Создание и решение проблемной ситуации. Создание проблемной ситуации на уроке

Технология проблемно-диалогического обучения. Создание проблемной ситуации на уроке:

Технология проблемно-диалогического обучения

Методы постановки учебной проблемы Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

    побуждающий от проблемной ситуации диалог;

    подводящий к теме диалог;

    сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог . Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2. Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Прием 2 состоит в том , что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие - между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется прием 3. В сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4,5,6. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания. Прием 4 наиболее простой : ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Прием 5 предлагает задание , не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Прием 6 самый сложный , поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

1.2.1. Постановка проблемных задач (вопросов)

Проблемные вопросы по природоведению:

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.

Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.

Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.

Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

Что случится, если растения исчезнут?

Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.

Проблемные вопросы по русскому языку:

1) Являются ли родственными (однокоренными) слова:

Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?

Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?

Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?

Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

2) Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?

Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)

Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)

Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)

Постановка проблемных задач по математике:

Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными . Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

    В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько --апельсинов съели они вместе? -Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.

    Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).

Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:

Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).

1.2.2.Задачи с заведомо допущенными ошибками

Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

1.2.3. Задачи с противоречивыми данными

На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)

1.2.4. Нестандартные тексты задач.

Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г. Остера.

1.2.5. Творческие задачи.

Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.

Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

1.3. Структура проблемного урока

Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах. Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности: проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице.

Таблица 4

Творческие звенья деятельности

учащихся

З

Н

А

Н

И

Е

Введение

Постановка учебной проблемы

Формирование вопроса или темы урока

Поиск решения

Открытие субъективно нового знания

Воспроизведение

Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме

Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу

1.4. Нестандартные формы учебной деятельности учащихся

    Урок – сказка

    Урок – путешествие

    Урок – игра

    Урок – экскурсия

    Урок типа «круглый стол»

    Урок «Что? Где? Когда?»

    Урок типа КВН

    Урок типа «ученый совет»

Сущность понятия « проблемная ситуация » Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.


Цель создания проблемной ситуации Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.


Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности. проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:


Приемы создания проблемной ситуации « Классические » « Сокращенные » 1. Проблемная ситуация « с удивлением ». 2. Проблемная ситуация « с затруднением ». 1. Проблемная ситуация « с удивлением ». 2. Проблемная ситуация « с затруднением ». 1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2. Подводящий к проблеме диалог. 3. Подводящий от проблемы диалог. 1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2. Подводящий к проблеме диалог. 3. Подводящий от проблемы диалог. « Мотивирующие » 1. Сообщение темы урока с использованием приема « яркое пятно ». 2. Демонстрация непонятных явлений. 3. Сообщение темы урока с использованием приема « актуализация ». 1. Сообщение темы урока с использованием приема « яркое пятно ». 2. Демонстрация непонятных явлений. 3. Сообщение темы урока с использованием приема « актуализация ».


« Классические » приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуацииТип противоречияПриемы создания проблемной ситуации С удивлениемМежду двумя (или более) положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой». 4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. С затруднениемМежду необходимостью выполнить задание учителя 5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. 8. Доказать, что задание учениками не выполнено.


« Сокращенные » приемы постановки проблемной ситуации 1. Побуждающий диалог это « экскаватор », который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т. е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для: - побуждения к созданию противоречия; - побуждения к формулированию учебной проблемы. 1. Побуждающий диалог это « экскаватор », который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т. е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для: - побуждения к созданию противоречия; - побуждения к формулированию учебной проблемы. 2. Подводящий диалог это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов « локомотив », движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается « от повторения ».


« Мотивирующие » приемы постановки проблемной ситуации 1.« Яркое пятно » сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т. п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал. 2. Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность). 3.« Актуализация » обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.


Основные условия использования проблемной ситуации Со стороны учащихся: новая тема (« открытие » новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область « незнания » в новой задаче. Со стороны учащихся: новая тема (« открытие » новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область « незнания » в новой задаче. Со стороны учителя: умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты. Со стороны учителя: умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.


Урок математики, 2 класс. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий. Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам. 1 способ Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить =9. 2 способ К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму =1. – Что вы замечаете? – Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные. – Почему получились разные ответы? – Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются? – Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым? (Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.) – Как вы определите цель нашего урока? Пример приема « с удивлением » Сущность приема: одновременное предъявление двух противоречивых фактов.


Урок русского языка, 3 класс. Тема. Сложные слова. На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове «оленевод». В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах. Пример приема « с удивлением » Сущность приема: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.


Урок окружающего мира. Тема. План и карта. Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб. Пример приема « с удивлением » Сущность приема: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»).


Урок математики, 2 класс. Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение. Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых. «В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?» =8 (ч) «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?» – Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче? – А почему, в чем затруднение? – Получается слишком длинная запись. – Значит, что нам надо сегодня открыть? – Надо придумать новый короткий способ записи. Пример приема « с затруднением » Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.


Пример приема « побуждающего от проблемной ситуации диалога » Урок русского языка, 1 класс. Тема: Действие и слово. Учитель: Какую тему изучали на прошлом уроке? Учащиеся: Слова-предметы. На доске записаны имена существительные и глаголы. Учитель: На какие две группы их можно распределить? Учащиеся: Слова – предметы и слова – не предметы. Учитель: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы? Учащиеся: Кто? Что? Учитель: Выпишите слова-предметы и подчеркните те, которые отвечают на вопрос кто? Учитель: Как Вы думаете, на какие вопросы отвечают слова второго столбика? (Создание проблемной ситуации). Что обозначают эти слова?


Урок математика, 1 класс. Тема: Числовой отрезок. – В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать. – Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры. Пример мотивирующего приема « яркое пятно »


Урок математики. Тема: Правило проверки решения уравнения. - За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение: 2 + х = х = х = 6 х = х = 6 – 2 х = х = 8 х = 4 х = 3 - Почему сразу не можем ответить? - Назовите тему урока. На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы: - проверить правильность, определяя части, целое; - проверка вычисления; - догадка – подставить число вместо х. Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки. Пример мотивирующего приема « актуализация »


Используемые источники 1. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. М.: УМЦ « Школа », С Мельникова Е. И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., Фридман Л. Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М: « Совершенство » С Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия С Картинка -

Методические приёмы создания проблемных ситуаций :

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;

Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкре­тизацию, логику рассуждения);

Определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

Ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или из­быточными исходными данными, с неопределённостью в поста­новке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на пре­одоление «психологической инерции» и др.). Для реализации проблемной технологии необходимы:- отбор самых актуальных, сущностных задач;

Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

Построение оптимальной системы проблемного обучения, созда­ние учебных и методических пособий и руководств;

Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать заинтересованность учащихся в деле .

Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправ­ными участниками совместной учебной деятельности

Анкетирование учащихся

Анкетирование учащихся проводится дважды – до применения проблемного обучения в процессе обучения и после него.

При помощи данной диагностики мы сможем выяснить эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до внедрения проблемного обучения (это первая часть анкетирования. Во второй части (после применения проблемного обучения) мы выясним, какие изменения произошли по тем же вопросам и характер этих изменений. По одному экземпляру анкеты предлагается каждому ученику (см. Приложение 7). Время заполнения анкеты строго не ограничивается.

Инструкция для учеников

Внимательно прочитай вопросы. Подчеркни нужное. Там, где необходимо, впиши в строку свое мнение.

Результат анализа анкет учащихся

Результаты анализа анкет представлены в следующей таблице:

Нравится ли тебе учиться в школе?

б) не всегда

г) не знаю

Трудно ли тебе дается учеба?

б) иногда

г) не знаю

Возникают ли у тебя трудности в усвоении нового материала?

б) иногда

г) не знаю

Если трудности возникали, то какие они? (возможен выбор нескольких вариантов)

▪ трудно сразу понять новую тему

▪ трудно самостоятельно выполнять задания по новой теме

▪ в новых темах всегда сложные задания

▪ неинтересно изучать новый материал

▪ я боюсь трудностей на уроках

Нравится ли тебе преодолевать трудности, искать пути решения сложных задач?

б) иногда

г) не знаю

Как ты относишься к новым сложным заданиям?

▪ мне интересно

▪ я их боюсь

▪ с неохотой выполняю их

▪ очень нравится выполнять сложные задания

▪ мне требуется помощь в их выполнении

* Для вопросов под знаком «*» возможен выбор нескольких вариантов ответов одновременно. В столбце «Количество ответов» указано общее количество выбора соответствующего варианта ответа.

3 ЭТАП

3 этап – исследование после применения проблемного обучения. На данном этапе проводились те же самые диагностики, что и на первом: диагностика на основе наблюдения, наблюдение, анкетирование.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов.

Антонова С.А.учитель начальных классов МАОУ-СОШ №19 п. Пироговский.


  • « Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…» Д. А. Медведев

Педагоги прошлого:

  • Я. А. Коменский Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоции Ф. А. Дистервег К. Д. Ушинский
  • Я. А. Коменский
  • Ж. Ж. Руссо
  • И. Г. Песталоции
  • Ф. А. Дистервег
  • К. Д. Ушинский

Идеи проблемного обучения

Дж. Дьюи : в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Мысль индивида» движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы…

Дж. Брунер : в основе проблемного обучения лежат идеи структурирования учебного материала.

Дидакты М. А. Данилов и В. П. Есипов формулируютправила активизации обучения, которые отражают принципы

организации проблемного обучения.


Сущность понятия «проблемная ситуация»

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.


Цель создания проблемной ситуации

Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.


В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть :

  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
  • поиск истины (способа, приема, правила решения);
  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • противоречия практической деятельности.

«Классические»

«Сокращенные»

«Мотивирующие»

1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2. Подводящий к проблеме диалог.

3. Подводящий от проблемы диалог.

1. Проблемная ситуация «с удивлением».

2. Проблемная ситуация «с затруднением».

1 . Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

2. Демонстрация непонятных явлений.

3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».



Классические» приемы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

С удивлением

Приемы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2 .Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

С затруднением

3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой».

4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Между необходимостью выполнить задание учителя

5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.

8. Доказать, что задание учениками не выполнено.


«Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации

1.Побуждающий диалог - это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

Побуждения к созданию противоречия;

Побуждения к формулированию учебной проблемы.

2.Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов - «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».


«Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации

1.«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.) : сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

2.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

3.«Актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.


Основные условия использования проблемной ситуации

Со стороны учащихся:

  • новая тема («открытие» новых знаний);
  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
  • умение определить область «незнания» в новой задаче.

Со стороны учителя:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Пример приема «с удивлением»

Сущность приема : одновременное предъявление двух противоречивых фактов.

Урок математики, 2 класс.

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1 способ

Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.

8-3+4=9.

2 способ

К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

8-3+4=1.

Что вы замечаете?

Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

Почему получились разные ответы?

Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?

Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

Как вы определите цель нашего урока?


Пример приема «с удивлением»

Сущность приема : обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?

- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?

  • Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.

2. Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить.

3. На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?


Пример приема «с затруднением»

Сущность приема : противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Урок математики, 2 класс.

Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.

Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»

2+2+2+2=8 (ч)

«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»

Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

А почему, в чем затруднение?

Получается слишком длинная запись.

Значит, что нам надо сегодня открыть?

Надо придумать новый короткий способ записи.


Пример мотивирующего приема «яркое пятно»

Урок математика, 1 класс.

Тема: Числовой отрезок.

В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.

Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.


Демонстрация непонятных явлений.

  • ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
  • - Как вы думаете, встречаются ли друг с другом эти животные? (Выслушиваются мнения детей).
  • - Что нужно для того, чтобы они встречались?(Жить поблизости, в одном месте).
  • - Так что же нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Знать, где они живут).
  • - А где мы можем добыть такую информацию? (В учебнике).
  • Далее дети сами находят ответ на этот вопрос из учебника стр…
  • - Так кто же был прав, поднимите руку честно?

Пример мотивирующего приема «актуализация»

Урок математики.

Тема: Правило проверки решения уравнения.

- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:

2 + х = 6 2 + х = 6 2 + х = 6

х = 6 + 2 х = 6 – 2 х = 6 - 2

х = 8 х = 4 х = 3

- Почему сразу не можем ответить?

- Назовите тему урока.

На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:

- проверить правильность, определяя части, целое;

- проверка вычисления;

- догадка – подставить число вместо х.


Алгоритм подготовки проблемного урока

1.Тема урока, новое знание (и его тип)

2Постановка проблемы:

  • *Побуждающий диалог от проблемной ситуации *Подводящий к проблеме диалог *Сообщение темы с приемом для ее принятия

3.Поиск решения

- Если проблема есть:

  • - Если проблема есть:

диалог

  • *Побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы диалог *Подводящий от проблемы диалог
  • *Побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы диалог *Подводящий от проблемы диалог

- Если проблемы нет:

  • - Если проблемы нет:
  • *Подводящий без проблемы диалог
  • *Подводящий без проблемы диалог

4.Продуктивные задания на воспроизведение знаний


Метод проектов (вид проблемного обучения).

Метод проектов – это метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие исследовательской деятельности, создание учащимися конечного результата их собственной творческой деятельности.


Наши проекты

Детская площадка

Парк

Осень в нашем лесу

Окошко в лето


ВЫВОДЫ:

1.Использование проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.

2.Связь между формированием познавательной активности и проблемным обучением направлена на овладение общими способами решения проблемных задач.

3.Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме.

4.Проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала.


«Ребёнок не кувшин, который надо наполнить, а лампа, которую следует зажеч ь »

В настоящее время от педагога требуется не только передача готовых знаний, но также и научить ученика понимать и разбираться в теме самостоятельно. Одна из технологий, позволяющих сделать это – создание проблемной ситуации на уроке. Состоит она в том, чтобы во время занятия создать проблемное положение с целью активизации самостоятельной деятельности ученика для их решения. В таком случае, наблюдается творческий подход к познанию материала или же какого-либо умения. При помощи создания проблемной ситуации на занятии, развиваются мыслительные способности.

Вместо технологий преподавания, которые использовались многие столетия, так называемая, традиционная методика, на смену приходят новые методики и технологии. Прежде всего, такие подходы направлены на то, чтобы дать обучающемуся проявить свою инициативу и самостоятельность. В итоге при такой методике обучения получается сильная и уверенная в себе личность, которая способна помочь развитию общества в будущем.

Для этого одних усвоенных знаний мало. Необходимы определённые качества характера, которые должны позволить ученику в будущем создавать нестандартные методы решения в той или иной затруднительной ситуации.

Такой подход на занятии даёт возможность ученику не просто записывать материал, а думать и больше говорить, вследствие этого у них более активно формируется как речь, так и мышление. При помощи такого способа ведения уроков, у воспитанников развиваются творческие способности, они пытаются отстояться своё собственное мнение и гораздо больше проявляют инициативу.

Они учатся думать, в настоящее время, очень малое количество преподавателей именно стараются научить мыслить ученика, а не просто вложить в него необходимые для контрольной или самостоятельной работы знания.

Существует некоторое преимущество использования данной технологии. Ведь проблемное обучение можно применять в любом классе и при преподавании совершенно любого предмета. Овладение знаниями, это, прежде всего, творческое занятие. Оно включает в себя 4 этапа.

  1. Установка проблемы, воспитанник должен понять, в чём суть проблемной ситуации.
  2. Воспитанник должен понять, как решить данный затруднительный случай.
  3. Далее обучающемуся необходимо изложить способ его решения.
  4. Завершающий этап – реализация своего плана.

Как подготовиться к проблемному уроку?

Чтобы замотивировать воспитанников и побудить их самостоятельно изучать материал и сформировывать метапредметные мыслительные операции – наиболее целесообразно будет создать проблемное положение в самом начале занятия. На первом этапе введения новой информации. Это один из приёмов мотивации познавательного вида. Её преимуществом является то, что она оказывается своё влияние практически на всю группу, как преуспевающих детей, так и отстающих. На протяжении этого этапа занятия у воспитанников формируются следующие УУД.

  1. Познавательные. Обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать полученную информацию. Также воспитанники развивают свою речь, когда озвучивают свои мысли по этому поводу, пытаются самостоятельно вывести и сформулировать понятие.
  2. Коммуникативные. То, что воспитанники общаются между друг другом на уроке, развивает их коммуникативные способности. Они учатся говорить более развёрнуто и аргументировано, при этом учитывают разные мнения и пытаются объяснить своё суждение.
  3. Регулятивные. Преподаватель может заметить трудности, с которыми столкнулся каждый воспитанник в понимании и усвоения новых знаний индивидуально.
  4. Личностные. По многим педагогическим системам, этот параметр самый важный. Ведь при проблемной ситуации на занятии обучающийся приобретает способность к саморазвитию. Помимо этого, у воспитанника появляется стимул к познанию нового материала.

Преподавателями, с целью осознания проблемной ситуации на уроке обучающимися, может использоваться побуждающий диалог. Таким образом, воспитанники осознают возникшее затруднение на занятии. Педагог в таком случае должен представить отдельные вопросы или предложения, которые позволяет воспитанникам осознать противоречия, а также попытаться сформулировать тему занятия самостоятельно.

Такой подход к преподаванию на занятии очень часто интересен самим воспитанникам. Также это позволяет добиться их самостоятельной активности на уроке. Существуют разные способы, которые способствуют этому. К примеру, работа в парах, группах или же учебный диалог.

Как создать проблемную ситуацию на занятии?

Условно, проблемные ситуации на занятии можно разделить на два вида. Это проблемное положение с удивлением и проблемное положение с затруднением. Существуют различные приёмы создания проблемных ситуаций для каждого из этих видов.

Для создания проблемных положений на занятии с удивлением используются три приёма.

  1. Вместе предъявить две мысли, которые противоречат друг другу.
  2. При использовании вопросов или заданий столкнуть разные мысли и высказывания воспитанников.
  3. Данный приём, можно подразделить на две ступени. В первой ступени необходимо показать житейское представление у воспитанников при помощи практического задания с целью их ошибки или же вопроса. На второй ступени необходимо сообщить сам научный факт либо наглядно при помощи эксперимента, либо простым сообщением.

Для того чтобы возникли проблемные положения с затруднением, также можно использовать три приёма.

  1. Преподаватель может дать практическое задание, выполнить которое невозможно. Воспитанник в этом случае более активно включается процесс, особенно преуспевающие ученики.
  2. Педагог может заставить учеников выполнять практическое задание, которое имеет решение, но абсолютно не похоже не предыдущее задание.
  3. Также преподаватель может дать ученикам невыполнимое задание, но похожее на предыдущее, которое было успешно решено. После этого педагогу необходимо будет доказать, что ученики не смогли его выполнить.

Как поставить проблему на уроке?

Для этого используется несколько методов.

  1. При помощи вопросов и предложений , которые подтолкнут воспитанника к постановке проблемы. Наиболее целесообразно использовать данную методику для сильных учеников, при помощи этого развиваются творческие умения воспитанника.
  2. Существует, так называемый подводящий диалог , его суть заключается в том, что при помощи наводящих вопросов и высказываний ученик должен сам понять мысль . В этом случае ответ воспитанника, способный вас удивить, практически никогда не прозвучит. Педагог постепенно подводит ученика к нужной мысли. В составе такого диалога могут использоваться и прежние знания ученика, а также можно использовать приёмы анализа или сравнения. Данная методика особенно актуальна для воспитанников с плохой успеваемостью.
  3. Педагог может озвучить тему занятия, используя какой-либо мотивирующий приём. Например, применив приём «яркого пятна», загадка, забавная история, сказка, легенда и так далее. Можно также предложить воспитанникам решить кроссворд, где ключевое слово и будет основная тема урока. В данной методике имеет большую популярность и другой приём, который носит название «Актуальность» . При помощи наводящих вопросов руководителя, воспитанники понимают роль изучаемой темы в своей жизни. При использовании приёма «Актуальность», ученики не получают никакого развития, но тема для них становиться несколько интереснее. При использовании сразу двух вышеперечисленных способов одновременно, педагог добивается как интереса учеников, так и их развития.

Примеры

Для создания проблемного положения на занятии при помощи удивления можно предоставить группе противоречивую информацию.

К примеру, для начальных классов на уроке математики можно использовать такой метод постановки проблемной ситуации.

Необходимо расставить скобки.

После этого стоит обратить внимание учеников на то, что выражения слева одинаковые, а ответы в конечном итоге получаются совершенно разные.

Помимо этого, вы можете столкнуть мнение некоторых учащихся. В итоге у них появляется возможность высказать своё мнение и оспорить высказывание своего одноклассника.

При прохождении такого материала, как сложные слова, можно поинтересоваться у воспитанников, существуют ли слова в русском языке, в которых может встречаться больше одного корня. Попросить назвать такое слово и подобрать корни к нему. В итоге при столкновении разных мнений возникнет диалог между обучающимися, который побудит их аргументировать свою точку зрения.

Ещё одним практическим примером методики, которая позволяет развить самостоятельность и коммуникабельность учеников – эта работа в группах. Учитель разбивает весь учебный класс на несколько групп и даёт им одно задание на всю группу. Далее необходимо наблюдать за работой каждой группы индивидуально. Необходимо побудить воспитанников к созданию гипотезы. При использовании данного примера никогда не давайте оценку итогов воспитанников. Любое решение задачи необходимо принять.

В заключение

Такие социально-культурные нормы личности обязывают, чтобы человек был самостоятельным, мог проявлять инициативу, а также личностный потенциал. В настоящее время, педагоги должны не только давать знания ребёнку, необходимые для успешной сдачи экзаменов. Преподаватели обязаны подготовить своих воспитанников к предупреждению жизненных проблем и самостоятельному их решению. Методика создания проблемных ситуаций на занятиях обладает рядом преимуществ.

Во-первых, создаются условия, чтобы воспитанники развивали свою наблюдательность, понимание, а также активизируется познавательная и умственная деятельность ученика. Во-вторых, это способствует развитию ответственности и самостоятельности, а также помогает проявлять инициативу и активизирует деятельность воспитанника.

Ко всему этому, поскольку обучающийся приобретает знания в ходе самостоятельной деятельности, он их гораздо лучше запоминает, и новая информация прочно закрепляется у него в голове. Также не стоит забывать, что данная методика нацелена, прежде всего, на то, чтобы сформировать нестандартное мышление учеников.

Благодаря вышеперечисленным преимуществам, методика создания проблемной ситуации на занятии является одной из самых оптимальных для развития и обучения воспитанников любого возраста. В последнее время педагоги её используют всё чаще и чаще, поэтому в будущем стоит ожидать детей, способных проявлять инициативу, мыслить нестандартно и отстаивать своё мнение. Не забывайте, что вы можете подвести ученика к знаниям, но стоит ли учиться – решать только ему.



Статьи по теме: