Типы поведения потребителя. Поведение человека в организации

Хотел как лучше, а получилось как всегда. Как часто мы ведемся на удочку стереотипов поведения и платим за это большую цену! А ведь не секрет, что от нашего поведения зависит всё, что происходит с нами в повседневной жизни. Хочешь поменять жизнь - меняй свое восприятие мира и поведение , избавляясь от вредных привычек, отравляющих существование.

Множество людей совершенно неприспособлены к жизни именно потому, что выбирают неверный тип поведения . Страдая сами, такие люди заставляют страдать и окружающих. Негативный стиль поведения отталкивает людей друг от друга, что делает из них полных неудачников, разрушая и карьеру, и личную жизнь.

Никто не застрахован от смен настроения, происходящих по разным причинам. Часто по накатанной схеме хочется выбрать наиболее «ядовитый» стиль общения с человеком , окончательно усугубив и без того проблемную ситуацию. Но люди, занимающиеся саморазвитием, могут контролировать процессы, происходящие в их сознании, и вести себя уравновешенно даже в самых тяжелых случаях. Наша задача - научиться брать верх над привычными гиблыми моделями поведения, переводя их в позитивный ключ. Так любые трудности будут отступать, давая место хорошим эмоциям и разрешая происходить чудесным событиям.

Самые распространенные модели поведения, которые портят тебе жизнь

  1. Ты завидуешь (ревнуешь)
    Это очень частый недостаток поведения , попасть в ловушку зависти - раз плюнуть. Она действует разрушающе - твоя жизнь начинает казаться тебе адом, ты видишь лишь плохое и становишься глубоко несчастен. Чтобы не попадать под влияние зависти, важно помнить, что сравнивать себя сегодняшнего ты должен лишь с тем человеком, которым ты был вчера. Ты сам себе главный соперник и судья, а жизнь других людей не может быть меркой для твоей собственной. Становись лучше и не сравнивай себя с другими.

    © DepositPhotos

  2. Ты принимаешь всё слишком близко к сердцу
    Да, все мы эгоисты, это факт. Здоровый эгоизм даже необходим всем нам. Однако принимать всё на личный счет - глупо. Ты избавишься от многих расстройств и тревог, когда поймешь, что у людей нет цели обидеть тебя или унизить, что их высказывания часто вообще никак тебя не касаются. Береги свое сердце и абстрагируйся от чужих мнений, так жить гораздо проще.

    © DepositPhotos

  3. Ты играешь в жертву
    Перестань жаловаться! Очень часто люди сами тормозят себя, постоянно подпитывая свое чувство жертвенности и страдания. Как только ты поймешь, что твоя жизнь в твоих руках и у тебя достаточно сил, чтобы исправить любую ситуацию, дела пойдут на лад. Контролируй события и не падай духом, в тебе есть ресурсы справиться со всем.

    © DepositPhotos

  4. Ты копишь боль и потери
    Научись отпускать прошлое. То, что было, уже не имеет власти над тобой. Перестань вспоминать неприятные моменты и рыться в негативных событиях, заново проживая их. Иди дальше, сжигая мосты в памяти, так ты будешь чувствовать себя полноценнее, у тебя будет больше сил строить свое счастливое настоящее.

    © DepositPhotos

  5. Ты пессимист
    Видеть всё в плохом свете - сущее наказание. Так плохие вещи кажутся еще более ужасными, а всё самое светлое очерняется и портится. Людям неприятно рядом с человеком, который видит лишь недостатки во всём. Измени характер мышления на оптимистичный, это необходимо сделать прямо сейчас. Результат не заставит себя долго ждать - оптимизм даст тебе силы стать лучше и успешнее.

    © DepositPhotos

  6. Ты не контролируешь свои эмоции
    Срываться на людей вокруг из-за любой мелочи - совершенно недостойное поведение. Обуздай свои приступы гнева или плаксивости, и тебе станет гораздо проще управлять событиями. Иногда для того, чтобы научиться справляться с собой, нужен специалист, но оно того стоит. Стань сдержанным, и твоя жизнь приобретет гармонию.

    © DepositPhotos

  7. Ты осуждаешь других людей
    Совсем не важно, почему ты привык осуждать, навязанные это стереотипы или ощущение собственной важности. В следующий раз, прежде чем осудить другого, подумай - зачем тебе этим заниматься. Ты не знаешь, что толкнуло другую личность на те или иные слова и поступки, ты не можешь увидеть корень проблемы со стороны. Не трать свои силы на осуждение со стороны и расстройство, используй их более рационально.

    © DepositPhotos

  8. Ты жестокий человек
    Жестокость - бич современности, сочувствие стало таким непопулярным явлением. Но быть жестоким - ударять в первую очередь по себе, это очень мощная и уничтожающая эмоция. Будем надеяться, что в будущем гуманизм и эмпатия завладеют миром, а пока каждый внутри себя должен построить церковь человечности. Чтобы быть здоровее, счастливее и веселее - будь добрее.

    © DepositPhotos

  9. Ты обманываешь других и ведешь себя аморально
    Целостная личность должна быть последовательной. Если тебе доверяют - оправдывай доверие! Не опускайся до поступков, о которых потом можешь пожалеть, даже если никто и не узнает об этом. Честность и порядочность дают ощущение ни с чем не сравнимого счастья.

  10. Ты играешь чужую роль
    Когда человек не может отличить маску от своего лица - он глубоко несчастен. Фальшивая личность еще никому не дарила радости. Всегда будь собой , тебя ценят именно таким, какой ты есть. Каждый из нас прекрасен и для всех есть свое применение в этом огромном мире. Будь уверен в себе, будь настоящим, и окружающие оценят это по достоинству.

    © DepositPhotos

  11. Ты постоянно ждешь одобрения
    Смысл жизни состоит отнюдь не в том, чтобы всегда хорошо выглядеть в чьих-то глазах. Окружающих очень изматывает, если ты вечно пытаешься переманить их на свою сторону и заслужить позитивную оценку. Получай удовольствие от всего, что происходит, и не жди никаких оценок, комплекс школьника никогда не поможет тебе стать счастливым.

    © DepositPhotos

  12. Ты стараешься всё сделать идеально
    Перфекционизм сам по себе неплох, но стремление всё подогнать под слепые идеальные мерки - это нездорово. Конечно, ты хочешь стать лучше и выбирать всё самое лучшее. Но в погоне за призрачными идеалами можно потерять так много прекрасного! То, что сегодня кажется лучшим, завтра уничтожится под твоим пристальным испепеляющим взглядом, превратится в пыль. Не стремись к недостижимым идеалам, разумно оценивай всё вокруг и вкладывай душу во всё, что бы ты ни делал.

    © DepositPhotos

У каждого из нас есть свои скелеты в шкафу, над которыми нужно хорошенько поработать. Не унывай, если понимаешь, как много еще работы над собой впереди. Главное понимать, к чему необходимо стремиться, и с позитивом переносить любые сложности. Помни, от тебя зависит больше, чем ты думаешь. Бери ответственность за себя и свое поведение и собирай плоды опыта и успеха.

Тебе понравилась эта поучительная статья? Поделись ею c теми, кому это интересно!

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

1. Ошибка неравенства - люди склонны переоценивать качества своего партнера, если он в чем-то одном, значимом для них, явно их превзошел.

2. Ошибка эстетической выразительности - внешняя привлекательность партнера определяет положительную оценку всех остальных сторон его личности.

3. Ошибка отношения. Изменение оценки качеств других людей в зависимости от нашей к ним расположенности или нерасположенности.

4. Ошибка вследствие искажающего влияния стереотипа. Каждый человек является представителем той социальной Среды, в которой формировался его индивидуальный опыт. Свойственные этой среде общие эталоны оценок он чаще всего использует для оценивания другого.

Ошибки такого рода совершаются в том случае, если человек не пытается осмысливать свои впечатления и мнения окружающих в отношении своего партнера. Это подтверждение народной мудрости об ошибочности первого впечатления.

Возможные ошибки в понимании поведения другого

1. Объяснение причины поведения зависит от того, чьи поступки (свои или поступки другого) объясняются: “Наблюдатель” часто объясняет причины поведения другого “внутренними условиями” того, кто действует, а “Деятель” склонен кивать на обстоятельства. Например, оценивая неуспевающего учащегося, педагог говорит о недостатке способностей, а учащийся о нехватке свободного времени.

2. “Наблюдатель”, находящийся вне ситуации поведения другого, склонен переоценивать внутренние возможности “деятеля”.

3. При объяснении причин тех или иных действий другого “наблюдатель” выделяет одни моменты, лежащие на поверхности, и не замечает других. Эта ошибка является следствием некритического использования своего прошлого опыта.

4. Объясняя поступки другого, педагог принимает за эталон тип поведения, который реализует он сам, переоценивая его распространенность и обычность.

Как видно из описания этих ошибок, они возникают как препятствие к взаимопониманию в том случае, если два человека находятся по разную сторону границы ситуации - один “внутри”, другой - “снаружи”. Значительно реже они встречаются при условии, если оба партнера включены в единую ситуацию совместной деятельности, то есть их поведение становится взаимообусловленным.

Конфликт

Если учащийся ведет себя не так, как хотелось бы педагогу, не выполняет его требований немедленно и бесповоротно, - это, в первую очередь, возмущает. Возникающее чувство дискомфорта порождает стремление поскорее устранить его источник по элементарному закону самосохранения. И тогда почти автоматические включается привычный способ реагирования - во что бы-то ни стало добиться своего. Как важно при этом иметь хорошо натренированный “тормоз”, внутренний “стоп сигнал”. Если его нет, воспитатель становится пленником своих отрицательных эмоций, а значит, в это время перестает быть педагогом, так как в этот момент начинает добиваться только “победы”, то есть повиновения - любой ценой, лишь бы настоять на своем! Для устранения своего дискомфорта! Как часто с таких незначительных инцидентов начинаются многолетние поединки между воспитателями и их питомцами! Иногда они окрашены нескрываемой обоюдной ненавистью.

Итак, конфликт ...

Многие педагоги, вероятно, знают, что психологи различают внутренний (внутриличностный) и межличностный конфликты.

Для внутриличностного конфликта характерно противоречие между наиболее существенными тенденциями личности подростков. При этом обязательно страдает самооценка, что приводит к переживанию эмоционального неблагополучия. Для становления личности внутренние конфликты даже полезны, если они своевременно и благополучно разрешаются. Самостоятельное разрешение своего собственного внутреннего конфликта доступно не каждому взрослому, тем более оно малодоступно учащимся.

Для благополучного разрешения конфликта необходима помощь, которую в состоянии оказать педагог. С этой целью рекомендуется:

1. Помочь учащемуся осознать какие из его тенденций вступили в противоречие.

2. Оказать тактичную помощь учащемуся в осознании, что именно эта тенденция нуждается в коррекции.

3. Обязательно необходимо вернуть учащемуся эмоциональное благополучие.

4. Для этого необходимо восстановить пошатнувшуюся самооценку и утвердить ее, но уже на иной основе.

5. Самооценку следует сделать более “взрослой”, более рациональной.

6. Спасая самооценку, следует избегать внешнего, межличностного конфликта или разрешить его, если он уже назрел.

7. Уровень притязаний нужно не снижать, а качественно изменить, приводить в соответствие с возможностями индивидуума. Это требует развития его самопонимания.

Межличностный конфликт - одна из основных проявлений невроза. Невротизация подростков, как и детей вообще, как правило, вызвана ближайшими старшими - родителями и педагогами, то есть теми, кто по сути социальной роли обязан амортизировать вредоносное воздействие окружающей среды на формирующуюся личность, трансформировать ее отрицательное влияние в положительное.

Еще и сегодня в стенах некоторых учебных заведений бытует заблуждение относительно учащихся: “Они ведь слов не понимают!”, “Им хоть кол на голове теши”. Так обычно выражается педагогическое бессилие и душевная черствость, нечуткость. Ребенок не может опровергнуть взрослого, не может защитить себя от него. Под тяжестью упреков и обвинений чувствительный ребенок утрачивает активность, тормозиться, а взрослому кажется, что он “бесчувственный”. Заторможенное состояние подростка - это непроизвольно включенное защитное торможение, чтобы не допустить продолжения воздействия, разрушительного для психики. Вот почему эти “тормозные реакции” всегда следует учитывать как индикатор непереносимости педагога для учащегося.

Другая особенность межличностного конфликта заключается в том, что он становится причиной той интеллектуальной недостаточности, которая многими педагогами принимается за умственную отсталость. Дело в том, что если педагог не заметил состояния заторможенности учащегося и продолжает его подкреплять, то она становится привычной. В последствии это ведет к переносу данного способа реагирования и на другие виды психологических трудностей. Создается картина умственной отсталости, так как обучение почти не продвигается. Педагог привычно кричит, ребенок привычно молчит... и его либо переводят во вспомогательное учебное заведение, либо перестают с ним заниматься и он “переходит” из класса в класс, из группы в группу без знаний, ничему необученный. Так конфликт порождает педагогическую запущенность.

Кроме этого, конфликт между педагогом и учащимся может вызвать утрату волевого импульса, задержку развития черт, соответствующих возрасту, блокаду самостоятельности, даже у учащихся с хорошим интеллектом.

Чтобы не допустить возникновение конфликта, надо стремиться к выполнению следующих правил:

1. Признать друг друга.

2. Слушать не перебивая.

3. Демонстрировать понимание роли другого.

4. Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует.

5. Четко сформулировать предмет обсуждения.

6. Устанавливать общие точки зрения.

7. Выяснить, что Вас разъединяет.

8. После этого снова описать содержание конфликта.

9. Искать общие решения.

10. Принять общее “коммюнике”.

В воспитательной практике педагогу часто приходится делать замечания своим ученикам. Однако их ответная реакция бывает различной, от принятия замечания до откровенной грубости. Чтобы педагог мог избежать неприятных ситуаций, которые часто приводят к конфликту, предлагаются следующие правила:

1. В своих замечаниях обсуждайте конкретный поступок учащегося, а не его личность. Ваши представления о нем как о человеке оставьте при себе.

2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного.

3. Более эффективно замечание в форме описания увиденного. Для этого необходимо повествовательно изложить увиденное, а затем такие повествовательно то, что должно было бы иметь место с Вашей точки зрения.

4. Лучше всего обсуждать недавние поступки, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям.

5. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчет возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например тип: “Я ожидал, что ты придешь на мой урок или хотя бы поставить в известность, что тебя вызвали в милицию”.

6. Не стараясь давать на учащегося словами и эмоциями. Главное - помочь понять, как он сам его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь Вы.

7. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.

8. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой осуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести не пользу, а вред личности учащегося.

9. Обязательно помните о том, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли Вы уважать себя и своего ученика и хотите ли Вы, чтобы он вас понял.

По роду своей деятельности, педагогу часто приходится разрешать конфликты среди учащихся, чтобы нормализовать взаимоотношения в коллективе. С этой целью предлагаем обратить внимание на два момента. Во-первых, как выявить участников конфликта, пока в него не вступил весь класс (группа), и, во-вторых, какие типичные ошибки при обсуждении конфликта допускаются учащимися. Итак, учащегося, если он находится в конфликте, выдает следующее:

заметно снижается заинтересованность трудолюбивого и активного учащегося;

учащийся становится критически настроенным (агрессивным и ворчливым);

повышается “температура” его реакции. Он защищается и тогда, когда его никто не атакует;

учащийся часто пребывает в плохом настроении, отказывается от общения;

учащийся делает гораздо больше редкий ошибок, чем обычно, становится невнимательным, теряет способность сосредоточится;

учащаются случаи прогулов занятий;

учащаются различные “несчастные случаи”.

Ошибки в обсуждении конфликта

1. Учащийся выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах.

2. Учащийся не раскрывает полностью свои потребности.

3. Учащийся при обсуждении занимает “боевую стойку” - ершиться.

4. Учащийся уходит в оборону.

5. Поведение учащегося при обсуждении конфликта диктуется исключительно тактическими соображениями.

6. Чтобы доказать собственную правоту, учащийся пускает в ход знания своих уязвимых мест партнеров.

7. Учащийся припоминает старые обиды.

Поскольку такое поведение учащихся не способствует разрешению конфликта, педагогу необходимо решительно пресекать его.

Одной из распространенных причин конфликтов педагогов и учащихся является критика. Учащиеся не любят критику: после нее их, как правило, тянет действовать “назло”, “населить”, так как они считают, что ущемляется их достоинство.

Предлагаем Вам следующие правила критики, которые позволят не дойти до конфликта.

1. Критиковать учащегося на собрании или просто в присутствии других людей следует лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия.

2. Критика должна быть корректной, не ущемляющей достоинства личности. Публичная “казнь” может подорвать веру учащегося в себя. После нее он может “не подняться”.

3. Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой. Злоупотребление критикой, ругань - это признак примитивности педагога.

4. Критиковать можно в том случае, если у Вас есть эмоциональный контакт с данным учеником, если он доверяет Вашей компетентности, доброжелательности, порядочности.

5. Надо больше всего опасаться перебора в критике. учащийся, как и любой человек, привыкает ко всему, в том числе и к критике. Если приучить его к сильным, резким осуждением, впоследствии придется с каждым разом усиливать натиск - в противном случае его не возможно “пронять”. Поэтому хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности.

6. Уместно говорить лишь о тех недостатках и промах учащегося, которые Вы видели собственными глазами, существование которых можно легко доказать. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов.

7. Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Противопоставление учащихся на “хороших” и “плохих” разобщает коллектив.

8. Готовясь к публичной критике, важно позаботиться о мобилизации единомышленников и союзников. если отрицательные оценки действий критикуемого лица не получают поддержки со стороны остальных учащихся, критика не дает ощутимой пользы.

9. Критика должна вестись с позиции интересов дела.

10. Подвергается критике должны все учащиеся, если они имеют одинаковые недостатки.

Взаимоотношения

Каждый педагог накопил определенный жизненный и профессиональный опыт взаимодействия с учащимися, их родителями и коллегами. Но несмотря на это, от случая к случаю повторяются конфликты, отношения складываются трудно, а часто и вообще не получаются. Чтобы этого не происходило, необходимо научиться анализировать свой опыт и взаимодействовать прежде всего с самим собой. Для этого необходимо:

С большим доверием относиться к своему субъектному опыту, стараться понять свои переживания и чувства, возникающие от общения с миром;

Научиться экспериментировать с собой - искать новые, наиболее удачные способы поведения, оценки, суждения; не бояться задавать себе вопросы;

Искать в окружающей реальности информацию, содержащую обратные связи - внешние сигналы о последствиях собственных действий в виде реакций и чувств окружающих;

Уметь сознательно делать выбор и применять решения об образе своего поведения и мыслей;

Анализировать свои достижения и неудачи, стараясь честно понять причины и тех и других;

Настойчиво и неустанно учиться наблюдать за самим собой во время своих действий, стремясь контролировать свои мысли и поступки.

Для того чтобы лучше узнать своих учеников, следует для начала постараться ответить:

кто из учащихся пользуется среди своих товарищей наибольшим уважением, популярностью? Почему? Укажите личностные качества;

кто из учащихся пользуется наименьшей популярностью? Почему? Опишите его портрет;

назовите самого большого ”индивидуалиста” в классе;

постарайтесь выделить группы учащихся, связанные более близкими отношениями. Отметьте себе, что их может связывать?

Если предложенные вопросы вызовут затруднения, понаблюдайте за учащимися во время уроков и во внеурочное время. При этом обращайте внимание на следующие моменты:

1. Каковы позы учащихся? Кто находится в “позе социального превосходства”, кто “лидер”? В чем это выражается? Есть ли среди Ваших учащихся ребята, чувствующие себя неловко, находящиеся в напряженных и неестественных позах. чем это вызвано с Вашей точки зрения?

2. Какое расстояние между собравшимися или находящимися в помещении ребятами? Кто образует “малые группы”? Кто из ребят не входит ни в одну группу, одинок? И к какой группе он ближе всего находится?

3. Понаблюдайте за внешними средствами контакта между ребятами. Кто чаще всего обменивается взглядами. С кем первым здороваются входящие? Одинаково ли с каждым?

При наличии в учебном заведении практического психолога педагог может обратиться к нему за помощью в получении более достоверной картины взаимоотношений учащихся, которую может сравнить со своими записями.

Для успешного общения с учащимися полезно знать, насколько Ваше мнение совпадает с мнением учащихся о Вашем взаимодействии. Это можно узнать, также обратясь к практическому психологу. Для тех у кого нет практического психолога, предлагаем следующие упражнения...

В предлагаемых ниже характеристиках педагогу необходимо честно выбрать ту часть высказывания, которая более всего подходит Вам. Если это будет первая часть высказывания, поставьте против номера характеристики (+), если вторая (-). Когда закончите оценку, подсчитайте число (+) и число (-). А теперь, набравшись мужества, предложите учащимся сделать то же самое по отношению к вам. Необходимо чтобы эта процедура осталась анонимной, так как иначе можете получить искаженную картину. Поэтому подготовьте для каждого учащегося листок с номерами характеристик, и им останется поставить только знак. Подсчитайте среднюю арифметическую результатов группы и сравните ее с тем, как Вы оценили сами. Можете провести подобный анализ по отдельным вопросам. В любом случае, это материал для рассуждения о себе. Итак, на уроке Вы:

1. Доброжелательны Недоброжелательны
2. Стимулируете инициативу, допускаете выражение собственного мнения, свободное поведение Не терпите возражений, собственных мнений, свободной манеры себя держать, держите учащихся все время под жестким контролем.
3. Заинтересованы, активны Безразличны, “себе на уме”.
4. Не боитесь откровенно выразить свои чувства; показать свои недостатки Думаете прежде всего о престиже, стараетесь во что бы то ни стало соответствовать своей социальной роли.
5. Динамичны, гибки в общении, легко охватываете и разрешаете возникающие проблемы. Вам не удается вовремя заметить намечающиеся конфликты, легко изменить поведение в связи с этим.
6. Вежливы и приветливы с учащимися, уважаете их достоинство, строите свое общение в зависимости от их индивидуальных особенностей Общение одинаково со всеми с соблюдением дистанции “Я-учитель” - “Ты-ученик”.
7. Можете поставить себя на место учащегося и взглянуть его глазами на конфликт Важно утвердить свою точку зрения, не считаете себя обязанным искать взаимопонимание с учащимися.
8. Активны, все время находитесь в общении с учащимися Пассивны, пускаете общение “на самотек”

Для определения своей объективности в общении рекомендуем проанализировать стиль своего взаимодействия. С этой целью понаблюдайте за собственным поведением с различными учащимися по следующий схеме:

1. Сколько раз за день Вы обращаетесь к “любимому” и “нелюбимому” ученику?

2. Каков характер этих обращений? (претензии, замечания, критика, поощрение, похвала, поддержка, указание на приказ).

3. Сколько раз Вы вступили в развернутую беседу с тем и другим учеником?

4. По чьей инициативе начат разговор-беседа?

5. Каков вид беседы-разговора? (говорите только Вы, ученик слушает и отвечает на вопросы, говорит ученик, Вы иногда высказываете свою точку зрения, Вы и ученик оживленно обмениваетесь мнениями).

Для анализа лучше выбрать учащихся, отношения с которыми более всего Вам представляются определенными. Пункты классификации лучше оформить в виде таблицы подсчитайте количество эмоционально-отрицательных и эмоционально-положительных обращений к каждому из школьников. Сравните цифры. Подсчитайте число обращений к Вам со стороны обоих учащихся и к ним с Вашей стороны. Сравните. А теперь в общении с несимпатичным учеником постарайтесь сознательно контролировать те моменты взаимодействия, которые Вы анализировали.

В практике наблюдения часто бывает так: иногда важнее почувствовать, чем понять, а иногда можно понять лишь почувствовав. И при этом важна мимика.

Мимика - один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Вернее полновластным хозяином и мимикой и чувств является человек, но лишь тот, который умеет владеть собой. Овладение языком мимики - важный компонент искусства общения. И хотя человеческое общение на три четверти состоит из речевого, но всем хорошо известны ситуации, когда “слов не надо”.

Владение мимикой необходимо не только актеру, но практически любому человеку, особенно педагогу-воспитателю. Мимика является отличным индикатором эмоцией:

1. Удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот.

2. Страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт.

3. Гнев - брови опущены, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты.

4. Отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней.

5. Печаль - брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены.

6. Счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и отведены назад.

Приведенный материал о мимике и эмоциях очень полезен в индивидуальной работе с учащимися. Однако при работе с аудиторией учащихся, целесообразно воспользоваться следующей классификацией состояний участников взаимодействия, которая позволит сразу и достаточно точно определить состояние аудитории.

1. “Готовность к работе”. Контакт глаз с выступающим, наклон тела вперед, отсутствие кашля, вздохов, отвлеченных жестов, спокойная мимика, отсутствие отвлечений на стуки, шепот.

2. “Протест”. Появление жестов и признаков завуалированной агрессии (сжатие кулака, скрещены руки на груди, наклонение корпуса тела назад - “развалясь”, появление эмоций гнева, призрения).

“Протест” возникает и при несогласии - тогда появляются жесты “рука у щеки”, прикасание к носу или легкое потирание его, ориентация ног по направлению к выходу, появление бокового взгляда, манипуляция с очками. Наличие выражение агрессии или несогласия является для педагога критерием конфронтации аудитории. Может быть, уход в скуку - покачивание ногой, “отсутствующий” или “оценивающий” взгляд, поддержка головы обеими ладонями, которые почти закрывают лицо, зевота, беспокойное “ерзанье”, поиск отвлекающего занятиями.

3. “Одиночное эмоциональное и интеллектуальное реагирование”. Появляется удивление (уголки губ приподняты, чуть открывается рот, брови поднимаются вверх, на лбу появляются горизонтальные складки), внимание (особое дыхание, поза, голова наклоняется и чуть поворачивается).

4. “Интеллектуально-эмоциональное единство”. Всеобщее внимание, единое реагирование. Преобладающая эмоция - спокойная, ровная радость (светлая легкая улыбка, брови подняты вверх, глаза сияющие, искрящиеся, движения легкие и энергичные, реплики оживленные и быстрые).

5. “Глубинные, ядерный контакт”. Душевный подъем и приподнятость, прилив сил и хорошего настроения. Исчезают усталость и мелкие заботы. Идет непрерывный диалог, взаимный обмен мыслями, которые вызывают обоюдный толчок и новым размышлениям.

Педагог по роду своей деятельности постоянно выступает в роли организатора взаимодействия, а самое важное в организации взаимодействия - это появление общности. Поэтому в целях приобретения опыта, педагогу необходимо отметить характер своего взаимодействия.

В этом может помочь классификация, определяющая: тип поведения организатора взаимодействия. Ряд исследователей выделяют 4 зоны организации взаимодействия с аудиторией, в которых он определенным образом проявляет себя:

Положительная

1. Организатор демонстрирует солидарность (повышает статус другого, помогает, награждает).

2. Ведет себя непринужденно, смеется, шутит, показывает удовлетворение.

3. Одобряет, пассивно принимает, снисходит, сочувствует, соглашается.

Зона ответов. Чаще всего взаимодействие в этой зоне появляется после положительной зоны 1 или после вопросов (зона 3).

1. Организатор высказывает свои соображения, дает указание, уважая автономию других.

2. Дает оценку, высказывает мнение, анализирует, сообщает о своем впечатлении, выражает пожелание.

3. Дает информацию, ориентацию, повторяет, поясняет, подтверждает.

Зона вопросов.

1. Организатор просит дать информацию, ориентацию, повторить, подтвердить.

3. Просит совета, указания, подсказки, в каком направлении действовать.

Отрицательная.

1. Организатор не одобряет, демонстрирует пассивное неприятие, отказывает в помощи.

2. Держит себя напряженно, просит помощи.

3. Ведет себя враждебно, унижает достоинство других, защищается или самоутверждается.

Теперь попытаемся сформулировать наиболее общие препятствия на пути эффективного взаимодействия.

Внешние:

1. Избегание, уклонение от контакта с источником воздействия.

2. Избирательное доверие к источнику взаимодействия в зависимости от того, является ли источник авторитетным или нет.

3. Непонимание - отсутствие знаний общего языка, понимание единого смысла слов и значений.

Внутренние:

1. Избегание воспоминаний, размышлений, представление на волнующую или травмирующую тему.

3. Обесценивание значения тревожащей информации за счет “непонимания” его действительного смысла, искажение логики, подмена значений.

Эти препятствия возникают как следствие защиты от травмирующего характера воздействия. Они формируются неосознанно, как правило, под воздействием предыдущего опыта, и их наличие служит сигналом о том, что процесс взаимодействия нарушен, и педагогу следует искать причины этого нарушения. Для того, чтобы не возникало препятствий во взаимодействии, важно наличие доверия к себе как источнику информации того или иного рода. Эффективным средством повышения уровня доверия является последовательное формирование чувства “мы”. То, насколько слушающий принимает говорящего как “своего”, а не “чужого”, в большей степени определяет успех взаимодействия. Этим не исчерпываются способы предупреждения возникновения препятствий при взаимодействии, но названные можно считать определяющими.

Если, несмотря на все описанные выше рекомендации, взаимодействие не налаживается, надо заняться индивидуальным психологическим тренингом. подобная форма представляет собой своеобразную самоподготовку - достаточно эффективную, а главное - интересную.

Три следующих упражнения описаны А.А.Леонтьевым.

Телефильм. Выберите в программе передач ТВ фильм или спектакль, который ранее не видели и попросите кого-нибудь из друзей или домашних просмотреть его с начала до конца. В любое время в середине фильма войдите в комнату и посмотрите этот фильм или спектакль в течение 5 минут, и затем выйдите из комнаты и попытайтесь письменно охарактеризовать увиденных героев, их взаимоотношения и дальнейшую судьбу. После окончания фильма надо сравнить написанное с мнением тех, кто смотрел этот фильм. Выявить расхождения и по возможности уточнить их причины. По мере тренировки время просмотра отрывка должно снижаться - сначала до 3, потом - до 1 минуты.

Незнакомец. Всякий раз, когда вы вынуждены достаточно долго быть в обществе незнакомых людей, выберите одного из них, “угадайте” профессию, биографию, общественное, служебное и семейное положение этого человека. Особенно важным в этом упражнении является самоотчет по поводу того, что именно обусловило появление той или иной гипотезы.

Чужая компания. Понаблюдайте за учащимися незнакомой группы и постарайтесь ответить на вопросы:

а) кто из группы пользуется наибольшей популярностью и уважением.

б) почему?

в) кто пользуется наименьшей популярностью?

г) почему?

д) кто входит в неформальный актив класса?

е) кто есть кто в этом активе

к) кто является наибольшим индивидуалистом?

з) какие группы людей связаны более близкими отношениями?

и) что их может связывать?

Правильность своих вывод в этом случае можно проверить, войдя в контакт с членами исследуемой группы, либо сравнить свои наблюдения с наблюдениями других педагогов и проанализировать расхождения во мнениях.

Углубить и развить навыки, которые выработались в ходе подобной “самоподготовки” можно с помощью других упражнений.

Беседа незнакомых . Не упустите случая наблюдать за беседой незнакомых людей, отвечая на следующие вопросы:

каков характер связывающих этих людей отношений (деловые, просто знакомство, приятельское отношение, близкая дружба, любовь, родственные отношения)?

какое общение происходит - ролевое или личностное?

если общение ролевое, то какие роли проигрывает каждый из собеседников (шеф, настоящий мужчина, деловой человек)

кто является лидером контакта и кто находится в более высокой социальной позиции?

есть ли у беседы второй план или подтекст? Если есть - то какой?

естественно ли поведение собеседников?

если нет, то почему (за счет личностных особенностей кого-либо из партнеров, темы разговора, эмоциональных состояний)?

каким будет конец беседы?

как конкретно будет завершаться беседа (техника выхода из контакта)?

Да здравствуют контакты! Заставьте себя вступать в максимальное количество контактов в повседневной жизни, стремясь как можно дольше поддерживать возникшую беседу и “разговаривая” с собеседником уточните, что при этом Вы должны фиксировать, как именно и почему Вы обращаетесь к разным людям.

Незнакомая компания. В случаях, когда Вы попадаете в компанию, где находится много незнакомых людей, попытайтесь:

первые несколько минут удержать на себе внимание присутствующих (но не за счет значимый информации, сверхмодной одежды или экстравагантных манер);

определить лидера на час - мнение, в основном ориентируется группой, изучить приемы, которыми он пользуется для достижения всеобщего внимания;

перехватить у лидера инициативу и удержать ее несколько минут.

Неприятный собеседник. Выбрав одного из тех, с кем Вы находитесь в натянутых отношениях, и заготовив заранее естественную тему для разговора, при встрече с этим человеком заговорить с ним первым, постарайтесь поддержать возникшую беседу как можно дольше и по возможности, подавив свою антипатию, перестроиться на взаимную симпатию друг к другу.

Настроение. Попытайтесь в тех случаях, когда Вы находитесь в превосходном настроении, вести себя так, чтобы собеседник заметил и оценил Вашу мнимую подавленность. Как только это начнет получаться, перейдите ко второй части упражнения: в плохом настроении постарайтесь вести себя так, чтобы этого никто не заметил.

Эмоции. Выберите какую-либо сложную эмоцию (скрываемое горе, неосознанная радость, внутренняя тревога) и попытайтесь вести беседу с хорошо знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. После окончания диалога проверьте, спросив у собеседника, что и как Вам удалось, что - нет. И совместно проанализируйте почему?

По опыту многих лет общения с подростками и учащимися педагоги узнают, что есть подростки с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Часто педагоги стараются всеми правдами и неправдами избавиться от такого ученика. А что делать, если избавиться не удается? Тут можно порекомендовать помочь этим учащимся развить в себе самоконтроль. Это трудно, но возможно. Для их поведения к сознательному самоконтролю требуются много времени и терпения.

Дело в том, что каждый характер доступен целенаправленному влиянию, правда, в различной степени. Как же влиять?

1. Напоминание об отрицательных сторонах характера обычно вызывает, провоцирует их проявление - такова сила слова! Следовательно, чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам учащиеся проявляли себя более благоприятным образом, с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.

2. Для развития сознательной регуляции у учащихся с повышенной возбудимостью и легкоранимых детей более всего подходит в качестве “мостика” мотив самозащиты. Этот мотив можно использовать и в подходе к тем, у кого пока еще невысок уровень ответственности. Правда, нужно чтобы учащимся предлагал эту работу над собой тот значимый педагог, который уже имеет на этих детей некоторое влияние, кто уже своими нормами обращения с ними вызвал у них ответную благожелательность и доверие. Так как у них повышенная склонность к эмоциональному реагированию, более выражена эмоциональная зависимость, им очень трудно принять позицию “Не вреди!”, “Меня бьют, мне больно, и я же еще и не вреди!” - им кажется обидным само предложение этой позиции. Вот и можно предложить им научиться защищаться от вредоносных эмоциональных воздействий. В этом смысле интересна следующая информация:

а) в ссорах, конфликтах никто никогда ничего не может доказать. Причина: отрицательное эмоциональное воздействие блокирует работу мысли. Значит, и незачем пытаться доказать что-то человеку, находящемуся в состоянии отрицательного эмоционального воздействия.

Поэтому нужно, чтобы учащийся освоил вышесказанное и попытался сознательно сформировать в себе установку на упорный спокойный отказ от ссор и конфликтов.

б) большинство ссор имеют очень напряженный тон. Отрицательное эмоциональное возбуждение быстро захватывает всех участников конфликта. Чтобы погасить отрицательное эмоциональное возбуждение необходимо прекратить его подкрепление. Как говорится, “кто умней, тот замолчит первым”. При этом следует помнить, что позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью, что бы то ни было обидное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто сумеет пресечь скандал, не дать ему состояться.

Для этого необходимо:

фиксировать внимание не на том, что нас задевают, а сознательно распределять внимание на многие предметы, попадающие в поле нашего зрения;

темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые. Порой бывает лучше промолчать, но молчание должно быть обидным для партнера;

если действительно с вашей стороны был допущен какой-то промах, который дал повод для упрека и замечания в ваш адрес, то его следует признать, что в свою очередь обескураживает агрессора;

в) ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, драматизированные монологи и угрозы - все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это напрочь отказывают в уважении).

Человеческое поведение в обществе – это сложное понятие, которое отражает взаимодействие конкретного человека с другими людьми. Это понятие отражает реакцию человека на события, ситуации и поведение других людей. Любой тип человеческого поведения базируется на потребностях человека в общении с социумом, взаимодействии с людьми для того, чтобы достичь своих целей.

Психологи делят поведение человека в обществе на 3 типа: агрессивное, пассивное, и ассертивное. При этом человек может поменять тип поведения, если он захочет измениться. Чаще всего у человека преобладает один тип поведения, который помогает ему проходить через трудности и решать конфликты. Давайте рассмотрим каждый из типов человеческого поведения.

Агрессивное поведение

Агрессивность – это поведение, при котором человек выбирает такие методы для достижения результата, которые нарушают права других людей. Агрессивный человек навязывает свои убеждения и не учитывает интересы остальных. Агрессивное поведение требует больших эмоциональных усилий и энергии.

Такое поведение свойственно людям, которые любят все брать под свой контроль. Отношения с другими людьми построены на негативе. Обычно, люди с агрессивным поведением – это неуверенные и слабые духом личности, целью которых является принижение других людей, чтобы на их фоне стать лучше и увереннее.

Пассивное поведение

Пассивность – это поведение, при котором человек жертвует своими интересами и позволяет остальным нарушать свои права. Пассивный человек не выражает публично свои мысли, эмоции, убеждения. Он постоянно извиняется, оправдывается, говорит тихо и неуверенно. Чужие интересы они ставят выше собственных убеждений.

Чаще всего пассивные люди принимают роль Жертвы и чувствуют себя беспомощными и слабыми. Пассивное поведение, как и агрессивное – это признак неуверенности в себе. Но, в отличие от агрессивного поведения, пассивный человек не берет на себя ответственность за свои действия. Он дает право другим людям принимать за него решения, даже если он точно уверен, что это решение принесет вред.

В основе пассивного поведения лежит страх перед жизненными трудностями, страх принимать решения, страх выделиться из толпы и боязнь ответственности.

Целью пассивного поведение является предотвращение любого конфликта еще на стадии его появления, а также облегчение своей жизни перекладыванием ответственности на других.

Ассертивное поведение

Ассертивность – это выражение своих мыслей и эмоций прямо и уверенно. Ассертивность – это поведение свойственное уверенным в себе людям. Это «золотая» середина между агрессивным и пассивным поведением.

Ассертивный человек способен отстоять свои права и решать жизненные трудности, при этом, не вступая в конфликт. Он знает то, что ему нужно и говорит об этом открыто, он может с легкостью отказать другому человеку, в ситуации, когда это будет необходимо. Ассертивный человек уважает себя и мнение других людей, но в то же время он не зависит от мнения остальных.

Следующая страница:

Ильин В. И.
Оглавление книги

Типы поведения потребителя

Ключевые слова

Социальный акт, поведение.

Фазы акта: импульс, перцепция, манипуляция и консуммация.

Непосредственное и косвенное социальное действие. Формы социального действия: позитивное, негативное (воздержание, терпение). Рынок.

Типология социальных действий по цели:

инструментальное, ценностно-ориентированное, игровое, аффективное.

Инструментальное социальное действие.

Человек Естественный. Поведение. Типология по механизму принятия решений: целерациональное, традиционное, иррациональное.

Единицей поведения является социальный акт, действие . "Поведение человека может быть представлено как ряд функциональных единиц, каждая из которых начинается с нарушения равновесия внутри организма и кончается восстановлением равновесия. Такая единица называется актом" (Шибутани 1969: 60). Нарушение равновесия - это, говоря иными словами, потребность. Покупка - это заключительная фаза акта, началом которого была осознанная потребность (осознание нарушения равновесия) и интерес (осознание способа восстановления равновесия), встреча с товаром и соблазнение им. Поэтому, как сказал Т.Шибутани, "каждый акт... имеет свою историю" (Шибутани 1969: 60). Соответственно, и каждая покупка имеет свою историю.

Классик социальной психологии Джордж Мид выделял четыре фазы акта : импульс, перцепция, манипуляция и консуммация (Mead 1938: 3-25).

Импульсивная фаза акта - условие нарушения равновесия, за которым следует субъективное ощущение неудобства и усилия по устранению этого затруднения. "Импульс... есть лишь общее предрасположение к действию" (Шибутани 1969: 61). На этой фазе происходит осознание потребности.

Перцепция - это избирательное восприятие окружающей среды, в которой могут содержаться средства для восстановления равновесия (удовлетворения потребности). Иначе говоря, на этой фазе происходит осознание интереса как объективно оптимального способа удовлетворения потребности. Потребитель идет в магазин и ищет товар, который позволит удовлетворить осознанную потребность.

Манипуляция - это действия человека по восстановлению равновесия или удовлетворению потребности.

Консуммация - это завершение удовлетворения потребности. Покупатель, приобретя товар, употребил его: выпил водку, съел сухарь и поехал на купленном автомобиле домой.

Действие является социальным, если оно связано с другими действующими субъектами - индивидами или организациями. Иначе говоря, социальное действие всегда носит характер социального взаимодействия.

Поведение - это более или менее длинная цепь актов. Это "целый ряд приспособлений к постоянно изменяющимся условиям" (Шибутани 1969: 64). Человек как потребитель имеет большое число разнообразных потребностей, удовлетворение которых и составляет смысл его поведения.

Взаимодействие может быть непосредственным и косвенным социальным действием . Например, акт купли вещи - это непосредственное взаимодействие с продавцом. Здесь социальный характер действия очевиден. Косвенное взаимодействие не столь очевидно. В этом случае вторая сторона может быть не видна, более того, действующий субъект может активно отрицать ее наличие. Например, девушка, сидя в одиночестве, тщательно покрывает свое лицо косметикой. Является ли такое действие социальным? Она может говорить, что красится, одевается только для себя. При этом она, возможно, говорит это вполне искренне. Однако если посмотреть более внимательно на этот акт, то мы увидим, что ее целью может быть просто "выглядеть хорошо", но в чьих глазах? В одиночестве она не носит макияж. Она красится для собственного душевного равновесия, которое достигается посредством сформированного ее внешностью положительного отношения окружающих. Таким образом, этот акт нанесения макияжа в одиночестве является социальным.

Поведение - это серия взаимосвязанных социальных актов. Поведение потребителя включает в себя и осознание собственных потребностей и интересов, и выбор покупки, и торг, и использование купленного, и многократное повторение этого цикла применительно к разным товарам и в разное время.

Поведение потребителя содержит в себе по определению обозначение места действия: рынка товаров и услуг.

Рынок - это форма социального взаимодействия между продавцом и покупателем. Разновидностью рынка является рынок потребительских товаров и услуг. Здесь действуют продавцы этих товаров и конечные потребители.

Социальное действие проявляется в разных формах

Позитивное действие. Это действие, совершенное вовне. Например, акт покупки или возврата товара.

Негативное действие - это действие, которое субъект (индивид или организация) хотел бы совершить, но не совершил. Негативное действие - это тоже действие, хотя его не видно (человек зашел в магазин, посмотрел и ушел; бросившему курить мучительно хочется купить сигареты, но он воздерживается). Оно проявляется в двух основных вариантах:

а) воздержание - это отказ от действия, которое можно совершить, но от которого лучше воздержаться по тем или иным причинам. Например, человек имеет потребность в данном товаре и деньги, чтобы его приобрести, но не покупает, поскольку ищет более качественный товар того же вида или считает, что есть более насущные потребности;

б) терпение - это несовершение действия в силу неспособности его совершить. Например, покупатель нуждается в товаре, но не может купить его в силу отсутствия денег или отсутствия товара в доступном магазине.

Если в качестве критерия классификации взять цели социального действия , то можно выделить следующие его типы:

(1) Инструментальное действие направлено на удовлетворение предельно рациональных, "естественных" потребностей, которые сконструированы самой природой. Это потребности в пище, воде, защите от неблагоприятных атмосферных воздействий (холод, жара, дождь, снег). Это потребности, которые никто не может проигнорировать. Инструментальное социальное действие является предельно рациональным по своим целям, которые естественны, обусловлены природой человека, направлены на удовлетворение естественных потребностей, обеспечивающих физиологическое, психическое здоровье. Это потребности в пище, воде, защите от неблагоприятных атмосферных воздействий (холод, жара, дождь, снег). Это потребности, которые никто не может проигнорировать. В этом смысле оно носит универсальный, наднациональный и надысторический характер: во всех странах и во всех эпохах люди стремятся обеспечить удовлетворение одних и тех же потребностей, что не исключает различий в уровне этих потребностей и в методах их удовлетворения.

Субъектом такого действия является Естественный Человек . Он хочет только того, что необходимо ему для нормальной жизни. У него нет "ложных", "искусственных" целей, навязанных обществом через систему воспитания, внушения и т.д. Ему чужды причуды моды. Он не будет бороться за приобретение вещи, которая ценна только тем, что непрестижна. Он ориентируется только на функциональные качества вещей.

Такое действие является одним из основных в "теории рационального выбора", одной из важнейших предпосылок является наличие рациональных желаний и убеждений (Elster: 121). А что может быть более рациональным, чем действие, обусловленное природными потребностями!

Разумеется, Человек Естественный - это только научная модель, построенная посредством очищения реального человека от того, что наслоилось на него под воздействием культуры данного общества. У реального человека всегда прослеживается в той или иной мере модель инструментального поведения. Если таковой не будет, то человек просто умрет в результате неудовлетворения своих базовых потребностей. Однако реальное социальное действие - это инструментальное действие с большей и меньшей долей других типов действий: в него вписываются культурные цели (потребление "как принято", в соответствии с "нормами приличия"), цели игровые, аффективные. Поскольку логика каждого типа социального действия имеет большие особенности, то лучше анализировать механизм каждого действия отдельно, не забывая, что в реальной жизни они переплетаются, но в самых разных замысловатых вариациях.

Поведение - это, как уже отмечалось, цепь социальных актов. В реальном поведении часто эта цепь состоит из качественно различных поведенческих актов: один инструментальный, второй - ценностно-ориентированный и т.д. Например, для облегчения домашнего труда хозяйка покупает стиральную машину (инструментальный акт), но, не вникая в технические характеристики, выбирает наиболее дорогую и престижную модель (ценностно-ориентированный акт), во время переговоров с продавцом она, будучи усталой, сорвалась из-за мелочи и нахамила (аффективный акт).

(2) Ценностно-ориентированное действие направлено на удовлетворение потребностей, порожденных культурой. Поскольку культура прерывиста (в разных странах, у разных этносов и даже классов), то это действие является рациональным только в пределах культуры, породившей данную цель. Вне ее оно смотрится абсурдным.

Цели, порожденные культурой, носят искусственный характер, но, будучи глубоко усвоенными, они превращаются почти в биологическую или психологическую проблему. Например, в большинстве культур существует потребность прикрывать наготу тела. Эта потребность для части людей столь насущна, что заставь их пройти голышом по улице, часть из них умрет от стыда. Эти потребности нередко вынуждают людей ставить на кон свою жизнь во имя их удовлетворения. Например, сколько людей погибли "защищая свою честь", "достоинство", надрываясь на работе, чтобы потреблять так, "как делают все приличные люди"!

Ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную (эстетическую, религиозную или любую другую), самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет.

(3) Целью игрового действия является развитие способностей личности или имитация их использования в случае отсутствия возможностей применения в реальной жизни (компенсаторная функция). Это социальное действие, развивающееся по заранее оговоренным правилам и имитирующее, моделирующее те или иные ситуации инструментального действия. Часто игра заменяет реальность, если эта реальность недостижима. Она заменяет реальность, давая острые ощущения без того риска, который связан с ними в реальной жизни. Например, современные аттракционы дают такие же острые ощущения, как и ситуации на грани жизни и смерти, случающиеся в реальной жизни.

Например, можно случайно упасть со скалы или с 10-го этажа, а можно прыгнуть с вышки, будучи привязанным за ногу резинкой. Человек, играющий в футбол или баскетбол, использует данные ему от природы качества, оказавшиеся ненужными в его сидячей работе и в городском образе жизни. Выходя на ринг или татами, он использует заложенные природой бойцовские качества, в основном малопригодные при жизни в рамках закона.

Игра может тесно переплетаться с инструментальным действием, когда она выступает как средство зарабатывания денег на удовлетворение базовых потребностей. Она может переплетаться и с ценностно-ориентированным действием в тех случаях, когда используется для достижения целей, сконструированных данной культурой (например, добиться чемпионского титула и благодаря этому стать героем спорта, кумиром и т.д. В этом случае спорт выступает как форма социального самоутверждения в глазах окружающих).

Игра увлекает миллионы людей, предлагая самые разные варианты, пригодные для разных типов потребностей. Поэтому игровая деятельность создает огромный рынок.

(4) Аффективное социальное действие направлено на получение психологической разрядки. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, то это сублимация (Вебер 1990: 628).

Другое основание классификации социальных действий - механизм принятия решений .

1. Целерациональное социальное действие может быть с точки зрения цели и инструментальным, и ценностно-ориентированным, и игровым, и иногда даже аффективным (человек сознательно отказывается себя контролировать и использует свое аффективное состояние во вполне рациональных целях).

Целерационально действует тот, чье действие ориентировано на цель, средства, побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, то есть тот, кто действует не аффективно и не традиционно (Вебер 1990:629). Целерациональное действие строится на строгом расчете соотношения результата и затрат, основывается на выборе наиболее рационального пути удовлетворения потребности.

Примером такого действия является идеальная модель экономического поведения и осуществляющего его Экономического Человека , представляющего собой идеальную модель, которой часто оперируют экономисты. В ее основе лежит убеждение, что человек действует, преследуя материальную выгоду, и тщательно взвешивает баланс затрат и результатов, анализирует все известные ему пути достижения этой цели.

Целерациональная ориентация отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Смысл этого действия состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом характере поведения как таковом. Чисто целерационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим представлениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии и т.п. Такое поведение всегда подчинено "заповедям" или "требованиям", в повиновении которым видит свой долг индивид (Веер 1990:629).

2. Традиционное социальное действие основано на длительной привычке (Вебер 1990:628). Чисто традиционное, как и аффективное, находится "на самой границе, а часто даже за пределам того, что может быть названо "осмысленно" ориентированным действием". Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу (Вебер 1990: 628). "Управляемые в своем поведении тем, чему научились , - писал Ф.Хайек, - мы зачастую не знаем, почему мы делаем то, что делаем" (Хайек 1992: 44). Это в принципе целерациональное действие, однако решение было принято когда-то давно, а порою и совершенно другими людьми. В этом случае действие отдалено от решения во времени.

3. В иррациональном социальном действии вообще может отсутствовать элемент трезвого размышления. Аффективное поведение обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Чисто аффективное действие находится на границе и часто за пределами того, что может быть названо "осмысленно" ориентированным действием (Вебер 1990:628). Иррациональное социальное действие идет вне рационального контроля. В этом случае нет и речи о взвешивании баланса цели и результатов, о выборе наиболее эффективного пути из многих. Мотором этого действия являются страх, злость, ненависть, социально-психологическое заражение, внушение. Яркими примерами его являются паника на рынке, бирже. Взывать в этой ситуации к рациональным аргументам бессмысленно.

Действия должные. Их мы воспринимаем как должное и без эмоций. Например, я дал булочнику деньги и получил булку. Акт лавочника для меня нормальный, должный.

Действия рекомендуемые. Эти действия одобряются, но отнюдь не обязательны. Поэтому их совершение - это своего рода перевыполнение нормы. Они воспринимаются как услуга, вызывают чувство благодарности, за которым тянет готовность или желание ответить своей услугой. Так, магазины или кафе, обеспечивающие сервис выше ожидаемых стандартов, вызывают такое благожелательное к себе отношение, что потребители стремятся отблагодарить, совершая здесь покупки чаще. При этом дополнительная услуга может проявляться в совершенно неэкономических формах: улыбающиеся продавцы или официанты, готовность обслужить, если постоянный клиент забыл дома кошелек или когда магазин закрывается.

Действия запрещенные. Например, купля-продажа наркотиков, ворованного имущества и т.п.

Блокада - это "любое вмешательство, создающее перерыв в уже начавшемся действии" (Шибутани 1969: 65). Типичный пример: человек, осознав свой интерес, идет в магазин за товаром, а товара нет - либо уже, либо в принципе.

Блокада всегда вызывает эмоциональную реакцию. В одних случаях о ней невозможно даже догадаться, поскольку неудовлетворенный потребитель вышколен культурой и научился скрывать свои негативные эмоции. В других случаях он делится своими эмоциями и с продавцом, и с окружающими посетителями магазина, и с членами семьи. Но в любом случае есть эмоциональная реакция.

Одной из разновидностей реакции на блокирование является создание образов. "Когда человек полон решимости что-то сделать, но не достигает своей цели, акт завершается в его воображении" (Шибутани 1969: 67). Вы заказали в ресторане бифштекс, но через полчаса ожидания приходит официант и сообщает, что в связи с закрытием ресторана на перерыв бифштексов уже нет и вообще нет ничего, кроме хлеба. Вам ничего не остается, как прожевать скопившуюся слюну, представляя ее бифштексом.

Регулярное повторение блокад имеет серьезные последствия. "Чем большее неудобство испытывают люди, тем более ими овладевают образы удовлетворения". Образы еще более усиливают первоначальные импульсы к потреблению. "Продолжительная блокада может привести к одержимости" (Шибутани 1969: 68).

В советскую эпоху тотального дефицита большинства качественных товаров блокада была системной характеристикой существования основной массы людей. И чем меньше люди могли удовлетворить свои потребности, тем сильнее разгорались соответствующие желания. Многие стали жертвами потребительской одержимости: люди вставали в любую очередь, не успев задуматься, зачем им нужен продаваемый товар, они покупали все, что считалось дефицитом. Памятником этого феномена стали горы хрусталя, ковров во многих квартирах. Обжорство нередко является следствием одержимости некогда голодных людей, дорвавшихся до пищи. Долгое время переживаемый дефицит продовольствия вырабатывает привычку есть каждый раз, как в последний. Универсальный феномен новых богачей во всех странах отмечен потребительской одержимостью.

Фрустрация - неспособность приспособления, накопление неудовлетворенности (Шибутани 1969: 72). Это реакция потребителя на ситуацию, возникшую в узкой сфере, но ее последствия можно обнаружить далеко за ее пределами.

Отступление от удовлетворения потребности проявляется в двух формах. (1) Сдерживание, воздержание - это осознанное отступление. (2) Подавление - это неосознанное, вынужденное отступление (Шибутани 1969: 74). Примером первого случая является человек на диете при виде вкусного пирога: сглотнул слюну, воздержался и постарался себя убедить, что ему этого не хочется. Примером второго рода является бедняк, столкнувшийся с тем же пирогом.

Сублимация - это реакция на отступление в форме перевода энергии, внимания в другую сферу. Это понятие введено в научный оборот З.Фрейдом и широко используется в наше время.

Подавленные сексуальные влечения находят частичный выход в художественном творчестве, агрессивные импульсы - в спортивных соревнованиях, бедность - в ненависти к привилегированным (Шибутани 1969: 74).

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

Elster J. Rational Choice Theory // The Polity Reader in Social Theory. Cambridge, 1995.

Mead G.H. The Philosophy of the Act. Chicago, 1938.

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность – это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т.п.). Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.

1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ "Я", позитивное мнение человека о самом себе.

3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

5. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

7. Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

8. Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

9. Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

10. Освобождающее поведение – человек стремится "обезопасить себя" (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся "негативных условий существования" (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.

11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.

12. Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от "хорошо сделанного дела", при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего "локуса контроля" своих поступков, представление о себе как об активном "деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).

14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность "терпеть" информационную неопределенность, "редуцирование" разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.

16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

Потребности

Потребность – предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия.

Желание ассоциируется с ощущением потребности или биологических (есть, спать) или интеллектуальных (читать).

Классификация мотивов по А. Маслоу выглядит следующим образом:

Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.

Потребности низших уровней А. Маслоу называл дефицитарными , а высших – потребностями роста .

А. Маслоу указывал, что существуют различия между низшими и высшими потребностями. Вот некоторые из них:

1. Высшие потребности генетически более поздние.

2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.

3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.

4. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.

5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.

Мотивация

Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение, описывает отношения, существующие между действием и причинами, которые его объясняют иди оправдывают.

Мотивы поведения могут быть как неосознаваемыми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения). Кроме того, реализация того или иного мотива тесно связана с волевым усилием (произвольность – непроизвольность) и контролем за поведением.

Инстинкт – это совокупность врожденных действий человека, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения и т. д.).

Влечение – наиболее характерно для детей очень раннего возраста. Влечение самым тесным образом связано с элементар­ными чувствами удовольствия и неудовольствия. Всякое чувство удоволь­ствия связано с естественным стремлением к поддержанию и про­должению этого состояния. Это особенно заметно, когда по тем или другим причинам чувственное наслаждение прерывается. В этих случаях ребенок начинает проявлять состояние большего или меньшего беспокойства. С другой стороны, всякое неприятное чув­ство сопровождается естественным стремлением избавиться от его источника. Так как характерной особенностью влечения, при всей его неосознанности, является его активный характер, оно должно рассматриваться как исходный момент развития воли. Влечения в их чистом виде свойственны младенческому возрасту, когда потребности сильны, а сознание еще слабо и неразвито.

Стремление. По мере развития сознания ребенка его влечения начинают сопровождаться вначале пока еще смутным, а затем все более ясным сознанием переживаемой потребности. Это происходит в тех случаях, когда бессознательное влечение к удовлетворению возникшей потребности наталкивается на препят­ствие и не может осуществиться. В таких случаях неудовлетворен­ная потребность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.

Желание. Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек. Желание всегда относится к будущему, к тому, чего еще нет в настоящем, что еще не наступило, но чем мы хотели бы обладать или что хотели бы сделать. При этом пока еще отсутствуют или имеют весьма смутную форму представления о средствах, с помощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели.

Хотения являются более высокой стадией в развитии мо­тивов действий, когда к представлению цели присоединяется представление и о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить более или менее твердый план для достижения поставленной цели. По сравнению с простым желанием, хотение имеет более активный, деловой характер: в нем выражено намерение осуществить действие, стремление с помощью определенных средств добиться поставленной цели. Само представление цели становится более определенным и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содействует выраженное в хотении знание конкретных средств и путей достижения цели.

Виды мотивов:

· Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

· Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

· Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе, попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

· Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

· Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

· Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения.



Статьи по теме: