Структура индивидуальности и ее уровни. Структура интегральной индивидуальности и свойства субъекта

Опираясь на единство объективного и субъективного, в Пермской психологической школе под руководством В.С. Мерлина особое внимание уделялось обоснованию роли свойств субъекта в становлении структур интегральной индивидуальности в зависимости от объективных требований деятельности и ее общественного значения. К настоящему времени среди многочисленных и разнообразных свойств субъекта обстоятельно обоснованы индивидуальный стиль деятельности и общения, ценностные ориентации, социометрический статус человека в группе, социальнонравственные аттитюды, высокозначимые личные или общественные мотивы обучения, педагогическое мастерство учителя и т.д. Весь перечисленный комплекс свойств субъекта выступает промежуточным звеном много-многозначных связей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Каждая промежуточная переменная приобретается в формирующем эксперименте с целью опосредования разноуровневых связей. Причем установлено, что «основным опосредующим звеном в воспитывающем эксперименте является индивидуальный стиль деятельности», усвоение которого «происходит благодаря особому, как мы полагаем, универсальному мотиву - оставаться всегда индивидуальностью, защищать свою индивидуальность и становиться все более гармоничной индивидуальностью» /В.С. Мерлин, 1986, с.45; с.217/.

К работам, выполненным под руководством В.С. Мерлина и отражающим динамику развития интегральной индивидуальности посредством системообразующей функции стиля деятельности и общения, относятся экспериментальные исследования Г.С. Васильевой (1976), Н.М. Гордецовой (1978), А.А. Ерошенко (1981), В.В. Люкина (1981), Л.П. Колчиной (1976), А.А. Коротаева и Т.С. Тамбовцевой (1984), И.Х. Пикалова (1977), Т.С. Тамбовцевой (1981) и др. В современный период проблема индивидуального стиля деятельности и общения как универсального опосредующего фактора развития многомногозначных связей интегральной индивидуальности успешно разрабатывается Б.А.Вяткиным и его учениками /Б.А. Вяткин, 2000; Л.Я. Дорфман, 1993 и др/; А.И. Щебетенко и его учениками /С.Ю. Бессонова, 1998; А.К. Серков, 1992/; М.Р. Щукиным /1995/ и др.

В Пятигорской психологической лаборатории интегральная индивидуальность человека также рассматривается либо в зависимости от свойств субъекта деятельности и общения, либо раскрывается их место в структуре интегральной индивидуальности. Первоначально нами обосновывалось место глобальных свойств субъекта в структуре интегральной индивидуальности. Например, особое внимание мы уделили выяснению места темперамента в системе «человек - общество» /В.В. Белоус, И.В. Боязитова, 1989/.

Решая проблему места темперамента в структуре интегральной индивидуальности у разновозрастных лиц массовых профессий, мы стремились одновременно показать, что древнейшая гуморальная теория типов темперамента Гиппократа, конституциональная теория типов темперамента Кречмера и Шелдона, нервно-физиологическая теория личности и темперамента Айзенка и Кеттелла несостоятельны и отражают суть механицизма. Каждая из этих теорий в отдельности постулирует мысль либо о сводимости темперамента к различным особенностям низшего уровня интегральной индивидуальности - уровню организма (например, к особенностям реактивного торможения или к морфотипам), либо о выведении из темперамента высших уровней интегральной индивидуальности - уровня личности. В любом случае исчезает собственно-психологическая специфика темперамента, его характеристика становится линейно и однозначно детерминированной закономерностями других уровней интегральной индивидуальности. Короче говоря, темперамент растворяется в понятиях организма и личности и полностью с ними отождествляется. Следовательно, с механистических позиций невозможна собственно психологическая характеристика типов темперамента. Только в интегративной дифференциальной психологии справедливо ставится и в определенной степени решается вопрос об относительной независимости темперамента от различных подсистем интегральной индивидуальности. «Критерий такой относительной независимости, - подчеркивал В.С. Мерлин, - много-многозначная связь данной подсистемы с подсистемами другого иерархического уровня, которая выражается в том, что одни и те же явления данной подсистемы могут возникнуть при определенных условиях с одной и той же вероятностью в результате взаимодействия разных явлений другой подсистемы и, наоборот, разные явления данной подсистемы могут возникнуть в результате одних и тех же явлений другой подсистемы и при определенных условиях с одной и той же степенью вероятности» (В.С. Мерлин, 1976, с.5).

В.С. Мерлин успешно применил этот математический критерий теории систем к интегральной характеристике индивидуальности, складывающейся из множества разноуровневых подсистем большой системы «человек-общество»: из свойств организма (например, нейродинамический уровень), индивида (например,

психодинамический уровень); из психических свойств личности; из особенностей взаимоотношения между людьми в социальной группе и обществе.

Сопоставляя результаты отечественных и зарубежных исследований, В.С. Мерлин обнаружил, «что показатели одних и тех же свойств темперамента коррелируют с показателями разных свойств нервной системы, и, наоборот, показатели разных свойств темперамента коррелируют с показателями одного и того же свойства нервной системы и притом с одинаковой плотностью и степенью статистической значимости» (там же, с. 7).

Так, по данным А.И. Щебетенко разные показатели психодинамической общительности (инициативность, легкость и экспрессивность общения) коррелируют с электроэнцефалографическими показателями силы и лабильности нервной системы. И наоборот, показатели экстраверсии, ригидности и психодинамической общительности коррелируют с ЭЭГ - показателями лабильности нервной системы. Это и есть образец многомногозначной зависимости, свидетельствующий об относительной самостоятельности свойств типа темперамента и свойств типа нервной системы.

В наших экспериментальных исследованиях мы каждый раз обнаруживали два ортогональных симптомокомплекса психических свойств темперамента: симптомокомплекс экстраверсии-интроверсии и симптомокомплекс эмоциональности. В симптомокомплекс экстраверсии-интроверсии входят экспериментальные показатели этого свойства, ригидности, тревожности, импульсивности. В симптомокомплекс эмоциональности - экспериментальные показатели эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости. Симптомокомплексы экстраверсии-интроверсии и эмоциональности детерминированы самыми различными свойствами нервной системы, в том числе силой возбудительного процесса, динамичностью торможения, уравновешенностью нервных процессов, подвижностью в смысле переделки, понимаемой в павловском духе.

В частности, нами установлена равновероятная многомногозначная зависимость различных показателей различных свойств симптомокомплекса экстраверсии-интроверсии от различных показателей силы возбудительного процесса, а именно: от степени угашения с подкреплением условной КГР; от отношения латентного времени простой двигательной реакции на слабый и сильный звуковой раздражитель; от отношения латентного времени простой двигательной реакции в начале и в конце опыта; от изменения латентного времени простой двигательной реакции при действии стороннего раздражителя.

Кроме того, в исследовании Л.Д. Василенко симптомокомплекс экстраверсии-интроверсии обнаруживает равновероятную многомногозначную зависимость от различных показателей подвижности нервных процессов, в частности, от переделки положительной условной КГР в тормозную и от длительности последействия условного тормоза на двигательные реакции.

Следовательно, разные показатели разных свойств симптомокомплекса экстраверсии-интроверсии регулируются разными свойствами нервной системы. Причем эта регуляция осуществляется на равновероятной основе. Во всех случаях линейная зависимость различных показателей свойств темперамента от различных показателей свойств нервной системы составляет 99,9% доверительного уровня или 0,1 % уровня значимости.

Аналогичное поведение демонстрирует фактор эмоциональности. Различные показатели различных свойств симптомокомплекса эмоциональности обнаруживают равновероятную много-многозначную зависимость от различных показателей силы возбудительного процесса, динамичности торможения, в частности, от скорости угашения ориентировочной КГР на звуковые раздражители, от скорости выработки двигательной дифференцировки на звуковые раздражители, от количества ошибок при выработке динамического стереотипа и т.д.

Следовательно, отсутствуют какие-либо основания объяснять закономерности психодинамического уровня закономерностями нижележащего уровня организма. Между этими подсистемами интегральной индивидуальности существует много-многозначная зависимость.

Такого же типа зависимости выявлены В.С. Мерлиным и его сотрудниками между свойствами темперамента и свойствами личности. Ими убедительно показано, что зависимость свойств личности от свойств темперамента не прямая, а косвенная, обусловленная комплексом опосредующих переменных. Опосредующими переменными, как мы уже сообщали, выступают: индивидуальный стиль деятельности, индивидуальный стиль общественной работы, педагогическое мастерство воспитателя, социометрический статус детей в группе сверстников, аттитюды, ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство социальной группы), социальная ситуация и т.д. Все это говорит о том, что между свойствами личности и свойствами темперамента существует косвенная много-многозначная зависимость.

Сам факт обнаружения много-многозначной связи между разными уровнями интегральной индивидуальности означает их относительную самостоятельность, замкнутость и несводимость друг к другу. Этот путь распознавания различных иерархических уровней интегральной индивидуальности В.С. Мерлин обозначил как транзитивный. В настоящее время нам удалось выделить диагностический (статистический), функционально - процессуальный и функционально-результативный варианты познания структуры интегральной индивидуальности. Суть диагностического подхода к распознаванию разноуровневых свойств интегральной индивидуальности заключается в следующем.

Если группа испытуемых диагностируется по нескольким свойствам, например, по темпераменту и личности, и при этом обнаруживается, что испытуемые типа «А» характеризуются высоким и низким индексом по уровню притязаний личности, а высокий или низкий показатель уровня притязаний личности включается не только в тип «А», но и в тип «В», то это позволяет признать оба исследуемых параметра индивидуальности относительно независимыми, ибо между ними имеет место много-многозначная зависимость. Такого рода факт был найден в исследовании А.Т. Найманова, изучавшего сопротивляемость неудачам в совместной познавательной деятельности (А.Т. Найманов, 1991). По данным Л.В. Мищенко (1996), у экстравертированных и интровертированных студентов соотношение самооценки и групповой оценки является одинаковым: на первом курсе - статистически незначимым, на пятом курсе - статистически значимым. Кроме того, С.Л. Рубинштейн отмечал, что при испытании интеллекта как способности надо учитывать не только результат, но и процесс, который к нему ведет. Так, в экспериментальной работе Н.В. Орлинковой испытуемым парами предлагалась учебная деятельность по составлению программы решения вычислительной задачи на компьютере с дисплейными станциями. Были скомплектованы однородные и разнородные диады по типу темперамента. Типы темперамента выделялись методом таксономического анализа. Оказалось, что в однородных диадах по таксонам складываются разнообразные типы взаимодействия. В однородных диадах - координация, директивная субординация, либеральная субординация; в разнородных диадах - координация, автономия, директивная и либеральная субординация. Следовательно, один и тот же тип взаимодействия партнеров в совместной деятельности обнаруживается как в однородных, так и в разнородных диадах по типу темперамента. Это и есть образец много-многозначной зависимости между различными уровнями интегральной индивидуальности, устанавливаемый функционально-процессуальным способом (Н.В. Орлинкова, 1988). Функционально-результативный подход к распознаванию различных иерархических уровней интегральной индивидуальности в условиях совместной деятельности был реализован в уже упомянутой работе А.Т. Найманова. Он комплектовал диады с учетом типа темперамента и уровня притязаний личности и предлагал им выполнять затрудненную познавательную деятельность. Оказалось, что разнородные диады по типу темперамента более продуктивны в преодолении затрудненных условий деятельности, чем однородные по тем же самым параметрам индивидуальности. Иные результаты демонстрируют партнеры, объединенные по свойствам личности. В совместной деятельности по сопротивляемости неудачам более продуктивны однородные пары по уровню притязаний личности, нежели разнородные.

Следовательно, темперамент и личность - относительно дизъюнктивные и автономные психологические категории, принадлежащие к различным иерархическим уровням интегральной индивидуальности.

Таким образом, даже сравнительно незначительный анализ взаимоотношений различных иерархических уровней большой системы «человек-общество» показывает, что тип темперамента относительно независим от нижележащих (свойств организма) и вышележащих (свойств личности) подсистем интегральной индивидуальности. Темперамент, - как неоднократно подчеркивал В.С. Мерлин, - категория психологическая, т.е. неправомерность редукционистской трактовки целостной индивидуальности. На следующем этапе нами анализировались структуры интегральной индивидуальности в зависимости от свойств субъекта деятельности.

К заслуживающим внимания выводам пришел С. Акур, исследуя классические типы экстравертов и интровертов с позиции теории систем. Так, он выяснил, что в основе интегрального портрета экстраверта лежат реципрокные отношения между природным и социальным. Разноуровневые свойства интегральной

индивидуальности экстраверта образуют линейную зависимость; в основе интегральной индивидуальности интроверта лежат реципрокные отношения между социальным и природным. Разноуровневые свойства интегральной индивидуальности интроверта образуют нелинейную зависимость; благодаря взаимному уравновешиванию разноуровневых свойств интегральной индивидуальности представители экстравертированных и интровертированных типов поведения достаточно успешно усваивают образовательные программы высшего гуманитарного цикла /С. Акур, 1999/.

В этом же русле провел исследование Нгуен Кхак Тхан, раскрывший содержание интегральной индивидуальности у студентов с различной адаптированностью к социуму высшей школы. В частности, им осуществлено поэлементное и системное изучение структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов 18-20 лет в социуме высшей школы. Установлено, что структуры интегральной индивидуальности динамичны и варьируют в зависимости от свойств субъекта деятельности. У неадаптивных студентов, поведение которых характеризуется активным, целеустремленным преодолением жизненных трудностей и препятствий, разноуровневые свойства более согласованы и гармонизированы, подчиняются законам диалектического единства однозначных (по горизонтали) и многомногозначных (по вертикали) зависимостей в сравнении с жестким характером разноуровневых связей пассивно адаптивных студентов. Более того, диалектическое единство однозначных и многомногозначных детерминаций рассматривается автором как источник развития интегральной индивидуальности исследуемого возраста /Нгуен Кхак Тхан, 2003/.

Следовательно, в Пятигорской психологической лаборатории внимание фокусируется как на определении места базальных психических реалий в структуре интегральной индивидуальности, так и на выяснении их влияния на особенности становления интегральной индивидуальности в зависимости от вариаций человеческого фактора.

Таковы некоторые достижения в познании относительно "левого" детерминирующего крыла активно проявляющейся и развивающейся в деятельности интегральной индивидуальности. В перспективе - развертывание интенсивных исследований по обоснованию системообразующей функции индивидуального и группового субъекта деятельности в гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности /А.В. Брушлинский, 2003; А.Л. Журавлёв, 1999; В.С. Мерлин, 1986/.

дипломная работа

1.1 Подходы к изучению структуры индивидуальности

В отечественной психологии существуют несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева.

Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования индивидуальных различий в нашей стране и инициатор комплексного исследования индивидуальности, считает, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека.

Соответственно этому он рассматривал в структуре психологических свойств человека, с одной стороны, свойства индивида, а с другой, - свойства субъекта деятельности и свойства личности.

Индивидуальные или природные свойства человека образуются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями.

Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсомоторных и сенсорноперцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживаются на протяжении всей жизни человека и зависят от возраста.

Во вторую группу свойств входят индивидуально-психические свойства: особенности телосложения, биохимические и нейродинамические свойства.

Половые, возрастные и индивидуально-психические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства - психофизиологические функции и структура органических потребностей. Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки и темперамент.

Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Интеграцией этих свойств являются способности.

Особенности личностной сферы связаны, прежде всего, со статусом, социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные свойства образуют вторичные свойства личности, определяющие мотивацию поведения. Интеграция вторичных свойств образуют характер человека и его склонности.

Все эти группы свойств формируются во взаимодействии человека с окружающей его действительностью, т.е. все они обладают характеристиками открытой системы. Именно благодаря тому, что они являются характеристиками открытой системы, они доступны для объективного познания. Однако для того, чтобы понять целостность человеческой индивидуальности, необходимо, по мнению Б. Г. Ананьева, представить человека не только как открытую систему, но и как систему, замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств. [ 9, с. 13 ]

Таким образом, индивидуальность является, по мнению Ананьева, относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. В иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид > личность, субъект деятельности индивидуальность.

Целостность индивидуальности в этом случае определяется центральной ролью свойств личности: они преобразуют и организовывают индивидные и субъектные свойства.

Работы другого направления исследования индивидуальных различий и структуры индивидуальности, проводившиеся под руководством В. С. Мерлина, также основаны на выделении природных и социально детерминированных свойств человека и направлены на то, чтобы выяснить особенности связей между одноуровневыми свойствами и между разноуровневыми свойствами.

В.С. Мерлин выделил три уровня в структуре индивидуальности. К этим уровням относятся:

1) индивидуальные свойства организма; 2) индивидуальные психические свойства; 3) индивидуальные социально-психологические свойства.

Каждый из этих уровней имеет внутри себя два уровня. Для индивидуальных свойств организма эти уровни образованы, во-первых, биохимическими и общесоматическими особенностями и, во-вторых, свойствами нервной системы. Индивидуальные психические свойства разделяются на свойства темперамента и свойства личности, занимающие по отношению к свойствам темперамента более высокий иерархический уровень. Индивидуальные социально-психологические свойства определяются ролями в социальной группе и ролями в исторических общностях.

Сопоставив между собой различные свойства, включенные в эту структуру - от биохимических и морфологических особенностей до характеристик, определяющих взаимоотношения в коллективе - Мерлин предположил, что связи между этими особенностями могут быть двух типов: однозначные (обычные, характеризующие явления, относящиеся к одному иерархическому уровню) и много-многозначные (характеризующие связи между подсистемами или между разными иерархическими уровнями).

Примером много-многозначных связей являются связи между свойствами нервной системы и темпераментом: каждое свойство темперамента определяется разными свойствами нервной системы, а каждое свойство нервной системы лежит в основе нескольких свойств темперамента, то есть нет таких свойств темперамента, которые однозначно определялись бы только одним свойством нижележащего уровня, и нет таких свойств нервной системы, которые влияли бы только на одно свойство вышележащего уровня.

Таким образом, много-многозначные связи обеспечивают относительную независимость разных иерархических уровней. Исследования Мерлина показали, что много-многозначная связь является общей для различных разноуровневых связей. Однако тип этой связи может меняться: связь свойств нервной системы и темперамента гомоморфна, что на экспериментальном уровне может выражаться, например, в совпадении крайних групп: люди, имеющие определенное сочетание свойств нервной системы, одновременно имеют и определенное сочетание свойств темперамента. Свойства личности и социальный статус характеризуются другим типом связи - координированностью, когда, например, разные, и даже противоположные, свойства личности могут быть связаны с одинаковым статусом. При этом сама связь определяется более общими характеристиками.

Анализируя причину много-многозначных связей, Мерлин и его коллеги пришли к выводу, что в основе много-многозначных связей лежит индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности понимается как система целенаправленных действий, при помощи которых достигается определенный результат. Функция его состоит в том, что он разрушает старые связи между свойствами разных уровней и создает новые. Индивидуальные стили опосредуют разные уровни в структуре свойств индивидуальности. Исследование этой опосредующей роли показывает, что отсутствие или много-многозначность связей между характеристиками разных уровней совершенно не свидетельствует об индифферентности этих характеристик по отношению друг к другу: их соотношение определяет стиль деятельности и через стиль деятельности они оказываются взаимосвязаны. Таким образом, стили деятельности, по мнению Мерлина, являются системообразующими характеристиками в структуре свойств человека и определяют целостность индивидуальности.

Рассматривавшиеся до сих пор структуры индивидуальности возникли в комплекте теорий, анализирующих целостность психологической структуры человека, - в теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, при комплексном исследовании разноуровневых свойств - у Б. Г. Ананьева. Но потребность в понимании структуры индивидуальности возникает и при изучении отдельных психологических феноменов. Связано это с тем, что разносторонний анализ любого психологического явления возможен только тогда, когда понятно, какое место оно занимает в структуре других психологических свойств, каково его соотношение с ними, какова роль биологических и социальных детерминант в его формировании. Примером такого подхода к анализу целостной индивидуальности являются исследования способностей, проводящиеся под руководством Э.А. Голубевой.

Ею предложена схема, обобщающая исследования по структуре индивидуальности и личности, в которых природное и социальное, организм и личность составляют единство. Соответствующие компоненты (мотивация, темперамент, способности и характер) объединены системообразующими признаками эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями.

Эти признаки (по два для каждого компонента) были выделены на основании теоретических и главным образом экспериментльных работ, в первую очередь исследований отечественных дифференциальных психологов и психофизиологов (Б.Г. Ананьева, Н.С. Лейтеса, В.С. Мерлина и др.).

Известно, что психологическая характеристика темперамента определяется многими свойствами, но основными компонентами темперамента как личностной категории, согласно В.Д. Небылицыну, является общая активность и эмоциональность. Кроме того, в соответствии с замыслом построения схемы необходимо было, чтобы системообразующие признаки отвечали в тот или иной степени логическому принципу скрещивающихся понятий. Они позволяют установить именно такую последовательность расположения компонентов, «скрепляя» их определенным образом. Исключение любой из подструктур и даже одного какого-либо системообразующего признака нарушает устойчивые взаимосвязи в целостной структуре.

Необходимо определить эти признаки.

Эмоциональность как черта личности - это «чувствительность к эмоциогенным ситуациям», по определению П. Фресса.

«Активность - это индивидуальное свойство, отличающее данного индивида с точки зрения интенсивности, продолжительности и частоты выполняемых действий или деятельности любого рода».

Эмоциональность - это и черта темперамента, и характеристика индивида со стороны мотивационной сферы. Экспериментальные исследования В.С. Мерлина, А.И. Крупнова и др. обнаружили индивидуальные различия и в динамических характеристиках эмоциональности, и в мотивационно - потребностной сфере. Это позволяет отнесение ее к пограничному понятию, примыкающему одновременно и к темпераменту, и к мотивации.

Работами В.Д. Небылицына, Н.С. Лейтеса, Я. Стреляу и др. установлено, что активность как характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности - компонент темперамента.

Наличие определенной общности между мотивацией и темпераметром, выступающей в системообразующих признаках (эмоциональности) - это реальная и многосторонняя связь между этими подструктурами личности.

Основой мотивации являются потребности. Конкретный набор потребностей, их иерархия, составляют наиболее существенную характеристику личности. Хотя любому человеку присущи все группы потребностей, их индивидуальная композиция уникальна и в наибольшей мере определяет неповторимость личности.

Темперамент является второй после мотивации подструктурой личности.

Благодаря достижениям естествознания, в том числе типологической концепции И.П. Павлова, развитой применительно к человеку школами Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына,

Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, вопрос о природных предпосылках психологических характеристик темперамента (свойствах нервной системы, общих для человека и животных) оказался наиболее разработанным.

Каждая из подструктур имеет «выход» в направленность личности. Однако эта часть схемы остается весьма гипотетической из - за малого числа работ (за исключением экстра - интроверсии), основанных на измерении соответствующих характеристик. Направленность является более общей категорией, чем другие подструктуры личности. Ведущим и в тоже время специфическим отношениями, с помощью которых каждая из подструктур личности «сопрягается» с направленностью являются: для мотивационной сферы - склонности и интересы, для темперамента - интроверсия - экстраверсия.

Специфические виды направленности каждой из подструктур личности, также как и эти подструктуры, тесно взаимосвязаны. [ 8, с. 29-39 ]

Таким образом, взаимосвязи между психологическими свойствами разных уровней определяются психологическими особенностями, общим для пар подструктур. Так, в качестве основных признаков темперамента Э. А. Голубева называет эмоциональность и активность. Эти свойства выделяются как существенные особенности темперамента всеми исследователями, занимавшимися его изучением. Но эмоциональность, кроме того, что она является свойством темперамента, определяет и динамику мотивационной сферы. Следовательно, эти признаки обуславливают связь между разными подструктурами психологических свойств и обеспечивают вместе с другими подобными признаками целостность всей структуры психологических свойств.

Таким образом, в отечественной психологии выделяются три основных подхода к анализу индивидуальности, описывающие и анализирующие ее структуру и основные компоненты. Все подходы выявляют существование в структуре индивидуальности уровня индивидных свойств и уровня личностных свойств и анализируют их вклад в существование индивидуальности. В нашей работе мы руководствовались подходом к структуре индивидуальности Э.А. Голубевой.

Взаимосвязь самооценки с проявлением лидерских способностей старшеклассников

Термин "лидер" - англоязычного происхождения и означает в дословном переводе "ведущий", "направляющий", "руководящий". Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей(М.Х...

Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных...

Влияние среды на формирование характера

Известны различные попытки создания типологии характеров на основе: гороскопов; влияния имен; физиогномики (учение и связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности). Например...

Дифференциальная психология и структура индивидуальности

Личностные особенности доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей

Термин эмпатия пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия Э. Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект «вчувствуется» в объект природы или искусства...

Организация межличностных отношений в спортивной группе

Подход с позиции личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены...

Особенности агрессивного поведения в старшем и младшем подростковом возрасте

Проблемы социальной адаптации лиц с депрессивным расстройством личности

депрессивный расстройство психосоциальный реабилитация Теория дифференциальных эмоций. Депрессия довольно часто сочетается с булимией и анорексией, особенно у девочек-подростков. Мы не располагаем научными данными...

Психологические особенности родительской ответственности

Положение о неудовлетворительном состоянии проблемы ответственности в современной психологии отмечают многие исследователи. Трудности усугубляются тем, что понятия ответственности в философии, психологии...

Науке известен ряд подходов к изучению одиночества. Одним из самых известных является психоаналитический, разработанный Зилбургом, Салливаном и Фромм-Рейхман. Одиночество расценивается ими как состояние отрицательное...

Факторы нестабильности молодых семей

Обследование отдельного члена семьи, выявление его индивидуальных особенностей мало что дает для понимания его поведения в семье, определяющегося в первую очередь устойчивыми способами поведения (правилами) данной семьи...

Эмоции (виды, особенности, подходы к изучению)

Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни...

В отечественной психологии существуют несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Э.А.Голубева.

Б.Г. Ананьев инициатор комплексного исследования индивидуальности Он считал, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Принципиальным он считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека. Соответственно этому он рассматривал в структуре психологических свойств человека, свойства индивида, свойства субъекта деятельности и свойства личности.

Индивидуальные или природные свойства человека образуются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями.

Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсомоторных и сенсорноперцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживаются на протяжении всей жизни человека и зависят от возраста.

Во вторую группу свойств входят индивидуально-психические свойства: особенности телосложения, биохимические и нейродинамические свойства.

Половые, возрастные и индивидуально-психические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства – психофизиологические функции и структура органических потребностей. Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки и темперамент.

Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Интеграцией этих свойств являются способности.

Особенности личностной сферы связаны, прежде всего, со статусом, социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные свойства образуют вторичные свойства личности, определяющие мотивацию поведения. Интеграция вторичных свойств образуют характер человека и его склонности.

В иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид → личность, субъект деятельности индивидуальность.

Целостность индивидуальности в этом случае определяется центральной ролью свойств личности: они преобразуют и организовывают индивидные и субъектные свойства.

Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина , также основана на выделении природных и социально детерминированных свойств человека и направлены на то, чтобы выяснить особенности связей между одноуровневыми свойствами и между разноуровневыми свойствами.

В.С. Мерлин выделил три уровня в структуре индивидуальности. К этим уровням относятся:

1) индивидуальные свойства организма; 2) индивидуальные психические свойства; 3) индивидуальные социально-психологические свойства.

Каждый из этих уровней имеет внутри себя два уровня. Для индивидуальных свойств организма эти уровни образованы, во-первых, биохимическими и общесоматическими особенностями и, во-вторых, свойствами нервной системы. Индивидуальные психические свойства разделяются на свойства темперамента и свойства личности, занимающие по отношению к свойствам темперамента более высокий иерархический уровень. Индивидуальные социально-психологические свойства определяются ролями в социальной группе и ролями в исторических общностях.

· Система индивидуальных свойств организма

Биохимические

Общесоматические

Свойства нервной системы (нейродинамические)

· Система индивидуальных психических свойств

Психодинамические (свойства темперамента)

Психические свойства личности

· Система социально-психологических индивидуальных свойств

Социальные роли, исполняемые в группе и в коллективе

Социальные роли, исполняемые в социально-исторических общностях

виды и уровни связей:

Функциональные зависимости (внутри подсистем личности)

Многозначные связи (внутри подсистем личности)

Много-многозначные связи (между свойствами разных уровней)

Индивидуальность как набор уникальных связей между психическими свойствами различных уровней (нейродинамического, психодинамического, социально-психологического и социально-типического).

Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности. Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно единство , гармоничная непротиворечивость разноуровневых свойств порождает индивидуальность.

4.Индивидуальность как новообразование (Ананьев):

Понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид – субъект деятельности – личность», то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, субъекта и личности. Б.Г. Ананьев постулировал: «индивидуальность – это глубина личности» каждый является структурным целым, но добиться цельности, непротиворечивости, гармоничности частей целого удается не каждому. как индивидуальность человек существует в единственном числе и неповторим в истории человечества.

Системное описание индивидуальности по Ганзену:

продуктивность (Е) индивидуально-психологические различия(Инф)

Индивидуальность

индивидуальная история(Т) индивидуальный опыт (Пространство)

Отражение субъектной природы человека

Философские основания теории субъектности:

Самотрансценденция личности

Проблема поступка.

Личностный выбор.

Вопрос 34. Личность как саморазвивающаяся система (гуманистический и экзистенциальный подходы).

В гуманистической психологии личность понимается как саморазвивающаяся система, способная к выходу за пределы себя, к творческому созиданию самой себя. Живой, реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а существует как уникальное Я, как единство телесного, душевного и духовного. Главные проблемы гуманистической психологии личности: проблемы самосознания личности, ее самоактуализации, саморазвития, проблема смысла жизни.

К.Роджерс. К.Роджерс (1902-1987) утверждал, что все поведение человека регулируется тенденцией к самоактуализации. Она представляет собой важнейший мотив жизни человека, побуждающий его сохранять и развивать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные от природы. Важным понятием теории К.Роджерса является понятие субъективного мира. опыта человека, который образует основу его действий и поступков. Каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем. как мы их субъективно воспринимаем. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам нужно постичь его внутренний мир. Поэтому важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека.

К.Роджерс установил пять основных личностных характеристик полноценно функционирующего человека:

1. Открытость к переживанию, то есть способность слушать себя, осознавать свои мысли и чувства, не подавляя их.

2. Экзистенциальный образ жизни. Это тенденции жить полно и насыщенно в каждый момент существования.

3. Организмическое доверие. Это качество проявляется в процессе принятия решения. Так, многие люди ориентируются на социальные нормы, мнения других людей или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Полноценно функционирующие люди ориентируются на свои внутренние ощущения.

4. Эмпирическая свобода. «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам». Основываясь на этом чувстве свободы и силы, человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать.

5. Креативность (творческость).

Экзистенциальный подход отличается от личностно-центрированного подхода (ЛЦП) – другого важнейшего течения гуманистической психологии – прежде всего качественной оценкой сущности человека и трактовкой источников процесса становления.

Экзистенциальная позиция состоит в том, что сущность человека не задана изначально, а обретается человеком в процессе индивидуального поиска собственной уникальной идентичности. При этом с экзистенциальной точки зрения в природе человека есть не только позитивный потенциал, но и негативные, даже деструктивные возможности – и поэтому все зависит от личных выборов самого человека, за которые он и несет персональную ответственность. Осуществлять такие выборы и принимать ответственность за свою жизнь многим людям оказывается весьма непросто.

Личность как адаптационная система (когнитивный, поведенческий, психодинамический подходы).

Эти 3 подхода к пониманию личности, при всех различиях, схожи тем, что полагают, что у личности отсутствует или сильно ограничена свобода воли. Поэтому делается упор на развитие адаптационных свойств личности как системы.

Психодинамический подход

Основоположником является 3. Фрейд. По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия - либидо . Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

1) ид («оно») -функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

2) эго («я») -это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и;

3) суперэго («сверх-я») - структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Про адаптационные свойства личности:

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям.

Для снятия напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает защитные механизмы: отрицание, регрессия, вытеснение; проекция; замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Поведенческий подход
Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению. Главным источником развития личности является среда в самом широком смысле этого слова. Личность является продуктом научения, а ее свойства - это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

В качестве элементов личности в бихевиористской теории выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т. с. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека.

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок - самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу - не могу. Если человек принимает решение: «Могу», - то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», - то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

1) прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

2) самоинструкция; например, «Я могу это сделать!»;

3) повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

4) (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т. д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!».

Дж. Роттер выделяет два основных внутренних блока личности - субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями) и их результатами (подкреплениями), по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный «локус контроля». «Экстерналы» - это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля». «Интерналы» - это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна.

Когнитивный подход

Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.
Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт». Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкт - это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Главный Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.

С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами).

Индивидуальности

Как известно, целью дифференциальной психологии является изучение механизмов развития и функционирования человеческой индивидуальности как целостного феномена , а ее предметом – изучение структуры индивидуальности . В связи с этим, очевидно, что попытки исследовать структуру отдельных психологических сфер (таких как темперамент, личность и интеллект) не позволяют получить полное представление о человеке. Ограниченность информации, получаемой при рассмотрении только какой-то одной психологической сферы, очень хорошо осознается психологами. Результатом этого осознания являются, например, теории множественного интеллекта, включающие в число интеллектуальных характеристик параметры социального взаимодействия, или попытки найти общие механизмы регуляции когнитивной и личностной сфер при изучении когнитивных стилей. Однако, как оказалось, легче было расчленить «целостную» психологическую структуру, чем собрать воедино полученные элементы и понять, каким образом их интеграция образует целостную индивидуальность .

Несмотря на сложность проблемы, на данный момент существует ряд моделей индивидуальности, позволяющих представить ее в виде единой системы взаимосвязанных характеристик.

3.2 Многофакторная модель Дж. Ройса

В западной психологии одной из самых популярных является модель Дж. Ройса и A. Пауелла (Pawell A., Royce J.R., 1978, 1985), рис. 2 . Согласно авторам этой модели, все свойства человека объединены в суперсистему, которая определяется шестью взаимодействующими системами (сенсорной и моторной, когнитивной и аффективной, а также системой стилей и системой ценностей) и имеет ряд особенностей. В частности:

1) общей чертой всех свойств, входящих в систему является их связь с обработкой информации;

2) система представляет собой иерархию подсистем, каждая из которых обладает своей спецификой в процессе обработки информации;

3) каждая подсистема также имеет иерархическое строение;

4) каждый уровень системы имеет разное адаптивное значение в эволюционном смысле (чем ниже уровень, тем в большей степени входящие в него свойства подвержены влиянию наследственных факторов);

5) между свойствами, входящими в систему, существуют динамические отношения (могут меняться сами свойства, может меняться соотношение свойств, может меняться адаптивное значение свойств, компенсируя недостатки системы и способствуя ее приспособлению к требованиям ситуации).

Разноуровневость и иерархическая структура каждой из этих шести систем была определена на основании факторного анализа – выделения факторов первого, второго и третьего порядков. Всего при создании многофакторной системы индивидуальности было выделено около 200 факторов.

Рассматривая данную модель, стоит обратить внимание на то, что при ее описании авторы используют термин «личность», а «не индивидуальность». Для них личность – это высшая категория, характеризующая общие психологические особенности, а об особенностях конкретного человека можно судить по «индивидуальному профилю», который представляет собой специфическое сочетание личностных свойств.

3.3 Отечественные модели индивидуальности

3.3.1 Концепция С.Л. Рубинштейна

В отечественной психологической науке исследование составляющих структуры индивидуальности берет начало в исследованиях С.Л. Рубинштейна, выдвинувшего ряд важных идей (1989).

1. Индивидуальность представляет собой многоплановое образование, обусловленное психическими процессами, которые происходят на разных уровнях, в связи с этим, ее необходимо рассматривать комплексно, во взаимодействии всех психических свойств.

2. Индивидуальность может быть рассмотрена как связанная воедино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Внутренние условия представляют собой синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих определенную приспособительную функцию в деятельности, и включают в себя:

Свойства высшей нервной деятельности; способности;

Установки личности;

Систему мотивов и задач;

Свойства характера, обуславливающие поступки (то есть, те действия, которые реализуют или выражают отношение человека к другим людям).

3. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются их непосредственной механической проекцией; складываясь и изменяясь в процессе развития, они сами обуславливают специфический круг внешних воздействий .

Рис.2. Структура индивидуальности Дж. Ройса (1985)
3.3.2 Концепция Б.Г. Ананьева

Дальнейшее развитие интегративная модель исследования индивидуальности получила в трудах Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972).

Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования индивидуальных различий в нашей стране и инициатор комплексного исследования индивидуальности, считал, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Его книга «Человек как предмет познания», опубликованная в 1969 г., посвящена теоретическому обоснованию комплексного подхода к исследованию человека, т.е. возможности и необходимости исследования человека с точки зрения разных научных дисциплин. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека.

Структура индивидуальности , по Ананьеву, является многоступенчатой, многоуровневой (табл.9).
Таблица 9

Основные компоненты структуры индивидуальности


Уровни

индивидуальности


Свойства, входящие

в каждый уровень


Системообразуюшие

свойства


I. Свойства организма

1) Биохимические свойства

2) Общесоматические свойства

3) Нейродинамические

(свойства нервной системы)



II. Психические

свойства



1) Психодинамические свойства (темперамент)

2) Свойства личности



Индивидуальный
деятельности

III. Социально-

психологические

свойства


1) Социальные роли в социальной группе

2) Социальные роли

в исторических общностях



По мнению В.С. Мерлина, для исследования индивидуальности достаточно изучить связи между ограниченным количеством свойств, но относящихся к различным иерархическим уровням. «Поскольку интегральная индивидуальность содержит большое многообразие индивидуальных свойств и условий, то все их зависимости не могут быть исследованы в отдельности, основным средством изучения индивидуальности, как и всякой большой системы, является исследование статистических связей между отдельными свойствами» .

Сопоставив между собой свойства различных уровней, В.С. Мерлин выделил два типа связей: 1) однозначные, характеризующие отношения между свойствами одного иерархического уровня; 2) неоднозначные (много-многозначные), характеризующие отношения между разными иерархическими уровнями и подуровнями.

Примером связей второго типа являются отношения между свойствами нервной системы и темперамента: каждое свойство темперамента определяется разными свойствами нервной системы, а каждое свойство нервной системы лежит в основе нескольких свойств темперамента. То есть, нет таких свойств темперамента, которые однозначно определялись бы только одним свойством нижележащего уровня, и нет таких свойств нервной системы, которые влияли бы только на одно свойство вышележащего уровня.

Согласно теории интегральной индивидуальности, сам факт обнаружения много-многозначных связей означает относительную самостоятельность различных уровней индивидуальности, каждый из которых представляет собой «равноправную» часть общей системы. Для объяснения механизма взаимодействия между этими частями, а также между системой в целом и условиями внешней среды (физической и социальной) В.С. Мерлин вводит понятие индивидуального стиля деятельности (ИСД). Именно благодаря ИСД возможно единство системы индивидуальности, обладающей качествами, которых нет ни у одной входящих в нее частей.

Такой взгляд на структуру индивидуальности отличает модель В.С. Мерлина от других концепций, в которых низшие уровни рассматриваются, как часть более высоких (П. К. Анохин, 1978), либо как генетически и функционально первичные по отношению к высшим уровням (Б. Г. Ананьев, 1980). Более того, если в других концепциях статистически значимые связи являются обязательным признаком единства системы, то в модели В.С. Мерлина таких связей может и не быть, поскольку функцию основного связующего звена (системообразующую) осуществляет более значимый фактор – индивидуальный стиль деятельности .

Понятие индивидуального стиля деятельности (ИСД). В модели В.С. Мерлина под ИСД понимается устойчивая индивидуально-своеобразная система действий, целей и операций, при помощи которых достигается определенный результат деятельности (жизнедеятельности).

Как уже упоминалось, ИСД выполняет системообразующую функцию, которая состоит не только на гармонизации внутренних свойств индивидуальности, но в их согласовании с объективными требованиями деятельности. Общая согласованность осуществляется за счет того, что человек сознательно или неосознанно учитывает, как свои индивидуальные особенности, так и объективные условия деятельности, и в соответствии с совокупностью всех условий организует ее.

На уровне отдельных действий и операций согласование внутренних и внешних условий проявляется, например, следующим образом. При выполнении акробатических фигур в свободном падении парашютисты-холерики склонны «крутить» их на большой скорости вращения с заметными остановками между фигурами. Парашютистов-меланхоликов отличает большая скорость и точность выполнения фигур; флегматиков – глубокая группировка, четкость и размеренность движения, плавность переходов от одной фигуры к другой .

В более сложном варианте – на уровне деятельности в целом – способы согласования внутренних и внешних условий также бывают различными. В качестве примера приведем результаты исследования О.Я. Андроса, который изучал стиль самоорганизации деятельности учащихся – школьников и студентов .

Частота использования различных форм деятельности и жизнедеятельности (учебной, научной, досуговой, общественной). Для определения этого показателя был разработан специальный вопросник;

Степень выраженности разноуровневых свойств индивидуальности –
нейродинамических личностных и социально-психологических. Свойства диагностировались с помощью классических опросников Я. Стреляу (темперамент), Р. Кеттелла (личность, 16РF), А.Е. Климова (ПДО, профессиональная направленность, ПДО), шкалы Роттера (уровень субъективного контроля, УСК) и др.

Объективные показатели текущей успеваемости.

После факторизации всех показателей были выделены 4 стиля самоорганизации, каждый из которых по-своему способствует достижению успеха в учебной деятельности:

1. Стиль прогнозирования своих возможностей. Основными особенностями учащихся с данным стилем являются склонность к анализу своих потенциальных возможностей и способность к планированию с учетом своих индивидуальных особенностей (познавательных процессов, самоконтроля). Для них характерны сила нервной системы, экстраверсия, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, регулярность занятий по плану, активность и целенаправленность в научной работе, высокая частота выступлений с докладами, и сообщениями, педагогическая направленность.

2. Стиль адекватного реагирования на ситуацию. Учащиеся с таким стилем отличаются способностью быстро ориентироваться в ситуации, быстро находить и усваивать новую информацию, гибко подстраиваться под условия различной степени сложности и умением отстаивать свою точку зрения. Для них характерны подвижность нервных процессов, общая активность, экстраверсия, социальная смелость и профессиональная направленность по типу «Человек-Человек».

3. Стиль развернутого планирования. При этом стиле проявляется инертность нервной системы в сочетании с комплексом свойств, характерных для лиц творческих профессий: эстетическая впечатлительность, чувствительность, интроверсия, робость. Общий комплекс свойств дополняется склонностью рационально просчитывать ситуацию.

4. Стиль следования социальным стереотипам. Данный стиль объединяет такие психические свойства как тревожность, чувствительность к
межличностным воздействиям, требовательность к себе и окружающим, а также ответственность и добросовестность. Все свойства в своей совокупности способствуют высокому уровню достижений в социальной сфере.

Особая значимость ИСД для индивидуальности состоит в том, что в результате его формирования образуется такая система элементов деятельности, благодаря которой компенсируется и преодолевается отрицательное влияние каких-либо индивидуальных свойств. Поэтому люди с различными или противоположными свойствами могут достигать приблизительно одинаковой эффективности.

Например, страх общения, обусловленный высоким уровнем тревожности и слабостью нервной системы, может быть снят не за счет изменения свойств темперамента и нервной системы, а за счет усвоения эффективных приемов взаимодействия с людьми. При этом разрушаются связи между такими психическими свойствами индивидуальности, как темперамент (тревожность) и личность (страх общения), а функцию этих связей начинает осуществлять индивидуальный стиль деятельности (в данном случае – стиль общения).

Аналогичные процессы могут происходить и на других уровнях индивидуальности, в частности на уровне организма . Так, при наследственных эндокринных заболеваниях связь дефицита какого-либо гормона с патологическими свойствами нервной системы преодолевается при соблюдении своеобразного режима питания и режима физической активности. В зависимости от этих режимов изменяется связь антропометрических показателей и свойств нервной системы, т.е. они приобретают относительную независимость и опосредуются индивидуальным стилем жизнедеятельности.

Положение теории о «равноправии» различных ИСД в последние годы подвергается сомнению. В частности, признается существование рациональных и нерациональных стилей: т.е. каждый отдельный субъект не обязательно будет успешен в своей адаптации к требованиям деятельности, особенно в тех случаях, когда деятельность является экстремальной. Данное ограничение связано с существованием таких психофизиологических свойств, которые невозможно компенсировать даже посредством ИСД. Согласно исследованиям Е.П. Ильина, к таким свойствам относятся, например:

Комплекс боязливости (слабая нервная система, подвижность торможения, преобладание «внешнего» торможения);

Комплекс монотофильности (слабая нервная система, инертность нервных процессов, преобладание «внешнего» торможения и «внутреннего» возбуждения) и ряд других .



Статьи по теме: