Технологическая карта урока логопеда по фгос образец. Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука

Учитель логопедии:

Дата: 08.02.2017г.

Тема: Гласные А, О,У, Ы,Э.

Тип урока: рефлексия (обобщение, закрепление)

Оборудование:

Карточки - упражнения гимнастики, гласные А, О,У, Э,Ы из разрезной азбуки, компьютерная игра «Свинки-копилки» из программно-методического комплекса «Логомер», альбом «Я учусь говорить и читать» , Смайлики

Цель: закрепление понятия о гласных звуках А, О,У, Ы,Э и умение выделять их в слогах и словах.

Образовательные:

Закреплять и моторные и слуховые образы гласных звуков первого ряда;

Формировать навыки звукового анализа;

Коррекционные:

Продолжать развивать зрительную память и внимание;

Работать над развитием тического слуха;

Воспитательные:

Формировать ответственное отношение к выполнению заданий;

Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию и правильно ее выполнять;


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые БУД

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1. Мотивация к учебной деятельности. Настрой на занятие

Здравствуйте!

Говорим всегда красиво, смело и неторопливо!

Она как лесенка стоит, начинает Алфавит.

Она как Обруч, захочу – по дороге покачу.

Как сучок в любом лесУ, ты увидишь букву …

Мы узнали от совЫ, что нету слов на букву…

Э-ге-гей! – крикун кричит, изо рта язык торчит.

Как вы думаете, о каких буквах мы сегодня с вами будем говорить?


Обучающиеся настраиваются на занятие, отгадывают загадки и называют тему урока.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.

Развитиеумения принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Выделение существенной информации из текста.

Развитие Умения учебного сотрудничества с учителем.

2. Артикуляционная гимнастика.

Предлагаются карточки с изображением названий упражнений артикуляционной гимнастики.

- «Тесто»

- «Белка и орехи»

Иголочка»

- «Хомяк»

- «Бегемот»

- «Лошадка»

- «Улыбка»

Обучающиеся по очереди берут карточки, называют, показывают и выполняют вместе соответствующее упражнение.

Воспитание целенаправленной . Отработка точности артикуляционных движений.

Развивать умение соотносить свои действия с заданными образцами.

Умение пользоваться знаками, символами.

Умение слушать собеседника, точно выполнять инструкции.

3. Актуализация знаний, фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Повторение.

Что такое буква?

Что такое звук?

Почему А, О, У, Ы, Э называют гласными?

Каким цветом обозначаются гласные буквы?

Работа с карточками гласных букв (угадывание буквы по беззвучной артикуляции учителя).

В воздухе летит самолет! Сейчас он летит тихо «У», а теперь громко «У»!

Девочка плачет тих «О», а теперь громко «О»!

Работа над развитием фонематического слуха.

-«Поймай гласный звук». Хлопайте в ладоши, если услышите звук А (так с каждым звуком).

А-О-У-А-Ы-Э-А-У-Ы-У-О - Э

Дифференциация звуков в слогах

Работа с программой «Логомер». Игра «Свинки-копилки».

Определение места звука в схеме слова.

Разложи продукты в корзины. Смотри на схемы слов. стр. 35 «Я учусь говорить и читать»


Обучающиеся актуализируют полученные ранее знания о понятии «Звук и буква», «Гласные».

Анализируют артикуляцию звука и выбирают соответствующую карточку с буквой и воспроизводит ее.

Внимательно слушают педагога и реагируют хлопком, когда услышат заданный звук.

Нажимают на звуковые монетки, воспроизводят слог и кладут монетку в свинку-копилку с соответствующей буквой.

Рассматривают картинку, озвучивают названия продуктов, подбирают обобщающее понятие, определяют место звука «Ы» в слове и раскладывают продукты в соответствии со схемой слова, обозначенной на корзинках (первая – заданный звук в середине слова, вторая – в конце слова).

Формирование ответственного отношения к выполнению заданий.


Развивать умение активно участвовать в деятельности, переключаться с одного на другой.

Формировать умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Умение обращаться за помощью, принимать помощь.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Определи названия картинок, выдели первый звук и собери из них соответствующую букву.

Самостоятельно рассматривают, определяют первый звук в слове, отбирают картинки на заданный звук и собирают соответствующую букву.

Формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий.

Развивать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Развивать умение наблюдать, понимать изображение.

Развитие умения сотрудничать с педагогом и сверстниками.

5. Рефлексия деятельности. Снятие эмоционального напряжения, анализ работыобучающихся на занятии.

О каких звуках и буквах мы сегодня с вами говорили?

Ребята, какое задание вам показалось самым трудным, а какое самым лёгким?

Что вам понравилось на занятии?

Понравилось заниматься?

Самоанализ работы на уроке.

Осознание необходимости в изучении звуков.

Развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Развитие умения делать простейшие обобщения.


Развитие умения выражать свои мысли.


Технологическая карта занятия

Данные о логопеде (ФИО, место работы, имеющаяся категория, запрашиваемая категория)____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет: фронтальное логопедическое занятие Класс 2 Программа, пособие:

Тема занятия: Дифференциация Й - Е. Тип занятия: закрепление пройденного материала

Оборудование:

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие : учащиеся владеют

регулятивными УУД : 1) определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно; 2) сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).

познавательными УУД: 1) дифференцировать Й - Е в слогах и словах; 2) владеть звуковым анализом и синтезом; 3) различать гласные от согласных и согласные по твердости и мягкости.

коммуникативными УУД: 1) оформлять свои мысли в устной форме могут только по алгоритму; 2) отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда; 3) не всегда умеют слушать ответы других.

личностными УУД : радоваться своим успехам и успехам одноклассников; 2) уважительное отношение друг к другу в процессе занятия

Цель и задачи как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД (знать, уметь)

Закреплять способы дифференциации Й – Е в словах и словосочетаниях.

Учить применять полученные знания в практической деятельности.

Согласовывать прилагательные с сущ. ед. и мн.ч.

Метапредметные

Познавательные УУД

Уметь выделять существенную информацию из источника.

Регулятивные УУД

Определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно.

Планировать свои действия с опорой на алгоритм.

Коммуникативные УУД

Уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ.

Осуществлять совместную деятельность.

Личностные УУД

Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приемы обучения

Формы учебного взаимодейст-вия

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап 5 мин.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Обеспечить актуализацию имеющихся знаний.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели.

Игровой момент

Беседа

Фронтальная

1. Предлагает уч-ся воспроизвести ритм.

2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

Отхлопывают ритм, записывают число в тетради.

Выделяют одинаковый звук в словах.

Определяют тему и цель занятия.

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Определять и осознавать цели учебной деятельности.

Ориентировочный этап

5 мин.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму?

Беседа

Индивидуальная.

Фронтальная

Работа с зеркалами.

Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков.

Познавательные:

Умение выделять общий звук в словах

Коммуникативные:

Излагать свои мысли

Поисково-исследовательский этап

1-2 мин.

Организовать поиск решения проблемы.

(Как будем различать?)

Беседа

Прием наложения тыльной стороной ладони под подбородок

Фронтальная

Индивидуальная.

Предлагает уч-ся определить способы различения звуков.

Самостоятельно называют способы различения звуков.

Познавательные:

Умение называть способы различения звуков.

Коммуникативные:

Высказывать свои предположения.

Практический этап

20 мин.

Обеспечить применение знаний на практике.

Упражнение

Демонстра-ция.

Игровой метод.

Индивидуальная.

Фронтальная

Групповая

Предлагает ряд заданий на отработку полученных знаний.

Предметные:

Познавательные:

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания.

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

Рефлексивно-оценочный этап

8-9 мин.

Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата.

Излагают суждения в устной форме.

Индивидуальная

Диалог логопеда и ребенка, выявление возникших трудностей.

Наводящие вопросы логопеда, позволяющие осознать ребенку следующий шаг для достижения результата на более высоком уровне.

Трудность дальнейшего планирования действий для совершенствования результата.

Личностные:

Способность к самооценке.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.

Регулятивные:

Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.


Фазлыева Олеся Игоревна

Учитель-логопед, МОУ СОШ №6 с УИОП, ЯНАО, г. Надым

Фазлыева О.И. Технологическая карта логопедического занятия в соответствии с требования ФГОС // Совушка. 2016. №3(5)..10.2019).

Форма занятия : групповое логопедическое

Класс: 2

Тема занятия : «Дифференциация букв п-т в словах и предложениях» Лексическая тема «Времена года», «Перелетные птицы».

Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.

Тип занятия: изученного нового материала

Задачи занятия:

развивающие: создать условия для формирования умения различать буквы п-т в словах; расширения словарного запаса по теме «Времена года», «Перелетные птицы»; активизации познавательных интересов; развития внимания, зрительной и слуховой памяти; умения давать полные ответы на поставленные вопросы;

коррекционные : создать условия для предупреждения специфических ошибок на письме, оптической дисграфии;

воспитательные : способствовать формированию познавательного интереса учащихся к чтению; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; учить уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия: учебно - познавательная, коммуникативная.

УУД, которые формируются в ходе занятия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование;
  • познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

1) Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя - логопеда.

2) Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

3) Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться;

4) Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Личностные :

1) Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.

2) Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Оборудование: Компьютер, плазменный экран, презентация «Дифференциация п-т », индивидуальные зеркала; «звуковой мешочек»; пособие на дифференциацию букв п, т ; карточки с буквами п и т из пластилина; стилизованное изображение букв п и т; картинка с изображением Торопыжки, картинки с изображением времен года и названием месяцев, картинки с изображением перелётных птиц.

План занятия:

I. Организационный этап.

II. Подготовительный этап

Мотивация учебной деятельности- 1мин.

Актуализация знаний по теме- 3мин.

III. Этап постановки цели и задачи- 1 мин

IV. Этап работы по теме- 15мин.

1. Логопед читает сказку «Торопыжкина беда».

2. Дифференциация букв п - т

3. Дифференциация звуков [п] - [т]

4. Дидактическая игра «Шифровка»

5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.

6. Дидактическая игра «Звуковой мешочек».

V. Этап. Закрепление изученного материала. - 12мин.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики»

8. Физкультминутка. Дидактическая игра с мячом «Наоборот» -3 мин.

9. Временные понятия.

10. Графический диктант.

VI. Рефлексия деятельности (итог занятия)- 5 минут

Используемые ресурсы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. - М.: Книголюб, 2003.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: Сфера, 2005.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.
  4. Технологические карты по Русскому языку 2 класс.

Скрягина Алина Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 407
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта подгруппового логопедического занятия
Дата публикации: 16.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия с детьми имеющими общее недоразвитие речи

Подготовила: учитель-логопед Скрягина Алина Игоревна

МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара
Ф.И.О. учителя-логопеда Скрягина Алина Игоревна Возраст ребенка, логопедическое заключение) 5 лет Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи третьего уровня, стертая дизартрия 5 лет Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи третьего уровня, стертая дизартрия Тема занятия «Ласточка в гостях. Звук Л». Тип занятия «Закрепление знаний» Используемые технологии Технология на основе деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Технология поэтапного формирования умственных действий Цель занятия автоматизировать правильное произношение звука [Л] в словах, предложениях в рамках темы перелетные птицы Задачи Уточнить и закрепить артикуляцию звука [л] Автоматизировать произношение звука [л] в словах, словосочетаниях Закрепить представление о перелетных птицах Планируемые результаты Предметные Метапредметные
 Развитие подвижности органов артикуляции в процессе выполнения артикуляционной гимнастики;  Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Л];  Автоматизировать произношение звука [л] в словах,  Развивать фонематическое восприятие, путем выделения звука [л] на фоне слова  Систематизировать представления ребенка о перелётных птицах  Активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях.  Закреплять умение пользоваться простыми распространёнными предложениями.  Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –чк-, -шк-  Закреплять умения строить предложено-падежные конструкции с предлогами за, на, под.  Закреплять умение образовывать дательный падеж им. существительных Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность (наблюдать, анализировать, питания). Коммуникативные УУД: развивать умение слушать учителя до конца развивать умение высказывать свое предположение развивать умения строить и поддерживать диалог Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Воспитывать положительное отношение к птицам, профилактировать агрессию по отношению к птицам. Воспитывать интерес к миру природы и формировать чувство ответственности за перелётных осуществлять познавательную рефлексию Средства обеспечения Зеркало, набор карточек с изображением птиц, зерен, кормушки; изображение весеннего парка, мяч.

Организация и структура логопедического занятия
Этап Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД I Этап Мотив ации - создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс 3 минуты устные Подгрупповая Что бы язычок нас слушался и помогал красиво говорить нужно сделать гимнастику Губки наши улыбаются. Держи улыбку под счет до 10 Блинчик -иголочка Качели Почистим зубки Маляр Чашечка Парус К нам на занятие сегодня прилетела птичка, разгадай загадку и узнай, что это за птица. Она под крышами живет Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В черном фраке лапочка, А зовется?….
.(Ласточка)
Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом Отгадывают загадку Ласточка Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативны е УУД: развивать умение слушать учителя до конца; развивать умение высказывать свое предположение
II. Этап Актуа лизац ии знани й
-
актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД 8 мин Устные, аналитико- синтетические Подгрупповая 1 Ласточка принесла с собой ее любимый звук. Догадайся какой это звук. Какой первый звук ты слышишь: Ласточка. Звук [Л] Как он правильно произносится? Что делают губы? Где должен быть язычок?
2 Ласточка просит нас помочь ее друзьям

другим птицам вернутся домой.

Но птички

хотят с тобой поиграть. Ребенок

закрывает глаза. они спрятались, их

нужно найти.

Соловей, иволга,

Дополнительно: стриж, грач
Как называются эти птицы? Почему? 3 Давай вспомним из каких частей состоит птичка? Тебе нужно собрать птичку и назвать ее части тела. Вот подсказка. 4 Дополнительно: Ласточка хочет попросить тебя о помощи. Нужно определить где другая птичка будет нести звук [л]. В начале (в клюве), в середине (в лапках) или в конце (в хвостике) масло, мул, ложка, палка, луч, козёл, полка, лыжи, пол, лапа, галка, мел. Вспоминают, что при звуке Л губя улыбаются, а язык прикусываем зубками. Ищут в кабинете птиц, затем называют птиц: соловей, иволга, грач, стриж Обозначают общее называние птиц: Перелетные. Определяют почему такое название. Складывают из частей схему птицы и называет части тела: Голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки. Определяют место звука [л] в словах. Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу;Развивать познавательно- исследовательску ю деятельность
III Этап физми нутка - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном проведении Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД 2 мин Показ образца выполнения упражнения устные, аналитико- синтетические Подгрупповая Выполняет физминутку вместе с обучающимся Черный грач по полю ходит, Важно ноги поднимая, (идут, высоко поднимая колени) По проталинкам шагает, (и помахивая руками (крыльями). Червячков в земле находит. Выполняют движения по образцу Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленно й познавательной деятельности. IV закреп ление и усвоен ие знани й - Усвоение знания и возможность применить его в разных учебных заданиях Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность ученика Планируемые результаты УУД Устная, аналитико- синтетическая Подгрупповая
Игра «Собираем зерно»
Путешествие домой это очень долгий путь, нужно много сил. Птицам тяжело. Как думаешь, чем можно им помочь? Откуда им взять силы для путешествия? Нужно хорошо подкрепится! Нужно собрать зерно Определяют, необходимость пищи для птиц, перед полетом. Называют картинки, в названии которых звук л
для птичек. Но не просто так, под зерном нарисована картинка, тебе нужно ее назвать и красиво произнести в нем звук Л. Тогда мы сможем это зерно взять с собой и покормить им птичек. колокол, облако, вилка, платье, стол, флажок, шоколад, ложка, лук, лужа, лак, лампа, желудь. Если ребенок правильно называет звук в слове, то это зернышко отправляется в кормушку. А если нет, то остается зерно исправляется произношение, ребенок делает попытку снова Сейчас птицы возвращаются с теплых стран. Они должны искать себе пропитание, но это очень сложно ранней весной. Как можно им помочь?
Игра «Покорми птиц»
Вот мы и собрали зерно. А куда мы теперь можем положить зерно, корм птицам? Как называется? Кормушка! Теперь кого будет кормить? Кто у нас в гостях? (ласточка, иволга, соловей). Это зерно ты дашь кому? И т.д
Игра «Скажи ласково»
Ты покормил птичек, теперь они хотят поиграть. Я буду говорить тебе слово и колокол, облако, вилка, платье, стол, флажок, шоколад, ложка, лук, лужа, лак, лампа, желудь. Определяют необходимость кормить птиц весной По очереди берут зерно и называют кому он его отдаст. Кому? Ласточке, Иволге, Соловью. Ловят мяч по очереди и образует существительное, при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов птичка гнёздышко крылышко головушка лапа- лапка, лапочка. соловушка лодочка яблочко Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Развивать познавательно- исследовательску ю деятельность Коммуникативны е УУД:
кидать мяч. А ты должен сказать это слово ласкового. И кинуть мне обратно. птица – гнездо – крыло голова- лапа- Соловей- Лодка- Яблоко- Полка- Кулак-
Игра «Скажи наоборот»
Ребенку предлагается прослушать предложение и договорить слово, противоположное названному по значению, слово наоборот. Ночью на улице темно, а днем...(светло). Перец горький, а сахар... (сладкий). Фея в сказках добрая, а ведьма … (злая) Свеча горячая, а мороженое...(холодное). Летом тепло, а зимой... (холодно). Паутинка тонкая, а веревка бывает… (толстая) Бабочка легкая, а ворона... (тяжелая) Пьеро в сказке грустный, а Буратино … (веселый) Дополнительно: полочка кулачок Ловят по очереди мяч и заканчивает предложение словом антонимом Светло, сладкий, злая, холодное, холодно, толстая, тяжелая, веселый Дети берут по очереди птичку и сажают ее по инструкции, а затем самостоятельно озвучивает куда посадил птичку, ориентируется в пространстве на горизонтальной поверхности, определяет местоположение, обозначает местоположение при помощи предлогов, выбирает правильные предложно падежные- конструкции, контролирует правильное произношение звука Л в построенном предложение развивать умение слушать учителя до конца; развивать умение высказывать свое предположение

Игра «Посади птичку»

Что за птичка? Куда она залетела? Что

ты в парке видишь?
Посади соловья на лавку, под елку, посади справа от клумбы, посади за клумбу, и т.д Где сидит соловей? Ответ ребенка: Соловей сидит на клумбе. V. Этап Рефле ксия формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации дея- ти уч-ся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД
2 мин Устные, аналитико- синтетические Подгрупповая
Вот мы и помогли птицам! Накормили

птенцов, проводили их в гнезда! Ласточка

тебе очень благодарна.

Какой ее любимый звук ты учился

правильно сегодня произносить? У тебя

получилось?
Какую пользу приносят птицы? Птицы опыляют растения, уничтожают гусениц и других вредных насекомых. Вот почему можно сказать: «птицы – наши помощники». Кроме того, птицы украшают леса, парки и сады. Певчие птицы радуют нас своим пением. Каким бы стал мир без птиц? Что мы можем сделать, чтобы живущим на земле птицам было хорошо? Отвечают на вопросы, оценивают свои усилия Коммуникативны е УУД: развивать умение слушать учителя до конца;ьразвивать умение высказывать свое предположение; развивать умения строить и поддерживать диалог Личностные УУД:. Воспитывать положительное отношение к птицам, профилактироват ь агрессию по отношению к птицам;Воспиты вать интерес к миру природы и формировать чувство ответственности за перелётных осуществлять познавательную рефлексию

Технологическая карта индивидуального (парного) логопедического занятия

Ф.И.О.

Учителя-логопеда

Милусь Наталья Александровна

Группа (логопедическое заключение)

Подготовительная группа, ОНР III уровня

Тема занятия

Дифференциация звуков /С/ и /Ш/

Цель

Выработать четкую дифференцировку /С/, /Ш/ с опорой на артикуляторные и моторные ощущения

Задачи

Образовательные:

Учить детей давать четкую характеристику изучаемым звукам,

Учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков /С/, /Ш/, с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно-развивающие:

Содействовать совершенствованию фонематического восприятия,

Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи и движения,

Упражнять в дифференцировке звуков /С/- /Ш/ в слогах, словах, предложениях,

Учить определять место звука в слове (начало,середина, конец).

Воспитательные:

Дать возможность выражать свои мысли, доказывать, делать выводы,

Формировать способы дружеских взаимоотношений между детьми, привычку работать сообща,

Воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Развивать способности к самооценке своих действий.

Регуляторные УУД:

1. Развивать умение формулировать цель деятельности, составлять план действий.

2. Формировать умение работать парно.

3. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

4. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

2.Формулировать собственные мысли, высказывания и обосновывать свою точку зрения.

3.Строить небольшое монологическое высказывание.

4.Осуществлять совместную деятельность в парах и индивидуально с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательные УУД:

1.Осозновать поставленную задачу.

2.Формировать умение делать выводы в результате совместной работы парно и учителя-логопеда.

3.Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование

Аппаратное обеспечение: индивидуальные компьютеры, доска СМАРТ, СД диски с играми, аудиозапись физкультминутки.

Предметные картинки со звуками /С/, /Ш/, наборы для составления схем, карандаши, тетради, зеркала, раздаточный материал: стеклянные камешки Кабошона, шишки (природный материал), дидактическая игра: «Найди звук», «Скажи наоборот», «Зашифруй слова», на доске изображения: туча закрыта солнышком, цыплята, еж, утка, заяц, улитка, сорока.

Организационная структура занятия

Этап логопедического занятия

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Этап мотивации

Беседа, игра-разминка «Общий круг», артикуляционная моторика и мимические упражнения, работа с загадкой.

Задача: Эмоциональный настрой, создание положительных эмоций, способствование формирование мини группы (парно) воспитанников.

Включение воспитанников в деятельность через проблемную ситуацию.

Учитель-логопед собирает всех детей в круг, так, чтобы я видела вас, а вы видели меня. Когда дети рассаживаются в круг, учитель-логопед говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед справа».

Ребята, отгадайте загадку:

Огненное блюдце

По небу катается.

Утром на востоке

Поднимается.

Вечером на западе

За горизонт опускается.

А вы ребята помните сказку про «Солнышко», которое было три дня заслонено тучей, и после заблестеть не могло?

Однажды большая туча занавесило небо, закрыло солнышко и оно перестало освещать землю (на СМАРТ доске появляется изображение: туча закрыло солнце).

Что делать? Кто разбудит «Солнышко»?

(на доске СМАРТ появляется изображение: туча закрывающая солнце и цыплята).

Воспитанники здороваются глазками.

Ребята хором отвечают «Солнышко»

Да, помним. Это словацкая сказка «У Солнышка в гостях».

Ответы детей хором: решили идти цыплята.

Этап актуализации знаний

Наблюдение, самостоятельная работа, сравнение, анализ.

И, П

Звуковая разминка «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Как шелестят листья? (Ш-ш-ш). Подул ветерок. Как ветерок свистит? (С-с-с). Листики шуршат: ш-ш-ш, ветерок свистит: с-с-с, листики…, ветерок….

Какие звуки мы будем стараться правильно произносить?

Что вы знаете про эти звуки?

Ребята выполняют движения в соответствии с текстом.

(Логопед произносит слова «листики» или «ветерок», а ребёнок – звуки /Ш/ или /С/).

Ответы: /Ш/ и /С/.

Ребята выполняют сравнительную характеристику звуков с использованием звуковых символов.

(/Ш/- согласный, глухой, твердый всегда, шипящий;

/С/ - согласный, глухой, твёрдый и мягкий, свистящий).

Этап выявления затруднений

Самостоятельная работа, сравнение, анализ

И, П

Ребята, а что мы ещё должны с вами обязательно помнить про эти звуки?

С помощью чего нам проверить какое положение во рту занимает кончик языка?

Ответы детей

(какое положение языка занимает звук /С/ и звук /Ш/)

Ответы детей (необходимо взять зеркало, произносить наши звуки по очереди и наблюдать за положением языка и губ); и ещё можно узнать положение языка по тактильным ощущениям.

Этап объяснение (добывания) нового знания

Наблюдение, анализ, дискуссия,

пальчиковая гимнастика.

И, П

Ребята, какой вывод можно сделать, сравнив эти два звука?

Идут, цыплята идут… Вот кого они встретили…

Пальчиковая гимнастика «Улитка»

Кто там медленно ползёт,

(одна ладошка накрывает другую).

Дом свой на себе несёт?

(«Улитка» медленно ползёт по столу).

Проползёт ещё немножко,

(указательный и средние пальцы высовываются из под ладошки).

Высунет и спрячет рожки.

По листу, по ветке гибкой

(«Улитка» ползёт с высунутыми рожками)..

Медленно ползёт …улитка!

(на доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка).

Спросили цыплята у улитки, как им к солнышку пройти, а она говорит: «Спросите лучше у сороки. Она везде летает, всё знает».

Ребята, на что похожа буква Ш? А буква С?

Из чего мы можем выложить эти буквы?

Что при произнесении звука /Ш/ -губки вытянуты вперёд, рупором, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, язык принимает форму чашечки, кончик языка поднят к верхним зубам, а выдыхаемая струя – теплая;

При произнесении звука /С/ - губки в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, а выдыхаемая воздушная струя сильная – прохладная.

Выполнение ребятами пальчиковой гимнастики.

Ответы и рассуждения детей.

Ответы детей.

Каждый ребёнок выкладывает буквы /Ш/ и /С/ из того материала, который посчитает нужным (отдельно на столе к отдельных коробочках множество разновидностей материала: стеклянные камешки Кабошона, палочки счётные, веревочки, фасоль, пуговицы, карандаши цветные и т.д.).

Закрепление во внешней речи

Самостоятельная работа с проверкой

Рефлексия

Речевые упражнения, самостоятельная работа, взаимопроверка.

П, И

(на доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока). Натаскала она много шишек и камешек КАБОШОНА и не может их разложить. Поможем ей.

Если услышишь в слове звук /Ш/, бери шишку, если звук /С/, бери камешек стеклянный и раскладывай их в разные стороны.

Слова: усы, уши, нос, нож, мыс, мышь, рос, рожь, миска, мышка, сутки, шутки, каска, каска, крыса, крыса, носки, ножки, басня, башня, касса, каша.

Идут дальше цыплята. Видят, зайка сидит, лапкой прикрывает книгу. (на доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка). Что случилось? Зайка рассказал, что был дождь и в книге у некоторых слов смылись буквы.

Цыплята пожалели зайку и решили ему помочь.

«Буква потерялась». Посмотрите в словах пропали буквы. Дождь их смыл. Угадайте и поставьте их на место.

Цыплята спросили, не знает ли зайка, как пройти к солнышку. «Нет, может утка знает?» - ответил заяц.

Послушайте внимательно слова: санки, шапка. Вы должны выполнить звуковой анализ слов, с выкладыванием графической схемы. Напечатать слова в тетрадях.

На доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка, утка.

Утка и утята прохаживаются вперевалочку и собирают цветы. Помогите им собрать красивые букеты.

Определение места звуков /Ш/ и /С/ в словах (начало, середина и конец), (у каждого цветочка в серединке схема, где находится звук).

Слова: шапка, уши, мышь, кувшин, душ, шайба, машина, тушь.

Слова: санки, носок, нос, собака, стол, усы, весы, сок, ананас.

Друзья спросили у уточки, не знает ли она, как попасть к солнышку. Уточка сказала, что не знает. Ей самой без солнышка грустно.

Ребята предлагаю вам выполнить одно задание самостоятельно, которое находится в конвертах. В одном конверте - картинка машина, а в другом – автобус. Вы должны будете составить предложение с этими словами по схемам, которые тоже находятся в конвертах (у каждого своя схема).

Уточка предложила спросить у ёжика, он очень умный.

На доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка, утка, ёжик.

Ребята выполняют задание на развитие фонематического слуха

Ребята выполняют задание: ко..а, мы..и, но..ы, ..уба, ..апка, ..умка, мо..ка, па..та, ..анки, ма..ина, ..ахта, ..ило, но..ок, мо..т, ..ани, ми..ка, ..а..ки.

Дети выполняют задание самостоятельно, затем рассказываю и доказывают свои ответы.

Дети выполняют задание самостоятельно, а затем сравнивают свои результаты.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Рефлексия, включение нового в систему знаний

Рефлексия, самооценка

-Ёжик знает одно стихотворение, которое может прогнать тучу и разбудить солнышко. Давайте его разучим, а вместе с нами и его друзья. (Учитель-логопед показывает на доска СМАРТ).

Прослушивание и отраженное проговаривание стихотворения «Солнышко, свети!»

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко!

Солнце, солнце – гори!

Солнце, солнце – свети!

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко!

Ты по кругу иди,

Не сбивайся с пути!

Вот и выглянуло солнце из-за тучи! (на доске появляется: солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка, утка, ёжик). Все очень обрадовались! Сегодня мы помогали цыплятам и их друзьям искать солнышко.

Ребята, какое важное задание мы должны были с вами выполнить во время занятия?

Как вы думаете, удалось ли нам выполнить это задание?

Сделайте вывод: Что необходимо помнить, чтобы правильно произносить и различать свистящие и шипящие звуки?

Ребята, а сейчас каждый оценит свою работу ан занятии, для этого необходимо взять картинку – солнышко и поставить её на нашу лесенку - чудесенку, состоящую их трёх ступеней. Оцените себя. Если вы считаете, что были очень внимательны, старательны и выполнили работу без ошибок, то поставьте на самый верх лесенки – чудесенки.

Ребята слушают и отраженно проговаривают.

Учились правильно произносить и различать звуки /Ш/ и /С/.

Да.

Ребята по очереди озвучивают свои выводы (один ребёнок о свистящих, другой о шипящих звуках).

Ребята оценивают себя. Высказывают свое мнение.



Статьи по теме: