измеряется десятками миллионов долларов.

Во второй половине 1960-х Уорхол стал проявлять интерес к кино. Фильмы, снятые им вместе с Полом Морисси, -- первая ласточка сексуальной революции. Самая ранняя короткометражка Уорхола изображает фелляцию двух мужчин. Параллельно с экспериментами с любительским кино Уорхол продюсирует первую альтернативную рок-группу -- The Velvet Underground. Он также выступил дизайнером обложек ряда концептуальных альбомов, например, «Sticky Fingers» группы The Rolling Stones.

Оп-арт прочно связан с абстракционизмом, здесь создается особая эстетическая среда калей-доскопических эффектов, особые изобразительные формы, далекие от воспроизведения действи-тельности. Опираясь на определенные психологические особенности человеческого восприятия, художники оп-арта успешно использовали некоторые зрительные иллюзии. В качестве средств образной выразительности в оп-арте фигурирует цвет, декоративный, контрастный или мягкий, тающий в полутонах, и геометризированный рисунок в виде спиралевидных, извивающихся линий, однообразных геометрических очертаний, усложненных наложением или совмещением разных планов узора. Творчество оп-арта можно было бы рассматривать как разновидность декоративно-прикладного искусства. Известно, что художники-модельеры широко используют оптические мотивы в росписи тканей, создавая монохромные или цветовые композиции, переливающиеся при всяком движении костюма или платья.

Оп-арт стремится к достижению оптической иллюзии движения неподвижного художественного объекта путем психофизиологического воздействия на зрителей, их активизации. Эстетическая специфика Оп-арта заключается в замене классической перспективы многофокусным видением виртуального оптического пространства. Движение в нем всегда виртуально, а не реально: визуализируется сама его идея. Создается иллюзия «ожившего пространства», плоскостное восприятие картины разрушается.

Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

Задача оп-арта - обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ "несуществующий". Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимого.

Духовная и культурная жизнь в СССР в 50 – 60 – е годы.

Духовная я культурная жизнь общества в период хрущевской “оттепели” носила противоречивый характер. С одной стороны, процесс обновления, либерализации в политике не мог не вызвать оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъема науки и образования. С другой - общий подход к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии. Все-же, особенно до начала 1960-х гг., наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции. Духовным центром шестидесятников стал журнал “Новый мир”, который возглавлял А. Т. Твардовский. В Москве начал работать театр “Современник” под руководством О. Н. Ефремова. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей. Стали выходить в свет мемуары советских военачальников: в прежние годы никто из государственных и военных деятелей не решался даже записывать свои воспоминания. В исторической науке наблюдался отход от догм “Краткого курса истории ВКП(б)”, пересматривалась роль Сталина в истории Советского государства. Начали издаваться новые журналы “Юность”, “Москва”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “История СССР”, “Новая и новейшая история”, “Культура и жизнь”, альманахи и газеты. Создавались новые творческие союзы. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС “О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”. Приметой времени стала реабилитация части деятелей культуры, осужденных при Сталине. Публиковались запрещенные стихи С. А..Есенина, Д. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, рассказы М. М. Зощенко и др. В период “оттепели” впервые заявили о себе Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, В. П. Аксенов и др. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать. Некоторые произведения литературы и искусства принимались Н. С. Хрущевым, его советниками и рядом деятелей культуры в штыки (романы В. Д. Дудинцева “Не хлебом единым”, Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”, фильм М. М. Хуциева “Застава Ильича” и др.). В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы Э. Белютин, Б. Жутовский, скульптор Э. Неизвестный. Значительные достижения имелись в развитии науки и техники, особенно в космонавтике (запуск искусственного спутника; полет Ю. А. Гагарина; успехи в ракетостроении). В Дубне был создан крупный международный исследовательский центр - Объединенный институт ядерных исследований. Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: была отменена плата за обучение в вузах, техникумах и старших классах средней школы; вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Увеличилось число вузов и научных учреждений. Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с акцентом на производственное обучение и профессиональную подготовку учащихся не была научно обоснована. В 1964 г. от нее отказались. В целом же духовное раскрепощение советских людей в рассматриваемый период не было и не могло быть полным. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы и искусства, проявилась нетерпимость к инакомыслию. На эти годы приходится начало диссидентского движения.

Духовная и культурная жизнь в СССР в 50-60 гг.

После окончания войны восстанавливались очаги культуры: школы, театры, музеи. В школах вводится трудовое обучение, а в 58 г. введено обязательное восьмилетнее образование. Расширяется система вечернего и заочного образования. Ставилась задача перехода к среднему образованию. В первое после сталинское десятилетие были серьёзные перемены духовной жизни. Писатель Эренбург назвал этот период “оттепелью”. В 53 г. в “новом мире” была опубликована статья Померанцева “об искренности в литературе”, где он впервые поставил вопрос о том, что честно писать – это, значит, не думать о высоких и не высоких читателях. В этом же журнале появились стать Овечкина, Абрамова. В 65 г. лауреатом нобелевской премии стал Шолохов. Твардовский пишет поэму “Тёркин на том свете”. В 50-60 гг. в литературе появились новые имена. Однако в эти же годы проходили гонения на творческую интеллигенцию. В 57 г. был исключен из союза писателей Пастернак. В 58 г. он был вынужден отказаться от нобелевской премии. Наука добивается больших успехов, ряд современных физиков были удостоены нобелевской премии: Прохоров и Боссов – за формулирование основ квантовой электроники; Ландау – за работы по сверхтекучести и сверхпроводимости. В Дубне в 58 г. по инициативе Курчатого был создан международный исследовательный центр, который занимается ядерными исследованиями. В 49 г. СССР стал обладателем ядерной бомбы, а в 53 г., благодаря изысканиям Сахарова и других ученых – водородной бомбы. Туполёв создаёт сверхзвуковой самолёт ТУ 144. Практическую космонавтику создаёт Королёв. 12 апреля 1963 г. Гагарин совершил полёт в космос, в 63 г. – Терешкова. А в 65 г. Леонов впервые в мире совершил выход в космос. Приоритет научных разработок отдавался интересам военно-промышленного комплекса. В кинематографе появляются новые типы героев, близкие и понятные зрителю. Триумфальным стал показ в Каннах картины Калотозова “Летят журавли”. Явлениями мирового уровня стали: “Иваново детство” Тарковского, “Чистое небо” Чухрая, “Судьба человека” Бондарчука. Всеобщее признание получило творчество Высоцкого. Духовное раскрепощение советских людей охватывало лишь узкий слой крупных культурных центров страны.



Статьи по теме: