Вид кремлевской стены и красной площади сверху. Некрополь у Кремлёвской стены

Кремлёвская стена - кирпичная стена, окружающая Московский Кремль. Возведена на месте белокаменной стены Дмитрия Донского в 1485-1516 годах итальянскими («фряжскими») зодчими. Общая протяжённость стены - 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина - от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены по ломбардской традиции украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены - 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружной стороны стены гладкие, с внутренней оформлены арочными нишами - традиционный приём, призванный облегчить и упрочить конструкцию сооружения.

Строительство

При Иване III и его преемнике Василии III строительство стен Кремля возглавляли зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый. Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Начиная от Спасской башни, территория Кремля была увеличена в восточном направлении. Примерно через 20 лет после возведения Кремлёвской стены к ней была пристроена Китайгородская стена, обнимавшая весь Китай-город. Для строительства стен и башен использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда. Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений.

Стена в XVIII-XX веках

В начале XVIII века река Неглинная была отведена дальше от западной стены, вдоль которой она текла изначально. Тогда же сгорели изначально существующие тёсовые кровли стен. В 1702-1736 годах для постройки здания арсенала была разобрана часть стены, позднее восстановленная. В 1771-1773 годах для строительства Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена. Подрыв Кремля французами (1812) нанёс стенам тяжёлый урон, особенно пострадали стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление укреплений проводились с 1817 по 1822 годы. В 1866-1870 годах была проведена реставрация стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым, Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. Вместе с тем многие аутентичные детали были тогда утрачены и заменены неточными копиями. Обследование и частичная реставрация стен проводилась в 1931-1936 годах. Следующая реставрация стен и башен Кремля прошла в 1946-1953 годах. В её ходе были очищены и отремонтированы прясла стен, восстановлены бойницы и парапеты, в том числе к 800-летию…

Общая протяжённость стены - 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина - от 3,5 до 6,5 м . В плане стены образуют собой неправильный треугольник.

Верх стены по ломбардской традиции украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста , всего зубцов по верху стены - 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы . В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры . С наружной стороны стены гладкие, с внутренней оформлены арочными нишами - традиционный приём, призванный облегчить и упрочить конструкцию сооружения .

Строительство

Для строительства стен и башен использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем . Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади , где отсутствовала естественная водная преграда .

Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений .

Стена в XVIII-XX веках

Обследование и частичная реставрация стен проводилась в 1931-1936 годах. Следующая реставрация стен и башен Кремля прошла в 1946-1953 годах. В её ходе были очищены и отремонтированы прясла стен, восстановлены бойницы и парапеты, в том числе к 800-летию Москвы стены были окрашены в красный . В состав реставрационной комиссии входили видные учёные и реставраторы: И. Э. Грабарь , В. Н. Лазарев , М. В. Алпатов , П. Д. Корин , Д. П. Сухов и другие .

Башни Кремлёвской стены

Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные - квадратное. Самая высокая башня - Троицкая , она имеет высоту 79,3 м. Большинство башен со второй половины XVII века выдержаны в едином архитектурном стиле.

Некрополь

Северо-восточный отрезок стены, выходящий на северную часть Красной площади , служит колумбарием для урн с прахом деятелей коммунистического движения и Советского государства . Многие из них также захоронены в земле вдоль этого отрезка стены. В постсоветский период неоднократно поднимался вопрос о необходимости переноса некрополя в другое место из политических, религиозных и иных соображений.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кремлёвская стена"

Примечания

Отрывок, характеризующий Кремлёвская стена

Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.
Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей.

Московский Кремль, которым мы можем любоваться в наши дни, построили итальянцы из красного кирпича в 1485–1495 годах по заказу Великого московского князя Ивана III Васильевича. Его не штукатурили и не красили, поэтому изначально цвет стен и башен был красным.

Крепости с подобной архитектурой можно встретить и в Европе, например в Вероне и Милане. Самый характерный элемент, зубцы на стене в виде ласточкиного хвоста или буквы М, считался символом имперской власти. Его имели на своих крепостях противники папы – Гибеллины. Гвельфы, признававшие папскую власть выше светской, строили замки с прямоугольными зубцами, таким образом, в те времена можно было отличить принадлежность владельца к тому или другому клану.

В средневековой Италии вопрос, какая власть главнее — светская или духовная, был очень актуален. В прямом смысле, копий было сломано немало. Так как миланские зодчие выполняли заказ представителя светской власти, они посчитали, что имперский знак русскому властителю будет ближе.

Москва белокаменная

Вполне возможно, что словосочетание «Москва белокаменная» появилось еще в XIV веке при Дмитрии Донском, когда наиболее важные участки стены и башни изначально деревянной крепости были заменены на каменные. Укрепления из белого камня дважды спасли город от нашествия неприятеля. В XV веке эти стены были демонтированы или использованы как фундамент во время строительства укреплений из кирпича — тех, которые мы видим в настоящее время.

В XVIII веке, следуя веяниям тогдашней моды, цвет стен и башен изменили, кирпич был побелен. Это происходило не только в Москве, почти все крепости в российских городах красили в белый цвет. Наполеон в 1812 году видел кремль белым. После пожаров его отремонтировали и опять покрасили в белый цвет.

В начале XX века московский Кремль оставался формально белым, то есть его белили к различным событиям, но большую часть времени его стены выглядели облезлыми, покрытыми «благородной городской патиной». Даже после событий 1917 года, он оставался белым, это ни сколько не смущало большевиков.

Когда Кремль стал красным?

В июне 1941 года, было принято решение замаскировать Кремль под жилые кварталы. На стенах были нарисованы окна домов, мавзолей был накрыт фанерным колпаком в виде обычного городского здания. К слову, все было сделано качественно — налеты немецкой авиации ущерба не принесли.
К 800-летию Москвы, в 1947 году, Кремль отреставрировали, а стены и башни по распоряжению Иосифа Сталина покрасили в красный цвет, хорошо гармонировавший с духом той эпохи. С тех пор, цвет стен московского кремля поддерживают красным, периодически подкрашивая, чтобы выглядело нарядно.

Все знают, что Кремль – это самая старая часть Москвы. Ведь ему не меньше 500 лет. Но если присмотреться, то он совсем не выглядит древним. Оказывается это и другие чудеса древности сотворила неутомимая официальная пропаганда...
Кстати, выше представленное изображение XIX века показывает полное отсутствие (по-крайней мере части) Кремлёвской стены.

Часть 1
Что такое московский Кремль? Это символ патриотизма и отражение власти в умах многих жителей России. Да что России, это шаблонный образ «русской угрозы» во всём «цивилизованном» мире. Но образ этот соткан глобальной пропагандой. А всё-таки, что такое Кремль, физически? Для освобождения от ментального сна, это важно знать.

Сегодня будет простое волшебство. Никаких фантазий и сомнительных догадок. Ознакомимся с несколькими доступными источниками, и Кремль сразу помолодеет на300…350 лет. Итак, приступим.

Начнём с того, что в 1485 году началось и в 1495 закончилось строительство «ныне существующих» (именно так написано во всех официальных источниках) кремлёвских стен. Они были построены вместо старых, белокаменных. После завершения строительства московский Кремль пережил многое. Всё-таки 500 лет прошло. Как это отразилось на его стенах и 20-ти башнях? Пройдёмся поимённо по некоторым из них.


(Рис. 1. План московского Кремля)

Водовзводная (Свиблова) башня 1488 года постройки.
«В 1805 году древнюю башню, которая угрожала падением, разобрали до фундамента, а в 1807 году возвели вновь. В 1812-м её полностью взорвали французы, а в 1816-1819 годах архитектор Осип Бове восстановил башню с некоторыми отклонениями от прежних форм, а позже её опять восстанавливали после удара молнии».

Так, башня помолодела и преобразилась. Было ей 500 лет, а стало меньше чем 200.

Тайницкая башня 1485 года постройки.
«В 1770-1771 годах эту часть кремлёвской стены вместе с четырьмя башнями (Тайницкой, Петровской, и двумя Безымянными) разобрали, чтобы освободить место для нового Кремлёвского дворца по проекту архитектора Василия Баженова. Когда же, несколько лет спустя, императрица Екатерина II отказалась от дорогостоящего проекта, Тайницкую башню восстановили в прежнем виде по чертежам Матвея Казакова…»

Петровская башня 1480 года постройки.
Кроме вышеуказанного сноса 1771 года – «Во время Отечественной войны 1812 года башню взорвали отступавшие французы. Через шесть лет в нынешнем виде (не в прежнем, – авт.) её отстроил архитектор Осип Бове…»

Теперь понятно, что большая часть стен и башен вдоль набережной Москвы-реки по официальным данным не старше 250 лет, и выглядят не такими, какими были до 18 века.

Спасская башня 1491 года постройки.
Если вы внимательно посмотрите на (Рис. 2), то увидите, что форма Спасских ворот и часы отличаются от нынешних. И правильно, так оно и есть: «Вначале башня была четырёхугольная и вдвое ниже. В 1624-1625 годах русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром, и установили часы… в 1706-1707 годах на башне установили грандиозные голландские часы… В 1770 году голландскую диковину заменили английскими курантами, которые в середине 19 века капитально ремонтировали братья Бутеноп. Тогда часы и приобрели нынешний облик…»


Рис. 2. Отличия между Спасскими башнями до и после...

Получается, как будто, что она стоит с 15 века, и только верхняя половина башни возведена на 150 лет позже. Возраст основных деталей сегодняшних часов только 150 лет. К сожалению, эта информация не кажется полной и достоверной. Как минимум, Спасские ворота перестраивались.

Никольская башня 1491 года постройки.
«В 1812 году французы, отступая из Москвы, взорвали башню… Восстановил башню четыре года спустя архитектор Осип Бове…»

Вот и эта башня оказалась не старше 200 лет. Все вышеприведённые цитаты взяты из книги «Московский Кремль. Красная площадь» (Национальное географическое общество, издательство «Вече», Москва 2010 г.), купленной автором во время экскурсии в Оружейную палату Кремля. Впрочем, эта информация доступна и из других источников.

Официально, полностью новоделом оказались 4 из 20-ти башен и значительная часть стены, а верхние ярусы всех башен имеют заявленный возраст, примерно, 380 лет. Это уже далеко не 500, но и кладка остальных 16-ти башен, которые как будто бы не подвергались разрушению, выглядит не менее современной (кроме нижней части Кутафьей башни).

Стена на всём своём протяжении пестрит следами ремонта разных времён. Даже слева от якобы 500-летней Спасской башни хорошо виден большой участок заново положенной стены. Однако, наблюдая с расстояния 15 метров, сложно определить, когда это происходило, может при Хрущёве, а может при Александре I.

Состояние кирпичной кладки в наших широтах больше всего зависит от морозного выветривания. Дело в том, что камень или кирпич, на которые непосредственно попадают осадки, подвергается разрушению. Вода, попадая в мельчайшие поры, замерзает зимой и, расширяясь, раскалывает камень. Несколько сотен циклов такого выветривания делают вот что (Рис. 3), (Рис. 4). Это смоленский Кремль, который на 100 лет моложе московского.


Рис.3. Обветшавшие зубцы Смоленского кремля.


Рис.4. Образец морозного выветривания; Смоленский кремль

По сути, то же самое должно было происходить и с московским Кремлём. Но посмотрите, как прекрасно сохранились зубцы стен практически по всему периметру (Рис. 5).


Рис. 5. Зубцы московского Кремля как новенькие

Разве что о них очень тщательно заботились. Как это могли делать? Можно ли избежать разрушительного действия морозного выветривания? Да, можно, для этого кладку нужно защитить от осадков, как минимум, сверху.
Если на башнях Кремля какие-никакие крыши имеются, и то, прикрывающие лишь сами шатры, то зубцы стен открыты всем дождям и снегам. Многие считают, что так было и раньше. Посмотрите гравюру Пикара 17 века (Рис. 6).


Рис.6. Кремлёвские стены без кровли - гравюра 17 века.

А вот ещё одна гравюра, выполненная по рисунку того же 17 века (Рис. 7), и там совсем другие стены.

Рис.7. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.

Хорошо виден выступ на верху стены, которого сегодня нет и в помине. То есть, просто другие стены на том же месте. Зато это одна из немногих гравюр и рисунков, где они имеют кровлю.

Есть ещё альбом Мейерберга (Рис. 8, Рис. 9, Рис. 10): «Виды и бытовые картины России 17 века». Рисунки Дрезденского альбома, воспроизведённые с подлинника в натуральную величину (1661-62 гг. – Издание А. С. Суворина, 1903). И здесь тоже кровля, но теперь нет выступа в верхней части стены, как мы видим и сегодня.


Рис.8. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.


Рис.9. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.


Рис.10. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.

Не мог же Кремль в одном и том же столетии позировать всем художникам по-разному. Выходит, кто-то из них не прав, либо нам случайно забыли рассказать о масштабной перестройке стен в 17 веке. Например, вместе с надстройкой шатров на башнях. И какая, интересно, была в этом необходимость, спустя всего 150 лет их службы? Сами-то они вряд ли упали.

Это ещё предстоит со временем выяснить, но ясно одно – уже в 18 веке никто не изображает крыши над стенами Кремля. С тех пор в течение 300 лет они и должны были разрушаться. Должны появляться скругления кирпича на гранях, выкрашивание горизонтальных площадок зубцов и бойниц.

Ремонтировать это можно только заменой повреждённых участков. Выцарапывать по несколько кирпичей, пытаясь сохранить окружающую кладку, трудоёмко, и вид будет сильно отличаться. Проще, по мере обветшания, переложить заново участок стены, несколько изменив в соответствии с реалиями детали, но сохранив общий стиль – эти М-образные зубцы. Результат таких работ мы сегодня и наблюдаем по всему периметру сооружения. Видимо, в 18 веке, как и теперь, новые хозяева Москвы напрочь перестали понимать, почему зубцы на стенах имеют такую специфическую форму. Сохранение общего стиля стало играть решающую роль. А между тем, ответ этот вопрос не только лежит на поверхности, но и однозначно приводит к интереснейшим выводам, которые заслуживают отдельного рассмотрения и будут показаны во второй части статьи.

Итак, пока можно сделать следующие выводы:

– Значительная часть стен и 4 башни Кремля по официальным данным являютсяноводелом, а остальные, которые нам показывают сегодня как древние, перестроены не позже 200 лет назад, да и с тех пор неоднократно участками ремонтировались. Старые элементы там, вероятно, можно отыскать только в фундаментах и в забутовке.

– Официальная пропаганда сознательно поддерживает миф о древности Кремлёвских стен и башен, вопреки установленным фактам, хотя во многих городах России есть значительно более старые, и не менее исторические сооружения. Видимо, цель этого – не только привлечь туристов, но и поддержать ещё один миф. Миф о Москве, как собирательнице земель на пустом месте, и родоначальнице Российского государства.

P.S.
Всё это, несмотря на историчность самого Боровицкого холма, не даёт оснований называть нынешний Кремль древним. Но он хранит ещё немало загадок. Место, которое сейчас занимает мавзолей, и каменные трибуны, раньше было глубоким рвом (до 13 м глубиной и 34 м шириной), заполненным водой. Этот ров был искусственно вырыт в 1508 году и простирался от Угловой Арсенальной башни до Беклемишевской, соединяя речку Неглинную с Москвой рекой. Он был сложным инженерным сооружением и имел не меньше 4 шлюзов, мосты и дополнительные защитные стены. Совсем непонятно, как он вообще наполнялся водой. Лишь 1813 году ров был засыпан по непонятным причинам. На территории кремля находится Царь-пушка, как образец гигантской и бесцельной бутафории и Царь-колокол, официальная история создания которого поражает своей нелепостью. Всё это стоит рассмотреть более пристально…

Часть 2
Так получилось, что к моменту написания второй части статьи, я получил некоторые прямые и косвенные отклики, а также ссылки от читателей первой части. В них часто звучал вопрос: «Какова цель написания статьи?». Это требует пояснения. Наше время действительно слишком ценно, чтобы писать и читать впустую.

Предлагая читателям статьи о Кремле, я, конечно, не преследовал цель ослабить патриотические порывы граждан России, и вовсе не угрожал тем самым её целостности. Просто рано или поздно здраво рассуждающий человек должен задать себе вопрос: «Что это такое, Россия?». Важно ответить на этот вопрос самому и нестандартно.

Тогда этот человек с удивлением может узнать, что он неофициально живёт в России, как бы в скобках.

Официально наша страна называется Российской Федерацией, и это совсем не мелочь. Может быть, тогда этот человек задаст себе вопрос: «Почему в просто РОССИИ нельзя жить официально, а лишь в некой федерации?». Откуда тогда взялось слово «Россия», если наше государство никогда официально им не называлось – ни 100 лет назад, ни 300, ни 500? Если ты патриот, то, прежде всего, разберись – патриот чего?! Если ты не считаешь себя русом, то хотя бы разъясни себе, на каком основании ты хочешь быть именно россиянином, а не россофедеранином!

Московский Кремль сделали символом нашей Родины. Подчёркиваю, что официально только Московский Кремль пишется с большой буквы, хотя у нас полно и других кремлей. И вовсе не потому, что он самый древний или большой, а потому что это символ. Не наша ли обязанность, как патриотов, понять, что это такое на самом деле? По этому поводу имеется ещё одно любопытное замечание читателей: «Кремль нельзя называть новоделом, даже если он недавно построен, но на старых фундаментах и с использованием элементов предыдущей конструкции. Само место, на протяжении столетий защищённое стенами, пускай и разными, даёт Кремлю право называться древним».

Что же, именно это я и называю манипуляцией. Да, я действительно считаю, что 19 век, по сравнению с 15 веком, это недавно. Я настаиваю на том, что, если в 19 веке на старом фундаменте построили нечто, отличное от прежнего (а это факт), и в забутовку заложили строительный мусор в виде обломков старой кладки, то это НОВОДЕЛ. И если, например, вы про это знаете, то будьте добры не кричать на каждом углу, что эти стены видели Ивана Грозного, потому что это враньё.

И, наконец, когда кто-нибудь призывает всех граждан России проникнуться особым почтением к древности Боровицкого холма, на котором Кремль и расположен, то не худо было бы понимать, что это косвенно говорит о его некоторой исключительности. И это тоже неправда. Пора уже осознать – у нас здесь почти каждый холм на крутом берегу при слиянии рек, это историческое место, я уже не говорю о старых городах, которые живут по сей день.

Ссылки, присланные читателями (благодарю всех за материалы), показали действительно большое число ремонтных работ в Кремле, даже в последнее время. Интересно, что проводились специальные работы по осушению кладки посредством бурения вентиляционных отверстий. Значит, проблема такая есть, и была на протяжении последних 200 лет. В целом, эти материалы дополняют, и не опровергают написанного в первой части. А теперь продолжим изучение под микроскопом «сердца нашей Родины».

Когда господа учёные не могут объяснить, почему здание, оружие и т.д. имеет ту или иную форму, то у них всегда готово стандартное объяснение – это сделано для красоты. Пусть даже «для красоты» надо было поднять по воздуху 50 тонную колонну на высоту 10 этажного здания, строя немыслимо хитроумные приспособления, расходуя впустую огромные ресурсы и обрекая на голодную смерть тысячи людей. Это их не смущает. И с Кремлёвскими стенами получилось то же самое – вместо объяснения, звучит трогательный рассказ о том, как этот замечательный профиль визуально связывает отдельные зубцы в единую линию. Чудесно! Ну, разве это не стоит дополнительного миллиона кирпичей.

Вот цитата из труда В.В. Косточкина «Русское оборонное зодчество конца 13 начала 16 веков», издательство «Наука», Москва 1962 год:

«…Чёткая «гребёнка» зубцов в виде ласточкина хвоста зрительно облегчала верхние части крепостных стен оборонительных сооружений и свидетельствовала о их непосредственной связи друг с другом. Больше того, отделённые друг от друга небольшими промежутками, зубцы в виде ласточкина хвоста, свободно сочетаясь с широким шагом арок крепостных стен, как бы дополняли и поддерживали их чёткий ритм… Характерные для многих оборонительных сооружений, выстроенных в разных местах страны и в более позднее время, такого рода зубцы были как бы символом Руси. Их чёткая форма образно говорила о неразрывной связи различных укреплённых пунктов со столицей государства и свидетельствовала о сплочённости русских земель…»

А ведь Владимир Владимирович Косточкин был доктором исторических наук с 1964 года, профессором Московского архитектурного института, заслуженным архитектором РСФСР (1990 г.), заведующим кафедрой архитектурной реставрации в Московском архитектурном институте в 1971-1977 гг. А также, что характерно, заместителем председателя президиума научно-методического совета по охране памятников культуры при Министерстве культуры СССР, руководителем секции реставрации. Ну, разве не авторитет?

В Интернете люди тоже обсуждают этот вопрос. Интересно не лишённое разумности мнение о том, что зубцы построили с ложбинкой сверху для того, чтобы почаще осваивать бюджетные средства на их ремонт. А как же, ведь там зимой скапливается наледь, которая, оттаивая, промачивает всю кладку зубца, и при летней грозе это тоже замечательный водосток, размывающий раствор. Это, разумеется, ирония, но вопрос остаётся.

Забудем о красоте и подумаем о рациональности, раз уж учёные, вместо своей работы (им ведь за это деньги платят), занялись изящными искусствами. Зубец на стене, это, прежде всего, дёшево и эффективно организованная бойница. Посмотрим, как она формируется. Основание стены всегда толстое, чтобы сопротивляться стенобитным устройствам. Эта толщина позволяет, не доложив с внутренней части наверху стены кирпича, организовать защищённую площадку. И высота стены сохраняется, и кирпич экономится. Но защитники крепости должны ещё и стрелять с этой площадки, или что-нибудь кидать вниз. Тут дилемма. Если построишь высокую отбортовку, в рост человека или даже по грудь, то не сможешь ничего тяжёлого перекинуть, да и стрелять неудобно. Построишь низкую, по пояс – будешь при осаде по-пластунски на стене перемещаться, иначе подстрелят. Выход есть. Строишь высокую отбортовку и оставляешь в ней щели. Экономится кирпич и получаются зубцы, за которыми легко укрыться в полный рост, и удобно вести обстрел.

Вроде несложно, и доктора исторических наук всё это тоже понимают. Но высота Кремлёвских зубцов – не в рост человека (175 см), а 2,5-3 метра. Изложенного выше недостаточно, чтобы объяснить это, и сразу возникает вопрос: зачем сделан дополнительный метр высоты? На великанов рассчитывали? Конечно, нет, была вполне понятная причина.

Для красочной иллюстрации вспомним сказочную батальную кинокартину «Властелин колец». Жители Рохана укрылись в крепости Хельмова Падь и, наконец, защитники выстроились на стенах для отражения атаки. Стоят шеренгой в полный рост, и глядят оттуда на неприятеля. Зубцы-то им по грудь. Когда начался обстрел, только гнома эти стены и защитили. Но вот, в самый напряжённый момент пошёл дождь. Все промокли до нитки. Как они после этого показывали чудеса боевого искусства, мне лично непонятно. Ну ладно, атакующая сторона терпит неудобства, ведь на приступ с зонтиком не пойдёшь. А на стене-то можно, понимаешь, и с зонтиком, и с навесом, а уж под крышей – вообще красота. Но что взять с Роханцев – пастухи, коневоды. И вообще, это сказка, но наши предки были не такими.

У нас на Руси над каждой стеной была заботливо пристроена крыша. Учитывая климат с распутицами, очень удобная опция. Пусть там внизу неприятель сырыми онучами по грязи чавкает весь мокрый до портов, а мы тут на стене под крышей в сухости постоим, а потом ещё в башенке погреемся.

Как убеждают нас гравюры, Кремлёвские стены на протяжении всего периода использования по назначению (до середины 18 века) тоже имели крышу. А именно:

«Московский Кремль не должен вводить в заблуждение – сегодня он выглядит совсем не так, как раньше: двускатная деревянная кровля на стенах сгорела в 1737 г. и больше не восстанавливалась…» (Бартенев С. П. «Московский Кремль в старину и теперь». М., 1912. Т. 1.С. 57, 58).

И понятно, что высота крыши (зубцов) должна быть порядка 2,5 метров, чтобы алебардами за переводы не цепляться. А вот и разгадка страшной тайны М-образных зубцов (Рис.11).

Это фотография сделана в Новгородском кремле. В тот самый «ласточкин хвост» уложено стропило. Вернее, должно было быть уложено по всем законам строительного искусства, подзабытого современными реставраторами. Эстетика «чёткой «гребёнки» зубцов» здесь не имеет никакого значения. Красоты просто не видно из-за нависающего ската крыши.

И такие зубцы имело большинство каменных стен на Руси (укрепления Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Ивангорода и Зарайска), но вовсе не из-за солидарности с Москвой, а из-за дождика. Если с неба часто капает, то нужна крыша – для крыши необходим каркас из стропил – стропила требуется уложить в гнёзда. Вывод – делай зубец типа «ласточкин хвост». И такая форма очень удобна, так как позволяет использовать стропила произвольного диаметра, а значит, быстро восстанавливать повреждения кровли подручными материалами.

У этой истории академической ограниченности есть продолжение. В поисках околонаучных объяснений очевидного, договорились до того, что такая форма зубцов это:

«ГИБЕЛЛИНОВЫ ЗУБЦЫ – характерный элемент оборонительных сооружений европейского Средневековья… Название возникло от партии гибеллинов (итал. Ghibellini), противников гвельфов, сторонников германских императоров и аристократической формы правления… Предводитель гибеллинов – подеста (итал. podesta – "властитель") строил неприступные крепости с высокими стенами и башнями с характерными зубцами… При возведении новых стен и башен Московского Кремля под руководством итальянских архитекторов в 1485-1516 гг. они были также увенчаны "гибеллиновыми зубцами"» (Власов В.Г. «Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства»: В 10 т. – Спб.: Азбука-классика, 2004-2009).

Весь научный мир считает украшение стен подобными зубцами чем-то вроде пароля «свой-чужой». Дескать, рыцари издалека видели, чей это замок – гибеллинов или гвельфов. Что: три замка наизусть выучить не могли? Ведь замки с такими зубцами есть только в северной Италии, и их действительно только три. Во всяком случае, такой опознавательный знак не имеет смысла, проще флаги повесить. Что делать, например, если замок захватили противники, зубцы ломать? Мы-то понимаем, что речь о традиционных конструктивных решениях, применяемых при строительстве оборонительных сооружений, пусть даже и в данных кланах и семьях. Речь о сооружениях с зубцами типа «ласточкин хвост» – значит разговор о крышах на стенах – следовательно, о дождливой погоде.

Тем более, что в северных провинциях Италии, как и везде на Руси, этой «ласточкиной красоты» было попросту не видно. Смотрите замок Сфорцо в Милане (Рис. 12), который считают прототипом Московского Кремля.

Что, много вы там «ласточкиных хвостов» разглядели? И это, стоя под самыми стенами, а уж из далека… Замок Россо (красный) недалеко от Турина (Рис. 13).

Как видите, здесь также предусмотрены крыши. Все более южные крепости на апеннинском полуострове прекрасно обходились квадратными зубцами, и крыш не имели никогда. То есть, особенные зубцы в наличии там, где в ходу были крыши на стенах.

Мог ли такой архитектурный стиль сложиться в Италии, где в основном сухо и жарко, а 2/3 года солнечно? Действительно мог, но лишь на севере полуострова, где тип климата переходит от субтропического к умеренно континентальному. Это могли быть как раз Милан, Венеция и Турин. Оказывается, хотя там и теплее, чем у нас, но годовая норма осадков даже больше, чем в Москве. И хотя поначалу у меня были сомнения по поводу итальянского происхождения кремлёвских архитекторов, просмотрев Никоновскую летопись, я лично убедился, что это так (если, конечно, хоть немного доверять поздним копиям утерянных летописей).

Чтобы логически завершить картину с зубцами типа «ласточкин хвост», стоит отметить, что и до 15 века каменные крепости на Руси имели крыши, но особенности каменной кладки диктуют предпочтение иным архитектурным формам. Зубцы там более крупные и упрощённой формы. Взгляните, например, на Псковский кремль (Рис. 14),(рис. 15).


Однако есть и единственное на свете исключение – итальянский замок Фенис (Рис. 16), который, хотя и построен из камня, но имеет ту же форму зубцов.

Его стены сегодня не имеют кровли, но расположен он в той же северной части Италии, где и остальные замки с особенными зубцами и крышами. Поэтому можно предположить, что и на его стенах крыши имелись. Конечно, эти сложные формы возможно выполнить из камня, но удобнее, всё таки из кирпича. Поэтому то, что не прижилось в Италии (там всего 3 таких замка, и они маленькие по сравнению с нашими кремлями), продолжали использовать на Руси.

Конечно, могут существовать и другие версии использования особой формы зубцов, разумеется, кроме простой красоты. Например, особенности техники штурма и защиты крепостных стен того времени. Но, к сожалению, такие версии из авторитетных источников сегодня не звучат. Вообще не звучат.

Интересно разобраться, как могло такое получиться? Жила была Русь, строили мастера крепости, города возводили, соборы. И вдруг понадобились какие-то иностранцы. Куда свои-то делись? Историки в этот момент всегда затягивают одну и ту же заунывную песню про тяжкое татаро-монгольское иго и упадок ремёсел. Но археологические данные говорят о другом – в эти столетия многие ремёсла здесь, наоборот, возродились и развились после провала в начале тысячелетия, который странным образом совпал с насильственным крещением Руси.

Ответить на этот вопрос можно одним словом – «раскол». Когда Московское княжество отделилось от Великой Тартарии (Куликовская битва), то прервались культурные и хозяйственные связи с Империей. Многие мастера не пожелали принять нового положения и покинули Московию, либо просто отказывались работать. Империя тоже не спешила помогать потенциальному врагу. На мой взгляд, такая же ситуация сложилась при Петре I. Он привозил из-за границы инженерные и управленческие кадры вовсе не потому, что своих не было. Свои, как правило, служить ему не хотели. Это ведь люди не рядовые. Они должны были понимать, что происходило вокруг.

Лучшее доказательство этому, так называемые, мастера-самородки, которых в 18 веке много можно назвать. Например:

«В 1718 г. крестьянин из подмосковного села Покровское Ефим Прокопьевич Никонов, работавший плотником на казённой верфи, в челобитной Петру I писал, что берётся сделать судно, которое может идти в воде "потаённо" и подходить к вражеским кораблям "под самое дно", а также "из снаряду разбивать корабли". Петр I оценил предложение и приказал, "таясь от чужого глазу", приступить к работе, а Адмиралтейств-коллегий произвести Никонова в "мастера потаённых судов". Вначале была построена модель, которая успешно держалась на плаву, погружалась и двигалась под водой. В августе 1720 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая в мире подводная лодка… Оригинальная система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днищевой части лодки. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. Позднее Никонов довооружил лодку "огненными медными трубами", сведений о принципе действия которых до нас не дошло…»

Хорош крестьянин – и с помпами на ты, и с водолазной техникой. А если надо, так нате вам и огненные медные трубы. Видно, он эти специфические знания на посевной приобрёл. На самом деле, Никонов – из той самой параллельной культурно-инженерной элиты, которая в петровских академиях не училась. Не учился заморским наукам и знаменитый Левша, но это не значит, что он не учился вообще. Уверен, что некая преемственность знаний сохранялась.

И здесь следует отметить, какова была архитектурная традиция наших мастеров до конца 15 века. Крепости на Руси строили в основном каменные. Кирпич был хорошо известен и более доступен, ведь глина, в отличие от камня, есть везде. Однако, он менее надёжен по части влаги и мороза, поэтому и применялся в менее ответственных строениях. Даже когда мода на итальянскую дешёвую кирпичную технологию в 16 веке возобладала, наши строители всё равно предпочитали облицовывать белым камнем цоколь стен и башен на высоту 1-1,5 метра. Это было намного дороже, но оправдывало себя в условиях суровых снежных зим, и влажной почвы. То есть, ничему особенно новому иностранцы нас не научили. В основном, внедрили технологии эконом класса.

Это поясняет саму интонацию выражения «Москва белокаменная». Речь опять не о красоте, во всяком случае, не только о ней. Интонация эта уважительная, ведь строения из камня, обычно, дорогие и более долговечные. И поэтому кирпичные строения у нас достаточно часто белили. Во-первых, это действительно радует глаз, а во-вторых выглядит более похожим на камень (выглядит более ценно), и разумеется, в некоторой степени защищает кладку от разрушения. Не избежал этого и Московский Кремль:

«В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля "не белены", а Спасские ворота "прописаны были черленью и белилом в кирпичь" (Бартенев СП. Указ. соч. Т. 1. С. 57). В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать "в кирпич" как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью… Со временем кирпично-каменные крепости стали белить, и их отличие от итальянской фортификации стало ещё разительнее. Первое явное указание на побелку всех стен Московского Кремля относится к 1680 году, хотя отдельные его части, очевидно, начали белить ещё раньше. С 1680 года до начала XX века стены Кремля и Китай-города были покрыты побелкой. Отсюда и название Москвы – Белокаменная…» (Военно-исторический журнал, № 5, Май 2009, C. 46-51).

Выводы
Если бы современные реставраторы хотели восстановить именно тот старый образ Кремля, им стоило бы его выбелить и покрыть стены кровлей. Такой он был бы мне милее. Но нам предлагается для почитания некий сплав псевдодревности с наследием иудейского режима (красный кирпич). Причём, трудно сказать, что в этом образе преобладает. Понятно, что в попытке вскрыть эту иллюзию, многим может видеться угроза патриотизму. Но вопрос в качестве и ценности такого чувства. Этот искусственно созданный, неосмысленный порыв народных масс, более похож на религию. Чего стоит эта игра с живыми людьми? Патриотизм, любовь к своей Родине могут и должны быть осмысленными.

Алексей Артемьев, Ижевск

Его Величество –Московский Кремль.Часть 13.Стены и башни

Кремлёвская стена — кирпичная стена, окружающая Московский Кремль. Возведена на месте белокаменной стены Дмитрия Донского в 1485—1516 годах итальянскими («фряжскими») зодчими. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник.

Верх стены по ломбардской традиции украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружней стороны стены гладкие, с внутренней оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочить конструкцию сооружения.



Существующие стены и башни были построены в 1485—1516 годах. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м.


В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружной стороны стены гладкие, с внутренней — оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочнить конструкцию сооружения.



Кившенко Алексей д. (1851-96). Иван Великий

При Иване III и его преемнике Василии III строительство стен Кремля возглавляли зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый.



Московский Кремль в начале XVII века.

Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Начиная от Спасской башни, территория Кремля была увеличена в восточном направлении. Примерно через 20 лет после возведения Кремлёвской стены к ней была пристроена Китайгородская стена, обнимавшая весь Китай-город.






Для строительства стен и башен использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда



Федор Алексеев. Вид в Кремле у Спасских ворот. Около 1800 г.
Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений



Вид на Замоскворечье из-за стены в 1848 году

В начале XVIII века река Неглинная была отведена дальше от западной стены, вдоль которой она текла изначально.



Тогда же сгорели изначально существующие тёсовые кровли стен. В 1702—1736 годах для постройки здания арсенала была разобрана часть стены, позднее восстановленная.



Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Буденоп в 1851—1852 годах и установлены на 8-10 ярусах Спасской башни. С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн России «Боже, царя храни», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна».

В 1771—1773 годах для строительства Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена. Подрыв Кремля французами(1812) нанёс стенам тяжёлый урон, особенно пострадали стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление укреплений проводились с 1817 по 1822 годы.



В 1866—1870 годах была проведена реставрация стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым,Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. Вместе с тем многие аутентичные детали были тогда утрачены и заменены неточными копиями



Обследование и частичная реставрация стен проводилась в 1931—1936 годах. Следующая реставрация стен и башен Кремля прошла в 1946—1953 годах. В её ходе были очищены и отремонтированы прясла стен, восстановлены бойницы и парапеты. В состав реставрационной комиссии входили видные учёные и реставраторы: И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, П. Д. Корин, Д. П. Сухов и другие



«Нестыковка» Кремлёвской стены. 2012 г.



«Нестыковка» Кремлёвской стены междуБлаговещенской (дальняя) и Тайницкой(ближняя) башнями. 2012 г.

Кремлёвская стена между Благовещенской и Тайницкой башнями имеет вертикальный уступ и уменьшенный шаг двух зубцов, как если б при строительстве с разных сторон ошиблись в стыковке. Эта «ошибка» делит стену между башнями в примерном соотношении 1 к 2, считая от Благовещенской.



Северо-восточный отрезок стены, выходящий на северную часть Красной площади, служит колумбарием для урн с прахом деятелей коммунистического движения иСоветского государства. Многие из них также захоронены в земле вдоль этого отрезка стены. В постсоветский период неоднократно поднимался вопрос о необходимости переноса некрополя в другое место из политических, религиозных и иных соображений.





Московский Кремль имеет 20 башен. Три башни (Беклемишевская, Водовзводная и Угловая Арсенальная), стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное.
Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена вготическом стиле

Перечень составлен, начиная от юго-восточного угла Кремлевской стены, против часовой стрелки.
3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м.
,



Для строительства стен и башен использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см.) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда

Всходы на стены имели Спасская, Набатная, Константино-Еленинская, Троицкая, Боровицкая, Благовещенская и Петровская башни. Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений.



В начале XVIII века Неглинная была отведена дальше от стен. Для установки новых пушек на башнях были растёсаны бойницы. Тогда же сгорели изначально существовавшие тесовые кровли стен.

В 1702—1736 годах для постройки Арсенала была разобрана часть стены, позднее восстановленная. В 1771—1773 годах для строительства Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена.



Подол Московского Кремля в XVII веке Картина Сергея Глушкова

В 1802—1805 годах осуществлялся капитальный ремонт башен, в ходе которого почти все отводные стрельницы были разобраны. Война 1812 года нанесла стенам тяжёлый урон, особенно пострадали Никольская башня, башни и стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление уреплений проводились с 1817 по 1822 годы. В ходе ремонтных работ к внешнему облику Боровицкой и Водовзводной башен были добавлены псевдоготические детали декора



В 1866—1870 годах была проведена реставрация стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым, Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. В процессе реставрации с Боровицкой башни исчезли псевдоготические декоративные детали, однако многие элементы подлинных деталей стен и башен Кремля были утрачены и заменены неточными копиями. Ущерб башням и стенам был нанесён в ходе переделок второй половины XIX века в ходе приспособления их помещений под хозяйственные нужды


Пострадавшие в ходе революции Никольская и Беклемишевская башни были отремонтированы в 1918 году. Обследование и частичная реставрация стен проводилась в 1931—1936 годах. В 1935—1937 годах на пяти башнях были установлены рубиновые пятиконечные звёзды.



Примерно таким Кремль застал Наполеон



Следующая реставрация стен и башен Кремля проводилась в 1946—1953 годах, в ходе которой были очищены и отремонтированы прясла стен, восстановлены бойницы и парапеты, раскрыты детали на ряде башен, верхи Спасской, Троицкой и Никольской башен обиты листовой медью. В состав реставрационной комиссии входили видные учёные и реставраторы: И. Э. Грабарь,В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, П. Д. Корин, Д. П. Сухов и другие.

Беклимишевская




Ттакже известна как Москворецкая — башня стены Московского Кремля. Расположена в юго-восточном углу кремлёвского треугольника, около Москвы-реки и Москворецкого моста. Название происходит от двора боярина И.Н. Беклемишева, который был расположен внутри Кремля поблизости от башни. После казни Беклемишева Василием III двор вместе с башней использовался как тюрьма для опальных бояр. Расположенная возле соединения Москвы-реки со рвом, башня выполняла важную оборонительную функцию, прикрывая, среди прочего, брод и переправу через Москву-реку.

Высокая круглая башня была построена в 1487—1488 годах по проекту итальянского архитектора Марко Руффо. Основной цилиндр расположен на белокаменном цоколе с полукруглым валиком в месте сочленения.



Башня имеет четыре яруса с возможностью кругового обстрела: три яруса круглых сводчатых помещений и верхний ярус, где расположены машикули и боевая площадка. В башне был устроен колодец и тайник-слух для предотвращения подкопа. В 1680 году над основным цилиндром был надстроен восьмерик с узким шатром и двумя рядами слухов. Шатёр башни не имеет внутренних перекрытий.


При Петре I в 1707 году башня была переоборудована для обороны против шведов. В частности, бойницы башни были растёсаны для установки в них более мощных пушек (восстановлены в исходном виде при реставрации в 1949 году).


Вид Беклемишевской (Москворецкой) башни 1890-1900

Беклемишевская башня — одна из немногих башен Кремля, которые практически не перестраивались. После нашествия Наполеона Беклемишевская башня была отремонтирована. Также, во время штурма Кремля большевиками в 1917 году верхний шатрик был сбит снарядом (в 1920 году восстановлен архитектором И.В. Рыльским).
Восточная стена Восточная стена Кремля проходит вдоль Красной площади

Константино-Еленинская башня



Ранее Тимофеевская — башня стены Московского Кремля. Расположена на восточной стороне Кремля, выше Беклемишевской башни.


Башня была построена в 1490 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари (Петром Фрязиным) на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Современное название башня получила после постройки неподалёку в Кремле в XVII веке церкви Константина и Елены (церковь была разобрана в 1928 году).



Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)

Башня была предназначена для защиты подъездов к пристани на Москве-реке и близлежащих улиц Великого посада, идущих в сторону Зарядья: Всехсвятской (ныне Варварка) и Великой (позднее ставшей Мокринским переулком, а ныне и вовсе исчезнувшей). Первоначально Константино-Еленинская башня была проездной, с подъёмным мостом через ров и отводной стрельницей (дополнительной башней, соединённой с основной мостом). После 1508 года была достроена вторая отводная стрельница.

В 1680-х годах над основным квадратным четвериком надстроен арочный четверик со стройным шатровымверхом. После утраты в конце XVII века Великой улицей своего значения ворота были закрыты, а отводную стрельницу и нижний ярус башни превратили в тюрьму. В 1707 году бойницы Константино-Еленинской башне были растёсаны для более мощных пушек. В XVIII веке были снесены отводные стрельницы и мост.


Константино-Еленинская башня 1882-1996 фотограф Барщевский И.Ф.

Арка заложенных ворот, частично закрытая поздними наслоениями, до сих пор хорошо видна на фасаде башни со стороны Васильевского спуска, как и углубление для надвратной иконы и следы вертикальных щелей для рычагов подъёмного моста.



На верхней площадке основного четверика расположены машикули, внутри он разделён на два яруса, перекрытых кирпичными сводами. Первый ярус ранее служил для проезда, а второй использовался под служебные помещения. Подъём на верхнюю площадку башни — по расположенной в толще стены узкой лестнице.



Константино-Еленинская башня со стены Кремля

Башня реставрировалась в 1950-х и 1970-х годах.
Через Тимофеевские ворота, расположенные в древности на месте Константино-Еленинской башни, Дмитрий Донской





Набатная башня



Набатная башня — башня стены Московского Кремля. Расположена на склоне кремлёвского холма напротивхрама Василия Блаженного. Название происходит от висевшего на ней Спасского набатного колокола, служившего для пожарной сигнализации.


Эта сохранившая старинные формы башня была построена в 1495 году. Основной четверик завершаетсямашикулями с парапетом. Его внутренность состоит из двух ярусов: нижнего с плоским перекрытием и многочисленными помещениями, с лестницами и проёмами, обеспечивающими выход на стены, и верхнего с сомкнутым сводом.



Набатная башня Московского Кремля. 1882-1896

В 1680 году на башне был надстроен верхний арочный четверик и шатёр со смотровой вышкой. Четверик открыт в полость шатра. Детали и отделка верхнего четверика и шатра (кирпичные полуколонки четверика и смотровой вышки с белокаменными капителями и поясками) напоминают завершение Арсенальной башни.
Всего в Кремле было три набатных колокола: Спасский (на Набатной башне), Троицкий и Тайницкий.



По указу Алексея Михайловича от 1668 года набатные сигналы были регламентированы:
. в случае пожара в Кремле «бить во все три набата в оба края, поскору»
. при пожаре в Китай-городе «бить в один Спасский набат в один край, скоро же»
. при пожаре в Белом городе — «бить в Спасский в оба края и в набат, что на Троицком мосту в оба же края потише»
. при пожаре в Земляном городе бить в набат на Тайницкой башне «тихим обычаем»
В 1771 году, во время Чумного бунта, восставшие ударили в Спасский набат и таким образом собрали москвичей в Кремль. По окончании бунта Екатерина II распорядилась удалить язык у колокола. Свыше 30 лет колокол провисел на башне без языка. В 1803 году колокол был перемещён в Арсенал, а в 1821 году — в Оружейную палату, где и ныне висит в вестибюле.
Надписи на колоколе сообщают: «1714 года июля 6 день вылил сей набатной колокол из старого набатного ж колокола которой розбился Кремля города к Спасским воротам. Весу в нем 150 пуд», «Лил сей колокол мастер Иван Моторин».
В 1970-х годах Набатная башня начала крениться из-за потери грунтом плотности и треснувшего фундамента. После стяжки основания башни металлическими обручами и укрепления почвы крен удалось остановить. Однако башня по-прежнему отклоняется от вертикали на один метр.
Царская башня



Царская башня — самая молодая и самая маленькая башня Московского Кремля, сооружена в 1680 году.
Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатёр, поставленный на стене. Когда-то здесь была небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади, — отсюда и название башни.
Белокаменные пояски на столбах, высокие пирамидки по углам с позолоченными флажками, шатер, завершающийся золочёным изящным флюгером, — всё это придаёт башне вид сказочного терема





Небольшая башенка поставлена прямо на стену в 80-х годах XVII века (то есть почти на два столетия позже остальных башен) между Спасской и Набатной башнями Кремля. Ее восьмигранный шатер на кувшинообразных столбах напоминает распространенные в это время рундуки крылец каменных жилых хором.

Название башни связано с легендой, по которой она служила своеобразной сенью над царским троном, откуда государь всея Руси мог со стен Кремля наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади (отсюда название башни).

Сенатская башня



Сенатская башня — одна из башен стены Московского Кремля. Расположена на восточной стороне Кремля междуСпасской и Никольской башнями.



Построена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Название башня получила после окончания строительства на территории Кремля в 1787 году Сенатского дворца. До этого времени особого названия не имела. В 1680 году над башней был надстроен каменный шатёр, завершающийся золотым флюгером. Внутри башня имеет три яруса сводчатых помещений. Высота башни 34 метра





В 1918 году на башне была установлена выполненная скульптором С. Т. Конёнковым доска «Павшим за мир и братство народов». В 1920-х годах доска была снята и перенесена в Русский музей. В 1924 году перед башней на Красной площади был сооружён Мавзолей Ленина. В 1948 году от башни был сделан проход к Мавзолею, чтобы члены ЦК КПСС могли проходить на трибуны прямо из Кремля, минуя Красную площадь.
НИКОЛЬСКАЯ БАШНЯ



Надвратная икона святителя Николы Можайского

Построена в 1491 году по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. Наиболее вероятно, что название башня получила по иконе святого Николая Чудотворца, размещавшейся на восточном фасаде. Ряд исследователей считает, что башня была названа по монастырю Николы Старого, находившемуся неподалёку на древней Никольской улице.


Никольские ворота Кремля и Алевизов ров.Алексеев,ученики.1800-е годы.

В 1612 году именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым 1 ноября торжественно вступило в Кремль (27 октября был подписан договор о капитуляции польского гарнизона). В древности на башне помещались часы, последнее упоминание о которых относится к 1614 году.



В пожаре 1737 года Никольская башня сгорела и после восстановления под руководством И. Ф. Мичуринаприобрела барочный декор, как и первоначальное оформление Арсенала. К 1780 году башня была надстроенаК. И. Бланком круглым верхом с низким шатром.


В 1805—1806 годах башня была капитально перестроена архитекторомА. И. Руска, совместно с А. Н. Бакаревым: прежняя надстройка над четвериком была заменена готическим верхом-восьмериком с высоким белокаменным шатром и ажурными украшениями. Готический облик является главным отличием Никольской башни от других башен Кремля.



В 1812 году Никольская башня пострадала при взрыве, уходившими из Москвы французами, Арсенала: обрушился шатёр, пострадала часть проездных ворот, однако часть четверика с надвратной иконой Николы Можайского оказалась не тронута



Никольская башня, 1883 год

Весть о чуде скоро дошла до императора. Приехав в Москву, Александр I лично убедился в сохранности иконы и повелел прежде всего восстановить башню, а под иконой повесить мраморную доску, слова для которой написал сам: «В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля; но чудесною силою Божией св. образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, а не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещею остались невредимыми. Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих»



Восстановливалась башня в 1816—1819 годах по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове. При восстановлении были внесены некоторые изменения, как в конструкцию, так и в архитектуру башни.
По предложению архитектора Ф. К. Соколовабелокаменный шатер был заменен железным на каркасе, а по углам четверика установлены четыре белокаменных башенки-фиала для дополнения готического облика. В восстановлении башни участвовал архитектор В. А. Бакарев. Башня была покрашена в белый цвет.


Рядом с Никольскими воротами находились одноглавые часовни. Слева находилась часовня Николая Чудотворца, справа — часовня Александра Невского. Изначально деревянные, затем каменные часовни неоднократно перестраивались, последний раз в 1883 году. Часовни принадлежали Казанскому собору.



Разрушение Кремля в 1812 году. Никольская башня, руины Арсенала, Арсенальная башня

В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Николы Можайского. Над входами в часовни находился образ Казанской Иконы Божьей матери. Обе часовни были снесены в 1925 году.


Акварель.И.А.Вейс. 1852

В конце октября 1917 года башня и ворота сильно пострадали в результате артиллерийского обстрела, восстановлена в1918 году архитектором Н. В. Марковниковым. Во время восстановления 1918 года была перекрашена из белого в общий кирпичный цвет кремлёвской стены.


Мраморная доска со словами Александра I была демонтирована. 26 октября 1935 года над шатром Никольской башни вместо двуглавого орла была установлена самоцветная звезда. В 1937 году самоцветная звезда была заменена на современную рубиновую. Звезда Никольской башни имеет самое большое количество граней на один луч — 12.




Никольские ворота, ноябрь 1917 г.



Во время реставрации башни в 1919 году с надвратного образа сняли поновления до самого древнего рисунка и заделали следы от пуль и осколков. В 1920—1922 годах по инициативе Отдела реставрации позднейшие росписи ангелов по сторонам центрального образа были ликвидированы; фреска же Николая Можайского как указывалось в 1925 году в одном из документов «сохраняется только частично»



До 2010 года надвратная икона считалась утраченной
.
11 мая 2010 года председателем фонда Андрея Первозванного Владимиром Якуниным было сообщено об обнаружении древних икон на Спасской и Никольской башнях Кремля, скрытых штукатуркой в своих киотах в советское время



5 июля 2010 года на Никольской башне начались реставрационные работы. В будущем для защиты надвратной иконы от дождя, снега и других негативных воздействий предполагается сделать остекление с системой естественной вентиляции или киот.
28 октября 2010 года реставрационные работы наконец были завершены.


Угловая Арсенальная башня



Угловая Арсенальная башня (Собакина) — самая мощная башня Московского Кремля. Она завершала оборонную линию со стороны Красной площади и контролировала переправу через реку Неглинную к Торгу



Возведена в 1492 году итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари (около 1450—1493). С момента постройки долгое время башня именовалась Собакиной по близлежащему к ней двору бояр Собакиных; современное название получила после возведения в XVIII веке здания Арсенала. Первоначально Собакина башня была самой высокой башней Кремля



В прошлом она выполняла не только оборонные функции. В башне был выкопанколодец, которым в случае осады мог пользоваться гарнизон крепости. Из Угловой Арсенальной башни шел тайный ход к реке Неглинной, а её шестнадцатигранный объём имел семь рядов бойниц; ход и бойницы заложили, вероятно, в 1670—1680-х годах при устройстве расширяющегося книзу цоколя, приложенного полукругом к первоначальной стене



В 1672—1686 годах над башней возвели восьмигранный шатер на ступенчатом основании, который заканчивался ажурным восьмериком с шатриком и флюгером. В 1707 году Пётр I в ходе подготовки Москвы к обороне от шведов отдал приказ растесать оставшиеся незаложенными пять ярусов башенных бойниц для установки артиллерии.



В 1812 году при взрыве французскими войсками Арсенала в стенах башни образовались трещины и рухнула дозорная вышка.



Вскоре башня была восстановлена в прежних формах архитектором О. И. Бове. В 1894 году был произведён ремонт башни, переделка интерьеров и её приспособление для размещения Московского губернского архива. В 1948—1950-х годах в ходе реставрации башни были восстановлены в первоначальных формах расположенные в шести уровнях амбразуры



Средняя Арсенальная башня



Средняя Арсенальная башня — башня Московского Кремля, расположенная на северо-западной стороне Кремлёвской стены, протянувшейся вдоль Александровского сада.







Башня построена в 1493—1495 годах на северо-западной стороне кремлевской стены, на месте угловой башни времени Дмитрия Донского. В XV—XVI веках около башни на реке Неглинной были плотины. В 1680-годах она получила завершение — открытый четверик с четырехгранным шатром, законченным сквозной смотрительной вышкой с шатриком.







Свое нынешнее название башня получила при возведении здания Арсенала в начале XVIII века. Раньше она называлась Граненой — от расчлененного на грани фасада. В 1821 году при разбивке Александровского сада у подножия башни по проекту О. И. Бове был сооружен увеселительный грот.



Кремль утром
2007

Использованы фото Ильи Варламова"Прогулки по Кремлевской стене",Викимедии
(Продолжение следует)



Статьи по теме: