Такие разные букашки. Интересные факты о насекомых для детей в детском саду

В 5 лет сын настолько сильно заинтересовался насекомыми, что мы теперь коллекционируем их фигурки и играем только ими, в качестве домашних животных завели жуков, во время прогулок ищем и рассматриваем разных букашек-таракашек и записались в детскую библиотеку, где изучили уже практически все книги на эту тему. Особенно понравились фотокниги В. Танасийчука , советского энтомолога. Мы нашли в библиотеке только 2 книги этого автора, изрядно потрепанные, «лохматых» годов выпуска.

«В гостях у насекомых», В. Танасийчук

ЖИВОЙ АВТОБУС

Сидел я вечером на крыльце и смотрел, как бабочки вокруг лампы кружатся. Вдруг плюхнулся передо мной в траву жук -странный, весь какими-то зёрнышками облепленный. Только я успел его сфотографировать, как он взлетел и исчез в лесу. А когда я проявил плёнку, то увидел, что никакие на нём не зёрнышки. Это десятки маленьких клещиков крепко-крепко вцепились в жука, и жук их вёз, как живой автобус. Интересно бы узнать - куда?

ЧЕМ БАБОЧКИ НЮХАЮТ?

На свет лампы прилетела ночная бабочка -красивая и большая, каждое крыло в твою ладошку размером. Уселась и усами шевелит -принюхивается, нет ли близко других бабочек. Человек запахи носом чувствует, а бабочка- усами. Видишь, какие они у неё большие и сложные.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ

Неужели это тоже бабочка? Ноги длинные, а крылышки и на крылышки не похожи -тонкие, мохнатые и разделены на несколько лопастей, похожих на пальцы. Так и зовут эту бабочку -пальцекрылка.

КТО СЪЕЛ ТЛЕЙ?

Жили на веточке тли, сок из неё сосали. Стала вянуть веточка. Но вот, словно танк, приполз колючий зверь и слопал тлей. Только несколько штук осталось. Что за зверь такой? А это личинка божьей коровки. Пройдёт немного времени, и превратится она в красного жучка с чёрными точками, которого ты хорошо знаешь.

ЗЛАТОГЛАЗКА

Прилетела на цветок златоглазка. Крылья у неё большие, прозрачные, радугой отсвечивают, а глаза золотом переливаются. Сидит, осматривается - не осталось ли где тлей, которых божьи коровки не заметили? Если найдёт, всех съест. Полезное насекомое -златоглазка, она наши поля и сады охраняет.

СЕРЕБРЯНАЯ МУХА

Маленькая - со спичечную головку -муха бегает в траве, тоже добычу ищет. Спинка и брюшко у неё будто серебряной пылью покрыты, вот и зовут её серебрянкой.

ЗАЧЕМ ТРУБКОВЕРТУ ТАКАЯ ГОЛОВА?

Сидит на ветке жук-трубковерт. Его личинки листья едят, и он делает для них из листьев съедобные домики-трубочки. Лапками скручивает, а головой помогает - не зря она у него такая узкая, длинная и во все стороны движется. Долго работал, устал - теперь отдыхает.

СТРАШНЫЕ ХВОСТЫ

По ивовому листику ползёт зеленая гусеница бабочки-гарпии. Сзади два длинных хвоста вверх торчат. Подойдёшь к ней поближе -испугается, голову поднимет, хвостами в воздухе закрутит: не тронь меня, я страшная! А сама боится. Только у неё и защиты что эти хвосты, ведь кусаться она не умеет.

ШМЕЛЬ С КОРЗИНОЧКОЙ

С цветка на цветок перелетает пушистый шмель, пьет цветочный сок - нектар и пыльцу собирает. Куда?В корзиночку. Есть на задних лапках у шмелей и пчёл особые ямки, куда они пыльцу накладывают. Смотрите, сколько этот шмель набрал! Сейчас в своё гнездо полетит -личинок кормить.

ЗАПАСЛИВАЯ ОСА

Оса-аммофила устала охотиться и тоже присела отведать нектара. Чёрная, длинноногая, с тонким оранжевым брюшком, а на лбу, между глазами, ещё три маленьких глазка как бусинки блестят. Ни одна гусеница от этой осы не скроется, сразу поймает и в норку унесёт про запас для своих личинок.

ЖУК-ДРОВОСЕК

Кого только не встретишь на летнем лугу! Вот прилетел и уселся на цветке пёстрый, красивый жук. Кушает пыльцу и усами шевелит. И у него, и у всех его родственников усы очень длинные, потому и называют этих жуков усачами. А ещё зовут их дровосеками, потому что личинки усачей в стволах деревьев живут.

ЖУЖЕЛИЦА

Другой жук - зелёная блестящая жужелица- бежит по земле, в травинках и соломинках путается. А почему бы ей не взлететь? Не может -крыльев нету. Не бывает их у жужелиц.

РАЗБОЙНИК С КИНЖАЛАМИ

Притаился на камушке жук-скакун. Ноги у него длинные, прыгучие, а челюсти как два кривых кинжала. Сидит скакун, добычу караулит. Увидит зазевавшуюся муху или жука -прыгнет, полетит, схватит. Был бы скакун размером не с ноготь, а с тигра, не было бы страшнее зверя на земле.

ПУШИСТЫЙ СЛАДКОЕЖКА

Через цветок, как сквозь лесную чащу, пробираем пушистый жук - восковик. Это жук мирный, он ни на кого не охотится - ест цветы, самые сладкие части выбирает. И челюсти у него маленькие, ни для кого не опасные.

ХРАБРЫЙ ЖУЧИШКА

Ловко лезет по травинке жук - высоко залез. Ветер дует, травинку, как мачту, раскачивает, а он держится. У него для этого на концах лапок специальные крючочки есть.

«Шестиногие соседи», В. Танасийчук

Микрокосмос. "Сказка о том, как Муравьишка домой возвращался" (для детей старшего дошкольного возраста)


Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию экологическую сказку о насекомых из цикла «Иринушкины сказки», которую можно предложить вниманию детей 5-7 лет в организованной образовательной деятельности, для дополнительного чтения, а также при семейном чтении.
Материал предназначен для педагогов-экологов, воспитателей, родителей.

Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО г. Алдан РС(Я)

В публикации использованы фото российского фотографа Андрея Павлова

Цель: экологическое воспитание детей через литературное творчество.
Задачи: дать первоначальные знания о жизни насекомых посредством сказки;
расширять кругозор, развивать устную речь, воображение, фантазию; воспитывать сострадательное отношение ко всему живому.

Сидел Бог, задумавшись глубоко. Подошёл к нему человек и спросил:
-Скажи, Отче, о чём ты так сосредоточенно думаешь?
-Я думаю о том, как усовершенствовать задние лапки блохи, и сделать её наиболее прыгучей…
-А разве не я, человек, – твоё самое совершенное и любимое творение?
-О! Тебя я люблю, конечно, но и другие мои создания для меня тоже очень важны!
(Автор неизвестен)

Сказка о том, как Муравьишка домой возвращался

На лесной опушке под сосной стоял муравейник. Находился он здесь очень давно.
Это был муравьиный домик с множеством входов и выходов, по которым суетливо сновали деловитые муравьи.

Обитатели муравейника жили очень дружно. Днём они занимались своими обычными делами – обустраивали жилище, искали в лесу питание и запасали его в своих норках, заботливо прятали муравьиные яйца в глубине муравейника.



А иногда, переделав все свои дела, они играли, как малые дети.

Но перед самым закатом солнца муравьи плотно закрывали все свои двери, и их домик погружался в сон, отчего казался совершенно нежилым.
Среди обитателей муравейника вполне счастливо жил один маленький и хорошенький рыжий Муравьишка.
Но однажды в лесу стряслась беда. Огромная ступня гигантского существа сначала затмила солнечный свет, а затем опустилась на муравейник. Для жителей муравейника это была катастрофа.
Половина их уютного домика была безнадёжно разрушена, муравьи в ужасе разбежались в разные стороны и попрятались в траве.

Огромная ступня отряхнула с себя труху, которая была когда-то крышей муравейника, и вместе с сухой соломой Муравьишка был отброшен очень далеко от муравейника – на самый край лесной опушки.
Прошло уже много времени с момента страшного события - и испуг у Муравьишки понемногу стал проходить, но малыш сильно ослаб от голода. Бедолага повесил головку и не мог уже пошевелиться от усталости и слабости.

Вдруг он услышал какой-то шорох, с трудом поднял голову и увидел маленького паука.
Паучок только что закончил вить ажурную паутину и любовался своей работой, он тоже заметил Муравьишку и отметил, что тот очень ослаб.

Жалко стало пауку беднягу-муравья и он сказал:
-Взгляни-ка, дружок, на соседний кустик, под ним растёт гриб-подосиновик, стоит только тебе откусить от него кусочек, как к тебе вернутся силы. Ступай, покушай!
Собрав последние силы, Муравьишка подобрался к грибочку и откусил от красноголовика кусочек…

И действительно, через некоторое время Муравьишка почувствовал себя гораздо лучше.
-Спасибо тебе, добрый паучок! А не знаешь ли ты, где мой домик? - растерянно спросил Муравьишка у паука.
-К сожалению, дерево, на котором я живу, не так высоко, а глазки мои не особенно зорки, поэтому твоего муравейника я не видел, - ответил паук.
Попрощавшись с паучком, упрямый Муравьишка отправился куда глаза глядят – снова искать свой дом.

Вскоре Муравьишка очень сильно захотел пить. Когда жажда стала нестерпимой, он закрыл глазки и тихо заплакал. И в этот самый момент его заметила божья коровка.

Она сразу же поняла, в чём дело, проворно отыскала травинку, на которой, словно бриллиантики, сверкали капли воды, и вскоре одна из капель была доставлена прямо к носу Муравьишки.



Ох, какая же вкусная была водичка! Она придала Муравьишке свежих сил и он снова стал мечтать о возвращении домой.

Спасибо тебе, божья коровка. А ты не знаешь, где мой муравейник? Я так хочу домой!
-Нет, я не знаю, - ответила божья коровка, - но может быть бабочка подскажет тебе… Вон она сидит на цветочке, такая ослепительно красивая. Видишь её?

И действительно рядом сидела прекрасная бабочка, наслаждаясь сладким нектаром благоухающего цветка. Она уже услышала разговор божьей коровки и паучка и сказала:
-Я знаю, где твой дом! Он совсем рядом, вон за тем холмом. Если поторопишься, успеешь добраться домой до заката.

Обрадованный Муравьишка поспешил домой. И к концу дня он всё-таки нашёл свой самый родной и любимый на свете муравейник!
Муравьи уже починили, как смогли, свой дом и готовились ко сну, закрывая двери на ночь.
Когда они увидели Муравьишку, то очень обрадовались!!!


А утром следующего дня счастливый Муравьишка рассказал друзьям о своём удивительном путешествии и о добрых насекомых, которые спасли ему жизнь и помогли вернуться в любимый муравьиный дом живым и невредимым.


Вопросы:
-Что значат слова Бога о том, что все Его создания бесценны?
-Какое событие нарушило обычную жизнь муравьёв?
-Почему нельзя разорять муравейники?
-Назовите правила поведения на природе.
В заключении можно прочесть детям стихотворение "Мы в лесу всего лишь гости"

Окружающий мир кажется детям огромным и волшебным. Он наполнен звуками, красками, превращениями и разнообразными существами: растениями, насекомыми. Если взрослые помогают малышу осваивать этот прекрасный мир, то он получает массу незабываемых впечатлений, о которых помнит потом всю жизнь.

Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики. Мы привыкли к их присутствию и почти перестали замечать, а дети с удовольствием послушают истории про будни этих забавных существ.

  • Божьи коровки внешне вполне добродушные и медлительные насекомые. На самом деле, это беспощадные хищники. Если в саду их много, то хозяева могут быть спокойны: неутомимые жучки с обаятельной расцветкой в горошек будут уничтожать вредителей каждый день все лето. Только представьте: одна божья коровка за день съедает почти 300 тлей! Это настоящие маленькие воины, которые, к тому же, несъедобны для садовых птиц и других насекомых
  • Гусеницы, в отличие от божьих коровок, коварный враг растений. Они способны уничтожить зеленые листочки, испортить фрукты и ягоды. Конечно, избавиться от гусениц садоводам помогают птицы, но не так просто бывает найти на деревьях этих вредителей. Они замечательно приспосабливаются, прикидываясь то птичьим пометом, то веточкой. И защищаться гусеницы умеют: например, брызгаться кислотой
  • Но как же хороши становятся вредные гусеницы, когда превращаются в прекрасных бабочек! Эти чудесные создания порхают с цветка на цветок, лакомясь нектаром и перенося на лапках пыльцу. В мире существует не менее 140 тысяч видов бабочек. Среди них есть свои великаны с размахом крыльев около 30 см (птицекрыл королевы Александры) и крошки с размахом крылышек менее двух сантиметров (африканский «синий карлик»)

Рассказывая детям о насекомых , можно остановиться подробнее на их повадках. Например, как у кузнечиков получается тот характерный звук, которым наполняется сад в летние дни. Оказывается, кузнечик – настоящий скрипач: на его крылышках есть специальная жилка, которой он водит по маленькой перепонке, похожей на овальное зеркальце, и стрекочет.

Любопытные факты из мира насекомых

Чем старше становится ребенок, тем интереснее ему изучать информацию о насекомых. Например, чем отличаются пчелы и осы? Вроде бы, похожи, но осу мы считаем назойливой и агрессивной незваной гостьей, а пчелку великой труженицей. Почему?

Детям будет полезно узнать, что пчелы живут и работают большими семьями, в которой у каждой есть свои обязанности: там есть пчела – «королева», рабочие пчелы, воины, строители и т.д. Они вместе запасают мед, которым щедро делятся с людьми. Есть и другие полезные продукты пчеловодства, которыми мы лечимся, – это прополис, воск, пчелиный яд.

Осы – хищники. Они питаются фруктами, остатками пищи, нектаром, а личинок выкармливают добычей: мухами, пчелами, пресмыкающимися и даже мелкими млекопитающими.

А вот пушистые трудяги-шмели живут по человеческим меркам совсем мало – лишь одно лето. Порхают с цветка на цветок, помогая им опыляться. Зимовать остается только шмелиная матка, которая по весне должна будет отыскать место для нового гнезда и вывести в нем новую «бригаду» шмелей.

Еще много интересного можно поведать детям о насекомых. Важно, чтобы ребята понимали, как мудро природа заботится о каждом своем создании, поэтому и человек должен относиться к ним бережно, не обижать понапрасну многочисленных «братьев наших меньших».

Сказка для дошкольников

Автор: Волкова Татьяна Адамовна, воспитатель, структурное подразделение МДОУ "ДСКВ 362" д. Старая, Ленинградская область, Всеволожский район.
Описание материала. Сказка является авторской. Предназначена для детей от 4 до 7 лет, сказка в доступной форме знакомит детей с особенностями жизни насекомых.
Цель: расширение знаний детей о жизни насекомых.
Задачи : познакомить детей с условиями и особенностями жизни насекомых, расширять словарный запас детей, воспитывать интерес к живой природе.

Сказка "Кто где живёт"

Розовый мотылек проснулся от ласкового прикосновения солнечного луча. Он спал под теплым покрывалом листка подорожника. Молтылёк огляделся вокруг и увидел, что уже наступило утро и на полянке уже во всю кипела жизнь: бабочки весело порхали над цветами, жужжали пчёлы и гудели шмели, летали мошки и тяжёлые жуки. Розовый мотылек полетел к цветам, чтобы угоститься сладким нектаром. На одном из цветков он увидел пчёлку. Она с удовольствием собирала нектар, а к её лапкам пристала пушистая пыльца.
- Доброе утро, Пчёлка, - вежливо сказал Розовый мотылек, - ты видишь, к твоим лапкам пристала пушистая пыльца.
- Доброе утро, Мотылёк, - отозвалась Пчёлка, - да, так и должно быть, ведь я опыляю цветы, а не только лакомлюсь нектаром. Угощайся и ты. А ведь и ты тоже помогаешь опылять цветы, - заметила Пчёлка и улетела к другому цветку.

Мотылёк с удовольствием полакомился нектаром и полетел дальше. Мимо пролетел тяжело гудящий шмель.
- Привет, Мотылёк, ты уже проснулся?
- Да, сегодня прекрасная погода, не правда ли?
- Чудесная погода для сбора нектара. - согласился Шмель и полетел дальше. Внезапно он исчез с поля зрения Мотылька и тот закружился вокруг себя, ища, куда же подевался Шмель. И тут Шмель опять появился и полетел вдоль луга.
Присмотревшись, Мотылёк заметил в земле нору: оказывается, шмели живут в норах.
Удивившись, Мотылек полетел искать пчелу. Он нашёл её уже собиравшуюся покидать цветущий луг.
- Можно спросить, Пчёлка, где ты живёшь?
- В улье, на пасеке. - весело ответила Пчела. - А почему ты спрашиваешь?
- Потому что я видел, как Шмель вылете из норки в земле.
- Правильно, шмели живут в норках, а мы в ульях. - рассмеялась Пчела и улетела.
Тут мимо Мотылька пролетела красная божья коровка. Мотылёк хотел поздороваться с ней, но не успел: их накрыла какая-то тень. Пролетающая мимо птица хотела склевать божью коровку, но потом передумала. Мотылёк же успел спрятаться под листочек.
- Ты видела? - дрожащим голосом спросил он у Божьей коровки. - Мы чуть не попались.
- Да, - согласилась Божья коровка, -только мои крылышки красного цвета, а это означает для птиц - несъедобно. - и Божья коровка полетела дальше.
Мотылёк сел передохнуть на цветок клевера и сверху увидел спешаших куда-то муравьёв. Они быстро, цепочкой, бежали друг за другом, некоторые тащили сухие травинки и сухие сосновые иголки.
- Привет, муравьи, вы куда так спешите? - слетел к ним Мотылёк.
- Домой, в свой муравейник, - ответили муравьи не останавливаясь, и помахав Мотыльку свободными лапками.
"Все живут в своих домиках, только у нас, у мотыльков, нет домика." - грустно подумал Мотылёк и полетел играть с Бабочками.

Для большинства городских детей деревня – живой музей природы, гораздо более интересный и поучительный, чем все «взрослые» экспозиции, вместе взятые. Ведь на загородных просторах столько всего интересного, неведомого и загадочного! Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики. Мы привыкли к их присутствию и почти перестали замечать, а дети с удовольствием послушают истории про будни этих забавных существ. Наблюдая за букашками, малыш будет не только приобретать новые знания, но и учиться думать, анализировать, сравнивать, рассуждать.

10 интересных фактов о насекомых:

1. У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые».

2. Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка хитра – она может притвориться мертвой, если посадить ее на ладошку. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую жидкость - даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше не тронет.


3. Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Пусть малыш как следует рассмотрит кузнечика (какого он цвета, есть ли у него усики и глаза), а заодно и подумает, зачем тому нужны такие длинные задние ноги. Конечно же, чтобы прыгать!


4. Пчелки, шмели и осы - насекомые-опылители. Ведь без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками.

5. Часто малыши боятся жалящих насекомых. Но того, кто в страхе машет руками и кричит, пчела укусит скорее, чем спокойного человека. Поскольку насекомые первыми не нападут.

6. Муравей – самый сильный на земле! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если взрослые не забудут прихватить на дачу лупу, с ее помощью малыши узнают много интересного о жизни этих вездесущих муравьев. Для этого достаточно найти небольшой муравейник с дырочками-дверцами в земле и время от времени наблюдать за ним: что делают муравьи, как относятся друг к другу, какую добычу тащат, далеко ли убегают от своего дома?


7. Главный вредитель для дачного огорода - колорадский жук, регулярно «нападающий» на картошку. Ребенку нужно рассказать о том, какой вред наносит это насекомое, и попросить помочь в борьбе с ним. Обычно дети хорошо справляются с этой задачей, собирая жуков в банку с водой, тренируя при этом пальчики.


8. Ночью интересно следить за светлячками. Летит светлячок зигзагами. Обязательно покажите рукой в воздухе, как летит светлячок. В темноте светлячок светится желтоватым светом.


9. Пчелки собирают нектар, из которого делают мед. Нектар пчелка собирает хоботком. У пчел на ногах – целый набор инструментов. Здесь вы увидите и кисточки для сбора цветочной пыльцы, и корзиночки для переноса пыльцы, и щеточки, которыми пчелки чистят глазки от попавшей в них пыльцы. Пчелы, летая, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Поиграйте с ребенком в пчелок: повторять этот звук полезно для развития речи.


10. Летом в деревне или на даче вы наверняка увидите стрекозу. Эти красивые насекомые охотятся в воздухе: в полете они держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В эти «сачки» и попадают их сонные жертвы. Интересно, что всего за час стрекоза может съесть целых 40 комнатных мух. Если вы хотите слепить стрекозу из пластилина, полезно знать, что тело у нее состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко.

Статьи по теме: