Лабораторная по физике, или зачем нужны конденсаторы. Для чего нужен автомобильный конденсатор для сабвуфера

Что такое конденсатор? Это устройство, которое может накапливать электрический заряд и отдавать его. Накапливать, естественно, не до бесконечности: у каждого конденсатора есть такой параметр, как емкость, которая измеряется в фарадах (F или Ф). Конденсатор, имеющий емкость 1Ф, будучи заряженным до напряжения в 1 вольт, накапливает в себе электрический заряд, равный току в 1 ампер, протекающему в течение одной секунды. Разобрались? Идем дальше.

Теперь о том, зачем он нужен: ведь в машине есть аккумулятор, емкость которого измеряется не единицами ампер в секунду, а десятками в час, что несравненно больше. И зачем, спрашивается, нужен конденсатор, при том, что в домашних системах такого компонента нет? - это Вам не просто установка компонентов. Для начала — о разнице между домашними и автомобильными системами по части питания. Домашняя система питается от розетки 220 В, в то время как напряжение питания автомобильной системы — 12-14 В. Следовательно, чтобы получить, допустим, 1000 Ватт звука, домашней системе нужно (вспоминаем закон Ома) 1000:220 = 4,5 Ампера, а автомобильной — под 80 Ампер! Это при утопическом КПД в 100%, чего быть, понятное дело, не может. А усилитель, особенно сабвуферный, в пиковые моменты может потреблять мощность, в несколько раз превышающую среднюю. Пиковые — это, например, удар бас-бочки в ритмичной музыке. То есть, слушая ритмичное «бум-бум-бум», от которого содрогается все содержимое машины, надо понимать, что каждое «бум» - это пик. Домашняя система спокойно берет этот пик из сети, а вот автомобильный аккумулятор просто в силу своих особенностей не может быстро отдавать большой ток — он создавался для иных задач. В результате в тот самый пресловутый пик усилитель недополучает необходимый ему ток, следствием чего являются звуковые искажения — бас становится невнятным, «скомканным». В отличие от аккумулятора, конденсатор способен очень быстро разряжаться, и применение его в цепи питания усилителя сглаживает моменты падения напряжения. Заряжаться конденсатор также умеет очень быстро, и поэтому момента между пиками ему вполне хватает, чтобы зарядиться и быть готовым к следующему пику. Звук в пиковые моменты не искажается, его качество заметно выше.

Теперь, когда мы доказали необходимость применения конденсатора в мощных системах, осталось разобраться с тем, какими они бывают и как их правильно использовать. Рынок предлагает огромное количество конденсаторов, предназначенных специально для автомобильного аудио. Их емкость колеблется от от 0,25 Ф до совершенно экстремальных моделей в 10, 20Ф и даже больше. Экстрим — это для тех, кто строит свои автомобили для всевозможных SPL-соревнований, там, где в машине «живут» десятки киловатт звука, получаемые от нескольких усилителей. Именно поэтому «сверх емкие» конденсаторы уже оснащены дистрибьютором для включения сразу нескольких усилителей.

Обычной, музыкальной системе, как правило, достаточно 1Ф. Но установить конденсатор надо правильно. Его сопротивление очень мало, поэтому, чем дальше этот компонент находится от усилителя, тем большее влияние на работу связки «усилитель + конденсатор» оказывает сопротивление соединительных проводов. Поэтому устанавливать конденсатор рекомендуется непосредственно возле усилителя, на расстоянии не более 60 см. Причем, чем меньше — тем лучше, поэтому некоторые производители предлагают вариант крепления конденсатора непосредственно на самом усилителе.

Такое решение — удобное и практичное. Да, иногда в соревновательных автомобилях в угоду зрелищности можно наблюдать размещение усилителей и конденсаторов по разные стороны, но такое решение ухудшает эффект от применения конденсатора и возможно лишь в том случае, когда система не настолько мощная, чтобы вообще применение этого устройства было критичным.

Теперь вкратце о самом процессе установки, потому что здесь есть тоже немаловажный момент. Если просто подключить незаряженный конденсатор в цепь питания, он будет потреблять очень большой ток для своего заряда — вплоть до того, что может сжечь предохранители. Во многих конденсаторах есть схема для постепенной зарядки, и лучше не экономить — приобрести именно такой. Но если все-таки конденсатор не оснащен схемой постепенного заряда, его нужно перед установкой зарядить, для чего включить в цепь последовательно с ним лампочку на 12 вольт. Когда конденсатор зарядится — лампочка потухнет, и это будет означать, что стильный и нужный компонент пора устанавливать на его постоянное «место жительства».

Copyright. www.сайт. Все права защищены. При копировании любого материала с ресурса гиперссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Люди, далекие от техники, даже не задумываются, что в конструкции современных электроприборов стоят различные элементы, благодаря которым и работает эта техника. Они даже не понимают о чем идет речь, когда окружающие их знатоки ведут разговоры о технике. Но иногда любопытство берет верх, и они начинают задавать вопросы. Например, зачем нужен конденсатор?

Чтобы удовлетворить любопытство, постараемся объяснить его функции и выявить, в каких областях конденсаторы нашли свое применение.

Что такое конденсатор?

Конденсатор, по-народному – «кондер», устройство, которое используется в электрических цепях для накопления электрической энергии. Конденсаторы применяются при фильтрации помех, в сглаживающих фильтрах в источниках электропитания, цепях межкаскадовых связей и во многих других областях радиотехники.

Конструкция и средства использующихся материалов определяют электрическую характеристику «кондера». В устройство конденсатора входят обкладки (или пластины), находящиеся друг перед другом. Делают их из токопроводящего и изолирующего материала. В качестве изоляции могут выступать слюда или бумага.

Емкость у конденсатора может быть разной. Она увеличивается в размерах пропорционально площади обкладок, а ее уменьшение происходит в зависимости от расстояния между ними. Очень важным является рабочее напряжения конденсатора. Если превысить максимальное напряжение, конденсатор может сломаться из-за пробоя диэлектрика.

Как все начиналось

Принцип изготовления этого устройства был известен довольно давно, благодаря немецкому физику Эвальду Юргену фон Клейсту и его нидерландскому коллеге Питеру ван Мушенбруку. Именно они были создателями первого в мире конденсатора. Их детище было значительно примитивнее современных собратьев, ведь диэлектриком выступали стенки банки из стекла. В наши дни технологии намного совершеннее, да и создание новых материалов весьма улучшило конструкцию конденсатора.

Гениальный электротехник Павел Яблочков также смог достичь выдающихся результатов в разработке конденсаторов и в их использовании. На эту тему он создал множество публикаций. Павел Николаевич прекрасно понимал зачем нужен конденсатор , поэтому одним из первых включил «кондер» в цепь перемежающегося тока. Это имело огромное значение для развития и становления электро- и радиотехники.

В наши дни существует многообразие конденсаторов, но в основе всех их лежат две металлические пластины, которые находятся в изоляции друг от друга.

Где применяются конденсаторы

Конденсаторы окружают нас во многих областях, занимая особую нишу в электронике.

  1. Телевизионная или радиотехническая аппаратура без конденсаторов не обойдется. Их применяют для фильтров-выпрямителей, создания и настройки колебательных контуров, разделения цепей с разной частотой и многого другого.
  2. Радиолокационная техника использует их, чтобы получить импульсы большей мощности, а также для формирования импульсов.
  3. Для искрогашения в контактах, разделения токов разной частоты, разделения цепей постоянного и переменного токов «кондеры» нужны в телеграфии и телефонии.
  4. В телемеханике и автоматике с их помощью создают датчики на емкостном принципе. Здесь также нужно искрогашение в контактах, разделение цепей токов и т.д.
  5. В специальных устройствах для запоминания, что используются в счетно-решающей технике.
  6. Для получения мощных импульсов в лазерной технике.

Современная электроэнергетика тоже использует во всю это изобретение: для подключения к линии передачи нужной аппаратуры, чтобы повысить коэффициент мощности, для регулировки напряжения в распределительных сетях, чтобы защитить от перенапряжения, для электрической сварки, подавления радиопомех и много другого.

Зачем нужен конденсатор еще? Для металлопромышленности, автотракторной и медицинской техники, для использования атомной энергии, в фотографической технике для получения световой вспышки и аэрофотосъемки. Даже добывающая промышленность не обходится без конденсаторов. Одни конденсаторы могут быть совсем крошечными и весить меньше одного грамма, другие их «сотоварищи» поражают весом в несколько тонн и высотой более двух метров.

Огромное разнообразие типов конденсаторов дало возможность применять их в различных сферах деятельности, поэтому без них нам никак не обойтись.

Работа мощных автомобильных сабвуферов может сопровождаться проблемами, связанными с большим потреблением тока этими устройствами. Заметить это можно на пиках НЧ, когда сабвуфер «захлебывается». Это объясняется просадками напряжения на входе питания саба. Исправить проблему помогает накопитель энергии, роль которого играет емкость конденсатора, включенного в цепь питания сабвуфера.

Зачем нужен конденсатор для сабвуфера

Электрический конденсатор представляет собой двухполюсное устройство, способное накапливать, сохранять и отдавать электрический заряд. Конструктивно он состоит из двух пластин (обкладок), разделенных диэлектриком. Важнейшей характеристикой конденсатора является его емкость, отражающая величину энергии, которую он способен накопить. Единицей измерения емкости служит фарада. Из всех типов конденсаторов, наибольшей емкостью обладают электролитические конденсаторы, а также их дальнейшие усовершенствованные родственники — ионисторы.


Чтобы понять, для чего нужен конденсатор, разберемся, что происходит в электрической сети автомобиля при включении в нее низкочастотной автоакустики, имеющей мощность 1 кВт и более. Простой подсчет показывает, что ток, потребляемый такими устройствами, достигает 100 ампер и выше. Нагрузка имеет неравномерный характер, максимумы достигаются в моменты басовых ударов. Просадка напряжения в момент прохождения автозвуком пика громкости НЧ обусловлена двумя факторами:

  • Наличием внутреннего сопротивления аккумулятора, ограничивающим его способность к быстрой отдаче тока;
  • Влиянием сопротивления соединительных проводов, вызывающим падение напряжения.

Аккумулятор и конденсатор имеют функциональную схожесть. Оба устройства способны накапливать электрическую энергию, впоследствии отдавая ее нагрузке. Конденсатор это делает значительно быстрее и «охотнее» аккумулятора. Такое свойство и лежит в основе идеи его применения.Конденсатор подсоединяется параллельно аккумулятору. При резком увеличении потребления тока увеличивается падение напряжения на внутреннем сопротивлении аккумулятора и, соответственно, уменьшается на выходных клеммах. В этот момент включается в работу конденсатор. Он отдаёт накопленную энергию, и тем самым компенсирует падение отдаваемой мощности.

Как подобрать конденсатор



Требуемая емкость конденсатора зависит от мощности сабвуфера. Чтобы не вдаваться в сложные вычисления, можно пользоваться простым эмпирическим правилом: на 1 кВт мощности необходима емкость 1 фарада. Превышение этого соотношения идет только на пользу. Поэтому, наиболее распространенный в продаже конденсатор большой емкости в 1 фараду, можно использовать и для сабвуферов мощностью менее 1 кВт. Рабочее напряжение конденсатора должно быть не менее 14 – 18 вольт. Некоторые модели оборудованы цифровым вольтметром – индикатором. Это создает дополнительные удобства в эксплуатации, а электроника, контролирующая заряд конденсатора, позволяет облегчить эту процедуру.

Как подключить конденсатор к сабвуферу

Установка конденсатора не относится к сложным процедурам, но при ее выполнении нужно быть внимательным и соблюдать некоторые правила:

  1. Чтобы избежать заметного падения напряжения, провода, соединяющие конденсатор и усилитель, не должны быть длиннее 50 см.По этой же причине, сечение проводов нужно выбрать достаточно большим;
  2. ·Следует соблюдать полярность. Плюсовой провод от аккумулятора соединяют с плюсовой клеммой питания усилителя саба и с выводом конденсатора, обозначенным знаком «+». Вывод конденсатора с обозначением «-», соединяется с кузовом автомобиля и с минусовой клеммой питания усилителя. Если усилитель до этого уже был подключен к «массе», минусовой вывод конденсатора можно зажать той же гайкой, соблюдая при этом длину проводов от конденсатора к усилителю в указанных пределах 50 см;
  3. Подключая конденсатор для усилителя, лучше воспользоваться штатными зажимами для присоединения проводов к его выводам. Если они не предусмотрены, можно воспользоваться пайкой. Следует избегать соединения скруткой, ток через конденсатор протекает значительный.



На рисунке 1 проиллюстрировано подключение конденсатора к сабвуферу.

Как зарядить конденсатор для сабвуфера

Подключать к электрической сети автомобиля, следует уже заряженный автомобильный конденсатор. Необходимость выполнения этого действия объясняется свойствами конденсатора, о которых упоминалось выше. Конденсатор заряжается так же быстро, как и разряжается. Поэтому, в момент включения разряженного конденсатора, токовая нагрузка будет чересчур велика.

Если купленный конденсатор на сабвуфер оснащен электроникой, контролирующей зарядный ток, можно не беспокоиться, смело подсоединяйте его к цепям питания. В противном случае, конденсатор следует заряжать до подключения, ограничивая ток. Удобно использовать для этого обыкновенную автомобильную лампочку, включив ее вразрез цепи питания. Рисунок 2 показывает, как правильно заряжать конденсаторы большой ёмкости.

В момент включения, лампа загорится в полный накал. Максимальный скачок тока будет ограничен при этом мощностью лампы и будет равен ее номинальному току. Далее, в процессе заряда, накал лампы будет ослабевать. По окончании процесса зарядки, лампа потухнет. После этого надо отключить конденсатор от зарядной цепи. Затем можно подключить заряженный конденсатор к цепи питания усилителя.

Дополнительные плюсы установки конденсаторов в автомобилях

Кроме решения проблем с работой сабвуфера, подключаемый в сеть автомобиля конденсатор оказывает положительное влияние на режим работы электрооборудования в целом. Проявляется это следующим образом:

  • Конденсатор является хорошим фильтром высокочастотных составляющих сетевого напряжения, возникающих при коммутации нагрузок и работе некоторых электронных приборов, его функции благоприятно сказываются на работе всех систем автомобиля;
  • Применение конденсатора позволяет сгладить скачки напряжения, возникающие при включении и отключении потребителей бортовой сети, что позволяет генератору работать в более ровном режиме;
  • При запуске автомобиля стартером, конденсатор, безусловно, принимает в нем дополнительное участие, отдавая свой заряд в бортовую сеть. Особенно это актуально зимой, когда возможность аккумулятора отдавать ток снижается, а свойства конденсатора не изменяются.

Конденсаторы используют для накапливания, а также для сохранения электрического тока и создания при необходимости большей напряженности в электрической системе.

Конденсаторы нужны для накапливания, а также для сохранения электрического тока

Как правило, конденсаторы применяют для процесса фильтрации и подавления различных помех. Роль подобных радиоэлектронных элементов в современной жизни недооценивать нельзя, что бывает часто, так как их предназначение не всем до конца понятно.

Предназначение автомобильного конденсатора

Сегодня автомобильные конденсаторы широко применяются в качестве фильтра, который подавляет шум в динамиках, высокие и низкие частоты, помехи и всякого рода пульсации, которые возникают в результате скачков напряжения в электрической сети автомобильного средства.

Также их применяют для создания высокого показателя напряженности в общей электрической системе транспортного средства. Именно благодаря этому свойству данный элемент широко используется в различных отраслях промышленности.

Видеолекция о предназначении конденсатора

Если в вашем транспортном средстве моргают фары, хрипят динамики, а диски сбоят, то это означает, что работа общей системы электропитания оставляет желать лучшего. Скорее всего, что генератор вашего транспортного средства не способен всегда в полной мере обеспечить то необходимое количество напряжения, которое требуется для корректной работы всех элементов и узлов машины.

Если напряжение питания в системе изменится всего лишь на несколько вольт, это сразу отразится на динамиках, отравляя общее впечатление от прослушивания. Если фары мигают в такт басу акустики, значит компоненты авто не получают стабильное напряжение.


Если напряжение питания в системе автомобиля меняется лишь на несколько вольт, это сразу отразится на динамиках

При несовершенной конструкции встроенных стабилизаторов напряжения также возможны искаженные сигналы и некорректная работа устройств машины.

Вам требуется помощь, и первое решение - это установка конденсатора на автомобиль.

Как работает автомобильный конденсатор

Сегодня в современных автомобилях широко используются конденсаторы. Они применяются как буфер между аккумулятором и усилителем, а также между другими электронными устройствами.

Действие конденсатора в какой-то степени напоминает работу аккумуляторной батареи. Он накапливает электроэнергию в виде электростатического заряда.

Самая простая конструкция такого устройства состоит из двух пластин, которые разделены специальным изолятором. Когда устройство присоединяется к питанию, то одна пластина приобретает положительный заряд, а другая - отрицательный. Таким образом, образуется электростатический заряд. В случае разрядки такого устройства происходит обратный процесс. Вся конструкция конденсатора находится в корпусе и имеет по два вывода от каждой пластины.


Конденсатор служит для сохранения и поддержания заряда электрического тока в системе

  • сохранение и поддержания заряда электрического тока в системе;
  • возможность длительного удержания потенциального заряда;
  • предотвращение провалов и стабилизация скачков напряжения.

Конденсаторы для электродвигателей авто бывают рабочими и пусковыми. Рабочие конденсаторы позволяют обеспечить корректную работу электродвигателя, а пусковые конденсаторы применяют для улучшения пускового момента.

Задачи пусковых автомобильных конденсаторов для двигателя

  • экономная эксплуатация электротехники;
  • повышение крутящего момента;
  • способность переносить высокую нагрузку;
  • обеспечение оптимального срока эксплуатации электродвигателя.

В отличие от рабочих конденсаторов, пусковые включаются во время запуска двигателя. Рабочие конденсаторы обеспечивают корректное функционирование двигателя непосредственно во время его работы.

Конденсатор в автозвуке

Конденсаторы для автоакустики часто используют и в эксклюзивных авто, и в классических моделях, которые оборудованы усилителем. Такие устройства способны улучшить параметры и качество звучания сабвуфера.

Все дело в том, что современная автоакустика потребляет большое количество энергии, особенно на пиках. Иногда даже самый мощный аккумулятор не в состоянии ее мгновенно обеспечить. В результате сопротивления и падения напряжения, даже при наличии качественных проводов, которые питают усилитель, возникают провалы звука.

В летнее время такие сбои усиливает работа кондиционера, который забирает до тридцати процентов общей энергии.

Искажение звука в авто происходит, в первую очередь, из-за неспособности батареи обеспечить всю систему должным количеством напряжения.

Чтобы устранить это явление и сгладить всевозможные провалы, используют конденсаторы для сабвуфера. Он подключается параллельно цепи питания усилителя. Хороший конденсатор - это отличный подавитель высокочастотных помех, всякого рода пульсаций и скачков напряжения при работе различных дополнительных устройств, например вентилятора, кондиционера и прочих. Вот почему многие водители устанавливают конденсатор в акустической системе своего транспортного средства.

Конденсатор для усилителя авто

Не секрет, что установка автомобильного усилителя позволяет сделать звучание музыки в автомобиле более комфортным, а при использовании мощных и качественных схем - увеличить диапазон воспроизводимых частот. Проблема лишь в том, что в таком случае придется пожертвовать качеством автомобильного электрического питания. Мощный усилитель увеличивает количество потребляемого тока в несколько раз.

Это может привести к неравномерному питанию фар, к потере качества и четкости воспроизводящих басов, а в случае применения на звукоусилителе неподходящего силового кабеля возможен даже выход динамиков из строя.

При соблюдении всех технических норм, вышеупомянутые проблемы также присутствуют, но в меньшей степени. В таком случае без подключения конденсатора для автомобильного усилителя просто не обойтись.

Он используется для компенсации, сглаживания скачков и проседания напряжения. Подключают его параллельно входных цепей автоусилителя и, по возможности, как можно к нему ближе, чтобы исключить низкочастотные наводки.

Конденсатор в генераторе автомобиля

Конденсатор в генераторе устанавливается для устранения помех в общей системе электроснабжения автомобиля во время работы генератора. Он защищает автомобиль от скачков напряжения в системе зажигания, а также уменьшает уровень помех в радиоприемнике.

Прямое предназначение конденсатора на генераторе автомобиля - уменьшение помех в радиодиапазоне.

Это привилегия современных транспортных средств, комплектация которых обязательно включает такой конденсатор, что обеспечивает чистую работу радиоприемника, независимо от мимо проезжающих машин. Чего не скажешь про старые марки авто, радиоприемники которых издавали невыносимый шум от каждого мимо проезжающего транспортного средства.


Конденсатор обеспечивает чистую работу радиоприемника, независимо от мимо проезжающих мимо машин

  • Никогда не приобретайте и не устанавливайте конденсаторы сомнительного производства.
  • Всегда обращайте внимание на способ монтажа изделия и на наличие защиты от случайного замыкания.
  • В случае самостоятельной установки выбирайте такие изделия, которые имеют визуальные датчики контроля его состояния и бортовой сети. Это облегчит вам установку, а также дальнейшее его эксплуатирование.

Автомобильный конденсатор подключается к схеме любой мощности, даже в случае функционирования одного усилителя. Многие автомобилисты предпочитают устанавливать конденсаторы в звуковую систему авто, которая оборудована внешним усилителем.


Дорогие конденсаторы применяются в современных автомобилях, в которых можно установить сразу несколько усилителей

Сегодня на рынке представлено множество конденсаторов для автомобилей: от простых и недорогих до самых элитных. Последние, как правило, применяются в современных автомобилях, в которых можно установить сразу несколько усилителей.

  • Новости
  • Практикум

Новые поправки к КоАП: стать стукачом на дороге сможет каждый

Такая норма содержится в поправках к Кодексу об административных правонарушениях, разработанных в МВД и опубликованных на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, сообщает «Коммерсант». Суть предложений сводится к следующему. В кодекс вводится понятие «специализированное программное обеспечение, используемое для фиксации административных правонарушений». Под этим подразумевается мобильное приложение для смартфонов, способное снять...

АвтоВАЗ привлечет европейцев новым сайтом

Первым обновлённую версию получил немецкий сайт Lada, о чём стало известно благодаря официальному сообщению немецкого представительства АвтоВАЗа в соцсети Facebook. После обновления немецкий сайт «Лады» стал выглядеть в соответствии с новым корпоративным стилем. Правда, нельзя не отметить ряд интересных нюансов. Во-первых, на сайте присутствует седан Lada ...

Облава на доработанные внедорожники: дело дошло до Госдумы

Напомним, в последнее время сотрудники ГИБДД стали уделять пристальное внимание автомобилям с «переделками». Причем под последнее определение подпадает очень многое, в том числе установка кенгурятников, лебедки и даже широких внедорожных покрышек. Формально, внесение всевозможных изменений считается нарушением. В Кодексе об административных правонарушениях даже предусмотрено наказание - ...

Компания Honda официально рассекретила новый кроссовер (фото)

Впервые кроссовер Honda Avancier был показан весной 2016 года на автосалоне в Пекине. Однако тогда представители японской компании не давали заглянуть внутрь салона и держали в секрете техническую информацию о новинке. Теперь же этот недочёт был исправлен благодаря снимкам, оказавшимся в распоряжении издания CarNewsChina. Итак… Honda Avancier ...

Два колеса приходят с весной

Два колеса приходят с весной

Вместе с первыми теплыми деньками телеканал «Авто Плюс» открывает летний сезон программы «Два колеса» — смотрите в эфире. Но прежде чем выкатить из гаража застоявшихся «коней», автор и ведущий передачи Павел Курлапов решил взять слово и обратиться ко всем «жителям дороги». Весна - радостное и долгожданное время...

Кроссовер УАЗ: первая информация

Хотя информация о новейшей разработке уазовцев держится в строжайшем секрете, изданию «Авторевю» удалось раздобыть документы, проливающие свет на появление первого кроссовера марки УАЗ. Итак, если верить полученной информации, УАЗ-3170 - это совершенно новый автомобиль с несущим кузовом и независимой подвеской всех колёс. В его основу ляжет...

Видео дня. Сумасшедший зимний дрифт, часть 2

Для тех, кто всё пропустил, напомним: Сергей Кабаргин - это человек, взорвавший интернет эффектным дрифтом по центру Санкт-Петербурга. Затем появилась новая короткометражка (её можно считать продолжением предыдущей), где питерец выбрался за пределы города и устроил заезд по лесам Карелии. И вот - следующая серия карельских приключений российского дрифтера. ...

Лимузины проекта Кортеж прошли краш-тесты

Сейчас прототипы автомобилей проекта «Кортеж» проходят испытания на разных дорожных покрытиях. Об этом на Петербургском международном экономическом форуме рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров, сообщает «Российская Газета». Д. Мантуров также отметил, что автомобили уже прошли краш-тесты в Германии и России. Причем, если верить заявлениям министра, машины получили...

150-сильную Lada Vesta рассекретили досрочно

Напомним предысторию. На протяжении последних месяцев вазовское подразделение Lada Sport готовит «горячую» версию «Весты», которую будут отличать заниженная подвеска, оригинальный обвес кузова, а также 150-сильный двигатель, 1,8-литровый вазовский атмосферник, но - с другими распредвалами, а также доработанными системами впуска и выпуска. При этом модель Vesta Sport будет...

Китайский клон Audi A6 получил электромотор

В прошлом году на китайском рынке появился седан JAC Refine A60, который стал очередным примером воровства китайцами чужой интеллектуальной собственности. В машине без труда узнавался Audi A6, да и размеры автомобиля - длина 4995 мм, ширина - 1865 мм, высота - 1503 мм, колесная база - ...

Самые лучшие машины 2017 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан

Самые лучшие машины 2017 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан

Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2017 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. Итак, мы предлагаем только лучшие машины, поэтому ошибиться покупателю при выборе новой машины невозможно. Лучший...

Рейтинг 2017: видеорегистраторы с радар детектором

Требования, которые предъявляются к дополнительному оборудованию в салоне автомобиля, растут стремительными темпами. Вплоть до того, что в салоне элементарно не хватает места для размещения всей необходимой аппаратуры. Если раньше обзору мешали только видеорегистраторы и ароматизаторы воздуха, то сегодня перечень девайсов, ...

Как выбрать и купить автомобиль Выбор автомобилей, как новых, так и подержанных, на рынке огромен. И не потеряться в этом изобилии поможет здравый смысл и практичный подход к выбору машины. Не поддавайтесь первому желанию купить понравившийся автомобиль, внимательно изучите все...

Какие машины самые безопасные

Какие машины самые безопасные

При принятии решения о приобретении автомобиля в первую очередь многие покупатели обращают внимание на эксплуатационные и технические свойства машины, ее дизайн и прочую атрибутику. При этом не все из них задумываются о безопасности будущего автомобиля. Безусловно, это печально, поскольку зачастую...

КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.

КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.

Какой автомобиль российского производства самый лучший В истории отечественной автомобильной промышленности было много хороших автомобилей. И лучший из них выбрать трудно. Тем более, что критерии, по которым оценивается та или иная модель, могут быть очень разными. Проезд по платной дороге...

КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.

КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.

Как выбрать подержанное авто Желающих купить автомобиль довольно много, однако не у всех есть возможность приобрести новенькую машину в салоне, именно поэтому стоит обратить свое внимание на подержанные автомобили. Их выбор – дело непростое, и порой, чтобы из всего многообразия...

КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.

КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.

Как выбрать цвет автомобиля Не секрет, что цвет автомобиля в первую очередь влияет на безопасность дорожного движения. Более того, от цвета машины зависит и его практичность. Автомобили выпускаются всех цветов радуги и десятки ее оттенков, но как выбрать «свой» цвет? ...

Какая машина является самым дорогим джипом в мире

Все автомобили мира можно разделить по категориям, в которых будет непременный лидер. Так можно выделить самый быстрый, мощный, экономичный автомобиль. Существует огромное количество подобных классификаций, но одна всегда пользуются особым интересом – самый дорогой автомобиль в мире. В этой статье...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

В мощных автомобильных аудиосистемах нередко можно встретить такой элемент как буферный конденсатор. Зачем он нужен и что собой представляет? Давайте разбираться.

А ОНО ВООБЩЕ НАДО?
Для начала давайте вспомним, что такое конденсатор вообще. Конденсатор - это устройство, которое может накапливать электрический заряд, держать его в себе, и при необходимости отдавать. Емкость конденсаторов измеряется в Фарадах. 1 Фарад - это, кстати, весьма приличная величина. Чтобы конденсатор работал, его необходимо подключить параллельно аккумулятору (плюс к плюсу и минус к минусу). Про такое подключение обычно говорят "включен в буфер с аккумулятором", отсюда и название - буферный конденсатор. Ставят их, как правило, поближе к усилителям.
Итак, зачем он нужен? Он не является дополнительным источником питания, а просто держит в себе электрический заряд, поэтому на первый взгляд вроде бы абсолютно бесполезен. Но, тем не менее, польза от него есть, и немалая.
В каждый момент времени усилитель потребляет разный ток. Например, когда лабух по бас-бочке шарахает или в клубной музыке сочные басовые удары отбивают ритм, то это сопровождается скачками потребления тока. Поскольку питающие кабели имеют определенное сопротивление (это мы подробно разжевали в прошлом номере), то из-за него в эти моменты напряжение на клеммах усилителя неизбежно подсаживается. Такая нестабильность питания - причина искажений звукового сигнала и всех остальных сопутствующих неприятностей.
Что же изменится, если мы подключим параллельно клеммам усилителя конденсатор? А изменится следующее - конденсатор будет накапливать от аккумулятора заряд в те моменты, когда усилитель потребляет маленький ток, и будет быстро отдавать его, когда усилителю понадобится большой ток, компенсируя этим самым просадку напряжения на кабеле. В итоге усилитель получает более стабильное питание, а, значит, и искажений становится меньше, бас сочнее, все счастливы.
Впрочем, тут, наверняка, последуют возражения, мол, если провод будет достаточно толстый, то и потерь на нем будет мало, и зачем тогда конденсатор? Но конденсатор и в этом случае окажется нелишним. Токопотребление усилителя обычно изменяется очень резко, а любой обычный аккумулятор относительно инертен. Он, несомненно, способен отдать большой заряд, но он не может делать это мгновенно, так, как это бывает нужно усилителю. Следствие этой тормознутости - опять же нехватка питания в самые начальные моменты резких пиков токопотребления. Конденсатор же способен отдавать заряд очень быстро, гораздо быстрее, чем аккумулятор. Он компенсирует эту аккумуляторную медлительность, и усилитель снова получает полноценное питание.


Конденсатор компенсирует негативное влияние сопротивления питающего кабеля, но для этого он должен быть установлен как можно ближе к самому усилителю, в идеале между ним и усилителем вообще должно быть не больше 10-20 см питающего провода. Иначе эффект от его применения сводится практически к нулю.


ИЗ ИСТОРИИ

Прародитель современных конденсаторов - лейденская банка, изобретенная в 1745 году голландским ученым Мушенбруком и его учеником Кюнеусом, живших в городе Лейден. Параллельно и независимо от них похожее устройство под названием „медицинская банка"изобрел немецкий учёный Клейст. Устройства были способны накапливать заряд, и с их помощью впервые удалось получить искусственным путем электрическую искру.

КСТАТИ
В одной из инсталляций мной было подсмотрено одно интересное решение - в непосредственной близости к усилителю установлена самодельная батарея из конденсаторов небольшой емкости. Для еще большего улучшения скорострельности они были шунтированы совсем мелкими конденсаторами, емкостью всего лишь 0,1-1 микрофарад. Система была рассчитана не на громкость, а на качество звука. Результат весьма впечатлил, конденсатор повлиял на звучание не только низких, но и даже средних частот.



Выбирая конденсатор для своей аудиосистемы, придерживайтесь правила - 1 фарад на каждые 1000 Вт RMS мощности усилителя.


Емкость конденсаторов измеряется в фарадах. 1 фарад - это очень большая емкость. Такой емкостью обладал бы шар, радиус которого был бы равен 13 (!) радиусам Солнца. Для сравнения, емкость нашей Земли (вернее шара размером с Землю, как отдельного уединенного проводника) составляет всего около 700 микрофарад.

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
Рынок предлагает немало моделей -от относительно небольших „кондеров", емкостью 0,5 фарад, до монструозных агрегатов емкостью в десятки фарад. Какой выбрать? Всегда ли большая емкость - это хорошо?
Выбирать подходящий конденсатор нужно в соответствии с мощностью усилителей. Можно исходить из экспериментально установленного правила „1 фарад на 1000 Вт" (естественно, имеются ввиду не какие-нибудь максимальные 1000 Вт, измеренные черт знает как, а 1000 Вт RMS мощности). Скажем, питание одноканального басового усилителя мощностью 700 Вт вполне можно подпереть 1-фарадным конденсатором, а к 4-канальнику с номиналом 4x100 Вт вполне подойдет емкость 0,5 фарад.
А можно ли установить конденсатор большей емкости? Можно, но все дело в том, что большие конденсаторы обычно менее скорострельны - они больше будут похожи просто на еще один дополнительный медлительный аккумулятор, чем на быстрый конденсатор. Поэтому их есть смысл использовать, только если вы строите действительно мощную аудиосистему, рассчитанную на „колбасную" музыку с тяжелыми басами и не слишком быстрой атакой звука, например, клубной музыки. Способность конденсатора быстро отдавать заряд при этом отходит на второй план.
Правда, если вы собираетесь на соревнования по SPL (неограниченному звуковому давлению) или просто любитель громкой музыки с очень низкими и протяжными басами, то особо на поддержку конденсатора можете не рассчитывать. Ведь весь принцип его работы заключается в отдаче накопленного заряда в самый первый момент токопотребления усилителя. Дальше „пустая банка", включенная параллельно усилителю, может принести больше вреда, чем пользы.
Если же вы считаете, что большой конденсатор вам ну просто ужас как необходим, но вы не хотите терять в скорости его реакции на изменения сигнала, то нужную емкость можно набрать параллельным включением нескольких небольших конденсаторов.

КСТАТИ



В продаже можно встретить не только „чистые" конденсаторы, но и гибриды „конденсатор плюс небольшой аккумулятор". По задумке разработчиков аккумулятор должен обеспечить емкость как у больших конденсаторов, а входящий в состав устройства небольшой конденсатор должен обеспечить быстроту реакции устройства на изменяющееся токопотребление усилителя.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАРЯДИТЬ КОНДЕНСАТОР?
Не секрет, что ковыряться в проводке и подключать всякие девайсы нужно при скинутых с аккумулятора клеммах, это обычное правило безопасности. Но допустим, вы все установили, подключили и решили, что пора уже включать. И все бы ничего, но многие при этом забывают, что при самом первом включении конденсатор пока еще разряжен. А ведь это устройство, которое способно не только отдавать, но и накапливать заряд очень быстро. Так что как только клеммы коснутся аккумулятора, пустая „банка" сразу же начнет заряжаться, через конденсатор лотечет огромный ток, и на несколько секунд он просто станет перемычкой, закоротив „+" и „-" аккумулятора. Как минимум, пострадают клеммы, став на время подобием сварочных электродов, ну а о предохранителях, наверное, и вовсе уж говорить не стоит. Что же делать? Как правильно зарядить конденсатор, чтобы избежать этого?
Самый простой вариант- использовать любую 12-вольтовую лампочку. Перед тем, как накидывать клемму, просто на несколько секунд включите ее между аккумуляторной и накидываемой клеммами. Конденсатор начнет заряжаться, но резкого броска тока уже не произойдет. Конденсатор будет спокойно заряжаться через лампочку, по мере заряда она будет светить все тусклее и тусклее, и когда совсем погаснет, то это и будет означать, что конденсатор зарядился, и можно спокойно одевать и фиксировать клемму.



При параллельном включении конденсаторов их емкость складывается

КСТАТИ


Многие конденсаторы оснащены схемами „мягкого заряда". Они имеют неоспоримое преимущество -их не нужно заряжать через лампочку, схема исключает бросок тока при подключении „пустого" конденсатора. Удобно? Безусловно. Но такая схема - это лишнее сопротивление в силовой цепи, которое делает конденсатор, к сожалению, практически бесполезным. Однажды для журнала Car Music мы проводили сравнительный тест конденсаторов. Брали усилитель, подключали его заведомо тонким проводом, „грузили" его сложным сигналом (кому интересно - последовательности 50-герцовых импульсов с частотой 130 ударов в минуту) и следили, при каком уровне этого сигнала напряжение питания усилителя „просядет" до порога его отключения. Так вот, когда мы подключали конденсаторы с такой схемой soft charge, то разницы практически не было. Зато аскетичные „банки", у которых не было вообще ничего лишнего, позволяли повысить уровень сигнала, прежде, чем усилитель начнет вырубаться, до 2,5-3 дБ, а это почти в два раза! Так что десять раз подумайте, прежде чем купить „удобный кондер с наворотами", эти навороты могут принести больше вреда, чем пользы.

Текст и рисунки Антон Николаев, фото из разных источников.



Статьи по теме: