Цветные стекла в окнах. Цветные стеклопакеты

Цветное стекло широко применяется при создании стеновых панелей, декорирования помещений, а также в фасадном остеклении. Стекла различных цветовых оттенков позволяют воплотить множество оригинальных дизайнерских идей и придать любому интерьеру стильный современный вид.

Декоративные цветные стекла способны украсить собой любое помещение, от крупного бизнес-центра до небольшой квартиры. Еще одно важное преимущество таких стекол состоит в том, что они препятствуют проникновению ультрафиолета и защищают от солнечных лучей, сохраняя в комнате или офисе комфортную температуру.

Цена цветного стекла

Цены на цветное стекло, производимое компанией «Приоргласс», приятно удивят вас. Для расчета примерной стоимости стекла ознакомьтесь с таблицей.

Белое окрашенное стекло 4мм от 1000 руб. за м.кв.
Белое окрашенное стекло 6мм от 1200 руб. за м.кв.
Белое окрашенное стекло 8мм от 1800 руб. за м.кв.
Белое окрашенное стекло 10мм от 2000 руб. за м.кв.
Матовое белое стекло 4мм от 1000 руб. за м.кв.
Матовое белое стекло 6мм от 1300 руб. за м.кв.
Матовое белое стекло 8мм от 1700 руб. за м.кв.
Матовое белое стекло 10мм от 2100 руб. за м.кв.

Важнейшим критерием, определяющим стоимость изделия, является толщина и размеры стеклянного полотна. Также на цену стекла влияет способ окрашивания. Заказывая декоративное стекло напрямую у производителя, а не через посредника, вы значительно экономите свои денежные средства.

Особенности производства цветных стекол

Производство цветных стекол - важное направление деятельности компании «Приоргласс». Для придания цвета стеклянному полотну мы применяем несколько способов:

  • Окрашивание стекла в массе. Такой способ позволяет сделать стекло цветным еще на стадии приготовления с помощью добавления красящих компонентов в состав стекломассы. Готовое стекло будет обладать такими характеристиками, как равномерная толщина, хорошая светопроницаемость, отсутствие оптических искажений.

  • Наклейка пленки на поверхность стекла. Данный метод позволяет тонировать стекло, выбрав степень прозрачности, и сделать его более безопасным. Так, если стеклянное полотно разобьется, осколки не разлетятся, а останутся на пленке. При производстве таких стекол мы используем высококачественные пленки от известных производителей «Solartek» и «Oracal».
  • Создание цветного триплекса. Изготавливая многослойное разноцветное стекло, мы используем ЭВА-пленку и декоративные наполнители. С помощью такого метода можно создать триплекс любого цвета, в том числе и с рисунком.
  • Лакобель. Данный способ создания цветного стекла заключается в нанесении на поверхность стеклянного полотна красок и лаков. Такие стекла отличаются простотой в уходе и могут выдерживать температуру до 80 градусов Цельсия.

Витраж – желанное украшение любого интерьера. Но профессионально изготовленные витражи дороги. Между тем существуют разные виды витражных техник, и некоторые позволяют выполнять витражи своими руками. Простейшие дают возможность сделать, например, потолочный витраж, очень похожий на настоящий, если не присматриваться вблизи. А по более сложным, но доступным самолельщику, получается произведение, которое и специалист без разборки не отличит от «всамделишного».

Главный секрет техники

Технология изготовления любого витража не требует глубоких знаний. Но обязательно нужны точный глазомер, верная и твердая рука и предельная аккуратность. Мельчайшие погрешности, накапливаясь по мере изготовления, в итоге придают изделию не вполне приглядный, а то и просто неряшливый вид. Так что главные условия успеха – сноровка, смекалка, тренировка. Если после трех пробных композиций размером с большую книгу у вас получится хороший настоящий – вы самородок.

Об эскизах и ножницах

Основа любого витража – поэлементный эскиз. Эскизы витражей выполняются всегда в двух экземплярах. Если они сделаны на компьютере и распечатаны, проблем нет: распечатки абсолютно идентичны.

Однако для большого панно эскиз приходится рисовать вручную, а затем копировать на светокопировальном станке. Несмотря на столь серьезное название, простейший светокопировальный станок – просто лист стекла (который потом сгодится на основу), уложенный на два стула, и лампочка под ним.

Чтобы сделать витраж без ошибок, нужно твердо помнить: сборку ведут по ПЕРВИЧНОМУ, самому точному, эскизу, а копия с него пойдет на шаблоны. Иначе нестыковки неизбежны, а подгонка фрагментов по ходу дела усложняет и портит работу.

Ножницы нужны не простые, а специальные шаблонные, с тремя лезвиями. Третье вырезает полоску шириной 1,76 мм. Перед порезкой вторичный эскиз наклеивают на лист тонкого, но плотного картона (идеальный случай – электрокартон 0,5 мм) и режут уже бумажно-картонную слойку. Иначе при изготовлении фрагментов очень трудно будет обвести контур по мягкой бумаге.

При поклейке будьте внимательны – размокшая от любого клея бумага тянется при разглаживании, а клеить нужно по всей плоскости. Каждый готовый шаблон выверяется по первичному эскизу. Кстати, кусочки обоих эскизов еще до порезки нужно единообразно пронумеровать.

Классический, или стеклянный витраж – это окно из множества разноцветных стекол, прозрачных или молочных; молочных в данном случае значит – непрозрачных окрашенных в массе. Матовое стекло «зашершавлено» с одной стороны, и на изломе прозрачно.

Фрагменты витража иногда называют витражными смальтами, чтобы не путать со смальтами, из которых набирается стеклянная . Витраж и произошел от мозаики. Иногда даже говорят просто «смальта», т.к. витражей делается много больше, чем мозаик из стекла. Далее в тексте смальта – везде витражная смальта.

Каждая смальта обрамляется П-образным профилем из свинца, олова, меди или латуни. Затем смальты укладываются прямо на первичный эскиз, и швы пропаиваются. Получается окно в переплете из Н-образных профилей. На него тут же накладывают раму из латунного уголка, для прочности, и пропаивают уже по контуру. Полученную картину вставляют в оконную раму или в проем с подсветкой сзади. В таком случае смальты берут матовые или молочные.

На рисунке в предыдущем разделе – один из величайших мировых витражных шедевров, витраж в южном окне собора св. Винцента в Блуа. На рисунке выше – современные витражи классического типа. И там, и там используется комбинированная техника с применением фьюзинга, см. далее. Классический витраж очень сложен в работе, трудоемок и не особо прочен. В распашные окна их не ставили – могли рассыпаться от хлопка открытой створки.

От простого к сложному

Пленка и потолок

Пленочный витраж (первый слева на след. рис. ниже) относится к фальшвитражам: на стеклянную основу, прозрачную, матовую или молочную, тем или иным способом наносится рисунок с имитацией бордюров между смальтами. В данном случае это просто пленка-самоклейка; об имитации контурных бордюров поговорим ниже, это совсем не сложно.

Витраж из пленки сделать не сложнее, чем просто что-то оклеить самоклейкой. Главное – хорошо обезжирить стекло раствором моющего для посуды в воде 1:5-1:20 и затем промыть дистиллированной водой. Пузырьки на пленке прокалываются иголкой и за сутки-двое без следа спадаются.

Современные пленки достаточно долговечны, но вблизи сразу видно, что это только имитация. А с обратной стороны он вообще вида не имеет. Поэтому пленочные витражи чаще всего устанавливают на потолок. Там они как раз на своем месте – дешево и сердито.

Ранее потолочные витражи были мало распространены: основа тяжела, хрупка, а при обрушении чрезвычайно травмоопасна. По свойствам материала витраж на стекле вообще не должен быть висячим. Сейчас наилучшая основа для потолочных витражей – акрил.

Попробуйте согнуть или сломать компьютерный диск. Это есть прочность акрилового пластика при толщине всего около 1 мм. Лист акрила 3х3 м толщиной 2-3 мм человек подбрасывает рукой, и под собственным весом он не провисает многие годы. А вдруг вывалится – тихо планирует, покачиваясь. И пленка на акриле держится очень прочно. Правда, акрил гораздо дороже стекла.

Заливной

Вторая поз. слева – витраж красками, или заливной. С лица он уже очень похож на настоящий, но с изнанки все равно заметна подделка, даже если ее оформить заодно с лицом в зеркальном отражении.

Технику заливного витража мы далее рассмотрим подробнее: из умелых рук такие композиции выходят очень эффектными с лица, но получить их не так-то просто. Для полноты эффекта нужно двойное прохождение световых лучей сквозь стекло-основу; следовательно – гладкая или фактурная отражающая поверхность под ней. Поэтому самое распространенное применение заливной техники – витраж на зеркале.

Дело в том, что краска при правильной заливке образует мениск, см. далее. Лучи, прямые и отраженные от зеркальной пленки, проходят через его участки с разной кривизной, и витраж играет красками вовсю. Сказывается и дифракция на границах бордюра, поэтому его лучше делать темным, но блестящим, также см. далее. Особенно эффектно «заливное» на акриловых зеркалах с отражающей тантал-ниобиевой подложкой.

Тиффани

Витраж-тиффани (след. слева направо поз.) – это уже самый настоящий, полноценный витраж из стеклянных смальт. Отличие от классики только в том, что переплет изготавливается не из литых или кованых желобков, а формируется прямо по торцу смальты из металлической паяющейся фольги (фолии), которую в Средние Века делать еще не умели.

При использовании латунной фольги, твердых легкоплавких припоев (которых в старину тоже не было) и полуактивных флюсов тиффани получается вполне прочным. Он пойдет и как витраж на окно, в т.ч. распашное или французское, и в дверь. Техника тиффани позволяет «витражить» объемные прямоугольные и криволинейные конструкции. Для этого боковые грани смальт выполняются скошенными под 45 градусов или под требуемым по кривизне углом. Промышленного оборудования для этого не требуется. Технику тиффани мы также разберем далее.

Фацет

Фацетный витраж, предпоследняя поз. – непременный признак престижного интерьера. Фацет – широкая, под малым углом, оптически точная полированная фаска на толстой, от 6 мм, стеклянной пластине. Угол фацета должен быть точно согласован с оптическими свойствами стекла, чтобы получилась т. наз. алмазная грань, дающая наибольшее светопреломление.

Смальты фацетных витражей изготавливаются прозрачными, бесцветными или окрашенными, из специальных сортов стекла – поташного (легкого, с меньшим показателем преломления) и свинцового (тяжелого, с большим лучепреломлением). Особенно эффектны фацетные витражи из умело подобранных комбинаций того и другого (кронфлинтовые фацеты).

Собираются фацетные смальты в специальных, штучно изготавливаемых профилях из прочного алюминиевого сплава, из-за большого веса. В целом фацетный витраж требует высокого мастерства и промышленных условий для изготовления. Чаще всего смальты заказывают партиями на оптико-механических предприятиях, а собирают уже в условиях мелкого/среднего производства.

Фьюжн

Фьюзинговый витраж, или витраж-фьюжн (от англ. fuse – плавить, плавиться; последняя поз.) изготавливается из разогретых до размягчения (300-1200 градусов, в зависимости от сорта стекла) смальт, выложенных по трафарету на жаростойкую плоскость. Весь набор прокатывается, благодаря чему получаются плавные переходы цветов, что в прочих витражных техниках недостижимо.

Фьюжн – высший пилотаж витражного искусства. Даже при изготовлении роботами в промышленных условиях вследствие прокатки каждое изделие уникально. Большие витражи-фьюжн стоят огромных денег; правда, с развитием роботизации цены неуклонно падают, здесь, как говорится, на два круга, впереди всего мира идет Китай. Сама же техника фьюжн известна издревле; именно по ней изготавливались и изготавливаются смальты с лицами и т.п. для классических витражей.

Видео: витраж с применением фьюзинга

Делаем простой витраж

Имитации

О пленочном витраже уже сказано, да и сложного ничего в нем нет. Но, прежде чем переходить к красочному, расскажем об имитации свинцового переплета; она общая и в том, и в другом случае. Приличная на вид имитация витража во многом определяется именно похожестью накладного бордюра на натуральный металлический переплет.

Бордюры

Сымитировать переплет классического витража и для пленки, и для краски, можно тремя способами:

  • Поклейкой границ фрагментов свинцовым скотчем. Специально продается для витражных дел;
  • Формированием контуров из мягкой проволоки, см. ниже;
  • Наведением контуров контурной пастой.

Первый способ

Свинцовый скотч – самый настоящий, без кавычек, скотч: ленточка шириной около 1/8 дюйма из свинцовой фольги, клеящий слой, такой же, как на обычном скотче, и защитная пленка. Разматывая рулончик, выкладывают по контуру, обрезают, снимают защитную пленку, накладывают, придавливают – все. Для пленочных витражей – после поклейки, для заливных – перед заливкой.

Второй способ

Контур выгибают из проволоки и приклеивают (пленка – после; заливка – до) ПВА. Но не простым, а посудным. Он немного дороже «бумажного», и на этикетке указано: «Для склейки изделий из стекла и фарфора». Химически активные клеи не годятся, особенно циан-акрилатный «Суперклей». Он ко всему еще и необычайно жидкий, затекает всюду, где не нужен.

Проволоку по этой технике традиционно используют алюминиевую и потом патинируют, как для тиффани, см. далее. Но автор этой статьи неоднократно с успехом использовал медный обмоточный провод в высокопрочной эмалевой изоляции (эмальпровод). Он легче гнется, а в радиомагазинах и на радиобазарах его можно найти с изоляцией буквально всех цветов радуги, см. рис., диаметром от 0,02 до 2,5 мм круглый и от 1 до 16 мм плоский (шину).

Шина встречается редко и стоит дорого. Но каждый выгнутый из круглого провода контур можно выровнять и слегка сплющить, сильно сжав в слесарных тисках между двумя ровными плоскими пластинами из стали толщиной 8-12 мм. Изоляция даже чуть ли не довоенного ПЭВ от этого не портится.

Особенно хороши меднопроволочные контуры для заливных витражей на зеркалах; об этом уже говорилось. Если же нужна матовость и патина – достаточно поширкать по готовому наждачкой, и обнажившаяся медь скоро сама покроется самой что ни на есть настоящей, не наведенной патиной.

Третий способ

Готовим контурную пасту по рецепту:

  1. Посудный ПВА – 50 мл.
  2. Натуральная черная тушь (самая лучшая – голландская) – 20-30 мл.
  3. Алюминиевая пудра (серебрянка) – 30-40 гр.

В ПВА вводим тушь, тщательно размешиваем и мелкими порциями при помешивании добавляем серебрянку до получения сметанообразной пасты. Если нужен переплет под латунь – серебрянку заменяем бронзовой пудрой. От соотношения туши с серебрянкой зависит «свинцовость»; ее проверяют пробной, вполне высохшей каплей.

Пасту готовят по мере надобности, она не хранится. При использовании нужно все время помешивать – серебрянка всплывает наверх. Наносят по контуру художественной кисточкой, набирая обильно, чтобы легла колбаской равной толщины, тут нужен хороший навык. Удобнее для новичка – малый кондитерский шприц-пистолет, но потом, даже после промывки, для использования по прямому назначению он непригоден.

Видео: английский пленочный витраж своими руками

«Заливное»

Заливной витраж выполняется в такой последовательности:

  • Готовим сборочный стол: ровный щит, обтянутый белой бязью, фетром, байкой или фланелью.
  • Кладем на него трафарет – пронумерованный первичный эскиз.
  • Обезжириваем стекло – основу и кладем на трафарет. Берем за торцы руками в новых текстильных перчатках; пользоваться присоской и оставлять пальцы на лице нельзя.
  • Выгибаем, ровняем и подплющиваем контуры, по очереди по одному от левого (для левшей – правого) верхнего угла.
  • Подгоняем по мере надобности и приклеиваем посудным ПВА. Сушим сутки.
  • Заливаем краской (см. ниже). Смежные ячейки одного колера заливаются поочередно по мере высыхания предыдущих: вдруг протечет, высохший потек легко снять лезвием безопасной бритвы.
  • Сушим еще сутки после заливки последней ячейки, вставляем в рамку из металла – готово к установке!

О приготовлении красок см. след, а пока остановимся на заливке; это самая ответственная процедура. Краску наливаем обильно пропитанной кисточкой или шприцем изнутри по контуру, но ни в коем случае не касаясь бордюра (см. рис.)! Краска должна сама растечься в мениск естественным образом! Если колер вышел жидковат, по высыхании наливаем еще раз таким же способом.

Налив/долив краски в середину недопустим. Если там нужно пятно погуще, его нужно оконтурить и налить туда больше. В таком случае два налива в обрамление (по внешнему и внутреннему контурам) делаются без промедления один за другим.

Дело в том, что «блямба» посередине нарушит светопреломление. Возникнет известный фотографам «эффект бокэ», и одиночный такой элемент нарушит цельность восприятия композиции. А если их будет много, то весь витраж получится неряшливым.

Краски

Самодельные витражные краски известны четырех видов:

  1. На ПВА и анилине – самые простые в приготовлении и самые нестойкие;
  2. Советско-раритетные – на клее БФ-2 и пасте для шариковых ручек;
  3. Желатин-анилиновые – непрочны и на прямом солнечном свету выгорают, но дают идеальный мениск;
  4. Нитромасляные – самые дорогие, но имеют все достоинства без недостатков.

Первая. ПВА-анилиновые краски готовятся просто: вдвое-втрое разбавляем дистиллированной водой 50-100 мл посудного ПВА. Затем, в горячем дистилляте – анилиновый краситель для ткани по инструкции к таблетке, и процеживаем через миткаль, газ или тоненькие женские колготки. Капаем несколько капель в ПВА эмульсию, размешиваем, капаем каплю на стекло и проверяем колер. Засветлен – добавляем раствор пигмента; перетемнен – эмульсии.

Вторая. БФ-2 разводится вдвое ацетоном и в раствор по каплям добавляется ручечная паста с размешиванием. Колер проверяется пробной каплей, как выше указано. Дает отличный мениск, стойка, ярка, но – увы! – оборот чистого ацетона ограничен, т.к. он используется в кустарном нелегальном производстве наркотиков. А заменить нитрорастворителем или спиртом нельзя.

Третья. 6 гр. пищевого желатина разводятся в 200 мл. дистиллята при 40-50 градусах. Раствор анилинового красителя, такой же, как и для первой краски, добавляют по каплям после остывания до той же температуры и так же проверяют колер. Прочность и стойкость к выгоранию можно несколько увеличить, по высыхании покрыв прозрачным акриловым лаком. Анилин с ПВА – нельзя, поплывет.

Четвертая. Готовим состав из 60% по объему прозрачного мебельного нитролака и 40% 647 растворителя. Художественную масляную краску выдавливаем прямо из тюбика шариками с горошину размером, размешиваем, проверяем колер на каплю. Пригодна под покрытие акрилом; при этом прочность – акриловая, а стойкость – практически неограничена.

Примечания:

  1. Иногда краска не размешивается, а творожится. Это значит – производитель обманщик: приготовлено не на натуральном конопляном масле.
  2. Колеры можно смешивать, как делают художники, но соблюдая правила смешивания минеральных масляных красок. Иначе может получиться, как с картинами Озерова.

Видео: мастер-класс по заливному витражу

Тиффани

Витражи-тиффани на порядок или два сложнее в работе вышеописанных, поэтому разберемся с ними поэтапно. Сложности и тонкости есть на всех этапах, кроме, пожалуй, патинирования. И пренебрежение техникой на любом из них испортит работу. Кроме того, необходимо обзавестись некоторым специальным инструментом и материалами.

Инструмент

Стеклорез

Главный залог успеха при работе по тиффани – стеклорез, ведь нужно вырезать мелкие криволинейные куски стекла, а витражное стекло очень вязкое. Поэтому стеклорез нужен только алмазный. Советчики обходиться роликовым победитовым вряд ли сами способны в форточку.

Алмазные стеклорезы бывают двух видов: с острием (алмазные карандаши) и с криволинейной режущей гранью. Первые пригодны только для прямых резов, а вторые и для криволинейных. Вид режущей части и способ реза указываются в сертификате на инструмент, а по виду – стеклорез с кривой гранью обязательно массивный, с обушком для обстукивания/надлома, см. рис. После реза карандашом надрезанный кусок просто отламывается.

С рук покупать нежелательно – в 90% случаев продают потому, что алмаз надколот и звонкого реза (см. ниже) не дает. Есть еще пилки для стекла – тонкие стальные полоски с алмазным напылением. Ими получаются вполне приличные кривые резы больших деталей (стекол для шкафов и т.п.), но для смальт они непригодны – нельзя вырезать малый радиус.

Примечания:

  1. Алмаз, чтоб вы знали, хоть и рекордсмен по твердости, но хрупок. Древний миф о рабах, которым обещали свободу, если разобьют алмаз молотом на наковальне – только миф. Колется, даже уроненный на каменный пол. Поэтому стеклорез нужно хранить в штатном футляре и обращаться с ним бережно.
  2. Стеклорезы разных производителей весьма и весьма отличаются по качеству реза. Признак хорошего – футляр из натуральной кожи с фетровой подкладкой.

Паяльник

Пайка тиффани производится капиллярным способом, поэтому электро/радиотехнический паяльник с длинным красномедным жалом непригоден. Нужен инструмент с бронзовым никелированным жалом; оно служит только для нагрева, а припой в процессе пайки к нему не прилипает. Узнать такой можно по изначально короткому белому блестящему жалу (см. ниже на рисунке с паяльными принадлежностями), а в продажу они идут под маркой Long Life. Мощность – 100 Вт, не более и не менее.

Абразив

Для доводки смальт после порезки желательно иметь шлифмашинку для стекла, см. рис. Но стоит она немало, и в любом случае для точной доводки нужны три шлифовальных бруска номер 220-240 и шириной 12-20 мм: квадратный, полукруглый и треугольный. Последний необходим и при наличии машинки для выборки острых внутренних углов; в рисунках, скажем, с листьями, без них обойтись очень трудно.

Примечания:

  1. Для смальт объемных витражей шлифмашина совершенно необходима. Руками невозможно точно выдержать требуемые углы скоса боковых граней.
  2. Желательно еще иметь алмазный надфиль чечевицеобразного сечения – для доводки тех же уголков на очень мелких фрагментах.

Бруски нужно искать из натурального граната или корунда, тяжелые и очень крепкие. «Песочные» чудеса порошковых технологий не стекло точат, а сами об него стачиваются. Но обтачивать смальты даже на самом лучшем бруске нужно под слоем воды, для чего брусок при обточке погружают в миску, противень или какой-то еще подходящий поддон.

Лопатка для патины

Лопаточку для нанесения патины делаем сами – из зубочистки и кусочка плотного поролона шириной 5-6 мм и толщиной 3-4 мм. Насаживаем его на зубочистку и закрепляем тонкой мягкой проволочкой.

Материалы

Стекло

Смальты дли тиффани можно сделать из обычного стекла, покрасив его, как для «заливного». Но лучше купить специальное витражное стекло. Просвечивающее, матовое или молочное. В листах оно стоит дорого, но те же фирмы продают по дешевке бой (материал-то ценный), а нам много и не надо.

Примечания:

  1. Заказывать сразу порезку на смальты по эскизу не надо. Дорого, и не подгонишь потом. Резать смальты нужно самому.
  2. Поскольку тиффани собирается на пайке, температуру которой краска не держит, то его из простого стекла нужно сначала полностью собрать, а уж потом заливать. Можно с двух сторон разным колером, что даст переливы картины при взгляде с разных сторон.

Фолия

Фольга для обрамления смальт – фолия – продается в художественных магазинах специально для витражей наряду со свинцовым скотчем. Единица товара – рулончик ленточки 4-7 мм. Резать на полоски лист фольги самому нежелательно: витраж выйдет неаккуратным.

Пайка

Материалы для паечных работ показаны на рисунке, там же и паяльник. Обратите внимание на надпись: «Без канифоли». Нитевидный припой с канифолью внутри (гарпиус) для пайки витражей непригоден. Паяльный флюс (это баночка на рис.) нужен с бурой или другой полуактивный, для пайки электроники. Остатки активного флюса (с ортофосфорной кислотой и пр.) удалить из переплета невозможно, и он в конце концов будет разъеден.

Обычно для пайки тиффани рекомендуют припой ПОС-61 вследствие его легкоплавкости – 190 градусов. От обычных оловянно-свинцовых припоев (240-280 градусов) смальты, бывает, трескаются. Но ПОС-61 непрочен, очень мягок. Есть еще ПОС-61М с присадкой меди, 192 градуса, но он лишь чуть прочнее.

Наилучшие припои для тиффани – с присадками кадмия: ПОСК-50-18 (145 градусов, на рисунке) и Авиа-1 (200 градусов, прочность – как у дюраля). ПОСК-50-18 послабее, но все же много прочнее ПОС-61/61М. Он недорог, в отличие от «Авиа-1» легко доступен.

Патина

Сейчас в художественных и строительных магазинах продают кузнечную патину разных видов. Покупать лучше текучую, готовую к употреблению. Готовить самому состав из порошка будет лишь чуть дешевле, но сложно, а качество покрытия – хуже.

Этапы работы

Эскиз/трафарет

Уже при выбора рисунка нужно учитывать особенности технологии и ее слабые места. S-, N- и глубокие U-образные изгибы краев смальт недопустимы: из-за разности ТКР стекла и металла смальты по ним начнут со временем вылезать и выпадать. Идеальная смальта – область, ограниченная выпуклыми гладкими кривыми. Если же немонотонный изгиб нужен, его нужно набрать из кусочков, пусть и одного тона, см. рис. Вдруг готовая композиция из-за переплета получается мельтешащей/аляповатой – ничего не попишешь, нужно менять или дорабатывать рисунок.

Примечание : рисунки для витражей – отдельная область живописного искусства. В интернете есть много готовых под разные техники, но если хочется свой собственный уникум, нужно обратиться к художнику-витражнику или поискать в себе творческие способности.

Резка смальт

Сначала нужно сделать основание, такое же, как для заливного витража. При правильном резе остаток отламывается от малейшего толчка, поэтому сразу выводить его на свес не нужно: после надреза под стекло за рез подсовывают тонкую рейку, и несильно надавливают пальцем на остаток. Не отломился – можно обстукивать на весу.

Попробуйте разрезать кусок обычного оконного стекла. Если рез скрипучий, видна царапина, а для надлома нужно несколько раз обстукивать, за смальты браться рановато.

При правильном резе стекло издает тихий тонкий звон, а трещина не видна совершенно. Для надлома достаточно легкого нажима или слегка тюкнуть снизу. Чтобы получить такой рез, нужно выдерживать угол наклона инструмента в направлении реза (около 45 градусов, или по спецификации к стеклорезу) и держать его строго перпендикулярно в поперечном направлении.

Второе условие – строго постоянное усилие нажима. Навык по углу и силе должен быть отработан до полного автоматизма при порезке линий любого вида. Это называется – поставить руку.

Примечание: точный угол и нажим индивидуальны для каждого алмазного стеклореза. Поэтому стекольщики-асы чужими инструментами не пользуются и в аренду их не предлагают.

Но и это еще не все. Кривой рез по кривой сам по себе никогда не потрескается, хоть ты тресни. Уйдет и сторону и, по Первому закону Мерфи, как раз туда, где навредит больше всего. Что делать?

Вспомогательные резы по касательной, тем гуще, чем кривее, см. рис. Общее правило – стрела прогиба между двумя соседними вспомогательными резами не должна превышать двух толщин стекла. Кстати, это обстоятельство тоже нужно учитывать при разработке трафарета. Поэтому, если заказываете рисунок художнику, то обусловьте сразу и трафарет. Впрочем, хорошие мастера к рисунку придают трафарет безо всякого.

Если на смальте есть угол, от его клювика обязательно нужна касательная к наименее выпуклой стороне. Из сказанного следует важный вывод: не пытайтесь вырезать сразу много одноцветных смальт из большого куска. Почти весь дорогой материал уйдет в отход. Вообще, смальты режут по одной по мере заполнения трафарета, см. ниже.

Тут встает вопрос: а как обводить смальтовые шаблончики? Резак стеклореза – не лезвие бритвочки или монтажного ножа, он довольно-таки толстенький. А вот для этого и нужны трафаретные ножницы. Ширина третьего, срединного, лезвия как раз и учитывает получающийся отступ.

Набор в композицию

Перед началом набора витража трафарет на сборочном щите закрепляют ровными рейками слева (для левшей – справа) и вверху. От соответствующего дальнего верхнего угла и ведут укладку смальт, см. слева на рис.

Смальты вырезают строго по одной, иначе весь набор расползется, не дойдя до половины. Вырезав одну, доводят и выверяют ее по трафарету (нужен отступ внутрь от контура в 0,5-0,7 мм на пайку). Затем обертывают фолией и завальцовывают ее края круглой деревяшкой или пластиком (средняя поз.) После завальцовки той же гладилкой проглаживают боковую грань; для внутренних острых углов удобно пользоваться школьной пластиковой линейкой с клиновидным краем или пластиковым ножиком из набора одноразовой посуды, и довальцовывают.

Теперь смальту укладывают на место уже до пайки, плотно поджимают к предыдущим или бортику, и проверяют по трафарету шаблон для следующей. При необходимости подрезают шаблон изогнутыми маникюрными ножницами, и только тогда возвращаются к стеклу со стеклорезом. На заполненной части видимых просветов между смальтами не должно быть, правая поз. на рис.

Примечание: самые лучшие витражи получаются при наборе на светокопировальном станке, покрытом бязью или байкой. Малейшая щелка сразу видна.

Обжим и флюсовка

По укладке всех смальт композицию аккуратно обжимают по горизонтали рейками теперь уже справа (слева) и снизу. Если смальты при этом начинают выпирать углом вверх – доглаживают и довальцовывают фолию, придавливают сверху. После этого приступают к флюсовке.

Использованные шаблончики смальт выкладывают рядом со щитом сообразно композиции и нумерации. Особой точности не нужно, лишь бы кусочки не перепутались. Теперь на этот промежуточный трафарет переносят фрагменты, начиная с угла, противолежащего начальному, т.е. в порядке, обратном сборке. Так нужно, чтобы флюс на торцах смальт не пересох.

Далее смальты по одной переносят обратно на рабочий трафарет точно так же, как собирали. При этом фолиевое обрамление промазывают тонким слоем флюса (он имеет консистенцию вазелина) при помощи спички или зубочистки. Собрав композицию вновь на старом месте, опять обжимают, но правую (левую) и нижнюю рейки теперь уже закрепляют гвоздиками. Можно приступать к пайке.

Пайка

Главное условие при пайке – не делать сразу много. Из-за разницы в ТКР стекла и металла при перегреве вся композиция может вспучиться и развалиться. За один раз нужно пропаивать участок в одну-две мужские ладони, затем дать остыть, и паять дальше. Ведут пайку в порядке укладки.

Паяют тиффани капиллярным способом. Вначале по контуру очередной смальты на шов с шагом 1-1,5 см капают кусочки нитки припоя шириной в жало паяльника. Операцию проводят на весу, не касаясь ниткой припоя и жалом фолии. Это кропотливая, изнурительная и ответственная работа, поэтому не торопитесь, делайте перерывы для отдыха.

Затем швы пропаивают. Каждую каплю или колбаску припоя на шве греют, пока она вся разом не уйдет в шов и не растечется по нему внутри. Если флюс испарится и выгорит раньше, этого может не случится, так что флюсуйте не скупясь, но без грязи. Недостающего флюса в процессе пайки можно добавить, то только по остывании паяемого участка. Рассыпать набор не нужно, флюс можно наложить сверху и немного подогреть, чтобы затек в шов.

Видео: техника работы с витражом тиффани (eng)

Обрамление

В обрамление композиция также впаивается. Вклеивать на эпоксидке или акриле не нужно: из-за разницы в ТКР витраж более 5-7 лет не продержится. Делают обрамление из латунного или бронзового уголка.

Рамка должна быть цельной; допустимо одно паяное соединение в накладкой на стыке контура. Поэтому П-образный профиль не годится: как в него, цельный, витраж засунешь? Можно, правда, по кускам подсунуть под витраж, но тогда по углам нужны косынки на пайке, которые будут видны на готовом изделии. Впрочем, опять же – дело вкуса. Можно сразу согласовать рисунок с косынками.

Рамку изнутри школьным ластиком зачищают до блеска (полуактивный флюс пленку окисла на латуни не растворяет) и тщательно промывают ватным тампоном, обильно смоченным спиртом. Затем протирают новой, которой еще не пользовались, микрофибровой салфеткой для очков.

Теперь рамку изнутри, а кромку витража с лица и сбоку, промазывают флюсом, рамку накладывают на композицию, и паяют, как смальты, по кусочкам. По остывании витраж осторожно переворачивают, накладывают флюс на изнаночную щель между краем композиции и рамкой, прогревают до растекания, и пропаивают щель. Осталось промыть от остатков флюса и запатинировать.

Промывка

Изводить литры спирта на удаление остатков флюса теперь не нужно: с их удалением прекрасно справляются моющие средства для посуды. Особенно отрадное обстоятельство для непьющего: от «него, родимого» при спиртовой промывке такой духан…

Промывают витраж (уже витраж) в ванной под душем поролоновой губкой, пропитанной моющим. Особо прикипевшие остатки флюса снимают зубной щеткой. Поддаются они не сразу, поэтому простая операция получается кропотливой: нажимать сильно или срезать нельзя. Нередко витраж приходится сутки вымачивать в ванне, в которую бухнута целая бутылка «Фейри», пока флюсовый нагар не раскиснет и не сойдет под губкой.

Патинирование

Заключительный этап – патинирование переплета. Операция несложная: отливаем в мелкую расходную емкость, набираем на лопаточку и наносим на переплет. Излишки по высыхании смываются тем же моющим для посуды губкой под душем безо всяких сложностей.

Нюанс при патинировании всего один: едкая и вредная это штука, готовая к употреблению кузнечная патина. Поэтому работать нужно в проветриваемом помещении, в защитных перчатках, очках, и, желательно, в респираторе-лепестке.

После промывки от остатков патины и просушки витраж готов – можно вставлять в раму на место и любоваться.

О матировании

Пленочные и заливные витражи, используемые с подсветкой сзади, хорошо смотрятся, если изнанка основы матовая. Самодельщикам иногда предлагают рецепты химического матирования, но сии рекомендатели, похоже, сами этой химии не нюхали, раз живы: при химическом матировании используются смертельно опасные летучие компоненты – плавиковая (фтористоводородная) кислота и ее соединения. Матирование кремневой кислотой ничуть не лучше: нужна концентрированная серная кислота, и тоже образуются ядовитые летучие продукты.

Самый простой способ самостоятельного матирования изнанки основы – взять, да и наложить изнутри пластиковую кальку. Держится более 10 лет. Если же матовая основа видна с двух сторон, то есть трудоемкий, но совершенно безвредный способ:

  • Покупаем 10-50 г, смотря по площади, корундового порошка самой мельчайшей фракции (0,05 мм).
  • Рассыпаем мелкими кучками по площади стекла.
  • Капаем в каждую кучку льняное, рапсовое, пальмовое масло или веретенку до получения кашицы; перечень – в порядке предпочтения.
  • Растираем с легким нажимом лощилом из цельной, не двоеной, сыромятной кожи; хорошо подойдет кусок старого грубого широкого поясного ремня.
  • Трем лицевой (гладкой) стороной лощила, чередуя продольно-поперечные и круговые движения. При некотором навыке таким способом удается получать даже матовые стекла для фототехники.
  • Остатки абразива смываем водой с моющим для посуды и губкой.

Примечание: смывать нужно в поддон, а не ванну, иначе сантехника погибла.

Видео: передача об изготовлении витражей тиффани

Напоследок – об алюминии

Кто-то, прочтя статью, вспомнит: погодите, а вот остекление мебели? Чем не витраж? В стандартных дюралевых профилях, дешевых, красивых, блестящих. И гнуть их можно.

Нет, там не витраж. Витраж – отдельное транспортабельное изделие в цельной раме, паяной или литой. Ну ладно, спаяем. Алюминий паяется, и даже без аргона – есть специальные «скребущие» припои (ЦОП, к примеру) и не особо едкие флюсы на олеиновой или пальмитиновой кислоте.

Да, но температура нужна 350-400 градусов, стекло в плотном контакте с металлом такую не держит. Если же очень медленно нагревать весь набор на огнеупорном щите, от разницы ТКР он пучится и распадается. Дать припуски на температурное расширение – расседается и разваливается при остывании.

Так что «взаправдашние», не на клею и смолах, витражи в алюминиевом переплете пока не получаются. Если же кто-то придумает, как их делать – это, безусловно, будет революция в витражном искусстве: алюминиевые сплавы легки, а по прочности сравнимы со сталью.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Область применения стеклопакетов с цветным стеклом чрезвычайно широка. Их используют для остекления административных и офисных зданий, торгово – развлекательных центров, а также балконов, лоджий и мансард честных домов. В последнее время очень востребованы подобные стеклопакеты и в обычных квартирах, особенно расположенных на верхних этажах домов.
Технология изготовления таких пакетов в последнее время изменилась. Если раньше оттенок стеклу придавали при помощи колорированной пленки, то сейчас используется современный метод, называющийся «окрашивание в массе».
Суть метода состоит в том, что при производстве стекла производится его обработка, состоящая в напылении специальных оксидных составов для получения нужного цвета.
Цветные стекла выгоднее смотрятся в рамах, также имеющих окраску. Обычному профилю ПВХ также можно придать нужный оттенок. Например, для придания раме коричневого цвета ее можно покрасить специальным составом. Также используется такой метод, как ламинирование рам стеклопакетов. При использовании этого способа рамы покрывают пленкой на специальном оборудовании. Выбор цвета для окраски рам методом ламинирования очень широк. Причем можно покрасить как внешнюю, так и внутреннюю сторону рамы.

Преимущества использования цветных стеклопакетов

Среди массы достоинств, присущих цветным стеклопакетам, можно выделить следующие:
  1. Защита от солнечных лучей. Цветные стекла способны поглощать до 60% (в зависимости от цвета стекла) солнечного света.
  2. Возможность выполнить самые необычные архитектурные решения.
  3. Создание в помещении комфортного микроклимата.
  4. Возможность защиты мебели и отделки помещения от выгорания.
  5. Служат хорошей заменой шторам и жалюзи.
  6. Отсутствие выцветания.
  7. Устойчивость к повреждениям и другие.

Где заказать цветные стеклопакеты

Заказать цветные стеклопакеты предлагает компания «ОКНАСОТА», которая на протяжении почти двадцати лет специализируется на изготовлении высококачественных конструкций для оконных и дверных проемов на всех стадиях производства – от снятия замеров до монтажа готовых изделий.
При желании заказчика установить цветной стеклопакет, специалисты компании помогут выбрать цвет стекла с учетом его характеристик и местоположения, выполнят замеры и установят конструкцию с соблюдением всех технических и технологических требований.
Качество всех работ и изделий подтверждено гарантийными обязательствами и сертификатами качества на используемые материалы.

Классический витраж на окне

Сегодня, когда возрождается интерес ко всему красивому и имеющему индивидуальные черты, витражи в классической технике переживают свое новое рождение. Они выходят из дворцов и соборов и становятся элементами декора современных квартир и домов. Само слово «витраж» обозначает оконное стекло, то есть это окно, собранное из кусочков стекла. Во времена средневековья витражи дополнялись живописью на стекле и служили иллюстрациями к библейским историям. Основное достоинство классического витража – это его долговечность. Но такие витражи представляют собой очень тяжёлую и достаточно хрупкую конструкцию, такие окна лучше делать не открывающимися. Однако все их недостатки меркнут перед их красотой.

Цветное стекло может применяться не только для изготовления окон, это могут быть двери, потолок, перегородки, ниши и панно. Подробнее о применении классических витражей для разных предметов интерьера, в разных стилях и интерьерах можно узнать в следующем меню:

Выбор классического витража для окна

Если вы приняли решение украсить свой дом окнами с витражами в классической технике, то без хорошей рамы, которая позволит окну выполнять все свои функции, вы не обойдетесь.
Рамы для окна изготавливают из следующих материалов:

  • Дерево;
  • Пластик (ПВХ);
  • Алюминий.

Классический витраж для окна

Выбор материала для рамы зависит от общей стилистики помещения, от климата, от функционального назначения помещения, и, наконец, от личного вкуса хозяина. Лучше все для окон с цветными стеклами подойдут, пожалуй, деревянные рамы, более подходящие по стилю и весу.

Рама для окна с витражом может быть любой формы: прямоугольная, арочная, круглая, треугольная и нестандартной формы.

  • Прямоугольная форма окна является традиционной, такие окна применяются везде, и в доме и в офисных помещениях. Поскольку классические витражи представляют собой достаточно тяжелую и хрупкую конструкцию, и площадь цельного окна без перегородок превышает 1 м2, то витраж делят на отдельные фрагменты, соединенные между собой усиливающими профилями. Для наших климатических условий для герметизации стекол и создания достаточно больших окон, способных открываться без дополнительных усилий, применяют вместо традиционного свинцового профиля, более легкий - латунный или медный.
  • Круглые окна, как правило, представляют собой неподвижные конструкции, их используют в мансардах, для декора ванн и саун, иногда в качестве межкомнатных фальш-окон. Цветные стекла с легкостью вписываются в окна такой формы, создавая дополнительные украшения интерьера.
  • Треугольные окна относятся к окнам нестандартной формы, хорошо подчёркивают особенности конструкции здания и всегда добавляют оригинальности отдельным помещениям. Классические витражи не очень подходят для таких окон из-за их конструкции.
  • Арочные окна являются «родными» для классического витража. Арочные готические, венецианские, флорентийские окна великолепно дополняются витражами в классической технике, превращая ваш дом в роскошную резиденцию.
  • Нестандартные окна могут иметь форму трапеции, овала, со всевозможными изогнутыми формами. Необычная форма окна уже привлекает к себе внимание, а украшенная витражом из цветных стекол становится настоящим украшением.

Классический витраж в интерьере и стилях

В связи с технологическими особенностями изготовления классических витражей, нежелательностью использовать мелких и сложных деталей и элементов с острыми окончаниями, при подборе рисунка эскиза для витража из цветного стекла обычно отдают предпочтение рисункам с простыми элементами: квадратной, прямоугольной или близкими к ним геометрическим формам.

Украсить окно цветными стеклами можно в любом интерьере, от кухни до ванны.

  • Кухня – место, где проводятся многие часы, где мы отдыхаем, едим, общаемся с друзьями и воспитываем детей. Цветной витраж в окне должен создавать уют и чувство защищенности. Для таких окон подойдет рисунок в классическом стиле, модерн, абстракция или хай-тек.
  • Прихожая. Как театр начинается с гардероба, так и ваш дом начинается с прихожей, которая формирует первое и самое яркое впечатление о достатке и вкусах хозяев. Сделать прихожую достойным и благородным входом в ваш дом помогут окна с витражами в классическом стиле, ар-деко, модерн. Очень необычно смотрятся окна в прихожей в готическом стиле.

Классический витраж в спальне

  • Гостиная должна располагать к общению, объединяя вашу семью или гостей, и в то же время это достаточно торжественное помещение. Цветные стекла в окнах витражей сделают ее уютнее и теплее. Рисунок витража может быть выполнен в любом стиле, от классики до минимализма. Главное воплотить замысел хозяина.
  • Зал - это всегда большое помещение, главными элементами декора которого являются необыкновенные окна с классическими витражами. Классические витражи хорошо смотрятся именно в классическом стиле, но особенно великолепно и впечатляюще будут смотреться витражи из цветного стека в стиле готика.
  • Спальня – место для расслабления и отдохновения. Яркий свет дня здесь хочется сделать мягким и приглушенным. Витражи из цветных стекол классического, японского, восточного или живописного стилей способны создать необычный декор для спальни.
  • Детская своей обстановкой и интерьером с самых малых лет должна воспитывать правильный вкус у вашего ребенка. Приобщить к прекрасному и историческому помогут витражи в классическом стиле. Для детей небольшого возраста будет интересен витраж в детском стиле, для подростков витраж может быть и в современной абстракции или каком-либо этническом стиле, в зависимости от его интересов.
  • Ванная с витражным окном в классической технике способна стать самым необычным местом вашего дома. Утренние лучи солнца, окрашенные в разные цвета, поднимут вам настроение и раскрасят предстоящий день. Здесь уместен и модерн, и классика и ар-деко.

Подробнее о том, какие еще техники применяются для создания оконных витражей, какие могут быть окна по форме и как они применяются в различных интерьерах, стили оконных витражей, вы можете посмотреть в меню расположенном ниже:

Уход за классическими витражами

Основой классического витража является стекло различного цвета, это стекло окрашенное в массе, которое изготавливается в заводских условиях. Со временем такие стекла не выцветают и не царапаются при эксплуатации. Его можно мыть как обычное стекло, применяя мягкие чистящие средства и хлопчатобумажную ткань или фибру. Не стоит использовать агрессивную химию или средства с абразивами, чтобы не повредить медные или латунные профили. Если витраж находится внутри стеклопакета, то уход за ним сводится к обыкновенному мытью внутреннего и наружного стекла.

Подробнее о технологии создания классического витража из цветного стекла, подборе материалов и уходу за ними вы можете узнать в разделе .

Формирование цены на оконные витражи в классической технике

Стоимость классического витража складывается из следующих факторов:

  • Сложность дизайна. Чем мельче размер элементом и больше их количество, тем выше будет цена.
  • Качество стекла и количество цветов. Чем лучше качество стекла, тем прозрачнее и дороже будет витраж. Более широкая цветовая гамма используемых стёкол также делает витраж дороже.
  • Роспись по стеклу. Необходимость дополнительно расписать стекло витражными красками с обжигом или без него делает витраж дороже.
  • Материал профиля. Может быть медь, латунь или свинец. Самая дорогая - медь, самый вредный - свинец.
  • Сложность монтажа. При монтаже высоких, узких и высокорасположенных окон возникает необходимость устройства строительных лесов, что также удорожает проект.
  • Транспортировка. Дальность транспортировки и сложность погрузочно-разгрузочных работ.

Классика вечна

Наши опытные и талантливые специалисты высочайшей квалификации профессионально изготовят для вас оконный витраж в классической технике любого уровня сложности и выполнят его установку в ваше окно. Мы предоставляем весь комплекс услуг, от разработки эскизов до транспортировки и монтажа. Сроки выполнения заказа зависят от сложности изготовления витража и могут занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Мы работаем по приемлемым ценам, обеспечивая высочайшее качество работы и предоставляя гарантию до 20 лет.

Вы ищете нестандартное декоративное решение, которое выделит ваш фасад и внесёт оригинальные эстетические ноты в интерьер? Возможно, вам стоит отказаться от простых бесцветных стекол. Альтернатива обычным стеклам в современных стеклопакетах – цветные и зеркальные.
В качестве варианта можно использовать метод тонирования стекол в пластиковых окнах. Применяется в декоративных целях и триплекс – многослойное стекло. Обратитесь к специалистам нашей компании – и вам будут предложены различные дизайнерские решения, которые сделают ваши окна выразительнее, а экстерьер и интерьер дома – индивидуальней.

Где применяются цветные и зеркальные стекла?

Неповторимый облик дому придают цветные и зеркальные вставки в стеклопакетах различных форм. Декоративные стекла могут использоваться при изготовлении не только прямоугольных, но и круглых, трапецивидных, арочных, эркерных конструкций.

Но зеркальные и цветные стекла используются не только для вставок в пластиковые окна. Их можно использовать для остекления балконов и лождий. Используется зеркальное и цветное стекло также для декора фасадов. Интересный эффект возникает при остеклении крыши цветным стеклом. Можно использовать такое стекло и для декора зенитных фонарей, а также многих других объектов.

Используя стекла различных цветов, можно добиться витражного эффекта при остеклении. Многообразие оттенков цветного стекла позволяет найти оптимальное дизайнерское решение для любого здания.

Цветные стекла – практичная изюминка вашего интерьера

Декоративные свойства цветного стекла дополняются полезными функциональными характеристиками:

Цветные стекла защищают от солнечных лучей и жары, позволяя летом уменьшить расходы на кондиционирование воздуха в помещении.
- Затемненные стекла защищают вас от любопытных взглядов, подобно шторам или жалюзи.
- Вечером, при включённом свете, вы по-прежнему невидимы для посторонних глаз благодаря тонированному стеклу – так что шторы можно не задергивать.

Наиболее активно цветные стекла применяются в умеренных широтах, так как на юге активное светопоглощение становится недостатком: стекло быстрее разрушается. Но в средней полосе пластиковые окна с цветными стеклами можно использовать смело.

Зеркальные стекла – функциональный комфорт

Рефлекторные стекла, то есть стекла с зеркальным напылением, обеспечивают и защиту от солнечных лучей, и высокий уровень приватности, поскольку не дают рассмотреть с улицы, что делается в помещении.

Зеркальные стекла, изготавливаемые путем нанесения на поверхность тонкого слоя оксида металла, сочетают достоинства цветных и прозрачных. Свет они поглощают так же, как цветные (до 67%), а тепло – всего на уровне 10%. Эти особенности позволяют устанавливать пластиковые окна с зеркальными стеклами в любых климатических условиях.



Статьи по теме: