Многогранные опоры лэп - проектирование, изготовление, монтаж.

ОПОРЫ ЛЭП - МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

Компания ПОЛИГОНАЛЬ осуществляет проектирование и изготовление металлических конструкций высоковольтных линий электропередачи на базе многогранных гнутых стоек - многогранные опоры ЛЭП . которые получили широкое распространение на западе и уже хорошо зарекомендовали себя в Украине.

Мы специализируемся на индивидуальном подходе, осуществляя проектирование металлических конструкций многогранных стоек ВЛ . в каждом конкретном случае.

Мы оказываем профессиональные консультации по выбору оптимальных решений, выполняя проектирование металлических конструкций линий электропередачи .

  • Проектирование опор ЛЭП

  • Типовые опоры ЛЭП
  • Металлоконструкции для железобетонных опор ЛЭП
  • Стальные многогранные опоры ВЛ 6-10 кВ
  • Стальные многогранные опоры ВЛ 35 кВ
  • Стальные многогранные опоры ВЛ 110 кВ
  • Стальные многогранные опоры ВЛ 220 кВ
  • Способы подъема на стальные многогранные опоры
  • Воздушные линии электропередачи

Изготовление конструкций опор ЛЭП

Проектирование и изготовление металлических конструкций многогранных опор ЛЭП осуществляется в соответствии с действующими в Украине нормами и правилами. Производственный технологический цикл состоит из следующего оборудования: линия резки трапециевидных заготовок, автоматическая установка плазменной резки, гидравлический листогибочный пресс с автоматизированной системой подачи листовых заготовок, одношовная автоматическая сварочная установка для столбов, состоящих из одной заготовки, двухшовная автоматическая сварочная установка для столбов, состоящих из двух заготовок, роботизированная резка и сварка, система рольгангов и накопительных столов.

Металлические конструкции многогранных опор ЛЭП получили широкое распространение при строительстве ВЛ благодаря целому ряду объективных причин. Есть несколько явных преимуществ многогранных опор ЛЭП перед решетчатыми, железобетонными и деревянными. Ниже эти преимущества перечислены. Именно эти факторы определяют успешность при модернизации высоковольтных сетей, основанной на использовании многогранных стоек .

Преимущества и достоинства многогранных опор ЛЭП

Отказ от массового применения типовых проектов. Проектирование каждой опоры или линии должно проводиться с учетом конкретных особенностей рельефа, климата, технических требований и т.п. Компания ПОЛИГОНАЛЬ осуществляет проектирование металлических конструкций многогранных опор ЛЭП для каждого конкретного случая.

Адаптивностьмногогранных опор заложена как в самой конструкции так и в технологии производства. Проектирование металлических конструкций опоры ЛЭП автоматизировано. Проектировщик изменяя геометрические характеристики опоры подбирает ту модификацию, которая для конкретных условий применения является оптимальной. Производитель в течении нескольких дней может организовать производство такой модификации многогранной опоры .

На линиях построенных с использованием многогранных опор ЛЭП отсутствуют катастрофические разрушения, которые типичны для железобетонных (эффект домино) и металлических решетчатых (скручивание) опор.

Срок службы металлических конструкций многогранных опор ЛЭП во всем мире принимается не менее 50 лет в то время как деревянных - 20 лет, железобетонных - 30 лет, металлических оцинкованных - 40 лет. Многогранные металлические конструкции практически не нуждаются в ремонте, но даже если такая необходимость возникает ремонт осуществляется в кратчайшие сроки. Кроме того, следует отметитьвандалоустойчивость . что является уязвимым местом у решетчатыхметаллических опор ЛЭП .

Это свойство многогранных опор ЛЭП сохранять в заданных пределах значения параметров, способности опоры выполнять требуемые функции после хранения, транспортировки, монтажа. По этому показателю есть явный аутсайдер - это железобетонные опоры.

По удобству и стоимости транспортирования многогранные опоры ЛЭП существенно выигрывают по сравнению с бетонными и решетчатыми опорами. Бетонные опоры требуют применения специального и дорогостоящего транспорта - опоровозы и сцепы платформ. При этом нормы загрузки значительно малы. Транспортировка решетчатых металлических конструкций достаточно проста и экономична. Однако если сборка решетчатой опоры ЛЭП будет производиться непосредственно на пикете, это приведет к потерям времени и средств на этапе монтажа опор. Если предполагается предварительная укрупнительная сборка и транспортировка на пикет укрупненных секций, то затраты резко возрастают, так как загрузка автотранспорта в этом случае резко падает. Но главные транспортные затраты у решетчатых опор связаны со строительством фундаментов при транспортировке грибовидных подножников, опорных плит, песчано-гравийной смеси и могут составлять до 20% от стоимости готовой опоры. Для автомобильной транспортировки металлических конструкций многогранных опор ЛЭП применяются стандартные трейлеры, для железнодорожной - полувагоны.

По этому показателю многогранные опоры ЛЭП превосходят все типы применяемых опорных конструкций.

Рекомендации по сборке и монтажу стальных многогранных опор

Многогранные опоры ЛЭП могут состоять из одной, двух или нескольких секций в зависимости от требуемой высоты. Максимальная длина многогранных секций (длина отправочных элементов), как правило, составляет не более 12 м и обуславливается удобством их транспортировки. При соединении секций между собой возможно два варианта исполнения: фланцевое и телескопическое соединение.
Сборка фланцевого соединения многогранной опоры как правило не вызывает вопросов, сборка же телескопического соединения требует определенных навыков и умения. Телескопическое соединение будет надежным и эффективным если выполнится всего лишь только два условия: а) длина телескопического стыка должна быть равна номинальной “+” или “-” допускаемое отклонение. Допускаемое отклонение указывается в конструкторской документации и как правило составляет 10-12% длины самого стыка; б) стягивание секций провести возрастающей нагрузкой с шагом, зависящим от диаметра соединяемых секций, до прекращения перемещения секций относительно друг друга.

Благодаря конусности стягиваемая нагрузка создает плотное соединение секций многогранных опор . позволяющее передавать изгибающий момент без сдвига. Это соединение сравнимо с болтовым соединением с контролируемым моментом затяжки. Мы рекомендуем, чтобы стягиваемая нагрузка была не менее 10 тонн. Для контроля длины телескопического стыка заводы изготовители, как правило, наносят метки в пределах которых с учетом допускаемого отклонения должно произойти заклинивание секций многогранной стойки друг относительно друга. Если такой метки нет, то монтажники наносят ее сами при сборке в соответствии с инструкцией по сборке или монтажной схемой, которые разрабатывает завод-изготовитель и прилагает к отгрузочным документам.

Способы подъема на стальную многогранную опору

Рассмотрены несколько способов подъема на стальную многогранную опору .

1. Лестница (стационарная или съемная) со ступенями и привязными ремнями безопасности. Страховочный ремень с безопасной рабочей нагрузкой - 17,5 кН. Рельсовый захват со стопорным механизмом мгновенного срабатывания с безопасной рабочей нагрузкой - 20,0 кН.

2. Съемные скобы-ступени и привязные ремни безопасности. Страховочный ремень с безопасной рабочей нагрузкой - 17,5 кН. Тросовый захват со стопорным механизмом мгновенного срабатывания с безопасной рабочей нагрузкой - 9,0 кН.

3. Съемная алюминиевая лестница и привязные ремни безопасности. Страховочный ремень с безопасной рабочей нагрузкой - 17,5 кН.

Защита металлических конструкций ВЛ и ОРУ от коррозии

Одной из причин снижения несущей способности стальных опор линий электропередачи (ЛЭП) в процессе эксплуатации является уменьшение сечения несущих элементов в результате коррозии металла.

Углеродистая и низколегированная стали, применяемые для изготовления металлических опор ЛЭП . корродируют, в зависимости от степени агрессивности окружающей среды, со средней скоростью 0,01-0,5 мм/год. Скорость коррозии возрастает с увеличением концентрации содержащихся в атмосфере воздуха агрессивных газов, аэрозолей солей и пыли, а также с увеличением продолжительности пребывания на поверхности металлоконструкций фазовой пленки влаги.

Так за 40 лет эксплуатации стальных опор в условиях неагрессивной и слабоагрессивной атмосферы в нормальной зоне влажности потеря сечения незащищенного от коррозии металлопроката из углеродистой стали составляет 1,6 мм, низколегированной стали 10ХНДП - 0,1 мм, низколегированных сталей 10ХСНД, 15ХСНД в сухой зоне влажности - 0,5 мм.

В настоящее время в Украине и за рубежом защита металлоконструкций осуществляется либо путем применения коррозионно-стойких для данной среды марок сталей, либо нанесением на поверхности конструкций металлических, лакокрасочных, металлизационно-лакокрасочных защитных покрытий.

Конструктивные формы элементов опор ЛЭП из металлопроката (решетчатых и многогранных) позволяют применять любые способы защиты от коррозии. Этому способствуют отсутствие сварных соединений, малые габариты, доступная для защиты от коррозии поверхность металлопроката.

→ Защита металлических конструкций ВЛ и ОРУ от коррозии

Воздушные линии электропредачи

Опоры ЛЭП. Учет конкретных особенностей

Высоковольтная линия электропередачи представляет собой сложный конструктивный комплекс, который при нагружении рабо­тает как пространственная сетевая система, состоящая из конс­трукций опор, соединенных проводами и тросами.

В настоящее время в Украинелинии электропереда­чи высокого напряжения сооружаются в основном на типовых унифицированных опорах, разработанных в 1968-70 г.г. До этого времени применялись опоры и фундаменты проекта унификации 1960 г. Каждая типовая конструкция предназначена для примене­ния в определенной области параметров, однако, в нашей стране, ввиду ее больших размеров и, в основном, равнинного рельефа, область применения каждой типовой опоры ЛЭП достаточно широ­ка.

Строительство по типовым проектам неизбежно приводит к перерасходу материала, вызванному необходимостью перехода от требуемых размеров конструкций индивидуального строительства к ближайшим большим, имеющимся в каталоге изделий, охватываемых типовыми проектами. Эти потери компенсируются тем, что уве­личивается серийность изделий, в соответствии с чем уменьшает­ся их стоимость.

В практике электросетевого строительства высота опоры и зависящий от нее шаг опоры на линии привязываются к рельефу местности путем изменения пролета опоры и устройства унифици­рованных понижающих (повышающих) секций ствола опоры.

Издателем данного веб-сайта, далее - "сайт", является предприятие ООО ”ПОЛИГОНАЛЬ”, далее - "Компания".
Просим ознакомиться с условиями использования сайта, так как дальнейшее его использование означает их принятие.
Размещенные на сайте данные вносятся исключительно в информационных целях, основанные на источниках, которые Общество признает за достоверные и проверенные. Компания не несет ответственность за актуальность и точность информации, опубликованной на сайте. За любые риски, убытки или ущерб, прямые или косвенные, возникшие в результате использования данного сайта, которые являются следствием неточности или пропуска данных в информации, находящейся на сайте, ответственность несет сам пользователь.
Компания оставляет за собой право на изменения данных и информации, содержащейся на сайте в любое время.

улица Гарнизонная
дом 1
город Хмельницкий
29000

http://polygonal.com.ua

1.3.2. Стальные опоры

К преимуществам стальных опор относятся:

возможность создания конструкций на весьма большие механические нагрузки, большое число проводов и большие высоты;

относительно малая масса и высокая механическая прочность;

простота заводского изготовления и технологичность сборки на трассах.

Эти преимущества позволяют использовать их для ВЛ всех напряжений, проходящих в тяжелых климатических и географических условиях, а также применять в качестве анкерных и угловых опор на ВЛ от 110 до 500 кВ с железобетонными промежуточными опорами.

Промежуточные опоры ПЛ башенного типа с односторонним расположением проводов применяются для сокращения ширины просеки при прохождении лесных массивов.

Стальные опоры изготавливают как в болтовом исполнении, так и с помощью сварки.

В болтовых конструкциях минимальное расстояние от центра болта до края элемента должно быть не менее 1,25 диаметра отверстия для болта. Применение болтов, имеющих по длине ненарезной части участки с различными диаметрами в соединениях, где болты работают на срез, не допускается.

При сборке опор установка в несовмещенные отверстия болтов меньшего диаметра не допускается, нарезная часть болта не должна находиться в теле соединенных элементов. При установке фундаментов с целью плотной посадки пят опоры на фундаменты доп ускается установка между пятой опоры и верхней плоскостью фундамента до четырех прокладок общей толщиной до 40 мм. Площадь и конфигурация прокладок определяются проектной организацией.

Для защиты от коррозии сварные секции и детали опор окрашиваются на заводе один или два раза в зависимости от требований заказчика. Более надежная защита опор от коррозии производится путем горячего оцинкования их элементов.

Стальные опоры состоят из следующих основных конструктивных элементов: стойки (или двух стоек), траверс и тросостоек, а опоры с оттяжками имеют еще оттяжки – тросовые или изготовленные из круглой стали.

В случае окончательной сборки опор на пикетах линии элементы опор подбираются комплектами на опору на заводе, связываются пакетами и отгружаются заказчикам. Опоры болтовой конструкции экономичны в перевозке, позволяют полнее использовать грузоподъемность транспорта, удобны для оцинковки.

Основным недостатком болтовых опор является увеличение в 1,5–2 раза трудозатрат на сборку опор на трассе линии и в 2,5–3 раза расхода болтов.

С 2004 г. ОАО «Опытный завод «Гидромонтаж»» начал выпуск многогранных металлических опор. Они представляют собой многогранную коническую конструкцию, изготовленную из стального листа. Опора может состоять из одной, двух и более секций (в зависимости от требуемой высоты). Длина секции до 16 м. Однако чаще всего используются секции длиной до 11,5 м, что обусловлено удобством транспортировки железнодорожным и автомобильным транспортом. Соединение секций между собой возможно как фланцевое, так и бесфланцевое (телескопическое). Высота опор до 40 м и более. Толщина стенки от 3 до 12 мм. Диаметр опор до 2 м. В грунт опоры устанавливаются либо непосредственно в пробуренную скважину, либо крепятся на фланцах к железобетонному фундаменту.

Многогранные металлические опоры значительно надежнее бетонных и решетчатых, особенно в сложных гололедно-ветровых условиях. В аварийном режиме многогранная стальная опора выдерживает нагрузки в 2–3 раза больше, чем железобетонная опора.

Малый вес и высокая степень заводской готовности позволяют устанавливать опору без использования специальных дорогостоящих подъемных средств и заливки мощных фундаментов. Резко сокращаются трудозатраты и сроки монтажа, особенно в болотистых грунтах и труднодоступных районах. Монтаж не требует больших п лощадей, что особенно важно при работе в городских условиях, в горных районах.

Типы стальных опор (рис. 1.2) и их технические характеристики приведены в табл. 1.35-1.41.

Расчеты технических данных для унифицированных стальных опор проведены в соответствии с ПУЭ-6. При проектировании современных ВЛ в соответствии с ПУЭ-7 необходимо проводить перерасчет указанных технических данных.

Рис. 1.2. Опоры стальные для линий электропередачи:

а – П35-2В, У35-4; б – П110-5В; в – П110-6В; г – У110-1; д – У110-2; е – П220-3; ж – У220-2; з – У220-3; и – У330-2т; к – П330-2; л – ПП750-1, ПП750-3

Таблица 1.35

Стальные опоры ВЛ 35 кВ (см. рис. 1.2)



* Применяются также в горных районах.

** Применяются в горных районах с ограничением угла поворота линий.

* * * Применяются для перехода через инженерные сооружения.

Таблица 1.36

Стальные опоры ВЛ 110 кВ (см. рис. 1.2)

* Опоры для проводов АС 240/32 применяются только в III районе по ветру.

Таблица 1.37

Стальные опоры ВЛ 220 кВ (см. рис. 1.2)

Таблица 1.38

Стальные опоры ВЛ 330 кВ (см. рис. 1.2)



* Технические данные опор ПЛ указаны для II ветрового района в соответствии с ПУЭ-7.

Таблица 1.39

Стальные опоры ВЛ 500 кВ (см. рис. 1.2)





Таблица 1.40

Стальные опоры ВЛ 750 кВ (см. рис. 1.2)





Таблица 1.41

Многогранные опоры




| |


Рынoк cтальных мнoгoгранных oпoр демoнcтрирует выcoкую перcпективнocть. С oднoй cтoрoны, этo передoвая технoлoгия, пoвcемеcтнo иcпoльзуемая вo вcем мире. С другой cтороны, раcпроcтранением более cовременных видов опор на роccийcком рынке озаботилоcь гоcударcтво. Ведь несмотря на то, что после реформы РАО ЕЭС большая часть ее расформированных структур является частными компаниями, понятно, что общий тон изменениям в столь важной для государства структуре задает правительство.

Место многогранных опор в общей массе опор для разных сегментов рынка

Все выпускаемые стальные опоры можно подразделить на четыре вида:

  • решетчатые;
  • трубчатые;
  • многогранные опоры (они же граненые конические);
  • особые виды опор (по спецпроектам).
Большая часть рынка приходится на решетчатые опоры. Несмотря на громоздкость и сложность сборки, эти виды опор широко используются в экономике.

Рынок стальных опор формируется из трех основных продуктовых сегментов. Это опоры ЛЭП, опоры связи и опоры освещения. Опоры ЛЭП высокого напряжения, прожекторные мачты, молниеотводы в значительной степени представляют собой именно решетчатые конструкции. Что касается опор сотовой связи, то они практически все являются решетчатыми, и только в последние годы их ряды аккуратно стали пополняться многогранными стальными опорами. Опоры городского освещения в основном являются трубчатыми, однако многогранные опоры в последнее время начали составлять им серьезную конкуренцию.

Что касается этого сегмента, то специалисты прогнозируют серьезный рост объемов строительства распределительных сетей и сетей ЕНЭС уже в ближайшее время. Концепцией развития сетей ЕНЭС в ближайшие 10 лет предусматривается строительство более 30 тыс. км линий напряжением 220 кВ и выше. В нынешних распределительных сетях, а это более 2 млн км, главная проблема состоит в том, что высок износ основных фондов. Так, износ распределительных сетей в Московской области составляет около 60%, а около 20% из них построены до 1940 г. Подобная ситуация и в других регионах.

Решать эти проблемы на старой технической базе (с использованием деревянных, железобетонных опор) затруднительно и неэффективно. Необходима разработка новых конструкций опор и современных технологий линейного строительства, которые позволят существенно снизить затраты и сократить сроки строительства, повысить надежность и долговечность новых ЛЭП. Одним из направлений достижения этих целей должно стать более широкое использование стальных опор.

Современные стальные многогранные опоры 220-500 кВ применяются в Федеральной сетевой компании с 2005 г. Опоры такой конструкции предполагается установить на 50% линий электропередачи 220-500 кВ, строительство которых запланировано в 2010-2015 гг.

Опоры связи

Ситуация в данном сегменте иная. Сети мобильной связи активно строились именно в предкризисный период, а в настоящее время строятся вспомогательные опоры либо линии разветвления. Поэтому в послекризисный период, даже в условиях восстановления экономических показателей, этот сегмент вряд ли будет демонстрировать выдающиеся темпы роста.

Кроме этого, следует отметить, что в дальнейшем развитие упомянутых двух сегментов частично будет пересекаться: операторы сотовой связи уже сейчас заключают договора с энергетическими компаниями страны о совместном инвестировании в строительство опор ЛЭП. При возведении линий энергетические компании будут использовать опоры для натяжения проводов электропередачи, а сотовые операторы - оптоволоконные линии связи.

В сегменте опор связи многогранные опоры пока не нашли широкого применения. Однако с развитием все более сложных технологий, должен вырасти спрос на опоры с повышенными антивандальными характеристиками (для сохранения кабелей, располагающихся внутри опоры). Кроме этого, возведение опор связи в настоящее время все больше уходит в малонаселенные пункты для обеспечения более плотного покрытия территорий страны связью (промежуточные опоры). А в этих условиях большое значение имеет транспортабельность конструкций. Всеми этими характеристиками обладают в наилучшей степени именно многогранные опоры.

Опоры освещения и прожекторные мачты

Третий сегмент обещает активное развитие в ближайшие 5-10 лет. Растет спрос коммунального хозяйства крупных городов на качественные и эстетичные опоры освещения, также в мачтах освещения нуждаются территории промышленных предприятий. В связи с этим (особенно в центральных регионах страны) будет продолжаться рост спроса на металлические конструкции в противовес бетонным.

Спрос на металлические опоры освещения, особенно многогранные, наблюдается в основном в центральной части страны, в крупных городах, где эстетические характеристики строительных конструкций имеют существенное значение. В регионах спрос преимущественно удовлетворяется за счет бетонных опор. Однако спрос даже нескольких крупных городов на многогранные опоры освещения достаточно высок, он составляет 20-25 тыс. т опор в год. Спрос удовлетворяется предложением со стороны 5 производственных предприятий и 8-10 торговых компаний, занимающихся как продажей, так и комплектацией многогранных опор.

Первые шаги многогранных опор на российском рынке

Многогранные опоры считаются наиболее современным видом опор, основными преимуществами которых являются простота транспортировки и установки, надежность, приемлемая стоимость, долгосрочность эксплуатации, эстетичный вид, противовандальность. Однако на российском рынке они пока не получили широкого распространения. Основной причиной этого является дороговизна оборудования. Только крупная производственная компания может позволить себе инвестиции подобного масштаба.

Сегодня в мире основная часть электрических сетей строится именно на многогранных опорах. Они используются как в распределительных сетях, так и в сетях высокого напряжения, в качестве промежуточных и анкерных опор, а также сложных опор для переходов рек, строительства ЛЭП в городах и т.п. В СССР, а затем и в России многогранные опоры практически не применялись. Главная причина - отсутствие необходимого оборудования и технологий.

В России только в 2003 г. появились новые технологии, позволяющие производить многогранные опоры самого современного уровня. Однако возможности производства опережали потребности энергетиков. Не было современных разработок многогранных опор, учитывающих и новые производственные возможности, и новые требования к опорам. Практически отсутствовал опыт проектирования и строительства ЛЭП на многогранных опорах. Отсутствовала нормативно-техническая документация как для конструирования СМО, так и для проектирования ЛЭП на их основе. Более того, у заказчиков (энергосистемы различных уровней) сложилось ошибочное мнение о том, что применение многогранных опор значительно удорожает стоимость строительства ВЛ.

Считается, что в 2004 г. ОАО Опытный завод «Гидромонтаж»» первым в России начал выпуск многогранных металлических опор для линий электропередачи (к этому времени уже функционировало производство Домодедовского завода «МЕТАКО», а также санкт-петербургской компании «Амира», однако оба этих предприятия специализировались изначально на выпуске опор освещения). Изначально объемы завода «Гидромонтаж» были невелики, т.к. не было соответствующего спроса. Частично мощности загружались дополнительными заказами на изготовление опор освещения, это направление на заводе активно развивается и сейчас.

Положение в корне изменилось в 2006 г. ОАО «ФСК ЕЭС» приступило к реализации Целевой программы «Создание и внедрение стальных многогранных опор для ВЛ 35-500 кВ», рассчитанной на три года. Целью программы является «…создание опор на основе стальных многогранных стоек для ВЛ 35-500 кВ с разработкой нормативной базы, конструкторской, технологической документации, проектных рекомендаций, указаний к монтажу, ремонту и эксплуатации, обеспечивающих эффективное выполнение ПУЭ-7 при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении ВЛ, а также существенное сокращение сроков и затрат строительства и проведения аварийно-восстановительных работ».

Сегодня, в рамках реализации целевой программы, разработаны конструкции, изготовлены опытные образцы, проведены испытания и сертификация опор для сетей напряжением 35-330 кВ. Типовые промежуточные анкерные и концевые опоры разработаны для одно- и двухцепных ВЛ. В разработке находятся двухстоечные опоры 330 кВ, одно- и двухстоечные опоры ВЛ 500 кВ. Влияние целевой программы сказалось незамедлительно. В 2006-2007 гг. на многогранных опорах построено более 1 тыс. км ВЛ напряжением от 10 до 330 кВ. В настоящее время, согласно полученным расчетам, в стране производится около 32-35 тыс. т многогранных опор для разных нужд строительства.

Опытный завод «Гидромонтаж», основной производитель многогранных стоек в России, располагает мощностями по производству 16-18 тыс. т конструкций, что эквивалентно производству 3 тыс. опор ВЛ 110 кВ или 2 тыс. опор 220 кВ. ЗАО Домодедовский завод металлоконструкций «МЕТАКО» располагает мощностями для производства примерно 6 тыс. т многогранных опор. Новый производитель - компания «Опора-Инжиниринг» - располагает мощностями около 35 тыс. т опор в год.

Производство многогранных опор

По собственным расчетам компании ABARUS Market Research, в России выпускается около 12-13 тыс. т многогранных опор для ЛЭП (силами в основном двух предприятий), 20 тыс. т многогранных опор для освещения и 3 тыс. т для других целей.

Официальная статистика производства стальных опор отсутствует, т.к. соответствующей статистической категории не существует. Расчет производства осуществлялся по сумме выпуска всех производителей. Рынок многогранных опор в России представлен в основном 5 производителями и китайским импортом.

Перечень отечественных производителей выглядит следующим образом:

  • 1. Опытный завод «Гидромонтаж»;
  • 2. Домодедовский завод «МЕТАКО»;
  • 3. ГК «Амира»;
  • 4. Опора-инжиниринг;
  • 5. Агрисовгаз.
Оборудованием для производства граненых опор располагает также Волжский завод металлоконструкций, но оно устаревшее, поэтому уже пять лет завод не выпускает граненые опоры.

Все остальные компании, позиционирующие себя как поставщики граненых опор на отечественном рынке (ООО «Уличное освещение», ТД «Светотехника » (ООО «БЛ ТРЕЙД»), ОАО «Татэлектромонтаж», ООО «Европрофиль», ООО «Архисталь», ООО «Стил Трэйд»), являются либо дилерами перечисленных компаний, либо сборочными предприятиями, использующими конструкции отечественного или импортного производства.

Новые производители

В декабре 2009 г. ЗАО «АГИС Инвест» в г. Муроме (Владимирская область) ввело в строй завод металлоконструкций широкого профиля стоимостью 1,3 млрд руб. Многогранные опоры стали выпускаться на предприятии с 2010 г. Помимо многогранных опор линий электропередачи высотой до 12 м, завод выпускает мостовые, трубные конструкции, радиовышки и др. ассортимент строительных конструкций.

Инвестиции в оборудование составили 18,6 млн долл. Завод расположен в выкупленном производственном корпусе ОАО «Муроммашзавод». Внимания заслуживает листогибный пресс фирмы COLLY BOMBLED (как у завода «Гидромонтаж»), но самое дорогостоящее оборудование - высокоскоростная линия горячего цинкования металла фирмы Kovintrade (представляет американо-британскую компанию Western Technologies Inc.). Данное оборудование является уникальным для России, т.к. ширина «зеркала» составляет 2,1 м, объем - 75 м3. Кроме того, на предприятии установлен комплекс цинкования малых изделий и метизов, производительностью до 3 тыс. т в год.

Мощности производства позволят выпускать около 82,1 тыс.т продукции в год (из них примерно 40 тыс. - многогранные опоры). Годовой выпуск продукции в денежном выражении составит 3,5 млрд руб.

ЗАО «АГИС Инвест» принадлежат ООО «АГИС Сталь» (Москва), специализирующееся на поставках металла, ОАО «Борский трубный завод», ОАО Новокаховский завод «Укргидромех» и московское ООО «АГИС Инжиниринг».

ООО «Шадринский завод металлоконструкций» занимается возведением нового завода по производству оцинкованных многогранных и решетчатых опор ЛЭП.

В частности, уже известно, что ООО «ШЗМК» обеспечит привлечение на строительство 2,2 млрд руб. Запуск нового завода планировался в III кв. 2010 г.

Планируется, что производственная мощность завода составит 45 тыс. т металлоконструкций в год с пропускной способностью цеха горячего оцинкования в 75 тыс. т. Здесь будут производить решетчатые и многогранные опоры ЛЭП, порталы трансформаторных подстанций, мачты освещения и связи, дорожные и мостовые ограждения, металлоконструкции для гражданского строительства и пр.

Подробнее о производителях

Наиболее перспективным игроком выглядит компания ОАО Опытный завод «Гидромонтаж». Оснащенность этого предприятия позволяет ему производить многогранные опоры с разным диаметром и толщиной листа, что не ограничивает его в развитии ни на одном из продуктовых рынков. Основным фактором устойчивости выступает активное участие в развитии целевых государственных программ. В связи с этим можно сказать, что опасных конкурентов на рынке опор ЛЭП у завода «Гидромонтаж» нет ни сейчас, и не предвидится в будущем.

Табл. 1. Производство стальных многогранных опор ведущими производителями по продуктовым сегментам

Предприятие

Регион

Вид опор

Опоры для радио- и сотовых линий связей

Мачты, опоры освещения и молниеотводы

Всего, 2008

Домодедовский завод металлоконструкций «МЕТАКО»

Домодедово

Многогранные

Опытный завод «Гидромонтаж»

Нарофоминск

Многогранные

ГК «Амира»

Санкт-Петербург

Многогранные и трубчатые

ООО «Опора-Инжиниринг»

Многогранные

ООО «Агрисовгаз»

Многогранные

Всего



Источник: Данные на основе объемов выпуска предприятиями стальных строительных конструкций, оборотных активов, а также оценок участников рынка

Табл. 2. Производство стальных многогранных опор ведущими производителями, т в год

Производитель

Произв. мощности, т

Пр-во СМО

2011 f

2012 f

Гидромонтаж

Опора-инжиниринг

Агрисовгаз

АГИС-Инвест

Шадринский

ИТОГО

Широкое распространение многогранных опор в строительстве ЛЭП (в последнее десятилетие) было бы невозможно без существования объективных причин. И действительно, есть несколько явных преимуществ СМО перед решетчатыми, железобетонными и деревянными опорами. Мы перечислим эти преимущества в порядке, который чаще всего встречается в работах западных специалистов, но подробно остановимся на двух из них - сроках строительства и стоимости строительства. Эти два фактора определяют успешность реализации программ по модернизации распределительных сетей и сетей высокого напряжения.

Адаптивность

В развитых странах уже давно отказались от массового применения типовых проектов. Каждая линия должна строиться с учетом всех нюансов рельефа, климата, социальной значимости и т.п.

Адаптивность СМО заложена как в к онструкции опоры (стойки), так и технологии их производства.

Проектирование конструкций опоры автоматизировано. Полный расчет базового варианта конструкции опоры занимает 2-3 недели. Этот вариант опоры изготавливается и испытывается. Расчет его модификаций по толщине листа, высоте и т.д. занимает от неск ольких часов до 2-3 дней. Модифицированные варианты не нуждаются в испытаниях. Неоднократные испытания показали, что расчетные параметры конструкций многогранных опор совпадают с фактическими с точностью до 1-2 %. Производство СМО так же полностью автоматизировано.

Таким образом, имея базовую (испытанную и сертифицированную) опору, силами проектного бюро Опытного завода может быть в течение нескольких дней организовано производство опор такой модификации, которая является оптимальной с точки зрения проектировщика конкретной линии электропередачи. Следовательно, уже на стадии проектирования, можно рассматривать большое количество альтернативных вариантов строительства и закладывать в окончательный проект оптимальные решения. Подчеркнем, что именно на стадии проектирования закладываются основные экономические результаты. В настоящее время опытным заводом предлагается новая услуга для проектных организаций – разработка разделов проекта, относящихся к техническим решениям в области применения стальных многогранных опор. Выполняется или отдельно разработка и модификация конструкции опоры исходя из конкретных условий применения или комплекс работ с расстановкой опор на местности.

Приведем несколько примеров использования данного метода взаимодействия и адаптации типовых конструкций к конкретным условиям:

  • для строительства 5 км ВЛ 10 кВ в тру днодоступном районе Кемеровской области многогранная стойка весом 250 кг и длиной 10 м была разделена на 3 телескопические секции весом до 100 кг каждая;
  • модификация типовой опоры ПМ 220-1 для применения в условиях V/V района позволила увеличить пролетное расстояние со 150 до 250 метров, снизив при этом материалоемкость в расчете на 1 км линии;
  • Разработка к онструкции опоры ПМ 35-1С по индивидуальному техническому заданию позволила использовать пролетные расстояния в 200 метров для провода АС 185 на о. Сахалин в условиях VII ветрового и VI гололедного района, существенно сократив сроки и стоимость строительства.

Надежность

Под надежностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования (ГОСТ 20.002.89.).

Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость (или часть этих показателей). Нетрудно заметить, что надежность линии электропередачи характеризуется всем комплексом этих показателей.

Безотказность. По данным американских специалистов, повреждения ЛЭП, связанные с полным или частичным выходом из строя СМО наблюдаются значительно реже, чем у традиционных опор. Более того, отмечается, что на линиях построенных с использованием СМО отсутствуют катастрофические разрушения, которые типичны для железобетонных опор (эффект домино) и металлических решетчатых (скручивание).

Долговечность. Средняя долговечность деревянных опор долгое время принималась за 20 лет. В последние годы этот срок вырос до 30 лет. Срок службы бетонных опор по данным ОРГРЭС составляет около 30 лет. Металлические решетчатые опоры в оцинкованном исполнении служат 40 лет, неоцинкованные - меньше. Срок службы СМО во всем мире принимается не менее 50 лет. Причина увеличения срока по сравнению с решетчатыми опорами в технологии производства и сборки опор. Если взять стандартную оцинкованную широкобазную опору 110 кВ, то ее сборка предусматривает около тысячи болтовых соединений. На каждом из них возможно нарушение цинкового покрытия в процессе сборки. Сварные решетчатые опоры (узк обазные) имеют огромное количество сварных швов. Например, на 10 метрах опоры таких швов более 300. Проконтролировать качество сварки и провести за чистку перед цинкованием такого количества сварных соединений практически невозможно. Все это факторы риска, которые снижают срок службы решетчатых опор. СМО имеют один или два сварных шва, выполненных автоматом (при необходимости под флюсом или в среде инертных газов). Сварной шов имеет 100 % контроль. При обнаружении дефектов производится их устранение. Перед цинкованием швыза чищаются, что обеспечивает качественное нанесение цинкового покрытия. Именно этим обусловлена большая долговечность СМО.

Ремонтопригодность. Ремонтопригодность деревянных и железобетонных опор ограничена. У решетчатых опор она выше, но требует зна чительных затрат. СМО практически не нуждаются в ремонте. Если же такая потребность возникает, то ремонт осуществляется в кратчайшие сроки. Кроме того, следует отметить вандалоустойчивость СМО, что является уязвимым местом у МРО.

Сохраняемость. Это свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, способности объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения, транспортирования и погрузочно-разгрузочных работ. По этому показателю есть явный аутсайдер - бетонные опоры. Остальные можно считать одинаковыми. Таким образом, по комплексному показателю надежности все опоры можно ранжировать в следующем порядке (по возрастанию): бетонные, деревянные, металлические решетчатые и многогранные.

Транспортабельнсть

По удобству и стоимости транспортировки СМО существенно выигрывают по сравнению с бетонными и решетчатыми опорами. Бетонные опоры требуют применения специального и дорогостоящего транспорта - опоровозы и сцепы платформ. При этом нормы загрузки очень маленькие. На один опоровоз грузится 2-3 опоры, на один сцеп из двух платформ - не более 16 опор.

Транспорт металлических конструкций решетчатых опор достаточно прост и экономичен. Однако, если сборка решетчатых опор будет производится непосредственно на пикете, это приведет к потерям времени и средств на этапе монтажа опор. Если же предполагается предварительная укрупнительная сборка и транспортировка на пикет укрупненных секций, то затраты резко возрастают так как загрузка автотранспорта в этом случае резко падает. Но главные транспортные затраты у решетчатых опор связаны со строительством фундаментов. Транспортировка грибовидных подножников, опорных плит, песчанно-гравийной смеси может составлять до 20 % от стоимости готовой опоры. Обычная норма загрузки подножников составляет 2 шт/авт. И 8-9 на ж/д платформу.

Многогранные опоры отличает низкая стоимость транспортировки. Длина секций, как правило, не превышает 12 метров. Это позволяет использовать для автомобильных перевозок стандартные трейлеры, а для железнодорожных - полувагоны. Загрузка транспортных средств достаточно высокая. Многие конструкции опор позволяют использовать такие способы транспортировки, когда верхние секции размещаются внутри нижних, что еще более снижает затраты на транспорт. Транспортировка фундаментов, выполненных из труб, так же не представляет труда.

Первый же опыт строительства подтвердил эти положения. При строительстве ВЛ110 кВ в Костромской области расстояние от завода изготовителя до места строительства составляло около 700 км. Доставка, в основном, осуществлялась автотранспортом. Для транспортировки 10 комплектных опор (с фундаментом) необходимо 3 автомашины общего назначения. Срок доставки - 1 день. Стоимость - 7.5 тыс.руб. за одну опору, что составило 2 % стоимости опор и менее 1 % в общей стоимости строительства. Опыт дальних поставок СМО (Тында) показал, что затраты на железнодорожный транспорт составляют около 8 % от стоимости опор и 4 % от стоимости строительства. Таким образом можно утверждать, что затраты на транспорт не оказывают существенного влияния на стоимость строительства ЛЭП на многогранных опорах и кратно ниже транспортных затрат при строительстве ВЛ на железобетонных или решетчатых опорах: транспорт решетчатых опор дороже в 1.5-2 раза, а железобетонных - в 3-4 раза. Чем сложнее транспортная схема тем эффективнее многогранные опоры.

Землеотвод

Этот показатель в последние годы приобретает все большее значение по причине постоянного роста цен на землю. При применении многогранных опор затраты на постоянный землеотвод снижаются примерно в 2 раза. По сравнению с железобетонными опорами выигрыш обеспечивается за счет меньшего к оличества опор при равном отводе на одну опору, а по сравнению с решетчатыми, наоборот - за счет меньшего отвода под одну опору при примерно равном количестве опор.

Величины землеотводов для ВЛ 110-2

Cокращаются затраты и на временный землеотвод.

Кроме перечисленных, отмечают следующие положительные качества многогранных опор, как правило слабо поддающиеся количественной оценке:

  • эстетичность
  • вандалоустойчивость
  • качественная однородность
  • простота демонтажа и утилизации при ликвидации объекта


Статьи по теме: