Ремонт и обслуживание бензопилы своими руками. Обслуживание бензопилы Техническое обслуживание бензоинструмента

В карбюраторе имеются ограничительные головки (пластиковые головки на винтах регулировки смеси); не пытайтесь заводить винты за пределы этих ограничительных головок, иначе вы повредите прибор. Не снимайте эти головки при 350.

Правильная установка свечей зажигания

При замене изношенных свечей зажигания необходимо, чтобы:

Загрязнения вокруг отверстия свечи ни в коем случае не попали в камеру сгорания.
Установка свечей происходила с правильно выбранным моментом затяжки.

При слишком высоком моменте затяжки свеча может быть повреждена, а слишком низкий является причиной плохого уплотнения и теплоотвода.
Для ввинчивания свечей зажигания существует вспомогательное монтажное приспособление, но монтаж возможен и вручную. Смазка резьбы запрещена.

В зависимости от типа свечи действовать следующим образом:

Максимально затянуть новую свечу с уплотнительным кольцом на четверть оборота (приблизительно 90о) с помощью соответствующего свечного ключа.
Находившуюся ранее в эксплуатации свечу с уплотнительным кольцом максимально затянуть на 30о (так как уплотнительное кольцо уже сжато).
Свечу с конической уплотнительной поверхностью завернуть только на 15о.

Еженедельное техническое обслуживание

Проверьте виброгасящие элементы на предмет ослабления, деформации или износа.

Смажьте подшипник барабана муфты сцепления.

Сточите плоским напильником заусенцы на беговых дорожках пильного полотна.

Осмотрите и прочистите свечу зажигания. Проверьте зазор между ее электро-дами. Правильный зазор должен составлять 0,5 мм. Если свеча зажигания сильно закоксована, проверьте:

а) правильность регулировки карбюратора;

б) чистоту воздушного фильтра;

в) правильность приготовления топливной смеси;

Осмотрите стартер и возвратную пружину.

Прочистите межреберное пространство на маховике.

Прочистите охлаждающие ребра цилиндра

Прочистите пространство под карбюратором.

Ежедневное техническое обслуживание

Проверьте, плавно ли работает рычаг и клавиша блокиратора дроссельной заслонки. Если возникает заклиниваниеили двигатель плохо возвращается в режим холостого хода, то прежде чемпреступить к работе, пилу должен осмотреть ваш мастер.

Прочистите тормоз цепи и проверьте его работоспособность. Поднимите пилу над пнем или другим стабильным предметом. Выпустите переднюю ручку, так чтобы пила повернулась вокруг задней рукоятки и ударилась пильным полотном о пень. Для моделей 365, 372ХР с пильной шиной длиной 15-20 дюймов, высота на которую поднимается пила для проведения испытания составляет 50 см. При прикосновении пильного полотна к пню должен сработать тормоз.

Проверьте, чтобы не был поврежден уловитель цепи. В противном случае немедленно замените его.

Прочистите или в случае необходимости замените воздушный фильтр. Проверьте, нет ли на нем повреждений или дырок. Грязный воздушный фильтр разбирается и моется мягкой щеткой в мыльной воде или бензине. Перед установкой фильтр обязательно должен быть высушен.

Для увеличения срока службы следует ежедневно переворачивать пильное полотно. Проверьте смазочное отверстие, чтобы убедиться в том, что оно не засорилось. Прочистите паз полотна. Если на полотне есть отверстие для смазки носовой звездочки, ее нужно ее смазать.

Проверьте правильность работы масляного насоса, чтобы убедиться в достаточной смазке пильного полотна и цепи. Проверку смазки следует проводить всякий раз при заправке топливом. Направьте носок моторной пилы на светлую поверхность на расстоянии прим. 20см. После 1 мин. работы вы увидите на поверхности четкую масляную полосу.

Если система смазки не работает:
а) проверьте, не засорен ли смазочный канал пильного полотна;
б) проверьте, не забился ли паз пильного полотна;

Если после выполнения всех указанных мер, работа системы смазки не восстановилась, следует обратиться к специалисту по обслуживанию.

Проверьте затяжку гаек и болтов и подтяните в случае необходимости.

Проверьте работу выключателя зажигания и убедитесь, что двигатель глушиться.

Дополнения к основной инструкции по эксплуатации

Итак, Вы приобрели один из самых совершенных инструментов в мире. И чтобы он радовал Вас не один год, мы хотели бы дать Вам несколько рекомендаций и отметить моменты, на которые стоит особо обратить внимание:

Бензин используйте только качественный, неэтилированный, с октановым числом 92 в смеси со специальным 2-тактным маслом в оригинальных упаковках. Запрещается использование бензина с октановым числом 76.
Важно соблюдать указанное в инструкции соотношение пропорций масла и бензина.
Бензин с 2-тактным маслом всегда смешивайте в отдельной мерной емкости (канистра с метками и т.д.) и только потом заливайте в пилу. Запрещается смешивание «на глазок», смешивание в бензобаке пилы.
Используйте только свежий бензин, без примесей воды, посторонних масел и т.п. Необходимо процедить бензин через специальное ситечко. Если Вы не уверены в качестве имеющегося у Вас бензина и в его октановом числе, готовить смесь запрещено! Важно помнить, что если готовая смесь хранилась более 1 месяца, использовать ее нельзя, так как смесь окисляется, и октановое число падает на 20% и более. Не готовьте смеси больше, чем Вы сможете израсходовать в течение недели. В то же время, не готовьте смеси меньше, чем на ону предполагаемую работу.
На смазку шины и цепи используйте специальное цепное масло. Использование других масел крайне нежелательно. Этоможет привести к выходу из строя масляного насоса, работающего на высоких оборотах и имеющего систему самосмазки. Использование отработанных масел (даже отфильтрованных) категорически ЗАПРЕЩЕНО!

Важно помнить:
работа без масла в масляном бачке - запрещена!
масло должно быть чистым и не содержать примеси, воду, песок, мусор!
заправляя пилу топливом сразу, доливайте масло на смазку шины и цепи. Оба бака должны заправляться одновременно.
при температуре окружающего воздуха ниже -15°С...-20°С масло, если оно не всесезонное, необходимо развести обезвоженным керосином в пропорции 4:1 (4 части масла - 1 часть керосина). Если на Вашей пиле есть регулировка подачи масла, подачу следует сделать максимальной. Перед запуском пилы снять тормоз пильной цепи, притянув рычаг тормоза до упора к рукоятке пилы!!! Не "газовать" на тормозе (возможна поломка сцепления). Если цепь при подаче газа не вращается - проверьте тормоз цепи, а если тормоз снят, ослабьте натяжение цепи. Важно помнить - если тормоз не снят, разбирать пилу, снимать крышку тормоза нельзя (только для крышки пильной цепи с тормозом). Если снятая крышка тормоза сработала на сжатие тормозной ленты, (рукоятка отскочила), то ее будет сложно установить на место и пилу не собрать (и не разобрать). Не разбирайте тормозную крышку! Не снимайте защитные кожуха - это опасно! Просто, приложив значительное усилие, притяните рукоятку тормоза к себе (до щелчка) предварительно уперев ее нижним срезом крышки к столу или полу. Не включайте без необходимости тормоз пильной цепи, он сработает сам без какого-либо Вашего участи
Пиление тупой цепью сокращает моторесурс двигателя. Это происходит потому, что при пилении тупой цепью Вам необходимо прикладывать значительные физические усилия, для того чтобы пила начала нормально (быстро) пилить и Вы невольно «наваливаетесь» на пилу. Результат - пила работает с перегрузкой, увеличивается износ поршневой группы. Если цепь на пиле острая - работает пила, если тупая - работаете Вы! Пользуйтесь . Используйте для этого напильник нужного диаметра (шаг 4.0, 4.5, 4.8, 5.2, 5.5 мм) или шаблон(оправка). Заточка на механическом сокращает срок службы цепи в 2 раза из-за сильного расхода режущего зуба. Пользуясь фирменными приспособлениями, Вы можете затачивать цепь, не снимая ее с пилы и в любом удобном для Вас месте (будь то в лесу или сидя на ). Из-под острой цепи летит микростружка, из-под тупой цепи летит пыль. Пиление тупой цепью увеличивает засорение воздушного фильтра, что приводит к падению мощности пилы, увеличению расхода топлива и к уменьшению моторесурса двигателя. Рекомендуется после замены 4-х пильных цепей (до полного износа) заменить ведущую звездочку пилы и шину (оптимальный вариант - на 4 цепи - 2 звездочки - 1 шина). Цепь работает как микрорубанок. Поэтому важно не только заточить режущий зуб, но и сточить зуб ограничения резания. Внимание! Пользуйтесь заточными приспособлениями.

Старайтесь придерживаться следующих советов:

храните цепь погруженной в масло для цепи;
не ставьте новую цепь на пилу с изношенной шиной и ведущей звездочкой;
имейте несколько запасных цепей (лучше 4 шт.) и работайте ими попеременно, периодически подтачивая каждую. Это обеспечит равномерный и наименьший износ всего комплекса: шина - цепь - ведущая звездочка;
у профессионалов цепи не точатся - они подправляют их при помощи заточных приспособлении через 2-3 заправки топливом пилы. Делайте так и Вы, и тогда Вам не придется точить цепь.

Помните, что при пилении ослабленной цепью:
сильно изнашивается шина в области носка;
идет сильный износ ведущей звездочки;
происходит значительное уменьшение ресурса работы игольчатых подшипников из-за сильной вибрации;
цепь может соскочить или порваться - это опасно.

Провис цепи не допустим!
На пилах шведских моделей требуется периодическая смазка концевой звездочки специальной литиевой смазкой через пресс-масленку (или медицинский шприц) при каждой заправке пилы топливом. Особенно это важно при работе носком шины при выборке паза, так как нагрузка на концевой подшипник увеличивается при этом в 3-4 раза. На профессиональных пилах также требуется смазка подшипника барабана сцепления.
При работе происходит загрязнение воздушного фильтра. Фильтр с нейлоновой сеткой моют мягкой щеткой в горячей мыльной воде и после ополаскивания в теплой воде сушат теплым воздухом. ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать для чистки фильтра бензин, щелочь, растворители, спирты! Нельзя ставить на пилу мокрый фильтр.Поролоновый фильтр промывают в чистом обезвоженном керосине или теплой мыльной воде, отжимают в сухой чистой ткани или бумаге, сушат, смазывают по контуру густой смазкой (литол-24) и ставят на место. Фильтр с желтой бархатной сеткой также промывают в воде (это фильтр от повышенной запыленности). Работа пилой с поврежденными, проткнутыми, разрушенными фильтрами ЗАПРЕЩЕНА! Работа без фильтра строжайше ЗАПРЕЩЕНА! На бензопилах РАRTNER замена штатного поролонового фильтра поролоновой губкой ЗАПРЕЩЕНА! На этих моделях пил установлен специальный диффузионный поролоновый фильтр, с пропускной способностью 650 куб.см воздуха в минуту. При установке других фильтров нормальная работоспособность и ресурс двигателя не гарантирован. Пила с таким замененным фильтром по гарантии не обслуживается. Не работайте без верхней крышки, так как при этом кардинально нарушается охлаждение цилиндра пилы! Если пила плохо заводится, не развивает номинальной мощности, потребляет много топлива, необходимо проверить состояние воздушного фильтра, а не заниматься регулировкой карбюратора.
Не работайте опасным сектором шины (верхний сектор 90° носка шины). Это приведет к сильному отскоку пильной шины в сторону пользователя, что создает опасность для жизни. Одевайте при работе защитный шлем. То же самое происходит при ослабленной цепи и сильно сточенном зубе ограничения резания.
Регулярно обслуживайте пилу. Выполняйте все пункты техобслуживания (ТО). Постоянный уход - гарантия долговременной работы пилы.
При продаже, карбюратор Вашей пилы настроен таким образом, что обеспечивается подача более обогащенной смеси для улучшения смазки двигателя, коленвала, подшипников для лучшей и приработки. А также произведено занижение максимальных оборотов двигателя на 700-1000 об/мин во избежание возникновения пиковых нагрузок двигателя во время обкатки, что обеспечивает нормальную приработку всех деталей поршневой группы.В таком режиме пила должна отработать 10-15 заправок бензосмеси. Сразу заметим - все пилы шведских и немецких моделей не требуют обкатки на холостом ходу. Кроме того, ОБКАТКА НА ХОЛОСТОМ ХОДУ ВРЕДНА ДЛЯ ПИЛЫ. На холостом ходу двигатель работает в режиме долговременного перегрева, так как крыльчаткой подводится недостаточно количество воздуха для охлаждения цилиндра. Перегрев цилиндра вызывает повышенное нагарообразование. Нагар сильно изнашивает и забивает микрорезь на поверхности цилиндра, что нарушает нормальную смазку стенок цилиндра и приводит к быстрому износу поршневых колец и канавок поршня. Кроме того, снижается на 30% ресурс свечи зажигания, а в некоторых случаях свеча выходит из строя. Начинайте работать сразу, но не «давите» на пилу так, чтобы двигатель сильно терял обороты! В этот период особенно важна правильная и своевременная правка цепи. Не пилите тупой цепью! Всегда помните - работа должна осуществляться на полном газу. Работая на "полугазу", Вы подвергаете двигатель пиковым нагрузкам, при которых идет повышенный износ двигателя. Помните - максимальная мощность достигается при максимальных оборотах. При обкатке мощность пилы составляет 65-80°, от номинала. Поэтому не ждите от пилы сразу выдающихся результатов. После обкатки пила требует дополнительно подстройки карбюратора в сервис-центре. ПОМНИТЕ, САМОВОЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК ВИНТОВ НА КАРБЮРАТОРЕ, ОЗНАЧАЕТ ВАШ ОТКАЗ ОТ ГАРАНТИЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ! Вы имеете право бесплатно протестировать и настроить пилу в нашем сервис центре в течение всего срока службы пилы, если в этом есть необходимость. Используйте только оригинальные свечи зажигания. Ресурс свечи 200-250 часов, после этого ее рекомендуется заменить. Регулярно обслуживайте свечу зажигания (по ТО). Делайте это раз в неделю, если работаете каждый день. Регулируйте зазор, он должен составлять 0.5 мм, очищайте свечу от нагара. От состояния свечи зависит мощность пилы. Состояние свечи зажигания сильно зависит от состояния воздушного фильтра.

В карбюраторе имеются ограничительные головки (пластиковые головки на винтах регулировки смеси); не пытайтесь заводить винты за пределы этих ограничительных головок, иначе вы повредите прибор.

Не снимайте эти головки при partner 350 .

Самая незначительная настройка может привести к изменению работы прибора.

Поворачивайте винт для регулировки не больше, чем на 1/16 оборота, после чего проверяйте работу пилы, прежде чем приступить к дальнейшей регулировке.

Свеча зажигания

Меняйте свечу зажигания каждый год, используя Champion RCJ7Y.

Правильный зазор составляет 0,5 мм.

После покупки бензопилы владельцу не терпится поскорее испытать ее в работе.

Хорошо, если он уже имеет навыки обслуживания и безопасной эксплуатации этого инструмента. Если же такого опыта нет, то не следует спешить с первым пуском.

Потратив немного времени на изучение методики подготовки бензопилы к работе, уяснив приемы безопасного обращения с ней, вы убережете себя от травм и продлите жизнь своей механической помощнице.

Советы о том, как правильно пользоваться бензопилой, делятся на четыре группы:

  1. Подготовка.
  2. Запуск.
  3. Приемы работы и техника безопасности.
  4. Обслуживание.

В этом порядке мы и рассмотрим их в нашей статье.

Подготовка инструмента

Бензопила – моторизованный инструмент, основу которого составляет двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Он не может работать на чистом бензине, поэтому для запуска требуется приготовить бензомасляную смесь.

Ее пропорция простая: на 1 литр бензина марки не ниже А92 (для дорогих импортных бензопил марка не ниже А95) берем 20 граммов специального моторного масла для бензопил. В инструкции эту пропорцию обозначают 1:50. Размешав в пластиковой емкости топливо и масло, открываем заливную горловину и наполняем бак горючей смесью.

Новичкам советуем быть внимательными, чтобы не перепутать горловину для топлива с горловиной для заливки масла, смазывающего цепь. На некоторых моделях бензопил они обе размещаются на одной стороне корпуса. Отличить их можно по специальной маркировке, нанесенной рядом с отверстием. На топливной горловине вы увидите значок бензоколонки. Рядом с маслозаливной горловиной наносится символ капли.

Хорошая смазка цепи – важное условие качественной работы бензопилы и долгой жизни пильной шины. Инструкция по эксплуатации бензопилы рекомендует использовать только фирменное масло производителя. Кроме него, допускается заливка качественного автомобильного моторного масла вязкостью W30-W40. Использовать для смазывания цепи грязную отработку и прочие нефтяные суррогаты мы не рекомендуем.

Отметка, до которой в бачок заливается цепное масло, всегда находится поблизости от заправочной горловины. Работая бензопилой, не забывайте периодически поглядывать на нее, чтобы не прозевать момент пополнения бачка. Кроме пильной цепи, изредка (1 раз в месяц) следует смазывать подшипник шины, расположенный на ее внешней концевой части. У некоторых шин там имеется специальное отверстие, в которое с помощью шприца вбрызгивают несколько капель масла. Заправку пилы топливом нужно делать только на горизонтальной твердой поверхности.

Запуск бензопилы

Залив топливную смесь и смазку цепи, можно приступать ко второму этапу – запуску бензопилы. Здесь вам также пригодится инструкция производителя.

В ней кратко и доступно описаны основные этапы данной операции:

  1. Проверка натяжения цепи (тянем за верхние средние звенья) . Если они поддаются с некоторым усилием, это значит, что цепь натянута достаточно хорошо. Если же пильная цепь провисает, то нужно воспользоваться натяжным механизмом и подтянуть ее.
  2. Тянем цепь вдоль шины . При нормальном натяжении она вращается легко. Если же вы перетянули цепь, то ее нужно немного ослабить. Попутно смотрим на положение цепного тормоза (широкий пластиковый щиток рядом с передней рукоятью). Он должен быть включен (отжат вперед от передней ручки, за которую держат пилу). При холостом ходе, когда двигатель прогревается, нам не нужно, чтобы цепь вращалась. Поэтому мы и ставим ее на тормоз.
  3. Устанавливаем бензопилу на ровную площадку . Переднюю ручку удерживаем левой рукой. На заднюю ручку ставим правую ногу, включаем кнопку зажигания, выдвигаем дроссельную заслонку и несколько раз резко дергаем за рукоятку стартера. Как только двигатель даст первую «вспышку», задвигаем дроссельную заслонку и снова резко вытягиваем рукоятку стартера до момента запуска мотора.
  4. Отключаем цепной тормоз, убедившись, что под пильной цепью нет посторонних предметов , которые она может подхватить, и пару раз нажимаем на газ, чтобы прогреть инструмент.
  5. Проверяем подачу смазки на цепь. Для этого подносим пилу к любому светлому объекту (лист бумаги, доска, срез пня). Если на нем появляется след от масла, значит, смазка в достаточном количестве поступает на цепь.

Описанная выше процедура запуска выполняется на холодном моторе. Если пила уже поработала некоторое время и была заглушена, то ее пуск делается рукояткой стартера без использования дроссельной заслонки.

Правила работы и техника безопасности

Цепная бензопила – травмоопасный инструмент. Этот факт не должен вызывать панического страха. Он призван побуждать владельца к постоянному контролю за своими действиями во время работы.

Итак, что требует техника безопасности при работе бензопилой?

Во-первых, не пожалейте денег на покупку комплекта спецодежды (перчаток, защитного шлема, костюма и специальной обуви). Он станет надежной защитой от повреждений.

В частности, перчатки для таких пил хорошо защищают пальцы рук от травмирования. Их ткань при контакте с цепью наматывается на нее и блокирует, спасая пальцы от острых зубьев. Защитный шлем не даст щепкам повредить глаза и защитит голову от падающих веток.

Обувь лесоруба снабжена стальными пластинами. При неожиданном отскоке пилы они принимают на себя режущий удар.

Во-вторых, не держите пилу прямо перед собой. Удерживайте ее так, чтобы ваши ноги находились сбоку от линии реза.

В-третьих, держите пилу крепко, обхватывая рукоятки всеми пальцами. При этом правую руку нужно держать на задней ручке, а левую – на передней.

Дополнить эти три базовых правила нужно другими не менее важными пунктами:

  • Осторожно вставляйте работающую пилу в сделанный пропил.
  • Остерегайтесь пилить кончиком шины (высока вероятность обратного удара).
  • Удалите из зоны работы все посторонние предметы, о которые можно споткнуться и упасть.
  • Выполняя резку, не наклоняйтесь очень низко, чтобы не потерять равновесие.
  • Не работайте, держа бензопилу выше плеч.
  • Не держите инструмент слишком далеко от себя, чтобы при долгой работе спина и руки не напрягались и не уставали.
  • Спину всегда нужно держать прямой, а ноги широко расставленными.
  • Распил можно вести обеими сторонами шины. При этом нужно учитывать, что при резке нижним краем цепь уводит пилу вперед, а при работе верхней частью она тянет пилу назад.
  • Перед тем, как перенести пилу на новое место работы, заглушите двигатель или поставьте цепь на тормоз (холостой ход).

Хорошее правило – работать не в одиночку, а с напарником, который сможет оказать первую помощь.

Перед спиливанием дерева, нужно встать справа от него и выполнить подпил (под углом 45 градусов на глубину не более ¼ диаметра ствола). Подпил делают со стороны падения дерева (направление естественного наклона ствола). После этого с другой стороны делается горизонтальный подрез – основной валочный пропил. Его на несколько сантиметров не доводят до наклонного подпила, чтобы дерево не рухнуло раньше времени (рисунки 1 и 2).

Для исключения зажима шины пилы в основном пропиле, в него вставляют деревянный клин.

Рис. №1 схема резки ствола бензопилой
Рис. №2 (1, 2 – верхний и нижний подпилы, 3 – основной валочный пропил)

При работе нужно следить за тем, куда движется ствол. Это правило поможет избежать серьезных травм, если ствол упадет в незапланированном вами направлении.

Когда дерево начинает падать, нужно быстро извлечь из разреза пилу, выключить ее двигатель и покинуть зону работы.

Повалив дерево, не следует расслабляться, поскольку основное количество травм статистика фиксирует именно на стадии обрезки веток.

Для безопасного выполнения данной работы следуйте таким правилам:

  • фиксируйте ствол подкладками, чтобы он не сдвинулся и не покатился;
  • стойте слева от поваленного дерева, а начинайте резку – с нижних веток;
  • толстые ветви спиливайте, начиная с их конца и постепенно продвигаясь к стволу.

Если при распиливании упавшего дерева бензопилу заклинило, не дергайте ее, пытаясь извлечь. Сначала отключите мотор и с помощью толстых веток-рычагов попытайтесь приподнять или наклонить ствол, чтобы расширить рез.

Обслуживание инструмента

Это показатель профессионализма владельца. Если за бензопилой организован своевременный и качественный уход, то работать она будет надежно и долго.

Закончив работу, инструмент нужно очистить от опилок и мусора. Не забывайте проверить степень натяжения цепи и уровень смазки. Правильное обслуживание бензопилы предполагает регулярную проверку состояния воздушного фильтра. Если не следить за его чистотой, то вам гарантированы проблемы с пуском.

Быстрее всего на данном инструменте изнашивается цепь, шина и ее ведущая звездочка. Поэтому их состояние также нужно постоянно контролировать.

Если в баке осталось топливо, то его нужно слить в отдельную емкость. Инструкция производителя рекомендует вырабатывать приготовленную смесь в течении 2-3 недель.

Бензопилы имеют длительный срок эксплуатации и не требуют особенного обслуживания. Выделив немного времени на технический уход за своей бензопилой, вы будете уверены в том, что ваше оборудование вас никогда не подведет. По соображениям безопасности, осуществлять техническое обслуживание можно только тогда, когда пила полностью остыла и вынута свеча зажигания. Если вы имеете дело с электрической пилой, то первым делом отключите ее от источника питания. Вам также необходимо надеть защитные перчатки и очки.

Для безопасной и эффективной работы необходимо правильное натяжение цепи. С износом цепи она будет растягиваться. После пяти или десяти использований новой пилящей цепи, ее необходимо отрегулировать. Если цепь плохо натянута, она может сойти с пильной шины либо может произойти ее защемление в дереве. Сильное натяжение цепи может привести к быстрому износу пильной шины. При хорошо настроенной цепи ее можно довольно легко и гладко потянуть защищенной рукой, при этом не будут иметь место такие проблемы, как провисание цепи и ее защемление в дереве. Перед каждым использованием пилы необходимо проверять ее натяжение и при необходимости его каждый раз регулировать.

В большинстве бензопил используется ручная или автоматическая система смазки. Без смазочных материалов, между цепью и пильной шиной образуется трение и происходит сильное нагревание. Смазочные материалы, к тому же, позволяют звеньям цепи эффективно работать на больших скоростях. Перед каждым использованием тщательно проверяйте систему смазки пилы.

Надежно затяните все винты и крепления. Это необходимо делать перед каждым использованием. Перед использованием необходимо также всегда поверять топливную систему.

После десяти часов использования необходимо чистить или заменять воздушный фильтр. Меняя воздушный фильтр на регулярной основе, вы добьетесь того, что ваша пила будет меньше нагреваться и расходовать меньше топлива.

После каждых десяти часов использования необходимо производить смазку зубцов цепной звездочки. Понять,что смазка закончена, позволит появившееся небольшое количество смазочного вещества на краю пильной шины радом с цепной звездочкой.

После каждых десяти часов использования необходимо переворачивать пильную шину. Это необходимо для того, чтобы добиться равномерного износа на верхней и нижней стороне шины. Также после каждых десяти часов использования проверяйте свечу зажигания, по необходимости производите ее чистку или замену.

После каждых десяти часов использования необходимо проверять решетку искрогасителя, по необходимости производите ее чистку или замену. Решетка искрогасителя предотвращает выход искр из выхлопного отверстия или их попадания на воспламеняющиеся материалы.

Через каждые двадцать часов необходимо менять топливный фильтр. Забитость фильтра может привести к плохой работе пилы.

Для того чтобы добиться максимальной эффективности работы пилы и продлить срок ее полезного действия, рекомендуем вам также выполнять следующие процедуры. Если необходимо настроить карбюратор, то обратитесь к официальному дилеру. Периодически, по мере ее затупления, затачивайте пильную ленту.

Правильная эксплуатация любого инструмента должна обеспечивать эффективность его работы, безопасность рабочего и сохранность самого инструмента. К особенностям бензопил относится их высокая потенциальная травмоопасность. Поэтому требования безопасности в отношении бензопил, являются одним из основных составляющих в правилах их эксплуатации.

Готовой к эксплуатации считается такая бензопила, у которой:

  • исправны все узлы и механизмы;
  • установлена острая, правильно натянутая цепь;
  • заправлены топливный и масляный бачки;
  • отрегулирован карбюратор.

Правильное обслуживание бензопилы предполагает своевременное выполнение всех операций, обеспечивающих поддержание инструмента в исправном состоянии. К основным из них относятся: чистка воздушных фильтров, регулировка карбюратора, очистка свечи зажигания и регулировка зазора между её электродами, заточка цепи и замена быстроизнашивающихся деталей.

Новая бензопила требует обкатки в течение 40-50 минут на малых оборотах, после которой бензопила выключается и дополнительно проверяется натяжение цепи. Затем нужно сделать несколько пропилов, прикладывая слабое усилие, и только потом можно работать в нормальном режиме.

Установка цепи и регулировка ее натяжения

Подготовку пилы к работе начинают обычно с установки на нее новой или уже использовавшейся заточенной цепи, которая по своим параметрам (шагу и толщине хвостовика) соответствует установленной шине. Механизм натяжения цепи на бензопилах обычно реализуется в двух видах - стандартного линейного или быстродействующего. В зависимости от типа механизма, установка и натяжение цепи существенно различаются.

При использовании традиционного линейного механизма, надлежит снять крышку цепной звездочки (1), открутив гайки (2).

При этом важно помнить, что перед каждым монтажом или демонтажем защитной крышки цепной звёздочки, надо ослабить цепной тормоз, для чего необходимо потянуть упор тормоза (1) (см. фото ниже) в направлении рукоятки (2).

Штифт (1), входящий в отверстие шины, должен быть сдвинут в пазу в крайнее левое положение. Это осуществляется с помощью винта натяжения (2).

Цепь заводится за сцепление (1), надевается на ведущую звездочку и надевается на шину. При этом обращается внимание на расположение режущей кромки зуба - на верхней ветви цепи она должна быть направлена вперед. Цепь должна легко протягиваться, барабан сцепления должен поворачиваться при продвижении цепи.

Затем вращением натяжного винта (1) шина сдвигается вперед до тех пор, пока нижняя ветвь цепи не войдет хвостовиками в паз шины и не приляжет к её нижней кроме. Окончательная регулировка натяжения цепи и затяжка шины производится после установки крышки на место и предварительной (не до конца) затяжки винтов крепления.

Для большего удобства, винт натяжения цепи может располагаться сбоку.

Правильно натянутая цепь не должна провисать снизу и иметь слишком сильное натяжение. Первое контролируется визуально, второе - протягиванием цепи по шине рукой. Последнюю операцию во избежание пореза необходимо проводить в рукавицах. Если нижняя ветвь прилегает к нижней кромке шины, и цепь при этом свободно протягивается рукой, значит ее натяжение соответствует норме.

При проверке натяжения цепи, тормоз цепи, если он случайно зафиксировал цепь, должен быть освобожден. Натяжение цепи следует проверять часто - новые цепи имеют тенденцию к удлинению во время использования.

Во время пиления, цепь вследствие трения нагревается и удлиняется. Натяжение цепи ослабляется и цепь на нижней стороне шины провисает. Если работа выполняется при очень низких температурах наружного воздуха, то разогретая до рабочей температуры цепь провисает настолько, что она должна быть подтянута. Если работа бензопилой прерывается, то цепь нужно немедленно ослабить, иначе при охлаждении до температуры окружающей среды, цепь натянется слишком сильно. В результате может произойти разрыв цепи, а также повреждение коленвала и подшипников.

Каждая подвижная деталь при первом вводе в эксплуатацию требует некоторое время для притирки. Несмотря на тщательную обработку, каждая поверхность имеет микроскопические шероховатости, которые сглаживаются при притирке. Для новых цепей время приработки составляет приблизительно три минуты. Двигатель должен работать без нагрузки (не пилить) с половинной подачей топливовоздушной смеси. В ходе этого времени поверхности деталей цепи сглаживаются и материал оседает, цепь провисает, и должна быть подтянута. При приработке силы трения особенно большие, поэтому важно обеспечить достаточную смазку цепи.

Заправка бензопилы

Двухтактные двигатели бензопил работают на топливной смеси, приготавливаемой из моторного масла для двухтактных двигателей и бензина. То есть смазка двигателя бензопилы осуществляется подачей масла в цилиндр вместе с топливом. В руководствах по эксплуатации производители бензопил указывают марки масла и октановое число бензина, которые должны использоваться при эксплуатации их инструмента. Часто они выпускают в продажу масла под их собственной маркой, которые рекомендуются в качестве наиболее подходящих. Указывается и точное соотношение масла и бензина, которое в зависимости от вида масла может колебаться от 1:25 до 1:100. Наиболее распространенным является соотношение 1:50. Двигатель бензопилы имеет максимальные обороты около 13500 об/мин. Это накладывает жесткие требования к маслу добавляемому в топливную смесь.

Продаются масла для двигателя и цепи там же где и бензопилы, например масло для двигателя, а - для цепи (только покупать лучше через интернет-магазин, т.к. в обычном магазине этой сети цена может быть выше).

Разведение масла в бензине выполняется в определенной последовательности. Сначала в емкость (канистру) выливается масло, затем в нее добавляется подходящий бензин для бензопилы - в объеме, составляющем примерно половину всего необходимого количества. После тщательного размешивания добавляется вторая часть. Перед заливкой смеси в топливный бак она еще раз хорошенько взбалтывается. Залив должен производиться аккуратно, без проливов. Не следует заливать топливо под самый верх бачка, необходимо оставить небольшое свободное пространство вверху. Объем топливных баков бензопил обычно около 0.5 л, а при мощности бензопилы 2 кВт (2.7 л.с.) и при расходе топлива около 1.2 л/час, такого объема хватит примерно на 30-40 мин. работы в режиме максимальной нагрузки. У менее мощных бензопил объем топливного бака обычно меньше.

Для смазки цепей производители бензопил рекомендуют использовать продаваемые ими специальные масла, содержащие адгезивные добавки, обеспечивающие удержание масла на цепи. Эксплуатационщики нередко заменяют их другими - трансмиссионными или моторными. Масло заливается в бачок одновременно с заправкой топлива.

Соотношение емкостей бачков для топлива и масла подобрано таким образом, чтобы при полной выработке топлива, в масляном бачке еще оставалось немного масла. При этом следует знать, что расход топлива бензопилы (см. выше) зависит от правильной регулировки карбюратора. Если последний отрегулирован неверно, топливо может заканчиваться гораздо быстрее, чем масло для цепи.

Если во время работы количество масла не уменьшается или уменьшается слишком медленно, это указывает на то, что смазка цепи бензопилы нарушена - из-за снижения проводимости каналов, по которым масло подводится к шине, или неисправности насоса. Необходимо определить и устранить неисправность. Производительность некоторых насосов может изменяться вручную с помощью регулировочного винта.

Для проверки работы системы смазки цепи, шину с вращающейся цепью подносят к какой-нибудь светлой поверхности (свежему срезу, например). Если на поверхности среза появляется след от брызг масла, значит, система работает нормально.

Потребность цепи в масле различается, в зависимости от ситуации. Большая длина распила, твердая, сухая древесина и толстая кора нуждаются в повышенном количестве масла. Распилы небольшой длины, мягкая и влажная древесина требуют меньшее количество масла.

Если режущая гарнитура в резе начинает дымиться (не путайте со светлым водяным паром) и/или цепь защемляется в пазу шины, то это объясняется чрезмерным нагревом. Одна из причин - это недостаток масла. Во внимание должны приниматься и другие причины: затупившаяся или неправильно заточенная цепь или слишком сильное натяжение цепи.

Если на конце шины не необслуживаемая звездочка (есть отверстия для её смазки), то она смазывается отдельно - масло на её подшипник не попадает.

Хорошо настроенная и отрегулированная бензопила должна легко запускаться в любых условиях. Перед запуском ее нужно установить на ровное место - так, чтобы шина не касалась земли. Тормоз цепи должен быть активирован, т.е. его рукоятка должна быть отодвинута в направлении конца шины. Запуск бензопилы производится в положении, при котором левая рука держит переднюю рукоятку пилы, правая нога упирается в заднюю ручку, прижимая ее к земле.

Особенность процесса запуска состоит в том, что в первоначальный момент в камеру сгорания нужно подать обогащенную топливную смесь - для облегчения ее воспламенения. Как только двигатель запустится, смесь нужно обеднить, иначе мотор "захлебнется". Различные модели пил имеют разные элементы управления этим процессом. В одних имеется рычаг воздушной заслонки, переключением которого обогащают смесь. В других - многоступенчатый переключатель, который, переключаясь с одной ступени на другую по мере запуска, управляет положением воздушной заслонки и степенью обогащения смеси. Кроме этого, во время запуска определенное положение должен занимать акселератор (рычаг подачи топлива), который также связан с воздушной заслонкой.

На примере бензопилы Stihl, процесс запуска двигателя выглядит следующим образом:


Запуск бензопилы: 1 - цепной тормоз, 2 - рычаг управления топливом, 3 - фиксатор рычага управления топливом.

  • Активизируйте цепной тормоз (1) (см. рисунок выше).
  • Если пила оборудована декомпрессионным клапаном для снижения давления в цилиндре, перед запуском его нужно открыть (нажать на кнопку). Это позволит запускать двигатель с меньшим усилием. При повышении давления в камере сгорания, при первых зажиганиях, клапан автоматически закрывается (кнопка выскакивает).
  • Если есть насос предварительной подкачки топлива (праймер), то нажмите его 5-7 раз.
  • Зафиксируйте в нажатом состоянии рычаг управления топливом (2). Для этого нажмите фиксатор рычага управления топливом (3) и одновременно рычаг управления топливом (2).
  • Комбинированный рычаг (4) установите в положение холодного запуска (A). При запуске прогретого двигателя, рычаг устанавливается в положение (B).


A - положение для холодного запуска. B - положение для запуска прогретого двигателя (положение полугаза).

  • Ручка стартера вытягивается до появления сопротивления и с силой выдергивается вверх (при несильном рывке есть риск залить свечу). При этом она не вытягивается до самого конца во избежание обрыва шнура и возвращается обратно постепенно, под натягом, чтобы шнур правильно лег на барабан. При необходимости производится несколько рывков. По возможности тяните вверх, так чтобы тросик не тёрся о корпус. Двигатель запускается только на короткое время и сразу глохнет, то есть в двигателе есть зажигание смеси топлива и воздуха.
  • Откройте дроссель путем перемещения комбинированного рычага вверх на одно положение фиксации (в положение полугаза), (B) на рисунке выше. Если рычаг остается в положении пуска холодного двигателя, то камера сгорания переполняется и двигатель захлебывается, придется выкручивать и сушить свечу, вентилировать камеру сгорания. Если есть декомпрессионный клапан, то его нужно снова открыть.
  • Снова потяните за пусковой тросик, так чтобы двигатель опять запустился.
  • После того как двигатель запустится и начнет работать, немедленно , коротко нажмите указательным пальцем на рычаг управления подачей топлива (2). При этом комбинированный рычаг перемещается в положение холостого хода I . Комбинированный рычаг может быть переставлен в положение нормального режима только рычагом управления подачей топлива - не применять силу. Двигатель должен переключатся на холостой ход немедленно - иначе при блокировке барабана сцепления тормозом, может произойти повреждение корпуса бензопилы и тормоза.
  • Медленно поднимите бензопилу с земли, при этом старайтесь не касаться рычага подачи топлива.
  • После этого отпустите цепной тормоз, левой рукой оттянув упор цепного тормоза на себя. При этом левая рука должна оставаться на рукоятке.
  • Перед тем, как приступить к работе, обязательно проверьте систему смазки цепи. Для этого поместите пилу на светлый фон (например, пень или лист бумаги, разложенный на земле) и дайте полный газ. Если на светлом фоне появятся пятна от масла, это означает, что система смазки цепей функционирует нормально.

Останавливают бензопилы переключением выключателя в положение "Стоп" (0), при котором происходит разрыв цепи зажигания.

Проверка работоспособности тормоза цепи

Перед началом работы необходимо проверить работоспособность тормоза цепи. Это можно сделать двумя способами:
  • При отключенном тормозе (его рукоятка отведена к ручке бензопилы) повышают число оборотов двигателя до средних значений (цепь движется со средней скоростью) и нажимают на рычаг тормоза, сдвигая его вперед. Если движение цепи прекращается, значит с тормозом все в порядке (см. фото ниже).
  • При холостом ходе и активированном тормозе цепи (рукоятка смещена вперед), увеличивают на короткое время (не более 3 секунд) обороты двигателя до максимальных. Если цепь остается неподвижной, значит, тормоз работает правильно.

Работа бензопилой с несправным тормозом цепи категорически воспрещается.

Способы работы и меры безопасности

Работу с бензопилой можно начинать только в том случае, если все ее узлы и механизмы исправны. При работе необходимо иметь устойчивое положение, под ногами не должно находиться ничего, что могло бы привести к нарушению равновесия или падению. Пилу следует крепко держать двумя руками за переднюю и заднюю ручки. При работе необходимо придерживаться следующих основных правил.

Пиление нужно начинать движущейся цепью. Пилить можно как нижней, так и верхний ветвью цепи, однако первый способ (А) является основным. При его использовании пила увлекается вперед, поэтому зубчатый упор должен упираться в дерево. При резке верхней ветвью (В) нужно быть готовым к тому, что пила отталкивается по направлению к оператору.

Нельзя перерезать несколько стволов или веток одновременно, нужно следить, чтобы при пилении одного ствола или ветки пила не касалась соседних.

Стволы с внутренним изгибающим напряжением следует подпиливать сначала со стороны сжатых волокон (сторона А на рисунке ниже) и перерезать окончательно со стороны растянутых (сторона В). Если делать наоборот, шина и цепь зажмутся в пропиле.

Нужно быть осторожным при пилении расщепленных деревьев, цепь может захватывать и выбрасывать с большой силой щепки. Кроме этого, расщепленные деревья могут зажимать шину.

При пилении лежащих на земле деревьев они должны быть зафиксированы от возможного перекатывания под воздействием пилы. Лучше всего уложить их на козлы.

Валка деревьев осуществляется двумя пропилами: подрезающим (А) и отсекающим (В).

Первый задает направление падения дерева (указано стрелкой). Он делается под прямым углом к требуемому направлению падения ствола, его глубина составляет от 1/5 до 1/3 толщины дерева. Сначала режется наклонная часть, затем горизонтальная. Отсекающий надпил располагают выше основания клина подрезающего и делают горизонтальным. Между подрезающим и отрезающим пропилами оставляют недопил примерно в 1/10 диаметра ствола.

Продолжительная эксплуатация бензопилы при максимальной нагрузке приводит к сильному нагреву ее деталей, поэтому при интенсивной работе рекомендуется делать непродолжительные перерывы, оставляя двигатель работать на холостом ходу.

Если цепь натягивалась во время работы бензопилы (будучи нагретой), после окончания работы ее следует ослабить, чтобы остывая и укорачиваясь, она не вызвала повреждений коленчатого вала и подшипников. При работе новой цепью ее нужно подтягивать во время работы, поскольку при приработке ее натяжение будет ослабевать.

Особое внимание следует обращать на опасность обратного удара, при котором шина с большой силой отбрасывается вверх.

Это происходит в том случае, если:

  • конец шины случайно натыкается на дерево или иной предмет;
  • цепь, находящаяся у вершины шины, защемляется в резе;
  • при резке шина случайно соприкасается с другим суком.

Как работать бензопилой, чтобы риск возникновения обратного удара был минимальным? Правила таковы:

  • не пилить вершиной шины;
  • прочно, надежной хваткой держать пилу обеими руками;
  • пилить при полной подаче топлива;
  • контролировать положение вершины шины;
  • не пилить за один раз более одного ствола или сука;
  • не держать бензопилу на высоте выше уровня плеч.
Однако, даже соблюдая все эти меры, нельзя исключить того, что обратный удар не произойдет. Чтобы предотвратить его нежелательные последствия, цепи оборудуются тормозом цепи, который практически мгновенно останавливает цепь во время обратного удара.

Очистка воздушных фильтров

При сильном загрязнении воздушных фильтров, снижается поступление воздуха в карбюратор, что приводит к переобогащению топливной смеси и падение мощности двигателя. Чтобы избежать этого, необходимо регулярно очищать воздушные фильтры - в условиях особой запыленности и загрязненности несколько раз в день.


Фильтры очистки воздуха: 1 - крышка закрывающая фильтр тонкой очистки, 2 - фильтр тонкой очистки, 3 - крышка закрывающая фильтр грубой очистки, 4 - фильтр грубой очистки (фильтра грубой очистки может не быть).

Перед чисткой фильтров желательно закрыть воздушную заслонку карбюратора - как это делается при холодном запуске. После этого нужно снять предварительный (если он есть) и главный воздушные фильтры, закрыть всасывающее отверстие карбюратора чистой ветошью, во избежание попадания туда грязи, и приступить к очистке. Сначала фильтры продувают чистым воздухом, затем очищают мягкой щеткой. При сильном загрязнении промывают водой с каким-нибудь бытовым моющим средством, после чего хорошо просушивают. Нельзя в качестве моющих средств применять химически активные жидкости.

Регулировка карбюратора бензопилы

Правильная регулировка карбюратора бензопилы обеспечивает эффективную работу инструмента на полной мощности при экономном потреблении топлива. Она должна производиться при чистом воздушном фильтре и правильно натянутой цепи.

О том, как отрегулировать бензопилу конкретной модели, подробно описывается в инструкции по её эксплуатации. Для большинства применяемых карбюраторов регулировка осуществляется тремя винтами: для максимальных и минимальных оборотов и регулировки холостого хода. На фото ниже изображена бензопила Dolmar с тремя отверстиями для доступа к регулировочным винтам.

Обозначение H относится к винту максимальных оборотов, управляющему главным жиклером, L - к винту минимальных оборотов, управляющему жиклером холостого хода. С помощью винта S осуществляется точная регулировка оборотов холостого хода. Иногда, для упрощения настройки, количество доступных регулировочных винтов карбюратора уменьшают.

Настройка карбюратора бензопилы подразделяется на два этапа - базовый, осуществляемый при выключенном двигателе и окончательный, производимый на работающем прогретом двигателе. Точное значение углов поворота следует брать из инструкций по эксплуатации для конкретной бензопилы. Не соблюдение инструкции производителя может привести к повреждению двигателя.

Базовая регулировка карбюратора . Регулировочные винты максимальных H и минимальных L оборотов медленно поворачивают по часовой стрелке до упора, после чего выворачивают назад на 1.5 оборота.

Регулировка холостого хода . Перед регулировкой холостого хода двигатель необходимо прогреть в течение 3-5 минут, избегая при этом больших оборотов.

При вращении винта регулировки холостого хода S по часовой стрелке обороты повышаются, при вращении против часовой стрелки - снижаются. Вращением винта нужно добиться минимальных оборотов при одновременном обеспечении устойчивой работы двигателя. При этом цепь не должна двигаться. Таким образом, если двигатель останавливается на холостом ходу, винт S нужно довернуть по часовой стрелке, если цепь двигается, винт следует вывернуть против часовой стрелки.

Проверка ускорения . При плавном нажатии на акселератор двигатель должен уверенно и быстро набирать обороты от холостого хода до максимальных. Если обороты набираются медленно, с запаздыванием, винт L нужно медленно вывернуть против часовой стрелки, но не более чем на 1/8 оборота.

Проверка и регулировка максимального числа оборотов . Изменение максимального числа оборотов осуществляется винтом H. При его заворачивании (вращение по часовой стрелке) обороты увеличиваются, при выворачивании - уменьшаются. Двигатели бензопил имеют наибольшую скорость вращения около 13500 об/мин. Более высокую скорость не обеспечивает зажигание, кроме того, она становится опасной для двигателя. Предельные обороты можно определить по перебоям в зажигании. Если они наступают, винт H немного выворачивают против часовой стрелки.

После регулировки ускорения и максимальных оборотов следует снова проверить работу пилы на холостом ходу - двигатель должен работать устойчиво, цепь не должна двигаться. Если это условие не выполняется, настройка бензопилы должна повториться - за исключением этапа базовой регулировки.

Обслуживание свечи зажигания

Свечи зажигания рекомендуется менять примерно через 100 часов эксплуатации бензопилы. Признаком их неисправности являются недостаточная мощность двигателя, плохой запуск, перебои на холостом ходу. Если подобное наблюдается, останавливают двигатель и выворачивают свечу, предварительно сняв с нее колпак (1).

Во избежание ожога от горячего двигателя эту работу выполняют в рукавицах. При наличии нагара на свече, его убирают и проверяют зазор между электродами. В норме он должен составлять 0,5 мм. После очистки нагара и регулировки зазора проверяют работу свечи. Для этого включают зажигание, на свечу надевают колпак, зажав её в плоскогубцах с изолированными рукоятками, прижимают резьбой к цилиндру и дергают шнур стартера. Наличие яркой искры сигнализирует об исправности свечи, ее отсутствие - о неисправности. Исправную свечу устанавливают на место, неисправную - меняют на новую.

Замена быстроизнашивающихся деталей

Некоторые детали бензопилы, подверженные естественному износу, подлежат замене по истечении определенного срока эксплуатации. Их выход из строя не считается неисправностью. К быстроизнашиваемым деталям относятся цепь, шина, ведущая звездочка, элементы антивибрационной системы и некоторые другие.

Если не проводить вовремя замену быстроизнашивающихся деталей, их чрезмерный износ будет отрицательно сказываться на остальных узлах бензопилы. В частности, если не менять вовремя шину и ведущую звездочку, повышенная вибрация отрицательно скажется на подшипниках коленвала. Предельная глубина выработки зубьев звездочки должна составлять 0.5 мм. На практике звездочки нередко эксплуатируют до глубины износа 1 мм и более, - не подозревая о том, что это приводит к повышенной нагрузке на подшипники коленвала и ускоренному выходу их из строя. При износе 3-4-х цепей необходимо менять и саму шину, к этому времени ее износ достигает предельных значений.

Шина бензопилы изнашивается особенно сильно в зоне, резание которой выполняется наиболее часто, обычно, - это нижняя сторона направляющей шины. Для равномерности износа, шину при каждой замене цепи нужно перевернуть на 180° относительно горизонтальной оси.

При монтаже новой цепи следует ставить новую ведущую звездочку. Так как при нормальной нагрузке срок службы ведущей звездочки в два раза больше срока службы цепи, то целесообразно, использовать одну звездочку для попеременной работы двух цепей. Благодаря этому звездочка и цепи изнашиваются почти одновременно. Если новая цепь ставится на изношенную звездочку, то ведущие звенья цепи изнашиваются намного быстрее. Для рентабельной эксплуатации бензопилы, расходуйте всегда совместно: одну направляющую шину, две ведущих звездочки, четыре пильных цепи.

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.

Владельцу частного дома, коттеджа или дачи порой необходимо производить распилы древесины. В этом случае необходимо приобрести специальное оборудование. Бензопила в некоторых случаях является незаменимым инструментом. Чтобы работа происходила быстро и безопасно, перед началом эксплуатации оборудования необходимо ознакомиться с подробной инструкцией проведения этого процесса.

Следует знать каждому мастеру. Если не выполнять правила, оговоренные производителем подобной техники, возникает высокий риск несчастных случаев. Поэтому перед эксплуатацией обязательно следует подробно рассмотреть все тонкости работы оборудования.

Особенности оборудования

Приступая к изучению вопроса, как пользоваться бензопилой «Хускварна», «Штиль», «Дружба» или прочими разновидностями подобного оборудования, необходимо вникнуть в особенности каждого инструмента. Все существующие разновидности условно делят на три группы.

К первому классу относятся бытовые приборы. Они применяются при частной эксплуатации при выполнении небольшого объема работ. Такие бензопилы имеют невысокую мощность. Но для домашнего мастера таких функциональных возможностей будет более чем достаточно. Это относительно недорогое и легкое оборудование.

Полупрофессиональные бензопилы позволяют валить деревья. С их помощью также производят строительные или ремонтные работы. Время работы инструмента не превышает 8 часов в сутки.

Профессиональные бензопилы способны работать до 16 часов в сутки. Время их непрерывной эксплуатации достигает 9 часов. Это дорогостоящее, тяжелое оборудование. Его могут позволить себе купить только специализированные компании, предприятия.

Особенности отечественных бензопил

Отечественный инструмент обладает определенными особенностями конструкции. Чтобы правильно их эксплуатировать, необходимо изучить Самыми распространенными инструментами этой категории являются «Дружба», «Дружба-Алтай» и «Урал». Они существуют на рынке уже давно.

Чтобы понять, как пользоваться бензопилой «Дружба» и прочими марками, необходимо рассмотреть их устройство. Оборудование имеет двигатель и муфту сцепления, также есть редуктор. Обязательно поставляется в комплекте пильный аппарат. Чтобы иметь возможность управлять работой стартера, предусмотрены специальные элементы конструкции.

Система питания имеет бензобак, карбюратор и кран. Самотеком горючее поступает по бензопроводу при открытом кране в карбюратор. Съемный стартер запускает двигатель. Все эти системы должны работать исправно, чтобы обеспечивать нормальное функционирование оборудования.

Особенности зарубежных бензопил

Наиболее популярными сегодня являются бензопилы марок «Хускварна» и «Штиль». Их устройство похоже на отечественные разновидности инструментов. Однако в их устройстве есть несколько особенностей. Их следует изучить, перед тем как пользоваться бензопилой «Штиль» или «Хускварна».

Представленное оборудование зарубежных компаний отличается относительно небольшим весом. Это делает работу значительно более комфортной. У «Хускварны» есть функция подсоса бензина. Это очень удобно, если произошла ситуация, когда бензин закончился и двигатель заглох. При следующей заправке эта функция позволит пиле сразу завестись.

«Штиль» имеет быстросъемную крышку, что очень удобно в случае заливания свечи бензином. Устройства с крышкой на болтах вызывают определенные сложности. В этом случае крепеж необходимо выполнить при помощи только одного шурупа. Зарубежное оборудование отличается большим набором дополнительных функций. Однако правила по эксплуатации для всех разновидностей бензопил общие.

Подготовка инструмента

Рассматривая, как правильно пользоваться бензопилой , следует начать с подробного изучения инструкции производителя. Здесь указаны все тонкости эксплуатации оборудования.

Перед началом работы инструмент необходимо проверить. Начинают с Для этого ее тянут за верхнее звено. В идеале хвостовик выходит из паза на несколько миллиметров. При этом нижний отдел цепи не должен провисать. В противном случае цепь следует натянуть. После этого она должна тянуться легко. Сильное натяжение также неприемлемо.

Рукоять инерционного тормоза не должна соприкасаться с основной ручкой. В противном случае при работе пилы сцепление сместится. Элементарная первичная проверка способна значительно сократить вероятность поломки оборудования.

Заправка

Рассматривая, как пользоваться бензопилой Stihl, Jonsered, Husqvarna, Partner и прочими моделями, следует уделить внимание процессу заправки. Практически все представленные разновидности устройств имеют двухтактный двигатель. Он не способен работать на чистой бензиновой смеси. Поэтому топливо готовят из определенных компонентов.

Для приготовления горючего потребуется взять на 1 л бензина 20 г моторного масла. Бензин должен быть марки А92 для отечественных инструментов и А95 для дорогих иностранных моделей. Рекомендации по выбору указаны в инструкции производителем.

Моторное масло должно быть специально предназначено для бензопилы. Обычные автомобильные разновидности в этом случае не подходят. В пластиковой емкости нужно размешать масло с бензином. Полученную смесь необходимо залить в бак. Его отверстие обозначено значком бензоколонки. Горловина контейнера для масла обозначена каплей.

Смазка цепи

Чтобы оборудование проработало долго, а его функционирование было качественным, необходимо периодически подливать для цепи смазку. Чаще всего производители рекомендуют применять только фирменные масла. Если пользователь решит использовать иное средство, можно заменить специальную смазку автомобильными разновидностями. Вязкость такого продукта должна соответствовать указанному производителем уровню.

После выбора правильной смазки необходимо понять, как пользоваться мерной емкостью для бензопилы. Отметки расположены около горловины При работе с представленным оборудованием необходимо периодически контролировать уровень масла внутри пилы.

Раз в месяц рекомендуется выполнять смазку подшипника шины. Он находится на ее внешней концевой части. Если конструкцией предусмотрено специальное отверстие, масло заливают туда. Достаточно всего нескольких капель. Заправку маслом и топливом выполняют только на твердой ровной поверхности.

Техника безопасности

Изучая, как пользоваться бензопилой , необходимо рассмотреть правила техники безопасности. Это поможет предотвратить несчастные случаи в процессе эксплуатации инструмента. Все правила указаны в инструкции по эксплуатации.

В процессе работы пилу следует держать крепко двумя руками. Большой палец левой руки нужно положить под переднюю рукоять. Стоять надо на широко расставленных ногах сбоку от пилы. Запрещается находиться сразу за инструментом. Спину не сгибают. Она должна быть ровной.

Если мастеру нужно переместиться на другую позицию, оборудование в обязательном порядке ставится на тормоз. Если этим правилом пренебрегать, возникает большая вероятность получения серьезных травм. Начинать пилить необходимо концом шины.

Крайне важно надевать спецодежду и защитные средства. К ним относятся очки, специальные штаны и куртка с подкладкой, а также плотная обувь со стальными вставками.

Запуск

Процедура запуска бензопилы должна выполняться осторожно и с определенной последовательностью. Инструмент необходимо установить на ровную твердую поверхность. Цепь не должна соприкасаться с любыми предметами.

Далее следует рассмотреть, как пользоваться цепным тормозом на бензопиле. Для его активации следует повернуть рукоять от себя. Это не позволит цепи сразу же начать вращаться при запуске. Если в конкретно взятой модели пилы предусмотрен клапан декомпрессии, его также следует активизировать.

Рычаг воздушной заслонки нужно извлечь. Носок правой ступни следует поместить в рукоять позади пилы, а переднюю нужно придерживать левой рукой. Несколько раз следует быстро потянуть шнурок стартера. Двигатель издаст характерный звук, похожий на чихание. Это означает, что инструмент приведен в действие.

После этого воздушную заслонку нужно вернуть в начальную позицию. После этого можно запустить пилу. Для этого нужно продолжать вытаскивать стартерный шнурок. Двигатель нужно прогреть. В это время нельзя снимать тормоз (предохранитель).

Процесс валки

Рассматривая, как пользоваться бензопилой , необходимо уделить внимание проведению процесса распила. В районе проведения работ не должно быть посторонних. При необходимо определить правильное направление. Следует учесть наклон местности и самого ствола, силу и направление ветра. Так будет проще определить, куда упадет дерево.

Пространство вокруг необходимо очистить от кустарника и поросли. Под ногами не должно быть посторонних предметов. В радиусе двух длин не должно находиться посторонних предметов или людей.

Направляющий подпил делается низко. Так легче свалить ствол. Когда дерево будет повалено, необходимо встать слева. Ствол нужно зафиксировать, чтобы в процессе работы он не сместился. Ветки спиливают снизу. Разрез производится верхом пилы.

Обслуживание инструмента

Изучив методику, как пользоваться бензопилой , необходимо уделить внимание правильному обслуживанию. После окончания работ следует оценить инструмент на целостность. При необходимости следует смазать цепь.

Особое внимание необходимо уделить исправности предохранителя, рычагам управления и уловителю. Механизм не должен иметь повреждений. Крепеж должен быть плотно затянут.

После применения инструмент следует тщательно очистить. Для этого открывают крышку и удаляют загрязнения с ленты тормоза. Также следует очистить шину. Воздушный фильтр нужно промыть от мелких частичек древесины. Ребра охлаждения протираются, очищаются вентиляционные отверстия. Также нужно осмотреть лопасти маховика.

Заточка цепи

При интенсивной работе инструменту может потребоваться обслуживание режущего полотна даже в процессе спила одного ствола. Поэтому следует рассмотреть, как пользоваться станком для Процедуру можно выполнить и при помощи напильников, но в этом случае процесс будет длительным и менее эффективным.

В продаже представлено множество разновидностей подобного оборудования. Следуя инструкции производителя, можно задать все необходимые параметры заточки. В этом случае работа будет выполнена быстро и качественно.

Рассмотрев особенности эксплуатации бензопил, тщательно изучая инструкцию производителя, можно обеспечить высокую безопасность для мастера, а также продолжительный срок службы инструмента.



Статьи по теме: