Свобода является синонимом вседозволенности. Тест по обществознанию

Место в системе социально-гуманитарных наук - философия человека.

План

1. Понятия “свобода” и ”ответственность”

2. Виды свобод:

2.1. экономическая;

2.2. политическая;

2.3. духовная;

2.4. гносеологическая.

3. Свобода как познанная необходимость. Понятие необходимости.

4. Отражение относительного характера свободы – ответственность.

4.1. наличие долга и совести

4.2. умение осуществлять самоконтроль

4.3. самоуправление

5. Ограничение свободы личности. Ответственность за поступки.

6. Виды ответственности:

6.1. индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная

6.2. историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д

7. Социальные условия реализации свободы:

7.1. социальные нормы (правовые, моральные и др.);

7.2. место человека в обществе;

7.3. формы общественной деятельности;

7.4. уровень развития общества;

7.5. освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.

8. От­вет­ствен­ность - важ­ней­ший ре­гу­ля­тор де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка:

8.1. со­зна­тель­ное сле­до­ва­ние уста­нов­лен­ным нор­мам;

8.2. оце­ни­ва­ние своих по­ступ­ков с точки зре­ния их по­след­ствий для окру­жа­ю­щих;

8.3. прин­ци­пы и убеж­де­ния.

9. Сво­бо­да и от­вет­ствен­ность в сво­бод­ном об­ще­стве.

Понятия

Свобода - это возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества.

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

Мораль – форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения индивида в обществе.

Моральная оценка – одобрение или осуждение деятельности личности с позиций моральных требований, которые господствуют в данном обществе в конкретный исторический период времени.

Моральные ценности – наиболее общие, фундаментальные принципы и идеалы, из которых состоит мораль

Необходимость - надобность, потребность.

Принцип - 1) основное исходное положение какой либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации, 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности.

Убеждения - элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности.

Схема

Практикум.



6.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.



Эссе: «Свобода - это осознанная необходимость» (Г. Гегель)

«Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев).

«Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты». (М. Малерб).

Тест вариант 1

1 В отличие от природы, общество

А) является системой

Б) находится в развитии

В) выступает в качестве творца культуры

Г) развивается по собственным законам

2 Деятельность человека и поведение животного характеризуются

А) выдвижением целей

Б) механизмом самоконтроля

В) осознанным выбором средств

Г) удовлетворением потребностей

3 Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий

А) Верно только А

Б) Верно только Б.

В) Верны оба суждения.

Г) Оба суждения неверны.

4 Труд в отличие от общения

А) является потребностью человека

Б) может доставлять человеку удовольствие

В) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

Г) предполагает наличие цели

5 Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает

А) экономика

Б) социология

В) культурологи

Г) политология

6 Все, что создано человеком, в своей совокупности называется

А) обществом

Б) культурой

В) искусством

Г) наукой

7 Государство в условиях командно-административной экономики

А) законодательно закрепляет господство единой формы собственности

Б) разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий

В) вводит льготное налогообложение малого бизнеса

Г) предоставляет экономическую самостоятельность производителям

8 К функциям семьи относится

А) социализация личности

Б) определение минимального размера оплаты труда

В) установление системы школьного образования

Г) определение размеров коммунальных платежей

9 Что является функцией исполнительной власти?

А) создание законов

Б) разработка государственного бюджета

В) осуществление правосудия

Г) разработка предвыборных программ


Тест вариант 2

1 Выберите верное утверждение об образовании в РФ.

А) Среднее образование в РФ дает только общеобразовательная школа

Б) В РФ предусмотрена возможность завершения средней общеобразовательной школы в системе экстерната.

В) Среднее полное (общее) образование является в РФ обязательным.

Г) Ученик не может быть исключен из среднего общеобразовательного учреждения

2 Доход, получаемый собственником акций, называется

А) прибылью

Б) капиталом

В) рентой

Г) дивидендом

3 Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается

А) парламентом

Б) судебными органами

В) правительством

Г) правоохранительными органами

4 Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.
Б. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.

А) Верно только А.

Б) Верно только Б.

В) Верны оба суждения

Г) Оба суждения неверны.

5 Чиновник дореволюционной России продвинулся по службе, получив в соответствии с "Табелью о рангах" очередной чин. Этот пример иллюстрирует

А) социальное неравенство

Б) социальную мобильность

В) социальные санкции

Г) социальный контроль

6 Для консервативной идеологии характерно признание

А) ценностей традиций, преемственности

Б) классовой борьбы в качестве двигателя истории

В) государственной собственности как основы экономики

Г) имущественного равенства

7 Конституция является

А) доктриной внешней политики государства

Б) кодексом законов

В) основным законом государства

Г) формой государственного правления

8 Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе

А) 21 года

Б) 25 лет

В) 30 лет

Г) 35 лет

9 В систему правоохранительных органов входит

А) Совет Федерации

Б) администрация Президента

В) Правительство РФ

Г) прокуратура

Тест вариант 3

1 Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А) Верно только А.

Б) Верно только Б.

В) Верны оба суждения.

Г) Оба суждения неверны.

2 Составление расходной части государственного бюджета иллюстрирует экономическую деятельность в сфере

А) потребления

Б) обмена

В) производства

Г) распределения

3 К предписанному статусу относится

А) расовая принадлежность

Б) уровень образования

В) уровень доходов

Г) род занятий

4 Какой признак присущ нации как этнической общности?

А) национальное самосознание

Б) федеративное государственное устройство

В) наличие национальной армии

Г) разделение властей

5 Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

А) концентрация власти в руках выборных органов

Б) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

В) свободные от цензуры средства массовой информации

Г) развитое гражданское общество

6 Укажите верное определение: "Право это..."

А) наука об обществе

Б) регулятор общественных отношений

В) способ существования демократических режимов

Г) элемент государственного устройства

7 Верны ли следующие суждения о правонарушении?

А. Пропаганда в средствах массовой информации расистских и экстремистских взглядов и убеждений является правонарушением.
Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

А) Верно только А.

Б) Верно только Б.

В) Верны оба суждения.

Г) Оба суждения неверны.

8 Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.
Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

А) Верно только А.

Б) Верно только Б.

В) Верны оба суждения.

Г) Оба суждения неверны

9 К организационной подсистеме политической системы относится

А) государство

Б) нация

В) класс

Г) идеология

Урок обществознания в 10 классе по теме

"Свобода в деятельности человека"

Цель: изучение и анализ различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества.

Задачи:

1. Образовательная – получить новые знания по теме “Свобода”; развить общеучебные

умения– работать с дополнительной литературой, грамотное владеть устной, монологи-

ческой и диалогической речью; уметь работать коллективно; выбирать рациональные

способы выполнения работы.

2. Развивающая – развить мышление учащихся, умение владеть основными мыслитель-

ными операциями – анализом, синтезом, обобщением и т. д.

3. Воспитательная – формировать нравственные представления о свободе, человеческом

выборе свободы деятельности и поведения; воспитать критическое отношение к своему

поведению и уважение к закону.

Тип урока : урок - изучение нового материала.

Основные понятия: свобода, абсолютная свобода, свобода – познанная необходимость.

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2010; Т.П. Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс (базовый уровень). М., «ВАКО» - 2010.

План урока .

1. Понятие «свобода».

3. Границы свободы:

а) «внешняя необходимость» и её различные направления;

б) «внутренние» регуляторы свободы.

4. Что такое свободное общество.

Ход урока.

I . Организационный момент .

II. Мотивация.

Сегодня мы с вами начинаем изучение новой темы, содержанием которой, её стержнем является понятие «свобода». (сл. 1). Во все времена, а особенно в последние столетия, свобода выступает важнейшей ценностью человечества. Давайте вспомним суть, содержание понятия «свобода» из ранее изученных курсов обществознания и определим какие вопросы нам предстоит обсудить. (сл.2).

III . Актуализация знаний учащихся .

1. Индивидуализированно-групповая форма работы

Фронтальная беседа с классом. Два ученика работают по индивидуальным карточкам.

Закончите определение.

Свобода – это …

Выразите мнение.

Я свободен(а) - …

Зачитывание выполненных заданий по карточкам завершает работу по первому вопросу.

IV . Изучение нового материала.

2. Может ли быть свобода абсолютной.

Рассказ учителя.

Вывод: абсолютно свободным человек быть не может. Какие же ограничения свободы человека могут быть? Ответ на этот вопрос вам предстоит найти самостоятельно.

3. Работа в парах. Учащиеся работают с текстом учебника на стр. 220-221, делая записи в тетрадях.

Двое учащихся получают индивидуальные карточки с заданием.

Объясните смысл высказывания Вольтера:

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Объясните смысл высказывания Ф. Бэкона:

«Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу».

Время работы – 10 минут.

Проверка

Заслушивается ответ учащихся по внешним ограничениям свободы человека.

Первое высказывание завершает работу внешним ограничениям свободы человека.

Заслушивается ответ учащихся по внутренним ограничениям свободы человека.

Второе высказывание завершает работу по внутренним ограничениям свободы человека.

Обобщение учителя.

Мы с вами рассмотрели внешние ограничители свободы и внутренние запреты, которые человек сам определяет для себя. Что же является основным, определяющим в осуществлении человеком свободы?

Вывод: (предложить сделать его самим учащимся, учитель корректирует ответ).

Обобщение: как внешние обстоятельства жизни человека преломляются в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придаёт окружающей действительности. Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Подлинно свободный человека сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности любого политического режима в своей стране не дойдёт до состояния духовного упадка.

Физ. пауза

4. Итак, люди по-разному, порой диаметрально противоположно трактуют понятие «свобода».

Размышляя по этому поводу, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным.

Значит ли это, что ни государство, ни сообщество граждан не должны вмешиваться в жизнь отдельного человека? Конечно, нет. Мы это уже с вами выяснили.

Следовательно, свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства и общества в жизнь человека будет минимальным. Это общество свободомыслия. И суть здесь не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали. Подлинная свобода предполагает также самореализацию человека, которая основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединённом поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают ответственность, справедливость, т.е. все те ценности, которые должно обеспечить общество.

V . Закрепление изученного: тест.

Инструктаж

Время работы – 5 минут.

А1. Верны ли следующие суждения о свободе?

А.Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные ценности.

А2. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека - это вседозволенность, возможность поступать согласно только

своим желаниям

Б. Свобода человека в обществе предполагает сделать осознанный выбор и принять на

себя ответственность за него.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А3. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека в обществе - это возможность поступать только в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Б. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

А4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.

Б. Свобода человека проявляется в осознанном следовании установленным правилам.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А5. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Одно из проявлений свободы человека – возможность поступать по своему усмотрению.

Б. Свобода – это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Самопроверка.

А1 – 4

А2 – 2

А3 – 2

А4 – 3

А5 – 1

Обратная связь

VI . Домашнее задание : п. 20, стр. 223-224 (вопросы 2,4,6,7), эссе *

VII . Подведение итогов урока . Рефлексия «Лесенка успеха».

Выставление отметок.

Вариант 1

А1. Единичный представитель человеческого рода, носитель со­циальных и психических черт

а. Человек в. Личность

б. Гражданин г. Индивид

A2. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, называется

а. Цель в. Мотив

б. Результат г. Способность

А3. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, - это

а. Общение в творчество

б. Понимание г. познание

А4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволен­ности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

А5. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека преобразует окружающий мир и меняет самого человека.

Б. Человеку не всегда удается планировать и контролиро­вать свою деятельность.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Теория происхождения человека, которая рассматривает про­цесс его возникновения и развития, называется

а. Социогенез в. Антропогенез

б. Эгоцентризм г. Дуализм

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Вне общества индивид не может стать личностью.

Б. Новорожденный младенец является личностью.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А8. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

а. земля в. выращиваемая культура

б. техника г. земледелец

А9. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще­стве?

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А10. Агентами первичной социализации являются

а. сотрудники телевидения в. коллеги по производственной деятельности

б. должностные лица г. родители

В1.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исклю­чением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, первичные.

1) социальные установки

2) общение

3) интересы

5) потребности.

6) убеждения

В3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1. Авиценна, Моцарт, Бетховен, Шопен - это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательством инопланетян. 3. По мнению биофизиков , вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является______________ (1). Она носит условный ___________(2) и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является __________(3), направленное на усвоение научного ______(4) и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом деятельности считают___________ (5). Он обеспечивает не только существование человеческого __________(6), но является также условием его непрерывного______(7). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным».

Ж) развитие

И) общество

К) признак

(Дайте развернутый ответ на задания части С.)

«Психические свойства - не изначальная данность; они форми­руются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется снача­ла, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и про­является. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. <...> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколь­ко-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и пока­зательной для личности.


Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности - ее способности и характе­рологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками - весьма мно­гозначными, которые обусловливают, но не предопределяют пси­хические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельнос­ти не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется харак­тер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

СЗ. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.

С4. Влияют ли, по мнению, объективные ус­ловия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.

Итоговая работа по теме «ЧЕЛОВЕК»

Вариант 2

А1. Человека как личность характеризует

а. тип темперамента в. принадлежность к определенной расе

б. черты внешнего облика г. умение общаться с другими людьми

A2. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которо­го направлена деятельность человека, называется

а. Цель в. мотив

б. Результат г. Потребность

А3. Самопознание направлено на

а. познание общественных норм и ценностей в. осознание своих возможностей

б. отражение объективной действительности г. познание законов прекрасного

А5. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще­стве?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в об­ществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

а. Самосохранении в. самопознании

б. Самореализации г. самообразовании

А5.. Верны ли следующие суждения?

А. Социализация представляет процесс стихийного усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценнос­тей, позволяющих ему действовать в качестве полноправ­ного члена данного общества.

Б. Социализация выступает как процесс и результат включе­ния ребенка в общество.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Качества личности проявляются в

а. чертах человека как биологического организма в. особенностях темперамента

б. наследственной предрасположенности г. социально-преобразующей деятельности

А7.Артисты музыкального театра играют классический спек­такль. Объектом этой деятельности являются

а. Декорации в. музыкальные инструменты

б. Исполнители г. зрители

А8. Агентами вторичной социализации являются

а. близкие родственники в. учителя

б. родители г. друзья

А9. Конструирование в уме желаемого результата деятельности

а. Фантазия в. мотивация

б. Интуиция г. воображение

А 10. . Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека по преимуществу носит созна­тельный характер.

Б. Деятельность человека всегда созидательна.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

В1. Ниже приведен ряд качеств человека. Все они, за исключением одного, являются социальными качествами личности.

Порядочность, сообразительность, трудолюбие, гуманность, законопослушность.

Найдите и запишите название потребностей другого вида, «вы­падающее» из этого ряда.

В2.Найдите в приведенном ниже списке мотивы деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. социальные установки

2. общение

3. интересы

5. потребности.

6. убеждения

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого пронумеровано.

I. Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности. 2. Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. 3.Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. 4. Художественный образ представляет собой отражение действительности через субъективное восприятие ее самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений.

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слов(словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков

«Способности имеют природные предпосылки -_______(1), но их проявление зависит от индивидуального развития __________-(2). Многое зависит и от окружения, ведь одаренные дети могут часами заниматься любимым делом, которое является для них одновременно и трудом, и (3). Но взрослые иногда используют меры принуждения, которые вызывают лишь чувстве обиды и снижают ________(4) к данному занятию. Совокупность

умственных способностей человека и его умения применить их в разных ситуациях называют _____________(5). Если же личность достигла таких результатов в своей деятельности, которые повлияли на всю историю человечества, стали всемирно известными, составили целую эпоху в жизни общества или развитии культуры; то в таких случаях говорят о _________(6)».

A) Талант Б) задатки

B) Личность Г) человек

Д) гениальность Е) игра

Ж)интеллект 3) интерес

Часть С

Дайте развернутый ответ на задания части С.

«Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделен конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле. В первые годы развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние. И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа. Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в человеческом организме. Но человек - это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Культурная эволюция добавляет еще один слой, или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция - частью биологическая, а частью культурная - закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифицированной конституции человека, слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Человек - это животное, наделенное культурой <...>

Культурное наследие, или унаследование традиций, - это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма знаний и традиций - результат открытий и изобретений, сделанные предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения <...>Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Однако различия в их культуре огромны. Изменения, происшедшие с Homo sapiens со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией».

С2. Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называет автор?

СЗ. Как определяет человека эволюционная биология ? Какое определение человеку дает автор?

С4. Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке?

Ответы

социальные

сообразительность,

С - 1 вариант

С1. А) Личностью не рождаются.

§ личность не формируется снача­ла, а затем начинает действовать:

§ Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом

С2. «В деятельности личность и формируется, и про­является.»

«В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики.»

С3. Психические свойства: способности, характерологические черты

Особенности процесса :

· Способности людей складываются в работе, учении и труде

· Характер формируется в поступках и действиях

· Способности не являются врожденными, они формируются в ходе жизни

· Задатки развиваются в способности в процессе жизни.

человека.

Обоснование: …» образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

Аргументы: Маугли не могут развиваться как люди,

в неблагополучных семьях более значительны отклонения детей в психическом развитии.

С - 2 вариант

· «при рождении наделен конституцией животного»

· « это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа»

Обоснование:

· «процесс инди видуального развития,

§ результате обучения в широком смысле.»

С2. Факторы:

· « Культура приобретается в процессе инди видуального развития, в результате обучения в широком смысле

· «умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

· «В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа.»

· « Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в

человеческом организме.»

С4.предположения:

· позволяет накапливать знания, представления, развивать искусство, сохранять обычаи…

· Способствует передачи суммы знаний

· Обеспечивает обновление и пополнение культуры



Статьи по теме: