Тихвинская чудотворная икона божией матери. Где находится икона тихвинской божией матери

Порою бывают в жизни ситуации, когда человеку остаётся уповать только на помощь Божию. Но и просто помолиться на благо родных и близких никогда нелишне. Часто приходя в храм или церковь, мы видим перед собой множество икон. На всех изображены святые, которым молятся о разных вещах. Считается, что у каждой иконы нужно молиться с определёнными просьбами. Но люди, не сведущие в религиозных правилах, редко когда знают предназначение каждой иконы. Мы расскажем вам, какой иконе о чём молиться:

«Троица» - одна из чудотворных православных икон, самая главная святыня Троице-Сергиевой Лавры. Около неё молятся о самом главном и важном в жизни, о том, что может повлиять на всю дальнейшую судьбу человека. Молиться около неё надо людям, которые потеряли надежду и не находят выхода из сложной ситуации. Перед молитвой чётко продумайте свою просьбу. Молиться Троице нужно после покаяния и вознесения хвалы Господу.

«Спас Нерукотворный». На ней изображён Спаситель, к которому следует обращаться с просьбами спасти душу, указать путь истинный, исцелиться и избавиться от дурных мыслей. Милости можно просить как для себя, так и для других, но сначала нужно покаяться и прочесть «Отче наш».

«Спас Вседержитель» . Её просят сохранить членов семьи.

«Распятие» помогает защитить дом от воров и преступников.

«Спас в терновом венке» помогает преодолеть все препятствия на пути спасения души.

Икона Божией Матери "Владимирская" - принято молиться об избавлении от нашествия иноплеменных, об укреплении православной веры, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России - день празднования 23 (6) июня.

Икона Божией Матери "Казанская" - молятся о прозрении слепых очей, об избавлении от нашествия иноплеменных, является заступницей в тяжелые времена, ей благословляют вступающих в брак - день празднования 8 (21) июля 22 (4) октября.

Икона Божией Матери "Иверская" - молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножения плодородия земли- день празднования 12 (25) февраля (празднуется во Вторник Светлой Седмицы).

Икона Божией Матери "Тихвинская" - молятся о прозрении слепых, исцелении бесноватых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, падучей болезни, от нашествия иноплеменных - день празднования 26 (9) июня.

Икона Божией Матери «Остробрамская» помогает обрести и сохранить счастье супружеской пары. Также ей молятся о том, чтобы посторонние люди не вмешивались в отношения новобрачных.

Икона «Вера, Надежда, Любовь» дарует людям мудрость, помогает укрепить в людских сердцах веру, надежду и любовь, а также даёт силы для преодоления трудных жизненных препятствий.

Икона «Взыскание погибших». Ей молятся о здоровье, благополучии и счастье детей, а также о возвращение в семью заблудших чад (дети, которые попали в секту, подверглись сильной наркотической и алкогольной зависимости и т.д.).

«Пётр и Феврония». Молитвы около неё помогают обрести семейное счастье и благополучие, также её можно просить о рождении ребёнка.

«Ангел-хранитель» помогает избавиться от нужды и болезни каждому крещённому христианину. Молясь этой иконе, человек обращается к своему Ангелу-хранителю, который спасает его от грехов, бед и напастей.

«Серафим Саровский». У этой иконы молятся те, кто нуждаются в поддержке и опоре. Помогает исцелиться от заболеваний, дарует утешение.

«Блаженная Матрона». Почитаемая икона современности. У неё можно просить помощи по любому тяжкому вопросу.

«Неупиваемая Чаша». У этой иконы просят об исцелении от пагубных зависимостей, таких как пьянство, наркомания, азартные игры.

«Николай Угодник Чудотворец». Одна из самых известных и почитаемых икон в мире. Ей нужно молиться тем, кто по жизни или по работе много путешествует или часто находится в пути. Ей молятся моряки, рыбаки, лётчики, путешественники и мореплаватели. Кроме того, Николай Чудотворец - заступник несправедливо обиженных, женщин, детей, нищих, несправедливо осужденных и заключённых. Поэтому все эти категории населения могут обращаться к Иконе Николая Чудотворца со своими просьбами.

«Святой великомученик Пантелеймон». Этой иконе молятся об исцелении от болезней.

«Сергий Радонежский». Этот святой - покровитель всех, кто учится. У этой иконы можно просить благословения на новый учебный год, а также помощи в освоении новых знаний.

Икона "Святой Екатерины Александрийской" помогает тем, кто стремится к знаниям. Обратитесь к ней, если Вы хотите получить хорошее образование. Она способствует успеху в любых науках, особенно в изучении языков, математики. Икона помогает находить новые подходы в педагогике. В Европе многие учебные заведения носят имя святой Екатерины. Юристы, прокуроры и судьи просят поддержки в судебных делах. Святой Екатерине также молятся о замужестве и помощи во время беременности и родов.

Два Рима пали - четвертому не быть. Формула была не гордыней, а предостережением: если Москва окажется недостойной - мир в дальнейшем будет оставлен без центральной государственной Христианской власти. Кроме указания главного символа, указания на великое призвание, Тихвинская икона, как и Курская, служила символом Хожения Богородицы по русским мукам. Особенно это сказалось через 200 лет после появления иконы, в начале ХVII века, в смутное время, когда Россию громили и свои воровские, и польские, и литовские шайки, и шведы на севере. Духовным центром защиты восточной части Новгородской земли была Тихвинская Богородица. Древние списки ее утешают в ХХ-м веке русских изгнанников. Один стоит в храме Сергиевского подворья в Париже, другой, возможно сама подлинная икона, вывезен в Америку и укрепляет там русскую душу.

Владимир Рябушинский

Как первые века, так и последние пятьдесят с небольшим лет истории чудотворного образа Матери Божией, уже седьмое столетие известного под именем Тихвинского, скрыты под покровом тайны. По преданию, образ этот написан при жизни Пречистой святым апостолом и евангелистом Лукой, передавшим его своему ученику Феофилу в град Антиохию. Затем икона пребывала в Иерусалиме, а в У веке была взята византийской императрицей Евдокией в Константинополь. В годы временного торжества иконоборческой ереси образ скрывали иноки из обители Пантократора, после чего он не один век оставался одной из главных святынь Царьграда, пока однажды чудесным образом не исчез из вмещавшего его храма, чтобы в 1383 году явиться на Руси, в новгородских пределах, возле города Тихвина.

Сначала дивный образ, плывущий в светящихся облаках, заметили рыбаки на Ладожском озере, затем он после усердных молитв опускался на землю в нескольких окрестных селах и, наконец, окончательно остановился на речке Тихвинке, притоке реки Сясь, впадающей в Ладогу, где вскоре был выстроен храм во имя Успения, на правом столпе которого, у западных дверей, и поместили чудотворный образ.

Было это ровно за полвека до взятия Константинополя турками (в 1453 году) и окончательного падения Византийской империи. Чудесное перемещение чудотворной из Второго Рима в Третий знаменовало собою и скорый переход центра христианской власти из Царьграда в Москву.

В царствование Ивана Грозного вокруг Успенского храма в Тихвине был выстроен мужской монастырь, привлекавший многие тысячи паломников со всех концов русской земли. В окружении стен сей обители Тихвинская прославилась множеством чудесных исцелений. А когда монастырь осадили шведы, голос Пречистой повелел одной благочестивой женщине пронести Ее образ по стенам обители, и устрашенные неведомой силою шведы бежали. Поэтому Тихвинская обитель и испытывала всегда на себе особенные внимание и покровительство благочестивых русских царей; в знак особой чести ее архимандриты при богослужениях пользовались преимуществами, обыкновенно положенными лишь архиереям.

Уже вскоре после явления чудотворной произошло и иное чудо. Когда на Пречистенском погосте (в будущем городе Тихвин) был выстроен первый деревянный храм, местный пономарь Юрыш (Георгий) отправился известить окрестных крестьян о начале богослужений. На обратном же пути ему в сиянии небесного света предстала Пречистая, восседающая на сосновой колоде с жезлом в руках, а возле Нее - Никола-Чудотворец в святительском облачении. Иконы особого типа, с изображением этого чудесного явления, также прославились чудесами в нескольких местах: в подмосковном селе Павловское Звенигородского уезда, в Епифановке Горбатовского уезда Нижегородской губернии, в Алексеевке-Лосевке под Воронежем.

В самом же Тихвинском монастыре по двадцать четыре раза в год совершались крестные ходы с чудотворной иконою, украшала ее драгоценная риза, висела перед ней золотая лампада. Богат и славен был монастырь, пока не настало новое и, казалось всем, необратимое его разорение. С закрытием обители чудотворный образ попал в местный музей, где, насколько известно, серьезному научному исследованию так и не подвергался.

В годы Великой Отечественной городом ненадолго овладели нацисты, а с их уходом исчезла чудотворная. Говорят, Тихвинскую видели в 1944 году в одном из антикварных магазинов оккупированной немцами Риги. Сейчас достоверно известно лишь, что она находится за океаном, в частном владении в городе Чикаго. О самих владельцах и об их дальнейших намерениях ходят самые разные слухи; в последнее время - о том, в частности, будто они готовы отдать икону обратно в Тихвин при условии то ли одного лишь возрождения монастыря, то ли полного слияния Русской Православной и Русской Зарубежной Церквей. Уполномочен ли кто в России на соответствующие переговоры и ведутся ли они вообще, доподлинно не знаем.

Скажем же о том, что известно. Согласно старым описаниям, икона «греческого письма», «значительных размеров; лик темный, почти черный». В течение веков не раз и довольно сильно поновлялась; по всей вероятности, видимый на ней ныне слой письма принадлежит изографу Игнатию Греку, работавшему для московского князя Юрия Дмитриевича. Издавна было замечено, что рука Пречистой «отличается необыкновенной теплотою, ощутительной для губ при прикладывании». Опять же по слухам, проведенные уже в Америке рентгеновские исследования показали наличие в этом месте иконной доски некоей аномальной зоны. Принадлежит Тихвинская к типу Одигитрии, Пречистая изображена по пояс, ликом Своим обращена вправо от молящегося (хотя по благочестивой традиции правая и левая стороны на иконах определяются с точки зрения тех, кто изображен на них); сложение пальцев на руке Младенца - двуперстное.

Уже во второй половине ХVI столетия древнерусские книжники стали отождествлять Тихвинскую с главной святыней Второго Рима - Влахернским образом Богородицы, с переходом которого Русь как единственная тогда православная держава наследовала неповрежденные традиции христианства; другие полагали, что подлинная Влахернская попала на Афон, а в 1653 году была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе.

Так или иначе, но именно во времена усиления католической экспансии на окружающие Россию земли появляется «Сказание о Тихвинской Одигитрии», где специально упомянут римский папа Формос, которого считали «первым виновником латинских ересей», а значит, именно в этой иконе видели русские люди преимущественный символ своей преемственности от Второго Рима и своего первенства перед Римом первым. Принадлежность Тихвинской к числу икон, написанных непосредственно Евангелистом Лукой, означала истинность и исконную давность изображаемого на ней сложения пальцев на руке у Младенца - двуперстия. После раскола ХУП века это свидетельство обрело особую роль, ибо икона служила доказательством древности двуперстия даже для неграмотных христиан. Поэтому и «Сказание о Тихвинской…» выдержало целый ряд подпольных переизданий в течение ХVIII - ХIX веков и доселе принадлежит к кругу излюбленного чтения ревнителей старой веры.

По той же самой причине очень широкое хождение имели (появившись еще в Выговской пустыни) и имеют медные литые образки «Поклонение иконе Богоматери Тихвинской», встречающиеся как по отдельности, так и в составе складней. Вверху в центре на таких образках помещается образ Богоматери Тихвинской, которому справа (от молящегося) предстоит преподобный Кирилл Белозерский, а слева - преподобный Александр Свирский. Оба они - основатели знаменитых обителей Северной Фиваиды и обоим им были явления Матери Божией. Внизу же попарно, со свитками и книгами в руках, стоят Три Святителя - создатели восточнохристианской литургии Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - вместе с величайшим из угодников Божиих Николой Чудотворцем (что в числе прочего напоминает о видении Георгию-Юрышу при явлении Тихвинской не только самой Пречистой, но и святителя Николы). Посередине же четырех фигур святителей на таких медных иконках непременно изображается северный русский лес с маковками храмов над ним и вьющейся по пригоркам дорогой, - место молитвенных подвигов целого сонма пустынножителей; это также напоминает об особом заступничестве Тихвинской за эти «полнощные» края. По твердому народному убеждению, она также «имеет нарочитую благодать сохранения здравия младенцев».

Один из древнейших и наиболее чтимых списков с чудотворного первообраза помещается в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; чтимые списки имелись также в Пантелеймоновской часовне у Владимирских ворот Китай-города, в Смоленском соборе Новодевичьего морнастыря и в церкви Николы на Щепах. Всего в первопрестольной существовало девять храмов во имя Тихвинской иконы (включая один старообрядческий). Из них ныне действуют церкви в бывшем селе Алексеевское (не закрывалась никогда; по преданию, именно отсюда перепуганный Сталин брал осенью 1941 года поднесенный сюда некогда царем Алексеем Михайловичем список с чудотворной, чтобы обвезти на самолете вокруг осажденной Москвы), в Сущеве (службы возобновлены в 1992 году), при Медведниковской богадельне (ныне Центральная клиническая больница Московской патриархии) трапезная церковь Симонова и надвратная - Донского монастырей. Снесены московские Тихвинские церкви на Бережках в Дорогомилове, в Лужниках, в Скорбященском монастыре; занята под кабак для «новорусских» «красных свиток» старообрядческая церковь на Хавской улице. На невских берегах было шесть храмов во имя Тихвинской иконы (один приходской на Лиговке, где с июля 1993 года возобновлено богослужение, один домовый и четыре - в Александро-Невской лавре и при монастырских подворьях).

Помимо самого первообраза, в Тихвинском Богородицком монастыре имелось несколько чудотворных списков с него; наиболее чтимой была Ополченная икона, сопровождавшую местных ратников во время Отечественной и Крымской войн.

В разное время прославились и другие списки с Тихвинской: в Исаакиевском соборе северной столицы (особо прославившийся исцелениями детей), в Воскресенской церкви Новгорода Великого (явлена в 1643 году), в Данкове Рязанской губернии, в Землянске Воронежской губернии, в Даниловом Троицком монастыре Переславля-Залесского.

Тихвинскими именовались и несколько иных обителей. Это один из скитов знаменитой Валаамской обители (расположенный в 25 верстах от самого архипелага на острове, мимо которого некогда шла по воздуху чудотворная), и женские монастыри: под Екатеринославом, в Цивильске под Казанью, в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии, близ Керенска под Пензой (там, где в 1687 году явилась местночтимая Тихвинская икона).

Еще в одной обители близ самого Тихвина в алтаре Введенского соборного храма находилась Тихвинская икона, принесенная ставшей здесь настоятельницей четвертой супругой Ивана Грозного царицей Дарьей. Число же иных приходских и монастырских Тихвинских церквей и местночтимых икон в городах и весях русской земли и среди русского рассеяния едва ли поддается исчислению. Подобно осколку зеркала, отражающему диск Солнца в той же его полноте и целости, как и большое зеркало, эти списки несут миру всю благодать подлинного первообраза. Верим и надеемся, что и он вернется на нашу землю.

Празднование Тихвинской иконе совершается 26 июня по христианскому летоисчислению. В тропаре этого дня поется:

Тропарь, глас 4

Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны християнские невредимы от всех навет вражиих и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево Неискуснобрачная.

Чудотворный образ Тихвинской Богородицы считается созданным во времена земной жизни Самой Девы Марии. Написал икону евангелист Лука, лично лицезревший Божию Матерь. Выполнена святыня в так называемом стиле «Одигитрия», что означает с греческого «Путеводительница». На святыне изображён младенец Иисус со свитком, сидящий на левой руке Cвоей Матери. Причём центром композиции является именно маленький Христос, о чём свидетельствует и Богоматерь, указывая на Него рукой.

История Тихвинской иконы

После написания иконы, апостол Лука отдал образ в город Антиохию, который в начале нашей эры назывался «колыбелью христианского богословия». Сейчас он расположен на территории современной Турции. Затем святыня почти 500 лет находилась в Иерусалиме, пока её не приобрела Евдокия Константинопольская, императрица Византии. Во времена наступления язычества икону прятали в разных православных монастырях. В конце концов её след был потерян, но лишь для того, чтобы в 1383 году вновь появиться на Русской земле.

Первое упоминание о местечке Тихвине , что расположено близ Великого Новгорода, относится к 1383 году. Именно в этой местности люди обнаружили чудесную икону Богоматери с Младенцем на руках. Летописи свидетельствуют, что изображение Пречистой Девы иногда сходило с образа и «светозарно плыло по небу», появляясь перед очевидцами.

Ликом Богородицы с Сыном Божьим любовались рыбаки на Ладожском озере. Образ, от которого шёл лучезарный свет, видели в Имоченицах и Смолково, близ реки Ояти и Кожели, что на Куковой горе, а также над речкой Тихвинкой. Жители тех мест так описывали видения: «Будто ангелы невидимые несут светлый лик по необжитым землям, ещё до конца не принявшим веры христианской». Всего было запечатлено семь явлений чудесной иконы людям.

Православные из Тихвина отправились к архиепископу в Великий Новгород, чтобы оповестить его о таком необычном видении. Архиепископ Новгородский известил о чудесах царствующего самодержца московского Дмитрия Донского (1350−1389). По велению великого князя было решено обустраивать в Тихвине новую деревянную церковь специально для чудесной иконы. Заложили храм с венцом, но наутро обнаружили, что образ Богоматери вместе с тесовыми брёвнами и венцом купола переместился за реку, на другой берег Тихвинки.

Так Матерь Божья выбрала место для строительства православной церкви. А построенный храм назвали в честь Успения Пресвятой Богородицы. За всю свою длинную историю существования, деревянное строение не раз было охвачено огнём, но сама икона ни разу не пострадала и до сего дня осталась неповрежденною.

Знамения, происходящие благодаря образу Богородицы , с XVI века превратили тихие земли Тихвина в широко известные богомольные места с христианским паломничеством.

Чтобы увидеть святыню, город посещали царственные особы:

  • Василий III (1479−1553), праправнук Дмитрия Донского.
  • Архиепископ Московский, Макарий (1482−1563).
  • Сын Василия III, Иван Грозный (1530−1584).

В начале XVI века на месте деревянного храма начали возводить каменный собор. В 1560 году по велению Иоанна Васильевича Грозного в Тихвине был основан мужской Успенский монастырь. Самодержец возвёл Тихвинский образ Божьей Матери в особое почитание, считая именно Её своей заступницей и покровительницей. Он приказал написать множество списков чудодейственного образа и распространить их по всей Руси.

Лик Тихвинской Богоматери укреплял воинов на одоление врагов, благословлял на новые победы (икона сопровождала войска в походе на Казань в 1552 году). Каждый год с чудотворной иконой совершались крестные ходы по землям русским. А старица Марфа в 1613 году благословляла этим ликом на престол первого русского царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича (1596−1645). Икона Божьей Матери Тихвинской стала центральным символом России.

До 1917 года Успенская обитель процветала. Но в 1920 году её закрыли, а святыню передали в краеведческий музей Тихвина. В годы немецкой оккупации икона была отправлена в Псков на хранение Псковской духовной миссии. Каждое воскресенье образ Тихвинской Божьей Матери выставлялся в Троицком кафедральном соборе, где около него проводились богослужения. В 1944 году икона оказалась в Риге, затем в Либаве и Яблонец-над-Нисоу - зоне американской оккупации Германии.

В 1950 году, после долгих странствий, чудесный образ был привезён в Свято-Троицкий храм города Чикаго. Настоятель Иоанн Рижский и его названный сын, протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятили сохранению этой иконы. Архиепископ Иоанн оставил завещание, в котором говорилось о возможности возвращения образа Тихвинской Богородицы в Россию.

Тихвинская икона и её копии

Только в 1995 году Тихвинскую обитель вернули в лоно Церкви и восстановили Успенский собор. А 2004 год был ознаменован возвращением чудотворной святыни в мужской монастырь. Проходя длинный путь в своё исконное место, образ Богородицы выставлялся для прихожан всех православных храмов, чтобы все могли Ей поклониться.

На сегодняшний день насчитывается около 400 храмов , возведённых в честь Тихвинской Богоматери. Их можно встретить по всей России. И чудодейственными силами помогают верующим многочисленные списки, выполненные с древней иконы. Они также способны творить чудеса, давать исцеление. Чудесный список иконы находится и в Успенском соборе Московского Кремля. Копии Тихвинского образа почитаются в других храмах:

  • в Троицком соборе;
  • храме Богоматери в Сущёво;
  • женском Новодевичьем монастыре;
  • храме Покрова Богородицы на Лыщиковой горе;
  • храме Благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзино;
  • церкви Спаса Преображения в Богородском.

Копии Тихвинской иконы украшают православные храмы не только России, но и за её пределами. Например, одна такая копия находится в Сергиевском подворье Парижа. А в 2007 г. список с Тихвинской святыни обрели епархии Мурманская и Мончегорская (в селе Варзуга - Терский берег Белого моря). Образ выставлен в драгоценной ризе, не уступающей по красоте окладу подлинника.

Чудеса иконы Тихвинской Божьей Матери

Празднование в честь святыни проводится каждый год 9 июля (26 июня). С её участием связано множество чудесных свершений, свидетельствующих о том , что Богородица слышит каждого, молящегося Ей в разных скорбях, и поддерживает всякого, истинно верующего в Её силу.

Вселяющая веру и надежду

Чудеса, совершаемые иконой и её списками, за всю историю существования святыни подтверждают силу слова Божьего. Весь православный мир знает многие свершения, произошедшие благодаря образу Тихвинской Богоматери. Вот некоторые из них, вселяющие надежду и веру на Её помощь:

В чём помогает святой образ

Не перестаёт посылать свою милость Тихвинская Пресвятая Богородица всем людям: помогает исцелиться, получить желаемое. Но просить помощи могут лишь истинно верующие, которые обращаются к лику Пречистой Девы с чистыми помыслами . Молитвы к Тихвинской святыне помогают:

Молитвы Тихвинской иконе

Молитва - это беседа с Богом , происходящая от чистого сердца. Искренние слова способны творить чудеса. Перед таинством молитвы необходимо придерживаться следующих советов:

  • нужно пройти исповедь и причастие - очищение от грехов;
  • правильные слова молитвы лучше выучить наизусть или написать на бумаге;
  • произносить текст нужно медленно, чтобы понимать все слова;
  • во время прочтения молитвы нужно на ней сосредоточиться, не отвлекаться на посторонние мысли;

Молитва о помощи

О, Пресвятая Дева, Мать Гос­пода и вышних сил, Небесная и земная Царица, страны нашей Всемогущая Заступница. Вознеси молитвы недостойных рабов Твоих, к престолу Бога, Сына Твоего, да милостив Он будет не­правдам нашим, и даст бла­гость Свою чтущим всечестное имя Его, и с верою и любовью поклоняемся чудотворному образу Твоему. Проси за нас от Него помилования, умилостиви Его, Владычица, только Тебе от Него возможна милость эта.

Ради всего святого , к Тебе прибегаем, как к несомнен­ной Заступнице; услышь нас, молящихся Тебе, осе­ни нас покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего, пастыря нашего, бдения о душах. Дай градоправи­телям мудрость и силу, судьям правду и нелицеприятие, настав­никам разум и смиренномудрие, супругам любовь и согласие, ча­дам послушание, обиженным тер­пения, а обидящим - страха Божьего; скорбящим дай успокоение, радую­щимся воздержания. Всем же нам дай разума и благочестия, милосердия и кротости, чистоты и правды.

Госпожа Пресвятая, будь милосердна к немощам нашим: растерянных собери, заблудших на путь пра­вый наставь, старость поддержи, юность уцеломудри, младенца воспитай, и снизойди на всех нас милостью Твоего заступничества, не дай нам упасть в глубины греховные и просвети очи наши к спасению. Милостива будь здесь и там, в стране земного пришествия и на страшном су­де пред Сыном Твоим: представляй же нас в вере и покаянии пред Отцом в извечной жизни, с ангелами и со всеми святыми. Ты пред Богом наша Надежда и Заступница, всем притекающим к Тебе с верой истинной. Тебе молимся, и Тебе, как Всемогущей Помощнице, всю жизнь нашу предаём. Аминь.

Одной из самых почитаемых чудотворных икон в православной церкви считается Тихвинская икона Божьей Матери, которая по преданию, она явилась людям в 1383 году недалеко от города Тихвин. В 1560 году на берегу реки Тихвинки был заложен первый камень Тихвинского монастыря.

История иконы

Считается, что Тихвинскую икону Божьей Матери писал известный евангелист Лука. Икону он преподнес в дар Феофилу Антиохскому, дополнив подарок текстом Евангелия. Через некоторое время чудотворная икона оказалась в Византии. В Константинополе для нее возвели Влахернскую церковь, которая поражает своим великолепием. Эта церковь является одной из самых значимых в истории восточных христиан.

В 1383 году Тихвинская икона Пресвятой Богородицы явила себя людям в Святой Руси. По преданию, святой образ несли ангелы на руках. Так икона по воздуху перенеслась из Византии. Первыми чудо увидели рыбаки, когда икона плыла над Ладогой. Как говорит легенда о появлении Тихвинской иконы Божьей матери, верующие со священником вышли на берег реки для того, чтобы с молитвой обратиться к святому образу. За грехи икона покинула византийский народ, но появилась на территории Святой Руси в православной церкви.

На месте, которое выбрала сама Богородица, вскоре возвели деревянную церковь Успения. Через некоторое время ее заменили каменной, а сейчас там действует Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, как не трудно понять в городе Тихвине находится икона, где верующие могут поклоняться этому образу. Во время Второй мировой войны, икона оказалась в рижском храме. Оккупанты Тихвинского монастыря сначала отправили ее в Псков, а затем доставили в Ригу. На российскую землю, в город Тихвин, она была возвращена в 2004 году. В связи с этим церковь установила празднование возвращения иконы Тихвинской Божьей матери в православном календаре.

В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей младенцев. К ней обращаются матери, чьи дети болеют, капризничают и плохо спят.

Именно поэтому Тихвинская икона Божией матери также называется Чадоподательница, то есть оберегающая детей, а также дающая здоровых детишек.

Считается, что она оберегает детей школьного возраста от дурного влияния, Тихвинская икона помогает им найти свой путь в жизни, помогает сделать правильный выбор. Икона укрепляет духовную связь между родителями и детьми. У нее просят помощи люди, которые хотят найти ответ на мучающий их вопрос. Икона Божьей Матери защищает человека от обмана и наговоров. Поэтому, если возникают трудности с другими людьми, многие духовники советуют взять образ Тихвинской Божьей матери и помолиться перед ним для того, чтобы прояснить ситуацию и понять, как действительно обстоят дела.

Тихвинская икона Божьей Матери обладает чудотворной силой. Она всегда появлялась в малообжитых землях, где не было распространено христианство.

Она защищала и оберегала людей от бедствий, войн и пожаров.

Именно поэтому так велико значение святого образа Тихвинской иконы в Православии.

Чудесные списки иконы

Наиболее интересным является список Тихвинской иконы Божией матери в Москве, который был привезен в Успенский собор в далеком 17 веке. В самом начале этого века на Новгород пришли шведы, которые хотели завоевать город и люди предполагали бежать из монастыря, где была икона. Как только они хотели передвинуть образ, он будто приковался к земле и сдвинуть, казалось бы, не сверхтяжелую икону оказалось недоступным для обитателей монастыря. Люди поняли намек на маловерие и остались в городе, в частности в монастыре.

Шведы продолжали атаковать стены монастыря, а Тихвинская икона помогала защитникам и наводила на шведов различные образы. Они видели, как приближается войско со стороны Москвы и также видели Небесное воинство, которое становилось над монастырем. Ничего не удалось захватчикам, а со временем из Москвы прибыли послы, которые сделали список святого образа, который и отправили в столицу, а также благодаря этому образу заключили перемирие со шведами. Помимо этого, во многих городах есть церковь Тихвинской иконы: Брянске, Суздале и многих других городах.

Молитва перед Тихвинской иконой

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская», по преданию Церкви, написана евангелистом Лукой еще во времена земной жизни Пресвятой Богородицы. До своего явления на Руси она находилась в сердце Византии – Константинополе. Точных сведений о ее византийской истории не имеется, однако примерно с XVI века Тихвинский образ стали отождествлять с одной из двух более древних икон. Так, по одной из версий, образ Божией Матери «Тихвинская» отождествляли с Влахернской Одигитрией – иконой Божией Матери, которая находилась во Влахернском храме Константинополя. По другой версии, Тихвинскую икону соотносили с образом «Богоматерь Римляныня», которая, в свою очередь, считалась списком с нерукотворного образа из малоазийского города Лидда.

Тихвинская икона явилась на Руси в 1383 году, чудесно перенесясь по воздуху из самого Константинополя. По пути следования к Тихвину образ Богородицы видели жители самых разных областей России, например, в трех верстах от Смоленска, в 30 верстах от Ладожского озера, на погостах Смолково, на реке Ояти и т. д. Как свидетельствуют различные «Сказания», во все время своего пути икона была окружена лучезарным сиянием («Светозарно шествуя по воздуху»). В конечном счете икона остановилась на берегу небольшой речки Тихвинки близ селения Тихвино, над горою, что находилась в области Великого Новгорода. В третьей новгородской летописи о явлении иконы говорится следующее: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».

Материал по теме

Какие облачения надеты на батюшке, что означает цвет его одежд, почему у разных священников разные одежды? Ответы на эти вопросы можно найти в инфографике журнала "Фома"

Как сообщают источники, остановившись над горою, икона парила в воздухе, но не спускалась, хотя у горы собралось множество народа. Тогда священники прошли крестным ходом и вместе со всеми пришедшими стали молиться Божией Матери о снисхождении к ним Ее образа. По молитвам верующих икона спустилась прямо на руки священнослужителей. В тот же день началось строительство храма в честь образа Божией Матери. Однако ночью икона перенеслась на другой берег реки Тихвинки, поэтому на следующее утро туда же был перенесен и храм, который только начали возводить. По окончании строительства храма явленную икону поставили внутри него. Новый храм был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы – Успенским. Впоследствии он трижды горел при пожарах, но находившаяся в нем Тихвинская икона каждый раз оставалась невредимой.
Время явления иконы – XIV век, а также следующий за ним XV – это период освобождения Руси от татаро-монгольского ига, время концентрации русских княжеств вокруг Москвы и зарождения русской национальной государственности. Не стоит забывать, что чудесное пришествие на Русь Тихвинского образа произошло спустя всего три года после победы русских войск на Куликовом поле. Явление образа Божией Матери именно в это время общество расценило как особый знак благоволения Божиего к России. Постепенно к Тихвинской иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской.

Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Сам же он посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV.

Наследник Василия III – Иоанн IV Грозный (1530–1584) также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь.

Тихвинский образ Божией Матери неоднократно помогал России во времена войн и смут. Так, во времена Смуты XVII века образ Божией Матери «Тихвинская» спас город Тихвин и Тихвинский монастырь от шведских войск.
Во время Отечественной войны 1812 года Тихвинская икона Божией Матери также неоднократно помогала русским войскам в сражениях с французами.
В целом в XIX веке с образом Тихвинской иконы Божией Матери связано несколько значимых событий.

Так, например, в начале века в честь Тихвинского образа был назван фрегат «Тихвинская Богородица», который входил в эскадру контр-адмирала Сарычева. Также известно, что монахи Тихвинского Богородицкого монастыря духовно окормляли военный флот Российской Империи. В историю вошел подвиг иеромонаха Тихвинской обители Кирилла, который в течение двух дней – 28 и 29 июля 1855 года – служил молебны во время бомбардировки на палубе корабля «Иезеркиль», который оборонял крепость Свеабу от неприятельского флота.
На поклонение чудотворному Тихвинскому образу неоднократно приезжали и другие российские правители – императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Великая, императоры Петр I, Павел I, Александр I, Александр II, посещали Тихвин члены семьи императора Николая II.

В ХХ веке Тихвинский образ пережил драматичную историю утраты и возвращения на родину.

В 1910 году Тихвинская икона была частично реставрирована. По инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи икона была очищена Г. О. Чириковым от поздних наносных записей.

В 20-х годах ХХ века Богородицкий монастырь был закрыт, а Тихвинская икона Божией Матери, по одной из версий, стала экспонатом местного краеведческого музея, где и пребывала до 1941 года.

В ноябре 1941 года Тихвинская икона Божией Матери была вывезена немецкими войсками в Псков, где пробыла около двух лет. Весной 1944 года образ попадает в Ригу, а оттуда, транзитом через несколько европейских городов, в американскую оккупационную зону в Западной Германии. В 1950 году икона попала в США, где и обосновалась в Свято-Троицком соборе города Чикаго. Здесь она осталась на несколько последующих десятилетий.

Возрождение Тихвинского Богородицкого монастыря началось в 80-х годах ХХ века, а в 1995 году он был окончательно передан Русской Православной Церкви. В связи с этим произошли изменения и в истории с Тихвинским образом. В 2004 году он был торжественно возвращен в Россию. На первом этапе икона была выставлена в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, на втором – торжественно возвращена в Тихвинский Богородицкий Успенский мужской монастырь, где и находится ныне.



Статьи по теме: