Терминологический словарь. Терминологический словарь по педагогике

Словарь - справочник включает около 2000 терминов и адресован библиотечным работникам, работникам средств массовой информации и другим специалистам, которые работают с социально-экономической и правовой литературой. При его составлении учитывался интерес к такой современной тематике, как: социальная политика, национальное самосознание, валютное регулирование, ценные бумаги и т.д. Для содержательно-близких понятий широко используется система ссылок, что помогает более глубокому осмыслению терминосистемы и дает возможность ознакомиться с несколькими дополняющими друг друга статьями.

При подготовке настоящего словаря составители использовали отдельные издания последних лет по социально-экономической тематике, а также материалы различных словарей и энциклопедий.

Работа по составлению, редактированию и созданию электронной версии терминологического словаря выполнена специалистами Российской национальной библиотеки.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. Электронная версия .

В дальнейшем предполагается оснащение всех понятий их иностранными аналогами, включение новых терминов, совершенствование поисковых программ.

Религиозные термины и понятия

Разработка словаря терминов по религии является продолжением работы по составлению терминологического словаря по социально-экономической тематике (электронная версия). Настоящее издание не является нормативным и содержит определенный минимум понятий (около 1000), расположенных в алфавитном порядке. Появление большой массы религиозной литературы разного толка, ее многоплановость и сложность вызывает много вопросов как у рядовых читателей, так и у индексаторов, которые эти материалы должны обрабатывать. Словарь адресован в первую очередь работникам библиотек, а также широкому кругу пользователей, желающих получить ознакомительную информацию.
Его основными компонентами являются справочная статья, состоящая из заголовка, в котором обозначена ее тема, текст и ссылки. Целевая направленность издания определила его нетрадиционность. Особенностью является то, что помимо перечисленных структурных элементов, к ним добавляются индексы ББК по таблицам для научных библиотек, Вып. XXII, и по таблицам для областных библиотек, Вып. 4, что поможет существенно облегчить работу индексатора при обработке религиозной литературы.

Работа над словарем проводится с использованием накопленного опыта индексирования соответствующей литературы и ведения терминологической картотеки. Тем не менее, следует иметь ввиду, что данное издание позволит учитывать широкий спектр интересов. Особое внимание уделено толкованию понятий, относящихся к мировым религиям (христианству, исламу, буддизму). В словаре применяется обычная для справочных изданий система отсылок, связующих ссылок и сокращений. Ссылки на родственные темы представляют собой локальный справочный аппарат.

Составители надеются, что предлагаемый вариант издания способен удовлетворить основные потребности в справочно-терминологической информации в том объеме, который необходим для общего представления о религиозных процессах и явлениях.

На сервере размещена для ознакомления первая электронная версия словаря. См. Словарь религиозных терминов. Электронная версия .

Педагогические термины и понятия

Терминологический словарь по педагогике предназначен в первую очередь библиотечным работникам и педагогам, но будет интересен психологам, социологам, а также учащимся и абитуриентам. Словарь является продолжением электронной версии "Терминологического словаря библиотекаря", имеющей две предыдущие части: "Социально-экономические термины и понятия" и "Религиозные термины и понятия", которые были подготовлены сотрудниками РНБ в 1998-2001 гг.

Электронная версия словаря подготовлена на основе современных источников (текущая литература последних лет): энциклопедических словарей, справочников по педагогике, отдельных авторских трудов и статей. При его составлении были использованы прежде всего такие авторитетные издания как "Педагогический энциклопедический словарь" под редакцией Б. М. Бим-Бада, изданный в 2002 году, и "Словарь по образованию и педагогике" под редакцией В. М. Полонского, изданный в 2004 году. Эти издания составляют основную базу данного словаря.

Составители данного словаря обращались к истории развития термина для уточнения первоначального значения слова и истоков появления термина (первичный язык); помимо обычной словарной статьи (термин и определение) использовали систему ссылок и отсылок ("см." и "см. также"). Например, приводятся ссылки на фамилии создателей новых терминов. Если понятие не имеет общепринятого определения, приводится несколько толкований. Каждое определение имеет ссылку на источник информации с указанием страниц. Там, где это необходимо и возможно, в помощь индексатору, после словарной статьи указывается индекс по таблицам ББК для научных библиотек.

Данный словарь содержит в себе около 3 тысяч терминов и понятий (2 797 словарных статей).

На сервере размещена для ознакомления первая электронная версия словаря. См. Терминологический словарь по педагогике. Электронная версия .

Отзывы, пожелания и критические замечания просим присылать по адресу:

191069, С.-Петербург, Садовая ул., 18. Российская национальная библиотека.
Отдел обработки и каталогов;
или по электронной почте на адрес зав. сектором систематизации и предметизации
.

Терминологический словарь по консервации документов

Двуязычный англо-русский переводной словарь эквивалентов слов и выражений, использующихся в такой специфичной области, как консервация документов на бумаге.

Создан совместными усилиями трех библиотек: Библиотекой иностранной литературы им.М.И.Рудомино, Российской государственной библиотекой и Российской национальной библиотекой. Каждая библиотека переводила свою часть словаря, затем следовали обмен переводами и взаимное корректирование. При переводе принимались во внимание немецкие и французские эквиваленты. За основу был взят Терминологический словарь по консервации документов на пяти языках, созданный Национальной библиотекой Венгрии.

Терминологические словари - словари, содержащие терминологию (см.) одной или нескольких специальных областей знаний или деятельности. Т. с. отражают достижения терминологической лексикографии (терминографии) - одного из разделов общей лексикографии (см.). В России первые Т. с- словари религиозных терминов - появились в И в. Первый словарь научных терминов - «Дикционер, или Речениар, по алфавиту российских слов, о разных произращениях, то есть древах, травах, цветах, семенах огородных и полевых, кореньях и о прочих бы-лиях и минералах» К. А. Кондратовича - вышел в 1780.
В Т. с. к каждому заголовочному слову (термину) обычно даются формальные (напр., грамматические, фонетические) и статистические сведения, определение значения термина (т. н. се-млгтизация термина), другая содержательная информация о термине, напр. эквивалент на другом языке, указание на взаимосвязанные термины (синонимы, антонимы, родовые термины) с помощью помет типа см., см. также, выше, ниже и др., показатели допустимости/недопустимости или рекомендуемое™/нерекомендуемое™ термина с помощью помет типа ндп. (недопустимо), нрк. (не рекомендуется), языковые и графические иллюстрации, иногда стилевые пометы типа спец., проф.
На основе наиболее существенных параметров построен ряд классификаций Т. с. Самые распространённые Т.е.: по тематическому охвату терминов - многоотраслевые (напр., «Политехнический словарь», 3 изд., 1989), отраслевые (напр., «Химический энциклопедический словарь», 1983) и узкоотраслевые (напр., «Англо-русский словарь по химии и технологии силикатов», 1986); по типу заголовочного слова, т.е. левой части словарной статьи, - словари терминов (напр., «Словарь лингвистических терминов» О. С. Ахмано-вой, 1966), терминоэлементов (напр., «Элементы
международной терминологии. Словарь-справоч- 557 ник» Н. В. Юшманова, 1968) и сокращений (напр., «Английские сокращения по космической технике», 1990); по типу информации, содержащейся в правой части словарной статьи после заголовочного слова - переводные (напр., «Вычислительная техника и новые информационные технологии. Русско-английский терминологический словарь», 1992), толковые (напр., «Толковый металлургический словарь. Основные термины», 1989), словари-справочники (напр., «Маркетинг. Толковый терминологический словарь-справочник», 1991), перечни терминов (глоссарии) и дескрипторные словари (напр., «Дескрипторный словарь по информатике» Э. Г. Азгальдова, О. А. Высочан-ской, М. И. Хаскиной, 1991); по способу упорядочения словника - алфавитные (напр., «Информатика. Русско-английский терминологический словарь», 1992), тематические, в т.ч. гнездовые (напр., «Русско-немецкий словарь, тематический по книговедению» Ю. К. Якимович, 1983) и алфавитно-гнездовые (напр., «Библиотечное дело. Терминологический словарь», 2 изд., 1986), статистические (напр., «Частотный словарь общенаучной лексики», 1970); по цели (функции) и читательскому назначению словаря- регистрирующие (инвентаризирующие) (напр., «Немецко-русский политехнический словарь», 1984), регламентирующие, в т. ч. ненормативные и нормативные, к-рые включают стандарты на термины (напр., ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»; Международный стандарт. Per. № ИСО 704-87 «Принципы и методы терминологии»), словари стандартизованных терминов (напр., «Словарь стандартизованных терминов по охране окружающей среды», 1989) и сборники рекомендуемых терминов (напр., «Физика атомного ядра и элементарных частиц. Терминология», 1989), научно-популярные (напр., «Популярный экономико-математический словарь» Л. И. Лопатникова, 2 изд., 1979); Многие Т. с. являются комплексными, совмещая признаки словарей разных видов, в т. ч. толково-переводные (напр., «Радиоэлектроника: русско-английский терминологический словарь», 1992), толково-нормативные (все стандарты на термины и определения), многоязычные тезаурусы, включающие одновременно толкования терминов на нескольких языках (напр., «Терминологическое пособие по теории и методике применения УДК. Словарь терминов с определениями», 1986), частотные словари, выполняющие учебную функцию и содержащие эквиваленты терминов на двух языках (напр., «Частотный англо-русский словарь-минимум по квантовым генераторам» II. С. Манасян, 1983). Создаются, кроме того, Т.е., помогающие решать различные научные и прикладные задачи (напр., «Словарь медицинских терминов на основе греко-латинских и немецких синонимов» Г. В. Шураковой, 1992; «Краткий русско-английский словарь-справочник менеджера», 1991, включающий ок. 3 тыс. слов и словосочетаний, в т. ч. нетерминологического характера; «Русско-английский разговорник для геологов» Е. Н Исаева, И. И. Бондаренко, 1990, содержащий термины геологии, а также типовые тексты документов, используемых на разных этапах работы геологов, типовые фразы и выражения, необходимые для делового общения).
Широкое распространение получили различные способы механизации и автоматизации разработки и использования Т. с. Создаются электронные словари и автоматизированные терминологические банки данных, позволяющие получать необходимые сведения о терминах и обозначаемых ими понятиях с помощью компьютеров, без применения словарей книжного типа. Т.е., отображая в систематизированном виде определённые специальные области знаний или деятельности, выполняют не только информационную, но и познавательную, классификационную и другие функции.

Форма государства - ϶ᴛᴏ его устройство, выра­жающееся в характере политических взаимоотношений меж­ду людьми, между людьми и государством, между государ­ством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государ­ственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делœении государства (форма территори­ального устройства).

Форма правления –спо­соб организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населœением, степень участия населœе­ния в их формировании.

Монархия –это форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени единоличного главы государства – монарха.

Республика - форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени народа представительными органами государственной власти - президентом, парламентом.

Политический режим –это 1) методы осуществления политической власти, итоговое политическое состоя­ние в обществе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ складывается в результате взаимодействия и противоборства различных полити­ческих сил, функционирования всœех политических ин­ститутов и характеризуется демократизмом или анти­демократизмом; 2) в теории государства и права понятие, обозначаю­щее систему приемов, методов, форм, спо­собов осуществления политической (включая гос.) власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.

Форма государственного устройства –территориальная организация государст­венной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Унитарное государство - ϶ᴛᴏ целостное централизо­ванное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Конфедерация - ϶ᴛᴏ союз суверенных государств, образуемый для достижения определœенных целœей (воен­ных, экономических и др.).

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, шта­ты, земли, кантоны и т.д.), час­ти которого обладают признаками государственности.

Тема 8. Место и роль государства в политической системе обществе

Учебные вопросы:

1. Политическая система общества: понятие, структура, функции

2. Место и роль государства в политической системе общества

3. Проблемы взаимодействия государства и личности в рамках политической системы общества.

Политическая система общества: понятие, структура, функции

Политическая система является внешней формой выражения политических связей между людьми и, в силу этого, рассматривается в качестве важнейшей характеристики политического бытия данного общества.

В юридической науке существуют различные подходы к понятию политической системы общества. Так, к примеру, В.М. Сырых определяет данный феномен как ʼʼсовокупность государственных органов, а так же ассоциаций, объединœений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросовʼʼ. Данное определœение представляется, не совсœем точным, так как простая совокупность еще не есть система, ᴛ.ᴇ. в данном определœении практически не указываются на системообразующие связи и на структуру.

Более точным представляется определœение данное В.Д. Переваловым, по мнению которого политическая система общества - ϶ᴛᴏ ʼʼсистема взаимосвязанных, взаимодействующих объединœений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государствоʼʼ. Несмотря на большую, по сравнению с первым определœением, содержательность данное В.Д. Переваловым определœение всœе-таки в значительной степени обеднено.

Политическая система общества, представляет собой не только некую систему объединœений (организаций) людей, но так же и систему политических институтов, ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, регулируемых различными социальными нормами (политическими, юридическими, идеологическими, нормами нравственности и т.д.), историческими традициями и установками политического режима данного общества.

По нашему мнению, выглядят в достаточной степени точными те определœения политической системы, в рамках которых последняя воспринимается как некая совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Обобщив данные понятия, представляется возможным сформулировать следующее определœение:

Политическая система общества - ϶ᴛᴏ упорядоченная на базе права и иных социальных норм совокупность политико-правовых институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) и принципов их взаимодействия, а также ценностных приоритетов, определяющих современное состояние и возможные перспективы политической жизни общества.

Любая система общества, в т.ч. и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория ʼʼполитическая системаʼʼ позволяет оценить политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределœение благ между социальными общностями на базе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы образуют:

1) политико-правовые институты: государство, политические партии и движения, общественные организа­ции и объединœения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу формирования и функционирования политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Политическая власть, рассматриваемая как реальная способность субъекта проводить свою волю в политике, является системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. По этой причине характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Можно выделить следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти определœенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и реализуются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населœения (действие политической системы как управляющей включает постановку целœей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целœей и задач (без огромной организаторской работы, привлечения материальных и духовных, людских ресурсов многие поставленные цели не бывают достигнуты);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений. Социальные интересы - ϶ᴛᴏ нужды, потребности субъектов общественных отношений. ʼʼВ случае если физический мир, – писал Гельвеций, – подчинœен закону движения, то мир духовный не менее починœен закону интереса. На земле интерес есть всœесильный волшебник, изменяющий в глазах всœех существ вид всякого предметаʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, интересы это еще и ʼʼреальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классовʼʼ. Без четкого определœения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна;

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределœения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределœения сталкиваются интересы раз­нообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединœение разных политических сил направлено на сглаживание неизбежно возникающих в обществе противоречий, преодоление конфликтов, устранение коллизии);

7) политическая социализация, ᴛ.ᴇ. ʼʼпроцесс включения индивида в политическую системуʼʼ. Этот процесс подразумевает формирование политического сознания индивида, когда последний включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем приобщения всœе новых членов общества к политическому участию и деятельности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целœей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике.

8) легитимация политической власти, ᴛ.ᴇ. ее политическое обоснование, позволяющее, в конечном счете рассматривать эту власть как легитимную.

Термин ʼʼлегитимностьʼʼ иногда переводят с французского как ʼʼзаконностьʼʼ или ʼʼузаконенностьʼʼ. Такой перевод является не совсœем точным. Представляется, что законность, принимаемая как действие в соответствии с законом, отражается категорией ʼʼлегальностьʼʼ. ʼʼЛегитимностьʼʼ и ʼʼлегальностьʼʼ - ϶ᴛᴏ близкие, но не тождественные понятия. Понятие легитимности скорее носит оценочный, этический и политический характер, легальность – формально-юридический и этически нейтральный. Государственная власть, пусть и не популярная, как правило, легальна. В то же время она должна быть нелœегитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия, творить произвол.

Легитимность государственной власти - ϶ᴛᴏ социальное признание её права на руководящую роль в обществе. Власть чрезвычайно необходима для достижения государственных целœей, ибо государственное функционирование вряд ли будет эффективным, в случае если не соблюдаются соответствующие правила. Именно потому, что легитимность играет важную роль, властвующий или претендующий на власть субъект стремится обосновать свою власть, опираясь на определённые принципы. Он пытается создать социальную ситуацию, в которой властные предписания исполнялись и соблюдались инициативно или по крайней мере ʼʼс пониманиемʼʼ, с верой в нравственную правоту решений и законов, так как власть не может рассчитывать на долгое и эффективное функционирование, полагаясь только на аппарат государственного принуждения. В этой связи следует согласиться с мнением П. Бурдьё согласно которому легитимная власть ʼʼесть власть, которую тот, кто ей подчиняется, дает тому, кто ее осуществляет… Это власть, которая существует лишь потому, что тот, кто ей подчиняется, верит, что она существуетʼʼ.

Место и роль государства в политической системе общества

Понятия ʼʼгосударствоʼʼ и ʼʼполитическая система обществаʼʼ соотносятся как часть и целое.

Государство с его аппаратом публичной политической власти - ϶ᴛᴏ основа, ʼʼядроʼʼ политической системы, оно концентрирует в себе всœе многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни посредством общеобязательных установлений.

Именно вокруг государственной власти, по точному замечанию В.Е. Чиркина ʼʼидет борьба, а с другой стороны, складывается сотрудничество многих звеньев политической системыʼʼ. Именно в данном качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объём деятельности по управлению обществом, пользуясь его ресурсами и упорядочивая его жизнедеятельность.

Центральное место государства в политической системе общества предопределяется тем, что государство:

выступает в качестве единственного официального представителя всœего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства (подданства);

является единственным носителœем суверенитета;

обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

осуществляет, как правило, монополию на правотворчество;

владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

определяет главные направления развития общества.

В современной учебной и научной литературе выделяются различные направления взаимодействия государства с иными социальными институтами, входящими в политическую систему. Так, к примеру, В.М. обухов, Э.В. Чайкин, А.Х, Гатиев выделяют три базовых направления:

Первое направление связано с доведением до сведения политических партий, органов местного самоуправления, общественных объединœений, научной общественности и др.
Размещено на реф.рф
информации о состоянии дел, возникших проблем в соответствующих структурах государственного механизма, к примеру, посредством встреч, должностных лиц государства с представителями иных (негосударственных) субъектов политической системы.

Второе направление, состоит в совместной деятельности, направленной на решение стоящих перед государством и обществом проблем. В этих целях создаются и функционируют постоянные специальные подразделœения (отделы, департаменты и т.д.), а также временные образования (комиссии, комитеты и пр.).

Третье направление, выражено в участии различных субъектов политической системы в правотворческой деятельности. Представители этих субъектов (политических партий, общественных объединœений и пр.) привлекаются органами законодательной и исполнительной власти для подготовки проектов нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующем законодательстве, социальных интересах населœения, проведения экспертиз подготовленных проектов и т.п.

Представляется, что взаимодействие государства с иными субъектами политической системы по указанным направлениям, во многом определяют особенности политического режима, т.к. именно в рамках этих направлений взаимодействия наиболее отчетливо проявляется степень участия населœения в политической жизни.

Проблемы взаимодействия государства и личности в рамках политической системы общества

Учитывая зависимость оттипов политических систем различают несколько теоретических моделœей соотношения интересов государства и личности. К числу таких моделœей следует отнести: тоталитарную, либеральную и прагматическую (рационально-правовую) модели.

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всœех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства - ϶ᴛᴏ ʼʼвинтикʼʼ в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И.В. Сталина, Северная Корея).

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государства выполняет функцию ʼʼночного сторожаʼʼ, задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения правонарушения (существует только как теоретическая модель).

Прагматическая (рационально-правовая) модель, подразумевает отказ от монистического подхода к проблеме приоритета социальных интересов (личности или государства).

В рамках данной модели центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системы взаимных прав и обязательств государства и личности. При этом с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой, государство принимает на себя ответственность за обеспечение достойного образа жизни всœем членам сообщества, а также гарантирует определœенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других (современные государства ʼʼЗападной демократииʼʼ).

Принцип взаимного уважения интересов личности и государства определяется закономерностями взаимодействия личности и социума.

Соотношение личностного и общественного в достаточной степени точно отразил выдающийся русский мыслитель В.С. Соловьев: ʼʼОтнимите у действительной человеческой личности всœе то, что так или иначе обусловлено ее связями с общественными или собирательными целыми, и вы получите животную особь с одной лишь чистою возможностью, или пустой формой человека, то есть нечто в действительности вовсœе не существующее…ʼʼ И далее философ продолжает ʼʼОбщественность не есть приходящее условие личной жизни, а состоит в самом определœении личности, которая по существу своему есть сила разумно-познающая и нравственно-действующая, а то и другое возможно только в образе бытия общественномʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, индивидуальное и социальное - ϶ᴛᴏ противоположности, но они существуют в единстве и взаимно определяют и обусловливают друг друга. Уровень развития одной из них находится в прямой зависимости от уровня развития другой, следовательно, отрицание или умаление одной означает отрицание или умаление другой. Всякое жизнеспособное общество представляет собой известное равновесие индивидуального и коллектив­ного, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находит (или не находит) свое отражение в праве и государстве, системе организации власти, морали и пр.
Размещено на реф.рф
Нарушение такого равновесия, отсутствие механизмов гармонизации индивидуального и коллективного ведут к деструктивным процессам.

Как справедливо отмечает в этой связи Б.С. Эбзеев: ʼʼЮриспруденция окажется в выигрыше, в случае если она откажется от весьма удобного, но искусственного монизма, неизбежно ведущего к односторонности, и примирится с более соответствующим многообразию социальной действительности плюрализмом. Речь идет об утверждении в юридической науке синтетической точки зрения на понимание природы общества и места в нем индивидаʼʼ.

Вопросы для самоконтроля:

Сформулируйте понятие политической системы общества.

Какова структура политической системы общества? Перечислите её основные элементы.

Классифицируйте политические системы общества по различным основаниям.

Какое место занимает государство в политической системе общества?

Дополнительная литература

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединœения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. – М., 1996.

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. – М., 1996.

Андреев С.С. Политическая структура и политический строй общества. // Советское государство и право. 1991. - № 10.

Белов Г.А. Политическая система. // Кентавр.
Размещено на реф.рф
1995. - № 5.

Белов Г.А. Функции политической системы. // Кентавр.
Размещено на реф.рф
1995. - № 3.

Зелœетдинова Э. Элита – власть – демократия. // Власть. 2000. - № 3. - С. 49 - 54.

Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. – М., 1994. – Гл. 1.

Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та͵ 1995.

Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. // СОЦИС. 1997. - № 7.

Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм. // Вопросы философии. 2001. - № 4.

Матузов Н.И. Личность, политика, право //Теория политики: Общие вопросы. – Саратов, 1992.

Матусевич А.В. Политическая система: состояние и развитие. – Минск, 1992.

Основы теории политической системы. – М., 1985.

Политические институты. – М., 1996.

Политические проблемы теории государства. – М., 1993.

Политические элиты России. // Власть. 1999. - № 11. - С. 81.

Селœезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. – СПб., 1995.

Смирнов В. Политическая система России на пороге XXI века. // Власть. 2000. - № 2. - С. 16 - 21.

Титов В.Н. Политическая элита и проблемы политики. // СОЦИС. 1998. - № 7.

Формирование политической системы России. / Под ред. А. Кортунова. - М., 1996.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности. // Государство и право. 1992. - № 5.

Шабров О.Ф. Политическая система: оценка, прогнозирование, управление. – М., 1992.

Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. – М.,1993.

Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом. // Государство и право. 1994. - № 5.

Терминологический словарь - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Терминологический словарь" 2017, 2018.

Анализ документов – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях.

Абзац – это самая мелкая композиционная часть текста, выражающая логически завершённую мысль. Графически она обозначается отступом в начале первого предложения, что называется «красной строкой». Благодаря абзацному делению текст делается легко читаемым. Правильное деление текста на абзацы показывает умение студента логически мыслить, системно воспринимать весь текст.

Абстрагирование – мыслительная операция (процесс), состоящая в способности отвлекаться от конкретных фактов, ситуаций, некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и одновременно выделять, вычленять интересующие свойства и отношения. Студент пользуется изолирующим абстрагированием (анализ и синтез) и обобщающим абстрагированием (категориальный синтез, обобщение, выработка заключения и получение выводов). Роль абстрагирования в выполнении исследовательских работ растёт от курса к курсу, значимость этого процесса также зависит от степени теоретичности проблемы (темы).

Автор – создатель книги, статьи, тезисов и т. д. как письменного продукта, описывающего какую-либо деятельность. Это, как правило, учёный-теоретик, или экспериментатор, или практик, описывающий свой опыт.

Автореферат – предельно сжатое изложение текста своей собственной работы, представленной к защите. Для студента – это текст выступления (доклада) на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате студент проводит самоанализ работы, кратко описывает научный аппарат, пути решения поставленной проблемы и полученный результат. Автореферат (доклад) для защиты курсовой работы делается, как правило, объёмом не более трёх страниц, для дипломной – не более шести.

Аддитивный метод – метод суммирования, сложения и получения общего результата. Это наиболее часто используемый студентами метод написания письменного текста своего исследования. Суть его заключается в том, что к имеющемуся научному знанию, полученному из разных источников, студент добавляет информацию, полученную им из опыта, собственных размышлений, «я-суждений» и т. д. Этот метод предполагает не изменения исходных позиций, а их дополнение, подтверждение.

Активный словарь – совокупность слов и словосочетаний, активно, устойчиво и с пониманием используемая студентом при выполнении реферата, курсовой или дипломной работы. Часть его – научная терминология. Активный словарь показывает, насколько студент пользуется понятиями изучаемых им наук, правильно соотносит их с практикой и с их помощью осмысливает собственный опыт. Существует ещё и пассивный словарь.

Актуальность темы исследования – это свойство информации, которую студент собирается изложить в своём исследовании, быть значимой и востребованной в каких-либо сферах деятельности в настоящее время. Определить актуальность темы исследования – значит показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние её практического воплощения; определить заинтересованность науки в её разработке. С раскрытия актуальности темы начинается Введение к тематическому реферату, курсовой и дипломной работам.

Анализ – мыслительная операция, состоящая в разложении, расчленении предмета познания на составные части и рассмотрение их как самостоятельных. Это также метод познания при изучении теоретических и эмпирических источников исследования. Как мыслительная операция анализ выступает начальным этапом познания проблемы. Как метод познания – это сложное действие, сочетающееся с другими, поэтому выделяют виды анализа: системный, структурный, критический, проблемный, сравнительный и др.

Аналитический отчёт – форма описания опыта деятельности, в том числе инновационного. В нём излагается не только деятельность по изучению опыта чьей-либо или своей работы, но и даётся его научный анализ с последующей оценкой. Ход и результаты анализа зависят от того, какие цели преследовало изучение опыта, и от вида анализа, который используется. Аналитический отчёт может составить целую главу в курсовой или дипломной работе. Он включает в себя: описание научного аппарата изучения и обобщения опыта с формулировкой проблемы, цели, предмета изучения, методов и базы изучения и обобщения; описание самого опыта; его анализ; выводы и рекомендации, вытекающие из опыта.

Аналитическое чтение – чтение более глубокое, чем при репродуктивном восприятии текста, отражающем только развитие темы, присутствие понятий и идей. Это чтение перекрёстное, предполагающее сопоставление новой информации с ранее полученной, сравнение между собой разных положений автора, выработку собственной оценки и отношения к прочитанному. Это чтение рефлексирующее. Рефлексия – размышление, анализ собственного психического состояния. В результате такого чтения исследователь через прочитанное пропускает собственный опыт, а также выявляет скрытые смыслы текста. Аналитическое чтение, как правило, сопровождается конспектированием, использованием словарей, повторным обращением к прочитанному и т.д. Это всегда чтение осмысленное, в результате чего чужой текст превращается в личное отношение и знание. Аналитическое чтение – наиболее высокий уровень прочтения научной литературы.

Аналогия – метод построения и получения теоретического знания, состоящий в установлении некоторого сходства между известным объектом познания или описания и новым и построении нового на основе этого сходства, т. е. по образцу. Аналогия – основа моделирования, планирования, перенос чужого опыта в свою деятельность. Это метод получения знания приближённого, поскольку любой перенос требует идентичных условий, добиться которых в студенческих исследованиях практически невозможно. Выполнение работы по аналогии, с одной стороны, облегчает труд и ускоряет труд студента, а с другой – алгоритмизирует и не даёт развернуться творческому потенциалу.

Анкетирование – метод и действие по сбору эмпирической информации посредством опросного листа с серией определённых вопросов. Полученный путём анкетирования материал затем должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации.

Аннотация – это краткое библиографическое описание книги или статьи, сделанное в виде краткого изложения их особенностей, к которым относятся содержание, научный жанр, целевое и читательское назначение, сведения об авторе. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. Они служат основанием ускоренного выбора источника для специального чтения.

Аргументы – доводы, используемые для доказательства обоснованности какого-либо утверждения самого автора научной работы или научного положения, заимствованного студентом у других авторов. В качестве аргументов используются статистический материал эксперимента; факты из собственной практики; положения, ранее доказанные другими авторами, их цитирование; аксиоматические утверждения; устоявшиеся и общепринятые определения понятий.

Аспект – это точка зрения как исходная позиция, на основе и с учётом которой проводится анализ и оценка используемого в исследовании теоретического и практического материала. Аспект – это одна из сторон предмета исследования. Предмет исследования можно рассматривать в разных аспектах, исходя из разных принципов, основываясь на разных теориях и теоретических положениях.

Аспектный анализ – анализ фактов (в том числе письменных текстов и практического опыта) в свете какой-либо одной точки зрения, подхода, принципа, закона.

Аттестация – определение уровня профессиональной квалификации студента, характеристика его способности и возможности самостоятельно решать профессиональные проблемы. Курсовые и дипломные работы – форма аттестации, наравне с зачётами и экзаменами. Для аттестации студента по курсовой и дипломной работам разрабатываются критерии оценивания, т. е. требования к данному виду работ.

Биографический метод – один из методов исследования, предназначенный для изучения личности и её жизнедеятельности. Он предполагает восстановление биографии индивида по дневникам, переписке, документам, его собственным высказываниям (воспоминаниям), аудиовизуальным материалам, высказываниям знающих его людей. Возможно использование автобиографии (личного жизнеописания) и анамнеза как ответов на поставленные вопросы по истории развития личности.

Введение к исследованию – первая и вступительная часть реферата, курсовой, дипломной работы. Под заголовком Введение осуществляется презентация всей работы, описывается научный аппарат, которым пользовался студент при исследовании своей темы. «Ведение» в реферате содержит описание актуальности темы, цели, предмета и методов исследования. В курсовой работе излагаются актуальность темы, цель, объект и предмет, задачи и методы исследования. В дипломной работе во «Введении» полностью раскрывается весь научный аппарат исследования: актуальность, противоречие, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, методы и этапы исследования. Объём Введения не должен превышать 8-10 % всего объёма работы.

Верификация – подтверждение научной теории всем множествам эмпирических фактов, которые к ней относятся.

Вероятностное знание – предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам.

Виды анализа – это специфика применения анализа при изучении теоретического и эмпирического материала. Различают следующие виды анализа: системный, критический, функциональный, проблемный, структурный, аспектный, голографический, понятийный, герменевтический, контент-анализ и др. Кроме того, выделяют количественный (статистический) и качественный (содержательный) анализ.

Виды Заключения – выводы, резюме и собственно заключение.

Виды исследования – различают три вида студенческих исследований: теоретические, эмпирические и смешанные. В свою очередь, в каждом из перечисленных видов есть свои виды. Виды теоретических работ – это исторические и методологические исследования; виды эмпирических исследований – экспериментальные и опытно-практические (обобщение опыта работы). Смешанный тип исследований включает в себя самые разнообразные сочетания видов исследований: историко-методологический, теоретико-экспериментальный и др. Студенту следует определить, какой вид исследования он проводит, поскольку от этого зависит разработка научного аппарата исследования и интерпретация фактов.

Виды конспектирования – различают выборочное и сквозное, репродуктивное и продуктивное конспектирование. Выбор видов конспектирования научной литературы зависит от задач исследования, от степени соответствия содержания источника теме исследования, от умений студента конспектировать.

Виды (жанры) научной литературы – условно вся научная литература подразделяется на теоретические, методологические и справочные издания. Теоретические – тезисы, научные и научно-популярные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, научные отчёты. Методологические – учебники и учебные пособия, хрестоматии, методические разработки, инструкции, рекомендации, а также нормативные документы (планы, положения, уставы и др.).

Виды приложений – это копии планов работы, уставов, положений, отчётов; выписки из решений и постановлений; фотоснимки, схемы, эскизы, характеризующие ситуации, явления, описываемые в работе. Это также описание методов исследования – тесты, вопросники, схемы анализа. В качестве приложения может быть составлен глоссарий самой работы. Могут быть и другие виды приложений.

Выбор методов исследования студент совершает дважды. Во-первых, при изучении литературы. В зависимости от проблемы, цели и задач исследования, а также гипотезы он отбирает методы различного анализа научных текстов, обобщения, схематизации и т. д. Во-вторых, при изучении практики отбираются другие методы: наблюдение, эксперимент, опрос и др. От правильности выбора методов исследования зависит результат всего исследования.

Выбор средств исследования если под средствами понимать материализованные объекты, способствующие получению нужной информации, то студенту необходимо серьёзно подумать, как полнее использовать возможности аудиовизуальной техники, компьютера и оргтехники. Технологизация исследований неизбежна. Применение указанных средств способствует ускорению, упорядочиванию и получению дополнительной информации. Это также показатель применения высоких технологий в индивидуальной исследовательской работе.

Выбор темы исследования – совершается на основе и с учётом личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя, с учётом актуальности темы, т. е. её востребованности в науке и практике, а также – личных интересов студента. Как правило, список примерных тем даёт кафедра. Студент сам выбирает тему из предложенного списка или предлагает свою для утверждения её на кафедре и назначения руководителя.

Выводы – новые суждения, получаемые на материале исследования. Это умозаключение из теоретического и эмпирического материала как из исходных посылок. Разработка вывода является мыслительной операцией получения логическим путём нового знания, не содержащегося непосредственно в изложенной теории или описанной практике. Выводы – результат сопоставлений, обобщений, дополнений посредством индукции, дедукции или аналогии. Выводы непременно должны «выводиться» из наличного и описанного материала и не выходить за его пределы. Выводами заканчивается реферат, каждая глава в курсовой и дипломной работах. Выводам по главе в дипломной работе предшествуют выводы в конце каждого параграфа.

Выходные данные – часть библиографического описания литературного источника, используемого при написании реферата, курсовой и дипломной работы. Выходные данные – данные о том, где опубликована книга или статья, каким издательством, в каком году и в каком объёме. Обозначаются выходные данные в соответствии с принятыми стандартами. Выходные данные дают ориентиры для поиска литературы, показывают базу теоретического поиска студента, демонстрируют его грамотное обращение с текстами.

Генетический метод – метод исследования явлений, фактов, поведения и личностных качеств людей, состоящий в отслеживании динамики их развития с момента возникновения (зарождения). С помощью этого метода изучается происхождение явлений и качеств, выявляются причины их изменений. Генетический метод позволяет устанавливать этапы (стадии) развития, выявлять тенденции преобразования.

Герменевтический анализ – метод интерпретации (толкования) речевых и письменных текстов, выявления в них скрытых, неявных смыслов и значений, завуалированной информации.

Гипотеза – исследовательская операция, составная часть научного аппарата исследования, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе цели и предмета исследования. Она используется, чтобы объяснить пути и средства разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается всё исследование. На основе гипотезы разрабатываются задачи исследования.

Глава (раздел) – составная часть текста, описывающего проведённое исследование. Это наиболее крупная часть исследовательской работы, объединяющая однородный материал. Например, в дипломной работе, кроме теоретической главы раздела), есть эмпирическая глава (раздел), где излагается опыт работы; методическая глава (раздел), посвящённая разработке и описанию методических рекомендаций. Главы (разделы) делятся на параграфы (подразделы). Каждая глава имеет своё название и располагается в логической последовательности – от теоретической к эмпирической.

Дедуктивный метод – метод познания, состоящий в поиске сначала общей идеи, теории и затем – в добывании фактов для их доказательства или иллюстрации. Это метод перехода в процессе познания от общего к частному и единичному. При этом полагается, что используемые общие суждения, идеи или теории верны. Студент часто прибегает к этому методу, например, при построении всего текста реферата, курсовой и дипломной работ. Он сначала описывает общие вопросы теории, затем переходит к эмпирике. Этот метод применяется также при системном анализе, классификации, систематизации, обобщении, моделировании явлений и процессов.

Дескриптивная интерпретация – описание понятий, которые используются при построении теоретической модели.

Дескриптивное исследование – исследование, построенное на простом описании изучаемого объекта.

Дефиниция – смысловое определение понятия, установление специфики его употребления в тексте. Одно понятие может иметь разные дефиниции, разные функции, выполняемые в теории и практике. Используя понятие, мы всегда имеем в виду его конкретную функцию (смысл). Студент должен дать дефиниции тех понятий, которыми он оперирует, т. е. определить смыслы, вкладываемые в них.

Диалектический метод – это метод научно обоснованного и логически верного доказательства истины. При этом учитываются всесторонние связи исследуемого явления с внешней средой.

Дивергентное мышление – мышление, способное схватывать и осмысливать многообразие явлений действительности, их свойств и связей между ними. Проявляется в использовании различных форм организации информации, в том числе и противоположной, взаимоисключающей, в умении переводить информацию из одного состояния в другое. Это мышление гибкое, продуктивное, дающее оригинальные варианты мысли. Студент, обладающий таким мышлением, легко перерабатывает научную литературу, конспектирует и пишет оригинальные тексты своих исследований. Такое мышление можно развивать в ходе выполнения реферата, курсовой и дипломной работ.

Динамический анализ – составная часть диалектического метода, состоящая в выявлении причин тех или иных явлений и предсказаний ближайшего будущего в их развитии. Это анализ целого с позиций составных частей и, наоборот, составных частей с позиций целого. Динамический анализ используется при определении тенденций развития явлений и при прогнозировании событий (например, при разработке концепций, перспективных планов и т.д.).

Догматическое мышление – мышление, опирающееся только на традиционные и привычные знания и способы мыслительной деятельности, не позволяющее человеку выходить за рамки привычного, устоявшегося, общепринятого, заученного. Оно мешает учитывать постоянно меняющиеся условия среды и потребности, оно некритично и стереотипно. Студенту, обладающему таким мышлением, трудно делать выводы и заключения, формулировать «Я-суждения», т. е. те части тематического реферата, курсовой и дипломной работ, где требуется творчество для получения новых суждений (новых знаний).

Доступность исследования – принцип выбора темы исследования, обозначающий учёт внешнего фактора: наличие и доступность научной литературы, экспериментальной (опытной) базы, достаточность умений, необходимых для выполнения самостоятельной работы.

Задачи исследования – это составные части цели исследования. Для определения задач проводится декомпозиция цели: из неё выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы её достичь. Задача не может повторять цель и быть шире её. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению поставленной цели. Задачи следует формулировать после разработки гипотезы, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идёт исследователь, стремясь достичь поставленной цели.

Заключение – завершающая часть исследования, в которой делаются выводы по итогам проведённого исследования. Здесь показывается, что поставленная цель достигнута, а гипотеза доказана. Заключение строится, как правило, дедуктивным способом: сначала раскрываются общие, а затем частные идеи, демонстрирующие достижение цели и правомерность гипотезы. Оно пишется в форме резюме, вывода или собственно заключения, объединяющего и то, и другое.

Замысел – задуманный и мысленно составленный план действий или план предстоящей исследовательской работы. Замыслом будет проект реферата, курсовой и дипломной работ в виде разработанного научного аппарата.

Индекс – относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления (услуг, ресурсов и т.п.).

Индуктивный метод – метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдения и экспериментов.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо нового подхода к оказанию социальных услуг.

Инновационная готовность – способность студента-исследователя воспринимать новые идеи в науке и практике и вносить их в свою исследовательскую деятельность (как в теоретический материал, так и в изучение практики). Это расположенность к поиску нового в традиционном.

Интерпретация – метод истолкования текстов, поиска их смыслов, понимания содержания. Он помогает в разъяснении фактов и получении выводов, в установлении связей между изучаемыми научными положениями и фактами.

Исследование – вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных и неизвестных фактов и явлений, получении новой информации о чём-либо. Приобщение студента к проведению исследований способствует общему и профессиональному развитию будущего специалиста, а также накоплению новых научных знаний.

Историко-генетический метод – метод раскрытия фактов, свойств, функций, процессов с учётом их изменения в ходе исторического развития. Применяется в ходе подготовки параграфов и глав исследования, посвящённых историческим аспектам. Относится к группе теоретических методов.

Историко-системный метод – метод, предполагающий обобщение интерпретации исторических фактов и создание единой системы, а также анализ и оценивание отдельных фактов в ракурсе всей системы. Относится к группе теоретических методов исследования.

Историко-сравнительный метод – метод выявления и описания сущности исторических явлений по сходству или различию их свойств и признаков, а также сопоставления их проявлений в конкретных социально-экономических условиях. Относится к группе теоретических методов.

Историко-типологичекий метод – метод выявления единичного, общего и особенного в явлениях, представляющих историю решения какой-либо проблемы, и создания на этой основе их типологизации, классификации и систематики. Относится к группе теоретических методов исследования.

Исторический метод – метод исследования, с помощью которого выявляются и систематизируются факты (свойства и идеи), случившиеся в разное историческое время. Этим методом исследуются условия и границы распространения явлений и идей, их историческое значение в преобразовании социальной действительности. Относится к группе исторических методов.

Источник познания – это объекты действительности, дающие знания, т. е. те, которые могут быть познаны, поняты и описаны.

Категоризация – выделение ряда понятий в качестве ключевых и ведущих в конкретном исследовании. Каждая исследовательская работа имеет свой категориальный ряд, отличный от других работ. На основе категоризации определяется весь остальной понятийно-терминологический аппарат исследования.

Качественный анализ – метод интерпретации эмпирических данных, в том числе отдельных фактов, событий, статистики, состоящий в словесном описании причин, характера протекания, установлении зависимостей с другими фактами и последствий.

Кейс-стади – глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего чёткие временные и пространственные границы. Цель – изучение его уникальной структуры, выявление скрытых пружин его функционирования, совокупности его взаимосвязей как системы или динамики его развития. Результаты имеют, как правило, прикладной характер как рекомендации относительно данного феномена, а также других объектов, относящихся к этому же классу и находящихся в сходных условиях.

Классификация методов исследования – это разделение методов исследования по источникам познания. В реферативных, курсовых и дипломных работах используют, как правило, разделение методов на три группы: теоретические, т. е. методы изучения теории в её различных видах и формах; эмпирические, т. е. методы изучения практики, и методы анализа материала, полученного в ходе теоретического и эмпирического познания, - количественные (статистические) и качественные (содержательно-смысловые).

Количественный анализ – это метод выражения фактов, событий, признаков в числовых характеристиках. С его помощью определяются проценты присутствия или отсутствия чего-либо, индексы, ранги и др. Количественные данные могут оформляться в виде различных графиков.

Компиляция – несамостоятельность при выполнении реферата, курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы.

Композиция – это построение научного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Как правило, научное произведение содержит две взаимосвязанные части: описательную (обзорную) и основную. В описательной части произведения отражается ход научного исследования, в основной – автор обосновывает актуальность научного исследования, формулирует предмет и избранный метод исследования, излагает историю вопроса (при необходимости) и ожидаемый результат.

Компетентность – уровень квалификации и профессионализма. Она определяется мобильностью сознания, способностью к постоянному обновлению знаний, широтой кругозора, умением самостоятельно применять методы исследований, выбирать оптимальные варианты решения проблемы и честным отношением к делу. Эти качества можно определить при анализе и рецензировании исследовательских работ студента. Оценивание диплома, курсовой или реферата – это оценивание уровня компетентности будущего специалиста решать те или иные вопросы профессиональной деятельности.

Конкретизация – это метод доказательства какой-либо теоретической посылки, идеи, положения, состоящий в их подтверждении примером из практики, из опыта, данными проведённого эксперимента.

Конспект – краткое изложение содержания письменного источника. В конспекте отражаются основные положения изучаемых работ, необходимые для описания предмета исследования. Конспектирование является способом изучения теоретических источников, оно необходимо при написании теоретической части исследования.

Концептуальный анализ – вид анализа устного или письменного текста, состоящий в поиске и определении исходной концепции, на которую опирался автор текста, или в критическом оценивании изучаемого текста с позиций какой-либо концепции. Применение данного метода изучения научных текстов опирается на герменевтический анализ.

Корреляционный анализ – метод установления взаимосвязей, взаимовлияний и взаимозависимостей независимых и зависимых переменных в эксперименте. С его помощью устанавливается, как изменение одних показателей влечёт за собой изменение других.

Критический анализ – это оценивание достоинств и недостатков авторских положений, идей, выводов на основе их соответствия взглядам исследователя или другим теориям и учениям по их практической значимости и результативности. Критический анализ требует от студента непредвзятого подхода к интерпретации анализируемого материала, его объективного и всестороннего оценивания. Он необходим при самооценке собственного исследования: с его помощью определяется качество решения поставленных задач и сила доказательств правильности гипотезы.

Лабораторный эксперимент – исследование какого-либо явления в искусственно созданных специальных условиях. В социальной работе проводится крайне редко.

Логичность изложения – соблюдение правил формальной логики при написании любой исследовательской работы, которые обеспечивают ясность, последовательность, непротиворечивость и обоснованность мыслей, изложенных в тексте.

Математические методы исследования – это методы обработки эмпирических данных, определяющие количество каких-либо свойств у объекта изучения или количество их повторения в ходе изучения. К ним относятся методы числового выражения наличия качества (математический расчет), его процентное соотношение с целостным явлением или другими качествами, вычисление среднеарифметической величины, определение дисперсии (отклонения от среднего) и коэффициента достоверности и др.

Метод (в исследовании) – основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Метод деконструкции – это метод обработки содержания научного текста и использования научных источников в своём собственном тексте путём изменения последовательности изложения авторского текста в соответствии с потребностями пользователя (его взглядами, его логикой исследования).

Методика – организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. Методика выполняет функцию методической инструкции.

Методические рекомендации – систематизированный перечень действий, выполнение которых, по мнению автора и составителя, ведёт к достижению поставленной цели. Этот перечень излагается как правила, нормы, мероприятия, условия, влияющие факторы, требования, советы и т.д.

Методологическая культура исследования – это осознанное и грамотное отношение к существованию определённой методологии выполнения работы. Это также грамотное построение самой методологической основы, что предполагает её целостность, непротиворечивость, соответствие уровню развития науки, в рамках которой проводится исследование, и практики.

Методология – это: система принципов научного исследования; совокупность исследовательских процедур, техники и методов.

Методология исследования – наиболее широкое и общее знание о смыслах, направлениях и способах деятельности. К такому знанию при выполнении реферата, курсовой и дипломной работ относятся мировоззренческие основы, общие законы и принципы данной науки и методы исследования. Каждая научная, в т. ч. и учебно-исследовательская, работа выполняется в рамках определённой методологии.

Методы обработки эмпирических данных – методы их количественного и качественного описания. Количественное описание осуществляется с помощью математических методов и методов графического предъявления эмпирического материала, качественное – как интерпретация фактов и использование различных видов анализа.

Монография – научная публикация в виде книги, излагающая исследование одной темы и её теоретическое описание. Это, как правило, сложная и актуальная тема, изученная глубоко и всесторонне, с учётом последних научных достижений. Среди научных публикаций именно монографии относятся к числу наиболее важных и серьёзных работ.

Наблюдение – это эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренно организованном восприятии изучаемого объекта. При этом исследователь не вмешивается в естественный процесс деятельности (жизнедеятельности) объекта, но может участвовать в нём согласно своей роли. Различают прямое и косвенное (скрытое), сплошное и выборочное, простое и включённое, т. е. предполагающее соучастие в событиях, наблюдение. Используемое в научных целях, оно должно быть планируемым, систематичным и контролируемым. Применяется в эксперименте и обобщении опыта работы.

Навыки и умения исследовательской деятельности – это особые умственные и практические действия, способствующие проведению грамотного и научно ценного исследования. К таковым относятся умения выбирать литературу для изучения; навыки конспектирования, владения разными видами анализа, проектирования проведения исследования, разработки научного аппарата; умение обобщать, делать выводы и т. д.

Научная новизна учебного исследования – определение вклада исследовательской деятельности студента (аспиранта) в науку. Рефлектируя над качеством проведённого исследования, проводя сравнительный анализ своих данных с известными в науке, студент определяет ту часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные. Определение научной новизны своей работы является самоэкспертизой исследования и описывается во Введении или Заключении.

Научная литература – это монографии, статьи, доклады и тезисы докладов, в которых описывается исследование: его цели, принципы, методы, результаты и т основным теоретическим источником учебно-исследовательской деятельности.

Научно-популярная литература – научные идеи, изложенные популярным языком для массового читателя. Как правило, это газетные и иногда журнальные статьи, книги и брошюры популярного жанра, многие словари и энциклопедии. Допускается её использование при написании рефератов, курсовых и дипломных работ в качестве дополнительного источника познания.

Научные понятия – понятия, выработанные и исследуемые наукой. У каждой науки имеется свой понятийный аппарат, при необходимости допускается введение понятий из других научных областей, при этом устанавливаются смыслы, отражающие специфику конкретной науки. Научные понятия, существующие как термины, имеют ограниченный (или строгий) смысл, выполняя в текстах и на практике определённые функции.

Научный аппарат исследования – это перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования. К числу таковых принадлежат определение актуальности темы, выявление противоречия, определение проблемы, формулировка цели, определение объекта и предмета исследования, разработка гипотезы, выработка задач, определение этапов, подбор методов и базы исследования, определение его методологической и теоретической основы. Процесс выработки этих действий называется проектированием исследования.

Научный руководитель – представитель кафедры, имеющий научную степень и опыт проведения исследований в данной области. Назначается для оказания помощи студенту, который выполняет самостоятельную работу (реферат, курсовая или дипломная). В функции научного руководителя входит оказание помощи в проектировании исследования, контроль над его ходом, качеством описания и др.

Новация – частичное обновление научных знаний о практике, возможное благодаря исследовательской и учебно-исследовательской работе. Студент может дополнить имеющиеся в науке представления об объекте, изменить эти представления, опровергнуть их и т. д. Новации определяют научную новизну исследования, описание их даётся в выводах по главам и в Заключении.

Обзор литературы – краткая реферативная характеристика источников, используемых в процессе исследования. Как правило, делается во Введении при описании актуальности темы в той её части, где речь идёт о степени её исследования в науке. Если же это осуществляется в специальных главах и параграфах, то проводятся либо специальные исторические экскурсы, либо – более глубокий анализ различных видов. Но это уже не обзор литературы.

Обобщение – мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном к мысли об общем; от мысли об общем к мысли о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам. Используется при написании выводов по параграфам и главам и в Заключении. Обобщение существует и как самостоятельная исследовательская деятельность: например, обобщение опыта работы. В этом случае обобщение может стать и целью, и методом, и объектом исследования. Такое обобщение делается с использованием многих других методов.

Объект исследования : –

это та часть теории или практики, в рамках которой проводится исследование. Объект определяет его границы и целостность, внутри которой исследуется предмет с той функцией, какую он выполняет именно в этом объекте как его часть;

носитель той или иной социальной проблемы или необходимой исследователю социальной информации.

Объём учебно-исследовательской работы – вся совокупность исследовательских операций и время, необходимое для их качественного выполнения. Это также объём описания результатов исследовательской работы. Последнее регламентируется. Объём рефератов – 10-20 страниц машинописного текста, курсовой – 30 страниц, дипломной – 60-90 страниц. Это ориентировочные данные. Также ориентировочно определяется объём Введения (1/10 от текста), Заключения (1/10 от текста) и Приложения (не более 1/3 объёма текста).

Оппонент – лицо, критически оценивающее результаты исследовательской деятельности. Это специалист – теоретик или практик, разбирающийся в проблеме исследования. Официальное оппонирование как рецензирование введено для дипломных работ. Неофициальное оппонирование возможно при защите курсовых работ, где оппонентами становятся студенты.

Опрос – метод сбора первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к определённой группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Оригинальность исследования – это качество, характеризующее самобытность, неповторимость, своеобразие, нестандартность исследования.

Отзыв – форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношения к работе, организационной культуре. Отзыв даётся научным руководителем.

Парадигма – (от греческого слова paradeigma – пример, образец) научно обоснованные суждения, положения, идеи, получившие всеобщее признание и ставшие основой организации практики и проведения исследований; модель постановки и решения проблемы.

Понятийно-терминологический аппарат исследования – совокупность научно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своём исследовании и при его описании в реферате, курсовой и дипломной работах. Понятия подразделяются по категориям: ключевые, т. е. понятия, выражающие основное содержание текста, и вспомогательные, которыми описываются отдельные качества и признаки ключевых понятий.

Практическая значимость исследования – определение востребованности результатов исследования.

Предзащита – процедура предварительного просмотра и оценивания состояния дипломной работы, её готовности к защите перед аттестационной комиссией. Проводится, как правило, за месяц до защиты, с расчётом времени на исправление недостатков и недоработок. Для её проведения создаётся специальная комиссия, которая принимает решение о допуске квалификационной работы к защите.

Предмет исследования – это «слабая» часть противоречия, вынесенная как проблема и составляющая цель исследования. Это то, что конкретно исследуется и преобразуется в исследовании. Это наиболее существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования.

Приложение – это информация, иллюстрирующая отдельные позиции проведённого исследования. В качестве такового могут выступать планы, протоколы, тесты и другой эмпирический материал. Приложение оформляется отдельно от работы и помещается в её конце, после Списка литературы.

Проблема исследования – различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления и желательным положением дел, выраженное научным языком. Это часть аппарата исследования, разрабатываемая на основе актуальности темы и выявленного противоречия. Проблема – это вопрос о том, как надо изменить «слабое» звено в противоречии и снять его.

Проблемность темы исследования – это такая её формулировка, которая содержит чётко обозначенный нерешённый вопрос. Делается это с помощью отглагольных существительных (например: «формирование»), союзной связки «как» (например: «наблюдение как метод»), а также за счёт принципиальной новизны темы.

Проблемный анализ – вид анализа теоретического или эмпирического материала с позиций вклада в решение какой-либо проблемы или позиций спорности, неочевидности авторских доказательств и выводов.

Проектирование исследования – это предварительная разработка его научного аппарата, плана проведения и описания в реферате, курсовой или дипломной работах.

Противоречие исследования – несоответствие развития составных частей какой-либо системы, процесса или ситуации, ведущее к нарушению их целостного и успешного развития. Это нарушенная связь между явлениями, компонентами, состояниями, свойствами. Из установленного противоречия вытекает проблема исследования.

Редактирование – вычитывание текста, поиск и исправление ошибок, неточностей, неясностей, несоразмерности его частей.

Резюме – форма выводов или заключения, состоящая в последовательном и кратком перечне основных положений главы или всей работы.

Репрезентативность – возможность применения результатов эмпирического исследования, проведённого на малых группах, в сходных группах большей численности. Это допустимость распространения выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование.

Рецензия – краткий критический анализ и оценка реферата, курсовой и дипломной работ, даваемые оппонентами.

Самоэкспертиза исследования – критический анализ собственной работы и определение её научной новизны и практической значимости.

Сборник научных трудов – научное произведение, посвящённое итогам исследований разными авторами одной и той же или разных проблем. Это собрание статей разных учёных. Как правило, такие сборники объединяют труды сотрудников одного вуза или, при проведении научных конференций, разных вузов и даже нескольких стран. Статьи из этих сборников – ценный научный материал для проведения студентом своего исследования.

Системный анализ – метод обработки содержания изучаемого научного текста как некой целостности, состоящей из частей, и связей между ними. Этот анализ предполагает выделение анализируемых частей, установление связей и зависимостей между ними, поиск связей целого с внешними условиями жизнедеятельности и оценивание факторов, наиболее влияющих на развитие целого.

Смешанное исследование – тип исследования, включающего в себя исследования разных видов – теоретических и эмпирических. Студенты, как правило, проводят именно такие исследования.

Список литературы – обязательная часть тематического реферата, курсовой и дипломной работ, представляющая собой перечень литературы, изученной и использованной студентом при выполнении исследования. Располагается, как правило, после Заключения, но перед Приложением. В перечень включаются не только цитируемые источники, но и те, которые имеют прямое отношение к теме, прочитанные или повлиявшие на постановку и решение определённых задач.

Сравнительный анализ – метод сопоставления двух и более явлений, идей, положений, т. е. нахождение в них общего и различного.

Ссылка – указание на источник высказываемого положения, цитирования, на анализируемый текст, а также на графические материалы, помещённые в тексте, и приложения, его иллюстрирующие или дополняющие. В первом случае это делается в прямых или квадратных скобках с указанием номера этого текста в Списке литературы и страниц, во втором - в круглых скобках указывается номер таблицы, графика или приложения.

Статья (научная) – научное произведение небольшого объёма (до 8-10 страниц машинописного текста).

Стратегия исследования – проектирование основного направления исследования, определение цели как его конечного результата. Стратегия разрабатывается посредством определения актуальности темы, поиска в ней противоречия, формулировки проблемы исследования и выработки цели исследования. Стратегия исследования является частью научного аппарата исследования.

Структурный анализ – это выделение в предмете исследования отдельных групп явлений, сходных по каким-либо признакам, т. е. проводится структуризация предмета изучения.

Тактика исследования – проектирование деятельности, направленной на достижение цели исследования: определение объекта, предмета исследования, формулирование гипотезы, постановка задач, выбор методов, определение этапов и базы исследования.

Тезаурус – особый тип словаря, в котором термины-понятия располагаются в строгой взаимозависимости и соотношении: начиная с наиболее значимого и широкого по смыслу и заканчивая частным. Составление тезауруса желательно для упорядочивания понятийно-терминологического аппарата исследования, очищения его от лишних терминов, правильного использования в тексте.

Тезисы – краткое изложение какого-либо исследования, выводы, выражающие основный смысл исследования. Это свёрнутое изложение содержания. Они используются как источник информации.

Тема исследования – наикратчайшее выражение содержания всего исследования в виде заглавия.

Теоретизация – концептуальное описание познаваемого предмета с помощью научных методов и понятий. Студенты выполняют теоретические исследования лишь частично и оформляют их в виде отдельной («теоретической») главы.

Теоретические методы исследования – методы изучения теоретических работ научного содержания.

Теоретическое исследование – это тип исследования, состоящего в выработке теоретических проблем и получении теоретического вывода.

Термин-понятие – это слово или словосочетание, получившее научный статус в какой-либо науке или теории и обладающее определённым объёмом смыслов и значений. Отдельный термин может иметь несколько дефиниций, т. е. выражать несколько смыслов и значений, термин-понятие позволяет выделить и закрепить только один смысл и одно значение.

Титульный лист – первая страница реферата, курсовой и дипломной работ с указанием темы, автора, научного руководителя и всех выходных данных (наименование министерства, вуза, кафедры, факультета, места и года выполнения). Имеет строго стандартизированную форму.

Учебно-исследовательская деятельность – вид деятельности студента, носящий одновременно и обучающий, и поиско-исследовательский характер (реферат, курсовая и дипломная работы).

Факт науки – ситуация, событие, связь, проблема, процесс, система и многое другое, что реально существует и может стать предметом исследования. Это те эмпирические данные, которые используются для получения теоретического вывода.

Фактор – обстоятельства, ситуации, выступающие движущей силой (стимулом) развития каких-либо явлений. Это те элементы действительности, которые влияют на конечный результат, эффективность того или иного действия. Это условия или причины изменения предмета исследования.

Факторный анализ – процедура выявления факторов, определяющих появление тех или иных показателей, качеств, свойств, состояний предмета или объекта исследования.

Феноменологический анализ – анализ любого явления, ставшего реальностью и вошедшего в систему человеческой жизнедеятельности. Включает в себя всесторонний и многоаспектный анализ явления и отражающих его понятий.

Функциональный анализ – метод выявления функций определённого предмета исследования (этот вид анализа возможен в отношении явлений, способных выполнять какие-либо функции в системах, куда они входят).

Цель исследования – это краткое словесно-логическое представление об ожидаемых результатах исследования. Входит в научный аппарат исследования: формулируется на основе анализа актуальности темы исследования, выявленного противоречия и поставленной проблемы.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты бывают двух видов: цитата для последующей интерпретации; цитата в поддержку высказанного суждения. Существуют определённые правила цитирования.

Эксперимент – метод исследования практики и получения эмпирического материала с целью, доказать некую теоретическую идею (гипотезу). Результаты естественного эксперимента почти всегда оставляют простор для альтернативных интерпретаций. В социальной сфере эксперимент – социальная программа, социальный проект – имеет ряд специфических характеристик, является методом преобразования социальной практики.

Эмпирическое исследование – исследование, посвящённое изучению социальной практики; сбор первичных данных, проведённый по определённой программе с использованием правил научного вывода, предоставляющий репрезентативную информацию. Как правило, материалы эмпирических исследований в тематическом реферате, курсовой и дипломной работах описываются в специальных разделах. Основные виды учебного эмпирического исследования: изучение и описание социального эксперимента, инновационного опыта



Статьи по теме: