Внутренняя политика Екатерины II. Внутренняя политика екатерины ii план особенности внутренней

Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезный учебный труд.

Перехожу к проверке домашнего задания в форме небольшого теста. (На экране, через проектор выходят вопросы):

1) Отметьте причины дворцовых переворотов

а. отсутствие чёткого порядка престолонаследия.

б. народные волнения.

в. высокая роль гвардии при дворе.

г. мятежи в армии.

д. недовольство дворян петровскими реформами.

е. борьба за власть среди высшей знати.

ж. ограничение дворянских привилегий.
2) I вариант: Укажите последовательность царствования русских монархов с 1725-1762 гг. (одно имя лишнее)
а. Елизавета Петровна

б. Екатерина Алексеевна

в. Анна Леопольдовна

г. Пётр Алексеевич

д. Иван Антонович

е. Пётр Фёдорович

ж. Анна Ивановна

II вариант: 2) Восстановите хронологическую последовательность событий:
а. воцарение Елизаветы Петровны.

б. попытка ограничения самодержавия членами Верховного тайного совета.

в. свержение регента Бирона.

г. освобождение дворян от обязательной службы.

д. смерть Екатерины I.

3) Соотнесите родственные связи преемников Петра I :

А.Екатерина I.

Б. Анна Иоанновна.

В. Пётр II.

Г. Елизавета Петровна.

Д. Пётр III.

1.дочь ПетраI; 2. племянница ПетраI; 3.жена ПетраI; 4.внук ПетраI.

4) I вариант: По завершению Семилетней войны Россия:

А. захватила часть территории Пруссии.

Б. вернула захваченные территории Пруссии.

В. Заключила союз с Пруссией.

Г. Поделила с Австрией территорию Польши.


II вариант: Семилетняя война состоялась в года правления:

А. Елизаветы Петровны.

Б. Петра II.

В. Елизаветы Петровны и Петра III.

Г. Екатерины I.

Д. Петра III.

Подвожу итоги проверки знаний по пройденному материалу и перехожу к изучению новой темы.

Говорю: В истории России имеется множество величайших правителей. Одной из таких является Екатерина II, которая вслед за Петром I сделала Россию одной из ведущих европейских государств.

Записываю тему урока на доске:

Внутренняя политика Екатерины II

1762-1796.

На доске записываю план.

План:


  1. Приход Екатерины II к власти.

  2. Основные направления и этапы внутренней политики Екатерины II .

  3. Итоги и значение внутренней политики Екатерины .
Записываю план урока, ставлю перед классом познавательные задачи.

  1. Почему внутренняя политика Екатерины II была ориентирована на дворянство.

Перехожу к изложению нового материала:

«Итак, дети, как вы помните, до правления Екатерины II в российской истории была эпоха дворцовых переворотов, характеризующаяся постоянной сменой правителей, нестабильностью в обществе. Давайте посмотрим, как Екатерина II пришла к власти. До крещения Екатерину II звали Софьей Фредрикой Августой. Родилась она 21 апреля 1729 г. в мелком немецком Ангальт-Цербстком княжестве. Образование получила домашнее: немецкий язык, танцы, музыка. С детства увлеклась сочинениями просветителей. 28 июня 1744 приняла православие, получила имя Екатерина, стала изучать русский язык, основы православия. 29 июня 1744 была обручена с Петром Федоровичем . Семейная жизнь с Петром Федоровичем (Петр III), у Екатерины не сложилась, в прочем его политикой были не довольны чиновники, гвардия, высшие командование. Они и участвовали в заговоре 28-30 июня 1762 года. В результате заговора Екатерина пришла к власти, хотя фактически не имела права на российский престол. В такой ситуации ей была необходима поддержка дворянства, благодаря которрму она пришла к власти. Поэтому вся ее политика была направлена на увеличение прав и привилегий этого сословия.

Политику Екатерины называют «просвещенным абсолютизмом», давайте ребята посмотрим, что это обозначает: Идею просвещенного абсолютизма разработали такие просветители, как Вольтер, Монтескье, Руссо, д’ Аламбер. Перед вами основные идеи просветителей:


  • Критика феодального общества.

  • Критика средневековых форм эксплуатации человека и абсолютной монархии.

  • Каждый человек рождается свободным.

  • Теория общественного договора.

  • Критика католической церкви.
На основе этих идей в Европе сложилась . Запишите основные пункты данной политики:

  • Покровительство национальной промышленности .

  • Создание условий для развития земледелия(освобождение крестьян).

  • Усовершенствование налоговой системы.

  • Централизация государства.

  • Кодификация законов.

  • Просвещение народа.

  • Борьба с церковью.
Эта политика была реализована такими политиками, как Фридрих II в Пруссии, Мария Тереза и Иосиф II в Австрии, министр Тюрго во Франции.

Запишите в тетради понятие «политика просвещенного абсолютизма» - это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.

Внутренняя политика Екатерины II делится на 2 этапа.


В начале своего правления Екатерина старалась действовать в рамках политики просвещенного абсолютизма, и даже переписывалась с французскими просветителями. Однако с 1775 Екатерина ужесточает внутреннею политику. Скажите дети, почему?
Правильно! Это связанно с реакцией на крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 и Великую Французскую революцию 1789 года.

Но начала свою внутреннюю политику Екатерина II с создания нового законодательства.

Скажите дети, почему?

Правильно, потому что прежнее уложение 1649 года уже устарело и надо было создать новое. Для этого Екатерина созывает учредительное собрание. Давайте посмотрим с вами «Наказ Екатерины II Уложенной комиссии» и посмотрим основные идеи Екатерины II.

Какие идеи здесь представлены?
Правильно дети, главными идеями в «Наказе» были:

Неограниченная власть монарха.

Идея секуляризации церковных земель.

Провозгласила естественное право каждого на свободы.

Против применения пыток в ходе следствия.

Против крепостного права.

Запишите дети, уложенная комиссия - специальная комиссия, созванная Екатериной для создания нового законодательства.

Давайте посмотрим, как работала Уложенная комиссия: Итак, в работе участвовали не только чиновники, но и выборные депутаты от сословий. Состав комиссии составлял 564 делегата, от государственных учреждений (чиновники), Дворяне, Купечество, Духовенство, Государственные крестьяне, ясачные люди, казаки, кочевые племена. С мест было привезено 1765 наказов, в которых содержались требования от населения. Давайте посмотрим эти требования (на экране выходит таблица):



Дворянские

наказы


Упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах органы дворянского самоуправления.

Купеческие

наказы


Монополия на торговлю, лишить этого права крестьянства, дворянства. Требовали дворянских привилегий.

Наказы от государственных крестьян

Жаловались на нехватку земли, на притеснения со стороны помещиков, заводчиков, на высокие налоги.

Инородцы, национальные меньшинства

Уравнение в правах с русскими.

Проработала комиссия только полтора года, не приняв никаких решений, так как в самой комиссии кипели ожесточенные споры, и депутаты не могли договориться. Комиссия была временно распущенна в связи начавшейся русско-турецкой войной 1768-1774 года. Следующим шагом во внутренней политике Екатерины II была секуляризация церковных земель в 1764 году. Запишите понятие секуляризация: это обращение государством церковной земельной собственности в светскую.

согласно этой реформе монастырские крестьяне стали экономическими, казна пополнилась церковными землями, большая часть из них была дарована дворянству, часть монастырей была закрыта.

Необходимость реформ чувствовалась и в государственных органах, так как за время дворцовых переворотов государственный аппарат очень сильно увеличился и плохо функционировал. Так в 1763 году была проведена реформа Сената: Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв при этом законодательные функции, он стал главным контрольным и судебным органом. Благодаря этому центральный аппарат сдал действовать более эффективно. Во главе его был назначен ставленник Екатерины - обер-прокурор А.А. Вяземский. (На экране выходи его изображение).

Давайте посмотрим, как функционировал органы управления при Екатерине II:


Как видите, все высшие органы подчинялись непосредственно императрице.

Часто правление Екатерины называют «золотым веком российского дворянства». Почему?


Правильно! Давайте посмотрим, что же получили дворяне:

1762

утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 г: дворяне освобождались от обязательной государственной службы.

1765

ссылка крестьян на каторгу, срок устанавливал помещик.

1762-1796

продолжение генерального межевания земли, закрепление за помещиками всех захваченных ими раннее земель.

1762-1796

дворянам пожаловано 800 тыс. государственных крестьян.

1782

Отменен указ о «горной свободе». Теперь дворяне объявлялись не только собственниками земли, но и ее недр.

1785

Жалованная грамота дворянства.

Дворяне, как видите, увеличили свои привилегии. Давайте, дети поработаем с источником. Разберем мы с вами «Жалованную грамоту дворянству», и ответим на вопрос, что поучили дворяне согласно этой грамоте?
Правильно! Дворяне получили: свободу от телесных наказаний, неограниченную собственность на имение и землю с ее полезными ископаемыми, право торгово-промышленной деятельности, созданы дворянские общества в губерниях и уездах.

В том же году вышла «Жалованная грамота городам», целью которой было формирование в России сословия мещан. В результате этой реформы богатые купцы освобождены от подушной подати и рекрутской повинности, городское население было поделено на 6 разрядов, сформировано сословие мещан(цеховые работники, ремесленники), создано градское общество (орган городского самоуправления).

С 1775 года начинается второй этап внутренней политики Екатерины II, характеризующийся ужесточением политики, и связано это с крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Так в ответ на восстание Е.Пугачева в 1775 г. была проведена губернская реформа. Основная цель: большая централизация государства, для быстрого подавления любых восстаний. Так, согласно указу об «Учреждении для управления губерний» вводилось новое административно-территориальное деление на губернии и уезды. Вся территория страны делилась на 50 губерний, в которых проживало 300-400 тыс. человек, во главе губерний стоял губернатор. Губернии делились на уезды, в которых проживало 30-40 тыс. человек, во главе уезда стоял капитан-исправник. В результате реформы была достигнута большая централизация государства.

Проведение реформ во внутренней политике Екатерины, подавление восстания Е.Пугачева, активная внешняя политика, требовали больших затрат, а для этого нужны были преобразования в экономике. Давайте посмотри основные направления преобразований в экономике:


  1. В 1765 г. Г.Г. Орлов и Р.И. Воронцов выступили учредителями Вольного Экономического общества, которое занималось оказанием помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта введения с/х., изданием «Трудов» Общества, где печатались работы по агрономии, животноводству, организации хозяйства. Общество также выступило инициатором решения крестьянской проблемы.

  2. Преобразования в сельском хозяйстве: колонизация Северного Причерноморья. При этом предоставлялись льготы при освоении новых территорий: от 1,5 до 12 тыс. десятин земли. В результате смогли не только увеличить урожайность хлеба, его стали продавать за границу.

  3. Преобразования в промышленности: Увеличение числа мануфактур, рост производства в металлургии: выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, появились предприятия по добыче и выплавке драгоценных металлов, золота, платины, получила развитие новая отрасль - хлопчатобумажное производство.

  4. Преобразования в торговле: увеличение числа торжков и ярмарок (Нежинская, Коренная.) Торговля в городах стала ежедневной. Основными центрами торговли стали: Москва, Петербург, Рига. Однако, внешняя торговля в основном велась при посредничестве иностранных купцов.

  5. Финансовая политика: необходимость увеличения денег в казне, и для этого увеличили налоги и внешние займы, переплавлены серебряные и медные деньги. Также созданы новые банков: 1769-дворянский и купеческий банки. В 1786 году основан Единый государственный заемный банк. Также начали выпускать бумажные деньги.
Итак, дети все эти преобразования в экономике позволили казне пополниться деньгами, столь необходимыми для проведения внутренней политики и активной внешней политики.
Давайте, сейчас посмотрим итоги и значение внутренней политики Екатерины II:

  • Централизация государства, органов управления.

  • Обогащение дворянства, богатого купечества.

  • Ухудшение положения крестьян, работных людей.

  • Дальнейшее развитие в экономике крепостнических порядков.

  • Открытие новых школ, развитие культуры.

  • Развитие новых отраслей в промышленности.

  • Поток финансов в казну позволил ввести активную внешнюю политику России в конце XVIII века.
Не смотря на то, что в результате внутренней политики, ухудшило свое положение основная масса населения (крестьяне, работные люди), Екатерина II достойна названия великой государственницы, так как именно при ней Россия стала одной из европейских государств, активно участвовавшей во всех европейских делах.

А теперь дети ответьте на поставленные в начале урока вопросы:

1) Почему внутренняя политика Екатерины II была ориентирована на дворянство.


  1. В чем особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Правильно! Дворянство помогло Екатерине придти к власти, и Екатерина II вынуждена была опираться на них в своей политике, постоянно увеличивая их права и привилегии.

А особенностью просвещенного абсолютизма Екатерины являлось его двойственность, с одной стороны Екатерина проводила реформы в духе этой политики, а с другой ужесточала политику, что вело к ухудшению положения крестьян, работных людей, горожан.

Контрольно-закрепляющая работа с учащимися:

Выставляю оценки учащимся, работавшим на уроке.

В конце урока даю домашнее задание : прочитать параграф 12-ый, ответить на вопросы 1, 4, 5, на стр. 136.

На доске в правом верхнем углу записываю домашнее задание.

Урок окончен. До свидания.

К мо-менту ее воцарения страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, не хватало денег в каз-не. Это требовало расширения свободы предпринимательской деятельности, ослабления государственного контроля над экономикой, вовлечения большего числа населения страны в сво-бодную экономическую деятельность и в политическую жизнь. Такой подход был близок самой Екатерине, хорошо знакомой с трудами французских просветителей. Но, с другой стороны, на-растание народного недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда либеральных идей русскими просветителями Н. И. Новиковым и А. И. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении реформ, а порой вели к ужесточению внутренней политики. Кроме того, Екатерина была вынуждена считаться с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота. Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой: одни ее мероприятия были в духе «просвещенного абсолютизма», а другие направлены на усиление репрессивных мер.

Рис. 1. Императрица Екатерина II ()

Идеи «просвещенного абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Основным мотивом у них была критика феодального общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, выступали за уничтожение средневековых форм эксплуатации и деспотического государственного управления. Согласно разработанной просветителями теории «общественного договора», народ делегирует часть свои полномочий, принадлежащих ему по «естественному праву», правителям, и таким образом в обществе обеспечивается разделение функций: одни занимаются производительным трудом, другие — обороной, третьи управляют страной. Критике подвергалась и католическая церковь. Просветители предлагали лишить ее земельной собственности и права активно вмешиваться в политику.

Екатерина II во многом разделяла эти идеи, но имела свое видение политики «просвещенного абсолютизма», которое изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Она отвергла идею «естественного права» и «общественного договора», считая, что в России главным способом организации общества может быть только неограниченная власть монарха (но «просвещенного монарха», «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь «просвещенному монарху» в управлении государством должны оказывать дворяне.

Не критикуя места и роли православной церкви в обществе, императрица вслед за французскими просветителями выступила с идеей передачи в государственное управление мона-стырских и церковных земель (секуляризации ). В 1764 г. был издан указ о секуляризации церковных зе-мель и переводе 2 млн монастырских крестьян в ка-тегорию государственных. Основными мероприятиями Екате-рины в русле политики «просвещенного абсолютизма» стали:

Учреждение дворянского Вольного экономического обще-ства (1765 г.);

Упорядочение крестьянских повинностей в западных (при-балтийских) губерниях;

Предоставление права открытия предприятий без разреше-ния правительства (1775 г.);

Секуляризация церковных владений на Украине (1786 г.);

Разрешение всем желающим заниматься промыслами (1767 г.);

Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771 г.);

Разрешение создания вольных типографий (1783 г.);

Начало проведения школьной реформы (1786 г.) и др.

Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв ко-миссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить действовавшее до того времени Соборное уло-жение 1649 г. Такие попытки предпринимали и Петр I, и его дочь Елизавета. Но, в отличие от них, Екатерина решила привлечь к разработке этого документа не только правительствен-ных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Де-путаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого); от дворян (по одному от уезда); от купечества (по одному от города), а также от государственных крестьян, ясач-ных людей, казаков и кочевых племен (по одному от провин-ции). От духовенства был лишь один представитель от Сино-да. Крепостные крестьяне (составлявшие тогда 53 % всего крестьянства) не имели права избирать своих депутатов (счи-талось, что их интересы будут представлять помещики). Зато такое право впервые получили государственные крестьяне и представители нерусских народов Поволжья, Урала и Сиби-ри. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей. 30 июля 1767 г. в Московском Кремле для работы в ко-миссии собрались 564 депутата, привезшие 1465 наказов с мест. 40 % депутатов составляли дворяне. В дворянских наказах им-ператрицу просили упростить куплю-продажу имений, уси-лить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах ор-ганы дворянского самоуправления. Купечество выступало за получение монополии на торговлю в городах и лишение дво-рян и крестьян права торговать там. Оно ходатайствовало о распространении на купцов ряда дворянских привилегий: освобождении от телесных наказаний, владении крепостны-ми крестьянами, покупке крестьян для работы на мануфак-турах. Депутаты от государственных крестьян жаловались на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и за-водчиков, высокие налоги. Представители нерусских народов требовали уравнения их в правах с русскими. Проработав полтора года и не приняв никаких решений, комиссия была «временно» распу-щена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Больше она не созывалась.

Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина опиралась на дворян в течение всего царствования. В их ин-тересах был проведен ряд важных мероприятий:

1. Указом 1765 г. было разрешено ссылать крестьян не только на поселение в Сибирь, но и на каторгу. Срок каторжных работ мог устанавливать сам помещик. Ссылкой на катор-гу карались теперь попытки крепостных жаловаться на сво-его помещика.

Рис. 3. Гравюра Х. Гейслера (XVIII в.). Наказание батогами дворового в присутствии помещика ()

2. Продолжилось начатое при Елизавете генеральное межева-ние земель, объявлявшее собственностью помещиков все захваченные ими ранее земли (в целом генеральное межевание принесло дворянам 50 млн десятин земли).

3. За 1762-1796 гг. дворянам было пожаловано 800 тыс. государственных крестьян.

4. Для укрепления дворянской монополии на землю промышленникам было запрещено покупать крепостных крестьян для работы на предприятиях.

5. В 1782 г. был отменен указ о «горной свободе», согласно которому право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружит. Теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и ее недр.

6. В 1763 г. Екатерина возложила все расходы, связанные с содержанием воинских команд, присланных для усмирения крестьянских выступлений, на самих крестьян.

7. В 1783 г. на Украине был запрещен переход крестьян от одного владельца к другому. Это означало введение крепостного права, которого прежде здесь не было.

В апреле 1785 г. была издана «Жалованная грамота дворянству», где были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянам после смерти Петра I. Кроме того, Екатерина II разрешила создавать дворянские общества в губерниях и уездах. Один раз в три года собирались дворянские собрания, на которых избирались уездные и губернские предводители дворянства. Они имели право обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и направлять ходатайства в высшие органы власти и к императрице.

Тогда же была обнародована «Жалованная грамота городам», в соответствии с которой все население городов делилось на шесть разрядов, определялась структура городского самоуправления (собрание городского общества, городской голова, городская дума и др.). Крестьянское восстание под предводительством Пугачёва и революционные события во Франции привели к ужесточению внутренней политики. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Количество губерний увеличилось с 23 до 50. Эта реформа привела к усилению контроля властей над населением страны. Впервые были созданы сословные судебные органы на местах: уездный суд для дворян, городской магистрат для горожан и нижняя расправа для государственных крестьян (суд над крепостными вершил сами помещик). Были ликвидированы Запорожская Сечь и остатки самоуправления на Украине (1775 г.). Революция во Франции привела к введению строгой цензуры и закрытию вольных типографий. За публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев был приговорен к смертной казни, замененной десятилетней сибирской ссылкой. Известного издателя и писателям Н. И. Новикова Екатерина приказала заточить на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Все это свидетельствовало о завершении политики «просвещенного абсолютизма».

Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер, проводилась в интересах дворянства — социальной опоры самодержавия.

Список литературы для изучения темы "Внутренняя политика Екатерины II ":

1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра. — М., 1986

3. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — М., 1997

4. Валишевский К. Преемники Петра. — М., 1992

5. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. — М., 1998

6. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. — М., 1991

Домашнее задание для закрепления материала о политике Екатерины II:

1. Какие факторы оказали влияние на внутреннюю политику Екатерины II?

2. Какие начинания Екатерины II можно отнести к политике «просвещенного абсолютизма»?

3. Для чего создавалась Уложенная комиссия? Каковы результаты работы Уложенной комиссии?

4. Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства?


План. 1.Личность императрицы 2.Начало правления 3.Наказ" и Комиссия гг. 4.Губернская реформа 5.Судебная реформа Екатерины II 6.«Жалованная грамота городам» 7.«Жалованная грамота дворянству»


8-я императрица всероссийская 28 июня (9июля) 1762 – 6 (17 ноября) 1796гг Коронация: Предшественник: Преемник: Рождение: Смерть: Династия: Отец: Мать: Супруг: 1 (12 сентября) 1762 Пётр III Павел I 21 апреля (2 мая) 1729 Штеттин, (Пруссия). 6 (17 ноября) 1796 Зимний дворец, Петербург Аскании (по рождению)/ Романовы (по браку) Христиан-Август Ангальт-Цербстский Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская Павел I Петрович Дети: Анна Петровна Алексей Григорьевич Бобринский Елизавета Григорьевна Тёмкина



Происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Урожденная Софья Августа Фредерика Анхальт- Цербстская. Получила домашнее образование. Умная и честолюбивая, она воспитывалась в строгости, и природная ее гордость всячески подавлялась. В 1744 Екатерина II приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны. Личность императрицы.


Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны, в 1745 вступила в брак с вел. князем Петром Федоровичем (Петром Ульрихом), впоследствии Петром III. При равнодушии мужа, строго регламентированной жизни двора, окруженная недоброжелателями, Екатерина II очень много читала, знакомясь с трудами по истории, юриспруденции, сочинениями французских просветителей, изучила рус. язык.


В 1754 Екатерина II родила сына, будущего императора Павла I. Болезнь Елизаветы Петровны и нелюбовь мужа делали возможной высылку Екатерина II из России или заточение в монастырь. После воцарения Петра III, относившегося к ней все более враждебно, ее положение стало шатким.


Опираясь на гвардейские полки, 28 июня 1762 Екатерина II совершила бескровный переворот и стала самодержавной императрицей. "Тартюф в юбке и короне" (А. С. Пушкин), беспринципная, тщеславная, властная, она умела расположить к себе людей и прекрасно подбирала сотрудников. Начало правления


Коронация Екатерины II Торелли Стефано ()


Правление Екатерины II характеризуют как «Просвещенный абсолютизм» В 1767, отказавшись от проекта реформы управления Н.И. Панина, Екатерина II созвала "Комиссию для сочинения проекта нового уложения", написав для нее "Наказ", скомпилированный из сочинений просветителей Монтескье, Беккариа и др. Политика «просвещенного абсолютизма – это попытка управлять страной при помощи «хороших законов», законов, которые улучшают положение всех слоев населения.


В 1763 провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство гос. аппаратом, и стал высшим административным органом управления. В провела секуляризацию (т.е. обращение в светскую собственность) церковных земель, что позволило не только пополнить казну, но также продолжить и завершить начатую Петром I нейтрализацию духовенства как политической силы. В 1775 "Учреждение для управления губерний" позволило создать многочисленную администрацию на местах. В 1785 " Жалованная грамота дворянству" и "Жалованная грамота городам". Документы упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные, власть над которыми постоянно увеличивалась.


"Наказ" и Комиссия гг. В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом. С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" (в большинстве - выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трёх раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и её секретарей, относящиеся к "Наказу", сохранились доныне. К маю 1766 года был готов почти завершённый текст - в нём было свыше полутора десятков глав и более 400 статей. Набело переписанный "Наказ" был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М. И. Воронцову, В. Г. Баскакову, А. П. Сумарокову, высшим церковным иерархам.


В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов. Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. В конце 1768 года члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией. Екатерина понимала неуспех дела и, оценив обстановку, распустила общее собрание, оставив некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года.


Губернская реформа "Учреждение для управления губерний". В соответствии с этим документом вступило в силу новое административно-территориальное деление, были внесены большие изменения местного управления. Эта система просуществовала почти столетие. Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор со своим заместителем - вице-губернатором.


Иногда две или три губернии объединялись под управлением наместника - генерал-губернатора. Страна была разделена на 50 губерний; провинции были упразднены, каждая губерния делилась на уездов. В основе такого деления лежал принцип численности податного населения. Для губерний и уездов было установлено определённое количество жителей: по тысяч и по тысяч человек соответственно. С изменением границ прежних административных территорий возникли новые уездные и губернские центры. Система местной власти была реорганизована.


Генерал-губернатор Вице-губернатор Губерния (тыс чел) Уезд тыс. чел Губерния (тыс чел) Уезд тыс. чел 50 губерний Губернатор Капитан-исправник В уездных городах - городничие Обер-полицмейстеры Москва Санкт-Петербург Сенат


В каждом губернском городе были установлены: губернские правления во главе с губернатором (имело административный характер, представляло правительственную власть и являлось ревизором всего управления), уголовная и гражданская палаты (высшие органы суда в губернии), казённая палата (орган финансового управления), верхний земской суд (судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами), губернский магистрат (судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них), верхняя расправа (судебное место для одноверцев и государственных крестьян), приказ общественного призрения для устройства школ, богаделен и т. п. Все эти учреждения носили коллегиальный характер и считались сословными, но реально вся власть принадлежала губернатору.


Уездный суд Земской суд ДворянеГорожане Городской магистрат Губернский магистрат Государственные крестьяне Нижняя судебная расправа Верхняя судебная расправа Судебная реформа Екатерины II Все сословные суды по закону – выборные. Но на практике это не осуществлялось. Местные администрации постоянно вмешивались в их деятельность. Гражданская палатаУголовная палата Сенат




«Жалованная грамота дворянству» Издана 21 апреля 1785 г. в день рождения императрицы. "Жалованная грамота дворянству" представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Дворянство резко отделялось от других сословий. Дворяне: Освобождались от уплаты податей, Освобождались от обязательной службы. Могли быть судимы только дворянским судом. Лишь дворяне имели право владеть землёй Лишь дворяне имели право владеть крепостными крестьянами. Было запрещено подвергать дворян телесным наказаниям

Конспект урока по истории
Тема: «Внутренняя политика Екатерины II»
Класс: 7
Учитель: Корелина С.С.
Цели урока: дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием
с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу
по формированию умений работать с историческими источниками.
Оборудование урока: презентация
"Россия во второй половине XVIII в.", портрет Екатерины II.
Ход урока
I. Оргкомитет
II. Историческая минутка
Объясни новые слова:
1) Кондиции ­ (условия)
2) Фаворит ­ (придворный, пользующий благосклонностью монарха, получающий от него различные
привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику).
3) откуп ­ (передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажа
каких либо товаров).
4) подряд ­ (договор, по какому одна сторона(подрядчик берется на определенных условиях выполнить
работу по заданию другой стороны(заказчика))
5) ассамблея ­ (собрание­ бал с участием женщин в домах российской знати).
Объясни даты: (Дворцовые перевороты)
1725 ­ 1727 гг. (царствование Екатерины I)
1725­1730 гг. (царствование Петра II)
1730 ­ 1740 гг. (царствование Анны Иоанновны)
1740 ­ 1741 гг. (царствование Ивана Антоновича)
1741 ­ 1761 гг. (царствование Елизаветы Петровны)
Учитель: Я вновь рада видеть вас сегодня на уроке веселыми, здоровыми, жизнерадостными, способными
приносить счастье себе и своим близким.
И начать наш урок мне хотелось бы с такого вопроса: «Как вы относитесь к своему государству, своей
Родине?»
­ ответы учеников.
Учитель: Очень приятно слышать от вас такие слова. Да, действительно, каждый гражданин своего
государства желает своей стране процветания и улучшения жизни населения, развития всех сфер
жизнедеятельности. И вот уже на протяжении нескольких веков история доносит до нас множество фактов,
когда на российский престол восходили люди, желающие изменить жизнь в стране, улучшить ее положение
на международной арене. И в подтверждение всего вышесказанного, я зачитаю вам слова, произнесенные
яркой исторической личностью – Екатериной II:
«Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь.
Он мне в том свидетель. Слава страны – создает мою славу. Я буду счастлива, если мои мысли могут тому
способствовать».
Итак, вы, наверное, догадались, о ком мы будем вести разговор.
Все верно, о Екатерине II.
А если быть точнее, то тема урока сегодня – внутренняя политика Екатерины II.
А сейчас вы попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. Помогут вам в этом
следующие слова:
Сегодня на уроке я хочу узнать …
выяснить…
понять…
Да, цель урока сегодня – познакомиться с политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II,
охарактеризовать реформы, направленные на изменение положения дворянского, крестьянского сословий, а
также меры для укрепления самодержавной власти.
А для того, чтобы достигнуть поставленной цели, мы воспользуемся памяткой для характеристики
исторического деятеля.

Памятка дли характеристики исторического деятеля
1.Имя исторического деятеля. Укажите, где и когда родился исторический деятель.
Расскажите о его семье, воспитании и образовании.
2. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи
по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.
3. Ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые.
4. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие ­ неодобрение?
Учитель: Для того, чтобы приступить к рассмотрению внутренней политики Екатерины II, давайте попробуем
выяснить происхождение императрицы, как и каким образом она оказалась на российском престоле.
­ Екатерина II, в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт­Цербтская родилась в Германии.
В 1744 г., когда ей было 15 лет, ее сватали наследнику российского императорского престола Петру
Федоровичу. В феврале этого же года она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя –
Екатерина Алексеевна.
­ воспитание и образование.
Учитывая все вышесказанное и то, что характер у Екатерины был сильный, волевой, она, опираясь на
гвардию, в 1762 г. отстранила от власти своего мужа, а себя провозгласила императрицей.
К моменту воцарения Екатерины страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной
рабочей силы, казна пустовала. Примером этого служило заседание Сената, на котором присутствовала
Екатерина.
На ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» ­ никто ничего не смог
ответить. Доходов в стране вроде бы собиралось 15 млн. рублей в год. Но первая же ревизия выявила, что на
деле собирался 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета разворовывалась. В стране назревало
недовольство. Все это делало внутреннюю политику Екатерины противоречивой. Одним из ее направлений
были мероприятия в духе усиления репрессивных мер, другим – политика «просвещенного абсолютизма».
В чем же заключалась эта политика? Каковы были первые итоги этой политики?
Обо всем этом вы узнаете, самостоятельно прочитав текст учебника на с. 171­172.
Итак, что такое «П.А.?»
­ ответы учеников.
(Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее
устаревших сторон жизни общества)
­ Каковы были первые мероприятия Екатерины II? (по учебнику зачитать).
Вывод: Т.О., можно сказать, что Екатерина начала реализовывать идеи просвещенного абсолютизма.
Но это была только одна сторона этой политики. Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в
духе политики просвещенного абсолютизма стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода
законов, который должен был заменить Соборное Уложение 1649 года. К началу работы Комиссии
Екатерина подготовила «Наказ», призванный стать основой для создания Уложения. Каковы же были
основные положения и мысли императрицы по поводу будущего юридического акта, вы узнаете,
познакомившись с историческим источником «Из наказа Екатерины II Уложенной комиссии».
Читаем вслух На с. 177.
Учитель: Итак, какова основная идея создания Уложения?
(необходимость равенства всех перед законом).
Но Екатерина вовсе не собиралась лишить дворянство, которое было ее опорой, его главного богатства –
крепостных крестьян. Она не помышляла о воле для крестьян – были лишь общие рассуждения о гуманном
обращении помещиков с крестьянами.
Таким образом, мы видим, что главная опора императрицы – дворянство. И в течение всего правления она
осуществляла ряд важных мероприятий, направленных на укрепление их положения в государстве:
­ указом 1765 года было разрешено ссылать крестьян на каторгу;
­ каралась попытка подачи жалоб на своего помещика
­ секуляризация земель и передача их в собственность дворян;
­ 1785 год – издание документа «Жалованная грамота дворянству», в котором были собраны воедино и
подтверждены все привилегии дворянства.
Исходя из всего, можно сделать вывод, что в период правления Екатерины II дворянство укрепило свои
позиции и положение в государстве. Период правления Екатерины – «Золотой век русского дворянства».
­ Вы согласны с этим мнением?



Статьи по теме: